Служба такси DiDi Chuxing в 2016 году наделала немало шума, когда получила от Apple целый миллиард долларов инвестиций. По последним слухам, сервис активно готовится к приходу в Россию и уже начинает набирать штат сотрудников в Санкт-Петербурге.
Если что, didi с китайского – это имитация сигнала автомобильного гудка. Би-би, в общем.
Перспективы прихода такой крупной компании на рынок такси в России взбудоражили интернет. Но что конкретно предлагает DiDi, и стоит их бояться Яндексу с другими сервисами? Разбираемся далее.
1. DiDi – главное китайское такси
Сервис появился в июне 2012 года и сейчас работает в 400 городах КНР.
Услугами сервиса пользуются 450 млн жителей страны – около трети населения Китая! DiDi захватила 99% рынка такси и 80% рынка частного извоза. Ещё 100 млн пассажиров дают другие страны.
2. Основатель DiDi Чен Вэй восемь лет проработал в Alibaba
Собственную службу такси он создал в 29 лет, потому что часто не мог поймать машину в час пик и несколько раз даже пропускал из-за этого самолеты. В 2016 году Вэй стал бизнесменом года по версии Forbes Asia.
3. Если бы не ошибка на экзамене, DiDi могла бы и не появиться
Вообще Вэю долго не везло. На вступительном экзамене по математике он не увидел три вопроса на последней странице и недобрал баллов. Пришлось поступать на непрестижный бизнес-менеджмент в Пекинский университет химтехнологий вместо ИТ-направлений в топовых вузах.
В университете Вэй работал страховым агентом. Но не продал ни одного полиса.
Затем он устроился в сеть массажных салонов помощником менеджера. Но делали там отнюдь не массаж. Пришлось уволиться.
В итоге работа в Alibaba стала спасением. И только здесь Вэй смог реализовать свои таланты, подучиться и основать собственную компанию.
4. Первым инвестором DiDi стал друг Вэя
Когда Вэй достиг потолка в Alibaba, то решил уйти в собственный бизнес. В идею Вэя поверил его друг Ван. Он дал 800 тыс. юаней (121 тыс. долларов) на старт бизнеса.
Инвестиция оказалась очень выгодной. За восемь лет доля Вана выросла в цене до 1 млрд долларов.
5. DiDi – гораздо больше, чем такси
Изначально DiDi предоставлял только услуги такси. Сейчас это и такси-агрегатор, и каршеринг, а также сервис совместных поездок, тест-драйвов, аренды авто, заказа автобусов и даже проката велосипедов.
6. Водителей DiDi около 20 млн
Это 0,25% населения планеты, или каждый 400-й. Больше, чем живет в Казахстане, Румынии или Чили. Более 10% водителей – женщины.
7. Каждый день с DiDi совершается 30 млн поездок
В 2015 году DiDi отчиталась о 1,43 млрд завершенных поездок на такси и 20 млн поездок ежедневно. Сейчас цифры выросли до 11 млрд в год.
8. В DiDi вложились все китайские гиганты. И не только!
Tencent впервые вложился в DiDi ещё в 2012 году. Дал сразу 15 млн долларов. На старте это очень много. Главного конкурента Didi, Kuaidi, тогда поддерживала как раз Alibaba.
В мае 2016 года DiDi закрыла очередной раунд инвестиций. Apple со своим миллиардом его возглавила. Ещё столько же вложили Tencent, Alibaba и другие крутые инвесторы. Оценка достигла 28 млрд.
В 2017 году DiDi провела ещё два раунда инвестиций – уже на 4,5 млрд и на 5,5 млрд долларов. Вложились Alibaba, Tencent, Baidu и ещё под сотню инвесторов.
В результате оценка компании подскочила до 56 млрд, и DiDi стала самой дорогой начинающей компанией планеты.
9. Даже россияне инвестировали в DiDi
Самый известный российский инвестор DiDi – Юрий Мильнер, бывший совладелец и председатель совета директоров Mail.Ru Group. Он владеет венчурным фондом DST Global, который вложился в Facebook, Twitter, Spotify, Groupon, JD.com, AirBnB, WhatsApp, Xiaomi и др.
Именно Мильнер пытался подружить Alibaba и Tencent перед слиянием DiDi и Kuaidi. И ему это удалось.
Кроме того, в 2015 году в DiDi инвестировал РФПИ (Российский фонд прямых инвестиций) через РКИФ (Российско-китайский инвестиционный фонд).
10. Как DiDi борется с конкурентами
С главным конкурентом Kuaidi компания объединилась. Новый сервис оценили в 6 млрд долларов. Собственно, с февраля по сентябрь он назывался DiDi Kuaidi, но потом стала Didi Chuxing.
Частные таксисты опасались монополии и протестовали. Компания закрыла офисы в Лояне. Но этим всё и ограничилось.
Что дальше? Новые инвестиции в новых конкурентов и конкурентов конкурентов. Хочешь агрессивно расширяться и захватывать рынок – плати. Взамен получишь технологии и новых инвесторов.
Бразилия, Мексика, Индия, страны Юго-Восточной Азии, Европы и Африки – везде политика DiDi примерно одинаковая. Инвестиции, десятки миллионов на рекламу, поощрение водителей, дотации и бонусы за установку приложений – и дело в шляпе.
11. Didi смогла победить даже Uber
Как ослабить Uber? Вложиться в его соперников. Uber потеряет позиции, и его будет легче обойти. Именно поэтому Didi стала инвестировать в агрегаторы Grab, Lyft и Ola.
Американский такси-сервис появился в Китае в 2013 году, но из-за жесткой конкуренции с DiDi и Kuaidi терял по миллиарду долларов в год. В августе 2016 года конгломерат DiDi купил китайское подразделение Uber.
Сделка на 30 млрд долларов обеспечила Чену Вэю место в правлении Uber. А главе Uber Трэвису Каланику – место в правлении DiDi.
12. Сервис начинал с 200 машин и офиса площадью 100 кв. м
Сначала было только мобильное приложение DiDi Dache, и Вэй никак не мог договориться с таксопарками о сотрудничестве. У него не было разрешения на ведение бизнеса от транспортной комиссии, и такси-сервисы это не устраивало.
Через месяц всё же нашелся таксопарк с 200 машинами (в Китае это ни о чем), который согласился работать с DiDi. Чтобы закрепиться на рынке и заявить о себе, этого хватило.
13. Почему китайские водители строем пошли в DiDi?
Главный инструмент продвижения: DiDi рекламировала свое бесплатное приложение и доплачивала за новые скачивания. В итоге о компании узнавали благодаря сарафанному радио.
Дальше было много заказов и субсидии водителям. Если в Uber-подобных стартапах в Китае таксисты зарабатывали в среднем 6 тыс. юаней (1 тыс. долларов) в месяц, то DiDi обещал 20 тыс. юаней (3,3 тыс. долларов) – очень жирную сумму.
Воюя с Uber в Китае, в DiDi тратили на дисконты космические суммы. То же самое приходилось делать Uber. За 2015 год американский сервис влил в рынок 1 млрд долларов и всё равно проиграл.
После покупки Uber китайский гигант не остановился. В первой половине 2018 года DiDi раздал субсидий на 11,7 млрд юаней (2 млрд долларов).
Водители DiDi получали премии за всё. Выполнение плана, работа в часы пик, бонусы за отличное обслуживание, электронные чаевые. Всё это позволяло заработать больше, чем в Uber.
14. Как у DiDi обстоят дела с безопасностью поездок
В 2018 году DiDi столкнулся с «кризисом смертей». Компанию обвинили в безответственности после двух убийств молодых женщин. В Китае призывали бойкотировать сервис.
|
В общем, в итоге Вэю пришлось всерьёз заняться безопасностью.
Теперь в приложении DiDi есть тревожная кнопка. Она автоматически соединяет с местной полицией и позволяет отправить аудиосообщение о проблеме.
Можно вызвать такси с водителем того же пола, что и вы. Есть опция, которая позволяет задать экстренный контакт – с ним свяжутся, если с пассажиром что-то случится.
В приложении есть функция записи аудио в течение всей поездки. Данные водителей проверяются умными методами больших данных. Лицо водителя распознается ежедневно, так что продать аккаунт нельзя.
Аудиозаписи поездок хранятся в течение недели на удаленных серверах. За 2018 год водители DiDi вернули пассажирам 1,13 млн забытых вещей.
15. DiDi очень много вкладывается в технологии, и это заметно
Просто массой сейчас конкурентов не задавишь. В DiDi это понимают и делают ставки на технологии.
Конгломерат основал исследовательский институт в Китае, чтобы оптимизировать работу диспетчеров и планирование маршрутов. Затем открылось DiDi Labs в Силиконовой долине (Маунтин-Вью, Калифорния) – здесь также работают над ИИ и умными технологиями вождения.
DiDi получает данные с датчиков на улицах и в своих авто. Это помогает распределить нагрузку в реальном времени и подавать такси быстрее.
16. Можно сказать, что DiDi приближает будущее
В самых технологичных городах вроде Цзинаня, Шэньчжэня, Гуйяна и Уханя работают умные светофоры, транспортные экраны и другие решения DiDi. Разрабатываются интеллектуальные решения на уровне города.
В начале января DiDi представил технологию распознавания лиц в автомобилях. Она позволит идентифицировать водителя и пассажиров, а также искать признаки сонливости. Сонный таксист – опасный таксист.
Наконец, DiDi создает беспилотные такси. Но когда они появятся на дорогах, пока сказать сложно.
17. DiDi уже набирает сотрудников в России
В начале января на заблокированном в России LinkedIn появилась вакансия PR-менеджера DiDi с офисом в Санкт-Петербурге. Специалисту предстоит работать с «профильными ассоциациями и государством».
Кроме того, ищут главу российского подразделения. Но такие вакансии на сайтах не публикуются, это инсайдерская информация. С кандидатами уже провели несколько собеседований.
Правда, пока непонятно, чем компания собирается заниматься в России. Возможно, запустят только аналитический центр. Он позволит DiDi понять, стоит ли вообще заходить в Россию или нет.
Но планы DiDi о выходе на российский рынок озвучили еще в 2017 году. Тогда глава РФПИ Кирилл Дмитриев утверждал, что сервис придет в Россию через инвестиции в местную компанию.
18. Что ждет DiDi в России
Объем легального рынка такси в России в 2019 году оценивается в 709 млрд рублей. Рост по сравнению с 2018 годом составил 5,6%.
Ещё 101 млрд рублей дает теневой рынок. Он вырос сильнее, на 6,3%. В Москве нелегальных таксистов 15%, а в Калмыкии, например, на 100 машин с разрешениями приходится 165 без них.
Лидером российского рынка такси является «Яндекс.Такси» с долей 27%. У ГК «Везет» 12%, у «Максима» 9%, у Gett 5%, около 1% у «Ситимобил». Остальные агрегаторы в сумме дают ещё 6%.
Через агрегаторы заказывают 60% поездок. С учетом нелегалов это 53% от общего количества.
DiDi вполне может купить один из мелких сервисов. Затем влить деньги субсидиями водителям и приблизиться к «Яндекс.Такси». А дальше как карта ляжет.
19. Сколько водителей может переманить DiDi
В РФ более 600 тыс. водителей такси и около 22 млн людей, которые регулярно вызывают «шашечки». Это 15,4% населения страны.
Средний доход таксиста в Москве равен 83 тыс. рублей в месяц, по стране в целом – около 63 тыс. рублей. Это 64% от стоимости поездки, остальное уходит агрегатору, тратится на аренду, топливо и техобслуживание. Цифры приведены по легальному доходу.
Водители работают в основном по 11 часов в день. Лишь 22% могут себе позволить работать до 8 часов, а 4% работают более 16 часов в сутки.
У DiDi есть всё, чтобы предложить водителям и пассажирам более комфортные условия. И “подрасти” на несколько сотен водителей и миллионы поездок ежедневно.
20. С какими проблемами может столкнуться DiDi в РФ
Цифры, может быть, и хороши. Но в декабре 2019 года в РФ в первом чтении приняли законопроект об агрегаторах такси. В документе говорится:
Участником рынка заказа такси «должно быть только юридическое лицо, и оно не может быть филиалом какой-то иностранной компании, это должны быть только российские компании с российским капиталом».
До второго чтения этот текст не дошел. А в альтернативном законопроекте об иностранных компаниях и юрлицах ничего не сказано.
До третьего чтения в документ могут внести поправки. И вполне возможно, что он будет защищать отечественные компании. Тогда у DiDi действительно останется только вариант старта в России через третье лицо.
Ну а мы, простые пассажиры, будем с интересом следить за дальнейшими событиями. Конкуренция всегда на пользу.
Бонус: президент DiDi – дочка основателя Lenovo
Лю Цин более известна в Европе как Жан Лю. Она отдала 12 лет Goldman Sachs и стала для DiDi связующим звеном между Европой и Азией.
У Лю Цин трое детей. А ещё степени бакалавра в области компьютерных наук в Пекинском университете, магистра в области компьютерных наук в Гарвардском университете и почетная степень доктора экономических наук Нью-Йоркского университета.
- Яндекс.Такси
- Uber
- Везёт
- Ситимобил
- Другое
- Всегда смотрю, что дешевле
- Вообще не езжу на такси?
0% Вообще не езжу на такси?
0% Вообще не езжу на такси?
0% Вообще не езжу на такси?
0% Вообще не езжу на такси?
0% Вообще не езжу на такси?
0% Вообще не езжу на такси?
0% Вообще не езжу на такси?
37 комментариев
Форум →Внимаие, акция ! Первые 100 клиентов DiDi в России, будут бесплатно заражены коронавирусом!
@Benefactor, ху…ню написал!
Убер, давай до свидания) интересно, А какие машины будут? Или это просто агрегатор еще один?
@Дмитрий Скворцов, убер и так яндексу давно продан.
Давно пора яндекс подвинуть.
@dmitzin, В России далеко не яша рулит а Рутакси и Максим по охвату городов и популярности
Диди , давай домой иди.
«Средний доход таксиста в Москве равен 83 тыс. рублей в месяц, по стране в целом – около 63 тыс. рублей».
Расскажите это таксисту, когда вызовете очередной «эконом». Ответ вас удивит.
@Zeiss, я Рио сдавал, около 65 в месяц зарабатывали таксисты (с вычетом аренды и бензина)
@Artemw204, это, наверное, в параллельной вселенной, где таксисты не спят, не едят, не отдыхают, а крутят баранку 24/7/365.
@Zeiss, Я не знаю ни одного таксиста, кто делал бы меньше 80к себе. Зеленоград/МСК.
@Zeiss, в статье пишут про 11 часов за рулем
@0x62ash, 31 декабря имел удовольствие ехать с весьма общительным водителем из дружественной республики. Про Яндекс с Убером услышал много «лестных» слов.
Он показал мне свой таксометр и время работы, там красовалась цифра ~12 часов (15 выполненных заказов) и общая сумма 3700 рублей, из которых ему надо отдать 1300 за аренду «Соляриса» и, по его словам, на 1200 он заправился. Путём нехитрых манипуляций получается чистый заработок в 1200 рублей в день. Предположим, что работает он каждый день, итого 1200х30(без выходных) = 36 000 рублей.
Если машина будет своя, то сумма будет больше, конечно, но надо помнить про амортизацию, страховки и зимние колеса, а также омывающую жидкость.
Понятно, что данный персонаж не показатель, но мы учитываем «среднюю по больнице».
Место действия – Санкт-Петербург.
В Москве, предполагаю, что ситуация получше, но ненамного.
@Zeiss, на момент запуска Яндекса все пилоты оргазмировали от денежного водопада, еще в 15-ом году такой же разговорчивый хвалился как не напрягаясь сверх меры поднимал 60-70 в месяц, работающие в хлам имели по 100тр.,(речь про Екб), спустя три года энтузиазм в голосе испарился, начали чуть ли не бастовать, сейчас насколько я понял получают среднюю ЗП по стране, хочешь больше – перерабатывай, работай на бонусы, стремись избегать конфликтов
т.е. на деле что получается? а то что вместо стартовой халявы, с которой эта же ДиДи откусывает рынок, людей поставили в рядовые условия, обычные, «как у всех»
@Zeiss, а этот водитель не рассказывал, что он владелец крупного бизнеса а шоферит просто чтобы с людьми общаться?
Что касается Яндекса, Убера и иже с ними они просто привели стоимость рыночной услуги извоза к адекватной стоимости. То что им не нравится Яндекс и Убер это понятно, они по-прежнему хотели возить по 5000 рублей за пару-тройку километров, но эти времена прошли. И то ли ещё будет когда появятся беспилотные такси.
@Zeiss, доход или выручка – вполне возможно. Только вот расходы никто не посчитал. Прибыль будет в районе 30 т₽, даже для Москвы.
Хорошо-бы подвинуть Яндекс с его непомерными аппетитами. Надеюсь это БиБи появится в России.
@zloy_unlock, если это произойдёт, то кучера взвоют пуще прежнего ибо там где китайцы могут что-то отжать они отожмут.
@zloy_unlock, да да, да встанет Москва наглухо с этими еб…и такси и каршерингом, очистил Собянин Москву от пробок с помощью общественного транспаранта и запустил свои пробки.
@zloy_unlock, да не бывает добрых компаний, там где один заставляет добывать уголь другой будет заставлять долбить гранит, для пассажиров может быть чуть чуть что то изменится, в части безопасности, но и тут не исключен в таком случае рост цен, мне как потребителю это нафик не нужно, полностью устраивают цены и безопасность тарифов ЯТ уровня Комфорт+
Я бы сейчас из Китая ничего в Россию не пускал.
@Артем, Фантазёр :)
@Артем, ну да, а что кушать будешь? Что носить? А смотреть, а звонить?)))
@Артем, Ойфоны тоже ?
Gett
А вот оно что, почему говнограб стал на нормальный такси похож. Китайцы вливают.
Расслабьтесь, не будет никакого яндекса через год после этого диди. Вложат миллиарды и купят рынок.
@meowmeow, ФАС не даст купить рынок. Так бы Яндекс уже давно бы всех купил.
@G-VIPER, всех купил (и успешно покупает) не Яндекс а Сбербанк:) И ФАС на это не реагирует пока никак.
Вообще конечно интересно наблюдать за иррациональной ненавистью некоторых людей к одной из лучших ИТ-компаний и смотреть как ей приписывают различного рода заговоры. Не оттуда вы, господа, угрозу видите, не оттуда.
@Илон Маск, думаю, что люди ненависть испытывают не к Яндексу, а в целом к безликим капиталистическим корпорациями, которым Яндекс и является.
@nnm1, ну если вам не нравятся безликие, капиталистические корпорации, меняйте общественный строй, занимайтесь классовой борьбой, в лучших традициях. Только зная пынешних марксистов констатирую, что они на это совершенно не способны.
Самое опасное такси это Яндекс, поборы с водителя под 50%. Минимально 30%, водитель включил принимать заказ по направлению плюс 9%, пассажир имеет подписку Яндекс, ещё +10%, наличие ИП еще +6%. Итого 30+9+10+6=55% Если учесть аренду и гсм, то это ещё около 30%. Проще говоря заказ стоимостью 1000 рублей, водитель имеет чистую прибыль 200. В Москве средняя стоимость поездки 300-600 рублей (Комфорт+). За рулём водитель не менее 16ч, либо по 12ч экипаж. Такой автомобиль ходит сутками без ТО, по понятным причинам. Теперь расскажите мне, какие там профессионалы работают при таком доходе. А чтоб у вас не возникло вопросов к Яндекс, что за х.. такой водитель за мои деньги не нужен. Вам регулярно через медиа контент показывают граждан с востока, поведение, культуру и тп. Ваш разум реагирует априори в поддержку Яндекс. Но никто из вас так и не понимает как это работает, пока не столкнётесь в судебном процессе в последствиях ДТП.
@Илон Маск, Яндекс это копирайтер чужих успешных проектов. Назовите хотя бы один стартап, впереди планеты всей.
@V83, слово стартап тут не применимо, стартапом Яндекс был 20 лет назад, сейчас это одна из немногих технологических компаний в России с уникальными компетенциями в области поиска, ИИ и много чего ещё и делает она это всё для русского языка, чем и уникальна.
То что для таксистов это “ну просто какой-то там агрегатор, подумаешь приложение на телефон”, говорит о том, что вы даже в теории не представляете, что такое создать и поддерживать такой сервис и сколько это стоит. Но это не проблема, проблема в том, что вы аки луддиты боритесь с Яндексом обвиняя его во всех бедах, хотя работать на него вас никто не заставляет.
@Илон Маск, Вы ушли от ответа, какой проект создал Яндекс который является первоисточником.
Приложение для такси, Яндекс в своё время приобрёл у компании Рос инфотех, затем капитально переписал. Экспертов не обучают, привлекают в штат для работы. То что заложено много ресурсов за дорого, это не означает прорыв в области технологии. Яндекс предоставил столько фиктивных проектов, что все только и говорят ого какая компания. Вы не знаете как устроен бизнес, основываетесь на массе представленных данных. Понимаете о чем я говорю?
“какой проект создал Яндекс который является первоисточником”
@V83, что в вашем понимании первоисточник?
“Понимаете о чем я говорю?”
Нет не понимаю, потому что пока вы говорите набор слабосвязанных слов. У вас то слово “стартап” фигурирует применительно к компании с 20 стажем на рынке. То слово копирайтер используется в контексте заимствования чужой интеллектуальной собственности.
Потрудитесь излагать свои мысли яснее, желательно в двух-трёх предложениях, иначе у вас плохо получается.
Ну и цитированием пользоваться научись наконец.
“Приложение для такси, Яндекс в своё время приобрёл у компании Рос инфотех, затем капитально переписал.”
Капитально переписали, говорите, ну я вас за язык не тянул:) Ну и да, агрегатор это в первую очередь серверная часть, а не только лишь клиентское приложение. Поэтому есть Яндекс а есть все остальные.
“Экспертов не обучают, привлекают в штат для работы”
Откровенная ложь, причём весьма наглая. Вы ничего не знаете о работе в Яндексе и его образовательной деятельности.
“То что заложено много ресурсов за дорого, это не означает прорыв в области технологии. Яндекс предоставил столько фиктивных проектов”
Каких ресурсов? Для чего? По сравнению с кем? Потрудись изложить развёрнуто.
@V83, ну и хотелось бы задать встречный вопрос.
Вас кто-то заставляет работать на Яндекс? Почему не покончить с этой “ужасной тиранией” создав свой агрегатор и свой сервис такси, выкинув Яндекс с рынка? Ну или хотя бы в частном порядке удалить Яндекс приложение?
Хорошая статья, увлекательная. Автору спасибо.
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как использовать Apple Music, когда живешь в двух странах?
Как отключить автовоспроизведение видео на сайтах в Safari на Mac
Как перестать получать публичные бета-версии iOS и macOS?
Как временно отключить прием звонков с iPhone на Mac
Почему не работает функция «Привет, Siri» на iPhone
Можно ли играть в игры во время зарядки iPhone
Почему на iPhone не удается добавить ящик Яндекс в приложении Почта
Почему не получается удалять приложения на iPhone