В эпоху цифровизации мобильная связь стала неотъемлемой частью повседневной жизни. От стабильного интернет-соединения в офисах до бесперебойной голосовой связи в метро – все это зависит от слаженной работы сетевой инфраструктуры.
Однако мало спроектировать и настроить базовые станции. Необходимо постоянно проверять, как они функционируют в реальных условиях. Планировщики создают проекты, оптимизаторы их улучшают. О них мы говорили в нашей статье, но без «полевых» измерений невозможно понять, насколько эти решения эффективны. Именно этим занимаются инженеры радиоизмерений.
В МТС эта роль особенно значима: компания обслуживает десятки миллионов клиентов по всей стране. Инженеры радиоизмерений не только проверяют качество связи, но и помогают оперативно реагировать на изменения: появление новых трасс и многоквартирных домов, открытие бизнес-центров, проведение массовых мероприятий.
Их отчеты – основа для принятия решений, влияющих на работу и развитие сети. В условиях жесткой конкуренции точность измерений становится стратегическим преимуществом.
Чтобы понять, как выглядит рабочий день этих специалистов и какие требования перед ними стоят, пообщались с тремя сотрудниками центра планирования и оптимизации радиосети в московском регионе МТС: Сергеем Гулько, Алексеем Абрамовым и Анастасией Королёвой.
Какую задачу решают инженеры радиоизмерений
Их работа делится на три направления: аутдорные (уличные) измерения, индорные (внутри помещений), а также анализ данных. Каждое из них требует уникальных навыков и владения специальным оборудованием и ПО.
Outdoor: дороги, трассы и регионы. Сергей Гулько, эксперт по аутдорным измерениям, описывает процесс так:
❝
У нас есть автомобили с измерительными комплексами. В каждой машине находится несколько телефонов, которые работают по спланированной программе тестирования, а также с помощью сканеров фиксируют все частоты операторов «большой четверки»– Сергей Гулько, эксперт МТС
Автомобили ежедневно выезжают по заранее согласованным маршрутам, чтобы проверить качество связи на трассах и в населённых пунктах. Например, машина, отправленная в Воронеж, должна проехать сам город, крупные города области, охватив основные магистрали вроде М4. Также измерения проводятся на железнодорожных направлениях, например, из Москвы в Адлер, но уже с использованием носимых комплексов.
Особенность таких измерений – масштаб. Каждый квартал инженеры из московского подразделения объезжают всю территорию столицы и Подмосковья. Пробег автомобиля за год достигает 50–60 тыс. км, что эквивалентно полутора кругосветным путешествиям. Данные загружаются в базу для обработки с помощью специализированного ПО.
Indoor: от стадионов до новостроек. Алексей Абрамов, ведущий инженер по индорным измерениям и его коллеги работают порой в непростых условиях.
Его команда проверяет связь в новостройках, торговых и бизнес-центрах, метро, на стадионах, в больницах, вокзалах и аэропортах и даже на действующих производствах. Во время обходов с измерениями инженеры проходят в день по 15-20 тысяч шагов. Бывает и без лифта нужно побегать по лестницам. Рекорд по шагам был достигнут во время подготовки к ЧМ-2018 – 37 000 шагов за день!
Каждая категория объекта имеет свои особенности: в новостройках надо обязательно проверить подземные парковки и лифтовые холлы, например. А такие сооружения, как дворцы спорта, концертные залы или крупные медицинские центры, имеют свои архитектурные особенности, поэтому типовые решения малоприменимы. Общее для современных зданий – они все напоминают клетку Фарадея – хорошо экранируют сигнал.
Аналитика: от данных к решениям. Анастасия Королёва превращает «сырые» данные в отчеты для планировщиков и оптимизаторов, которые принимают решение по улучшению работы сети.
❝
Мы обрабатываем негативные события: обрывы, низкие скорости передачи данных. Затем анализируем причины и направляем заключения. Так, если у конкурентов происходит изменения, допустим появляется сеть LTE там, где её раньше не было, наши коллеги планировщики и оптимизаторы корректируют подходы к развитию своей сети на этом участке.– Анастасия Королёва, ведущий инженер МТС
Какие требования выдвигаются к инженерам радиоизмерений
Профессия сочетает физическую выносливость, техническую грамотность и умение работать со специальными данными.
▪ Физическая подготовка. Помимо того, что индорные измерения – это километры пеших маршрутов, зачастую это работа в условиях стройки.
❝
В новостройках лифты часто не работают. Бывает нужно несколько раз подняться пешком на разные этажи вместе с оборудованием, – делится Алексей. – На производствах обязательна спецодежда, каски и осторожность. Плюс необходимо точно отмечать свою локацию на плане и не забывать смотреть под ноги и по сторонам.– Алексей Абрамов, ведущий инженер МТС
▪ Технические знания. Инженер должен разбираться в технологиях сотовой связи уметь, настраивать измерительное оборудование. Например, носимый измерительный комплекс, который включает планшет и несколько трубок, каждая из которых тестирует разные сервисы: голосовые вызовы, передачу данных в разных технологиях и диапазонах. Иногда в измерениях используется портативный радиосканер, чтобы видеть все, что транслируется в интересующей полосе частот.
▪ Аналитическое мышление. Даже собрав данные, важно интерпретировать их правильно.
❝
Иногда абоненты жалуются на связь, а проблема в старом телефоне или настройках. Наши инженеры умеют отделять технические сбои от человеческого фактора.– Сергей Гулько, эксперт МТС
▪ Готовность к нестандартным задачам. Измерения проводятся в поездах, на заводах, в карьерах, где работают беспилотные самосвалы, на перронах аэродрома рядом с самолётами, на стерильных производствах, куда вход разрешен только в спецодежде после санобработки, в тестовых поездах при объезде новых линий метро.
Как устроен рабочий процесс
День инженера радиоизмерений редко бывает рутинным. Вот как это выглядит в деталях.
Outdoor. Утром водители получают задания: например, объехать определенные районы Подмосковья. Машины с измерительными комплексами движутся по маршрутам, проводя тестирование сервисов и их оценку по всем операторам.
❝
Сканеры фиксируют покрытие в разных технологиях на разных каналах, что позволяет отслеживать развитие сетей. Например, перед открытием ЦКАД «Автодор» заказал замеры у всех операторов. Инженеры ехали по пустой трассе, собирая данные до официального запуска.– Сергей Гулько, эксперт МТС
Indoor. Большинство выездов инициируются по запросам от коммерческого и технического блока. Объекты могут быть самые разнообразные – от жилых домов до промышленных предприятий.
Далее инженер настраивает оборудование, договаривается о сопровождении на объекте, выезжает на измерения, а по возвращении обрабатывает результаты и готовит отчет.
Аналитика. Анастасия анализирует негативные события в собранных данных: «белые пятна» в покрытии, обрывы, низкие скорости передачи данных. Эти результаты в уже обработанном виде поступают планировщикам и оптимизаторам, которые используют свои инструменты для принятия решений.
❝
Сеть – живой организм. Она постоянно меняется, и мы постоянно её проверяем.– Сергей Гулько, эксперт МТС
Эти люди всегда на страже качества связи, и за это им спасибо
Инженеры радиоизмерений – не просто «проверяющие». Они связующее звено между абонентом и сетью, между теорией и реальностью. Их работа требует уникального сочетания навыков: от способности подняться на самый высокий этаж до специфического анализа данных.
При этом профессия продолжает развиваться. Уже сейчас проводятся удаленные измерения с помощью тестовых терминалов. Также существует методика получения расчетного outdoor-радиопокрытия, используя параметры базовых станций и данные об особенностях местности. Однако, как отмечает Алексей, расчетные карты покрытия пока не заменят живых измерений. Технологии упрощают процесс, но не отменяют необходимости человеческого контроля.
Для тех, кто готов к челленджу, карьерный путь открывает возможности роста от инженера до суперэксперта, способного решить любую сложную проблему на сети. А главное, эта работа напрямую влияет на качество жизни миллионов людей, делая связь быстрее, стабильнее и доступнее.
Выражаем благодарность МТС за помощь в подготовке материала.
📸 Все фотографии в статье:












2 комментария
Форум →