Всадники смерти. Как в СССР появились самые страшные самолёты в истории человечества

Николай Маслов avatar | 25
FavoriteLoading В закладки
Всадники смерти. Как в СССР появились самые страшные самолёты в истории человечества

На заре своего появления самолеты практически всегда рассматривались как наиболее перспективное военное средство: сначала разведки, а потом и уничтожения воздушного и наземного противника.

Развитие науки и техники подарило им ежегодно улучшающиеся характеристики. Но первые самолеты создавались для непосредственного взаимодействия с войсками, боев на линии фронта и перевозки грузов из тыла на передовую.

Со временем подход изменился и самолеты научились дотягиваться до противника через океаны, сбрасывая тысячи тонн бомб и поражать цели за тысячи километров от себя, уничтожая целые городские кварталы ковровыми бомбардировками.

Сегодня эти машины входят в так называемую «ядерную триаду»: именно они несут оружие, способное начать и закончить любую войну, оказываясь в любой точке земного шара и оставаясь недоступными для обороны противника.

Имя им — дальние, или стратегические бомбардировщики (в противовес тактическим, непосредственно поддерживающим войска или уничтожающим конкретные точечные цели).

Как появилась идея о создании стратегических бомбардировщиков


Первый цельнометаллический бомбардировщик ТБ-1, разработанный Туполевым

В ходе Второй мировой войны боевые действия растянулись на огромные расстояния. Даже появившиеся в её ходе ракеты не были способны покрывать необходимые расстояния до цели: дальности первой баллистической ракеты Фау-2 едва хватало для того, чтобы перелететь Ла-Манш.

У Великобритании, СССР и США разработок в области ракетостроения и вовсе не было, чтобы можно было полагаться на подобное оружие хотя бы в будущем.

Поэтому задача дальних ударов в тылу противника возложили на перспективные типы бомбардировщиков.


Гражданский гидросамолет Savoia-Marchetti S.66 мог стать бомбардировщиком

Конечно, говорить о том, что дальняя авиация не существовала до конца Второй мировой, нельзя. Но и дальность была не та, и цель была слишком призрачна.

Поэтому основная масса конструкторов концентрировалась на текущих военных заказах, создавая самолеты средней и малой (даже по тем меркам) дальности.

В СССР эту тему исторически курировал Туполев: именно с его легкой руки страна получила первый цельнометаллический бомбардировщик ТБ-1 и его развитие — ТБ-3.


ТБ-3 участвовали в Халхин-Голе и даже Великой Отечественной войне

Именно этот самолет стал основой будущих военных частей дальней авиации, которая сформировалась много позже.

В тридцатые годы опустошенные Первой мировой страны не имели достаточно ресурсов для реализации многих идей.

Подумать только: первый «летающий сплав», дюралюминий (и его советский аналог кольчугалюминий) появились только за десять лет до полета ТБ-3.


Многие первые бомбардировщики были очень похожи на Dornier Do R

Поэтому и сам ТБ, и его европейские четырехмоторные аналоги производства Bloch, Savoia Marchetti, Dornier (успешно сбежавшего из Германии), Heinkel и Junkers строились с полотняной обшивкой, только осваивая современные на то время компоновку цельнометаллического моноплана.

С германской авиацией того периода все происходило еще интереснее: по результатам перемирия, Германии навязали жесткие правила по созданию вооружений.

Поэтому практически все самолеты строились исключительно в роли гражданских, а их основная часть получала два или три мотора.


Ряд первых самолетов Туполева тоже не успели переделать в бомбардировщик

Конструкторы предполагали возможное масштабирование аппаратов, но многие из них не получили увеличенных версий даже на бумаге.

Зато дальняя авиация в Советском Союзе развивалась, как на дрожжах: девиз «Дальше, больше, сильнее» работал лучше любого государственного заказа.

Благодаря этому за короткое время появился ряд уникальных самолетов, значительно поспособствовавших развитию авиационной инженерии, таких как ДБ-ААНТ-20 «Максим Горький», ДБ-ЛК.


Бомбардировщик, созданный по схеме летающее крыло – ДБ-ЛК, – даже успели запустить в серию

К сожалению, судьба гигантов оказалась предсказуема: техника того времени не достигла достаточного развития, чтобы позволить человеку эффективно управлять и обслуживать огромные летательные аппараты.

Тоже самое происходило в других странах: гиганты Франции, Италии, Швеции, Дании один за другим оказывались бесполезны в реальных условиях.

Ни грузов для перевозки, ни реальных боевых задач для них все еще не существовало.

Первые дальние бомбардировщики появились во время Второй Мировой


Знаменитый дальний бомбардировщик Пе-8, бомбивший Германию с 1941 года

Впервые военные задумались о нанесении авиационных бомбовых ударов за линией фронта перед Второй мировой войной по результатам локальных конфликтов по всему миру.

Перед разработчиками первых серийных дальних бомбардировщиков тогда была поставлена цель: самолеты должны перевозить на 1-3 тысячу километров 5 тонн бомб.

Задачу решали по обе стороны океана множество авиакомпаний, но среди доброй сотни проектов жизнь получили немногие.


Уникальный бомбардировщик Ермолаева летал далеко, возил много, но был слишком дорог

В СССР дальнюю авиацию перед войной начали укомплектовывать самолетами ТБ-7 (Пе-8) Петлякова и Ер-2 Ермолаева, хотя последний планировался для задач фронтовой бомбардировки.

И тот, и другой самолет не могли «достать» цели в глухом тылу, поэтому начавшиеся в 1941 году бомбардировки Германии прекратили после потери островов в Балтийском море.

США оказались более успешны: на горизонте маячила война с Японией, поэтому требования к самолетам изначально были выше.


Дальние B-24 Liberator прослужили всю войну, но их дальности хватало не всегда

Douglas A-20 Havoc, Martin B-26 Marauder, Douglas A-26 Invader оставались фронтовыми самолетами.

Огромным четырехмоторным «летающим крепостям» Boeing B-17 Flying Fortress и Consolidated B-24 Liberator еще не хватало дальности: уж слишком большие расстояния от ближайших баз до японских объектов.


Основа немецкой бомбардировочной авиации He 111 являлся средним бомбардировщикоv

Хуже всего оказалось Германии: к началу войны даже четырехмоторные тяжелые самолеты страны преобразовывали мощность двигателей в бомбовую нагрузку, а не дальность и скорость.

В результате двухмоторные Junkers Ju 86, Heinkel He 111 не могли брать боевую нагрузку при максимальной дальности.

wp-image-1069755wp-image-1069767wp-image-1069766

Fw 200, Ju 290 и Ju 86 переделали из гражданский лайнеров, потеряв скорость и дальность полета

Четырехмоторные Focke-Wulf Fw 200 Condor, Junkers Ju 290 и Heinkel He 177 превосходили их, но качественного рывка предложить не могли.

Нужны были новые двигатели, отсутствие которых попытались нивелировать первыми управляемыми ракетами, значительно увеличившими дальность действия бомбардировщика.


Avro Lancaster бомбили Германию всю войну. Но дальность и высота – не главное для эффективности

Аналогично развивалась история авиации Великобритании. Ее Avro 683 Lancaster, Vickers Wellington, Handley Page Halifax и Stirling могли долететь до середины Германии, но возвращение домой было трудной задачей.

Самолетам ещё не хватало высоты, скорости — и специального вооружения стратегических бомбардировщиков будущего.

Как во время Второй Мировой войны дальние бомбардировщики пытались превратить в стратегические


Самый известный бомбардировщик Второй Мировой B-17

К 1943 году сформировались реальные требования к будущей стратегической авиации, выраженные рядом доктрин, среди которых лучше всего описывает класс проекты Uralbomber и Americabomber германских воздушных сил:

1. Дальность полета с полной нагрузкой — не менее 10 тыс. километров в одну сторону,
2. Бомбовая нагрузка — не менее 3 тонн при максимальной дальности,
3. Скорость — не менее 600 километров в час для противодействия истребителям противника,
4. Высота полета — не менее 8 километров во избежание взаимодействия с зенитной артиллерией.


Редкое фото He 277, не успевшего на войну

К счастью, построить подобные самолеты у Германии не хватило ресурсов и времени. Heinkel He-277 не появился, а Messerschmitt Me 264 и Junkers Ju 390 не успели пройти опытные испытания.

Британские, итальянские, советские заводы в то же время были заняты более насущными проблемами.

Поэтому единственной, развивающей дальнюю авиацию, стали США — у них, фактически, с 1942 года не было других вариантов ведения войны, в том числе и на европейских фронтах.

Именно здесь, на заводах компании Boieng в 1942 году был выпущен первый тяжелый бомбардировщик дальнего действия, ставший в 1945 году носителем первой ядерной бомбы: Boeing B-29 Superfortress.


B-29 по характеристикам превосходил все бомбардировщики войны

Фактически, он стал прямым развитием более известного бомбардировщика B-17, который стал символом американских ВВС того периода.

Но «Крепость» мало отличалась от британских или советских тяжелых машин, поскольку, как и они, предназначалась для скоростного прорыва множества самолетов в плотном воздушном строю под прикрытием истребителей. Улетели, отбомбились, вернулись.

Основным оружием «Суперкрепости» так же стали обычные бомбы. Ядерный заряд не умещался в фюзеляже, да и специальных средств защиты у самолета не было.

Тем не менее, самолет успел повоевать на Тихоокеанском фронте и в Корейской войне. Именно эти машины уничтожили Токио, Хиросиму и Нагасаки.


Ту-4 стал первым носителем советской ядерной бомбы

B-29 оказался настолько удачным, что его скопировали в СССР и серийно выпускали под названием Ту-4, сделав его, как и в США, носителем ядерного оружия.

Десятилетием позже ядерные заряды уменьшились в размерах, и их стали носить даже фронтовые бомбардировщики.

Но 2 послевоенных десятилетия стали гонкой тяжелых бомбардировщиков большой дальности, получивших название «стратегических».

Первые стратегические бомбардировщики появились после войны


B-36 носили термоядерные и ядерные бомбы. А одна из модификаций предполагала ядерную силовую установку

Послевоенный мир развивался семимильными шагами: именно тогда на смену B-29 воздушные войска США начали получать колоссальные Convair B-36 с издевательским названием Peacemaker — «Миротворец».

Шестимоторные колоссы производства Convair получил дальность полета в 11 тысяч километров при высоте полета до 16.

Именно он считается первым «полноценным» стратегическим бомбардировщиком.

Он же стал первым реактивным, получив 2 внешних мотогондолы со спаренными турбореактивными двигателями J47 (на них же летали F-86 Sabre и ряд других самолетов).


B-52 активно эксплуатируются с момента выпуска, участвуя во всех локальных конфликтах

Компоновка B-36 легла в основу рекордсмена Boeing B-52 Stratofortress. Этот самолет, впервые взлетев в 1954 году, до сих пор в строю и обгоняет все известные типы по количеству рекордов.

Машины первых модификаций смогли совершить полет дальностью 27000 километров. Последующие неоднократно совершали кругосветные путешествия, облетая земной шар.

Боевой радиус действия B-52 позволял стратегическим силам НАТО в Европе при необходимости дотянуться до целей в европейской части СССР вплоть до Москвы с запасом до 31 тонны бомб в грузолюке.


Поздние модификации «Стратокрепости», в том числе стоящие на вооружении B-52H, летают на дальность до 17 тысяч километров при аналогичной высоте полета.

Симметричным ответом СССР должны были стать перспективные проекты Туполева и Мясищева, разрабатывавшиеся с 1948 года.

Работа привела к появлению проекта «95», первый опытный образец которого совершил полет в 1952 году. Уже через 2 года самолет пошел в серию под названием Ту-95.


Ту-95 на многие годы стал основой дальней авиации СССР и России. И не только

С тех пор он непрерывно модернизируется, продолжая находится на боевом дежурстве России численностью 68 самолетов (примерно столько же в войсках США находится B-52).

Несмотря на устаревшие технологии, недостаточные технические характеристики в сравнении с более современными машинами, оба самолета более чем достаточны для основной своей задачи — удаленной доставки ядерного заряда.

Старые, проверенные самолеты легко обслуживать и модернизировать, а большой парк машин на стоянке позволяет снимать целые узлы для проведения быстрого ремонта.


Патрульную модификацию легко узнать по локатору внизу и характерной антенне на “спине”

Однако, поздние модификации принципиально отличаются от первых: обновленная авионика позволяет B-52 и Ту-95 использовать современное высокоточное вооружение (включая крылатые ракеты).

Вот только даже их чуть не уничтожило собственное оружие: ракеты.

Развитие стратегических бомбардировщиков во время Холодной войны


И-58 Hustler стал единственным боевым самолетом с вооружением во внешнем бомбоотсеке

Параллельно со стратегическими бомбардировщиками активно развивались тактические самолеты, способные поддерживать войска на поле боя и при необходимости нести ядерное вооружение.

К тому же, уже в пятидесятых годах стали очевидны преимущества баллистических ракет при необходимости нанесения дальних ударов.


Ту-22 “Шило” легко узнаются по характерному силуэту

Поэтому дальнейшее развитие дальней авиации оказалось под большим вопросом: производства Ту-95 и B-52 были налажены, в первые годы успели собрать достаточно много планеров. Зачем создавать что-то ещё и тратить колоссальные средства?

К тому же, улучшающаяся противоракетная оборона позволяла уже в шестидесятые годы эффективно сбивать медленные высоколетящие цели, которыми являлись стратегические бомбардировщики.


Так их роль носителей ядерного оружия уступила перевозке обычных и высокоточных вооружений для точечного, или наоборот, массированного уничтожения целей.

Ситуация вновь изменилась после того, как первые серийные истребители покорили сверхзвуковой барьер: конструкторов захватила идея самолетов прорыва с ядерной бомбой.

И здесь развитие вооружений противоборствующих лагерей на короткое время разошлось.


A-5 получил маркировку штурмовика. Чтобы никто не догадался

Американские ВВС получили ряд уникальных бомбардировщиков прорыва: Convair B-58 Hustler и North American A-5 Vigilante были способны нести единственную ядерную бомбу при боевом радиусе до 5 тысяч километров на высоте 15-18 километров со скоростью больше 2000 км/ч.

Для достижения необходимых характеристик инженерам Convair, создававшим B-58 Hustler, пришлось вынести бомбоотсек наружу, в огромный контейнер.

Специалисты North American смогли добиться требуемых параметров полета только снижением грузоподъемности. Зато A-5 стали единственным в мире палубным носителем ядерного заряда.


Avro Vulkan обладают крылом оригинальной формы

Сложность самолетов и дорогостоящая эксплуатация вывела их из эксплуатации к началу семидесятых.

Именно в эпоху Hustler и Vigilant мир лишился оригинальных разработок другой страны: Великобритания отказалась от производства бомбардировщиков отдав защиту рубежей в руки НАТО и B-52.


Переход от Vickers Valiant, Handley Page Victor и Avro Vulcan (единственный британский носитель ядерных крылатых ракет) к сверхзвуковым машинам для неё оказался не под силу.

Инженеры СССР продвигали концепцию многоцелевого бомбардировщика, который мог бы нести ядерные бомбы, и, прежде всего — тяжелые крылатые ракеты.


M-50 стал единственным бомбардировщиком СССР с треугольным крылом

Результатом многолетних работ стало появление самолетов Ту-22 Туполева и М-50 Мясищева: первый начал поступать в войска в 1962 году, спустя год после остановки испытаний второго проекта, не обеспечившего заданные характеристики.

Самолеты Туполева успели повоевать с обычным оружием во многих локальных конфликтах. Но для СССР этот проект закончился достаточно быстро.

Появление сверхскоростных стратегических бомбардировщиков из титана


Программа XB-70 стала самой дорогостоящей в международной авиации

Уже во время Вьетнамской войны и переходных Ту-22 с B-58 появились дальние зенитно-ракетные комплексы С-75 «Двина», которые практически свели на нет все старания инженеров.

Дальность и скорость полёта ракет ПВО, а так же серьезно увеличившаяся дальность баллистических ракет в шестидесятые годы заставила военных пересмотреть доктрины.

Стратегические бомбардировщики должны были стать самолётами, прорывающими оборону противника на запредельной высоте и скорости.


Самым известным американским проектом стал North American XB-70 Valkyrie — цельнометаллический самолёт с невероятной компоновкой и тысячами прорывных конструктивных идей.

Движущийся на высоте больше 20 километров при скорости в 2 тысячи километров в час XB-70 гарантированно был недостижим для любых наземных средств обороны.

Цена оказалась велика: самолёт стал самым дорогим авиационным проектом за всю историю. И это без учета косвенных расходов, а так же выплат по результатам нескольких катастроф с погибшими.


Несмотря на трудоемкость и стоимость изготовления, Т-4 оказался удачной машиной

Но Штаты были не единственными, кто ошибался: в СССР разрабатывали аналогичный цельнотитановый бомбардировщик прорыва Т-4, разработанного КБ Сухого, с постоянной скоростью в 3000 километров в час.

Он получил меньшую дальность, поскольку предназначался для поиска и уничтожения авианосцев противника, став попыткой догнать США, активно развивавшей авианосный флот.


Этот проект, как и ряд других, пал жертвой политики и переменчивых военных доктрин

«Валькирию» закрыли в 1969, как и Т-4: невероятная стоимость, резкое улучшение характеристик ракетных систем закрыли проекты.

Какое-то время обе страны пытались продолжить идеи в более простых схемах, дешевых и проверенных. Однако все они не вышли за рамки бумажных проектов: сверхзвуковые перехватчики МИГ-25 с крейсерским сверхзвуком заставили отказаться от концепции.

Появление многорежимных бомбардировщиков с крылом изменяемой геометрии


FB-111 “Земляная свинья” очень напоминает наш Су-24

Очередная попытка вернуться к носителям ядерного вооружения эксплуатировала обратную идею: прорыв к цели на сверхмалой высоте, на которой комплексы ПВО и огромные дальние истребители неэффективны.

В США концепция была выражена General Dynamics FB-111 на базе многоцелевого истребителя F-111, который большую часть эксплуатации работал тяжелым бомбардировщиком и носителем высокоточных ракет «воздух-земля» с обычными боеголовками.

Тяжёлая модификация пережила в войсках облегченную, поскольку в отличие от более известных многоцелевых истребителей Grumman F-14 Tomcat и McDonnell Douglas F-15 Eagle могла нести ядерное оружие.


Схожесть Су-24 и F-111 кроется в схожих характеристиках. Физику не обманешь

Советский аналог F-111 — фронтовой бомбардировщик КБ Сухого Су-24 совершил первый полёт 17 января 1970 года и так же оптимизирован для маловысотного полёта благодаря крылу изменяемой геометрии.

Оба самолета стали попыткой успеть хоть что-то после провала программ тяжелых сверхзвуковых бомбардировщиков, которая все свое время заставляла инженеров модернизировать устаревшие B-52 и Ту-95.


Похожая история произошла с B-1

Только в 1969 был дан старт американской программе Rockwell B-1 Lancer с изменяемой геометрией крыла: сверхзвуковой носитель крылатых ракет мог нести 34 тонны вооружения и летать со скоростью 2300 км/ч.

Новые разработки заставили создателей пересмотреть проект, поэтому серийная модификация B-1B начала поступать в войска только в 1985 году.


Хотя B-1 на 30 лет моложе B-52, списывать планируют первый

Эта модификация была предназначена для прорыва на сверхмалой высоте при сверхзвуковой скорости и быстрого выхода из зоны ПВО противника на большой высоте.

Однако, спустя 5 лет проекту изменили вооружение на обычное, увеличив нагрузку до 60 тонн, и отправили в войска в роли фронтового бомбардировщика.


Ту-22М и сегодня является основой дальней авиации страны

Спустя год после старта программы B-1 взлетел советский Ту-22М с изменяемой геометрией крыла — принципиально новый самолет на концепции Ту-22, разработка которого велась с 1967 года.

Командование изначально требовало многорежимную машину, поэтому после принятия на вооружение в 1972 году самолет активно использовался в локальных конфликтах для точечных ударов.

Сниженные после Т-4 требования привели к отказу от сверхзвуковых скоростей (они на фронте не нужны) при объемной бомбовой нагрузке до 24 тонн, в том числе на внешних пилонах.


Ту-160 “Белый лебедь” по праву считается одним из самых красивых самолетов

Поскольку проект Ту-22М проигрывал B-1 по всем параметрам, в 1980 году был дан старт программе Сухой Т-4МС (глубокая модернизация упомянутой ранее «Сотки»).

Загруженность КБ заставила инженеров передать материалы в бюро Туполева, которое, в свою очередь, запустило собственный проект сверхзвукового многорежимного бомбардировщика Ту-160.


Обновленная модификация Ту-160 осваивается на Казанском авиационном заводе

Самолет взлетел уже в 1981 году и в 1984 году был запущен в серийное производство. Таким образом, разработчики смогли ориентироваться на позднюю модификацию B-1B, сохранив своеобразный «паритет».

Сохранив возможность полета на околозвуковой скорости у земли, Ту-160 разгоняется до 2300 км/ч на высоте до 16 километров. Максимальная бомбовая нагрузка достигает 45 тонн.

Бомбардировщики-невидимки разработали в девяностые. Сегодня они – цари


B-2 стал единственным успешным “летающим крылом” Northrop

Понимание того, что в современном мире ни скорость, ни высота полета не гарантируют защиту от средств ПВО, привело к интересу военных в области малозаметных летательных аппаратов.

Поэтому, пока Rockwell проектировала B-1B, фирма Northrop начала разработку перспективного малозаметного бомбардировщика по схеме «летающее крыло», над которой активно работала с 1947 года (XB-47, XB-49).

Интересно: в тендере участвовал так же противоборствующий проект Lockheed/Rockwell, который в результате лег в основу известного F-117 и полетел уже в 1981 году.


Сложный, большой и аэродинамически нестабильный. Зато невидим

В 1983 году в воздух взлетел первый опытный образец B-2 Spirit, серийно выпускавшегося с 1986 по 1999 годы — первого стелс-бомбардировщика и первого серийного «летающего крыла» в истории.

Его околозвуковая скорость, маленький потолок, небольшой радиус действия и бомбовая нагрузка (сопоставимая с B-52, Ту-95) неплохо компенсируется чрезвычайно сложным обнаружением для противника.


Фактически, с момента появления любые бомбардировки в зоне ПВО проводятся именно с помощью этих машин, если речь не идет о массовых налетах.

Появление ответного советского проекта не произошло из-за отсутствия финансирования и наступления перестройки.


Советские проекты малозаметных самолетов разрабатывались с середины семидесятых

Тем не менее, уже в семидесятых годах КБ Сухого предлагало малозаметную версию Т-4-200 (проект «Двухсотка»). КБ Мясищева вело активные работы в области сверхбольших высот, выраженных в М-17 «Стратосфера».

Серьезные надежды возлагались так же на соответствующие модификации летающей лодки КБ Бериева А-40 и ряда проектных экранопланов.

Да и у Туполева существовали эскизные наработки, продолжающие идеи как Ту-160, так и более ранних проектов — в том числе гиперзвуковых, созданных на основе крылатых ракет конструкторского бюро.

Новые стратегические бомбардировщики появятся только через 5 лет


Сегодня стратегическая авиация представляет собой довольно разношерстную команду. В России эксплуатируются Ту-95МС, Ту-22М3, Ту-160, в США — B-52H, B-1B, B-2.

Множество раз модернизированные Ту-95 и B-52, последние из которых были собраны в шестидесятых, в первую очередь требуют замены.


Ранний предполагаемый дизайн ПАК-ДА

В этой связи КБ Туполева с 2007 года разрабатывает ПАК ДА: перспективный дальний бомбардировщик, который должен сочетать стелс-технологии со сверхзвуковой скоростью.

Проект неоднократно менялся, поэтому окончательный вариант, потерявший сверхзвук, появился только в 2019 году. По существующим данным, первый опытный образец «Посланника», напоминающего очертаниями B-2, проходит стадию сборки.

Кроме того, в настоящее время проходят испытания перспективного двигателя нового самолета. Весь комплекс по созданию принципиально нового оборудования должен быть завершен к первому полету в 2025.


Актуальный дизайн ПАК-ДА

Серийное производство самолета, призванного заменить Ту-95 и Ту-160, на данный момент произойдет не ранее 2030 года.

Новый тяжёлый бомбардировщик стратегического назначения США был запущен в эскизную разработку ещё в 2017 году и первоначально условно назывался LRSB (Long-Range Strike Bomber), впоследствии получив имя B-21 Raider и производственную площадку Northrop Grumman.

Первый опытный образец самолета должен подняться уже в 2022 году, а на 2026 назначены первые поставки в войска для замены B-1 и B-2.


Теоретический внешний вид B-21

Интересно, что новинка будет служить вместе с B-52 вплоть до 2050 года — только тогда планируется вывод главного бомбардировщика США из войск.

Обе машины, ПАК ДА и B-21, планируется оснащать ядерными ракетами большой дальности и гиперзвуковым оружием: Х-101/102 и LRSO с дальностью полета не менее 5 тысяч километров.

Кроме того, американские бомбардировщики уже получили бомбу В-61-12.


Таким образом, концепция классического бомбардировщика в роли «курьера» по доставке ядерного заряда на другой континент с появлением нового поколения полностью изменится.

Теперь это высокотехнологичный комплекс по уничтожению точечных целей вне зоны досягаемости. Как боевой корабль среднего водоизмещения или многоцелевая подводная лодка.

Никакой прямой конкуренции с ракетами и тотальной ядерной войны. Вот только почему-то те самые, для массированных бомбардировок – тоже ещё в строю.

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (93 голосов, общий рейтинг: 4.74 из 5)
🤓 Хочешь больше? Подпишись на наш Telegram.
... и не забывай читать наш Facebook и Twitter 🍒
FavoriteLoading В закладки
undefined
iPhones.ru
Краткая история легенды.
Прокомментировать

🙈 Комментарии 25

  1. Dobriy avatar
    Dobriy6 июля в 12:56
    16

    Самая прекрасная рубрика для совкодрочеров. Жизнь в прошлом, гордость за несуществующее. Потёмкинская деревня во всем.

    rata70 avatar
    rata706 июля в 17:19
    15

    @Dobriy, почему в прошлом и несуществующее? Мы до сих пор проедаем то, что создали в советское время.

    Dmitriy K avatar
    Dmitriy K7 июля в 13:41
    7

    @Dobriy, привет Маскодрочерам!
    Можно еще сказать, фууу, у тебя матушка стремная! Вон у соседа классная, нафиг свою уважать?
    С возрастом Переосознал многое для себя. В погоне за баблом и ненужными вещами, мы потеряли главное. Нет цели, просто комфорт и наслаждение. Но это тупик, и сейчас вы уже даже не осознаете этого! Деградация общества на лицо! Хочется на другую планету улететь, чтоб не знать, что дальше на земле произойдет.

    Не о таком будущем мы мечтали.

    GarryBarry avatar
    GarryBarry8 июля в 21:41
    0

    @Dobriy, И?

  2. Adnako avatar
    Adnako6 июля в 12:57
    4

    Интересно, но с высотами обращение достаточно вольное, например: «на высоте 15-18 тысяч километров»

  3. Дмитрий Мазин avatar
    Дмитрий Мазин6 июля в 13:14
    12

    Кто это писал? По всему тексту бардак и расстояниями. То бомбардировщики летают судя по всему на орбиту Земли, то трансатлантический перелет протяженностью 27 км

  4. Slix77 avatar
    Slix776 июля в 13:15
    10

    Прикольно конечно, но зачем это тут ?! Вроде сайт называется не википедия

  5. meowmeow avatar
    meowmeow6 июля в 13:16
    2

    Круто! Вот железо было. Прилетит – и нет половины Америки, ну или Сибири. Какие безумные средства вкладывались, какие военные бюджеты были. А нынче ракеты – время подлета три минуты.

    Илон Маск avatar
    Илон Маск6 июля в 13:50
    1

    @meowmeow, смотря откуда, за три минуты:)

  6. Mavpa avatar
    Mavpa6 июля в 13:24
    0

    “Машины первых модификаций смогли сначала совершить трансатлантический полет дальностью 27 километров”….
    Просьба исправить километраж

  7. Илон Маск avatar
    Илон Маск6 июля в 13:49
    0

    Б-52 в строю не потому, что кому-то нужны массированные бомбардировки, а потому что это единственный бомбардировщик, который до недавнего времени нёс ракеты большой дальности с ЯБЧ, B2 был чистым бомбардировщиком, как и Б1, который вообще занимался чуть ли не задачами непосредственной авиационной поддержки на поле боя:) Только совсем недавно к ним в арсенал добавили JASSM, а до того всё по старинке, бомбами.

  8. Илон Маск avatar
    Илон Маск6 июля в 13:49
    0

    В РФ по другому, тут Ту-160 и Ту-95 это носители крылатых ракет и только, бомбы там опцион который толком даже не отрабатывался никогда, а вот Ту-22 наоборот казалось бы должен быть ракетоносцем, но в реальности в основном работает бомбами свободного падения, как во времена второй мировой, а всё потому что КБ Туполева этот проект как многие другие запорола ещё в Союзе и до сих пор новая ракету убийцу-авианосцев – Х-32 на большинство машин поставить нельзя.

  9. Tilk avatar
    Tilk6 июля в 14:44
    0

    Да уж, реально монстры в воздухе. Б52 настолько неуклюж по виду, что до сих пор удивляюсь, как крылья у него не отваливаются, характеристики впечатляют

  10. kmbvst avatar
    kmbvst6 июля в 15:55
    9

    Извините, все не осилил, но статья хорошая. Подробно и интересно. Это тебе не «топ» кроссовок для имбицилов выкладывать.

  11. Carter_Mayers avatar
    Carter_Mayers6 июля в 16:23
    2

    Да раньше и вправду, делали интересней, масштабней и монструозней и не только военную технику. СССР и другие страны, классные штуки выпускали и создавали, а сейчас измельчали, качество отправилось на второй, если не на третий план, все хотят только играть мускулами и рубить бабки практически из воздуха

  12. idith avatar
    idith6 июля в 16:38
    1

    Автору респект)

  13. 0

    Пффффф… это фигня , а не технологии!

    Вот мне в ГАИ Московской области сказали, что лужу нельзя заменять в дождь! Только в сухую погоду. Официальный ответ на бумаге!

    А вы….

  14. zayonc avatar
    zayonc6 июля в 20:34
    0

    Это в каких таких локальных конфликтах в 1972 году СССР активно использовал тяжелую авиацию?

    hofc avatar
    hofc7 июля в 20:47
    0

    @zayonc, во Вьетнаме. Что Амеры, что Союз.

  15. vosmoy797 июля в 2:45
    0

    Вот это интересно читать, а не про гениальное фуфло с китая. Автору жирненький плюс за статью!

  16. deadmorozz avatar
    deadmorozz7 июля в 2:52
    0

    Хороший труд, респект автору.

  17. anfedoro avatar
    anfedoro7 июля в 8:52
    1

    А слабо выпустить такой же обзор по мирной технике ? Ну там сравнение стиральных машин, телевизоров, холодильников микроволновок и других нужных в быту устройств.. да так что бы сравнить что там было такого в СССР в 50х-80х, и сколько семей это имели. Я думаю ностальгии поуменьшится.

  18. Maksim_ok avatar
    Maksim_ok7 июля в 19:01
    0

    « Даже появившиеся в её ходе ракеты не были способны покрывать необходимые расстояния до цели: дальности первой баллистической ракеты Фау-2 едва хватало для того, чтобы перелететь Ла-Манш»

    – ширина Ла-Манша от 32 до 240 км. Максимальная дальность ФАУ-2 составляла 320-380 км. Несколько тысяч ракет этого типа было использовано для ударов по Лондону.

  19. Maksim_ok avatar
    Maksim_ok7 июля в 20:13
    0

    Но «Крепость» мало отличалась от британских или советских тяжелых машин..»
    Что?! В-29 это самый выдающийся бомбер ВМВ! Отличался не только большими размерами и массой, но и тем, что был первым серийным,оснащенным защитным вооружением с дистанционным управлением, первым получившим систему централизованного управления огнем и оснащенным полностью герметизированными кабинами для экипажа, а также прицелом Норден М, что был аналоговым компом позволявшим выполнять очень точное бомбометание,+РЛС для навигации и бомбометании с б. высот и др. У СССР по факту тогда не было тяжелой бомбардировочной авиации, так как Пе-8 было выпущено менее сотни шт (с опытными) и на ход боевых действий этот самолёт заметного влияния оказать не мог (В-29 выпущено 4 тыс.) После войны Пе-8 был заменён Ту-4, что был копией В-29 созданной методом «обратного инжиниринга»

    Николай Маслов avatar
    Николай Маслов8 июля в 19:00
    0

    “Крепость” – это все же устоявшееся название B-17, созданного в 1936.

    По B-29 совершенно согласен.

Вы должны авторизоваться или зарегистрироваться для комментирования.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Как установить аватар в комментариях?

Ответ вот здесь