Россия занимает третье место в мире по добыче нефти и второе место по добыче газа. По этим показателям она уступает только США и Саудовской Аравии.
В 2023 году в России каждый день добывалось 10,35 млн баррелей нефти. Самым сложным способом добычи нефти является морская платформа.
Это большое сооружение, которое должно не только добывать нефть, а ещё защищать работников от природных катаклизмов и предотвращать экологические катастрофы.
В России есть 15 морских нефтяных платформ. Самая крупная из них, «Беркут», является также самой большой в мире. Это международный проект Роснефти, строительство которого обошлось в $12 млрд.
Кратко
Как идет подготовка к строительству платформы
Строительство подводного основания «Беркута»
Создание любой нефтегазовой платформы включает в себя несколько этапов:
▶︎ Проектирование
▶︎ Изготовление
▶︎ Транспортировку
▶︎ Установку
▶︎ Ввод в эксплуатацию
Для строительства платформы требуются годы планирования и проектирования, которое учитывает особенности самого объекта и того места, где он будет установлен. Инженерам необходимо тщательно изучить условия окружающей среды, такие как глубина воды, течение и высота волн. Платформа должна быть немного подвижной, чтобы сопротивляться течению.
В зависимости от того, на каком месторождении она будет работать, и как будет осуществляться добыча ископаемых, будут меняться и требования к установленному оборудованию, которое производится под заказ.
Какие были сложности с логистикой
Доставка подводной опоры «Беркута» в Охотское море
После проектирования наступает процесс изготовления. Как правило, строительство осуществляется в разных местах, нередко в разных странах, а затем все детали в готовом виде доставляют сразу к месту, где будет установлена платформа.
Компоненты для платформы изготавливаются из самых качественных материалов. Часто строительство платформы способствует развитию экономики в том регионе, где оно осуществляется. Например, для строительства основания и опор «Беркута», было создано два бетонных завода, а на стройплощадке работало 2000 человек.
Доставка всех деталей платформы тоже сложный процесс, в первую очередь с логистической точки зрения. Для транспортировки крупных компонентов, таких как основания, верхнего модуля и бура, нужно арендовать флот из специально подготовленных кораблей и команды.
Планирование доставки осуществляется на этапе строительства, потому что только на подготовку к перевозке нужно потратить несколько месяцев. Без форс-мажоров не обходится.
Запорный вентиль для «Беркута», который нужен для равномерного поступления нефти, пришлось быстро доставить в Южную Корею из Италии из-за ускорения строительства.
Для этой цели был привлечен грузовой самолет Ан-124 «Руслан». Однако аэропорт Пусан, который ближе всего находится к строительной верфи, не мог принять такой большой самолет. Тогда его было решено посадить в Сеуле, а груз перевезти в порт и на барже отправить в верфь.
Этап установки обычно проводится на месте, где будет стоять платформа. Он может длиться несколько месяцев. Во время установки все компоненты платформы соединяются друг с другом, а также настраиваются системы для её жизнеобеспечения.
Заключительным этапом являются всевозможные проверки, которые проверяют системы платформы перед тем, как на неё доставят рабочих и начнется добыча нефти.
Из чего состоит нефтегазовая платформа
Строительство платформы «Беркут» началось в 2009 году, а в эксплуатацию она была введена в 2014 году. Она часть масштабного проекта «Сахалин-1» по добыче нефти и газа возле острова Сахалин.
«Беркут» является стационарной платформой, которая состоит из надводного модуля и подводного основания, зафиксированного на морском дне.
«Беркут» в цифрах
▶︎ Основание платформы состоит из железобетонной плиты размером 134 х 101,4 метра и высотой 13,4 метра
▶︎ На этой плите установлены четыре колонны высотой 54,6 метра и диаметром 25,6 метра для удержания верхнего модуля
▶︎ Вес только основания составляет 160 тонн. Оно установлено на глубине 33,6 метра в Охотском море.
Какие технологии применялись в строительстве
Схема «Беркута»
После установки основания на него был установлен верхний модуль, который целиком был построен в Южной Корее. К слову, основание платформы строили в городе Находка, а буровую вышку построили в Калининграде. Всего в строительстве «Беркута» участвовало 20 стран.
Верхний модуль, включающий все оборудование и жилой блок, установлен в специальные отверстия на бетонные платформы. Места, в которых трубы и крепления модуля соединяются с опорами, закрыты подшипниками из армированной резины. Это нужно для того, чтобы платформа оставалась устойчивой во время землетрясений до 9 баллов.
«Беркут» рассчитана на работу при морозе до -44 ℃ и шторме, при котором высота волн достигает 18 метров. Отчасти поэтому у неё такие толстые опоры.
Как устроена жизнь на платформе
«Беркут» вмещает 240 человек. Это требование безопасности, потому что на такое число рассчитаны спасательные шлюпки.
Сама платформа находится в 25 километрах от северной части острова Сахалин, на шельфе в Охотском море. От ближайшего населенного пункта до платформы на вертолете лететь 40 минут, по морю на корабле — 8 часов.
Работа на «Беркуте» проходит вахтовым методом. Сотрудников доставляют на вертолете. Но нередко бывают ситуации, когда из-за непогоды вертолет прилетает на несколько дней позже запланированного срока. На корабле доставляется провизия и оборудование.
Высота платформы с основанием составляет 144 метра, что эквивалентно 50-этажному зданию. Верхний модуль имеет высоту 6 этажей. Он включает множество технических помещений и жилой отсек.
В каждой комнате есть стол, шкаф и кровать. В небольшой прихожей находится туалет и душ. Есть комнаты, рассчитанные на двоих. На объекте предусмотрена большая столовая, которая работает круглосуточно.
Сейчас на платформе все разговаривают на русском языке. До 2022 года основным языком был английский, потому что были рабочие и из других стран.
На «Беркуте» есть собственный электрогенератор, который обеспечивает электричеством всю платформу. Работает он на газе, который добывается из-под земли. Также есть система очистки морской воды.
Все отходы на платформе, в том числе и бытовые, уходят обратно под землю через отдельную скважину.
Как добывается нефть
Схема добычи нефти на стационарной платформе
Чтобы достичь месторождение нефти, необходимо пробурить тоннель под землей, длина которого может составлять несколько километров. Все зависит от того, где находится нефть.
Бурение происходит не вертикально, а наклонно-направленно, потому что нефть находится не прямо под платформой, а рядом с ней. Кроме того, месторождения могут быть изолированы друг от друга. Бур сделан из высокопрочной стали, а режущие элементы из искусственных алмазов.
От платформы под землей расходятся десятки скважин («Беркут» рассчитана на 45 скважин). Самая сложная задача заключается в том, чтобы при бурении одной скважины не были задеты остальные. Навигация под землей осуществляется с помощью телеметрических систем.
Добыча нефти обеспечивается уравниванием давления. Чтобы нефть не била из скважины гигантским фонтаном (под землей очень высокое давление), в неё подается давление с компрессоров, которые установлены на платформе.
Нефть, поступающая из скважин, перетекает на платформе в одну большую трубу, и через неё уже поступает на материк.
«Беркут» рассчитана на добычу 12 тысяч тонн нефти в сутки. Это 4,5 млн тонн нефти в год.
Когда «Беркут» закончит работать
«Беркут» рассчитана на работу до 2040-2050 года. Окончательный срок будет зависеть от темпов нефтедобычи.
После завершения работы все скважины закупориваются, чтобы предотвратить утечку в будущем, а сама платформа разбирается. Сначала по частям удаляется верхний модуль, а затем основания.
Это тоже дорогостоящая и сложная процедура, которая может занять несколько лет. Но пока что об этом не идет речь.
Ещё интересное, чтобы расширить горизонт 🙌
▸ Этот новый мост в Китае побил сразу 10 мировых рекордов. Его патрулируют роботы, аналогов в мире нет
▸ Что случилось с уникальным космическим кораблём Буран. Это ответка СССР на Шатл из США, который забросили
▸ Этот безумный советский вездеход «Харьковчанка» ездил по Антарктиде 60 лет. Аналогов ему до сих пор нет
24 комментариев
Форум →Теперь мне понятно почему в России такой дорогой бензин при таком количестве добытой нефти. Интересная статья
я случайно наткнулся на ролик Дудя, про техас и добычу там нефти, буквально вчера.С кем он беседовал ( специалист нефтевик из России) объяснял почему дорогой бензин в России, по его словам , из-за урегулирования государством а не рыночным подходом.Интересный подход был, да и информация была интересная.Место для размышления.
Если бы у нас в РФ нефть была, так же жили бы! – самый топовый камент у Дудя :)
СИДОРОВ! Ну могёшь же, когда захочешь. Классная статья
Ошибка в массе основания. “тысяч” упустили
Да. Тоже удивился
Считайте что она уже Китайская а не Российская.
было интересно! спасибо!
Интересный материал!
ну красота же
Сначала думал что вся платформа делается в России, потом увидел что только основание. То бишь один бетон. Все остальное- тлетворный Запад и азиаты. Молодцы, чо.
анало говнет!!!почему китайцы, немцы и американцы не пишут про свои изобретения в таком же тоне?
да потому что они не умеют готовить бетон ))))))
Американцы и китайцы пишут и трещат по всем каналам, в новостях и в ток-шоу. С чего вы взяли, что не пишут? Это же повышение лояльности к национальным проектам.
Хотелось бы посмотреть как под водой ора выглядит)) чисто для фобии)₽
Интересная статья. Так держать 👍
Вес неправильно написан. Не может быть вес основания всего 160 тонн, это как один танк, а тут бетонная платформа 100х100метров. Может 160 тыс. тонн?
Не «может», а точно так – тысяч тонн. Но танк современный не весит 160 тонн. «Только» 50-70. А вот карьерный самосвал небольшой – вполне. Большие же карьерные самосвалы весят 700-800 тонн.
Как же хорошо Россия добывает нефть и газ! Надо бы дотировать эту область из госбюджета, чтобы было “Ну ваще!”
И не важно, кому идут деньги за продажу этих очень полезных кому-то ископаемых. Главное, чтобы аналогов не было.
А потом Стивен Сигал по ней бегает и все взрывает
АналоГовнет
Вот он☺️💪🏾
Там из нашего только маты.
Бетон наш. Почти 200 тысяч тонн песка, цемента и арматуры.
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как на iPhone отделить объект от фона на фотографии на iOS 15 или старых iPhone
Можно ли убрать царапины с Apple Watch
Как импортировать контакты с SIM-карты на iPhone
Почему экран iPhone показывает очень бледные цвета?
Выводим звук из приложений macOS на разные устройства
Батарея iPhone странно себя ведет. Что делать?
Пропала строка состояния на iPhone, как вернуть
Как включить отзеркаливание фото при съемке фронтальной камерой iPhone на iOS 14