Игры на смартфонах – это отдельная категория развлечений. До 2019 года казалось, что ад из бесплатных три-в-ряд с рекламой и встроенными покупками навсегда превратит iPhone в стеклянный брусок с бесполезно-мощной графикой. Особенно iPhone 13 Pro, GPU которых опережает смартфоны Android на 50%.
Но потом появился Apple Arcade, сервис по подписке с относительно качественными играми без рекламы.
Проблемы он, конечно, не решил. Настоящих дорогих игр с консолей и ПК на смартфонах как не было, так и нет. Полноценных Call of Duty, GTA или Far Cry не ожидается. Несмотря на то, что мощности современных видеочипов перекрывают приставки, на которых эти игры выходят.
Оказывается, проблем очень много. Разобрали каждую отдельно.
Что такое ААА-игры
Прежде, чем нырнуть в рассуждения, дадим определение проектам, о которых пойдёт речь.
На смартфоны выходят красивые, интересные, продолжительные и недешевые игры вроде Sayonara Wild Hearts, The Pathless, Beyond a Steel Sky и The Last Campfire от именитых разработчиков. Но любой скажет, что по субъективным ощущениям они не тянут на AAA.
За последние 10 лет это понятие стало размытым, но основные ориентиры остались.
Раньше под ним понимали тайтл от 20 часов прохождения за 60 долларов без мелких внутренних покупок, который можно пройти в одиночку, насыщен сюжетными, геймплейными и/или графическими деталями и был сделан большой командой за несколько лет.
Sayonara Wild Hearts | Apple Arcade
Сейчас в таких проектах встречаются свои магазины с одеждой, дополнительными расами, новым снаряжением, машинами, музыкой (проекты Ubisoft, Paradox, EA). Сюжетные игры могут дробиться на части (Life is Strange), к симуляторам выпускают десятки крупных DLC (Cities: Skyline, серия Sims).
Они выходят на актуальных консолях и ПК,и благодаря гигантским вливаниям в рекламу об их существовании знают все, кто интересуются играми.
Например, из ожидаемых в ближайшее время это:
▪️ Far Cry 6
▪️ Battlefield 2042
▪️ Call of Duty: Vanguard
▪️ Marvel’s Guardians of the Galaxy
▪️ Jurassic World Evolution 2
▪️ Forza Horizon 5
▪️ Halo Infinite
▪️ Elden Ring
▪️ Dying Light 2
▪️ Horizon Forbidden West
▪️ God of War: Ragnarok
Если посмотреть на ожидания от списка выше, ключевыми факторами ААА-игр остаются разнообразие геймплея, качественная графика, продолжительность игры от 20 часов и возможность пройти её без дополнительных трат.
Если заключить ещё короче – это игры, на разработку которых тратят рекордные суммы денег.
Проекты выше разрабатывают больше трёх лет каждый, за их исключительное присутствие на одной из консолей борются и Microsoft, и Sony, а в Стражи Галактики можно будет поиграть через облако на Nintendo Switch.
Упущение одно: ничего из этого не выйдет на iOS и Android. Причины ниже.
Проблема 1. Кнопки на экране не заменят контроллер
По сравнению с аналоговыми устройствами у жестов и виртуальных клавиш самое ограниченное и неудобное управление персонажами.
Помните про сенсорную память, которой учили на физкультуре? Сначала учишься бросать мяч осознанно, а потом руки сами помнят.
То же работает со стиками и курками. Они существуют в трёхмерном пространстве и не меняют положение относительно друг друга десятки лет. Поэтому пальцы постепенно адаптируются и управление происходит «на автомате».
А вот экранные кнопки требуют внимания к себе, их невозможно почувствовать тактильно, и потому каждый раз перед нажатием на них нужно смотреть.
А ещё разместить на экране все функции, за которые отвечает геймпад тоже сложно.
В симуляторах и RPG на мобильных кнопки заменяют интерактивными элементами интерфейса HUD. Но, если нужно много клавиш для быстрых действий, на экране с ними будет тяжело справиться.
Теперь в комплекте со смартфонами нет даже адаптера питания, не говоря о геймпаде для игр. Но даже купленные контроллеры владельцы не будут носить с собой всегда.
Это накладывает ограничения на разработчиков сразу по двум параметрам: игра обязана поддерживать сенсорный ввод, а его, в свою очередь, сложно перенести с физического от консолей.
Проблема 2. Платить два раза за одно и то же не хочется
Давайте честно. Вы готовы покупать игру за консольную цену в 4990 рублей, которая запускается только на iPhone и iPad?
Apple и Sony построили мощные экосистемы, в которых стараются удерживать своих пользователей. Они установили жёсткие правила владения так, чтобы покупки в их App Store и PS Store нельзя было перенести на другие платформы.
То же относится к консоли Microsoft, к магазину Epic Games, Steam и, тем более, Nintendo. Нельзя купить игру в одном месте и активировать в другом.
Теоретически, Epic своим иском к Apple могла бы добиться чего-то в этой области. Но пока даже суд признаёт правила честными, и потому движений в этой области не будет.
Решением проблемы почти стопроцентно станет стриминг игр, который сейчас пытаются запустить в массы Google, Microsoft, Sony, Nvidia и Nintendo. Подробнее об этом в выводе.
Как минимум для iPhone вопрос мультиплатформы на других устройствах Apple могла бы решить выпуском своей консоли. Но финансовая возможность взяться за проект не равна релизу.
Проблема 3. Консоль от Apple усилила бы игры на iPhone. Но о ней не слышно
Реально существовавшая консоль от Apple PiP P!N, создана в сотрудничестве с Bandai в 1996. Продавалась за $599 (или $1050 в наше время)
У Apple очень много свободных денег для инвестиций (почти $200 млрд). У компании гигантский опыт в создании высокотехнологичного железа, а за последние 10 лет ещё и собственных чипов с мощной графикой.
Почти весь бизнес игр строится по тем же рыночным правилам, что и, скажем, мир смартфонов. Одни делают продукт, другие – как на нём максимально заработать.
А ещё он крайне узкий на специалистов из первой категории, которые должны понимать восприятие видеоигр на психику для создания успешных проектов. Это одна из причин, почему основные производители игр и приставок не меняются больше 40 лет. Многие лучше умы они прибирают себе.
Концепт современной консоли от Apple в стиле 2000‑х
Потенциальная мощная Apple Arcade в физическим воплощении стала бы ключевым звеном в переносе игр на iPhone внутри единой экосистемы. Жаль, что даже мыслей на эту тему быть не может.
В компании одновременно работают над тремя гигантскими и амбициозными проектами: свои AR/VR-очки, iPhone с гибким дисплеем и автомобиль.
Глядя на список, очевидно: у руководства полно дел и без консоли.
Проблема 4. Игровая экономика работает по грязной ценовой политике
Микротранзакции в Assassin’s Creed Odyssey
У этой индустрии даже на уровне ААА есть серьезная проблема.
Непрозрачная и запутанная монетизация вышедшей игры больше двадцати лет вызывает ожесточённые споры всех игроков.
Сможете сходу назвать пять примеров крупных игр, которые в момент выхода не были ограничены платформой и затем не служили каркасом для дальнейших мелких цифровых продаж?
Мне в голову приходит разве что Cyberpunk 2077. Через три дня вспомнил Sekiro: Shadows Die Twice.
Десятки микро-DLC, выгода по подписке, вырезанный на старте контент в дополнениях, бесконечная поддержка мультиплеера, переиздания и ремастеры превращают выход игр в тренировочную площадку маркетологов.
Эти проблемы часто мешают продажам на мобильных, а из-за репутации free-to-play игры за 4999 рублей со встроенными покупками вообще покупать не будут.
Потому многие компании бросают все усилия на то, что есть.
Большие и дорогие проекты плохо покупают на смартфонах, так что люди из отдела продаж, вероятно, рекомендуют штамповать контент для существующих платформ, а не разрабатывать новый туда, где его, скорее всего, не купят.
Проблема 5. Выходит мало AAA-игр в классическом понимании
Количество игр по годам, которые вышли в Steam. Данные за 2021 год неполные. Источник: Statista
Статистика Steam показывает, что библиотека компании растёт с ускорением. Но общая масса – это инди-игры, независимые от издателей проекты.
Их выпускают люди, для которых инструменты разработки теперь стали доступными. Так происходит благодаря мощным домашним ПК, понятным игровым движкам и бесплатным лицензиям на них для тех, кто только начинает.
Такая положительная тенденция для игроделов плохо влияет на общее качество всех выходящих проектов и создаёт шум, в котором ещё сложнее найти что-то ценное.
Мы все знаем эту картинку. Последняя GTA вышла 8 лет назад
Так что, хотя игр сейчас выходит больше, чем когда-либо, в процентах число серьезных и качественных релизов сокращается. Из-за высокой конкуренции издатели поступают всё осторожнее и стараются сделать каждую игру гарантированным хитом. За главными примерами далеко ходить не нужно.
Те же серии GTA и The Sims, которые выходили относительно часто, сейчас будто в замороженном состоянии. GTA 5 исполнилось 8 лет, а The Sims 4 уже больше 6 лет. Оба срока – рекорд поддержки для разработчиков, и другие компании вроде Ubisoft и EA тщательно пытаются выстроить экономику своих будущих проектов, чтобы выпускать их реже и на подольше.
Проблема 6. Изящный корпус ограничивает смартфоны
Фото из обзора iPhone 13 mini. В нём умещается мощь больше, чем в PlayStation 4 Slim
Высокое разрешение дисплеев и неспособность продолжительного теплоотвода мешают играть долго.
В Nintendo Switch и Steam Deck установлены две ключевые вещи: 7-дюймовый экран с низким для диагонали разрешением 720p и активное охлаждение. В iPhone такого сочетания нет и не будет.
В некоторые смартфоны устанавливают вентиляторы, но это нишевые продукты, которые, что парадоксально, мешают всем остальным понимать, что любой смартфон готов к играм и что ААА-проекты можно оптимизировать на любую платформу.
Системы охлаждения Nintendo Switch и Steam Deck
Большинство смартфонов тонкие, с гигантскими экранами высокого разрешения, трубующими больше чётких текстур для приятного игрового опыта. Ещё телефоны очень плотные по компоновке и не рассчитаны на часовые сессии.
Любая мощная игровая консоль огромная из-за крупной системы распределения тепла. Без хорошего охлаждения с металлическими трубками и большими лопастями, которых в смартфонах нет, мобильное ПО должно резко снижать производительность чипа, чтобы тот остыл и не спалил устройство изнутри.
Теоретически решений несколько.
Можно при низкоуровневом доступе к температуре CPU динамически менять разрешение графики, как это делает YouTube при плохом интернете. Можно изначально делать игры с размытыми текстурами и примитивными моделями. Можно проводить тщательную оптимизацию. Можно адаптировать уровни под темп, в котором чип будет то «напрягаться», то «отдыхать».
Однако все эти варианты плохи либо для игроков, либо для разработчиков.
Проблема 7. Нельзя сделать одну игру и запустить везде
Со стороны разработчиков для каждой платформы нужна регистрация и оптимизация одного и того же проекта.
Свой набор инструкций, соглашений и драйверов есть для Xbox, PlayStation, дискретных и встроенных видеокартах Intel, AMD и NVIDIA, платформ Nintendo, Apple и Google.
Из-за требований многие издатели и разработчики игр отдают их адаптацию на мобильные устройства сторонним компаниям.
Проблема в том, что не каждый владелец IP это себе позволит, и не каждый разработчик решит пускать под чужой нож своё детище. И, как правило, в компаниях все сотрудники заняты над очередным проектом, и руководству вряд ли захочется отправлять делать порт старой игры для сомнительных продаж.
Ситуацию усложняет и то, что один хороший программист может специализироваться на среде разработки Metal, а другой на Vulkan. Так просто перекинуть его с одной платформы на другую не получится и по этой причине.
Надежда на Apple Arcade и стриминг
Золотой век портов на мобильные игры либо уже прошёл, либо ещё не начался. Сейчас ситуация печальная.
В 2010-х издатели активно переносили свои самые громкие проекты на iOS и Android на волне хайпа, когда чипы смартфонов впервые могли тягаться с консолями. Однако всё это сопровождалось растущей волной новостей о миллиардных выручках создателей три-в-ряд, клэш и free-to-play игр.
Сейчас происходит перерождение мобильного гейминга.
Apple третий год развивает свой сервис игр по подписке Apple Arcade. Там редко, но всё же выходят качественные проекты разных жанров без внутренних покупок.
Они не дотягивают до уровня консольных эксклюзивов, но дают десятки часов качественного развлечения.
Возможно, сотрудничество с крупными разработчиками ещё приведёт к громким релизам. В мире Android есть похожий Google Play Pass, но в него входят в том числе приложения, и почти всё из подписки доступно на других платформах.
С трансляцией игр из облака через xCloud, GFN или Stadia конкретно на платформе Apple тяжело, но запускать их получится, хоть и через браузер.
Оба варианта выглядят как перспективные бизнес модели с большим потенциалом. Не зря Apple на презентации iPhone 13 Pro сделала упор на 5G и экране с обновлением в 120 ГЦ, которые «идеально подойдут для игр».
В итоге сложный перенос готового проекта, оптимизация под тонкие корпусы с плохим охлаждением, хитрая и грубая экономика игрового бизнеса, сложности лицензирования и неудобное управление полностью накрывают физическую возможность запустить консольные игры на iOS и Android.
А стриминг и сервис по подписке, который контролирует держатель платформы – два наиболее вероятных сценария, при которых на смартфоны будут выходить AAA-игры.
Найдены самые лучшие игры для Mac. Вот весь список
Почему Apple может выпустить Mac для геймеров, но пока этого не делала
28 комментариев
Форум →@dobro, оо, не видел ваше сообщение, когда писал ниже свое. Мне кажется, автор живет в каком-то своем мирке, где эпл рассказала о невообразимой мощи мобильных процессоров и в это поверили с розовыми очками на глазах.
@dobro, ну так убейся и выкинь смартфон🤦🏻♀️.
@dobro, факт. стеклянный корпус только усугубил проблему теплоотвода. Проц очень сильно перегревает под нагрузкой. Стоит включить съемку 4К 60 fps, как уже минут через десять-пятнадцать телефон отключается из-за перегрева. С играми та же шляпа – пять минут графона, и пошел троттлинг.
@dobro, Новопассит
@dobro, Иди запишись на прием к неврологу. У тебя явные проблемы, хоть ты еще и дите.
@dobro, да, по комментарию вполне можно определить что ты дефективный.
@Y.Badiner, да там уже транки нужны, новопассит не поможет))
@dobro, перечитал твой понос ещё раз, действительно нужно что-то посерьёзнее:
«кроме негатива ничего не вызывает», «да я обосрался», «у меня прям в сраке бомбит»
Пердеть с крошкой и капсить от того, что маркетинг – это просто маркетинг, это прям мощно…
@dobro, с тобой все ясно. Над тобой в школе издевались и в семье не любили. Ты наверное и животных мучаешь. Пытаешься самоутвердиться в интернетике, но твои тухлые каменты про мать никого не задевают. В реальности ты прыщавый доходяга, которого все унижают :)
Просто нужна от эппла док-панель к телевизору с HDMI выходом и охлаждением. И всё, из айфона получится приставка, в несколько раз мощнее свича, и может хоть кто-нибудь обратит на это внимание.
@alexmaru, да, возможно.
Мощь современных айпадов для нормальной игры достаточна.
И джойстики от той же сони и хбокса уже подключаются.
Наверное сони и майк не просто так скупили много игровых студий и будут подминать все под себя.
@FGyou, Sony и MS могли бы удержаться на рынке за счёт эксклюзивных облегченнных версий для своих консолей на своих же смартфонах.Ну то есть заказывать у студий именно «адаптацию» под мобильные системы и управление сенсором.
@alexmaru, просто походу это нигде особо не нужно.Это в России детишек спихивают на дачи на каникулы, а за границей вроде такое не практикуется.А в городе можно и в стационарную консоль дома поиграть кому надо.
@Andrey34, свич именно в такой док-станции и работает же, он уже намного слабее айфона.
@dobro, вы статью читали? Потому что в пункте 6 речь и идёт о том, насколько тесно мощному чипу в тонком корпусе. Он способный, но проблема теплоотвода всё портит.
Да, проблема по снижению яркости и производительности, появилась только после выхода X и 8. Из-за стёкла, тепло процессора хуже рассеивается… но для тех, кто не знал, все производительные айфоны тротлят и сильно, Хонора за 10 тысяч это не касается т.к из-за низкой производительности корпус телефона успевает рассеивать тепло. Также на всех андроидах, не знаю точно почему, графика во всех играх на порядок хуже…касательно съемки в 4k 60 фпс, тротлинг может идти только если вы снимаете в жарких местах под прямыми лучами солнца.
@dobro, Может, если настройки графики не выкручивать. Можно хотя бы частоту кадров заловить на 30, он уже сильно тротлить не будет, спустя час можно спокойно продолжать игру типа в PUBG, личный пример на iPhone XS Max.
Apple разрабатывает свои экраны, а производят в Samsung, lg, sharp. Нет, экран тут не при чем, тут может быть дело в оптимизации…
Не знаю, кто что пишет. Скажу Вам так, любые странные проблемы которые могут быть, это либо брак или ошибка после обновления или прошивки, у меня в этом большой опыт и я знаю о чем говорю. Если бы у всех была такая проблема, у компании были-бы большие проблемы и было много жалоб от пользователей.
@Awakened, с первыми предложениями не соглашусь. Есть ipad pro 10,5, была семерка. Оба не стекло. Оба скидывали яркость и грелись.
@leonidmarkin, хм…на айфоне ещё может быть, но на iPad, впервые слышу, у меня был pro 10.5, хотя я на нем не часто играл, поэтому утверждать об отсутствии проблемы, но я таких новостей даже не читал, что iPad не справляется с охлаждением…это не логично, просто потому что там большая площадка площадь алюминия для рассеивания тепла. Когда у меня был iPhone 7 Plus, я часто играл на нем, в игры типа hearthstone, lineage 2 revolution…у меня яркость не сбрасывал. Честно немного непонятно, видимо такая проблема не у всех. Ещё она может быть связана с истощенным аккумулятором…
С управлением Яббл предложил решение в iPadOS 15 — автогенерация сенсорной раскладки для игр, поддерживающих геймпад. Т.е. сенсорные кнопки сами генерятся на основе забинженных аппаратных контролов. Но это еще надо пробовать, вроде нигде пока не реализовано. С поддержкой геймпадов тоже всё неплохо стало, это не времена редких, нишевых и дорогих MFi only. Плюс Эпл теперь пушит и фичерит большие игры с поддержкой контроллеров.
Как свежий пример есть отличный, непорезанный порт DOS2 с графлом на высоких и в 60 FPS, ориентированный на М1-прошки. Надеюсь, будут постепенно появляться другие порты подобного уровня.
Идея в том, что всё что делает Эппл, это не про игры. Как гиперкары – быстрые, “не такие как все”, но ежедневно в пробке стоять или ездить по дырявому асфальту лучше на каком-то СУВе.
@Pierre Bezuhov, у меня Ctrl+Enter сломались )
Да вы серьёзно? Играть на консоли в какой CoD это пытка. Консоль создана для спортивных симуляторов и файтингов. Но если условный CoD на айфон портировать, то это туши свет. Есть разные платформы, у них своё предназначение. Нельзя сделать Фар Край играбельным. Потому что это Фар Край. Игра для ПК. Она уже неиграбельна на консоли. Вот JRPG я представляю.
@neolol, ну а в чем проблема сделать внешнюю док станцию, к которой хочешь мышь, хочешь клавиатуру, хочешь геймпад подключай.
Для дачи, куда зачастую детей отправляют на каникулы, вполне вариант.
@Andrey34, не имею ничего против костылей, но костыль остаётся костылём. И это костыль.
“Для дачи, куда зачастую детей отправляют на каникулы, вполне вариант.”
@Andrey34, а чем не вариант купить на дачу полноценную консоль, которая вдвое дешевле твоего Ифона и не потребует десятков миллиардов на отдельную ветвь игровой разработки на новой платформе.
Портирование долгое, дорогое, трудное и не окупается. Самая главная причина.
Сенсорная память на физре? Так вот чему сейчас учат миллениалов и Z? Чувствую себя старым. У нас, да и вообще в спорте, физрук про мышечную память говорил. Какие там сенсоры, я хз.
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как на iPhone удалять объекты с фото без Apple Intelligence и iOS 18
Как отключить автовоспроизведение видео в App Store на iOS 11
Как очистить оперативную память iPhone перед запуском требовательных программ
Почему после смены Apple ID на iOS запрашивается пароль старой учётной записи
Как добавить удобный календарь в строке меню macOS
Как отключить голосовые вызовы по 2G на iPhone?
Как друзья узнают мое местоположение через iPhone
Что делать, если AirPods Max не подключаются к другому устройству