Войти

Или войди с помощью

Uber порвался, Яндекс напрягся. Что известно о китайском такси DiDi, которое приходит в Россию

Ксения Шестакова avatar |
Uber порвался, Яндекс напрягся. Что известно о китайском такси DiDi, которое приходит в Россию

Служба такси DiDi Chuxing в 2016 году наделала немало шума, когда получила от Apple целый миллиард долларов инвестиций. По последним слухам, сервис активно готовится к приходу в Россию и уже начинает набирать штат сотрудников в Санкт-Петербурге.

Если что, didi с китайского – это имитация сигнала автомобильного гудка. Би-би, в общем.

Перспективы прихода такой крупной компании на рынок такси в России взбудоражили интернет. Но что конкретно предлагает DiDi, и стоит их бояться Яндексу с другими сервисами? Разбираемся далее.

1. DiDi – главное китайское такси

Сервис появился в июне 2012 года и сейчас работает в 400 городах КНР. 

Услугами сервиса пользуются 450 млн жителей страны – около трети населения Китая! DiDi захватила 99% рынка такси и 80% рынка частного извоза. Ещё 100 млн пассажиров дают другие страны. 

2. Основатель DiDi Чен Вэй восемь лет проработал в Alibaba

Собственную службу такси он создал в 29 лет, потому что часто не мог поймать машину в час пик и несколько раз даже пропускал из-за этого самолеты. В 2016 году Вэй стал бизнесменом года по версии Forbes Asia.

3. Если бы не ошибка на экзамене, DiDi могла бы и не появиться

Вообще Вэю долго не везло. На вступительном экзамене по математике он не увидел три вопроса на последней странице и недобрал баллов. Пришлось поступать на непрестижный бизнес-менеджмент в Пекинский университет химтехнологий вместо ИТ-направлений в топовых вузах.

В университете Вэй работал страховым агентом. Но не продал ни одного полиса.

Затем он устроился в сеть массажных салонов помощником менеджера. Но делали там отнюдь не массаж. Пришлось уволиться.

В итоге работа в Alibaba стала спасением. И только здесь Вэй смог реализовать свои таланты, подучиться и основать собственную компанию.

4. Первым инвестором DiDi стал друг Вэя

Когда Вэй достиг потолка в Alibaba, то решил уйти в собственный бизнес. В идею Вэя поверил его друг Ван. Он дал 800 тыс. юаней (121 тыс. долларов) на старт бизнеса.

Инвестиция оказалась очень выгодной. За восемь лет доля Вана выросла в цене до 1 млрд долларов.

5. DiDi – гораздо больше, чем такси

Изначально DiDi предоставлял только услуги такси. Сейчас это и такси-агрегатор, и каршеринг, а также сервис совместных поездок, тест-драйвов, аренды авто, заказа автобусов и даже проката велосипедов. 

6. Водителей DiDi около 20 млн

Это 0,25% населения планеты, или каждый 400-й. Больше, чем живет в Казахстане, Румынии или Чили. Более 10% водителей – женщины.

7. Каждый день с DiDi совершается 30 млн поездок

В 2015 году DiDi отчиталась о 1,43 млрд завершенных поездок на такси и 20 млн поездок ежедневно. Сейчас цифры выросли до 11 млрд в год. 

8. В DiDi вложились все китайские гиганты. И не только!

Tencent впервые вложился в DiDi ещё в 2012 году. Дал сразу 15 млн долларов. На старте это очень много. Главного конкурента Didi, Kuaidi, тогда поддерживала как раз Alibaba. 

В мае 2016 года DiDi закрыла очередной раунд инвестиций. Apple со своим миллиардом его возглавила. Ещё столько же вложили Tencent, Alibaba и другие крутые инвесторы. Оценка достигла 28 млрд. 

В 2017 году DiDi провела ещё два раунда инвестиций – уже на 4,5 млрд и на 5,5 млрд долларов. Вложились Alibaba, Tencent, Baidu и ещё под сотню инвесторов. 

В результате оценка компании подскочила до 56 млрд, и DiDi стала самой дорогой начинающей компанией планеты

9. Даже россияне инвестировали в DiDi

Самый известный российский инвестор DiDi – Юрий Мильнер, бывший совладелец и председатель совета директоров Mail.Ru Group. Он владеет венчурным фондом DST Global, который вложился в Facebook, Twitter, Spotify, Groupon, JD.com, AirBnB, WhatsApp, Xiaomi и др. 

Именно Мильнер пытался подружить Alibaba и Tencent перед слиянием DiDi и Kuaidi. И ему это удалось. 

Кроме того, в 2015 году в DiDi инвестировал РФПИ (Российский фонд прямых инвестиций) через РКИФ (Российско-китайский инвестиционный фонд).

10. Как DiDi борется с конкурентами

С главным конкурентом Kuaidi компания объединилась. Новый сервис оценили в 6 млрд долларов. Собственно, с февраля по сентябрь он назывался DiDi Kuaidi, но потом стала Didi Chuxing.

Частные таксисты опасались монополии и протестовали. Компания закрыла офисы в Лояне. Но этим всё и ограничилось.

Что дальше? Новые инвестиции в новых конкурентов и конкурентов конкурентов. Хочешь агрессивно расширяться и захватывать рынок – плати. Взамен получишь технологии и новых инвесторов.

Бразилия, Мексика, Индия, страны Юго-Восточной Азии, Европы и Африки – везде политика DiDi примерно одинаковая. Инвестиции, десятки миллионов на рекламу, поощрение водителей, дотации и бонусы за установку приложений – и дело в шляпе. 

11. Didi смогла победить даже Uber

Как ослабить Uber? Вложиться в его соперников. Uber потеряет позиции, и его будет легче обойти. Именно поэтому Didi стала инвестировать в агрегаторы Grab, Lyft и Ola.

Американский такси-сервис появился в Китае в 2013 году, но из-за жесткой конкуренции с DiDi и Kuaidi терял по миллиарду долларов в год. В августе 2016 года конгломерат DiDi купил китайское подразделение Uber.

Сделка на 30 млрд долларов обеспечила Чену Вэю место в правлении Uber. А главе Uber Трэвису Каланику – место в правлении DiDi.

12. Сервис начинал с 200 машин и офиса площадью 100 кв. м

Сначала было только мобильное приложение DiDi Dache, и Вэй никак не мог договориться с таксопарками о сотрудничестве. У него не было разрешения на ведение бизнеса от транспортной комиссии, и такси-сервисы это не устраивало.

Через месяц всё же нашелся таксопарк с 200 машинами (в Китае это ни о чем), который согласился работать с DiDi. Чтобы закрепиться на рынке и заявить о себе, этого хватило.

13. Почему китайские водители строем пошли в DiDi?

Главный инструмент продвижения: DiDi рекламировала свое бесплатное приложение и доплачивала за новые скачивания. В итоге о компании узнавали благодаря сарафанному радио. 

Дальше было много заказов и субсидии водителям. Если в Uber-подобных стартапах в Китае таксисты зарабатывали в среднем 6 тыс. юаней (1 тыс. долларов) в месяц, то DiDi обещал 20 тыс. юаней (3,3 тыс. долларов) – очень жирную сумму.

Воюя с Uber в Китае, в DiDi тратили на дисконты космические суммы. То же самое приходилось делать Uber. За 2015 год американский сервис влил в рынок 1 млрд долларов и всё равно проиграл. 

После покупки Uber китайский гигант не остановился. В первой половине 2018 года DiDi раздал субсидий на 11,7 млрд юаней (2 млрд долларов). 

Водители DiDi получали премии за всё. Выполнение плана, работа в часы пик, бонусы за отличное обслуживание, электронные чаевые. Всё это позволяло заработать больше, чем в Uber.

14. Как у DiDi обстоят дела с безопасностью поездок

В 2018 году DiDi столкнулся с «кризисом смертей». Компанию обвинили в безответственности после двух убийств молодых женщин. В Китае призывали бойкотировать сервис. 


Водитель Hitch (сервиса поиска попутчиков от DiDi, аналога BlaBlaCar) изнасиловал и убил 20-летнюю пассажирку. Накануне другая пассажирка написала на него жалобу, но в DiDi не отреагировали. 

Позднее пользователь того же Hitch украл аккаунт у своего отца. Он нашел попутчицу, 21-летнюю стюардессу, увез её и убил. 

Власти потребовали от DiDi экстренных мер. Семь сервисов  DiDi на время перестали работать ночью. Компания объявила награду в 1 млн юаней (157 тыс. долларов) за информацию о водителе. 

Также DiDi обвиняли в том, что компания не отсеивает водителей с уголовным прошлым и не реагирует на жалобы пассажиров. Так, одна женщина сняла видео о неподобающем поведении водителя во время поездки. 

Но после публикации ролика именно её обвинили в распространении порнографии. Это вызвало протесты и новую волну негодования. 
 

В общем, в итоге Вэю пришлось всерьёз заняться безопасностью.

Теперь в приложении DiDi есть тревожная кнопка. Она автоматически соединяет с местной полицией и позволяет отправить аудиосообщение о проблеме. 

Можно вызвать такси с водителем того же пола, что и вы. Есть опция, которая позволяет задать экстренный контакт – с ним свяжутся, если с пассажиром что-то случится. 

В приложении есть функция записи аудио в течение всей поездки. Данные водителей проверяются умными методами больших данных. Лицо водителя распознается ежедневно, так что продать аккаунт нельзя. 

Аудиозаписи поездок хранятся в течение недели на удаленных серверах. За 2018 год водители DiDi вернули пассажирам 1,13 млн забытых вещей. 

15. DiDi очень много вкладывается в технологии, и это заметно

Просто массой сейчас конкурентов не задавишь. В DiDi это понимают и делают ставки на технологии.

Конгломерат основал исследовательский институт в Китае, чтобы оптимизировать работу диспетчеров и планирование маршрутов. Затем открылось DiDi Labs в Силиконовой долине (Маунтин-Вью, Калифорния) – здесь также работают над ИИ и умными технологиями вождения.

DiDi получает данные с датчиков на улицах и в своих авто. Это помогает распределить нагрузку в реальном времени и подавать такси быстрее.

16. Можно сказать, что DiDi приближает будущее

В самых технологичных городах вроде Цзинаня, Шэньчжэня, Гуйяна и Уханя работают умные светофоры, транспортные экраны и другие решения DiDi. Разрабатываются интеллектуальные решения на уровне города.

В начале января DiDi представил технологию распознавания лиц в автомобилях. Она позволит идентифицировать водителя и пассажиров, а также искать признаки сонливости. Сонный таксист – опасный таксист. 

Наконец, DiDi создает беспилотные такси. Но когда они появятся на дорогах, пока сказать сложно. 

17. DiDi уже набирает сотрудников в России

В начале января на заблокированном в России LinkedIn появилась вакансия PR-менеджера DiDi с офисом в Санкт-Петербурге. Специалисту предстоит работать с «профильными ассоциациями и государством».

Кроме того, ищут главу российского подразделения. Но такие вакансии на сайтах не публикуются, это инсайдерская информация. С кандидатами уже провели несколько собеседований. 

Правда, пока непонятно, чем компания собирается заниматься в России. Возможно, запустят только аналитический центр. Он позволит DiDi понять, стоит ли вообще заходить в Россию или нет. 

Но планы DiDi о выходе на российский рынок озвучили еще в 2017 году. Тогда глава РФПИ Кирилл Дмитриев утверждал, что сервис придет в Россию через инвестиции в местную компанию. 

18. Что ждет DiDi в России

Объем легального рынка такси в России в 2019 году оценивается в 709 млрд рублей. Рост по сравнению с 2018 годом составил 5,6%. 

Ещё 101 млрд рублей дает теневой рынок. Он вырос сильнее, на 6,3%. В Москве нелегальных таксистов 15%, а в Калмыкии, например, на 100 машин с разрешениями приходится 165 без них.

Лидером российского рынка такси является «Яндекс.Такси» с долей 27%. У ГК «Везет» 12%, у «Максима» 9%, у Gett 5%, около 1% у «Ситимобил». Остальные агрегаторы в сумме дают ещё 6%.

Через агрегаторы заказывают 60% поездок. С учетом нелегалов это 53% от общего количества. 

DiDi вполне может купить один из мелких сервисов. Затем влить деньги субсидиями водителям и приблизиться к «Яндекс.Такси». А дальше как карта ляжет.

19. Сколько водителей может переманить DiDi

В РФ более 600 тыс. водителей такси и около 22 млн людей, которые регулярно вызывают «шашечки». Это 15,4% населения страны. 

Средний доход таксиста в Москве равен 83 тыс. рублей в месяц, по стране в целом – около 63 тыс. рублей. Это 64% от стоимости поездки, остальное уходит агрегатору, тратится на аренду, топливо и техобслуживание. Цифры приведены по легальному доходу. 

Водители работают в основном по 11 часов в день. Лишь 22% могут себе позволить работать до 8 часов, а 4% работают более 16 часов в сутки. 

У DiDi есть всё, чтобы предложить водителям и пассажирам более комфортные условия. И “подрасти” на несколько сотен водителей и миллионы поездок ежедневно.

20. С какими проблемами может столкнуться DiDi в РФ

Цифры, может быть, и хороши. Но в декабре 2019 года в РФ в первом чтении приняли законопроект об агрегаторах такси. В документе говорится: 

Участником рынка заказа такси «должно быть только юридическое лицо, и оно не может быть филиалом какой-то иностранной компании, это должны быть только российские компании с российским капиталом». 

До второго чтения этот текст не дошел. А в альтернативном законопроекте об иностранных компаниях и юрлицах ничего не сказано.

До третьего чтения в документ могут внести поправки. И вполне возможно, что он будет защищать отечественные компании. Тогда у DiDi действительно останется только вариант старта в России через третье лицо.

Ну а мы, простые пассажиры, будем с интересом следить за дальнейшими событиями. Конкуренция всегда на пользу.

Бонус: президент DiDi – дочка основателя Lenovo

Лю Цин более известна в Европе как Жан Лю. Она отдала 12 лет Goldman Sachs и стала для DiDi связующим звеном между Европой и Азией.

У Лю Цин трое детей. А ещё степени бакалавра в области компьютерных наук в Пекинском университете, магистра в области компьютерных наук в Гарвардском университете и почетная степень доктора экономических наук Нью-Йоркского университета.

Какое такси чаще вызываете?
  • Яндекс.Такси
  • Uber
  • Везёт
  • Ситимобил
  • Другое
  • Всегда смотрю, что дешевле
  • Вообще не езжу на такси?

0% Вообще не езжу на такси?

0% Вообще не езжу на такси?

0% Вообще не езжу на такси?

0% Вообще не езжу на такси?

0% Вообще не езжу на такси?

0% Вообще не езжу на такси?

0% Вообще не езжу на такси?

0 проголосовали
37
undefined
iPhones.ru
Все говорят о гигантской китайской компании такси, которая вот-вот придёт в Россию. Что от неё ждать?

Войди и оставь комментарий

Или войди с помощью

<- Назад Забыли пароль? Войти
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер

Какие правила в комментариях
  1. Benefactor avatar
    Benefactor 24 января 2020
    7

    Внимаие, акция ! Первые 100 клиентов DiDi в России, будут бесплатно заражены коронавирусом!

    eklektikos avatar
    eklektikos24 января 2020
    5

    @Benefactor, ху…ню написал!

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  2. Дмитрий Скворцов avatar
    Дмитрий Скворцов 24 января 2020
    1

    Убер, давай до свидания) интересно, А какие машины будут? Или это просто агрегатор еще один?

    Kaji avatar
    Kaji24 января 2020
    3

    @Дмитрий Скворцов, убер и так яндексу давно продан.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  3. dmitzin avatar
    dmitzin 24 января 2020
    2

    Давно пора яндекс подвинуть.

    packshot avatar
    packshot25 января 2020
    1

    @dmitzin, В России далеко не яша рулит а Рутакси и Максим по охвату городов и популярности

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  4. potatoonair avatar
    potatoonair 24 января 2020
    3

    Диди , давай домой иди.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  5. Zeiss avatar
    Zeiss 24 января 2020
    7

    «Средний доход таксиста в Москве равен 83 тыс. рублей в месяц, по стране в целом – около 63 тыс. рублей».

    Расскажите это таксисту, когда вызовете очередной «эконом». Ответ вас удивит.

    Artemw204 avatar
    Artemw20424 января 2020
    1

    @Zeiss, я Рио сдавал, около 65 в месяц зарабатывали таксисты (с вычетом аренды и бензина)

    Zeiss avatar
    Zeiss24 января 2020
    6

    @Artemw204, это, наверное, в параллельной вселенной, где таксисты не спят, не едят, не отдыхают, а крутят баранку 24/7/365.

    Smolny avatar
    Smolny24 января 2020
    1

    @Zeiss, Я не знаю ни одного таксиста, кто делал бы меньше 80к себе. Зеленоград/МСК.

    0x62ash avatar
    0x62ash24 января 2020
    0

    @Zeiss, в статье пишут про 11 часов за рулем

    Zeiss avatar
    Zeiss24 января 2020
    2

    @0x62ash, 31 декабря имел удовольствие ехать с весьма общительным водителем из дружественной республики. Про Яндекс с Убером услышал много «лестных» слов.
    Он показал мне свой таксометр и время работы, там красовалась цифра ~12 часов (15 выполненных заказов) и общая сумма 3700 рублей, из которых ему надо отдать 1300 за аренду «Соляриса» и, по его словам, на 1200 он заправился. Путём нехитрых манипуляций получается чистый заработок в 1200 рублей в день. Предположим, что работает он каждый день, итого 1200х30(без выходных) = 36 000 рублей.
    Если машина будет своя, то сумма будет больше, конечно, но надо помнить про амортизацию, страховки и зимние колеса, а также омывающую жидкость.
    Понятно, что данный персонаж не показатель, но мы учитываем «среднюю по больнице».
    Место действия – Санкт-Петербург.
    В Москве, предполагаю, что ситуация получше, но ненамного.

    ProtcessusVitelius avatar
    ProtcessusVitelius25 января 2020
    0

    @Zeiss, на момент запуска Яндекса все пилоты оргазмировали от денежного водопада, еще в 15-ом году такой же разговорчивый хвалился как не напрягаясь сверх меры поднимал 60-70 в месяц, работающие в хлам имели по 100тр.,(речь про Екб), спустя три года энтузиазм в голосе испарился, начали чуть ли не бастовать, сейчас насколько я понял получают среднюю ЗП по стране, хочешь больше – перерабатывай, работай на бонусы, стремись избегать конфликтов
    т.е. на деле что получается? а то что вместо стартовой халявы, с которой эта же ДиДи откусывает рынок, людей поставили в рядовые условия, обычные, «как у всех»

    Илон Маск avatar
    Илон Маск25 января 2020
    1

    @Zeiss, а этот водитель не рассказывал, что он владелец крупного бизнеса а шоферит просто чтобы с людьми общаться?

    Что касается Яндекса, Убера и иже с ними они просто привели стоимость рыночной услуги извоза к адекватной стоимости. То что им не нравится Яндекс и Убер это понятно, они по-прежнему хотели возить по 5000 рублей за пару-тройку километров, но эти времена прошли. И то ли ещё будет когда появятся беспилотные такси.

    G-VIPER avatar
    G-VIPER24 января 2020
    0

    @Zeiss, доход или выручка – вполне возможно. Только вот расходы никто не посчитал. Прибыль будет в районе 30 т₽, даже для Москвы.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  6. zloy_unlock avatar
    zloy_unlock 24 января 2020
    2

    Хорошо-бы подвинуть Яндекс с его непомерными аппетитами. Надеюсь это БиБи появится в России.

    Илон Маск avatar
    Илон Маск24 января 2020
    1

    @zloy_unlock, если это произойдёт, то кучера взвоют пуще прежнего ибо там где китайцы могут что-то отжать они отожмут.

    st0ne avatar
    st0ne24 января 2020
    0

    @zloy_unlock, да да, да встанет Москва наглухо с этими еб…и такси и каршерингом, очистил Собянин Москву от пробок с помощью общественного транспаранта и запустил свои пробки.

    ProtcessusVitelius avatar
    ProtcessusVitelius25 января 2020
    0

    @zloy_unlock, да не бывает добрых компаний, там где один заставляет добывать уголь другой будет заставлять долбить гранит, для пассажиров может быть чуть чуть что то изменится, в части безопасности, но и тут не исключен в таком случае рост цен, мне как потребителю это нафик не нужно, полностью устраивают цены и безопасность тарифов ЯТ уровня Комфорт+

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  7. Артем avatar
    Артем 24 января 2020
    2

    Я бы сейчас из Китая ничего в Россию не пускал.

    Sleepwalker47 avatar
    Sleepwalker4724 января 2020
    5

    @Артем, Фантазёр :)

    insomnia77 avatar
    insomnia7724 января 2020
    0

    @Артем, ну да, а что кушать будешь? Что носить? А смотреть, а звонить?)))

    packshot avatar
    packshot25 января 2020
    1

    @Артем, Ойфоны тоже ?

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.