Войти

Или войди с помощью

Как работают инженеры радиоизмерений. Они стоят на страже качества мобильной связи
Специально ко Дню Радио

Никита Горяинов avatar |
Как работают инженеры радиоизмерений. Они стоят на страже качества мобильной связи <font style size=-0.5 color=grey><br>Специально ко Дню Радио</font>

В эпоху цифровизации мобильная связь стала неотъемлемой частью повседневной жизни. От стабильного интернет-соединения в офисах до бесперебойной голосовой связи в метро – все это зависит от слаженной работы сетевой инфраструктуры.

Однако мало спроектировать и настроить базовые станции. Необходимо постоянно проверять, как они функционируют в реальных условиях. Планировщики создают проекты, оптимизаторы их улучшают. О них мы говорили в нашей статье, но без «полевых» измерений невозможно понять, насколько эти решения эффективны. Именно этим занимаются инженеры радиоизмерений.

В МТС эта роль особенно значима: компания обслуживает десятки миллионов клиентов по всей стране. Инженеры радиоизмерений не только проверяют качество связи, но и помогают оперативно реагировать на изменения: появление новых трасс и многоквартирных домов, открытие бизнес-центров, проведение массовых мероприятий.

Их отчеты – основа для принятия решений, влияющих на работу и развитие сети. В условиях жесткой конкуренции точность измерений становится стратегическим преимуществом.

Чтобы понять, как выглядит рабочий день этих специалистов и какие требования перед ними стоят, пообщались с тремя сотрудниками центра планирования и оптимизации радиосети в московском регионе МТС: Сергеем Гулько, Алексеем Абрамовым и Анастасией Королёвой.

Какую задачу решают инженеры радиоизмерений

Их работа делится на три направления: аутдорные (уличные) измерения, индорные (внутри помещений), а также анализ данных. Каждое из них требует уникальных навыков и владения специальным оборудованием и ПО.

Outdoor: дороги, трассы и регионы. Сергей Гулько, эксперт по аутдорным измерениям, описывает процесс так:


У нас есть автомобили с измерительными комплексами. В каждой машине находится несколько телефонов, которые работают по спланированной программе тестирования, а также с помощью сканеров фиксируют все частоты операторов «большой четверки»

– Сергей Гулько, эксперт МТС

Автомобили ежедневно выезжают по заранее согласованным маршрутам, чтобы проверить качество связи на трассах и в населённых пунктах. Например, машина, отправленная в Воронеж, должна проехать сам город, крупные города области, охватив основные магистрали вроде М4. Также измерения проводятся на железнодорожных направлениях, например, из Москвы в Адлер, но уже с использованием носимых комплексов.

Особенность таких измерений – масштаб. Каждый квартал инженеры из московского подразделения объезжают всю территорию столицы и Подмосковья. Пробег автомобиля за год достигает 50–60 тыс. км, что эквивалентно полутора кругосветным путешествиям. Данные загружаются в базу для обработки с помощью специализированного ПО.

Indoor: от стадионов до новостроек. Алексей Абрамов, ведущий инженер по индорным измерениям и его коллеги работают порой в непростых условиях.

Его команда проверяет связь в новостройках, торговых и бизнес-центрах, метро, на стадионах, в больницах, вокзалах и аэропортах и даже на действующих производствах. Во время обходов с измерениями инженеры проходят в день по 15-20 тысяч шагов. Бывает и без лифта нужно побегать по лестницам. Рекорд по шагам был достигнут во время подготовки к ЧМ-2018 – 37 000 шагов за день!

Каждая категория объекта имеет свои особенности: в новостройках надо обязательно проверить подземные парковки и лифтовые холлы, например. А такие сооружения, как дворцы спорта, концертные залы или крупные медицинские центры, имеют свои архитектурные особенности, поэтому типовые решения малоприменимы. Общее для современных зданий – они все напоминают клетку Фарадея – хорошо экранируют сигнал.

Аналитика: от данных к решениям. Анастасия Королёва превращает «сырые» данные в отчеты для планировщиков и оптимизаторов, которые принимают решение по улучшению работы сети.


Мы обрабатываем негативные события: обрывы, низкие скорости передачи данных. Затем анализируем причины и направляем заключения. Так, если у конкурентов происходит изменения, допустим появляется сеть LTE там, где её раньше не было, наши коллеги планировщики и оптимизаторы корректируют подходы к развитию своей сети на этом участке.

– Анастасия Королёва, ведущий инженер МТС

Какие требования выдвигаются к инженерам радиоизмерений

Профессия сочетает физическую выносливость, техническую грамотность и умение работать со специальными данными.

Физическая подготовка. Помимо того, что индорные измерения – это километры пеших маршрутов, зачастую это работа в условиях стройки.


В новостройках лифты часто не работают. Бывает нужно несколько раз подняться пешком на разные этажи вместе с оборудованием, – делится Алексей. – На производствах обязательна спецодежда, каски и осторожность. Плюс необходимо точно отмечать свою локацию на плане и не забывать смотреть под ноги и по сторонам.

– Алексей Абрамов, ведущий инженер МТС

Технические знания. Инженер должен разбираться в технологиях сотовой связи уметь, настраивать измерительное оборудование. Например, носимый измерительный комплекс, который включает планшет и несколько трубок, каждая из которых тестирует разные сервисы: голосовые вызовы, передачу данных в разных технологиях и диапазонах. Иногда в измерениях используется портативный радиосканер, чтобы видеть все, что транслируется в интересующей полосе частот.

Аналитическое мышление. Даже собрав данные, важно интерпретировать их правильно.


Иногда абоненты жалуются на связь, а проблема в старом телефоне или настройках. Наши инженеры умеют отделять технические сбои от человеческого фактора.

– Сергей Гулько, эксперт МТС

Готовность к нестандартным задачам. Измерения проводятся в поездах, на заводах, в карьерах, где работают беспилотные самосвалы, на перронах аэродрома рядом с самолётами, на стерильных производствах, куда вход разрешен только в спецодежде после санобработки, в тестовых поездах при объезде новых линий метро.

Как устроен рабочий процесс

День инженера радиоизмерений редко бывает рутинным. Вот как это выглядит в деталях.

Outdoor. Утром водители получают задания: например, объехать определенные районы Подмосковья. Машины с измерительными комплексами движутся по маршрутам, проводя тестирование сервисов и их оценку по всем операторам.


Сканеры фиксируют покрытие в разных технологиях на разных каналах, что позволяет отслеживать развитие сетей. Например, перед открытием ЦКАД «Автодор» заказал замеры у всех операторов. Инженеры ехали по пустой трассе, собирая данные до официального запуска.

– Сергей Гулько, эксперт МТС

Indoor. Большинство выездов инициируются по запросам от коммерческого и технического блока. Объекты могут быть самые разнообразные – от жилых домов до промышленных предприятий.

Далее инженер настраивает оборудование, договаривается о сопровождении на объекте, выезжает на измерения, а по возвращении обрабатывает результаты и готовит отчет.

Аналитика. Анастасия анализирует негативные события в собранных данных: «белые пятна» в покрытии, обрывы, низкие скорости передачи данных. Эти результаты в уже обработанном виде поступают планировщикам и оптимизаторам, которые используют свои инструменты для принятия решений.


Сеть – живой организм. Она постоянно меняется, и мы постоянно её проверяем.

– Сергей Гулько, эксперт МТС

Эти люди всегда на страже качества связи, и за это им спасибо

Инженеры радиоизмерений – не просто «проверяющие». Они связующее звено между абонентом и сетью, между теорией и реальностью. Их работа требует уникального сочетания навыков: от способности подняться на самый высокий этаж до специфического анализа данных.

При этом профессия продолжает развиваться. Уже сейчас проводятся удаленные измерения с помощью тестовых терминалов. Также существует методика получения расчетного outdoor-радиопокрытия, используя параметры базовых станций и данные об особенностях местности. Однако, как отмечает Алексей, расчетные карты покрытия пока не заменят живых измерений. Технологии упрощают процесс, но не отменяют необходимости человеческого контроля.

Для тех, кто готов к челленджу, карьерный путь открывает возможности роста от инженера до суперэксперта, способного решить любую сложную проблему на сети. А главное, эта работа напрямую влияет на качество жизни миллионов людей, делая связь быстрее, стабильнее и доступнее.

Выражаем благодарность МТС за помощь в подготовке материала.

📸 Все фотографии в статье:

2
undefined
iPhones.ru
В эпоху цифровизации мобильная связь стала неотъемлемой частью повседневной жизни. От стабильного интернет-соединения в офисах до бесперебойной голосовой связи в метро – все это зависит от слаженной работы сетевой инфраструктуры. Однако мало спроектировать и настроить базовые станции. Необходимо постоянно проверять, как они функционируют в реальных условиях. Планировщики создают проекты, оптимизаторы их улучшают. О них мы...

Войди и оставь комментарий

Или войди с помощью

<- Назад Забыли пароль? Войти
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер

Какие правила в комментариях
  1. peper- avatar
    peper- 7 мая в 10:22
    1

    Да, в Москве, например, они сегодня бы много «наизмеряли». Сеть вроде как есть, а интернета нет…

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  2. Mulon avatar
    Mulon 7 мая в 10:52
    1

    А есть такие которые стоят на страже наличия мобильного Интернета, и вообще Интернета?

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.