Семь iPhone, два MacBook Pro: как снимают шоу «Просто о сложном» с Софико Шеварднадзе

Никита Горяинов avatar | 28
FavoriteLoading В закладки
Семь iPhone, два MacBook Pro: как снимают шоу «Просто о сложном» с Софико Шеварднадзе

Каждое новое поколение iPhone открывает новые возможности всем желающим. Достаточно добавить немного смекалки и творчества – и получается успех.

Целый проект известной журналистки Софико Шеварднадзе родился и реализовался с помощью техники Apple, которая позволила сделать продакшн мобильным и компактным, а процесс съёмки и монтажа – современным.

Они сломали привычные правила: вместо дорогих камер и профессионального съёмочного оборудования обошлись сумкой с семью iPhone 11 и двумя MacBook. Ещё и остались довольны этим опытом.

Речь пойдёт про интернет-шоу «Просто о сложном», которое уже третий год идёт на Яндекс.Эфире. Часть выпусков также доступна на YouTube.

За это время гостями Софико стали:

Александр Незлобин
Павел Воля
Семён Слепаков
Александр Гудков
▪ заммэра Москвы Анастасия Ракова
Владимир Познер
Николай Цискаридзе
Покрас Лампас
Гарик Мартиросян
Максим Фадеев
Сергей Шнуров
▪ космонавт Сергей Рязанский
Тимур Бекмамбетов

…и многие другие знаменитости.


Фрагмент шоу с Сергеем Шнуром.

Я поговорил с продюсером проекта Алексеем Боковым, главным редактором Алексеем Казаковым и Софико Шеварднадзе о том, как они запустили полноценное интервью-шоу, завязанное на парке устройств от Apple.

Идея этого интервью родилась и реализовалась год назад, перед началом полномасштабной эпидемии коронавируса в России. Мы пообщались в конце февраля и, увы, резко ушли на долгий локдаун.

Но сам проект не остановился: перед лицом новой реальности «Просто о сложном» оперативно сменили технический формат – и остались в деле.

Почему (и как?) целое шоу снимают на iPhone


Эти iPhone 11 и iPhone 11 Pro, например, использовались при съёмке шоу с Гариком Мартиросяном.

1. Почему снимаете именно на iPhone?

Софико Шеварднадзе:

Потому что программа называется «Просто о сложном». Суть программы в том, что всё гениальное доступно и просто. На этапе создания концепции мы подумали, что было бы круто уместить сам продакшн в эту идею.

Люди нашего поколения привыкли, что всё должно быть красиво, качественно снято. Для такого нужно много разных профессиональных камер, ПТС-ки (прим. редактора – передвижная телевизионная станция).

Однако в реальности достаточно семи iPhone и двух MacBook, чтобы сделать и красиво, и качественно, и сам процесс выстроить грамотно. При этом не придётся заморачиваться, везти два грузовика оборудования.


Фрагмент шоу с Тимуром Бекмамбетовым.

2. Необычно это. Сижу в зале, а вокруг люди с айфонами.

Алексей Казаков:

Да. Кстати, вот приходил Тимур Бекмамбетов, общались с ним про новый молодой жанр кино «скринлайф», который он разрабатывает и двигает. Так вот, он к нам зашёл и сказал: «Ребята, вы что, на айфоны снимаете? Да ладно! Ну-ка, покажите».

Достал свой айфон, снял наш процесс, разместил себе куда-то и, говорит, запомнил.


iPhone даёт операторам полную свободу записи зала и зрителей. Снял со своего места на iPhone 11 Pro Max

3. Сколько человек работают с вами, включая бэкстейдж и съемку?

Алексей Казаков:

Если брать бэкофис, то человек 15. То есть больше, чем айфонов и макбуков. Техника – это хорошо, но люди – не меньшая по важности часть успеха проекта. Производство программы требует много винтиков и деталей. Каждый занимается своими задачами. Да и вообще, количество неважно. Главное, что есть крепкая команда.

Алексей Боков:

Режиссеры, операторы, продюсеры, съёмочная группа… Когда делаешь большой контент, это всегда коллективный, массовый процесс. Некоторые люди, которые впервые сталкиваются с нашей командой, удивляются: «Чего это вас так много?»

4. Если честно, сам удивился, что людей так много.

Алексей Казаков:

Людям кажется, что если ты снимаешь на айфоны или делаешь как-то технологично, то людей как бы должно быть меньше. Но у тебя все равно световики, операторы на каждом айфоне. У каждого штатива или айфона есть свой оператор.

Нам в этом плане повезло, потому что мы собрали команду, которая приняла и победила челлендж, неизвестный многим в этой профсфере: снимать на айфон так, чтобы было действительно хорошо. Ребята быстро приноровились, заодно повысили свой уровень.


Бэкстейдж съёмок выпуска шоу с Покрасом Лампасом. Снято фотографом @denbych на iPhone 11 Pro Max.

5. Разве большая разница, если снимаешь на айфон, а не кинокамеру?

Алексей Казаков:

Конечно большая, потому они привыкли к классическому оборудованию и академическому подходу к съёмке. Надо двигаться по-другому, иначе выставлять кадр, держать и вести в нем героя, ведущую, зрителей.

Но это все того стоило. Мы сняли «пилот» (прим. редактора – первая, часто пробная серия проекта) на классическое оборудование, а не айфоны, и уже позже решили кадры с него частично использовать в первом сезоне одной из программ. Когда прислали на монтаж, нам ответили: «Вы с браком видео прислали». «Нет, – говорим мы, – Это мы просто на классическое оборудование снимали».

Оказалось, что там так привыкли к глубине резкости камер iPhone в видео, что обычный расфокус линз профессиональных камер приняли за брак. Показательная такая история. Приучили уже всех к картинке с Айфона.


После съёмки эпизода все айфоны отправляются по коробкам: так перевозить удобнее и потерять сложнее.

6. Но все равно без другого оборудования не обойтись, верно? Например, запись звука…

Алексей Казаков:

Когда такую съёмку делаешь, чтобы был и зал, и аудитория, то пишутся минимум две петли и микрофон. Не бывает такого, чтобы звук писался только на саму камеру. Это можно делать только в каких-то совсем любительских блогах. Или его можно использовать как резерв на случай какой-то экстраординарной, незапланированной ситуации в процессе записи или монтажа. Но не иначе.

Даже если бы Айфоны писали звук на уровне профессиональной «пушки», мы бы продолжили использовать внешнее оборудование. Так просто удобнее.


Запись выпуска шоу с Покрасом Лампасом на один из Айфонов через приложение FilmicPro. Снято фотографом @denbych на iPhone 11 Pro Max.

7. Столько айфонов одновременно использовать – тоже челлендж в своём роде. Какие программы используете?

Алексей Казаков:

Мы используем FiLMiC Pro (1349 рублей в App Store), потому что он позволяет тонко настраивать параметры съёмки видео – ISO, стабилизация и так далее.

8. А дальше как? Айфонов ведь много, должен быть режиссёрский пульт.

Алексей Казаков:

В качестве машины для плейбека и контроля картинки в реальном времени мы используем два MacBook, на которых запущены приложения Reflector (1650 рублей).

То есть мы записываем видео на iPhone в FilMic Pro, а на MacBook в то же время отображаются записи экранов этих Айфонов. Потом кидаем файлы видео на монтажную станцию через AirDrop и обрабатываем в Adobe Premiere.


Компактный режиссёрский пульт: два MacBook Pro с трансляциями экранов операторских Айфонов через приложение Reflector.

9. Зачем тогда два MacBook? Одного мало?

Алексей Казаков:

Причина банальна – просто два экрана. Хороший плейбек и киноплейбек – это, как правило, всегда два монитора. Тем более, когда у нас так много камер-Айфонов. В общем, так банально удобнее. Тут несколько Айфонов транслируется, там тоже несколько, и получается наглядная общая картина в реальном времени.

Суть шоу: о космосе расскажет космонавт, о кино – Бекмамбетов

10. Как в целом строится подготовка к интервью?

Софико Шеварднадзе:

Я беру интервью последние 15 лет, но каждая новая программа – это новый опыт. К своим предыдущим политическим интервью я готовилась сама. Сидела ночами, изучала тему, сама писала вопросы. У меня не было человека «на ухе», не было того, кто скажет: «Софа, ты дура. Не так, а так».

Главный редактор «Просто о сложном» Алексей Казаков имеет полное право сказать мне именно так. Потому что я ему доверяю, он меня понимает и мы очень созвучны с ним во многом. У него есть глубинное понятие контента, которого у меня нет. Иногда наоборот, но очень редко.

Интервью сейчас действительно делают все, кому не лень, поэтому мы постарались уйти от этого формата. Превратить программу в некое «совместное рассуждение», где мы вместе с гостем что-то понимаем по ходу разговора и тем самым рождаем новые смыслы.

Вот мы и сидим с каким-нибудь крутым чуваком из конкретной сферы и рассуждаем о его жизни и видении всего этого, донося аудитории другие контексты известных понятий, их закулисье.


Фрагмент шоу с российским космонавтом Сергеем Рязанским.

11. У вас, фактически, не интервью получаются.

Алексей Казаков:

Мы не называем наш формат «интервью». Это паблик-ток, потому что об этом говорят люди, а сам ход дискуссии больше похож на формат Ted Talks (прим. редактора – выступления экспертов и необычных личностей в формате лекции с обратной связью аудитории, известные во всем мире).

Формат не такой, что, мол, вот Гарик Мартиросян, Покрас Лампас, и давайте-ка мы вытащим их на конфликтные вопросы, неудобные им территории. Нет вот этого: «Сейчас в топе Ивлеева, давайте с ней поговорим и выясним, как там дела с Элджеем».


В кадре картинка с одного из iPhone операторов, передаваемая на MacBook Pro через приложение Reflector.

12. То есть у вас фишка не столько в личном интервью, сколько в раскрытии темы.

Софико Шеварднадзе:

Начинается все не с конкретной личности, а с темы. Например, тема – стрит-арт. Изучаем вопрос и понимаем, что тема нам интересна. Раз речь про стрит-арт, то ищем и приглашаем человека, который сейчас с этим максимально ассоциирован. Соответственно, зовём Покраса Лампаса. И разговор в итоге идёт про саму тему стрит-арта, но через призму его восприятия, обрастая личными, любопытными подробностями.

Когда мы общаемся с Гариком Матриросяном, мы много говорим про лично него, но через это выходим на общую картину. Например, состояние шоу-бизнеса и юмора в текущем году. Как революция онлайн-кинотеатров повлияла на рынок кино, это было с Тимуром Бекмамбетовым. Почему стрит-арт становится трендом. И так далее.

Наш формат – это про понимание конкретной темы. Образовательный такой, с развлекательным оттенком.

13. Как считаете, кто аудитория вашего шоу?

Софико Шеварднадзе:

Изначально я думала, что это будут люди моего возраста: 35-45 лет. А по факту равномерно приходят смотреть нас и 20-25-летние, иногда 30-летние.

Новое поколение дико любознательное. Почему-то считается, что им нужен только трэш и голая искренность на грани фола, без рефлексии и глубоких мыслей. Это не так. Просто такой контент многим лень делать, а самому поколению не до того, чтобы двигаться в этом направлении самостоятельно.

Люди, которые нас смотрят, независимо от возраста – это те, кто думает и мыслит дальше обёртки и картинки на экране. Им хочется знать больше, становиться умнее, а не просто забивать голову свежими сплетнями. И когда у нас самих нет типичного ютуберского отношения формата «да они все схавают», то и аудитория это хорошо считывает и принимает позитивно.


Гарик Мартиросян, Софико Шеварднадзе и iPhone 11 Pro, снимающий главный план шоу на основную камеру через приложение FiLMiC Pro.

14. Любопытно, что вы ранее выпускали эпизоды в Яндекс.Эфире и не выкладывали на YouTube.

Софико Шеварднадзе:

Яндекс.Эфир – это пока такой Дикий Запад, где ещё не началась золотая лихорадка, и нет определённого имиджа, что уместно, а что нет. С одной стороны, это был риск, потому что это непонятная территория для такого рода продуктов. С другой стороны, это плюс, потому что ты формируешь эту территорию, если приходишь первым.

Первые пару программ у меня были какие-то сомнения. Алексей Боков мне отвечал: «Нет, всё будет классно». А дальше, когда уже ты получаешь фидбэк совершенно из разных сфер, становится понятно, что люди это смотрят и обсуждают как следует. Я поняла, что там моя аудитория, в том числе по глубине просмотров.

Яндекс – достаточно свободная и нейтральная платформа, куда к тебе приходят люди из совершенно разных областей, будь то политика, оппозиционная политика, державная политика, шоу-бизнес, наука. И всё это там можно. На YouTube в смысле подбора медийных персонажей есть специфические ограничения, как бы странно это ни казалось.

15. Значит, экспериментом с Яндексом довольны?

Алексей Боков:

Отчасти поэтому мы выбрали Яндекс.Эфир как платформу, а не YouTube с его направленностью на шок и трэш. Гарик правильно у нас сказал: когда начинаешь заниматься трэшем, дальше трудно остановиться, и приходится подкармливать его. Яндекс в этом плане хорош: он новый, развивается, с благодарностью принимает «высоколобный» контент.

И результат устраивает полностью. Вот мы сделали интервью с космонавтом, и оно попало в новости Яндекса само собой, цитировалось и хорошо зашло.

Самоизолировались, но продолжили

Спустя пару месяцев после интервью шоу «Просто о сложном» перешло в новый формат. Собираться вместе, как раньше, стало невозможно. Поэтому Софико и её команда продолжили общаться с знаменитостями и экспертами в удалённом режиме.

Семи айфонов больше нет, потому что их стало вообще восемь: четыре уехали с Софико в Тбилиси, а ещё четыре остались для съёмки спикеров. Два MacBook тоже на месте.

P.S. Сейчас на Яндекс.Эфире доступны 40 выпусков шоу «Просто о сложном». Постепенно их выкладывают в официальный канал проекта на YouTube в связи с окончанием первых двух сезонов.

Третий сезон планируется к весне 2021 года.

💻 Напоминаем: приобретать технику Apple лучше у официальных реселлеров.
1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (25 голосов, общий рейтинг: 4.44 из 5)
🤓 Хочешь больше? Подпишись на наш Telegram.
... и не забывай читать наш Facebook и Twitter 🍒
FavoriteLoading В закладки
undefined
iPhones.ru
Уникальная история.
Прокомментировать

🙈 Комментарии 28

  1. Gidrotehniks9 февраля в 12:57
    5

    Прогиб зачитан!)

  2. Volný_Bojovník avatar
    Volný_Bojovník9 февраля в 13:15
    10

    Гаферы выставили идеально свет, а дальше уже пофигу на что снимать. Если свет правильный то хоть на нокию 6600 можете снимать. Шутка конечно про нокию, но и 6той айфон пойдёт)

    40kind Reply:

    0

    @Volný_Bojovník, но айфону абсолютно плевать, он выставит свой затвор и исо, плюс свои улучшения, а потом сношайся на посте.

    Griffin9k Reply:

    5

    @40kind, поэтому они и пишут через Filmic Pro, потому что он просто сам генерирует видеопоток с настройкой бб, исо, апертуры, цветопрофиля, ещё поддерживает линзы и оборудование. И не сношаются на посте, потому что все 11 утройств пишут в одном шаблоне.

    40kind Reply:

    2

    @Griffin9k, нахрена тогда этот геморой, если можно взять хотябы в аренду и писать в прорес, который компу проще прожевать. У них штативы манфрото, светят флохи, можно уж было для аутентичности снимать на селфипалки сяоми и светить икеевским светильником. Я думаю эта тема сделана для пиара себя и яндекса.

    Griffin9k Reply:

    0

    @Volný_Bojovník, согласен. Свет решает в таком формате. Выставленный хорошо реально можно на iPhone 6 снять. Просто будет не 4К а fullHD

  3. Dobriy avatar
    Dobriy9 февраля в 13:17
    6

    Благодарю, действительно интересно. Но это конечно же я смотреть не буду из-за персонажей.

  4. AkimKH avatar
    AkimKH9 февраля в 14:05
    0

    Интересно, что в Я.эфире подписчиков 3 т., а на ютьюбе где грязь и треш 13 т.

  5. Дмитрий Скворцов avatar
    Дмитрий Скворцов9 февраля в 14:06
    1

    Оооочень не хватает бэкстейджа со съемок, чтобы в живую посмотреть как там что происходит=)

    Никита Горяинов

    Никита Горяинов Reply:

    0

    Можно в принципе посмотреть любой выпуск, потому что там, помимо ведущих, снимают аудиторию, а вместе с ней видно и весь бэкстейдж. Он в таком формате работы в один кадр умещается.

  6. Иван avatar
    Иван9 февраля в 14:06
    0

    Ребята, я чего-то не пойму, у вас в тексте в пункте семь был ProCam, а через несколько минут оказался уже FiLMiC Pro.
    Это что за прикол? :)

    Это была техническая ошибка. Исправили.

  7. Vladim avatar
    Vladim9 февраля в 14:09
    2

    У деревенщины нет денег на нормальное оборудование.

  8. dmi3 avatar
    dmi39 февраля в 15:36
    0

    хрень

  9. jkw avatar
    jkw9 февраля в 15:43
    3

    Volný_Bojovník выше совершенно верно про свет написал. Если посмотреть на бекстейдж с Гариком, видно три панели кинофло. Докинем к ним три стойки с утяжелителями. Докинем несколько операторских видеоштативов (видно на бэке с Покрасом), явно не сильно там необходимых. И получим кучу оборудования на площадке.

    И команда в 15 человек! Экономненько))

    Про Яндекс.Эфир посмешило. Яндексоиды, когда начали раскручивать площадку, тупо башляли за размещение в своей резервации “без треша” )) Отсюда и переезд на Youtube ранних шоу, когда контракт позволяет.

    Что имеем по итогу.

    Куча народа в проекте, эксклюзив с тухлой площадкой, стандартное для подобных проектов оборудование (кроме айфонов) и на выходе — плоская картинка уровня стандартных ютуб-блогеров.

    Лучше чем команда ЕЩЁНЕПОЗНЕР в России картинку на подобных проектах никто не делает. Гости, обычно, г-но, да. Но эстетика операторской работы и режиссура на монтаже — вне конкуренции. Просто лучшие.

    И без всяких айфонов, классические BMPC с хорошими объективами. Да ещё и бесплатно, по промо с ренталом )))

    bellkind Reply:

    0

    @jkw, ЕЩЁНЕПОЗНЕР трудно назвать крутой картинкой. То у них на статичных, сука, интервью постоянно режим “живой камеры” (например с Цискаридзе), то контровая лед-панель Шульман в кадре – пздц. Не, я конечно понимаю, что типа мода и все такое – но смотреть это анриал.

    jkw Reply:

    0

    @bellkind, вот о том и речь, что они не эксплуатируют однажды найденный формат, а постоянно ищут, отталкиваясь от гостя. Их не интересует лакированная картинка, видно, что людям реально интересно и нравится снимать.

    bellkind Reply:

    3

    @jkw, я прекрасно понимаю энтузиастов, которым нравится снимать, экспериментировать и искать новые приемы. Но если ты снимаешь для зрителя, а не ради самого процесса- то уж будь любезен, подумай и о зрителе.

    jkw Reply:

    0

    @bellkind, если снимать “для зрителя”, то шоу в стиле “поющие трусы” будет гораздо более правильной стратегией. Зрителей будет больше.
    Полагаю, можно позволить зрителю самому выбирать, что ему смотреть ))

    bellkind Reply:

    0

    @jkw, я про комфорт просмотра, а не про формат шоу. Ни у одного человека во вменяемом сознании голова постоянно не барражирует туда-сюда.

    40kind Reply:

    0

    @jkw, с языка снял

  10. MatveyYo avatar
    MatveyYo9 февраля в 16:45
    4

    Не понимаю хайпа с таких съёмок – в углах лица плоские с вытянутыми углами для исправления перспективы, выглядит как через аквариум снимать (гиперболизированно, но эти искажения очень похожи). Подборка цветов непонятная – баланс белого в профессиональной камере не сбивается, шумодав не работает от кадра к кадру. В итоге реально если посмотреть на кадры с камер телефонов и профессиональной “дырки” камеры – разницы очень много – от искажений оптики, до цветовых скачков, шумов (даже при хорошем освещении видно как пляшет цвет), стабилизации, шлейфов от движения и т.п. Пока камеры телефонов научились снимать как в 2000 обычная профессиональная камера (и то по многим параметрам не дотягивает до живой кратинки, хотя бы по оптике), современные камеры ушли далеко вперёд. Да и современная камера – это возможность писать RAW непрерывно (СХД огромный но всё же), точнейшая синхронизация по времени за счёт источника времени, объединения снятого в огромный массив для монтажа, да и моментального прямого эфира с эффектами на ходу. Честно – телефонам пока далеко до этого.

    DarkmanRU Reply:

    0

    @MatveyYo, согласен, но есть понятие цена качество. Для тех кто только начинает, неплохое решение. Я не говорю про данный проект, там типа все по взрослому. Сейчас можно забахать продакшн совсем за недорого. )

  11. potomuchto avatar
    potomuchto9 февраля в 18:43
    3

    сЛЕДУЮЩИЙ шАГ – сЪЕМКА нА вИДЕОРЕГИСТРАТОРЫ

  12. Andrey-lights avatar
    Andrey-lights9 февраля в 21:01
    2

    Интересно а почему монтаж в Premiere а не в Final cut? Он же в экосистему лучше вписывается, не? Я например на винде до сих пор в premiere страдаю с HEVC, независимо от мощности компьютера -лагает.

  13. ram_ler avatar
    ram_ler9 февраля в 21:49
    0

    Вот уж точно решили сделать попроще)

    15 человек на одно интервью, йо-хо-хо и семь айфонов)))

    Вместо 5 человек съемочной группы, которые поместятся в одну машину, а в багажник загрузить оборудование, получили 15 человек балласта… Почему так мало людей на примитивных интервью?
    Вместо iPhone можно было взять камеры уровня Sony ZV-1, которые дешевле в полтора раза, а качество вообще сравнивать смешно (представляю сейчас бурление айфонофотографофф). Вот уж рассказ про высокотехнологичную оптимизированную команду энергичных и талантливых людей. )))

    ПС Если б снимали на другой смартфон, то точно бы не получилось. А про ноут вообще говорить нечего…

  14. eklektikos avatar
    eklektikos10 февраля в 0:32
    2

    Я думал весь Ютуб давно снимается на Айфон. Уж для формата интервью его более чем достаточно.

  15. slalompics avatar
    slalompics10 февраля в 11:44
    0

    Я бы понимал зачем идти на такие компромиссы, если айфон стоил очень дешево. Но он и так стоит больше тысячи долларов, если брать прошки, а для формата интервью можно на такие деньги купить неплохие камеры и не извращаться. Да, крутую камеру на такие деньги не купишь, но ведь и айфон не то чтобы крутая камера, она хороша именно в контексте смартфона.

    jkw Reply:

    0

    @slalompics, эээ, зачем покупать, дарагой?! У команды собрал айфоны, туда-сюда поснимал, видео после на комп слил и вернул! А может и не вернул, тут как повезёт… ))

Вы должны авторизоваться или зарегистрироваться для комментирования.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Как установить аватар в комментариях?

Ответ вот здесь