Покупка винилового проигрывателя в XXI веке может говорить об одном: либо вы ценитель старинных вещей, либо – настоящий аудиофил.
Пик популярности винила пришелся на середину прошлого века. Одним из самых востребованных носителей музыки долгое время оставалась пластинка. Красивый альбом-вкладыш с изображением исполнителя, аккуратный прозрачный пакет, оберегающий поверхность пластинки от царапин, портящиеся иглы, вечная проблема – предохранители и непередаваемый звук теплого, нежного потрескивания в динамиках… Мало кто мог предугадать, что появление накопителей на магнитных лентах и цифровая эра звукозаписи (читайте статью: История звукозаписи) так и не смогут сломить любовь слушателей к виниловому звуку.
С чего все началось
Принцип звукозаписи, который на долгие годы станет эталонным при создании виниловых пластинок, был открыт еще в 1857 году Эдуардом Леоном Скоттом де Мартенвилем. Запатентованное на территории Франции устройство фоноавтограф предлагало записывать звуковую волну на стеклянный валик, покрытый копотью или бумагой. Сам же звук улавливался через большой рупор, на конце которого устанавливалась игла.
Через двадцать лет на пути к совершенствованию системы звукозаписи появится еще одна значимая разработка. Проходя службу на телеграфе, изобретатель и ученый Томас Эдисон при наблюдении за работой перфокарт заметил определенную закономерность. Каждый контакт, который касался отверстий на карте, издавал различные по высоте звуки. Спустя несколько месяцев, в 1877 году, в патентном бюро США появляется описание прибора, который станет настоящим прародителем виниловых проигрывателей.
Принцип работы фонографа Эдисона заключался в проигрывании звука с небольших оловянных или деревянных валиков, покрытых фольгой или листом бумаги, вымоченной в воске. Производство таких валиков требовало немало усилий, а сами звуконосители не были готовы даже к минимальным деформациям и были слишком чувствительны к среде хранения.
Поиски более простого устройства для осуществления звукозаписи и разработка носителя, способного переносить транспортировку и более жесткие условия эксплуатации, натолкнули американского изобретателя Эмиля Берлинера отказаться от использования способа, предложенного Мартенвилем и затем доработанного Эдисоном. В 1897 году Берлинер становится автором патентов сразу двух устройств: рекордера и граммофона.
Впервые в качестве носителя, на который осуществлялась звукозапись, был использован плоский диск из цинка. Такое решение позволило значительно удешевить весь цикл производства пластинок. Посредством рекордера на поверхность цинкового диска наносилась «звуковая картинка», а полученный отпечаток уже использовался в качестве пресс-формы для создания копий.
Перед инженерами того времени стояла непростая задача – найти материал, подходящий для тиражирования звукозаписей. Среди главных требований к составу – невысокая стоимость и износоустойчивость.
В поисках идеального материала
Для изготовления первых грампластинок использовался вулканизированный каучук темно-бурого цвета, именуемый эбонитом. Этот материал отдаленно напоминает пластмассу и хорошо поддается обработке, что было особо примечательно при создании дубликатов. Увы, материал не прошел испытания временем из-за склонности к окислению при воздействии дневного света и на смену эбониту приходит органический материал – шеллак.
Последующие тридцать лет технология производства пластинок остается неизменной. Толстые и увесистые «шеллачные» пластинки постепенно обживаются в домах начинающих меломанов. Граммофон, а вышедший в 1907 году его преемник – механический патефон, становятся не только завсегдатаями клубов, ресторанов и образовательных учреждений, но и уверенно входят в жизнь рядового потребителя.
В крупных городах стали появляться магазины, предлагающие широкий ассортимент «музыкальных альбомов» (все пластинки презентовались в картонной коробке-книге, напоминающей фотоальбом). Увы, несовершенство технологии записи и специфика используемого для изготовления материала позволяли хранить на одной стороне пластинке всего одну композицию. В связи с коротким сроком жизни пластинки и ее высоким уровнем амортизации при проигрывании, одну и ту же песню записывали с двух сторон.
Барьер «в одну песню» удалось преодолеть лишь в 1931 году, когда пионеры звуковой инженерии открыли технологию стереозаписи в одной канавке. Стереопластинка стала умещать до шести песен средней продолжительности. Тем не менее жизненный цикл шеллачной пластинки исчислялся всего несколькими месяцами активной эксплуатации. В середине тридцатых у пластинки появляется новый конкурент – магнитная лента. В борьбу за потенциального покупателя вступают химики-технологи и в 1948 году с конвейера завода «Колумбия» сходит первая партия виниловых пластинок.
Начиная с 1950 года, виниловые пластинки производят и на территории СССР. Полихлорвинил отличался высоким уровнем износоустойчивости, а сам процесс производства позволил значительно уменьшить конечную толщину пластинки с 3 до 1,5 миллиметров. Положенный еще в конце позапрошлого века принцип звукозаписи пластинок оказался простым для освоения «народными умельцами». В середине 50-х – 60-х годов появляются целые кустарные фабрики по подпольному производству пластинок.
В качестве материала для изготовления желанного диска с запрещенными властями «не гуманными песнями» использовалась рентгеновская пленка. В частных коллекциях почитателей винила можно встретить альбомы The Beatles и джазовые композиции, записанные «на костях» – проявленных рентгеновских пленках.
Битва «форматов»
Вся эволюция грампластинок окутана разногласиями в мире стандартов: размеры, принципы записи, материалы изготовления, скорость записи.
Размер. В конце 1890-х существовал единый утвержденный стандарт – 7-дюймовая пластинка с высокой скоростью вращения. В 1903 в обиход входит новый стандарт – «гигант» с диаметров в 12 дюймов. Несколько лет спустя появляются еще один вариант – 10-дюймовые грампластинки. На рынке СНГ общепринятыми размерами считаются пластинки, диаметр которых составляет 175, 250 и 300 мм.
Технология записи. Вплоть до 1920 года единственным методом звукозаписи оставался механический. Частотный диапазон при такой записи составлял скудные 150 – 4000 ГЦ. В 1920-м году начинается эра электроакустической записи, а в качестве звукоснимателя используется микрофон. Именно в этом году эра грампластинок получает новой «звуковое дыхание» с возможностью воспроизведения ЧД от 15 до 10 000 ГЦ.
Граничная вместимость. Скорость вращения. Еще одна характеристика всей эры грамзаписи, переживавшая постоянные изменения – скорость вращения пластинки. Общепринятый «советский стандарт» в 78 оборотов в минуту позволял вместить до 12 минут звучания. Для продолжительной записи разговора использовались «медленные пластинки» со скоростью вращения в 8 и 1/3 оборота за минуту. Еще один стандарт – 45 оборотов в минуту. Финальной точкой в борьбе скоростей стал выход долгоиграющих пластинок 33 1/3 оборота.
Моно-стерео-квадро.Принцип воспроизведения грампластинок основан на «считывании» иглой звукового рисунка, расположенного во множественных пазах (дорожках) пластинки. Вплоть до 1958 года выпускались пластинки класса моно: игла считывала только вертикальные вибрации. Затем появляются стерео пластинки: вертикаль отвечает за левый канал, а шероховатости, размещенные по горизонтали – за правый. Существовали и варианты квадрофонического звучания, но технология так себя и не оправдала.
Винил сегодня
С момента появления фонографа Эдисона и вплоть до сегодняшнего дня принцип звукозаписи пластинок практически не изменился. Звуковые колебания с помощью рекордера преобразуются в механические, подаваемые на резец, который и наносит картинку композиции на стальной диск с медным напылением. Полученный шаблон переносится на никелевые копии и лишь затем начинается тиражирование виниловых пластинок методом прессовки.
Принцип работы устройств воспроизведения – проигрывателей с точки зрения механики также остался практически неизменным. Все тот же вращающийся диск, все те же звукоснимающие иглы.
Стоимость современных «винилов» напрямую зависит от нескольких факторов:
- дизайна;
- установленного предусилителя;
- форм-фактора.
Появление в 1980 году компакт-диска серьезно пошатнуло спрос на винил. Более чем на 20 лет пластинки ушли с поля зрения меломанов, а громоздкие проигрыватели уступили место компактным CD-плеерам. Но история уверенно придерживается принципа бумеранга: начиная с 2005 года наблюдается эра возрождения винила. Винил стал предметом экспериментов и востребованным носителем среди ди-джеев. Теплое мягкое звучание практически с полным отсутствием гармонических искажений и невероятной детализацией – это не только звук, которого достоин искушенный меломан или аудиофил. Это звук, который должен услышать каждый и эта возможность не требует внушительных финансовых вложений.
Что выбрать?
Настоящий аудиофил с миром винилового звука знаком не понаслышке. В его сознании горизонт «вменяемых» проигрывателей пластинок стартует от ценовой отметки в несколько тысяч долларов. Впрочем, выбор столь дорогостоящей техники скорее напоминает ритуал и некую дань звуку, а вот приобщиться к миру пластинок можно и со значительно меньшей суммой.
Японская компания Audio-Technica на рынке звуковой аппаратуры по праву может носить статус ветерана. Именно проигрыватели виниловых пластинок стали судьбоносным продуктом в жизни бренда. В 1962 году Audio-Technica представила два высококачественных звукоснимателя (именуемых в народе «иглами») AT-1 и AT-3. Ошеломительный успех первенцев был поддержан моделью AT-5, а спустя 7 лет после основания японская компания выходит на мировой рынок.
Влияние Audio-Technica на мир виниловых проигрывателей сложно переоценить. Компания стала первым производителем звукоснимателей из сверхчистой монокристаллической меди PCOCC; за ее плечами легендарные портативные плееры виниловых дисков Mister Disc и Sound Burger, а три года назад японцы анонсировали и специализированный проигрывателей-«вертушку» AT-LP1240, оснащенную DJ-модулем.
Одной из самых популярных «рабочих лошадок», которая способна сослужить хорошую службу человеку, только познакомившемуся с миром пластинок, может стать плеер начального уровня от компании Audio-Technica AT-LP60 USB.
Если ваша эволюция как меломана началась с MP3 и OGG, плавно транспонировавшись в прослушивание форматов FLAC и ALAC, а старый CD-плеер перестал доставлять удовольствие, Audio-Technica AT-LP60 USB способен познакомить вас с тем, как звучит винил. Этот проигрыватель станет идеальным выбором для начинающего слушателя.
В отличие от младшего брата модели AT-LP60 USB, виниловые проигрыватели AT-LP120USBC и AT-LP120-USBHC обладают более внушительным списком возможностей. Обе модели имеют три скоростных режима 33,45 и 78 оборотов в минуту, что открывает перед слушателем ряд пластинок, вышедших с конвейера советского завода «Мелодия».
Профессиональный картридж AT95E позволяет добиться наиболее чистого качества воспроизведения со значительно меньшим уровнем детонации, а преобразование звука с помощью встроенного ЦАП позволяет получить высококачественные записи многократно превосходящие музыку CD-качества. Являясь одним из авторитетнейших представителей рынка звукоснимателей, модель Audio-Technica AT-LP120-USBHC японский производитель оснастил и легендарным звукоснимателем HS10 Headshell.
Если вы только готовитесь к знакомству с миром винила, не спешите доставать из кошелька тысячи долларов. Виниловый звук требует привыкания, а настоящий почитатель качественного звучания должен быть педагогом для себя же самого: учителем, делающим акцент на последовательности развития.
Приготовлено при поддержке Audio-Technica.
44 комментариев
Форум →У меня, Audio-Technica AT-LP120-USBHC!
Доволен.
@iy y yi, здорово!
Жаль у меня проигрывателя от Audio-Technica дома нет =(. Да и пластинки с него, к несчастью, ни разу не слушал.
Привык как-то что все хорошие виниловые плеера стоят как хорошая связка Hi-End портатива и мощных наушников, вот и не брал ни разу.
Но цена на эти проигрыватели мне очень даже понравилась – похоже мне предстоит поход в магазин и прослушивание этих вертушек)))
Кстати, а удобно ли AT-LP120 брать с собой для перевозки, скажем, на дачу или на пикник?
@Vitaliy Melenikov, виниловый проигрыватель? На пикник? Неудачная шутка, ей-богу. И кофры с винилами будете с собой таскать? И перед прослушиванием каждую пластинку протирать и чистить иглу? Или грязными лапищами все ставить?)
@WWWorm, по-моему, он серьезно.
А я вот не могу продать свой Pioneer PL-30L II. Никто случайно не ищет проигрыватель?
@drnomid, мне два надо.
@tou4stone, два нет, есть один(
@drnomid, S – образный тонарм? есть где посмотреть объявление?)
@drnomid, я ищу
@AzbukaIT, выше выложил объявление
@drnomid, почем продаете? Объявления не увидел ((
@drnomid, это для ценителей. На профильных форумах надо.
О, неплохая статья!
Я коллекционирую винил как раз (и не только винил) :)
Пока что для меня идеальными проигрывателями остаются Technics SL-1210MK2 с картриджами Ortofon Concorde Gold, но цены на них конские шокапец.
@WWWorm, ага, полностью согласен. Винил хорошая штука, но уж больно обычно дорого все эти плеера стоят.
Хочу вот поэтому пойти послушать модели из обзора – цена на них намного более привлекательнее чем на те, которые я слушал у друзей.
@Vitaliy Melenikov, очень многое зависит как раз не от винилового проигрывателя, а от звукоснимателя, фонокорректора, акустики и состояния пластинки. Боюсь все это в магазине не услышать. Если для домашнего использования без заморочек – представленные в статье проигрыватели подойдут. Правда автор совсем не раскрыл тему звукоснимателей, а это тоже весьма непростой вопрос.
@Vitaliy Melenikov, вам так только кажется. в эти виниловые проигрыватели встроены фонокорректоры, которые использовать не рекомендуется. а минимально фоник по сегодняшним ценам вам обойдется +10-15К
Всё это самовнушение. На деле разницу между сиди и винилом эти меломаны не найдут, если только по потрескиванию.
@Hetfield, ага, конечно, не услышишь =)
Это суждение из разряда “разницу между звуком из китайских наушников за 300 рублей и студийном оборудованием не услышать, это самовнушение”, “все наушники играют одинаково” и “колбаса из сои такая же по вкусу, как колбаса из мяса”.
@Hetfield, смотря какую разницу вы собираетесь услышать
@Hetfield, на современных проигрывателях пластинок потрескивания нет. По крайней мере у меня. Хотя у меня самый дешевый пионер.
@PavelK, потрескивание идет не от проигрывателя, а от запиленной старой пластинки
@nlited, кстати, что касается шума, то AT славятся малошумностью
это может и здорово, что айфонс, хоть и под эгидой джинсы старается расширять интеллектуальный багаж своих читателей, но зачем писать ерунду вроде “Стоимость современных «винилов» напрямую зависит от нескольких факторов:дизайна;установленного предусилителя;форм-фактора”?
лучшие проигрыватели идут без предусилителя, а стоимость определяется инженерными решениями (процентов на 10-20), остальное маркетинг и дополнительные затраты, связанные с мелкотиражным производством.
причем под “предуселителем” имелся в виду фонокорректор, понятно.
Мнэ, ребят, а зачем у вас в качестве одной из иллюстраций Mirexсовские CD-болванки, имитирующие винил?
@XAPOH, лол, я думал мне показалось, потом присмотрелся, ага, малаццы, хорошо картинки ищут )))
Может стоит сверху писать что статья рекламная?
@Alex318i, да ладно вам, очень даже хорошая статья. Рассказали о виниле и о проигрывателях просто и доступно, привели пример хорошего (сужу по наушникам) производителя.
А вообще, так можно сказать о любом обзоре приложения/наушников/гаджета – “о-ло-ло, статья рекламная, как вам не стыдно”
@Vitaliy Melenikov, где я хоть что-то писал про стыд?
Еще более не понятно почему Вы сомневаетесь что статья рекламная? Об этом же прямо написано.
может говорить об одном: либо вы ценитель старинных вещей, либо – настоящий аудиофил
может я и совру с грамматикой, но говорим о 2х вариантах, а не об одном.
блин… только сегодня ходил и раздумывал над Rega RP 3…
а тут вы…
@supchik, берите Rega без сомнений.
@Allerseelen, сомнения тока у жабы :)
@supchik, жаба она такая, да. но удовольствие от покупки, настройки и прослушивания задушат/задавят любую жабу.
@Allerseelen, спасибо. взял. как я жил без неё – не понятно :)
@supchik, тут вообще выбора не стоит. Рега – замечательные проигрыватели и очень красивые по дизайну. АТ рядом не стоит :)
@WWWorm, согласен, но AT скорее для других целей. кстати, на нем можно сносно оцифровывать винил. внешний фонокорректор + “башка” Ortofon Arkiv + снятая крышка и никаких USB. в целом аппарат хороший. для экспериментаторов хорошая функция – возможность прослушивания пластинки в обратную сторону :)
@supchik, У меня Rega RP 3, аппарат прекрасный.
Уже много лет наслаждаюсь теплым виниловым звуком со своих Technics SL-1200 MK5. И что я вижу? У Audio-Technica похоже те же дизайнеры, что и у Samsung. AT-LP120 чуть менее чем полностью копирует SL-1200.
@B-Vas, И не только у AT. Многие вертаки с прямым приводом скопированны с легендарных SL-1200.. и пионер со своим PLX-1000 и numark недавно анонсировали ТТ250.
у винила есть один фундаментальный недостаток – пластинка изнашивается от проигрывания.
вроде бы всё хотели-хотели выпустить лазерный плеер, да так и нету…
Как выше правильно сказали, вертаки AT, Релупы, новый Пионер и анонсированный Нюмарк ТТ250USB, а также некоторые другие вертаки с эс-образным тонармом – попытки заставить людей переехать с легендарных Техниксов 1200/1210 на более современные девайсы с разными плюшками и классическим дизайном и Техниксовским же привычным лэйуатом. Все эти проигрыватели в первую очередь ориентированы на диджеев – прямой привод, кондовость конструкции, ультра-питч, встроенный миди-контроллер и тд.
Но Техниксы, несмотря на минусы в виде тех же припаянных тюльпанов и отсутствие удобных современных фишек, о которых я писал выше, все равно убирают все эти закосы под них своей надежностью и неубиваемостью. Смысла менять Техниксы на современные подобные вертаки не вижу.
К слову мой камрад N-Tone осенью выиграл пару Pioneer PLX-1000 на баттле G-Shock Skratch 2014, говорит вроде прикольные вертаки, но заменять ими Техниксы стремновато ;)
А еще есть Turnplay на эпсторе, чем не вертушка?)
Где в Москве можно придти и послушать как звучит винил?
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Можно ли заряжать MacBook двумя зарядками одновременно
В iPhone нет звука при записи видео, в чем причина
Настраиваем автоматическое отключение и включение Mac
Что делать, если пропал пункт «Сохранить как…» в стандартных приложениях macOS
Можно ли избежать проблем при ремонте Touch ID?
Как настроить синхронизацию контактов и заметок между iCloud и Google?
Как вернуть пропавшее место на компьютере в Дисковой утилите macOS?
Перестал работать 3D-Touch в Apple Watch, как это исправить?