С годами мы все привыкли к стандартизации методов управления играми. У консольщиков есть геймпады, у любителей ПК клавиатура + мышь, для гонок — хороший руль, а для файтингов аркадный стик или хитбокс.
Да и рынок в наше время очень болезненно реагирует на любые радикальные эксперименты с органами управления.
Однако, так было не всегда. Сегодня я покажу вам несколько интересных, странных и откровенно безумных штук для управления играми.
1. Tony Hawk RIDE, с которого вы точно упадете
Личное наблюдение показало: из 10 фанатов старенькой серии Tony Hawk’s Pro Skater кататься на настоящей доске умеют 5 (я, кстати, среди них).
Для остальных неумеющих придумали специальный геймпад, который продавался в комплекте с игрой Tony Hawk’s Pro Skater RIDE.
RIDE — это довольно инновационный контроллер для своего времени. Он использует комбинацию датчиков движения и акселерометров, которые определяют движение ног и степень давления на различные части доски. Основная идея заключалась в том, чтобы игрок мог выполнять сложные комбинации и трюки в игре, используя простые движения ногами. Кнопки на контроллере также присутствовали на боковой стороне и должны были использоваться для выполнения трюков.
Однако игра провалилась, и идея контроллера не прижилась. Несмотря на попытку улучшить его во второй версии, основные проблемы, такие как плохой отклик и взаимодействие с телом игрока, так и не исправили. К сожалению, больше подобных контроллеров на рынке не появилось, а серия Tony Hawk’s Pro Skater продолжила сталкиваться с негативными оценками. Провал RIDE стал одним из факторов, приведших к упадку франшизы.
2. Очень реалистичный Steel Battalion Controller
Steel Battalion — это амбициозный проект от японской студии Capcom, представляющий собой симулятор боевых роботов. В этой игре игроку предстоит стать участником войны за мир, управляя огромным роботом-мехом.
Чтобы максимально погрузиться в игровой процесс, в комплекте с игрой шёл специальный контроллер. На фото он кажется небольшим, но когда я увидел его вживую, он показался мне огромным. Контроллер имеет 40 функциональных кнопок, два джойстика и 3 педали. Каждая деталь контроллера была задействована в игровом процессе, и каждый робот (в игре их называют вертикальными танками) имел свою уникальную раскладку и метод управления.
В начале каждой миссии пилот должен был пройти процедуру инициализации робота. Для этого нужно было в определённом порядке нажимать кнопки, щёлкать тумблеры и так далее. Ошибка в этой процедуре приводила к концу игры, поэтому алгоритм нужно было знать наизусть, без подсказок.
Но самой крутой штукой была кнопка катапультирования — большая, красная и под стеклом. От нее зависела ваша жизнь. Если не покинуть машину вовремя при критических повреждениях, пилот погибал, и игра стирала сохранения. Погибнуть новичку было легко, даже в самом начале игры, а чем дальше, тем сложнее становилось.
Steel Battalion считается скрытой жемчужиной библиотеки оригинального Xbox. Однако дороговизна производства и высокая конечная цена комплекта не позволили проекту стать массовым.
3. Смертоносная Katana: The Soul
Эпоху PlayStation 2 и Xbox Original можно охарактеризовать как время смелых экспериментов и необычных игровых решений. Серия игр Onimusha от Capcom представляет собой интересное сочетание элементов Resident Evil и самурайской эстетики.
Третья часть стала настоящим блокбастером с неожиданным участием Жана Рено в главной роли. Для продвижения этой игры компания Hori, известный производитель геймпадов, выпустила уникальное устройство.
Katana: The Soul активно использовалось в рекламной кампании игры и фактически являлась беспроводной заменой DualShock 2, только помимо кнопок в контроллере был еще и датчик движения. Меч понимал движения игрока и засчитывал взмах как атаку в игре. В принципе, это все его функции. Остальное управление игрой осуществлялось с помощью стиков, которые были не то чтобы удобно расположены на рукояти.
Естественно, работало все это откровенно плохо, да и всего пару часов — батарейки меч кушал очень быстро. Играть было неудобно, датчики считывали движения через раз, и, как правило, меч отправлялся на полку раньше, чем садились батарейки. Но как мерч, посвященный проекту, штука и правда классная. Хорошо смотрится в коллекции.
4. Опередивший свое время Atari Mindlink
Честно говоря, идея управлять игрой силой мысли звучит футуристично и безумно даже в 2024 году, что уж говорить о 1984. Именно тогда должен был поступить в продажу аксессуар для консоли Atari 2600 под названием Mindlink.
Atari Mindlink — это продукт кризиса игровой индустрии 1983 года. После него каждый производитель всеми силами пытался вернуть интерес покупателей к играм. Девайс позиционировали как первое устройство, что позволит управлять игрой без рук.
По замыслу инженеров, инфракрасные датчики должны были отслеживать движение мышц лба (для этого игроку нужно было слегка нахмуриться, чтобы «подумать» о процессе) и передавать полученную информацию в игру. Однако устройство так и не было выпущено в продажу.
Внутренние тесты показали, что для полноценного управления в играх, специально разработанных для этого (но и они были отменены), игроку необходимо постоянно двигать бровями. Из-за постоянного напряжения довольно быстро возникала сильная головная боль.
5. Самый опасный контроллер в мире Le Stick
Но не только кризис игровой индустрии 1983 стал катализатором для смелых экспериментов. В 1981 году компания Datasoft представили первый в мире motion контроллер с незатейливым названием Le Stick.
Le Stick представлял из себя по сути джойстик без нижней платформы. За счет использования стандартного для тех лет девятипинового разъёма он подходил ко всем популярным платформам тех лет, например, к Atari 2600.
И в отличие от Mindlink девайс действительно работал. Технология управления движением была реализована за счет ртутного переключателя в корпусе стика. При наклоне Le Stick, например, влево, ртуть в переключателе перетекала по направлению наклона и замыкала контакты, передавая сигнал игре о необходимости поворота/движения влево. Да, играть лучше аккуратно, никому ведь не хочется дышать парами ртути из разбитой колбы?
Помимо этого к недостаткам также относили и не самую высокую точность регистрации наклона по сравнению с классическими джойстиками тех лет. Но в целом устройство имело определенный успех в Европе, несмотря на довольно высокую для тех лет цену. Именно Datasoft Le Stick считают прадедушкой современных геймпадов с гироскопом.
Рынок аксессуаров стал очень скучным
Да, я в курсе. Необычных контроллеров на самом деле значительно больше, и много чего я оставил за бортом. И сделал я это специально в первую очередь, чтобы мне в комментариях напомнили про контроллер-бензопилу и робота от Нинтендо, например.
Кстати, таким образом я пойму, что вам материал был интересен, и во второй части мы погрузимся еще глубже в мир необычных игровых девайсов. Хорошего дня!
10 комментариев
Форум →А где GunCon ?
Охун…й пистолет был для ps1, ps2, и игр для него было огромное количество
@iLZit0ne, ну он не настолько безумный и всё такое
Японцы обиженно курят в сторонке. Маракасы для Самба де Амиго, контроллер машиниста для Денша де Го, диджейский пульт для Битмании, спиннинг для Сега Басс Фишинг. Инфракрасные датчики и танцевальные коврики для дрыгоножества и рукомашества от Конами. Перчатка от Нинтендо. Тысячи их…
@Kaji, тоже Илью Геймера на ютубе посмотрели? :-)
@FGyou, даже не знаю, кто это. А вот контроллеры знаю лично. Упарывался в юности по японским приставочным игрушкам.
Импонирует ваш подход к работе. Затронутая тема действительно интересна, – как увлеченные люди пытаются найти способ протиснуться и найти свою нишу в этом бизнесе. Да собраны самые ‘безумные’ примеры, но эти контрасты и показывают тот уровень влияния игро-индустрии на современное общество (20-21 вв).
@n547, стараюсь, спасибо
Отличный материал, Дмитрий, так держать!
@XAPOH, работаем для вас, тащемта!
Про Steel Battalion есть много роликов на ютубе,это знаменитый дивайс
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Почему не работает автоматическое обновление приложений в iOS
Как в macOS Ventura настроить включение и отключение компьютера по расписанию
Почему изображение на экране iPhone стало черно-белым
Как исправить неработающую функцию Диктовки на iPhone
Как отключить предпросмотр вкладок в Safari на Mac
iPhone неверно поворачивает интерфейс при наклоне?
Подходят ли чехлы от iPad Air к iPad 2017
Почему камера iPhone теряет фокус при повороте смартфона