Войти

Или войди с помощью

Этот безумный советский вездеход «Харьковчанка» ездил по Антарктиде 60 лет. Аналогов ему до сих пор нет

Илья Сидоров avatar |
/

Почти 70 лет назад в Советском союзе был создан антарктический вездеход «Харьковчанка», который до сих пор не имеет аналогов в мире.

Эта машина использовалась для исследования Антарктиды и поездки на Южный Полюс, а впоследствии для многих других научных миссий и задач.

«Харьковчанка» продемонстрировала всему миру машиностроительные возможности СССР, но сегодня о ней почти ничего неизвестно, а многие и вовсе не знают, что когда-то был такой вездеход. Сейчас это исправим.

Кратко

Зачем её создали


АТ-Т

В 1955 году началась Советская Антарктическая экспедиция (САЭ), в ходе которой полярники должны были создать исследовательские станции и закрепиться на неизведанном на тот момент материке.

Одной из главных составляющих экспедиций всегда был транспорт. В первую экспедицию ученые взяли военные грузовики и тракторы на гусеницах.

Грузовики показали свою бесполезность в условиях Антарктиды, а тракторы, наоборот, продемонстрировали эффективность гусениц в снегах.

Сразу стало понятно, что на Антарктиде нужен особенный транспорт. В 1958 году, в составе 4-й САЭ, на Антарктиду были доставлены первые вездеходы АТ-Т (артиллерийский тягач — тяжёлый).


АТ-Т

Их производство началось в 1950 году, и они предназначались для исследования труднодоступных районов СССР. Гусеница, двигатель, коробка передач и привод были взяты от танка Т-54, а кабина представляла из себя расширенную версию кабины грузовика ЗИС-150.

АТ-Т были очень эффективными, но все же имели ряд недостатков, из-за которых на одних АТ-Т невозможно было достичь Южного Полюса.

Чем ближе подъезжаешь к Южному полюсу, тем ниже становится температура. Она может достигать -70-80 ℃, и при такой температуре топливо замерзало. Экипажу приходилось выходить на улицу и разводить костер под машиной, чтобы разогреть дизель. Помимо того, что это долго и сложно, нужно учитывать, что для человеческого организма долгое нахождение на улице при такой температуре, является серьезным испытанием.

Кроме того, кузов АТ-Т не был приспособлен к долгим экспедициям в тяжелых условиях. Поэтому полярникам срочно понадобилась замена.

◦ Назад ◬

Главные фишки «Харьковчанки»


«Харьковчанка»

В 1957 году правительство СССР поручило создать новый вездеход двум харьковским предприятиям: машиностроительный завод отвечал за шасси, а авиационный завод — за кузов «Харьковчанки». Вездеход был создан за три месяца, рекордный срок и по нынешним временам.

В основе «Харьковчанки» лежат агрегаты от танка Т-54, но с удлиненным шасси на два катка и метровой гусеницей, чтобы улучшить сцепление со снегом.

Двигатель размещался в салоне. Главный недостаток АТ-Т превратили в преимущество в «Харьковчанке». При необходимости экипаж мог починить двигатель, не выходя на улицу.

Конструкция гусениц и двигателя была простая и уже всем известная. В этом был смысл, потому что чем проще конструкция, тем её проще ремонтировать. Никаких СТО на Антарктиде не было, поэтому полярникам приходилось все делать самостоятельно.

Поверх шасси была установлена герметичная кабина, в которой экипаж мог жить и работать. В салоне имелось 6-8 спальных мест, туалет, небольшая кухня, мастерская и лаборатория.

На крыше был установлен прозрачный навигационный купол. В то время не было ни GPS, ни ГЛОНАСС, поэтому полярникам приходилось ориентироваться по звездам и прокладывать маршрут с помощью секстанта и хронометра.

«Харьковчанка» имела длину 8,5 метров, ширину 3,5 метра и высоту 4 метра. Её форсированный дизельный двигатель с приводным нагнетателем выдавал 995 л.с., но максимальная скорость была ограничена 30 км/ч, а в реальности она передвигалась ещё медленнее.


Выгрузка «Харьковчанки» с дизель-электрохода «Обь» в Антарктиде.

Это связано с тем, что вес «Харьковчанки» составляет 35 тонн, ещё она таскала прицеп с топливом весом 70 тонн.

26 декабря 1959 года колонна из двух «Харьковчанок» и одного АТ-Т достигли Южного полюса через восток Антарктиды. Экспедиция длилась 98 дней (с 27 сентября 1959 года до 8 января 1960 года). За это время «Харьковчанки» и АТ-Т преодолели 4000 км от станции Мирный до Южного полюса и обратно.

◦ Назад ◬

Какие недостатки у «Харьковчанки»

«Харьковчанки» не зря таскали за собой топливо. Дело в том, что у них был огромный расход, который объяснялся высоким весом самих вездеходов и перевозимых прицепов с топливом.

При скорости 6 км/ч «Харьковчанки» потребляли до 12 литров дизеля на 1 км.

К 6 ноября санно-гусеничный поезд (три снегохода «Харьковчанка» и два тягача) был полностью подготовлен к движению в центральные районы материка. В 15 час. 10 мин. по московскому времени он вышел со станции Комсомольская, имея на буксире 11 саней-прицепов с общим грузом (вместе с санями) около 250 т. Только одного топлива было около 110 т.

Александр Дралкин, глава экспедиции к Южному Полюсу 1959 года

Более крупные гусеницы тоже оказались проблемой, потому что они часто ломались, а ремонт усложняли сильные морозы.


Ремонт гусениц на «Харьковчанке»

Во время перехода из Мирного до станции Комсомольская пришлось заменить 220 стальных пальцев и 20 траков.

Но, когда ломались стальные пальцы, соединяющие траки гусениц, механикам-водителям на морозе в 50°, при метелях приходилось вооружаться кувалдами. При такой большой высоте над уровнем моря и постоянном кислородном голоде достаточно было сделать два — три удара кувалдой и дышать становилось трудно, требовался отдых. Тогда на смену уставшему приходили другие участники перегона.

Александр Дралкин, глава экспедиции к Южному Полюсу 1959 года

Проблемы с гусеницами были настолько серьезными, что уже в середине экспедиции было принято решение укоротить уширители вместо одного метра до 75 см.

Изоляция кабины оказалась намного хуже ожиданий. Инженеры рассчитывали, что температура в кабине будет падать на 1-2 градуса за ночь. Но в реальности за одну ночь она могла опуститься с 30 до 0 градусов, поэтому приходилось периодически запускать двигатель, чтобы поддерживать тепло.

Температура воздуха непрерывно понижалась, приближаясь к —60°, и даже в кабинах снегоходов временами было —15 — 20°. Выручали спальные мешки с пуховыми вкладышами.

Александр Дралкин, глава экспедиции к Южному Полюсу 1959 года

На одной из «Харьковчанок» вышла из строя коробка передач. Но у полярников была с собой запасная коробка. За 5 дней механики заменили коробку, которая весила более 600 кг.

◦ Назад ◬

Что изменилось в «Харьковчанке-2»


Выгрузка «Харьковчанки-2» на Антарктиду

20 лет три «Харьковчанки» первого поколения трудились на Антарктиде. В середине 70-х харьковские заводы выпустили три модифицированных вездеходов «Харьковчанка-2».

Главное его отличие от первой версии заключается в том, что двигатель был перенесен из кузова под капот. Фактически, передняя часть была взята от АТ-Т.

Изначально двигатель в первой «Харьковчанке» разместили внутри для удобства ремонта, но последующая эксплуатация показала, что к некоторым его частям неудобно добираться, поэтому размещение под капотом стало предпочтительнее. Кроме того, такое расположение решило другую неприятную проблему, а именно сажа от работы двигателя перестала поступать в салон. Также была улучшена надежность гусениц и коробки передач.

Кузов второй «Харьковчанки» претерпел множество изменений. В первую очередь, он стал намного герметичнее, поэтому холод проникал намного медленнее.

Новый вездеход получил вспомогательный генератор, благодаря которому основной двигатель мог оставаться выключенным, в то время как энергия и тепло по-прежнему поступали в жилой модуль.

Вторая «Харьковчанка» быстро завоевала статус надежной и более комфортной модели, по сравнению с первой версией.

В 80-х в СССР велись разработки «Харьковчанки-3», которая должна была стать самым крупным обновлением вездехода за счет перехода на платформу тягача МТ-Т. Но после распада СССР разработка была прекращена.

◦ Назад ◬

Что случилось с «Харьковчанками»


«Харьковчанка» на станции Восток в 2015 году

«Харьковчанки» получились очень надежными. Они смогли проездить в тяжелых условиях более 60 лет, и это без должного технического обслуживания.

В настоящее время работающих «Харьковчанок» на Антарктиде почти не осталось. Известно, что в 2015 году на станции Восток работала вторая «Харьковчанка». Её использовали для укатывания взлетно-посадочной полосы.

Да и ездить на ней просто кошмар, дизель под сиденьем находится, прокладки многие прогорели, не продохнуть, приходилось с открытыми дверьми кататься.

Один из полярников на станции Восток

Также были сведения, что на станции Восток было две «Харьковчанки-2» в 2017 году.


«Харьковчанки-2» на станции Восток в 2017 году


АТ-Т для укатывания взлетно-посадочной полосы на станции Восток


На переднем плане первая «Харьковчанка» летом 2013 года

Первая «Харьковчанка» эксплуатировалась в 2013 году. Она была перекрашена в зеленый цвет, но продолжала работать.

Одна из «Харьковчанок» установлена в виде памятника на станции Прогресс. Интересно, что любой-желающий может попасть внутрь, посидеть в кабине и изучить жилой модуль. Конечно, для этого надо сначала попасть на Антарктиду.

Судьба третьей оригинальной «Харьковчанки» неизвестна. Возможно, она была списана и пошла на запчасти для других «Харьковчанок».

◦ Назад ◬

Аналогов вездеходам не будет


PistenBully 300 Polar

Нет никакой информации о том, планируется ли замена «Харьковчанкам». Скорее всего, нет, и на то есть несколько причин.

«Харьковчанки» изначально создавались для исследовательских экспедиций, которых с годами стало меньше. А те что проводятся, имеют короткие расстояния (по меркам Антарктиды) и в более спокойном режиме.

Находясь на станции, у полярников все находится в шаговой доступности, поэтому такая выносливая и проходимая техника стала неактуальна. Даже «Харьковчанки» в основном использовались в качестве тягачей и для доставки грузов.


Бурлак

С изменением задач потребовалась и новая техника. Гигантские вездеходы сменили на более компактные, но тоже проходимые. Среди них ДТ-30ПМ (Ишимбай), а также тягачи PistenBully 300 Polar и новейшие вездеходы Бурлак.

Также часть задач по доставке грузов и пассажиров на себя взяли самолеты, которые регулярно совершают полеты на Антарктиду и внутри неё.

◦ Назад ◬

14
undefined
iPhones.ru
Почти 70 лет назад в Советском союзе был создан антарктический вездеход «Харьковчанка», который до сих пор не имеет аналогов в мире. Эта машина использовалась для исследования Антарктиды и поездки на Южный Полюс, а впоследствии для многих других научных миссий и задач. «Харьковчанка» продемонстрировала всему миру машиностроительные возможности СССР, но сегодня о ней почти ничего неизвестно,...

Войди и оставь комментарий

Или войди с помощью

<- Назад Забыли пароль? Войти
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер

Какие правила в комментариях
  1. MirrorMsk112 avatar
    MirrorMsk112 28 сентября 2024
    7

    Если бы за основу брали не АТ-Т, а AT-AT, было бы круче!

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  2. Samuil Aronovich avatar
    Samuil Aronovich 28 сентября 2024
    0

    Раза 2-3 в детстве читал «72 градуса ниже нуля».Она там главный герой :)

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  3. Mulon avatar
    Mulon 28 сентября 2024
    3

    Название какое-то… Нет ли тут дискредитации?

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  4. Call Back Latah avatar
    Call Back Latah 28 сентября 2024
    1

    Спасибо, Илья. С удовольствием читаю ваши статьи

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  5. Griso avatar
    Griso 28 сентября 2024
    18

    Ага, Харьковчанка… а сейчас полируете Харьков бомбами и крылатыми ракетами. Ждите новостей по телевизору. 

    id618064388 avatar
    id61806438828 сентября 2024
    4

    Ну вы же первые начали

    Viach7 avatar
    Viach729 сентября 2024
    5

    Как бы вас после новостей из РФ  не стало всех разом на этом свете. В назидание другим. Вас итак всё меньше и меньше. А сидите вы на русскоязычных сайтах. Потому что свои читать противно на мове. 

    MagicApple avatar
    MagicApple30 сентября 2024
    2

    Заходишь в магазин, и смотришь на полки. Там все импортное. А если и наше – то из импортных ингредиентов. Если всех разом не станет на этом свете, ты лично умрешь с голоду. Русскоязычные сайты схлопываются, новое поколение детей строчат на английском, потому что рождаются и вырастают уже не на родине. Правильные мамы и папы  своих отпрысков в России почему то не растят. Часть говорит на китайском. Те, что должны были родиться и говорить на русском, их рождаемость катится вниз. Потенциальные папы воюют. Мамы не дуры рожать в нищете. Это реальность. Об этом из каждого чайника ноют.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  6. mnemonic avatar
    mnemonic 28 сентября 2024
    3

    идиотский заголовок. в чем “безумность” вездехода? 

    n547 avatar
    n54728 сентября 2024
    1

    Да, тема не раскрыта). Заголовок писал другой человек, по ‘картинкам’? Но текст да, не может не понравится.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  7. Carter_Mayers avatar
    Carter_Mayers 28 сентября 2024
    4

    При Совке много чего могли и умели делать. Не сравнить с современной Россией и импотентами-руководством и чинушами нынешними. Только разрушать, пилить и шильдики на китайское клеить умеют, на большее не способны

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  8. Drju2012 avatar
    Drju2012 28 сентября 2024
    2

    Автор, про все что касается не телефонов, текст выходит как-то криво и не по русски звучит:- “выгрузка на Антарктиду”… Выгрузка на землю, на берег, но не на континент. – доставлены не “на Антарктиду”, а в Антарктиду, – транспорт нужен” не на Антарктиде, а в Антарктиде….

    Samuil Aronovich avatar
    Samuil Aronovich28 сентября 2024
    1

    Надо писать ВНА Антарктиду, как уже прижилось с Украиной.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.