Dev Story Ask.me. История о попытках найти себя

|
FavoriteLoading В закладки
Ask.me. История о попытках найти себя

Сегодня я хочу рассказать о своем первом опыте создания приложения, о радостях встречавшихся на пути и в тоже время трудностях, сложностях, подводных камнях.

По образованию я прикладной информатик, но реальных знаний по IT всегда не хватало, а предыдущего опыта работы практически не было. Правда, до этого я работал над созданием торгового порталa, что конечно расширило мои познания и принесло определённый опыт.

Идея создать приложение родилась во второй половине 2014 года. Изначально она была проста и в чем-то примитивна – помочь людям более удачно совершать покупки. Что-то наподобие социальной сети, где каждый мог бы выложить фото того, что собирается приобрести, и одновременно с этим спросить мнение друзей или сообщества, выслушать замечания, пожелания и характеристики данного товара.

Первые идеи как обычно бывает, оказались далеки от того что возникло в финале.

Первые наброски по дизайну.

фото just ask первые

Все картинки кликабельны.

После быстрого анализа рынка (простой поиск похожих приложений через Appstore и анализ отзывов пользователей) стало понятно, что идея требует кардинальных изменений, дополнений и переработки. Спустя два месяца долгих споров и раздумий она была окончательно сформирована, сформулирована и записана как концепция.

концепция

На этом этапе, понимание и опыт в данной сфере, могли подсказать только то, что нужно Тех. Задание, разработчики, презентация для инвесторов и собственно сами реальные инвесторы.

Никакого практического понимания как создаются приложения, сколько это стоит и сколько занимает времени, как их раскручивать, где и как искать деньги у нас не было, а если и было то очень приблизительное. Но нас это никак не смущало. Я начал с концепции и ТЗ, а сестра параллельно занялась поиском инвесторов, которых на первых порах искала среди знакомых и друзей семьи.

Мое Техническое задание было написано в соответствии с требования к ТЗ которые я нашел через Google и включало в себя следующие разделы:

1. Вступление – это краткая характеристика самого документа. О чем он, кто составители и тд.

2. Идея – это подробное описание самой идеи.

3. Основные задачи – задачи которые должен решать проект.

4. Основные пользователи – описание целевой аудитории проекта.

5. Рамки проекта – кратко описывается функционал, возможности пользователей, требования к дизайну и тд.

6. Карта приложения – карта на которой схематично обозначены все страницы приложения и переходы между ними.

7. Шаблоны страниц – самый большой раздел ТЗ с подробным описанием каждой страницы приложения, элементов расположенных на ней, переходов, функций и тд.

В общей сложности ТЗ расположилось на 36 страницах:

ТЗ

Карта приложения из ТЗ:

Map

На написание первых набросков по ТЗ и эскизов дизайна ушло около двух недель. За это время сестра заручилась словесными обещаниями знакомых об их участии в проекте, а перед мной встал вопрос о поиске разработчиков приложения. Было понятно, что такой проект я в одиночку не потяну, ни по масштабам, ни по глубине знаний.

Первая попытка найти разработчиков оказалась неудачной, – точнее самих разработчиков мы нашли, но вот такая задача оказалась им не под силу, ни по объему, ни по качеству!

Эскизы-дизайна

Но, мы все-таки рискнули и договорились о сборке с минимальным функционалом под Android.

Далее был месяц разработки и доработки ТЗ и дизайна, и в конце июля первая сборка была готова. Однако качество работы, мягко выражаясь, было плохим, это было что-то приблизительно напоминающее наше представление о проекте, к тому же с кучей багов, в лучшем случае сборка тянула на очень примитивный прототип.

И тут мы совершили большую ошибку, и все-таки показали этот прототип нашим инвесторам, хотя прекрасно понимали низкое качество проделанной работы. Инвесторы, как выяснилось, – дело тонкое! После просмотра они практически потеряли к НАМ интерес и к Нашему проекту тоже, видимо решили не рисковать. Таким образом, до подписания каких-либо договоров дело так и не дошло.

ТЗ папка

Без финансирования проект ожидало закрытие, это было однозначно, но неожиданно удача улыбнулась нам!

Мы обратились к хорошему другу нашей семьи, который выслушал нас, просмотрел презентацию и согласился инвестировать в проект 60 тысяч $ (1 млн 900 тысяч рублей на тот момент) за 30% доли в приложении.

Это был подарок судьбы, мы о таком даже не мечтали!

После соблюдения всех формальностей и получения средств мы приступили к поиску разработчиков способных воплотить проект на должном уровне и в сжатые сроки. Неделя ушла на перевод ТЗ и всех сопутствующих материалов на английский язык. Далее я сформировал список компаний найденных через Google или по советам знакомых, а за тем разослал всем письма с короткой версией ТЗ.

разрабы

Кто-то отвечал сразу, кому-то приходилось писать по три раза, кто-то не ответил вообще. После первого анализа от компаний я отсылал им подробное ТЗ с эскизами дизайна, и просил примерно оценить стоимость со сроками. Надо сказать что разные компании одно и тоже ТЗ оценивали совершенно по разному, однако определенную ценовую шкалу можно было сформировать. Компании из США были самыми дорогими и называли стоимость разработки от 40 до 100 тысяч $. В Cofa Media из San Diego вообще сказали, что только 5 тысяч $ надо заплатить за предварительную оценку проекта. Единственная компания на Украине к которой я обращался назвала сумму в 40 тысяч $. Белорусы и Россияне оказались в среднем в два раза дешевле Американцев и называли суммы от 20 до 40 тысяч $.

После трех недель переписки мы остановились на компании Iron Water Studio из города Ростов-на-Дону. Предложенная первоначальная сумма после изучения ТЗ и первых консультаций находилась в вилки от 630 до 900 тысяч рублей под один мобильный клиент с дизайном и сроком в 3.5 – 6 месяцев. Но как только дело дошло до подписания договора финальная сумма, как и следовало ожидать, устремилась к правой границе коридора и даже пробила ее составив, в конечном счете, 1 млн. 100 тысяч рублей (34 тыс. $) со сроком в 8 – 10 месяцев. Сам факт того, что нас заинтересовали выгодным предложением, а как только дело дошло до подписания – изменили условия в сторону серьезного увеличения суммы и времени, заставил нас не просто насторожится, но и отказаться от работы с такой компанией.

Дальше я планировал продолжить поиск но как раз в тот же день мне позвонили из Индии. Оказывается офис с разработчиками одной из Американских компаний с которой я списывался до этого, находится в Индии и они, получив мое письмо, перезвонили мне. Отослав им ТЗ и обсудив по скайпу все тонкости, они озвучили нам следующую сумму и сроки: 19 тысяч $ (670 тыс. рублей) и 4 месяца на разработку. Естественно это предложение показалось нам значительно более приемлемым, и после просмотра отзывов о компании и портфолио, мы согласились. Месяц ушел на проработку всех вопросов. Компания прислала нам договор, мы перевели его и после консультаций с знакомыми юристами внесли множество изменений которые были приняты Индусами без вопросов.

Но ошибка при заключении все-таки была допущена. Главное, чему мы не придали должного внимания, это отсутствию санкций в случае задержки в исполнении работ. И как оказалось очень зря.

Нам хотелось скорей запустить приложение, и мы даже пошли на разделение функционала на две части. Первую часть планировалось закончить в течение трех месяцев, и она включала в себя 70% всех изначально запланированных функций. Вторую часть мы лишь обговорили, но не стали подписывать договор, так как не были уверены в необходимости этих функций, подумали, – время покажет, да и не хотелось тратить лишние деньги без надобности.

В начале октября 2014 года все вопросы были решены, договор подписан, первые платежи проведены и мы приступили к работе.

Разработка началась с того, что мне прислали приглашение в PMS – Project Management System. Это просто страничка, где указаны целевые параметры проекта – его стоимость на разных этапах, количество часов и тд. Все общение относительно разработки происходит именно там, ну и дополнительно в скайпе, если нужно позвонить например.

PMS

Так же там прикреплены документы на основание которых ведется разработка. Изначально они прикрепили только свое коммерческое предложение, где вкратце был приведен список функций и их стоимость. Я настоял, чтоб туда так же прикрепили мое ТЗ и как в последствии выяснилось это было очень важно, так как разработчики из Индии очень часто забывали или делали вид, или не забывали, но реализовывали ту или иную функцию так как им хотелось и только возможность каждый раз тыкать их в ТЗ и говорить вот как мы хотели и вот что мы хотели, позволяла заставлять их делать то и так, как нам надо.

После авторизации моя команда познакомилась со мной, выразила уверенность в долгом и плодотворном сотрудничестве и т.д. Затем прислали опросные листы для дизайна, чтоб мы могли описать какой дизайн нам хотелось бы реализовать: строгий, классический, какая цветовая гамма и прочее. То же самое прислали для админки и внутренних функций приложения.

Варианты иконки прислали на третий день.

Ask-me-icon-варианты

И мы выбрали наиболее понравившийся:

Ask-me-icon

Первые шаблоны дизайна пришли на четвертый день

Первые шаблоны

Вся разработка дизайна заняла порядка трех недель, после чего мы утвердили все шаблоны и дали добро на их интеграцию. Работа шла быстро и мы были довольно и качеством и темпом.

финальные-шаблоны

Первая сборка пришла 19 ноября. Это был просто каркас приложения с интегрированным дизайном, но он уже позволял покрутить и почувствовать нашу идею в живую. Первые ощущения были супер, то к чему долго шли и планировали оживало на глазах!

По мере углубления и развития процесса работы мы сталкивались и преодолевали различные проблемы в разработке, на ходу вносили корректировки, переосмысливали многие моменты.

Я думаю, это было вполне нормально! Каким бы подробным не было ТЗ, все равно будет возникать что-то, что требуется изменить или улучшить, а понять и увидеть это можно только в процессе работы.

Разработка 2

Разработка 3

Первые признаки задержки появились спустя два месяца, когда стало понятно, что к намеченному сроку закончить разработку и тем более убрать баги мы не успеем. После переговоров с разработчиками, финальный срок пришлось сдвинуть на 1 месяц, а из, и без того обрезанной, первой версии отложить на потом некоторые функции. Нам очень хотелось быстрее попасть на AppStore и протестировать идею на рынке, понять, что мы сделали так а что нет, и что надо изменить!

Отложенные функции

В целом шла долгая и напряженная работа. Разработчики присылали нам новые сборки, мы их тестировали, отсылали отзывы, они исправляли и так по кругу снова и снова. Ближе к финалу выяснилось, что работая с Индусами очень тяжело отследить и исправить баги.

Тестированием я занимался на трех айфонах. Каждый раз когда я отсылал им список ошибок, в приходящей назад сборке они указывали что все готово (так и хочется вспомнить «Нащальника» из Нашей Раши), но когда начинал проверять, выяснялось, что исправлено в лучшем случае 50% того о чем говорилось и при этом, появлялись новые ошибки, которых раньше не было. В итоге к запланированному сроку – концу февраля приложение все еще имело массу багов. Усталость от этой работы была достаточно велика, и иногда просто опускались руки.

Рекламной компании не планировалось, хотя работа по изучению стоимости вывода приложения в топ, примерных затрат и мониторинг различных компаний была проведена.

В это же время неожиданно возникла новая, серьезная проблема которую в первый момент мы расценили как настоящее потрясение! Наш инвестор в связи с кризисом и обвалом рубля урезал финансирование вдвое. Вместо 60 тысяч $ мы могли рассчитывать только на 30 (деньги переводились нам траншами и к этому моменту мы получили порядка 20 тысяч). В этом плане то, что мы вышли на компанию из Индии с общей стоимостью разработки в 19 тысяч $, было все-таки большой удачей. Если бы мы начали работать с другими компаниями, то эти работы пришлось бы вовсе остановить, из-за нехватки средств.

Оказавшись в такой сложной, критической ситуации, и понимая, что после тестового запуска вскроется не только масса не отловленных багов, но и различные недостатки в концепции, которые потребуют дополнительных финансов на исправление, мы решили повременить с рекламой и сосредоточиться на доработке приложения.

Первая загрузка в AppStore состоялась 24 февраля 2015 года. После чего Apple дважды браковал нас. Первый раз из-за того что не было “Политики конфиденциальности” и “Условий использования”, затем из-за того что им не понравились некоторые элементы дизайна которые пришлось чуть изменить. В итоге 24 марта приложение все же появилось в AppStore.

Радости не было предела. Вот оно, наше приложение на AppStore! Однако, после запуска мы еще в течение полутора месяцев отлавливали баги, и только к 9 мая 2015 года загрузили более – менее рабочую версию. Вся наша рекламная активность в этот период свелась к тому, что мы оповестили наших друзей и знакомых о приложение в AppStore, попросили протестировать его и поделиться своим мнением.

Продолжение во второй части.

iPhone: Free [Скачать в App Store]

Данная история опубликована в рамках рубрики Developer Story, где разработчики делятся секретами своей внутренней кухни.
Это бесплатно. Прочитайте правила.

Поставьте оценку:

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Нет голосов)
Оставайся в теме. Подпишись на наш Telegram 👏
... и не забывай читать наш Facebook и Twitter 🍒
FavoriteLoading В закладки
undefined
iPhones.ru
Сегодня я хочу рассказать о своем первом опыте создания приложения, о радостях встречавшихся на пути и в тоже время трудностях, сложностях, подводных камнях. По образованию я прикладной информатик, но реальных знаний по IT всегда не хватало, а предыдущего опыта работы практически не было. Правда, до этого я работал над созданием торгового порталa, что конечно расширило...
Прокомментировать

🙈 Комментарии 17

  1. Игорь Жорин30 апреля 2016
    1

    мужик, статья – норм. Ток не смог до конца дочитать ее :-) Сам еще на этапе ТЗ.. точнее, обьяснить project manager-у, что заказчик нихрена не понимает и
    что он хочет. Лучше бы я стал космонавтом :/)

    admiless avatar
    admiless30 апреля 2016
    1

    @Игорь Жорин,
    «Это бессмысленно» — сказал разум
    «Это нелепо» — заметил опыт
    «Это бесполезно» — отрезал здравый смысл
    «О, вот так заебись!» — обрадовался клиент

  2. Alximik avatar
    Alximik30 апреля 2016
    0

    30 штук на ветер.

  3. Артур Малосиев avatar
    Артур Малосиев30 апреля 2016
    0

    Я так и не понял концепцию проекта, хотя перечитал 5 раз.

    justIUser avatar
    justIUser1 мая 2016
    0

    @Артур Малосиев, Решать любую свою проблему с помощью своих контактов (может, кто уже сталкивался).

    – Посоны, хочу купить розовую шубу и цепь, какие подводные камни, где лучше брать?
    – Бро, бери на рынке обычную, у меня есть проверенные люди, перекрасят в нужный оттенок розового, вот телефон…

    105 avatar
    1052 мая 2016
    0

    @Артур Малосиев, Не только своих контактов, любой пользователь может дать ответ если только вопрос не приватный.

  4. Sorix avatar
    Sorix30 апреля 2016
    8

    Краткий фидбек (я сам iOS-разработчик + PM).

    1) Первое что в глаза бросается — я прочитал всю статью, зашел в App Store, посмотрел на скриншоты. Я вообще не понял о чем приложение и для чего оно.

    2) Почему не переведены скриншоты на язык локализации? Почему слева вверху указан какой-то китайский оператор?

    3) Дизайн конечно дело вкуса, но по-моему он серьезно отстал от современных веяний, выглядит как будто приложение написано для iOS 6 и ниже.

    Шрифты жуткие, зря многие любят отойти от стандартов Apple, они предлагают прекрасные шрифты и прекрасные элементы, которые можно кастомизировать под себя. У вас UI написан собственный с плохо читаемыми шрифтами и дизайнов iOS 6.

    Тут вы вряд ли что уже сможете переделать, слишком много работы, да и может дизайн вам нравится самим, это мое имхо.

    4) Опять к скриншотам — посмотрите на прекрасные скриншоты Павла Дурова. Изобразите на скриншоте реальную ситуацию использования (например, тот самый «вопрос автомеханику»). Ваши скриншот вообще ничего не показывают кроме сомнительного дизайна, покажите примеры из жизни! Текст описания сейчас никто не читает.

    5) Закажите отзывы хотя бы на Upwork, бесплатное приложение без отзывов имеет малые шансы на скачивания.

    6) Еще раз: шрифты.. ну такие шрифты.

    7) Весь мир project manager’ов и фрилансеров (я понимаю что у вас опыта нет :|) знает что работать с Индусами очень сложно, поэтому их нигде не любят. Единственное их преимущество — дешево.

    С ними можно работать, но вам тогда нужен отдельный менеджер проекта, который также понимает в коде, который смог бы контролировать качество работ и следить за ними 24×7. PM’у в их компании невыгодно следить за качеством.

    Вы сами пишите, что всплыло куча багов — это обычная история для индусов, потому что нет хорошей базы и низкий уровень культуры кода.

    По реальной оценке стоимости проекта — хороший дизайн стоит около $4,000 (у фрилансера), разработка под iOS сходу сложно оценить, но в районе $10,000 для нормально оплачиваемого фрилансера. Итого около $14,000 на два-три фрилансера, зато уровень кода был бы в разы выше.

    Так как вы сами менеджер проекта, то вам не нужен отдельный менеджер, соотвественно вам нет смысла нанимать компанию, в которой будет куча индусов, работающих за $5 в час, а также и менеджер проекта, который съест 70% бюджета с компанией.

    Будьте внимательны — индусы очень любят раскручивать на огромные суммы на фикс багов, мотивируя это тем «что вы итак вышлю за бюджет, ваш проект итак сложный». А всего баги будут всплывать из-за того что изначально код написан плохо. Если у вас хорошо составлен договор, то вам нужно будет защищаться, хотя с компанией из другой страны сделать это очень сложно думаю.

    8) Если устали с тестированием — наймите 1-2 тестера, стоят дешево, зато снимут с вас кучу работы.

    9) Не вижу навскидку монетизации (хотите добавить потом?). Может упустил, приложение не качал. Но если хотите интегрировать её потом, помните о пунктах выше, вас постараются развести на достаточную сумму, потому что за индусами обычно код править уже нельзя, его никто не поймет, вы на этой компании завязаны.

    Да и иногда интеграция in-app’ов грамотная действительно занимает много времени.

    105 avatar
    1052 мая 2016
    0

    @Sorix, Огромное спасибо за развернутый фидбек!)

    Шрифт вы абсолютно правы, на него жаловались почти все, собственно его уже поменяли, скриншоты тоже в работе. Китайский оператор там так как был на тот момент в Китае и скриншоты делались на скорую руку.

    С индусами мы конечно допустили огромное количество ошибок по не опытности но тут мало что поделаешь уже. Сейчас мы с ним не работаем. И конечно никому не пожелаю повторять наш опыт. Думаю что лучше выбрать отечественную компанию тем более что в связи с курсом сегодня разницы в цене такой сильной не получается.

    По поводу идеи и концепции я постарался описать в ответ на пост Artemitto чуть ниже.

  5. kbarabas avatar
    kbarabas30 апреля 2016
    0

    Хм, http://appaskme.com – Not Found.

    Я так понимаю, что к этому должна прилагаться серверная часть (Социальная сеть формирующаяся на основе полезных связей пользователей…)?

  6. admiless avatar
    admiless30 апреля 2016
    0

    развивать дальше мне кажется убыточно и нецелесообразно. Практичнее направить силы и финансы на что-то другое. Опыт разрабочика это максимум, что может принести данный проект. Денег тут не получится, основные причины уже описаны @Sorix.

  7. justIUser avatar
    justIUser1 мая 2016
    0

    Спасибо автору за то, что описал свой опыт. На самом деле, такого плана статьи очень ценные. Желаю удачи и терпения на этом поприще. Не опускайте руки, упорствуйте, находите специалистов в нужной вам обласи и ТРЕБУЙТЕ качественную работу за свои деньги.

    Желаю удачи, у вас все получится!

    105 avatar
    1052 мая 2016
    0

    @justIUser, Спасибо за поддержку))

  8. nightcod3r avatar
    nightcod3r1 мая 2016
    0

    Просто просранные деньги на никому не нужное приложение.

    И да, начинать надо было с сайта, а потом уже делать клиенты под iOS/Android.
    И ни в коем случае не нанимать индусов.

  9. Artemitto avatar
    Artemitto1 мая 2016
    0

    Спасибо за статью, интересно было почитать

    Скачал приложение. Сразу возник вопрос. В чем отличие от того же ответы.мейл.ру? Зачем изобретать велосипед за приличные деньги?

    105 avatar
    1052 мая 2016
    0

    @Artemitto, Помимо мейл.ру в Вебе есть множество аналогичных и успешных проектов – yahoo answers, ask, google answers и тд. Тут вопрос не в велосипеде а в том что пока никто не нашел правильной концепции для мобайла.

    Люди постоянно задают вопросы в сети. Что в поисковиках, что на тысячах форумах или в приведенных выше проектах. А приложение значительно облегчает процесс создания вопроса и получения ответа.

    Смартфоны у всех под рукой и процесс создания вопроса занимает секунды. Добавил фото, написал вопрос или задал через аудио, добавил геолокацию (если например вопрос имеет привязку к конкретному месту типа – Где найти хорошего нотариуса в Краснодаре?) и выбрал людей из списка друзей кто теоретически может помочь. Они получают уведомление о вопросе и собственно могут тут же ответить.

    Проблема в том что самих приложений на эту тему было не мало но по факту почти все “не смогли” включая и одно время нашумевший Jelly.

    Поэтому мы пошли не много дальше и изменили концепцию с просто приложения где можно задавать вопросы/ответы на соц сеть где можно найти полезных людей в той или иной сфере в любом городе.

    Нужен юрист в вашем или чужом городе? Задайте юридический вопрос, получите ответ, проверьте рейтинг человека и если все ок добавьте его в друзья, в любой момент имея возможность с ним связаться. Это же касается и всех остальных сфер – спорт, медицина, техника и тд.

    Тут вы формируете список друзей не на основании того знакомы вы или нет в реальной жизни а на основании того может ли этот человек вам чем-то помочь или нет.

  10. alcoman avatar
    alcoman1 мая 2016
    0

    Совершенно бесполезное приложение, деньги на ветер.

  11. stanlee avatar
    stanlee2 мая 2016
    0

    Решать свои проблемы с помощью своих же контактов можно в imessage.
    Или позвонив голосом.
    Приложение ниочем.

Вы должны авторизоваться или зарегистрироваться для комментирования.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Как установить аватар в комментариях?

Ответ вот здесь