Метрополитен Санкт-Петербурга отличается от подземок других стран цифрами.
Количество станций – всего 69. Для примера в Москве их 223, а в Нью-Йорке целых 421.
Питерское метро перевозит около 3 миллионов человек в день, в то время как в Москве эта цифра составляет 7 миллионов.
Но цифры не главное. Главное – история!
Питерское метро самобытное, запоминающееся, с массой интересных фактов. Рассказываю о самых важных.
1. Метро в Санкт-Петербурге было построено относительно недавно
Первая линия метро от станции «Автово» до станции «Площадь восстания» была введена 15 ноября 1955 г.
Питерский метрополитен – достаточно молодой: открылся в 1955 году. Лондонское метро начало свою работу в 1893 году, а первая московская линия заработала 15 мая 1935 года.
Планы по открытию первых веток питерского метро в конце 1942 года пришлось перенести на неопределённый срок. Причиной стала Великая Отечественная война.
Строительство подземки было продолжено в 1947 году, а первая ветка протяжённостью 10,8 км (от «Площади Восстания» до «Автово») открылась лишь в ноябре 1955 года.
2. Питерское метро – одно из самых красивых в мире
«Площадь Восстания» выглядит монументально.
Метрополитен в Санкт-Петербурге задумывался не просто как транспортная система. Проектировщики видели в нем целый подземный город. Именно поэтому большинство станций выглядят как продолжение монументальности сталинского ампира.
Идея состояла в том, что советский человек сможет проводить время в поездке, получая эстетическое удовольствие.
За счет богатства отделки и оригинальных архитектурных и художественных решений, станция «Автово» по праву считается одной из самых красивых во всём мире.
В итоге, величественный стиль Санкт-Петербурга воплощён в оформлении подземки, а самые красивые станции находятся на красной, самой первой ветке метро. К примеру, в отделке станции «Автово» используются бронза, флорентийская мозаика и даже хрусталь.
3. Метрополитен Санкт-Петербурга чуть не размыло
Проблемный участок «Лесная» – «Площадь Мужества», который стоит очень дорого.
Так как Петербургское метро проходит под руслом Невы, строители вынуждены были существенно его углублять.
Его средняя глубина – 50 метров. Для примера, средняя глубина станций в Московском метро составляет всего 22,5 метра.
В 1974 году при строительстве перегонных тоннелей между будущими станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» из-за ошибки проектировщиков произошёл мощный выброс водопесчаной смеси. В итоге, полуторакилометровый участок от места прорыва до готовой станции «Лесная» был затоплен.
Кадр из фильма-катастрофы «Прорыв», который рассказывал о событиях в метро. В реальности таких вещей, конечно, не было.
Строителям пришлось поставить на аварийном туннеле две бетонные пробки толщиной в 3 метра каждая.
После продолжительного анализа и обсуждения было решено продолжать строительство по прежней трассе с использованием уже затопленных тоннелей. От помех в виде подземных вод было решено избавиться с помощью жидкого азота. Его планировалось использовать для заморозки грунта.
В итоге, на участок было привезено со всей страны порядка 8 тысяч тонн(!) сжиженного газа, который закачали под землю. После чего затопленный участок туннеля был очищен, укреплён и достроен.
Самый проблемный участок в питерском метро был надолго закрыт.
В 1995 году гидроизоляция перестала справляться с подземными водами. За один только месяц тоннели просели на 35 мм: это значение было больше стандартного годового показателя.
Практически постоянно действующие насосы, ночные технологические окна и закрытие перегона на выходные дни не спасали ситуацию.
С 3 на 4 декабря мощный плывун прорвался в нижний тоннель. В аварийном порядке его вновь пытались закрыть «пробками». Но это не останавливало процесс разрушения. В итоге, строителям пришлось полностью затопить два тоннеля.
Перегон «Лесная» – «Площадь Мужества» прекратил своё существование. Для пассажиров был организован бесплатный автобус (N 80).
Восстановить данный переезд, благодаря работам итало-шведского концерна «NCC Impregilo AB», удалось лишь в 2004 году.
4. Самая глубокая станция долгое время была остановкой-призраком
Настоящий ужас для метрофобов.
Одна из самых известных станций метро Санкт-Петербурга – «Адмиралтейская».
Она является одной из самых глубоких в мире. Причина в том, что на месте ее основания залегают водонасыщенные грунты, в то время как необходимые и удобные для строительства кембрийские глины находятся лишь на глубине более 80 метров.
Начатое строительство в 1994 году было остановлено из-за кризиса. Но главное – не было придумано, как организовать наземный вестибюль.
Проблема была в том,что станция находится в сердце города, где любое сооружение представляет архитектурную и историческую ценность и находится под охраной ЮНЕСКО.
Строительство в самом центре Петербурга было крайне сложным и продолжительным.
В итоге, более 10 лет, станция была частично готова под землёй, но не имела нормального выхода на поверхность.
Петербуржцы, отправляясь от «Садовой» до «Спортивной», проезжали станцию-призрак. Состав обычно притормаживал, а иногда и останавливался около недостроенной станции (видимо, в целях безопасности). Время в пути на данном перегоне вместо стандартных 3 минут между двумя станциями составляло около 6-7 минут.
Время подъема на поверхность занимает почти 6(!) минут.
Станция была открыта лишь в конце 2011 года, вход был организован на месте снесённого жилого дома.
На сегодняшний день «Адмиралтейская» является третьей по глубине (86 метров) на территории бывшего СССР. Глубже заложены лишь две станции в Киеве.
5. Метро с горизонтальным лифтом. Как тебе такое, Илон Маск?
«Парк Победы» – первая станция закрытого типа.
В Питерском метро применяется необычная планировка станций, так называемый «горизонтальный лифт».
Фишка в том, что боковые пролёты, где ходят поезда, ограничены сплошной стеной. Здесь используется система с закрытыми дверями, которые напоминают двери обычного лифта.
Станция закрытого типа, вид с рельс.
При подъезде локомотива, двери вагона совпадают с дверями платформы, и они все одновременно открываются.
На самом деле, бывают ситуации, когда этого не происходит. Поезд либо не доезжает пару метров, либо переезжает контрольную точку и машинист вынужден сдавать назад.
Несмотря на то, что необычный вид станций с «горизонтальным лифтом» имеет лучшие показатели безопасности, такая технология прижилась только в Санкт-Петербурге. Такие двери не очень экономичные в эксплуатации.
6. Петербуржцы недовольны метрополитеном, есть адекватные причины
Планы строительства к 2015 году, в которые не веришь.
Самая сильная головная боль – это отсутствие кольцевой ветки в питерском метро. Для того, чтобы, попасть на близлежащую в географическом смысле станцию, приходится ехать практически до центра города, где, сделав пересадку, нужно ехать в обратном направлении.
Например, для того чтобы доехать от станции «Ленинский проспект» до «Московской» придётся затратить около 35 минут и проехать лишних 9 станций. За это же время расстояние между двумя этими станциями можно пройти пешком!
Пешком или на метро? Время одно и тоже.
План развития питерского метрополитена постоянно меняется. Сдвигаются сроки строительства и открытия новых станций. В то время, как в Москве станции открываются ежегодно, в Санкт-Петербурге каждая новая станция – настоящее событие для жителей города, которого ждут многие годы.
Например, станцию «Проспект Славы» планировали открыть в 2011 году, но на январь 2018 года строительство так и не было завершено.
В соответствии с планом развития метро Петербурга до 2025 года городские власти обещают достроить так называемый Фрунзенский радиус. Его проектировали ещё в 80-х годах прошлого века. Но что-то мне подсказывает, что «кольца» в питерском метро придётся ждать еще полвека.
Жетон в метро в начале 2019 года стоит 45 рублей. Да-да, в Питере все еще используются жетончики.
Тем не менее, метрополитен в Северной столице:
1. Бесспорно красив. Некоторые его станции – практически произведение искусства.
2. Надежен. Несмотря на проблемы с подземными водами, метрополитен работает без сбоев.
3. Имеет крайне необычные конструктивные решения, в том числе и на самих станциях.
В каком метро вы бывали, что запомнилось? Делитесь в комментариях.
43 комментариев
Форум →Совсем не о чем писать, да?)
@softimage, совсем не о чем спросить после прочтения, да?)
@softimage, статья отличная. А ты – школьник, ищущий хайпа.
Отличная статья! Спасибо
Интересно
В Ташкенте красивое метро. По восточному богатое, красочное
Хорошая статья. Мне кажется такие статьи имеют право жить на этом ресурсе.
«Несмотря на то, что необычный вид станций с «горизонтальным лифтом» имеет лучшие показатели безопасности, такая технология прижилась только в Санкт-Петербурге»
Это если говорить о России
А в мире много где сделаны закрытыми. И мало где машинисты при этом промахиваются)
@Sha, в Дубаи нет машинистов, нет и проблемы с промахиванием ?
@ygg, в Омске нет метро, нет и проблемы с промахиванием
@Sha, для начала – лифт это подъемник, в переводе с английского. Так что он не может быть горизонтальным.
Я понимаю траловатор (горизонтальный эскалатор без подъема).
Это обычные двери. Лишняя защита от шума и затопления.
И очень даже не плохое решение – новые ветки в европе сейчас строятся с ними все. Например в барселоне вктка L9 кажется, из аэропорта.
@pLoskutov, данный тип станций именно так официально и называют: “горизонтальный лифт” (который отличается от станций, совпадающих с вагонными дверями, поскольку, в отличие от SPB, такие станции имеют отделку в том числе вокруг путей). Машинисты не промахиваются – во вс. случае, в Лондоне, где таких станций полно – потому что у тамошних поездов автоматическое управление, машинисты там только управляют дверьми и стартуют поезд, а остановка на станции осуществляется полностью автоматически. Я не уверен, что такая же технология присутствует в СПБ, если в литературе упоминаются дополнительные сложности в управлении такими поездами.
Кстати, не “траловатор”, а “траволатор” (или “пассажирский конвейер”).
@pLoskutov,
“для начала – лифт это подъемник, в переводе с английского. Так что он не может быть горизонтальным”
Для начала “лифт” это цитата из статьи)
Жетоныыы… Оплата QR кодом? Не не слышали
@Aziken, сразу картой/телефоном/часами платить можно при проходе. В МСК это так толком и не заработало.
@picatchy, в мск на каждой станции на турникете около контролёра можно оплатить картой, телефон или часами
@picatchy, Даже в автобусах все работает.
@Aziken, жетонами пользуются в основном гости города или “молоездящие” горожане. Большинство давно пользуется картами и тд. Тем более так дешевле. вместо 45р поездка стоит 36 и далее снижается от кол-ва коездок
@Aziken, оплата по QR – китайский суррогат NFC. Прошлый век.
Очень хорошая статья кому не нравится может просто не читать.
Ляпота… аж завораживает
А чего не рассказали про отваливающуюся плитку на построенной год назад Новокрестовской, про шахты вентиляции, которые подтопляет, про также открытую год назад Беговую с максимально халтурным ремонтом в вестибюле? Вот уж что действительно может удивить.
@Leonid, согоасен…., старые станции совсем не содержат должным образом, а новые, мало того что выглядят у*бищно, так еще разваливаются на глазах
Хорошая статья, это все действительно так. Но если бы денежки не утекали в Москву, то ситуация была бы на много лучше.
Был в метро в Лондоне, Цюрихе и Франкфурте. И везде метро больше напоминает подвальные помещения. А у нас конечно же это мини музеи .
@Andrey-lights, там просто глупые людишки считают и отчитываются за бабки налогоплательщиков ;)
@warf, и раздают их эмигрантам
@Andrey-lights, станции Canary Wharf, North Greenwich, Westminster, Waterloo (все на Jubilee Line), т.е. новейшие станции, совсем не напоминают. Однако даже если бы и напоминали, разве дело в этом? Метро должно возить и должно быть удобным и безопасным при выполнении этой функции, так что при сравнении нужно рассматривать именно этот аспект.
@George Scerbakov, почему вы такие? Свое родное готовы засрать начисто, а вот если где-то еще хуже – так це Европа же, главное чтобы функцию выполняла. Коугом двойные стандарты в головах.
@selimoff, вы в своем уме? Где я сказал хоть слово против метрополитена СПБ? Мой комментарий касался London Underground, с которым я знаком лучше, чем с каким-либо другим на этой планете, которое я отнюдь не считаю идеальным со всех точек зрения (за исключением безопасности: действия при возникновении хотя бы малейшей опасности там отработаны четко), но новые станции которого совсем не напоминают подвалы! И это все! Извольте не приписывать мне ваши собственные измышления!
Жетон в метро это отлично, в отличии от москвы с одноразовыми бумажками, которыми засраны все станции. Какой то “идиот” в свое время пролоббировал это недоразумение….
Все хорошо, но темпы строительства и анархия со строительным управлением в Петербурге отбросили подземку в развитии лет на -дцать назад. В Москве темпы открытия новых станций, конечно, несоизмеримые.
Хотя, Москва, Петербург… А дальше в России вообще нет транспорта нормального.
Вот возьмем Мюнхен, например, с его системами U-Bahn и S-Bahn (подземка + наземное) – просто космос. Вот там личная машина в городе точно не нужна. Хотя город по размерам в несколько раз меньше даже Петербурга.
@shUrex, вам нужен такой хозяйственник как Собянин,сейчас в СПБ такой же бардак как в Москве 10 лет назад
@Andrey34, нужно столицу обратно перенести в Питер. Тогда и все эти вопросы махом решатся.
Мне очень понравилось наземное метров в Дубае – очень красиво ехать и смотреть.
@kenigagi, у нас тоже хотели в Химках построить подобное, проект стрела, но активисты оказались против.
Красивое метро в Екатеринбурге. А самое диковинное метро России- в Волгограде.., – вот где действительно проявлена русская смекалка и инженерные решения в условиях отсутствия бюджета
@xava, не вводите людей в заблуждение! В Волгограде не метро, а городской трамвай с подземными участками. Там по рельсам ходят обычные трамваи, поэтому подземные станции очень короткие. И дело вовсе не в бюджете, а в нормативных актах СССР. В Союзе метро разрешалось строить только в городах-миллионниках. Волгоград до миллиона жителей не дотягивал, поэтому и была применена такая хитрость.
@desolov, трамвай можно переделать в метро, там сейчас «встречное» движение, как раз из-за того что платформы островного типа как в метро, а у трамваев двери справа.(Хотя в Мск до того как вернули трамвай к белорусскому вокзалу были несколько трамвайных маршрутов с дверями с обеих сторон, их можно было бы отдать в Волгоград)
@Andrey34, их уже отдали в прошлом году.
Тема расстояний между ветками актуальна не только в СПБ, а в МСК до недавнего времени была даже хуже.До появления МЦК например чтобы добраться от Речного вокзала до Планерной, или от Медведково до Алтуфьево уходил почти час
Крутой сайт о метро Барнаула – погуглите. Это при том, что метро в этом городе нет.
Отличная статья, спасибо) Запомнилось метро в Праге, там отсутствуют турникеты при входе, проход свободный, однако в самих вагонах можно встретить контролеров и штрафы там крупные.
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.iPhone не подключается к домашней сети Wi-Fi. Что делать?
Включаем автоматическую смену часового пояса на iPhone
Почему iPhone подключается к сети Wi-Fi не с первого раза
Что делать, если iPhone зависает во время входящих вызовов
Можно ли подключить к iPhone Lightning- и обычные наушники одновременно
Почему iPhone иногда сильно снижает яркость экрана
Как восстановить заметки на iPhone без iCloud
Как правильно заряжать iPhone?