«Если что-то заболело, желательно идти к врачу.» Часто так делаете?
Гораздо проще спросить совета в интернете или почитать доводы других. Качество таких «советов» крайне низкое и опасное для здоровья. Альтернативы есть, но нужно понимать, как они работают.
На что жалуемся
Что-то заболело или начало беспокоить? Признайтесь, вы не пойдёте к врачу немедленно, сколько бы вам об этом не твердили сами врачи. Все мы ленивы в этом плане. И лишний раз не хотим проходить круги бюрократического ада бесплатного здравоохранения. Или попадать на развод откровенно коммерческих докторов.
Нет, вначале мы все идём в интернет за советом. В роли советчика выступает коллективное сознание, чьи ответы сортируются по прихоти поисковика. Открыл пару ссылок, где написано, что беспокоиться не надо – и всё, на этом обычно всё заканчивается. Или наоборот, перепугался от «страшилок» и побежал в аптеку покупать все лекарства подряд.
И тот, и другой расклад нужно искоренять. Лечиться через Google опасно для нервов и, в конечном счёте, для здоровья в целом. Если уж и хочется получить совет, прежде чем идти на осмотр – то хотя бы услышать его из уст настоящего доктора.
В России есть сервис, позволяющий получать онлайн-консультации врачей прямо на айфон или айфпад. Не тех, кто сидит на форумах и прикидывается экспертом, а настоящих, дипломированных работников сферы здравоохранения. Пишешь проблему, получаешь рекомендацию, которой можно доверять. Там не всё так просто, но и не так плохо, как кажется на первый взгляд.
С кого спрашиваем
Сразу говорю, что ситуацию будем рассматривать на примере конкретного сервиса – HelpMed. Ровно год назад мы писали о нём, вызвав в комментариях неоднозначную реакцию читателей. С доводами «против» мы ещё ознакомимся. В пользу же сервиса можно сказать три вещи.
Во-первых, он продвинутый на российском рынке в техническом плане: у него есть мобильное приложение для iPhone и iPad с вполне удобным, современным интерфейсом. Тут, конечно, кому как, но аналогов в App Store я не нашёл – увидите такие, пишите в комментариях.
В отличие от форумов, где за никами врачей могут прятаться представители фармокологических компаний и рекламных агенств, в этом сервисе можно проследить профессиональные достижения каждого врача, выписывающего рекомендации и советы пользователям. Стопроцентной гарантии вам никто нигде не даст, кроме мошенников, но здесь хотя бы есть прозрачная система найма экспертов. Это вторая причина.
Наконец, третья и самая главная причина – именно эти ребята согласились говорить с нами и отвечать на каверзные, жесткие вопросы. Открытый подход мы всегда приветствуем. Итак, публикуем их ответы.
Разбор полётов
Вопросы заданы редакцией в адрес создателей сервиса HelpMed. Часть из вопросов взята из комментариев к предыдущей публикации на нашем сайте. Ответы публикуем «как есть», не приукрашая.
1. Каким образом отбираются врачи? Где гарантии, что отвечает не виртуал, пользующийся поиском Google?
HelpMed: все наши врачи – не виртуалы. Это действительные специалисты и они оформлены в штате ООО «Хелпмед» с проверкой всех личных данных. За отбор врачей отвечает наш главный врач, которая в нашем проекте со дня основания. Она берет на себя всю работу по поиску, отбору и обучению врачей виртуальному консультированию. Хороший врач и хороший врач, умеющий грамотно изложить свои мысли в тексте, – это две очень разные вещи.
И еще, открою тайну – врачи иногда пользуются Гуглом :) Например, чтобы узнать действующее вещество той или иной марки препарата, коих сейчас развелось очень много.
2. Что делать при необходимости осмотра пациента? Каким образом удалённый врач может помочь (и поможет ли) реальному, уже во время лечения или визита в больницу?
HelpMed: если понадобился личный осмотр – то наш врач отправит на него. Порекомендует, какие анализы стоит сдать до визита, чтобы прием в клинике был наиболее эффективен. При этом он может высказать второе мнение по поводу уже поставленного диагноза и прокомментировать назначенную схему лечения (но не отменить её).
3. Где гарантии качества обслуживания? Куда писать, к кому обращаться, если тебя обманули или прописали неверное лекарство?
HelpMed: гарантии качества обслуживания – наше честное имя! Мы делаем всё, чтобы создать бренд, которому можно доверять. Общение с пациентом происходит в доверительной, рекомендательной форме. Мы не создаем замену очным приемам, мы делаем так, чтобы эти очные приемы были оправданы, происходили вовремя и были максимально эффективны для пациента. Предупрежден – вооружен. И конечно мы вернем деньги по первому требованию клиента, если его что-то не устроило.
4. Что делать, если два врача в приложении противоречат друг другу своими советами?
HelpMed: даже если эта ситуация возможна, хотя представить её крайне сложно (обычно ответы дополняют друг друга, но не противоречат), то имеет смысл спросить еще одного доктора или обратиться к нашему главному врачу за разъяснениями. Мы проведем тщательный аудит ответов и выработаем консолидированное мнение.
5. Насколько легален такой сервис? Какие обязательства он несёт перед здоровьем пользователя?
HelpMed: для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо четко понимать, чего не делает HelpMed:
- не ставит диагнозов
- не назначает лечения
- не выписывает рецепты на лекарства
Общение происходит в формате советов или рекомендаций, позволяющих пользователю лучше понять, с чем он столкнулся, выработать план действий, сделать правильные выводы. Совет врача о том, что надо сходить на очный прием к врачу – это тоже помощь, и не такая маленькая, как кажется.
В России сложился очень большой барьер между пациентом и врачом, мы идем к специалистам уже в крайних случаях, когда проблема сильно ухудшает качество жизни. Эта ситуация и приводит к запущенным случаям, трудному лечению и иногда необратимым последствиям. Мы полностью снимаем этот барьер – достаточно открыть приложение и написать жалобы, чтобы получить мнение реального врача за короткое время. Так это работает во всем цивилизованном мире.
Если кому-то очень нужно закопаться в юридические дебри, то вот, вся информация тут.
6. Лечить себя можно по интернету и без врачей. Зачем платить за это деньги?
HelpMed: ответить на этот вопрос лучше не словами, а коротким роликом с рекламной иностранного сервиса.
Он всё объясняет.
7. Сколько времени приходится ждать ответа врача? Что делать, если вопрос срочный?
HelpMed: отвечают за 24 часа – бесплатно. Месячная подписка за 250 р. – отвечают за час. Подписка «Макси» за 550 р – отвечают в течение 15 минут. Если вопрос срочный не в смысле желания получить быстро ответ, а имеются какие-то тревожные симптомы, вообще не стоит пользоваться Хелпмедом и интернетом. Надо немедленно вызывать скорую (о чем мы предупреждаем пользователей при попытке задать вопрос).
8. Без анализов диагноз не поставить. А функция их загрузки есть только в платной версии. В чем смысл существования бесплатной версии программы, кроме рекламы сервиса?
HelpMed: повторюсь, мы не ставим диагнозы. А на очень большой процент вопросов можно ответить без анализов. Например, диетология или любые общемедицинские вопросы. Также это первичное описание симптомов, где ответом будет непосредственно рекомендация сдать те или иные анализы. А потом с анализами уже – покупать подписку и прикреплять их. В конце концов это коммерческий сервис.
9. Какие больницы сотрудничают с вами и сотрудничают ли?
HelpMed: нет, все врачи в штате у нашей компании. Мы планируем сотрудничество с клиниками, но формат пока не выработан. А желающих уже сейчас очень много. Как со стороны клиник, так и со стороны лабораторий (с последними, однако, мы уже проводим интеграцию – можно будет выбрать ближайшую лабу, проложить маршрут (пешком или на машине) и получить приятную скидку от HelpMed.
10. Приведите примеры, когда и как приложение может помочь пользователю. Как вы сами видите пользу от него?
HelpMed: все преимущества заключены в концепции приложения.
- снимает барьер между врачом и пациентом
- помогает быстро получить совет квалифицированного специалиста, где бы вы ни находились (например, заграницей)
- помогает в ранней диагностике (при первых симптомах можно просто написать в приложение, не тратя усилий)
- улучшит в перспективе качество жизни
Пока писал ответ, пришло письмо от пациента нашему дежурному врачу (авторская орфография сохранена)…
«Юлия, здравствуйте, сегодня позволила себе пообщаться с Вашими докторами, – урологом. эндокринологом немного(только начала), очень удобно, сегодня мне Ваш сайт нравится, я с трудом передвигаюсь, на 1 группе инвалидности после инсульта, узкие врачи посещают меня на дому по вызову терапевта, иногда приходится подолгу ждать их посещения, а у Вас в этом смысле все очень удобно и комфортно, и качеством консультаций я тоже довольна(тьфу,тьфу), сегодня узнала ответы на многие свои вопросы, на получение которых бы через поликлинику у меня ушло бы очень много времени и сил, очень рада, что попала на Ваш сайт. Спасибо всем вашим докторам за работу, всего доброго, Вам отдельное спасибо за вчерашний совет…»
Это немного эмоционально, но отражает суть и пользу сервиса. Такие благодарности мы стали получать постоянно после наведения порядка во врачебном составе (раньше врачи не работали у нас, а были «фрилансерами», что сильно ухудшало качество услуги).
Ваше мнение
С ответами разобрались, у меня лично больше вопросов не осталось. Зато уверен, что вопросы остались у вас. А может, просто предложения, возникшие после тестирования сервиса. Смело задавайте их в комментариях, интересно будет провести дискуссию по этому вопросу.
Что касается приложения HelpMed – оно бесплатное, как и сами консультации. Ограничены только минимальные сроки и количество вопросов в день. Иными словами, вы можете попробовать сервис прямо сейчас, без оплаты, а там уже решите, нужен ли он вам.
Попробовать можно на сайте: www.helpmed.ru
12 комментариев
Форум →Очень похоже на шарашку.
я вам как хирург говорю ( пусть и бывший), ничего лучше собранного анамнеза очно, визуального осмотра просто нет. Вся эта лень до добра не доведет. А вот по поводу нынешних врачей. Честных, хороших и опытных всех уволили по указанию нашего правительства. И до 2018 года уволят столько же. Приходится идти работать в другие сферы. Так что вам ни только онлайн консультант не поможет, но и очно в частной клинике по ДМС назначат такое лечение лабиринтное, что ваша страховка за пару посещений сгорит.
бесплатным бывает сыр самизнаетегде и медицина . тоже самизнаете где.
за всё остальное приходится платить.
вот интересно – почему за еду наш человек готов платить. за крышу над головой – тоже. за транспорт – пожалуйста. даже за музыку и кино.
а за здоровье своё – ни в жисть! пложено бесплатно!
Харон тоже бесплатное переправит, по ОМС?
@yurizx, а кому у нас платить? Это знаете ли большой вопрос. Госврачы работают плохо, платные по кругу катают, страховка только насморк лечет. Так что хорошего врача найти это еще та тема, поэтому все и смотрят что где и только в конце идут к врачу.
На все перечисленное могу дать живые примеры.
@tamtam, а на кону-то – здоровье=>жизнь. понятно, что многим она по одному месту, жизнь эта. но это пока гром не грянул. а грянет – глядишь, и креститься уже поздно…
@yurizx, почитайте сверху мнение бывшего хирурга, полностью согласен. Вопрос не в бесплатности, а вопрос в сборе мнений при лечении. Простой пример: проверка зрения у ребенка- два диагноза в двух клиниках, теперь пойдем в третью. Хорошо, если не скажут еще вариант. И чего, мне платную статистику собрать по клиникам, а потом методом статистического анализа диагноз выбирать. Пример два, у человека аллергия, человек просит выписать соответсвующие лекарства, выписывают, человек покупает, смотрит инструкцию узнает что именно ему нельзя. Платная клиника. А уж сколько вариантов – чего приперлись, у вас все хорошо и потом через полгода, что же вы так запустили-то. Так что лишний совет полезен. А заменить им лечение и сами врачи не позволят, да и свой мозг надо иметь.
@yurizx, нет, у меня только наличка.
@XAPOH, так и я о том же.
Кто говорит о бесплатности? Вопрос тащиться в больницу, тратить время или задать вопрос онлайн. Понятно, что аппендицит в онлайне не вылечится, анализы не сдадутся. Но первичная консультация сэкономит кучу времени.
@tet-a-tet, угу, приходишь ты в больницу и сразу требуешь направление на операцию, ну скажем, на позвоночнике. Тебя, в любом случае отправят к врачу-терапевту, который назначит анализы и исследования. А все эти “а вот мне в интернете посоветовали сделать томографию” никого не интересуют.
@stepkin2, Как часто вы приходите в больницу требовать операцию на позвоночнике? Обычно люди приходят с насморком, кашлем, аллергией. И ничего, кроме стандартного набора лекарств, + чувства, что они не зря сходили (а на самом деле зря) не остается.
не совсем понятно – работает ли сервис просто с сайта, без телефона?
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Почему Mac часто теряет Wi-Fi подключение
Как разобраться, что “съедает” память на Mac
4 способа подключить микрофон к Mac mini
Как убрать Skype, Viber, WhatsApp из истории звонков iPhone?
Как узнать, какая последняя версия iOS есть для вашего iPhone
Разделяем историю звонков и сообщений на двух iPhone с одним Apple ID
Почему в macOS Ventura не синхронизируются сообщения с iPhone
Батарея iPhone странно себя ведет. Что делать?