
В то время как многие аналитики, исследователи и даже некоторые бизнесмены считают, что Apple должна увеличить дисплей iPhone, чтобы поспевать за конкурентами, статистика от Google указывает на правильность выбранной американской компанией тактики. Дело в том, что из всех присутствующих на рынке Android-устройств лишь 10% можно отнести к смартфонам с большим дисплеем, «плафонам» и планшетам.
«Экранная» статистика Google

Google ведет скрупулезную статистику касательно дел на рынке Android-устройств, так как от этого в определенной степени зависит качество и количество сторонних приложений для платформы. Ведь надо разработчикам знать, на что именно ориентироваться при создании своих продуктов. Например, в данном случае речь идет о размерах и плотности дисплея гаджетов, имеющих доступ к Google Play.
Так, по состоянию на 1 мая этого года, 80% смартфонов, с которых был произведен вход в магазин приложений Google, оказались в категории «нормальных» в плане размера дисплея. Забавно, но «нормальной» Google считает диагональ дисплея в 4 дюйма, как в iPhone 5.
В свою очередь, в категории «маленьких» устройств (с 3,5-дюймовым дисплеем и менее) насчитано лишь немногим меньше смартфонов, чем в группе монструозных гаджетов с огромными дисплеями, а именно, 9,8%. «Монстры» делятся на группу «больших» устройств с дисплеем более 4-х дюймов и до 7 дюймов, таких оказалось 5,6%, а также на аппараты в классе «XL» (7–10 дюймов), которых определено лишь 4,9%. На схеме ниже можно оценить категоризацию мобильных устройств по размеру дисплея в версии Google.

Что вы на это скажете, любители «лопат»? Даже мелких по современным меркам смартфонов, с размером дисплея как у iPhone 3GS, оказалось не намного меньше, чем здоровенных гаджетов, если учитывать планшеты. А без данной категории, «мелкие» лидируют и, похоже, что гибриды «ПЛАншета и смартФОНА», да и более компактные представители семейства тоже, далеко не в таком фаворе у народа, как это может показаться из бурных обсуждений подобных устройств и по комментариям в тематических статьях. Как минимум, кошельком люди голосуют за компактные аппараты с дисплеем до четырех дюймов включительно.
Быть или не быть «плафону» от Apple?
Будьте уверены, в Apple тоже активно изучают рынок и тоже в курсе РЕАЛЬНЫХ предпочтений пользователей. Именно поэтому мы пользуемся 4-дюймовым iPhone 5, а не 4,5 или 5-дюймовым. Хотя, кто знает, что случится в будущем, но в настоящем каких-то резких изменений в политике компании ждать не стоит, и руководство Apple это подтверждает.
В частности, Тим Кук хоть и не стремится предавать огласке какие-либо планы относительно перспектив выпуска iPhone с увеличенным дисплеем, но на вопрос о размерах экранов, полученный во время недавней телеконференции по результатам финансовой деятельности, он ответил весьма однозначно:
На мой взгляд, в iPhone 5 идеальный дисплей, лучший в индустрии. Мы всегда стремимся предложить нашим потребителям все самое лучшее…. Некоторым пользователям нравятся экраны с большой диагональю. Иные ценят совсем другие характеристики вроде разрешения, качества цветопередачи, баланса белого, яркости, долговечности дисплея, энергопотребления, совместимости с приложениями [по разрешению] и других качеств. Наши конкуренты выпустили немало компромиссных решений, пожертвовав некоторые из этих характеристик в пользу увеличенного экрана. Мы на такие компромиссы ради большей диагонали не готовы.
Конечно, сейчас крупные Android-смартфоны от Samsung и других производителей являются более прибыльными моделями в плане маржи с каждого проданного устройства. Тем не менее, изначально появление больших телефонов было скорее вынужденной мерой, которая со временем превратилась в маркетинговый ход. В частности, модели первого поколения Android-смартфонов с поддержкой стандарта LTE пришлось выпускать большими из-за необходимости всунуть в них более емкий аккумулятор, необходимый для питания очень прожорливых в плане энергопотребления LTE-модемов.
В ходе разработки iPhone 5 появились и более экономичные, а также универсальные модемы с поддержкой основных мировых стандартов LTE, и у компании был выбор, каким делать смартфон: огромным или же придерживаться выбранной тактики. Apple решила не отходить от намеченного пути, увеличив дисплей в высоту и добавив немного пикселей, чтобы осталась неизменной плотность.

Критики отметили, что эта модель так и не стала лидером продаж среди линейки последних iPhone. Есть данные, что доля продаж iPhone 5 среди продуктов компании составляет «всего» 50% и народ в принципе чаще обращает внимание на более дешевый iPhone 4. Как-то это надумано, особенно если учесть постоянный рост продаж флагмана.
Кроме того, если уж сравнивать с флагманами на базе ОС Android, то по статистике, гораздо меньше пользователей выбирают для себя устройства с огромным дисплеем. Так что выводы относительно необходимости выпускать побольше смартфонов-гигантов можно смело отнести в разряд «дефектной логики».
Фрагментация рынка Android-устройств и странные принципы Google для борьбы с ней
Как упоминалось выше, статистика об использовании устройств с разными размерами дисплея и другими данными публикуется Google для разработчиков. Эта информация должна помочь им в принятии решений по поводу поддержки тех или иных функций в их программах (если речь идет о разных версиях ОС Android, размере дисплея, его плотности) и в выборе в пользу универсальных приложений, работающих на любом Android-устройстве. Ну, а как вы знаете, статистика — это весьма необычная и непостоянная наука, почти как дышло — куда повернул, туда и вышло.
Например, компания запланировала изменить градацию дисплеев гаджетов на базе Android 3.2 и разграничивать их по ширине экрана. Но это оказалось не так просто, так как на тот момент почти половина планшетов работала на базе даже более ранней ОС, чем Android 3.1 Honeycomb, релиз которой состоялся еще в 2011 году. К тому же было решено полностью исключить те активные устройства, с которых пользователи в Google Play не заходят. Из-за этого, кстати, в результатах не учитываются такие гаджеты на базе Android без доступа к Google Play как Kindle Fire от Amazon или Nook от B&N, работающие на не самых новых версиях Android.

В итоге, описанные перемены в оценке и вычислениях привели к некоторым выгодным для Google изменениям и в финальных результатах. По итогам исследования, 25% активных Android-устройств работают на базе ОС Jelly Bean (4.1 и новее), которая появилась за пару месяцев до iOS 6. А ранее результат составлял всего 16,5%. Вот она — борьба с фрагментацией с помощью статистики. Дешево и сердито.
Чтобы все стало совсем уж хорошо, перестали учитываться и устройства, работающие на базе старых версий Android: в статистику не вошли 3,6% гаджетов с Android 2.2 Froyo на борту и 4% — на базе Android 2.3 Gingerbread. Обе они увидели свет наряду с iOS 4 в 2010 году.
Но шаманство с цифрами не повлияет на рынок и на реальность, разве что исказит ее в глазах пользователей и разработчиков. При этом Samsung и другие производители Android-устройств продолжают выпускать и продавать смартфоны на базе этих старых версий ОС. Сей факт даже заставил Американский союз гражданских свобод обратиться в Федеральную торговую комиссию США с просьбой изучить принципы работы американских сотовых операторов. В организации решили, что операторы не торопятся с программным обновлением созданных специально для них Android-устройств.
Хотя, проблема, на самом деле, не только в операторах, вовремя не предоставляющих нужные данные производителям и долго тестирующих готовые прошивки. В мире Android в принципе не принято слишком долго поддерживать старые устройства. Google делает вид, что борется с фрагментацией, при этом каждые полгода выдает по новой версии ОС. Производители пламенно обещают обновить ПО своих продуктов, но выполняют обещания долго и для небольшого количества избранных моделей. Но простой пользователь в эти дебри обычно не лезет. Он покупает дорогой смартфон в надежде получить хорошую программную поддержку, а потом ждет, ждет, ждет…
Фил Шиллер задевает Google за живое
Те же изменения в оценке базы Android-устройств заметил и старший вице-президент Apple по маркетингу Фил Шиллер незадолго до релиза Samsung Galaxy S4. Он заявил в интервью для Wall Street Journal, что фрагментация рынка, о которой говорилось выше, остается большой проблемой для разработчиков ПО для Android. А в общении с журналистом Reuters Шиллер обратил внимание на собственные исследования Google, согласно которым 16% Android-устройств работают на базе годовалой версии платформы, а более 50% используют ПО, выпущенное более двух лет назад.

Компания Google внесла изменения в процесс оценки и выбора предметов исследования через две недели после публикации своего предыдущего, апрельского отчета. Это привело к искусственному увеличению пропорции в пользу новых версий ОС Android, вышедших меньше года назад. В свою очередь, число владельцев устройств на базе прошивок от 2010 года искусственно сократилось и стало меньше 50%.
И как же Google объясняет свои хитрые «пляски» со статистикой? Легко и особо не напрягаясь:
Мы считаем, что новые данные точней отображают число потребителей, которые более активно пользуются ОС Android и экосистемой Google Play
Однако эти изменения также помогают скрыть, что гигантские масштабы поставок и активаций Android-устройств, которыми так гордится и хвастает интернет-компания, нельзя напрямую сравнить с поставками iOS-устройств. Ведь огромная доля смартфонов на базе Android не интегрируется с экосистемой Google Play, даже такие, которые изначально создавались для активного ее использования.
Этот факт объясняет, почему статистика поставок Android-устройств от аналитических компаний вроде IDC не имеет ничего общего с данными о реальном использовании таких смартфонов и планшетов в плане продаж приложений и медиа-контента, веб-серфинга, корпоративного применения и т. п. Соответственно, напрямую сравнивать сухие цифры в отношении iOS и Android все-таки не стоит, как и поддаваться истерии по поводу большой диагонали дисплея в современных флагманах. С другой стороны, к чему слова? Надо все попробовать самому, а потом уже решать, что будет удобнее для вас лично. [ai]

кто-нибудь, кто не упоротый хомячок, может мне объяснить что за проблемы у гугла с фрагментацией, что ей уделяют столько внимания постоянно?
сами скажите что лучше, либо когда у тебя просто приложение растягивается, либо пользователи айфона5 пол года вынуждены ждать пока разработчик соизволит оптимизировать приложение?
@Faboloso, есть две диагонали айфона – 3.5 и 4 дюйма. У андройдовых смартфонов около 30 диагоналей (от 2.8 до 6.3 с шагом чуть ли не в десятую дюйма), и выхода приложения, оптимизированного для вашего смартфона (если это не последний гэлакси), вы можете вообще не дождаться никогда. И в этом – вся соль фрагментации. Стопятьсот версий андройда и диагоналей экрана для каждой из них, и массовые харакири в среде разработчиков при выходе очередного флагмана с новой диагональю экрана (новый Galaxy SV – c экраном 5.26″!!1).
@iChernovik, Samsung Galaxy Note 2. За 4 месяца пользования ни одного НЕ оптимизированного приложения под 5.55 дюймов не обнаружено. Проблема фрагментации, полагаю, касается лишь совсем уж экзотических диагоналей.
Кажется вы не понимаете сути вопроса, это решено маштабированием интерфейса, как вэб-сайты, они тянутся
@Faboloso, У андроида два типа фрагментации:
1) По размеру экрана. Да приложения легко сделать, чтобы они растягивались, но согласитесь простое растягивание не даст того комфорта когда ты приложение заточил под один – два размера. По тому, что на одном экране кнопка будет маленькой на второй слишком большой и т.д. – место используется не рационально
2) По версии OC. Вы бы знали сколько мороки с поддрежкой разных версий андроида. Казалось бы более новая версия лишь усовершенствованная старая. На деле же, если приложение к примеру должно работать на версиях 2.2 -4.x постоянно находятся вещи, которые работают по разному. Нет я не хочу сказать, что в iOS нет такой проблемы, но по сравнению с андроидом – это не проблема, а мелкое неудобство.
@Silmaril, но никто не хочет замечать, что на андроиде 2.2, 3.2, 4.4 работает большинство программ из маркета, что не скажешь о стареньком 3G на который практически невозможно найти программ в App Store… старые версии прошивок просто перестают поддерживаться разработчиками
@Faboloso, представьте, какого разработчику делать текстуры под xx-dpi, а так же делать костыли для тысяч видеокарты, которые ведут себя по разному.
А если хотите сами увидеть, поставьте “Злых птиц” на любой “современный флагман”, а лучше на несколько, и положите рядом иФон с этими же “злыми птицами”. Даже на телефонах с одинаковыми экранами, но разными видеокартами, они ведут себя совершенно по-разному, даже отрисовка интерфейса.
@Faboloso, Ну например если разработчик написал приложение со своим дизайном и на каждый элемент наложил свои, им созданные текстуры, то при растягивании этой текстуры теряется та изюминка. Вот вы играли например на экране с диагональю 22 дюйма в игру с разрешением 800×600, эффект примерно тоже(утрировано, но суть ясна).
Соответственно что бы на всех разрешениях все выглядело нормально приходится под каждую диагональ подгонять текстуры и размеры всех элементов в следствии чего растет сложность приложения и размер тоже кстати. А на яфоне этого делать не надо ведь там всего 3,5 и 4 дюйма.
@Alex, ну это тоже можно как-то автоматизировать, не в рантайме конечно, а хотя бы чтобы иметь возможность быстро собрать приложение под любые возможные условия
@Innerspace, только гугл на это никак повлиять не может, единственнй вариант – жесткий контроль качества, но пока они не хотят идти на такое
@Innerspace, В коде конечно можно выполнять проверку на диагональ и в зависимости от этого подгружать текстуры. ( например когда пишешь под iOS можно указать только название png файла например image, и если у тебя есть два изображения [email protected] и image.png то в зависимости от ретины или нет оно само подгружает нужное) Но рисование этих текстур не кто отменял, пусть даже этим могут заниматься дизайнеры или художники. Так есть же разница нарисовать две текстурки или 10-20, а в нормальном приложении текстур довольно много. Вот может посчитать необходимую работу, она увеличивается в 10-20 раз. И к сожалению многие простому масштабированию (рястягиванию) не подлежат, их приходится заново перерисовывать.
@Alex, Поэтому просто многие пишут под самые популярные разрешения, под флагманы. А у кого так скажем нестандартное разрешение вообще ни когда не дождутся обновления под их экран.