Войти

Или войди с помощью

Как работают инженеры сотовых вышек

Никита Горяинов avatar |
Как работают инженеры сотовых вышек

Вышки сотовой связи так прочно вписались в городские и загородные пейзажи, что мы почти перестали их замечать. Но их работу не заметить невозможно. Без вышек, а точнее, базовых станций, расположенных на них, не будет ни связи, ни мобильного интернета.

Кто поддерживает работу сети, как быстро устраняют аварии и от чего они происходят – об этом я поговорил с инженерами обслуживания радиочасти МТС в Московском регионе Алексеем Белоножко и Николаем Сидоровым.

Зачем вообще нужны инженеры эксплуатации сетей?

Обычно подобные статьи стартуют с объяснения задач и профессиональных обязанностей в конкретной профессии. Предлагаю сделать наоборот.

Что будет, если перестать обслуживать базовые станции?

По словам моих собеседников, дальнейшая картина вполне предсказуема…

Первые 5-10 дней. В некоторых местах связь ухудшится, и количество жалоб будет быстро расти.

Спустя 2-3 недели. Отключение оборудования на нескольких вышках в районе спровоцирует перегрузки на соседних. Сильно упадёт скорость интернета, появятся крупные «мёртвые зоны». Даже дозвониться будет непросто.

Спустя месяц. В некоторых районах не будет никакой сотовой связи, за исключением самых стабильных сегментов, работающих с огромными перегрузками и рискующих «упасть» в любой момент. Часть БС продолжит работать и месяц, и даже год, но из-за отсутствия связи с другим оборудованием в сети они могут стать бесполезными.

Что может помешать работе БС и сколько нужно времени на устранение преграды? Вот только некоторые причины:

▪ Перебои или отключение электропитания – от нескольких минут до нескольких часов в зависимости от причины.

▪ Что-то случилось с оборудованием, ведь даже простой электрочайник рано или поздно ломается. На замену требуется несколько часов.

▪ Повредили магистральную сеть, с которой связана станция, например, при строительстве нового дома или дороги – на устранение аварии может потребоваться день и даже больше.

На работу базовых станций влияют разные факторы, в том числе неочевидные на первый взгляд, например, рост деревьев, которые в какой-то момент начинают перекрывать сигнал.

Прямая видимость между радиорелейными станциями ухудшается и возникает необходимость проводить модернизацию: менять физическое положение антенны или «перепривязывать» ее к другой БС. Иногда это невозможно сделать, тогда мы полностью меняем транспортную часть, вплоть до перехода на арендованные у интернет-провайдеров каналы.

В небольших регионах даже потеря одной базовой станции может повлиять на качество связи.

В городе это может быть незаметным, потому что в плотной застройке почти каждый сектор многократно перекрыт, т.е. обслуживается и соседними станциями. Телефон просто подключится к вышке, находящейся чуть дальше.

– Николай Сидоров, инженер 1-й категории МТС

Апокалиптично? А то.

Чтобы такого не случилось, нужны сложные ИТ-системы диагностики сети и обязательно инженеры, которые каждый день следят за работой оборудования на вышках, обновляют и модернизируют его.

Как устроен рабочий день инженера МТС

Я попросил Алексея и Николая описать типичный выезд бригады. Спектр потенциальных задач большой: жалобы, модернизация оборудования, расширение сети и так далее.

В МТС для анализа любых инцидентов есть несколько ИТ-ресурсов:

Remedy

• Система управления (в зависимости от вендора) установленным оборудованием

• Программный комплекс планирования работ, собственная разработка.

Remedy – это система автоматизированной эксплуатации сети, в которой регистрируются, хранятся и обрабатываются все инциденты, проблемы, жалобы и работы на сети. Если вы пишете оператору, что у вас в гостиной плохое качество связи, это обращение попадет сюда. К Remedy подключена сверхподробная карта с точными координатами вышек и другого оборудования МТС по всей стране, номера диспетчеров, охраны и других людей, чьи контакты помогут бригаде максимально быстро добраться до оборудования, даже если оно расположено на частной территории.

Попав в систему Remedy, информация об инцидентах систематизируется и приоритезируется: отсеивается то, что можно решить через удалённое подключение и перенастройку программного обеспечения, и определяется приоритет инцидента с учетом влияния на абонентов для выезда бригады на место.

Дальше руководитель с помощью специальной программы распределяет задачи на выезд инженеров с учётом в том числе их реального местоположения – проблема-то срочная.

В каждой бригаде минимум два человека. Это необходимо не только для безопасности, подстраховки и помощи. Многие задачи требуют одновременной работы нескольких инженеров.

Рабочая бригада получает задачу, анализирует её и решает, какое оборудование, скажем, альпинистское снаряжение, и «железо» для замены необходимо взять. Затем все «грузятся» и выезжают на место.

Бригада не занимается пайкой или коммутированием. Это работа сервисных центров. Бригада делает блочный ремонт. Ведь базовая станция – объект большой, десятки метров в высоту. Что-то «тонкое» в таких условиях сделать невозможно, да и опасно.

Поэтому бригада проводит диагностику оборудования вышки «с земли», заменяет блок на новый, а неисправный везёт в сервис-центр, где другие сотрудники разбираются в первопричине поломки.

Какое оборудование используют инженеры МТС в работе

С собой, помимо инструментов и страховочной экипировки, у инженеров есть ноутбук и смартфон. Ноутбук – средство управления и мониторинга «вообще всего, что происходит в станции». Программы используются специализированные, от производителя оборудования.

Также применяются приборы для решения более узких задач. Например, анализатор антенно-фидерных устройств (АФУ), приборы для определения азимута.


Так выглядит анализатор антенно-фидерных устройств (АФУ). Пример оборудования от российской компании НПО Радар.

Спросил у ребят про массово доступный софт, например, чтобы самостоятельно проанализировать качество связи. Выяснил, что такие программы не подходят для профессионального использования, ведь точность не та, и информации от них мало.

В смартфоне для работы они используют разве что компас, данные с акселерометра/гироскопа смартфона, а ещё приложения с картами.

Карты нужны, например, чтобы посмотреть, в каком направлении находятся другие близлежащие станции и построить прямую линию до них. Это помогает понять, что происходит: появились ли новые факторы, которые повлияли на связь и вызвали проблему, например, началось какое-то строительство.

– Алексей Белоножко, ведущий инженер МТС

Пример работы инженеров МТС. ЧМ по футболу в 2018 году


Фан-зона на Воробьёвых горах в Москве, ЧМ 2018 в России.

Выезды бывают также в связи со срочным запуском и настройкой оборудования. В 2018 году компания обеспечивала мобильной связью Чемпионат мира по футболу, Алексей и Николай в этом тоже участвовали.

В районе Воробьёвых гор была фан-зона, и уже в первые часы ее работы стало понятно, что людей соберется сильно больше, чем прогнозировалось.

Срочно нужно было добавить ёмкости. Мы буквально ночью привезли на место несколько мобильных базовых станций и вывели их в эфир.

На следующий день народу стало ещё больше, чем в первый день, а Чемпионат только набирал обороты! Ночью достраивали ещё. В итоге справились, у нас там интернет просто «летал».

– Алексей Белоножко, ведущий инженер МТС

Как стать инженером в МТС

Если коротко, то нужно иметь профильное образование, хорошее здоровье, не бояться высоты и хорошо разбираться в электронике.

Я написал резюме, разместил в интернете, после чего мне позвонили из МТС. Приехал на собеседование, затем ещё одно – и с тех пор работаю в компании уже 12 лет.

Наша бригада занимается сетью радиодоступа. Но в команде есть разные специалисты для поддержки работы всех частей станции: от электропитания до волоконно-оптических линий на магистрали.

Среди нас много выпускников вузов, специализирующихся в области связи. Если говорить про московские, это МТУСИ, МГТУ им. Баумана, МАИ.

– Алексей Белоножко, ведущий инженер МТС

Если вы хотите присоединиться к команде специалистов по обслуживанию оборудования сотовой связи, примерьте на себя требования и рекомендации для трудоустройства в качестве инженера. Их нам предоставила МТС.

Образование крайне желательно высшее профильное, радиотехника.

Типичные задачи: приемка, техническое обслуживание, ремонт оборудования радиоподсистемы мобильных базовых станций и радиорелейных станций, эксплуатация систем электропитания.

Базовые требования (инженер):

▪ знания стандартов и принципов работы сетей сотовой связи 2G-5G
▪ знание радиотехники, основ распространения радиоволн.
▪ знания работы транспортных сетей на основе РРЛ и оптоволокна.
▪ знания в электротехнике
▪ знания в области охраны труда и электробезопасности

Когда берём на работу, обращаем внимание на опыт. Например, это может быть студент с ещё незаконченным профильным, успевший поработать 2-3 года в подрядной организации и получивший представление о том, как устроена общая сеть.

– Николай Сидоров, инженер 1-й категории МТС

Дополнительные требования (старший инженер):

▪ опыт работы с оборудованием вендоров: NSN, Huawei, NEC, Intracom, УЭПС, СвязьИнжиниринг, Маяк
▪ наличие водительского удостоверения категории В и опыта вождения не менее 3 лет
▪ IP-адресация, маршрутизация

Расширенные требования (ведущий инженер):

▪ пуско-наладка оборудования базовых станций сотовой связи и РРП
▪ выявление и устранение недостатков выполненных работ по АФУ, БС и РРЛ
▪ интеграция, вывод в эфир базовых станций
▪ технический английский язык

Насколько опасна работа инженера сотовых сетей?

Это профессия для сильных и активных людей – требования к состоянию здоровья инженера существенные:

Крайне важна физическая подготовка. Человек должен быть способен залезть на башню или пройти по снежному полю с оборудованием. Это могут быть блоки по 20 килограмм, которые необходимо поднимать на высоту 70 метров. Или антенны по 30-40 кг и больше, например, многосекторные антенны со встроенным радиомодулем, это 60 килограмм!

– Николай Сидоров, инженер 1-й категории МТС

Ежегодно сотрудники проходят медицинское обследование, на основании которого выносится решение о допуске к работе. Дополнительно к этому нужно соблюдать технику безопасности и помнить о рисках.

А рисков в этой работе достаточно, начиная с ДТП и заканчивая падением с высоты.

Помимо здоровья, важна и эмоциональная подготовка. Отсутствие страха и боязни высоты тут обязательны. Высота некоторых башен – до 125 метров, которые надо преодолеть и благополучно спуститься.

Есть ли карьерный рост у инженеров в МТС

В этой работе без лестницы просто никак, в прямом и переносном смысле.

Я пришел в МТС техническим специалистом. Потом стал инженером. Дальше уже, если человек себя проявляет и от него видна отдача, есть следующая ступень – старший инженер, потом ведущий инженер, эксперт, старший эксперт, ведущий эксперт. Это не просто запись в «трудовой», от этого напрямую зависит специфика работы, масштаб задач и, конечно, зарплата.

– Алексей Белоножко, ведущий инженер МТС

Связь есть, связь будет

Благодаря ежедневной работе тысяч инженеров по эксплуатации сети, мы пользуемся мобильным интернетом в любое время и в любом месте. Если что-то не работает, именно эти люди спешат на помощь, невзирая на погоду и время суток.

Большое спасибо МТС, а также персонально Алексею и Николаю за помощь в подготовке материала.

24
undefined
iPhones.ru
Вышки сотовой связи так прочно вписались в городские и загородные пейзажи, что мы почти перестали их замечать. Но их работу не заметить невозможно. Без вышек, а точнее, базовых станций, расположенных на них, не будет ни связи, ни мобильного интернета. Кто поддерживает работу сети, как быстро устраняют аварии и от чего они происходят – об этом...

Войди и оставь комментарий

Или войди с помощью

<- Назад Забыли пароль? Войти
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер

Какие правила в комментариях
  1. Gooru avatar
    Gooru 9 марта 2023
    5

    Рассказ про вымирающую профессию, не будет сотовых вышек, не будет профессии. А учитывая, что дыры в санкциях закрывают, так скоро может и стать.

    iStan34 avatar
    iStan3410 марта 2023
    4

    @Gooru, давай по плакай по сильней заебали со своим нытьем

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  2. iWanderer avatar
    iWanderer 9 марта 2023
    4

    висит мужик на мачте на головокружительной высоте

    стесняюсь спросить КАСКА ЕМУ НАХУА?

    EZKatzmann avatar
    EZKatzmann9 марта 2023
    0

    @iWanderer, сразу видно, что вы никогда не работали на высоте. Во-первых: вокруг много металлоконструкций, неудачное движение или невнимательность может привести к удару головой. Во-вторых: банально напарник может тебе гаечный ключ на голову уронить, а может что и потяжелей. В-третьих: при срыве человек падает, повисая на страховке, при этом его мотыляет туда-сюда и удары головой могут быть очень сильными.

    Closed Name avatar
    Closed Name9 марта 2023
    0

    @iWanderer, когда ты работает на высоте с большим ключем – они иногда падают – то внизу коллега может получить по головке таким ключем.
    И да ключи на страховке и тем не менее бывает происходит форс-мажор.

    Ramil Minnullin avatar
    Ramil Minnullin9 марта 2023
    2

    @iWanderer, чтоб выглядить красиво на последеней церемонии, не то размажет…

    iWanderer avatar
    iWanderer9 марта 2023
    3

    Серьёзная мечта будет у парашютиста при падении со 125 метров! 👹 ну и пластмассовый шлем точно поможет.

    plodozhor avatar
    plodozhor9 марта 2023
    7

    @iWanderer, ну это как раз просто. Если от оборудования находящегося выше вдруг отвалится какая-то деталь

    chuch avatar
    chuch9 марта 2023
    0

    @iWanderer, каска нужна что бы не удариться головой пока работаешь наверху, не потерять равновесие и не упасть.

    iStan34 avatar
    iStan3410 марта 2023
    3

    @iWanderer, потому что если один сверху монтирует, другой снизу стоит, сверху может банальный болт упасть и пробить голову тому кто снизу.

    madbro avatar
    madbro10 марта 2023
    0

    @iWanderer, согласен. Как-то не по-русски. Да и без тапок на дырявые носки как-то странно выглядит

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  3. plodozhor avatar
    plodozhor 9 марта 2023
    3

    насчет того, что на высоте не паяют, немного лукавство. в юности немного занимался подобным – если в коаксиальном кабеле сломался надеваемый на центральную жилу сердечник, то и прямо на вышке надо паять – это будет быстрее чем выводить кабель из эксплуатации целиком и везти перепаивать

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  4. plodozhor avatar
    plodozhor 9 марта 2023
    2

    Да, и инженеры умолчали о самом интересном – упомянули софт, в котором делаются тикеты (ремеди) но не рассказали что именно используют для мониторинга сети. Когда-то вообще для этого использовался ватсап – но не тот ватсап что WhatsApp, а What’s up Gold

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  5. Dmitry Sharov avatar
    Dmitry Sharov 9 марта 2023
    0

    Мне тут понравилось как у финнов устроены БС. Они не на башнях как в России, а на мачтах. Никуда лезть не надо, всё оборудование установлено на специальной поддерживающей платформе и по нажатию кнопки опускается вниз по мачте. Там проводятся все необходимые работы, после чего все возвращается обратно.

    Удобство монтажных работ и безопасность там на высоте.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.