23 факта и мифа про метро Москвы. Есть по-настоящему необычные и пугающие

Артём Баусов avatar | 24
FavoriteLoading В закладки
23 факта и мифа про метро Москвы. Есть по-настоящему необычные и пугающие

Метро — место, окутанное тайнами, историями и слухами.

Миллионы людей пользуются этим транспортом ежедневно. А что, если я скажу, что есть вещи, про которые вы могли не знать? Некоторые факты леденят душу.

Мы собрали более 20 самых интересных фактов и легенд, про которые почти никто не знает.

1. Метро хотели построить еще при Александре III, но…

У инженеров были рабочие проекты ещё в 19 веке, но православное духовенство заявило, что негоже человеку спускаться в «преисподнюю».

Учитывая влияние церкви в те времена, никто спорить не стал, и проект был заморожен на неопределённый срок.

2. Некоторые станции выложены из надгробий

Говорят, некоторые станции метро сделаны из надгробий, которые раньше были на месте Новоспасского монастыря (уцелевшие надгробия так и остались на территории монастыря).

Считается, что с этим связано большое количество несчастных случаев на некоторых станциях метро.

К сожалению, нет каких-либо уточнений о том, какие именно станции содержат в себе надгробия. Скорее всего, это просто очередная городская легенда.

3. Подземный Кремль


Серпуховский Кремль

В 1934 году был разобран белокаменный Серпуховский кремль.

Камни, из которого он был построен, пошли на отделку первоочерёдных станций: Сокольнической линии от Сокольников до Парка Культуры и нескольких станций Филевской линии. Говорят, что несколько камней досталось и открытой в 1983 году станции Серпуховская.

4. Все забытые вещи находятся в Котельниках

В восточном вестибюле станции «Котельники» находится склад, в котором собирают утерянные вещи. Он работает ежедневно с 8:00 до 20:00. Вещи хранятся в течение шести месяцев. Для получения забытой вещи нужен документ, удостоверяющий личность.

Если вы не успеете забрать потерянное, то сотрудники сдадут его на утилизацию.

5. Как войти в вагон первым


Обратите внимание на край платформы

Даже в 2022 году не на всех станциях есть специальная разметка, позволяющая понять расположение вагонов.

Поезд всегда останавливается в одном и том же месте. Если присмотреться к перрону станций, то за белой полосой обнаружатся протоптанные дорожки к дверям вагонов. Встаньте посередине светлого промежутка, и двери откроются перед вами.

6. Как поезда оказываются в метро


Метровагонмаш

Поезда для московского метро делают в Мытищах на заводе «Метровагонмаш». Готовые вагоны цепляют к тепловозу и везут сначала по Ярославской железной дороге до станции «Северянин» (сейчас это «Ростокино»).

Оттуда по окружной до пересечения с веткой Рижского направления и дальше до станции «Подмосковная». Отсюда есть ветка в депо «Сокол».

7. Метро не работало всего один день за всю историю

Утром 16 октября 1941 года в день паники в Москве метрополитен впервые был закрыт. Этот день стал единственным в истории московского метро, когда оно не работало.

Справка: после принятия Государственным комитетом обороны СССР секретного постановления от 15 октября 1941 года № 801 «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы», предусматривавшего отъезд из Москвы советского правительства во главе со Сталиным, по Москве распространились панические слухи, что её сдают немцам.

8. Маяковская облицована родонитом

Особого внимания среди всех станций заслуживает отделка «Маяковской»: стальные арки, соединяющие колонны, ребра колонн, облицованные редким и очень красивым камнем – уральским родонитом.

Стоимость родонита достаточно высока, поскольку это полудрагоценный камень. Об этом прознали жители столицы и незаметно вытаскивали куски со станции.

На некоторых колоннах родонит пришлось заменить красноватым мрамором или даже крашеным цементом. Однако для большей части пришлось заново открыть уральское месторождение.

9. Знак экстренного торможения

Если рядом с вами кто-то упал на рельсы и нет времени бежать и просить помощи, встаньте рядом с краем платформы и делайте круговые движения рукой.

Можно взять сумку, шапку, любой яркий предмет — все, что привлечет внимание машиниста. Он знает, что это знак экстренного торможения.

10. Бункер на Таганской

К станции «Таганская» примыкает подземный бункер, построенный в 1956 году.

Бункер, он же «Объект ГО-42», построили на случай ядерного удара, и действовал он в качестве запасного командного пункта дальней авиации вплоть до 1995 года. После был рассекречен и превращён в музей.

11. Окаменелости и исторические находки


Пример заложенного в стену ископаемого

В колоннах нескольких десятков станций московского метро находятся остатки древних ископаемых.

В Московском метрополитене более 50 станций, где можно встретить окаменелости аммонитов, кораллов, наутилусов, белемнитов и других древних животных, которые обитали на Земле в эру динозавров.

Среди них есть как маленькие, так и достаточно крупные: размер самого большого «обитателя» метро составляет 60 сантиметров в диаметре. Они попадаются не только на старых станциях, но и на новых — все зависит от того, чем облицованы стены и колонны.

12. Метро Москвы попало в книгу рекордов Гиннеса

Специалисты Guinness World Records в 2020 году зафиксировали рекорд АО «Мосинжпроект»: самое большое количество тоннелепроходческих комплексов, работающих одновременно на одном проекте. В «Книге Гиннеса» назвали это одним из самых интересных рекордов.

13. Закрытый выход на Битцевском Парке


Выход проработал всего пару месяцев

Закрытый выход в город находится на Калужско-Рижской линии, конечной станции Битцевский Парк.

В конце 80-х годов в Битце планировали построить гигантский зоопарк c отдельным выходом к нему, но не построили. Есть только портик, и на портике – железный флюгер с изображениями зверей и птиц.

В 2008 году этот выход переделали под станцию «Новоясеневская» на оранжевой ветке. Теперь между ветками есть переход.

14. Раньше вход был по картонным талонам

В 1935 году в метро проходили по специальным картонным талонам, действующим всего 35 минут, а проезд стоил 50 копеек.

В 1959 появились турникеты, а в 1960, в связи с денежной реформой, проезд стал стоить 5 копеек. В 1992 талоны заменили на пластиковые жетоны, а в ноябре того же года — на железные, которые действовали до февраля 1999.

Теперь в Москве только бесконтактные карты, а вышедшие из употребления московские жетоны используют в других городах. Например, жетоны можно встретить в Санкт-Петербурге.

15. Станция Физтех

На севере серой ветки метро в середине 1990-х начали строить станцию «Физтех» — следующая после «Алтуфьево».

Эта станция «появилась» 1 апреля 1996 года, когда студенты МФТИ напечатали наклейки со станцией «Физтех» в конце «серой» ветки и подклеили их к картам метро. Народ переполошился, так как о строительстве такой станции никто не знал.

Руководство метрополитена информацию опровергло, но «Физтех» начал кочевать по справочникам со схемами метро и материалам журналистов, которые поленились проверить данные.

По факту эту станцию все же откроют на салатовой ветке в 2023 году. Её решили построить после массового распространения слухов.

16. Станции-призраки


Вы иногда можете увидеть подобные станции во время поездок по метро

Считается, что каждый месяц перед самым закрытием метро из ниоткуда появляется советский пассажирский состав с машинистом в старой форме. Поезд, останавливается на каждой станции и даже открывает двери.

Тех, кто зашел в этот поезд-призрак, больше никто не видел. А иногда после полуночи на Кольцевой линии можно увидеть пустой поезд. Он тоже останавливается на каждой станции, но двери не открывает, потому что везет души погибших метростроевцев.

По факту, все эти загадочные поезда — просто технические составы, которые перевозят работников метрополитена.

17. Метро-2


Предполагаемая схема Метро-2

В сети уже давно ходят слухи о том, что ниже уровня обычного метро, на глубине от 50 до 120 метров, проходит засекреченная система тоннелей. Она известна как «метро-2» или Д6.

Используют ее для передвижения и эвакуации первых лиц государства. Но это не мешает диггерам исследовать тайные линии, поэтому в интернете даже можно найти его схему. Например, одна из «веток» ведет во Внуково и проходит через бункер в Раменках (за библиотекой МГУ).

Слухи расходятся и по сей день, так что сложно сказать, есть ли на самом деле эта ветка; говорят, есть дополнительные станции в московском метро, которыми не могут воспользоваться обычные люди.

18. Поезд-призрак

По легенде, в 1962 году один поезд пропал вместе с пассажирами глубоко под землёй на Кольцевой линии во время следования от одной станции к другой.

Теперь уже призрачный поезд останавливается почти на каждой станции, но лишь изредка открывает двери.

19. Третий путь в середине станции Партизанская

На станции построили 3 линии и планировали строительство дополнительного выхода, который должен был выводить пассажиров на единственный в Москве стадион с шестиниточным эскалатором.

Однако из-за войны, а позже из-за недопустимых гидрогеологических условий стадион так и не построили, станцию перепланировали. В 2006 году был проведен ремонт потолков вестибюля. В 2007-2008 годах на станции меняли напольное покрытие.

20. Аномально-большие крысы

Говорят, что метро наполняют гигантские крысы. В холке они достигают размеров средней собаки. Эти крысы перегрызают кабели и нападают на путевых обходчиков.

В реальности же, живые существа в подземке — большая редкость: трудно выжить в сырой и холодной среде, где нет еды. Поэтому крыс здесь почти нет. Но иногда здесь можно увидеть потерявшихся во время перевозки собак. Их и принимают за крыс.

Однако по сети гуляет одна фотография, где запечатлена действительно большая крыса в метро.

21. Дом под землей на Боровицкой

При строительстве стации «Боровицкая» рабочие наткнулись на кирпичный дом. Причем у здания уцелели не только стены и окна, но даже мебель и посуда.

Говорят, что дом затащило в подземелье проклятье, поэтому все, кто зашел внутрь, сошли с ума.

На самом деле здание оказалось под землей из-за природного катаклизма — под домом образовалась пустота, и через некоторое время земля провалилась вместе с постройкой.

22. Эскалатор-убийца на Воробьёвых горах

Считается, что неработающий подъемник на «Воробьевых горах» отключили из-за того, как он «сошел с ума» и начал срываться вниз с огромной скоростью, убивая и калеча пассажиров.

Никаких несчастных случаев на «Воробьевых горах», связанных с этим эскалатором, не было. Просто Лужнецкий метромост, на котором она стоит, строили в спешке.

А так как работы шли зимой, в бетон добавляли соль, чтобы он не замерзал. Поэтому уже через год мост растрескался, а еще год спустя в вестибюле обрушился алюминиевый карниз. В 1963 году мост и станцию пришлось закрыть на 19 лет. После реконструкции дорогостоящий эскалатор, поднимающий пассажиров на улицу Косыгина, восстанавливать не стали.

23. Кольцевая ветка появилась из-за кофе Сталина

В сети широко распространён слух о том, что кольцевая линия появилась почти случайно. Сталин слушал доклад и пил кофе. Планировалось обойтись без разгрузочной линии, используя радиальные ветки и пересадочные станции. Тогда Сталин поставил стакан прямо на план, на котором остался круглый кофейный след.

«Это ваш главный недостаток, его и постройте» — сказал вождь, и вскоре линия, нарисованная коричневым цветом, в напоминание об этой истории, была внесена в проект.

По факту Кольцевую линию изначально планировали построить по Садовому кольцу. Это следует из из проектов 1912 года.

Однако линию начали строить на севере и решили местами уйти от Садового кольца, чтобы максимально соединить все вокзалы. Это коснулось станции «Комсомольская», «Белорусская» и «Киевская». Только станцию «Новослободскую» немного не дотянули до Савеловского вокзала.

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (91 голосов, общий рейтинг: 4.80 из 5)
🤓 Хочешь больше? Подпишись на наш Telegram.
FavoriteLoading В закладки
undefined
iPhones.ru
Это действительно интересно.
Прокомментировать

🙈 Комментарии 24

  1. BUR62 avatar
    BUR6217 февраля в 20:09
    5

    Это не московская Электрозаводская, и в тексте полно бреда

  2. mek321 avatar
    mek32117 февраля в 20:24
    5

    Действительно, какой то бред.
    Особенно порадовал второй пункт – Некоторые станции выложены из надгробий.
    Но неизвестно какие станции и это не точно)))

    Xarconnen avatar
    Xarconnen17 февраля в 21:52
    6

    @mek321, на Новокузнецкой скамейки построены из надгробий Донского кладбища (со слов архитектора станции Надежды Быковой)

  3. Sergey2048 avatar
    Sergey204817 февраля в 21:16
    0

    Интересно, косяки небольшие есть, но понравилось. Молодец

  4. Nomen est omen avatar
    Nomen est omen17 февраля в 21:26
    0

    Как там вообще в подземке? Месяца три уже не спускался.

    Alexey Kutuzov avatar
    Alexey Kutuzov18 февраля в 7:32
    0

    @Nomen est omen, хз, лет 10 не был

    Alex638 avatar
    Alex63818 февраля в 14:26
    0

    @Nomen est omen, крысы огромные прохода не дают и призраки распоясались. Пришлось на наземный транспорт пересесть(

  5. djela avatar
    djela17 февраля в 21:35
    0

    В пункте 24 про мост вы явно с датой ошиблись.

  6. Interpreter avatar
    Interpreter17 февраля в 21:59
    2

    На Маяковской можно монетки по арке запускать :)
    Пролетает всю арку по ложбинке. По тем что вдоль станции, поперёк слишком широкие, монетка срывается.

    Станция Спартак – бывшая станция призрак. Стедентотой ездили на Планерную в общагу и первое время всё пытались её разглядеть.

  7. glee avatar
    glee17 февраля в 22:14
    5

    Жетоны пластиковые были значительно дольше. Я в школу ездил в 94-96 и их помню.

    K0styan avatar
    K0styan18 февраля в 8:39
    7

    @glee, потому что как раз наоборот всё было. До 90-х ездили просто по 5-копеечным монетам.

    Потом деньги обесценились, и чтобы отвязать стоимость проезда от номинала монет стали чеканить жетоны – металлические, совместимые со старыми монетоприёмниками.

    А чуть позже (92-93?) жетоны удешевили, заменив на пластиковые. Вот они продержались минимум до конца 90-х. Причём жили параллельно с первыми картонками с магнитной полосой.

    nlited avatar
    nlited18 февраля в 12:59
    0

    @K0styan, так все и было, а в тексте хромает фактчекинг

  8. maxtoutch avatar
    maxtoutch17 февраля в 22:43
    1

    “Закрытый выход в город находится на Калужско-Рижской линии, конечной станции Битцевский Парк.”
    Только теперь там перестроенный выход со станции Битцевский парк бутовской линии метро. А бывшая станция Битцевский парк теперь называется Новоясеневская. Флюгер же поставили на отдельный постамент. Так, что внесите в статью правки.

    Артём Баусов avatar
    Артём Баусов17 февраля в 23:57
    0

    @maxtoutch, спасибо

    maxtoutch avatar
    maxtoutch18 февраля в 0:14
    1

    @Артём Баусов, В общем там всё сложнее:
    Старую станцию Битцевский парк переименовали в Новоясеневскую, а рядом построили станцию бутовской линии и назвали её Битцевский парк, так-же сделали новый вход. Короче, на месте входа на фото теперь новый вход, а флюгель стоит отдельно.

    hofc avatar
    hofc18 февраля в 1:14
    1

    @Артём Баусов, Исправьте:
    Стоимость родонита достаточно высока, поскольку это полудраКоценный камень

  9. mitch avatar
    mitch17 февраля в 22:59
    3

    9. Знак экстренного торможения

    подсказка специально для тех, у кого есть смартфон, например, iphone: при этом можно включить фонарик и светить им машинисту в тоннель

  10. Александр avatar
    Александр18 февраля в 7:21
    0

    Отличная статья.
    Но поправьте: половое покрытие.
    Покрытие бывает напольным. Половым бывает кое что другое.

  11. bj_tracer avatar
    bj_tracer18 февраля в 8:56
    1

    “В 1959 появились турникеты, а в 1960, в связи с денежной реформой, проезд стал стоить 5 копеек. В 1992 талоны заменили на пластиковые жетоны, а в ноябре того же года — на железные, которые действовали до февраля 1999.”
    Автор, где ты это взял?!
    Видимо ты на столько молод, что читал об этом только в тырнете…

    Так вот – 5 копеек действовали до самого развала СССР. Когда советские деньги вывели из оборота, то метрополитен выпустил металлические жетоны, которые по габаритам и весу соответствовали старым 5 копейкам. И многие ушлые граждане, у кого скопились запасы мелочи, еще какое-то время мухлевали и вместо покупки жетонов использовали 5 копеек советских.

    bj_tracer avatar
    bj_tracer18 февраля в 9:27
    1

    Потом появились прозрачные зеленые пластиковые жетоны. Вместе с ними появились картонные проездные с магнитной полосой – сначала они использовались для проездных на месяц или большое кол-во поездок, потом полностью вытеснили жетоны. В 99 году на ровне с этими картонными магнитными проездными стали появляться бесконтактные в качестве эксперимента (выдавали их студентам и некоторым социальным категориям, у меня как раз студенческая карточка была).
    С магнитными картам можно было мухлевать из-за принципа записи информации на ленту – она писалась 2 раза для некоторой защиты от порчи, поэтому карту можно было разрезать пополам, одну половину сразу склеить со старой картой, а с другой переклеить полоску в начало старой карты. Таким образом получалось 2 карты одного номинала. В течение дня можно было воспользоваться, дальше карта уходила в стоп-лист.

  12. RAPid_Kids avatar
    RAPid_Kids18 февраля в 12:15
    0

    Про закрытие метро интересно было почитать, не знал этого.
    А когда узнал, задаюсь вопросом, почему было столько нытья, чтобы закрыли метро в пандемию из за какой то короны…

  13. the_chip avatar
    the_chip18 февраля в 12:33
    1

    в пункт 22 можно добавить информацию про трагедию на Авиамоторной в 1982 (кстати, 17 февраля), когда эскалатор вышел из строя…

    ogastos avatar
    ogastos19 февраля в 15:51
    0

    @the_chip, братан, это было ужасно. Люди попали в жернова механизма потому, что полезли на разделительную часть экскаватора и он рухнул вниз.

  14. alexshu avatar
    alexshu18 февраля в 17:41
    0

    23 факта, а по факту половина слухи и басни.

Вы должны авторизоваться или зарегистрироваться для комментирования.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Как установить аватар в комментариях?

Ответ вот здесь