Вчера ночью сразу после WWDC 2021 в Apple Music появились музыка без сжатия и объёмный звук, обещанные нам в мае. Для их работы нужно, чтобы на вашем iPhone была iOS 14.6 или новее.
Через абсолютно любые AirPods невозможно послушать песни в полноценном формате Lossless и Hi-Res Lossless. Даже в AirPods Max, хотя через них и добьётесь чего ближе к звучанию без сжатия.
А вот Объёмный звук в Apple Music доступен владельцам всех AirPods, даже базовых. Для того, чтобы протестировать его, на странице альбома найдите пометку Dolby Atmos прямо над списком песен.
Многие в редакции со мной в том числе протестировали новый формат и оказались в замешательстве. Звук оказался другим, часто не в лучшую сторону по сравнению с привычным стерео.
Но утром в метро я случайно понял, как раскрыть потенциал пространственного аудио и увидеть всю разницу. Оказывается, треки в нём на самом деле преображаются. Но обо всём по порядку — сначала нужно понять природу формата.
Чем хорош Dolby Atmos
Dolby Atmos представляет из себя технологию симуляции объёмного звука. Она включает в себя набор инструментов для записи, сведения и рендеринга трека.
Из-за того, что мы слышим мир двумя ушами, с помощью аудиоинженерии вполне возможно воссоздать эффект присутствия объектов даже с помощью наушников.
Понять суть можете в видео на странице от самой Dolby.
Если коротко, звук записан так, чтобы точечно находиться там, где он должен быть относительно сцены. Вертолёт слышно сначала впереди, потом сверху, потом сзади. Взмах факела в пещере отражается от стен и наполняет сцену богатой ревербацией.
Последний эффект особенно важен для музыки. Он позволяет визуализировать сцену в голове слушателя и сильнее погружать его в контент.
Для синтеза такой звуковой дорожки нужны дополнительные ресурсы по сравнению с созданием звука в стерео и, тем более, в моно.
Так выглядит комната для сведения песен в формате Dolby Atmos
Артистам нужна особая студия, звукорежиссёрам потребуется фирменный софт, а нам, конечным пользователям, нужно на чём-то всё это слушать.
Поэтому сейчас мы не видим технологию повсеместно, а в Apple Music из 75 миллионов треков всего «тысячи» (цитата Apple) доступны в Dolby Atmos. В основном от самых популярных артистов с богатыми лейблами.
Возможно, благодаря аудитории в десятки миллионов пользователей AirPods и Beats треков станет больше. Но так ли оно надо?
Dolby Atmos расцветает на высокой громкости
Утром в метро мне попался старый тип поезда, который грохочет так, что иногда проверяю, работает ли активное шумоподавление в AirPods Pro.
Из-за этого выкрутил ползунок громкости сильнее, и удивился, что с включённым Объёмным звуком мне пришлось довести его почти до максимума.
А затем удивился ещё раз, когда впервые ощутил прелесть Dolby Atmos.
При той же громкости, что и в обычном стерео, объёмный звук будто забирал большую часть инструментов, оставляя вокал. Иногда наоборот.
Но, если сделать громче для того же комфорта, объёмный звук преображает композиции, раздвигает пространство как в рекламе HomePod с FKA Twigs.
Инструментам и вокалу становится легче «дышать», хотя многие песни и начинают звучать иначе.
Эту разницу хорошо показали в двух треках ниже, подготовленных специально для демонстрации Dolby Atmos на одном уровне громкости.
Монозвук начинается с 00:34, стерео с 00:54, объёмное с 1:22
Стереозвук начинается с 00:43, объёмное с 1:23
Ниже сравнил несколько песен, уже доступных в объёмном звучании. Объясняю, какие перемены вас ждут.
Готовьтесь, что объёмный звук будет разным
Местами чарующим, местами странным.
В специальном плейлисте сейчас можно найти композиции, адаптированные под объёмное звучание.
Анализ четырёх разных треков показал, что у Dolby Atmos нет единого стандарта.
На этапе сведения звукорежиссёр может отодвинуть вокалиста дальше или приблизить его. Он способен расположить инструменты в разных точках виртуальной сцены и даже заменить характер их звучания.
Всё это ощутимо в композициях ниже.
В In The End от LINKIN PARK при прослушивании через AirPods Pro стерео звучало на 20% громче, чем Dolby Atmos, но на этом разница кончалась.
Однако в AirPods Max легко чувствовалось, что инструменты благодаря обходному звуку находятся в разных точках. Проблема с этим режимом была в том, что выразительный вокал, на котором строится вся песня, уходил на второй план.
То есть, да, сцена ощущалась богаче, но теряла пронзительный эффект, потому что Честер Беннингтон звучал где-то далеко, а инструменты близко.
В Latch от Disclousure мне пришлось прибавить громкость на добрые 25%, чтобы ощутить разницу. И оно того стоит. На отрезке с 1:07 до 1:47 вокал Сэма Смита переключается сначала со средних на высокие, затем обратно.
В этот момент буквально чувствовал, как его голос расходился по виртуальной сцене. Он то выходил ближе, напевая рядом, то отдалялся, преображаясь в гипнотический транс.
Если переключиться обратно на стерео, все инструменты и вокал будто пытаются залезть в уши в одном потоке. То есть, сразу видно, что без Dolby Atmos композиция звучит хорошо, но плоско.
Интересно, что у нашего главреда Никиты Горяинова оказалось абсолютно противоположное впечатление. Он считает, что микс здесь плохой, будто им занималась нейросеть.
Получился спорный случай применения Dolby Atmos.
В песне Into You Арианы Гранде добавил около 10% громкости.
В отличие от In The End вокал тут, наоборот, выражен ярче музыки. В Dolby Atmos голос и поддерживающие его дорожки чувствуются кристально, словно вокруг вас и исполнителя пустое пространство, заполненное отражёнными волнами.
Единственное, в самом конце фирменная «нота Арианы Гранде» на уровне морских сирен в самом конце почти растворяется с музыкой и чётко слышна на протяжении последней секунды.
Но инструменты звучат совсем иначе, словно вы слушаете другую песню. Где-то они громче и насыщеннее, а где-то тише и глухие по сравнению со стерео. Возможно, дело в том, что в производстве этой песни использовалось много электронных сэмплов, которые не существуют физически.
Is This Love Боба Марли и The Wailers удивила сильнее всего.
Здесь громче оказался трек с поддержкой Dolby Atmos, а эффект присутствия заключался в том, что вокал стал громче.
Между инструментами появилось пространство, каждый лучше слышно поотдельности.
У Apple несколько Объёмных звуков, не запутайтесь
Так выглядит интерфейс iPadOS 15, когда система превращает стерео в объёмное
Изначально под «Пространственным звучанием» Apple называла эффект, который появляется в AirPods Pro и AirPods Max при просмотре адаптированных фильмов и сериалов.
При активации функции звук зависит от положения головы относительно экрана iPhone и iPad, а сама дорожка становится более объёмной.
Сейчас термин означает ещё и работающий Dolby Atmos в Apple Music.
Помимо этого на iOS 15 и iPadOS 15 появилась функция, которая эмулирует объёмное звучание на треках, а позже комания добавит к Dolby Atmos отслеживание головы в Apple Music. Наверняка это можно будет отключить с помощью тумблера, который уже есть в Универсальном доступе.
Dolby Atmos нужно повзрослеть, но в целом это шаг вперёд
Иногда новый опыт кажется странным и будто хуже. Но стоит вернуться назад к прошлой технологии, и всё становится понятно.
За Dolby Atmos будущее, потому что формат на самом деле создаёт более реалистичный звук. Чтобы понять это при переходе со стерео, нужно только прибавить громкость до комфортного уровня.
До того, чтобы большинство треков звучало в этом формате шикарно всегда, осталось дождаться двух вещей:
1. Когда в Apple Music среди 75 миллионов треков с поддержкой технологии их будет не «тысячи», а хотя бы десять процентов.
2. Чтобы звуковики разных лейблов научились друг у друга моделировать вокал и инструменты самым благозвучным способом.
А пока плейлист с треками в объёмном звучании похож на галерею с произведениями искусства в разных стилях.
Какие-то безоговорочно ощущаются шедеврами, а другие вы либо поймёте и полюбите, либо не разберёте и вернёте в старое и привычное стерео.
24 комментариев
Форум →Согласен. Когда музыка сведена для Atmos как-то коряво(по моему мнению, это 90% всех песен в Music на данный момент), то стерео звук намного лучше в звучании. И громче.
Да и прогнав большинство моей медиатеки через Apple Music и Spotify, на данный момент Spotify намного лучше лупит качество звучания.
Ну а переходить на Music ради парочки песен в трушном Dolby Atmos я смысла пока не вижу.
P.S. Ради эксперимента пробовал систему 9к1
@Elon Musk, только что долго сравнивал качество в хайрез . На спотифай мне больше нравится звук. Мда
Я заметил неудобный косяк, если ты уже скачал песню в losless она говорит что будет воспроизводить эту версию, а не dolby atmos, а если ставить “download dolby atmos” то он будет их скачивать в этом формате, но при воспроизведении не на AirPods никакого толка от него нет, по качеству звучит как обычная сжатая AAC, а если включить always on то опять же не на совместимой технике звук какой то замыленный. В итоге либо atmos либо lossless для скачиваемой музыки, надо выбирать. Онлайн от отрабатывает автоматом, в зависимости от того на чем слушаешь подставляет нужную версию файла. По размерам кстати посмотрел atmos чуть меньше весит чем losless, процентов на 20, значит там оригинал не высокого качества изначально.
А почему у меня на тех же песнях, только dolby atmos написано ? Остальных значков нет.
Ещё один человек понял, что такое HDR. Раньше, когда музыку слушали на проигрывателях, а не на карманных пищалках, у звука был широкий диапазон. Если представить это как картинку – это как айфон отображающий HDR картинку включает яркость на полную мощность – просто потому, что по-другому никак.
Музыка, сведённая в Dolby, сейчас так же сведена под нормальные колонки (не пещалки) и проигрыватели, которые могут сделать широкий диапазон. Я боюсь, что с популяризацией прослушивания через говно-наушники и её сделают плоской, лишь бы унц-унц и клац-клац было слышно.
В общем, у кого ещё стоят пыляться хотя-бы “домашние кинотеатры” – расчехляйте и попробуйте, это музыка для них.
@alexmaru, файлы dolby atmos весят на поверку меньше, чем losless, значит там скорее всего берется обычный AAC и наворачивается в объемный звук, если бы они брали широкий диапазон и переводили его в объемное звучание то фалы бы весили по 200мб, но это и не нужно пока вся техника что поддерживает такой звук ограничивается беспроводными пищалками. Убирайте запылившиеся домашние кинотеатры назад, если и будет какой толк от них то только с новеньким ресивером который сможет принять цифровой поток от AppleTV или айфона по AirPlay 2
@Viktor Antonov, если я правильно помню, там поканально каждый инструмент / голос (т.е. как объёмный звук в играх), и расставляется вживую. Такие дорожки легче жмутся, но естественно lossless лучше.
А чего ресиверы-то? Внешие звуковые карты нормально работают с маками / айфонами.
@alexmaru, Обычно компьютер-кабинет и телевизор для просмотра фильмов с хорошей акустикой стоят в разных помещениях, по этому я остановился на сетевом ресивере yamaha, который правда уже не умеет в Airplay2 что стало критично с повышением losless c 16bit до 24bit в общей массе, но я использую костыль с телевизором, он поддерживает AirPlay2 и уже высылает на ресивер оптический сигнал PCM 48 kHz
@Viktor Antonov, что-то я запутался в том, как у вас звук идет…
Эпл тв – телевизор – ресивер – колонки?
Когда я пользовался ресиверами, то мне никакие оптические выходы не нужны были (и тем более аирплей), я просто подключал Эпл тв в ресивер, а с ресивера на ТВ только картинку слал. Главное, чтоб в ресивере было “Сквозной канал сигнала 4K”… чтоб рес никак не влиял на картинку.
Мои ожидания от Dolby Atmos не оправдались. Некоторые треки звучат действительно гораздо лучше, но некоторые стали звучать как недоделанные демо-версии. Например в одном треке в оригинале основной вокал идёт с мощной поддержкой бэков. В версии DA бэки сделали настолько тихо, что стало слышно изъяны основного вокала. В некоторых треках звуки и вокальные партии максимально сильно заглушили, а в некоторых просто убрали. Задумка отличная, но реализация овно. Вот мне понравился один трек с Dolby Atmos, а другой нет. И выбор у меня невелик. Либо слушать оба с DA, либо слушать без него. Логичнее было сделать отдельные версии альбомов с Dolby Atmos без всяких кнопок в настройках.
Зачем объемный звук в стерео? Мы же на фильм смотрим. Для нормального повседневного прослушивания достаточно хорошо сведенного стерео, где грамотный продюсер может нормально играться планами назад вперед и вправо влево. Все остальное-перебор
если подытожить, то и хай резы и атмос две абсолютно бесполезные фичи для абсолютного большинства)).
Ох, очередная “занимательная” статья…
Мне кажется что было бы неплохо пояснить, что Dolby Atmos он бывает “разным”
1) Есть вариант для кинотеатров – самый сложный. Одной из особенностей является то, что при произведении звук индивидуально “генерируется” оборудованием в кинотеатре на основании расположения колонок в конкретном помещении (обычно многоканальный звук уже разбит по каналам еще на этапе пост-продакшена)
2) Домашний, на основании саундбаров (самый простой) либо какой-нибудь системы 7.2.4. Фишка в том что Dolby Atmos позволяет воспроизводить звук над вами (либо колонки повешены по схеме над вами, либо в случае с саундбарами звук направляется в потолок и затем уже отражается на вас); т.е. если над героем пролетает вертолет в кино, то вам реально будет казаться что он пролетел у вас над головой, допустим, если я не ошибаюсь Мелкосовтовская Windows Sonic не поддерживает такой фишки.
3) Домашний на основании наушников – дешево и сердито; для работы, по сути требуется только пара любых наушников (лучше всего открытых) и, допустим на windows PC, покупка лицензии (есть триал) через windows store – Dolby Access. Звук обрабатывается программно и выводится в виде бинаурального 360 звука.
Возможна работа как с обычными стерео источником (худший вариант) так и преобразование многоканальных дорожек (как обычных 5.1/7.1, так и Dolby Atmos).
Dolby Atmos родные дорожки можно найти допустим в Netflix.
Как-то так…
p.s. Опять эти ограничения в 600 символов :facepalm:
А что значит другие треки звучат лучше, лучше чем что? Что их просто свели в другую пространственную картину? У прослушанных треков даже на стерео уже простой эффект на вокал наложенный – РАЗМАЗывающий голос по ухам. Простой такой способ из моно (а вокал пишут на один микрофон) сделать якобы стерео. Это уже потери в звучании. Добавляем якобы перемещающиеся инструменты – опа, просто другое расположение инструментов. Чаще всего будет просто неудовлетворительная обработка вокала куда то взад или вперёд, и раскидывание инструментов туда сюда. Уха два. Максимум от формата будет удобнее распихивать это при повороте головы.
Такое ощущение, что статья была написана, а затем пропущена через автоматический переводчик. Кто-то в состоянии уследить за смыслом предложения: ” Даже в AirPods Max, хотя через них и добьётесь чего ближе к звучанию без сжатия.” Не единственно, просто находится в начале статьи.
Странно. Может быть самовнушение но разница отлично ощущается на Samsung Buds + второго поколения. Значит ли это что любые нормальные беспроводные наушники дадут ощутить новую фишку?
Для обычных AirPods не актуально, звучит, как в ведре
При переносе треков из Spotify в Apple Music около 15 из 145 оказались недоступны в AM, хоть и регион одинаковый.
Ну и рекомендации/плейлисты в AM просто кошмарные, одни русские песни. Вернулся в Spotify и уверен, скоро им тоже придётся запустить высокое качество.
@arman91, “уверен”
естественно, они его анонсировали уже.
Dolbit Normal’no
Объемный звук убил не только громкость, но и все низкие.
Метал так вообще уничтожен. Слышно только вокал и барабаны, гитры очень тихие.
Свели всё криво. Пока отключил.
О боже, как заиграли джазовые композиции и классика в машине! Даже на айпад про звук как бы ожил!
Долби атмос теперь прям добавляет атмосферу и настроение музыке! Это бомба!
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Какой видеоплеер выбрать для iPhone и iPad
Почему зависают приложения на Mac?
Как подключить mini displayport к MacBook Pro 2016/2017
Как восстановить удаленные контакты из iCloud
Почему Force Touch на iPhone конфликтует со Skype
Почему экран iPhone показывает очень бледные цвета?
Не удаляется приложение с iPhone
Перестал работать Touch ID после обновления