Войти

Или войди с помощью

Французы 50 лет назад построили уникальный самолёт без крыльев. Он взлетел, но случилась катастрофа

Илья Сидоров avatar |
Французы 50 лет назад построили уникальный самолёт без крыльев. Он взлетел, но случилась катастрофа

Авиаконструкторы постоянно улучшают самолёты, но без радикальных изменений. Крупные авиакомпании и производители сегодня не рискуют менять работающие технологии.

Но в 1950-х все было не так. После окончания Второй мировой войны все страны решили переосмыслить авиацию. СССР и Великобритания начали развивать гражданскую авиацию, в результате чего мир увидел легендарные Ту-144 и Конкорд.

Французский производитель двигателей Snecma пошёл по другому пути. Компания разработала первый в мире самолёт C-450 Coléoptère без крыльев, способный взлетать вертикально.

В переводе с французского Coléoptère имеет три значения: жук, летательный аппарат с кольцевым крылом и колеоптер. Все из них подходят к C-450.

Проект быстро начали копировать другие производители, но потом все резко приостановили разработки.

В этом материале вы узнаете, как появилась идея создания C-450, какие у него были плюсы и минусы и почему проект не дошёл до финальной стадии.

Самолёт изначально создавался для французских военных

После окончания войны, авиаконструкторы по всему миру начали разрабатывать самолёты, способные взлетать вертикально, продолжать полет в горизонтальном положении, а затем приземляться в исходном состоянии.

В тему: Всадники смерти. Как в СССР появились самые страшные самолёты в истории человечества

Эта конструкция была интересная в первую очередь военным.

Война показала, что традиционные взлётной-посадочные полосы обладают двумя серьёзными недостатками:

▪️ Они слишком заметные, поэтому враг с воздуха может обнаружить военный аэродром и нанести удар

▪️ Хоть самолёты и умеют взлетать с грунтовых дорог, в случае разрушения искусственной взлётной-посадочной полосы, это будет сделать нелегко, поскольку повреждения могут быть очень серьёзными

При отсутствии необходимости взлётной-посадочной полосы самолёт может взлетать и садиться практически где угодно. Это преимущество не только для военной, но и для гражданской авиации.

Snecma Atar Volant

К середине XX века турбореактивные и турбовинтовые двигатели уже обладали достаточной мощностью, чтобы поднять самолёт в воздух.

Во Франции разработкой самолёта вертикального взлёта и посадки занялся производитель двигателей Snecma.

В 1956 году Snecma построила турбореактивный двигатель Atar Volant, способный осуществлять вертикальный взлёт. После этого компания начала проектировать свой самый необычный самолёт в истории.

К разработке C-450 почти сразу подключились немецкие инженеры


Сборка прототипа Snecma C-450

C-450 решили создать на базе испытательного стенда двигателя Atar Volant. Он оснащался подвижным сидением, которое оставалось в вертикальном состоянии независимо от положения самолёта.

В тему: Эти самолёты-корабли из СССР могли летать по воде. Но планы рухнули, а техника ржавеет

На развитие проекта существенное влияние оказал конструктор Гельмут фон Зборовски из немецкой компании BTZ. Он придумал кольцевое крыло, ставшее отличительной особенностью C-450.

Snecma подписала контракт с BTZ. Французы отвечали за фюзеляж, силовую установку и основные бортовые системы, а немцы создали крыло согласно необходимым характеристикам.

На начальных этапах разработка велась на средства Snecma. Но после подписания договора с BTZ, проект начало спонсировать министерство обороны ФРГ.

В середине 1958 году был создан первый прототип C-450.

В нем не было привычных крыльев. На первый взгляд, металл, который прикрывает двигатель и другие системы самолёта, просто является каркасом. Но на самом деле это крыло, которое в 50-х гг. стало настоящей революцией.

Крыло диаметром 3,2 метра было изготовлено из легкого сплава, имело каркасную конструкцию и оно не оснащалось закрылками.

Из вертикального в горизонтальное положение C-450 переходил с помощью двух небольших выдвижных килей, установленных по бокам в носовой части фюзеляжа.

В тему: Вот самые крутые самолёты в мире. Ты таких не видел

Оперение самолёта было представлено четырьмя треугольными крылышками, которые обеспечивали управление во время полёта и устойчивость в вертикальном положении.

C-450 оснащался четырьмя неубирающимся шасси, которые крепились к нижней части крыла.

Двигатель Snecma Atar 10IE с тягой 3700 кг и максимальной скоростью 800 км/ч был установлен в фюзеляже. Там же находились воздухозаборники, обеспечивающие необходимый поток воздуха при взлёте самолёта.

Прототипом самолёта могли управлять только пилоты с большим опытом


Пилот Огюст Морель (на переднем плане) после первого полёта на C-450

В декабре 1958 года прототип C-450 впервые поднялся в воздух. Самолётом управлял пилот Огюст Морель, который до этого тестировал испытательный стенд Atar Volant.

После первого полёта было обнаружено несколько серьёзных недостатков в конструкции C-450.

Самолёт медленно вращался вокруг собственной оси во время зависания в воздухе. Спидометр показывал неточные значения при взлёте, а органы управления не позволяли точно контролировать аппарат во время посадки.

Первые полёты проходили с помощью страховочных тросов. После нескольких успешных испытаний от них решили отказаться.

6 мая 1959 года Морель взлетел на C-450 без страховки. Также в этот день самолёт впервые самостоятельно висел в воздухе.

Затем Snecma начала испытывать C-450 на разных высотах и отрабатывала простые манёвры. Со временем пилот и инженеры решили протестировать горизонтальный полет. Один из этих испытательных полётов едва не закончился трагедией.

В тему: Почему самолёты белые, а не серо-буро-малиновые в крапинку?

При спуске с высоты 870 метров, у самолёта неожиданно отказали некоторые органы управления. Опытный пилот смог стабилизировать аппарат и аккуратно посадить его на землю. По результатам расследования причин происшествия, были наложены ограничения на максимальную скорость спуска.

Единственный прототип уничтожили в авиакатастрофе

25 июля 1959 года C-450 отправился в свой девятый свободный полет. В соответствии с утверждённым полётным заданием Морель должен был поднять самолёт на необходимую высоту, затем наклонить его под определённым углом и вернуться в исходном положении на землю.

Пилот выполнил манёвр, но при возвращении в вертикальное положение, самолёт начал неконтролируемо вращаться во всех трёх плоскостях и терять высоту.

Не имея запаса высоты для исправления ситуации, лётчик был вынужден катапультироваться. Он покинул самолёт на высоте примерно 15 метров.

Пилот получил травму позвоночника и отправился на длительное лечение. После окончания реабилитации он уже не мог летать.

Первый и единственный прототип С-450 разбился. Исследование обломков показало, что причиной аварии стал внезапный отказ некоторых бортовых систем.

При этом было установлено, что конструкция самолёта и двигатель работали корректно, и можно было продолжать дальнейшее тестирование.

Проект закрыли не только из-за катастрофы

Во время испытаний инженеры и военные нашли ещё несколько серьёзных недостатков в C-450, которые перевешивали все его достоинства:

▪️ Самолёт оказался сложным в производстве и эксплуатации, а управлять им могли не все пилоты.

▪️ C-450 разрабатывался для военных, но тестирование проходил «голый» самолёт. Для превращения C-450 в боевую машину требовались серьёзные доработки и очень много времени

Оценив туманные перспективы проекта, министерство обороны Германии решило отказаться от его дальнейшей поддержки. Потеряв крупного спонсора и заказчика, Snecma не стала продолжать разработку C-450.

Помимо военного C-450 с турбореактивным двигателем, Snecma хотела выпустить и другие самолёты с кольцевым крылом. Компания планировала построить сверхзвуковой истребитель, штурмовик с винтовым двигателем и небольшой самолёт, предназначенный для перевозки нескольких человек или груза.

В тему: 7 российских самолётов, которые нарушают привычные законы физики

К первой половине 1959 года все эти самолёты были на стадии эскизного проектирования. Их полноценную разработку планировали начать после тестирования C-450.

Отказавшись от C-450, компания завершила и другие проекты на его основе.

Обломки единственного прототипа C-450, который разрушился в авиакатастрофе, были отправлены на металлолом. Память об этом инженерном чуде осталась в немногочисленных сохранившихся фотографиях.

Другие компании даже близко не приблизились в создании конкурента C-450

C-450 стал первым самолётом с кольцевым крылом, который прошёл начальные испытания.

Изначально проект привлёк большое внимание авиаконструкторов со всего мира, и это неудивительно, ведь похожих самолётов раньше не было.

Многие компании и страны захотели скопировать C-450, но сразу столкнулись с аналогичными проблемами, что испытывала Snecma.

Более того, самые популярные копии C-450, были только макетами и концептами, в то время как Snecma вела полноценную разработку и испытания.

В конце 1950-х гг. Hiller Aircraft представила свой вариант самолёта с кольцевым крылом Hiller VXT-8. Он был похож на C-450, за исключением прозрачной кабины. Но поскольку это был макет, то какие-то другие особенности и отличия сложно выделить.

Hiller VXT-8

Ещё одним американским колеоптером стал Convair Model 49. В 1964 году армия США объявила конкурс на лучшую передовую систему воздушной огневой поддержки.

В 1967 году компания Convair представила самолёт Model 49 с кольцевым крылом. На бумаге он был во всем лучше C-450.

Convair Model 49

В Model 9 диаметр крыла составлял почти 7 метров, в движение его приводили два двигателя по 2200 л. с. каждый, а самолёт уже был оснащён всем необходимым оборудованием для военных.

В тему: Как я строю самолёты на крупнейшем авиазаводе страны

Его особенностью стала откидывающаяся кабина. Во время взлёта и посадки она находилась в горизонтальном положении, а в полете переходила в вертикальное.

К сожалению, оба этих проекта так и остались нереализованными. Разработка Hiller VXT-8 не началась, потому что в том же году разбился C-450 и дальнейшие его испытания остановили.

На Model 49 армия США отказалась выделять деньги, поскольку всем было понятно, что этот самолёт будет строить очень долго. К тому же в те года за Convair была слава «пожирателя бюджетов».

17
undefined
iPhones.ru
История создания колеоптера Snecma C-450 Coléoptère.

Войди и оставь комментарий

Или войди с помощью

<- Назад Забыли пароль? Войти
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер

Какие правила в комментариях
  1. maclex avatar
    maclex 31 июля 2021
    0

    Вот люди творили придумывали – а щас один фейк китайский
    5+

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  2. Vlad avatar
    Vlad 31 июля 2021
    4

    Есть закон аэродинамики: летают красивые самолёты, уродливые почему-то не летают. Закон, конечно, странный, но наблюдения его подтверждают

    Andrey avatar
    Andrey31 июля 2021
    8

    @Vlad, нет такого закона… есть цитата А Н Туполева:

    «Хорошо летать могут только красивые самолеты»

    sengiley88 avatar
    sengiley881 августа 2021
    0

    @Andrey, разбился каждый 9-й Ту-154, мировой рекорд в гражданской авиации

    kexibit avatar
    kexibit1 августа 2021
    0

    @sengiley88, предполагаю, что вопрос эксплуатации ещё стоит , когда используют левый детали и тп

    ElZa LiZa avatar
    ElZa LiZa1 августа 2021
    3

    @sengiley88,
    Приведите пожалуйста источник информации о таких цифрах.

    Andrey avatar
    Andrey1 августа 2021
    0

    @sengiley88, вас кто-то обманул…

    25 из 114 > 71 из 923… разве нет?

    кроме того…. в первом случае причина в конструкции, а во втором, в большинстве случаев, ошибки пилотирования и не зависящие от самолета и экипажа обстоятельства

    при этом ни один ни второй не являются самым аварийным… парадокс, да?

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  3. Andrey avatar
    Andrey 31 июля 2021
    0

    по сабжу… в данном случае термин «катастрофа» не к месту…

    весь первый абзац ерунда больше, чем полностью…

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  4. Disney avatar
    Disney 31 июля 2021
    4

    Как советский пылесос “Тайфун” выглядит😁

    Andrey avatar
    Andrey31 июля 2021
    1

    @Disney, …)))

    пылесос Чайка, не?

    AleX_another avatar
    AleX_another31 июля 2021
    0

    @Disney, Не удивительно, “Тайфун” делали по конверсии)))

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  5. Дайте две! avatar
    Дайте две! 31 июля 2021
    1

    Я смотрю у французов тоже здорово получается пилить казённые бабки

    joker2k2 avatar
    joker2k21 августа 2021
    1

    @Дайте две!, вы неверно понимаете слово “пилить”. Пилить это когда деньги превращаются не в прототип чего то доселе невиданного, а в дворцы и мерседесы и вранье про провокации американцев.

    Дайте две! avatar
    Дайте две!1 августа 2021
    0

    @joker2k2, не согласен с вашей трактовкой – пилить – это когда деньги идут не по назначению, в частности – когда уходят во что-то очевидно бессмысленное, а это уродство на фото и есть очевидно бессмысленное, и уродливое создание.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  6. Dustman avatar
    Dustman 31 июля 2021
    0

    Вспоминается: “Из буханки хлеба, ниток, двух спиц, пуговиц и еще чего-то за 15 минут можно сделать макет троллейбуса. На зачем?”

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.