Войти

Или войди с помощью

Как я строю самолёты на крупнейшем авиазаводе страны

Николай Маслов avatar |
Как я строю самолёты на крупнейшем авиазаводе страны

В моем родном Ульяновске не так много достопримечательностей мирового уровня.

Тем не менее, несколько масштабных фишек на 800 тыс. жителей города все же найдется. Ульянов-Ленин среди них однозначно занимает первое место. Именно в его честь был переименован Симбирск.


Завод начинается с проходной

Второе место просто обязан получить Ульяновский Авиапромышленный Комплекс (УАПК), с недавних пор получивший имя АО «Авиастар-СП».

По задумке советского правительства УАПК должен был стать самым масштабным в мире авиастроительный заводом.

Предприятие, построенное с нуля в чистом поле, должно было выполнять полный цикл работ по созданию самолетов. От выплавки стали до изготовления приборов, от изготовления собственных инструментов до сборки самых больших в мире самолетов, ни одно самолётное производство в мире не имеет таких компетенций.

О том для чего и почему этот завод появился именно в Ульяновске можно рассказать отдельную историю. Сегодня поговорим о другом.


«Руслан» улыбается

Спустя почти 50 лет после своего появления «Авиастар» продолжает деятельность. Ан-124 «Руслан», с которого начиналась история производства (и под производство которых в итоге спроектированы корпуса) сменили новые типы. Сначала на заводе освоили выпуск Ту-204.


Ещё не запущенная поточная линия производства Ил-76МД-90А

После передачи этого самолета в Казань основная работа сконцентрировалась вокруг новой модификации Ил-76, Sukhoi Superjet и нескольких перспективных новинок.

Предприятие занимается серийным производством военно-транспортного Ил-76МД-90А. В ближайшее время стартует серийный выпуск заправщика Ил-78М-90А.


Ворота размером с самолет. Внушает?

Кроме этого, завод изготавливает в кооперации отдельные агрегаты пассажирских самолетов МС-21 и «Сухой Суперджет», ряда проектных судов КБ Ильюшина (ПАО «Ил»), ведет послепродажное обслуживание Ан-124 и Ту-204 различных модификаций.

Поднимать их на крыло — моя работа. Уже 6 лет я строю самолеты на АО «Авиастар-СП».

Почему «Авиастар-СП» самый-самый в России?


Недостроенный корпус должен был увеличить выпуск «Русланов» до 100 штук в год

К сожалению, поделиться интересными моментами непросто, но в День авиации, 17 августа 2019 года мне наконец-то удалось сделать немного фотографий завода.

Построенный в порыве гигантомании, «Авиастар» отличался от других авиастроительных предприятий СССР, России и зарубежья колоссальными масштабами.

По проекту, площадь комплекса могла бы поспорить с полумиллионным городом, для обеспечения сотрудников жильём был организован и построен отдельный район города со своей инфраструктурой.

К сожалению, перестройка и последующее межвременье не позволили закончить задумку. Тем не менее завод даже после отторжения ряда уже освоенной площади занимает больше, чем квартал для его работников, и остаётся самым большим производственном комплексом города.

Совсем недавно здесь работало 45 тысяч человек. Сегодня на заводе трудятся только 9 тысяч и ещё 3 тысячи обслуживают его на договорной основе, являясь представителями сторонних организаций. Внушает?


Самолет-макет: реальный Ил-76МД-90А для ресурсных испытаний на прочность

На заводе существует ряд производств:

  • центр металлургических компетенций
  • заготовительно-штамповочное (ЗШП)
  • механо-сборочное (МСП)
  • неметаллов (МКП)
  • агрегатно-сборочное (АСП)
  • окончательной сборки (ПОС)
  • летно-испытательная станция (ЛИС)

Эти и сопутствующие службы охватывают полный цикл, превращая металлические болванки в летающую машину. Именно здесь осваивали изготовление деталей из самых длинных металлических заготовок, варку титана, создавали уникальные композитные элементы, ныне забытые.


Роботизированный склад: детали вытаскивает манипулятор для конкретной работы. Рабочий только должен подойти

Да что там: в 90-е завод брался делать цельнотитановые яхты и мог в один заход обработать годовой объем деталей для автомобильного завода нашего города.

Один из бывших цехов ныне известен автопроизводителям России как завод оснастки «Форш»: он снабжает другие заводы необходимой, часто уникальной, оснасткой по всей стране. А для «Авиастара» — всего лишь один цех.


Стапель для работ на крыле «Руслана»

Комплекс изначально предназначен для постройки широкофюзеляжных крупнотоннажных самолетов. Ан-124 «Руслан» стал первым из них, хотя были планы реализации производства Ан-225 «Мрия», перспективных гипезвуковых пассажирских лайнеров и даже стратегических бомбардировщиков.

Если бы СССР не рухнул, именно здесь уже в конце 90-хх строили бы пресловутый ПАК ДА и серийные «Бураны».


Эти ворота меньше: всего 25 метров в высоту и около 50 в ширину. Как док для кораблей

В соответствии с масштабными планами был построен летно-испытательный комплекс с самой большой в СССР взлетной полосой, предназначенной для посадки особо тяжелых и специальных самолетов.

Но о нем — в другой раз. Сегодня о сборке агрегатов и окончательном производстве.

Главный военно-транспортный самолет будущего. Других пока нет


Пресловутая «стеклянная» кабина здесь ещё и правда с окнами

Знакомьтесь: новенький, почти готовый Ил-76МД-90А, основной военно-транспортный самолет в России ближайших лет. Этот далекий потомок старых Ил-76 получил новую электронику, улучшенные двигатели и усиленный каркас.

Пока нижняя часть кабины ещё несет остекление. Так привычнее. Но штурману больше не нужно смотреть вниз: новый «Ил» получил «стеклянную кабину», то есть приборы, позволяющие вести самолет без прямой видимости и/или в автоматическом режиме.


Похож на предка, но отличается во всем

В скором времени именно он станет основным военно-транспортным самолетом России. Других пока не разработали, старые выработали или вырабатывают ресурс.

В начале производства Ил-76МД-90А похож на листы металла, беспорядочно, на первый взгляд, разбросанные по цеху. Но в АСП все встает на свои места.

Как лист металла становится самолетом


Участок стыковки носовой части

В ЗШП производится вырубка и формование будущих деталей. МСП изготавливает и производит сложные токарные и фрезеровочные (и множество других) работы. А в АСП предварительно изготовленным деталям и небольшим сборкам придают формы, уже напоминающие самолет.

Делается это на разнообразной оснастке, как и везде в мире. Но завод не проектировался под Ил-76: стоит взглянуть на последние корпуса «Русланов», и всё станет понятно.


Последние «Русланы»: фюзеляжи готовы

Именно они заполняют пространство цехов. Шутка ли: летающий агрегат размером с атомную подводную лодку! Высота фюзеляжа на шасси — около 10 метров, ещё почти 6 дает вертикальное оперение — киль.

Для транспортировки элементов махины были спроектированы

  • уникальные крановые системы, способные транспортировать даже отдельные отсеки;
  • уникальные для восьмидесятых автоматизированные системы хранения деталей;
  • колоссальные «этажерки», чтобы перемещаться вокруг этих титанических деталей и возводить шаг за шагом самолет.


Эти махины ползают по рельсам. Точность перемещения выше, чем у современных ЧПУ

По сравнению с этими титанами «семьдесят шестой» кажется игрушкой. Можно было бы разделить цех на 2 этажа по высоте (конечно нет) и запараллелить процесс.

Сам процесс практически не изменился за все время существования авиации: сначала изготавливаются панели обшивки с минимальным силовым набором, потом они объединяются вокруг основного «скелета».


На заднем плане стыкуют между собой отсеки

Получившиеся отсеки собираются в фюзеляж на стапеле. Для правильной стыковки каждый из них должен соответствовать чертежу с точностью в две десятых миллиметра.

Строго говоря, такая точность сопровождает элементы самолета весь процесс. И это не предел: при сборке МС-21 допустимые отклонения отдельных крупногабаритных деталей достигают сотых миллиметра.

После стыковки отсеков фюзеляжа работа разбивается на 2 части: одна команда занимается внутренним убранством самолета, другая вешает оперение и ставит крыло на специальном стапеле, полностью охватывающем самолет.


Этажерка для работы на оперении. Все вручную

Стапель устроен так, что самолет оказывается в «нивелировочном положении», по всем 3 осям оказываясь «в горизонте».

Крыло длиной в 30 метров — одна деталь, которую поднимают той самой кран-балкой для «Руслана». Удивительно: 40 лет эти краны, растянутые по всему заводу на протяжении десятка километров вдоль и поперек цехов продолжают работать без сбоев.

Здесь самолету дарят «душу», или немного о летающих серверах


Тот же стапель снизу

После установки крыла остается установить шасси размером с компактный легковой автомобиль, и самолет готов. Но для первого полета пока не время, начинается установка авионики.

Даже на заре авиации самолеты не могли летать без вмешательства человека. Сейчас большинство летательных аппаратов и вовсе в угоду аэродинамике не способны держаться в воздухе без сложных электронных «мозгов», постоянно корректирующих движение самолета в пространстве.


Над стапелем завис уникальный кран совсем не авиационной грузоподъемности

Ил-76МД-90А не стал исключением: его электроника занимает железнодорожный вагон и приезжает в Ульяновск со всей страны.

Её и многие другие системы устанавливают в производстве окончательной сборки, в уже стоящий на шасси самолет.


Водило для перемещения самолета не так просто, как кажется


Начат монтаж электроники


Антенн видимо-невидимо


Самолет даже включают без двигателей

И вот он оказывается у самых ворот, огромных, как трехэтажный дом. Здесь его впервые включают, запитывая от внешних источников. После проверки всех компонентов самолет уходит на окраску.

Впереди — наземные и летные испытания. Но это совсем другая история, которую я расскажу позже.

Бонус: остатки былой роскоши


«Руслан» на ремонте: здесь снят носовой обтекатель. Под ним прячется полквартиры


Лифт нужен для подъема оборудования и запчастей


Здесь снаружи остаются только мелкие работы


Ряд генераторов внушает


Метровое колесо «Руслана» стоит как новая Kia


Хороший самолет должен быть красивым

Кроме Ил-76Мд-90А на «Авиастаре» проходят плановый ремонт несколько «Русланов» и модифицируется пара Ту-204.

Чтобы подниматься на «Руслан» для высотных работ создали специальные лифты. А как иначе — летающий дом занимает площадь, сравнимую с небольшим футбольным полем.

Ту-204 на его фоне сущая мелочь. Но и такие самолеты нужны.

Интересный факт: при полном отказе двигателей и систем Ту-204 свободно планирует до земли, позволяя посадить самолет. Единственный пассажирский самолет с таким свойством.


Один из последних Ту-204-300


Двигатель крупным планом. Обратите внимание на количество систем


Носовая стойка — один из сложнейших элементов самолета


Хотя и в крыле прячется не меньше

Завод был готов выпускать до 50 пассажирских «Ту» в год, однако программа была свернута и передана в Казань. Ульяновск взамен получил Ил-76 и МС-21.

Неподалеку от ремонтируемых «тушек» находится участок для «Суперджетов». Все верно, вы не ослышались: на них в Ульяновске устанавливают некоторые системы, салон и проводят ряд испытаний.


К «Суперджету» иного подхода не было

В следующий раз я покажу вам самолет изнутри во время сборочных работ. Какой хотите увидеть первым?

49
undefined
iPhones.ru
Место, где рождаются гиганты.

Войди и оставь комментарий

Или войди с помощью

<- Назад Забыли пароль? Войти
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер

Какие правила в комментариях
  1. MikeWell avatar
    MikeWell 8 сентября 2019
    0

    Ближе к середине статьи шрифт сменился, поправьте.

    Astravod avatar
    Astravod8 сентября 2019
    0

    @MikeWell, это похоже на глюк всей платформы- комментарии тоже сменили шрифт.

    sergeyc avatar
    sergeyc8 сентября 2019
    0

    @Astravod, все же ошибка форматирования статьи – незакрытый тэг шрифта и поехал весь шрифт ниже.

    Astravod avatar
    Astravod8 сентября 2019
    0

    @sergeyc, ок, просто не думал, что формат шрифта статьи может повлиять на параметры всего портала.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  2. mr.temsson avatar
    mr.temsson 8 сентября 2019
    2

    Хорошая статья!

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  3. Yuri28 avatar
    Yuri28 8 сентября 2019
    4

    НИКОЛАЙ, СПАСИБО! ЗДОРОВО!

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  4. mineralof avatar
    mineralof 8 сентября 2019
    2

    Спасибо. Интересно. Для МС-21 Авиастар производит что-либо?

    Николай Маслов avatar
    Николай Маслов8 сентября 2019
    0

    @mineralof, да, производится сборка отсеков фюзеляжа. Соседнее предприятие Аэрокомпозит – бывший цех Авиастар – крылья.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  5. pkurzaev avatar
    pkurzaev 8 сентября 2019
    6

    Вся эта гигантомания это очень весело, особенно если вспомнить кто за это заплатил. Огромный завод который ремонтирует три самолета в год это позорище.
    Ну и конечно уникальный Ту-204, созданный тиражом в 12 экземпляров, примерно, который может летать без двигателей – текст достойный авиатора. Все пассажирские самолеты с высоты 10 км пролетят больше 100 км без двигателей.

    Николай Маслов avatar
    Николай Маслов8 сентября 2019
    0

    @pkurzaev, увы, далеко не все

    Нет заказов – нет завода. Причины отсутствия заказов обсуждать категорически не хочу, поскольку вижу виновных напрямую, по документации. И гигантомания прошлого здесь не при чем

    И да, увы, могу сравнить с “Боингом”.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  6. farrkt2423 avatar
    farrkt2423 8 сентября 2019
    0

    Сухой Суперджет не накрылся, нет?

    iRomaroma avatar
    iRomaroma8 сентября 2019
    0

    @farrkt2423, а с чего он должен накрыться?

    DomenER avatar
    DomenER8 сентября 2019
    2

    @iRomaroma, Superjet стал не конкурентным. Если в ближайшее время ничего не придумают с замещением импортных запчастей, то существование суперджетов дело времени… у Аэрофлота много суперджетов стоят на парковке и не используются – логистика оперативной доставки запчастей до сих пор не налажена… и вот новость на днях была https://ria.ru/20190907/1558424856.html

    iRomaroma avatar
    iRomaroma8 сентября 2019
    1

    @DomenER, сам Суперджет вполне нормальный самолет, вначале были проблемы с беспосадочной дальностью при максимальной загрузке, сейчас их решили. При этом Суперджет вчистую проигрывает Боингу и Эйрбасу по сервису, логистике запчастей и специалистам по ремонту. Именно из-за этого эксплуатанты отказываются от использования суперджетов, а совсем не потому что что-то не так с самолетом. А импортозамещение запчастей – это миф, в суперджете 70% комплектующих – не российского производства и многие решения заменить попросту нечем – проще сделать новый самолет с нуля

    DomenER avatar
    DomenER8 сентября 2019
    0

    @iRomaroma, В общем риск остановиться производству суперджетов очень высокий. Вот и высокие чины в правительстве стали говорить о неконкурентоспособности… самолёт может быть и хороший, только после майской аварии много пассажиров отказываются покупать билеты на рейс если полетят на суперджете. Что также сказывается на авиаперевозчиках…

    anfedoro avatar
    anfedoro8 сентября 2019
    0

    @DomenER, сраться высоким чинам со всем миром не надо и все будет в порядке и с сервисом и с логистикой по запчастям. И самолет тут совершенно не причем. В глобальном мире надо глобально думать… тем более не имея внутреннего рынка размером с китайский.

    iRomaroma avatar
    iRomaroma8 сентября 2019
    0

    @anfedoro, я понимаю, что вместо понимания картины мира и критического отношения к себе в первую очередь проще во всем обвинить кого-то (сейчас вот модно и хайпово Путина), но картина от этого не поменяется – все указанные проблемы уже были у Суперджета еще в 10-11 году, и к политике это тогда не имело никакого отношения, скорее к недобросовестной конкуренции и непрофессионализму людей, отвечающих за системные процессы, а дальше замкнутый круг – плохой технический сервис – мало покупают самолет – нет денег на развитие сервиса – и так до бесконечности. Причин много, но политики здесь нет никакой – голая и беспощадная конкуренция.

    anfedoro avatar
    anfedoro8 сентября 2019
    0

    @iRomaroma, все правильно.. когда непрофессионализм в отрасли (с которым в целом можно в бороться, хоть и не просто) скрещивается с идиотизмом на государственном уровне (с которым бороться нельзя в принципе.. ну.. не у нас) получаем жесткое усугубление изначально чисто экономико-управленческих проблем отдельно взятого экономического объекта (модели самолета в данном случае). А вот ” про понимание картины мира и критическое отношение к себе” вообще не к месту было.

    anfedoro avatar
    anfedoro8 сентября 2019
    0

    @anfedoro, И то что вам кажется, что политики тут нет никакой, огорчу вас – это не так, ибо политика “есть концентрированное выражение экономики” и иные “чисто” политические процессы дают такой экономический выхлоп, что мало не покажется. Ни ценам в магазинах, ни суперджетам с мс-21.

    iRomaroma avatar
    iRomaroma9 сентября 2019
    0

    @anfedoro, мне не кажется – Вы путаете коммодитиз (и производную от них ТМП) и стратегические отрасли, в которых влияние текущих процессов отражается через десяток лет. Сейчас в авиастроенииу нас результат того, что было в 90-х и начале 2000-х, гражданскую отрасль реально практически положили, сейчас пытаются откатить обратно – но это не сильно просто: кадров уже почти нет, весь НИОКР военный, Суперджет вообще непонятно зачем делали, а то что сделали нельзя назвать плохим самолетом, но у него нет никаких конкурентных преимуществ перед Эйрбасом и Боенгом, при тотальном проигрыше в сервисе. То что будет с МС-21 еще непонятно, надеюсь учтут ошибки Суперджета. А политика … в этих отраслях нет политики, санкции/истерики это для ТВ. Как были десятилетние контракты по титану и ракетным движкам с Америгой – так и остались и никто в здравом уме их рвать не будет, все пафосные мероприятия проходят на Украине :))

    Николай Маслов avatar
    Николай Маслов8 сентября 2019
    0

    @farrkt2423, 80 салонов в прошлом году поставили, или около того

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.