Каждое новое поколение iPhone открывает новые возможности всем желающим. Достаточно добавить немного смекалки и творчества – и получается успех.
Целый проект известной журналистки Софико Шеварднадзе родился и реализовался с помощью техники Apple, которая позволила сделать продакшн мобильным и компактным, а процесс съёмки и монтажа – современным.
Они сломали привычные правила: вместо дорогих камер и профессионального съёмочного оборудования обошлись сумкой с семью iPhone 11 и двумя MacBook. Ещё и остались довольны этим опытом.
Речь пойдёт про интернет-шоу «Просто о сложном», которое уже третий год идёт на Яндекс.Эфире. Часть выпусков также доступна на YouTube.
За это время гостями Софико стали:
▪ Александр Незлобин
▪ Павел Воля
▪ Семён Слепаков
▪ Александр Гудков
▪ заммэра Москвы Анастасия Ракова
▪ Владимир Познер
▪ Николай Цискаридзе
▪ Покрас Лампас
▪ Гарик Мартиросян
▪ Максим Фадеев
▪ Сергей Шнуров
▪ космонавт Сергей Рязанский
▪ Тимур Бекмамбетов
…и многие другие знаменитости.
Фрагмент шоу с Сергеем Шнуром.
Я поговорил с продюсером проекта Алексеем Боковым, главным редактором Алексеем Казаковым и Софико Шеварднадзе о том, как они запустили полноценное интервью-шоу, завязанное на парке устройств от Apple.
Идея этого интервью родилась и реализовалась год назад, перед началом полномасштабной эпидемии коронавируса в России. Мы пообщались в конце февраля и, увы, резко ушли на долгий локдаун.
Но сам проект не остановился: перед лицом новой реальности «Просто о сложном» оперативно сменили технический формат – и остались в деле.
Почему (и как?) целое шоу снимают на iPhone
Эти iPhone 11 и iPhone 11 Pro, например, использовались при съёмке шоу с Гариком Мартиросяном.
1. Почему снимаете именно на iPhone?
Софико Шеварднадзе:
Потому что программа называется «Просто о сложном». Суть программы в том, что всё гениальное доступно и просто. На этапе создания концепции мы подумали, что было бы круто уместить сам продакшн в эту идею.
Люди нашего поколения привыкли, что всё должно быть красиво, качественно снято. Для такого нужно много разных профессиональных камер, ПТС-ки (прим. редактора – передвижная телевизионная станция).
Однако в реальности достаточно семи iPhone и двух MacBook, чтобы сделать и красиво, и качественно, и сам процесс выстроить грамотно. При этом не придётся заморачиваться, везти два грузовика оборудования.
Фрагмент шоу с Тимуром Бекмамбетовым.
2. Необычно это. Сижу в зале, а вокруг люди с айфонами.
Алексей Казаков:
Да. Кстати, вот приходил Тимур Бекмамбетов, общались с ним про новый молодой жанр кино «скринлайф», который он разрабатывает и двигает. Так вот, он к нам зашёл и сказал: «Ребята, вы что, на айфоны снимаете? Да ладно! Ну-ка, покажите».
Достал свой айфон, снял наш процесс, разместил себе куда-то и, говорит, запомнил.
iPhone даёт операторам полную свободу записи зала и зрителей. Снял со своего места на iPhone 11 Pro Max
3. Сколько человек работают с вами, включая бэкстейдж и съемку?
Алексей Казаков:
Если брать бэкофис, то человек 15. То есть больше, чем айфонов и макбуков. Техника – это хорошо, но люди – не меньшая по важности часть успеха проекта. Производство программы требует много винтиков и деталей. Каждый занимается своими задачами. Да и вообще, количество неважно. Главное, что есть крепкая команда.
Алексей Боков:
Режиссеры, операторы, продюсеры, съёмочная группа… Когда делаешь большой контент, это всегда коллективный, массовый процесс. Некоторые люди, которые впервые сталкиваются с нашей командой, удивляются: «Чего это вас так много?»
4. Если честно, сам удивился, что людей так много.
Алексей Казаков:
Людям кажется, что если ты снимаешь на айфоны или делаешь как-то технологично, то людей как бы должно быть меньше. Но у тебя все равно световики, операторы на каждом айфоне. У каждого штатива или айфона есть свой оператор.
Нам в этом плане повезло, потому что мы собрали команду, которая приняла и победила челлендж, неизвестный многим в этой профсфере: снимать на айфон так, чтобы было действительно хорошо. Ребята быстро приноровились, заодно повысили свой уровень.
Бэкстейдж съёмок выпуска шоу с Покрасом Лампасом. Снято фотографом @denbych на iPhone 11 Pro Max.
5. Разве большая разница, если снимаешь на айфон, а не кинокамеру?
Алексей Казаков:
Конечно большая, потому они привыкли к классическому оборудованию и академическому подходу к съёмке. Надо двигаться по-другому, иначе выставлять кадр, держать и вести в нем героя, ведущую, зрителей.
Но это все того стоило. Мы сняли «пилот» (прим. редактора – первая, часто пробная серия проекта) на классическое оборудование, а не айфоны, и уже позже решили кадры с него частично использовать в первом сезоне одной из программ. Когда прислали на монтаж, нам ответили: «Вы с браком видео прислали». «Нет, – говорим мы, – Это мы просто на классическое оборудование снимали».
Оказалось, что там так привыкли к глубине резкости камер iPhone в видео, что обычный расфокус линз профессиональных камер приняли за брак. Показательная такая история. Приучили уже всех к картинке с Айфона.
После съёмки эпизода все айфоны отправляются по коробкам: так перевозить удобнее и потерять сложнее.
6. Но все равно без другого оборудования не обойтись, верно? Например, запись звука…
Алексей Казаков:
Когда такую съёмку делаешь, чтобы был и зал, и аудитория, то пишутся минимум две петли и микрофон. Не бывает такого, чтобы звук писался только на саму камеру. Это можно делать только в каких-то совсем любительских блогах. Или его можно использовать как резерв на случай какой-то экстраординарной, незапланированной ситуации в процессе записи или монтажа. Но не иначе.
Даже если бы Айфоны писали звук на уровне профессиональной «пушки», мы бы продолжили использовать внешнее оборудование. Так просто удобнее.
Запись выпуска шоу с Покрасом Лампасом на один из Айфонов через приложение FilmicPro. Снято фотографом @denbych на iPhone 11 Pro Max.
7. Столько айфонов одновременно использовать – тоже челлендж в своём роде. Какие программы используете?
Алексей Казаков:
Мы используем FiLMiC Pro (1349 рублей в App Store), потому что он позволяет тонко настраивать параметры съёмки видео – ISO, стабилизация и так далее.
8. А дальше как? Айфонов ведь много, должен быть режиссёрский пульт.
Алексей Казаков:
В качестве машины для плейбека и контроля картинки в реальном времени мы используем два MacBook, на которых запущены приложения Reflector (1650 рублей).
То есть мы записываем видео на iPhone в FilMic Pro, а на MacBook в то же время отображаются записи экранов этих Айфонов. Потом кидаем файлы видео на монтажную станцию через AirDrop и обрабатываем в Adobe Premiere.
Компактный режиссёрский пульт: два MacBook Pro с трансляциями экранов операторских Айфонов через приложение Reflector.
9. Зачем тогда два MacBook? Одного мало?
Алексей Казаков:
Причина банальна – просто два экрана. Хороший плейбек и киноплейбек – это, как правило, всегда два монитора. Тем более, когда у нас так много камер-Айфонов. В общем, так банально удобнее. Тут несколько Айфонов транслируется, там тоже несколько, и получается наглядная общая картина в реальном времени.
Суть шоу: о космосе расскажет космонавт, о кино – Бекмамбетов
10. Как в целом строится подготовка к интервью?
Софико Шеварднадзе:
Я беру интервью последние 15 лет, но каждая новая программа – это новый опыт. К своим предыдущим политическим интервью я готовилась сама. Сидела ночами, изучала тему, сама писала вопросы. У меня не было человека «на ухе», не было того, кто скажет: «Софа, ты дура. Не так, а так».
Главный редактор «Просто о сложном» Алексей Казаков имеет полное право сказать мне именно так. Потому что я ему доверяю, он меня понимает и мы очень созвучны с ним во многом. У него есть глубинное понятие контента, которого у меня нет. Иногда наоборот, но очень редко.
Интервью сейчас действительно делают все, кому не лень, поэтому мы постарались уйти от этого формата. Превратить программу в некое «совместное рассуждение», где мы вместе с гостем что-то понимаем по ходу разговора и тем самым рождаем новые смыслы.
Вот мы и сидим с каким-нибудь крутым чуваком из конкретной сферы и рассуждаем о его жизни и видении всего этого, донося аудитории другие контексты известных понятий, их закулисье.
Фрагмент шоу с российским космонавтом Сергеем Рязанским.
11. У вас, фактически, не интервью получаются.
Алексей Казаков:
Мы не называем наш формат «интервью». Это паблик-ток, потому что об этом говорят люди, а сам ход дискуссии больше похож на формат Ted Talks (прим. редактора – выступления экспертов и необычных личностей в формате лекции с обратной связью аудитории, известные во всем мире).
Формат не такой, что, мол, вот Гарик Мартиросян, Покрас Лампас, и давайте-ка мы вытащим их на конфликтные вопросы, неудобные им территории. Нет вот этого: «Сейчас в топе Ивлеева, давайте с ней поговорим и выясним, как там дела с Элджеем».
В кадре картинка с одного из iPhone операторов, передаваемая на MacBook Pro через приложение Reflector.
12. То есть у вас фишка не столько в личном интервью, сколько в раскрытии темы.
Софико Шеварднадзе:
Начинается все не с конкретной личности, а с темы. Например, тема – стрит-арт. Изучаем вопрос и понимаем, что тема нам интересна. Раз речь про стрит-арт, то ищем и приглашаем человека, который сейчас с этим максимально ассоциирован. Соответственно, зовём Покраса Лампаса. И разговор в итоге идёт про саму тему стрит-арта, но через призму его восприятия, обрастая личными, любопытными подробностями.
Когда мы общаемся с Гариком Матриросяном, мы много говорим про лично него, но через это выходим на общую картину. Например, состояние шоу-бизнеса и юмора в текущем году. Как революция онлайн-кинотеатров повлияла на рынок кино, это было с Тимуром Бекмамбетовым. Почему стрит-арт становится трендом. И так далее.
Наш формат – это про понимание конкретной темы. Образовательный такой, с развлекательным оттенком.
13. Как считаете, кто аудитория вашего шоу?
Софико Шеварднадзе:
Изначально я думала, что это будут люди моего возраста: 35-45 лет. А по факту равномерно приходят смотреть нас и 20-25-летние, иногда 30-летние.
Новое поколение дико любознательное. Почему-то считается, что им нужен только трэш и голая искренность на грани фола, без рефлексии и глубоких мыслей. Это не так. Просто такой контент многим лень делать, а самому поколению не до того, чтобы двигаться в этом направлении самостоятельно.
Люди, которые нас смотрят, независимо от возраста – это те, кто думает и мыслит дальше обёртки и картинки на экране. Им хочется знать больше, становиться умнее, а не просто забивать голову свежими сплетнями. И когда у нас самих нет типичного ютуберского отношения формата «да они все схавают», то и аудитория это хорошо считывает и принимает позитивно.
Гарик Мартиросян, Софико Шеварднадзе и iPhone 11 Pro, снимающий главный план шоу на основную камеру через приложение FiLMiC Pro.
14. Любопытно, что вы ранее выпускали эпизоды в Яндекс.Эфире и не выкладывали на YouTube.
Софико Шеварднадзе:
Яндекс.Эфир – это пока такой Дикий Запад, где ещё не началась золотая лихорадка, и нет определённого имиджа, что уместно, а что нет. С одной стороны, это был риск, потому что это непонятная территория для такого рода продуктов. С другой стороны, это плюс, потому что ты формируешь эту территорию, если приходишь первым.
Первые пару программ у меня были какие-то сомнения. Алексей Боков мне отвечал: «Нет, всё будет классно». А дальше, когда уже ты получаешь фидбэк совершенно из разных сфер, становится понятно, что люди это смотрят и обсуждают как следует. Я поняла, что там моя аудитория, в том числе по глубине просмотров.
Яндекс – достаточно свободная и нейтральная платформа, куда к тебе приходят люди из совершенно разных областей, будь то политика, оппозиционная политика, державная политика, шоу-бизнес, наука. И всё это там можно. На YouTube в смысле подбора медийных персонажей есть специфические ограничения, как бы странно это ни казалось.
15. Значит, экспериментом с Яндексом довольны?
Алексей Боков:
Отчасти поэтому мы выбрали Яндекс.Эфир как платформу, а не YouTube с его направленностью на шок и трэш. Гарик правильно у нас сказал: когда начинаешь заниматься трэшем, дальше трудно остановиться, и приходится подкармливать его. Яндекс в этом плане хорош: он новый, развивается, с благодарностью принимает «высоколобный» контент.
И результат устраивает полностью. Вот мы сделали интервью с космонавтом, и оно попало в новости Яндекса само собой, цитировалось и хорошо зашло.
Самоизолировались, но продолжили
Спустя пару месяцев после интервью шоу «Просто о сложном» перешло в новый формат. Собираться вместе, как раньше, стало невозможно. Поэтому Софико и её команда продолжили общаться с знаменитостями и экспертами в удалённом режиме.
Семи айфонов больше нет, потому что их стало вообще восемь: четыре уехали с Софико в Тбилиси, а ещё четыре остались для съёмки спикеров. Два MacBook тоже на месте.
P.S. Сейчас на Яндекс.Эфире доступны 40 выпусков шоу «Просто о сложном». Постепенно их выкладывают в официальный канал проекта на YouTube в связи с окончанием первых двух сезонов.
Третий сезон планируется к весне 2021 года.
28 комментариев
Форум →Прогиб зачитан!)
Гаферы выставили идеально свет, а дальше уже пофигу на что снимать. Если свет правильный то хоть на нокию 6600 можете снимать. Шутка конечно про нокию, но и 6той айфон пойдёт)
@Volný_Bojovník, но айфону абсолютно плевать, он выставит свой затвор и исо, плюс свои улучшения, а потом сношайся на посте.
@40kind, поэтому они и пишут через Filmic Pro, потому что он просто сам генерирует видеопоток с настройкой бб, исо, апертуры, цветопрофиля, ещё поддерживает линзы и оборудование. И не сношаются на посте, потому что все 11 утройств пишут в одном шаблоне.
@Griffin9k, нахрена тогда этот геморой, если можно взять хотябы в аренду и писать в прорес, который компу проще прожевать. У них штативы манфрото, светят флохи, можно уж было для аутентичности снимать на селфипалки сяоми и светить икеевским светильником. Я думаю эта тема сделана для пиара себя и яндекса.
@Volný_Bojovník, согласен. Свет решает в таком формате. Выставленный хорошо реально можно на iPhone 6 снять. Просто будет не 4К а fullHD
Благодарю, действительно интересно. Но это конечно же я смотреть не буду из-за персонажей.
Интересно, что в Я.эфире подписчиков 3 т., а на ютьюбе где грязь и треш 13 т.
Оооочень не хватает бэкстейджа со съемок, чтобы в живую посмотреть как там что происходит=)
Можно в принципе посмотреть любой выпуск, потому что там, помимо ведущих, снимают аудиторию, а вместе с ней видно и весь бэкстейдж. Он в таком формате работы в один кадр умещается.
Ребята, я чего-то не пойму, у вас в тексте в пункте семь был ProCam, а через несколько минут оказался уже FiLMiC Pro.
Это что за прикол? :)
Это была техническая ошибка. Исправили.
У деревенщины нет денег на нормальное оборудование.
хрень
Volný_Bojovník выше совершенно верно про свет написал. Если посмотреть на бекстейдж с Гариком, видно три панели кинофло. Докинем к ним три стойки с утяжелителями. Докинем несколько операторских видеоштативов (видно на бэке с Покрасом), явно не сильно там необходимых. И получим кучу оборудования на площадке.
И команда в 15 человек! Экономненько))
Про Яндекс.Эфир посмешило. Яндексоиды, когда начали раскручивать площадку, тупо башляли за размещение в своей резервации “без треша” )) Отсюда и переезд на Youtube ранних шоу, когда контракт позволяет.
Что имеем по итогу.
Куча народа в проекте, эксклюзив с тухлой площадкой, стандартное для подобных проектов оборудование (кроме айфонов) и на выходе — плоская картинка уровня стандартных ютуб-блогеров.
Лучше чем команда ЕЩЁНЕПОЗНЕР в России картинку на подобных проектах никто не делает. Гости, обычно, г-но, да. Но эстетика операторской работы и режиссура на монтаже — вне конкуренции. Просто лучшие.
И без всяких айфонов, классические BMPC с хорошими объективами. Да ещё и бесплатно, по промо с ренталом )))
@jkw, ЕЩЁНЕПОЗНЕР трудно назвать крутой картинкой. То у них на статичных, сука, интервью постоянно режим “живой камеры” (например с Цискаридзе), то контровая лед-панель Шульман в кадре – пздц. Не, я конечно понимаю, что типа мода и все такое – но смотреть это анриал.
@bellkind, вот о том и речь, что они не эксплуатируют однажды найденный формат, а постоянно ищут, отталкиваясь от гостя. Их не интересует лакированная картинка, видно, что людям реально интересно и нравится снимать.
@jkw, я прекрасно понимаю энтузиастов, которым нравится снимать, экспериментировать и искать новые приемы. Но если ты снимаешь для зрителя, а не ради самого процесса- то уж будь любезен, подумай и о зрителе.
@bellkind, если снимать “для зрителя”, то шоу в стиле “поющие трусы” будет гораздо более правильной стратегией. Зрителей будет больше.
Полагаю, можно позволить зрителю самому выбирать, что ему смотреть ))
@jkw, я про комфорт просмотра, а не про формат шоу. Ни у одного человека во вменяемом сознании голова постоянно не барражирует туда-сюда.
@jkw, с языка снял
Не понимаю хайпа с таких съёмок – в углах лица плоские с вытянутыми углами для исправления перспективы, выглядит как через аквариум снимать (гиперболизированно, но эти искажения очень похожи). Подборка цветов непонятная – баланс белого в профессиональной камере не сбивается, шумодав не работает от кадра к кадру. В итоге реально если посмотреть на кадры с камер телефонов и профессиональной “дырки” камеры – разницы очень много – от искажений оптики, до цветовых скачков, шумов (даже при хорошем освещении видно как пляшет цвет), стабилизации, шлейфов от движения и т.п. Пока камеры телефонов научились снимать как в 2000 обычная профессиональная камера (и то по многим параметрам не дотягивает до живой кратинки, хотя бы по оптике), современные камеры ушли далеко вперёд. Да и современная камера – это возможность писать RAW непрерывно (СХД огромный но всё же), точнейшая синхронизация по времени за счёт источника времени, объединения снятого в огромный массив для монтажа, да и моментального прямого эфира с эффектами на ходу. Честно – телефонам пока далеко до этого.
@MatveyYo, согласен, но есть понятие цена качество. Для тех кто только начинает, неплохое решение. Я не говорю про данный проект, там типа все по взрослому. Сейчас можно забахать продакшн совсем за недорого. )
сЛЕДУЮЩИЙ шАГ – сЪЕМКА нА вИДЕОРЕГИСТРАТОРЫ
Интересно а почему монтаж в Premiere а не в Final cut? Он же в экосистему лучше вписывается, не? Я например на винде до сих пор в premiere страдаю с HEVC, независимо от мощности компьютера -лагает.
Вот уж точно решили сделать попроще)
15 человек на одно интервью, йо-хо-хо и семь айфонов)))
Вместо 5 человек съемочной группы, которые поместятся в одну машину, а в багажник загрузить оборудование, получили 15 человек балласта… Почему так мало людей на примитивных интервью?
Вместо iPhone можно было взять камеры уровня Sony ZV-1, которые дешевле в полтора раза, а качество вообще сравнивать смешно (представляю сейчас бурление айфонофотографофф). Вот уж рассказ про высокотехнологичную оптимизированную команду энергичных и талантливых людей. )))
ПС Если б снимали на другой смартфон, то точно бы не получилось. А про ноут вообще говорить нечего…
Я думал весь Ютуб давно снимается на Айфон. Уж для формата интервью его более чем достаточно.
Я бы понимал зачем идти на такие компромиссы, если айфон стоил очень дешево. Но он и так стоит больше тысячи долларов, если брать прошки, а для формата интервью можно на такие деньги купить неплохие камеры и не извращаться. Да, крутую камеру на такие деньги не купишь, но ведь и айфон не то чтобы крутая камера, она хороша именно в контексте смартфона.
@slalompics, эээ, зачем покупать, дарагой?! У команды собрал айфоны, туда-сюда поснимал, видео после на комп слил и вернул! А может и не вернул, тут как повезёт… ))
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Почему Night Shift на iPhone включается днем
Как включить виджет с днями рождения на iPhone?
Как отвязать банковскую карту от Apple ID
Как временно отключить Face ID на iPhone
Экран iPhone гаснет во время воспроизведения видео, как исправить?
Почему при перезагрузке Mac все приложения открываются на одном рабочем столе
Как в macOS включить подсказку для пароля разблокировки
Как управлять Apple TV 4 с iPhone или iPad