Большой разбор. Как Apple теряет монополию App Store на наших глазах и ставит под угрозу 24 миллиарда долларов

Илья Сидоров avatar | 46
FavoriteLoading В закладки
Большой разбор. Как Apple теряет монополию App Store на наших глазах и ставит под угрозу 24 миллиарда долларов

С момента запуска App Store в 2008 году он работал практически одинаково в 175 странах.

Компания называет результат экономическим чудом. Продажи в App Store превысили $1 трлн, популярность приложений помогла создать более семи миллионов рабочих мест и принесла Apple миллиарды долларов чистой прибыли.

Но спустя почти 16 лет после запуска магазина Apple постепенно теряет власть над ним, а множество законов в разных странах заставляют компанию идти на уступки, которые ранее казались невозможными.

Евросоюз заставил Apple поменять подход к распространению приложений

8 марта в Евросоюзе начал действовать Закон о цифровых рынках (DMA), который был принят в 2022 году, и сильнее всего ударил по Apple.

Этот закон заставил Apple открыть доступ для других магазинов приложений на iOS и разрешить альтернативные платежные системы в приложениях.

Apple будет исполнять этот закон, хоть и выступает категорически против него. Компания заявляет, что её контроль над App Store имеет решающее значение для безопасности и качества распространяемых ею приложений.

В тему: Как будет работать модерация приложений, которые распространяются за пределами App Store

Представитель Apple сообщил The New York Times, что компания провела месяцы, обсуждая с Европейской комиссией законопроект, и провела встречи с разработчиками, обсуждая планы по изменению App Store, чтобы одновременно свести к минимуму риски вредоносного ПО и мошенничества.

Инженеры Apple потратили тысячи часов на создание более 600 новых программных инструментов для разработчиков, которые необходимы для соблюдения DMA.

Ожидается, что эти изменения сократят продажи через App Store и приведут к снижению прибыли. По данным Bernstein Research, в прошлом году выручка App Store составила $24,12 млрд.

Другие страны планируют принять аналогичные законы, и Россия тоже

Перед тем, как столкнуться с новыми европейскими требованиями, Apple пришлось разрешить альтернативные платежные системы в США и Южной Корее.

Подобные законопроекты обсуждаются в Великобритании, Японии и Австралии.

Минцифры России ранее заявляло, что планирует внести законопроект, который обяжет Apple открыть доступ к установке приложений из сторонних магазинов. Эта инициатива не кажется бесперспективной, потому что Apple продолжает исполнять решения российских судов и оплачивать штрафы.

В App Store есть комиссия 30%, которую ненавидят все разработчики

Когда впервые появился App Store, Стив Джобс заявил, что комиссия была выгодной, потому что она позволяла каждому разработчику распространять приложения на iPhone.

Но с годами рынок приложений менялся, а условия Apple оставались прежними. Пользователи не замечают комиссии, потому что она удерживается с доходов разработчиков. Например, когда вы покупаете подписку на iOS или приложение за 100 рублей, разработчик получает 70 рублей, а 30 рублей забирает Apple.

Крупных разработчиков стала не устраивать такая практика. Например, Netflix отключил возможность покупки подписки на iOS. Другие разработчики повышают цены на iOS, чтобы переложить оплату комиссии на пользователей.

В результате бывают случаи, когда подписка на iOS стоит, к примеру, 130 рублей, а на Android и сайте компании — 100 рублей.

Некоторые разработчики считают, что оба варианта неприемлемы, потому что Apple должна менять условия.

В 2019 году Spotify подала жалобу на Apple в Европе, обвинив её в антиконкурентной практике, поскольку она запрещает музыкальным стриминговым сервисам рассказывать пользователям про альтернативные способы оплаты подписки. Год спустя Epic Games, создатель Fortnite, подала в суд на Apple в США, обвинив её в нарушении антимонопольного законодательства, вынуждая разработчиков использовать её платежную систему.

В 2021 году суд в США обязал Apple разрешить использование сторонних платежных систем в приложениях на iOS. Apple выполнила это требование, но с одним условием: разработчики должны платить комиссию 27%.

Вот как сама Apple объясняет это решение:

Все разработчики App Store, включая тех, кто размещает в своих приложениях кнопки или ссылки с призывами к действию, пользуются запатентованными технологиями и инструментами Apple, защищенными интеллектуальной собственностью, и получают доступ к ее пользовательской базе. Это включает в себя инвестиции Apple в инструменты для разработчиков, SDK и API, а также обновления самой платформы. Кроме того, Apple обеспечивает безопасную и надежную работу на своей платформе, в которой пользователи и разработчики могут свободно совершать покупки.

Apple

Формально Apple выполнила требование, но идеологически интерпретировала решение в свою пользу. Суд также поддержал позицию Apple, Epic Games планирует обжаловать это решение.

Очевидно, что это показуха. Удовлетворяет ли это суд? Возможно.

Колин Касс, антимонопольный юрист

Подобную схему Apple реализовала в Южной Корее. Министерство связи и информационно-коммуникационных технологий обязало Apple отменить комиссию, пригрозив штрафом в $15,4 млн. Apple заявила, что её изменения соответствуют закону.

Евросоюз впервые оштрафовал Apple, и сразу на €1,8 млрд

Жалоба Spotify привела к более серьезным последствиям. Помимо того, что Apple обязали разрешить музыкальным стриминговым сервисам рассказывать о других способах покупки подписки, ей выписали штраф в размере €1,84 млрд за злоупотреблением доминирующим положением.

В ответ Apple пообещала обжаловать решение, а также выпустила необычно жесткий пресс-релиз, в котором подробно объясняет, почему она не согласна с выводами Европейской комиссии.

Сегодня Spotify владеет 56-процентной долей европейского рынка потоковой передачи музыки, что более чем в два раза превышает долю их ближайшего конкурента, и ничего не платит Apple за услуги, которые помогли сделать его одним из самых узнаваемых брендов в мире. Большая часть их успеха связана с App Store, а также со всеми инструментами и технологиями, которые Spotify использует для создания, обновления и распространения своих приложений среди пользователей Apple по всему миру.

Несмотря на этот успех и роль App Store в его реализации, Spotify ничего не платит Apple. Это потому, что Spotify, как и многие разработчики App Store, сделал выбор. Вместо того чтобы продавать подписки в своем приложении, они продают их на своем веб-сайте. И Apple не взимает комиссию с этих покупок.

Spotify хочет изменить правила в свою пользу, встроив цены на подписку в свое приложение без использования платежной системы App Store. Они хотят использовать инструменты и технологии Apple, распространять их в App Store, пользоваться доверием, которое мы завоевали у пользователей, и ничего не платить за это Apple.

Короче говоря, Spotify хочет большего.

Apple

Также Apple обратила внимание, что Spotify давно сотрудничает с Европейской комиссией в попытке изменить свои условия работы в App Store.

В 2015 году Spotify начала сотрудничать с Европейской комиссией в рамках расследования, не имеющего ничего общего с реальностью. Они утверждали, что рынок цифровой музыки застопорился и что Apple сдерживает конкурентов. К несчастью для них, Spotify продолжал расти и, отчасти благодаря App Store, затмил все остальные цифровые музыкальные компании в мире.

В течение следующих восьми лет и более 65 встреч со Spotify Европейская комиссия попыталась начать три разных дела. С каждым разом они сужали сферу своих претензий, но у каждой версии была пара общих черт:

▪️ Отсутствие доказательств вреда для потребителей: европейские потребители имеют больше возможностей для выбора, чем когда-либо, на рынке цифровой музыки, который растет в геометрической прогрессии. Всего за восемь лет он вырос с 25 миллионов подписчиков до почти 160 миллионов, с более чем 300 миллионами активных слушателей, и Spotify стал крупнейшим бенефициаром.

▪️ Никаких доказательств антиконкурентного поведения: восемь лет расследований так и не привели к созданию жизнеспособной теории, объясняющей, как Apple препятствовала конкуренции на рынке, который так явно процветает.

Европейская комиссия выносит это решение незадолго до вступления в силу нового Закона о цифровых рынках (DMA). Apple собирается выполнить требования DMA в течение нескольких дней, и в наши планы входят изменения в правилах, которые оспариваются в этом деле. Очевидно, что это решение не основано на существующем антимонопольном законодательстве. Это попытка Комиссии обеспечить соблюдение DMA до того, как DMA станет законом.

Реальность такова, что европейские потребители имеют больше выбора, чем когда-либо. По иронии судьбы сегодняшнее решение во имя конкуренции лишь укрепляет доминирующее положение успешной европейской компании, которая является безудержным лидером рынка цифровой музыки.

Apple

Spotify, естественно, согласна с решением Европейской комиссии. При этом она ждет, как Apple будет реагировать на требования решения, потому что «Apple регулярно игнорирует законы и решения судов на других рынках».

App Store превратился в набор разных магазинов

Раньше правила App Store были едины во всех странах и для всех разработчиков.

Теперь App Store внешне выглядит одинаково везде, но детали его работы отличаются в разных странах. Причем зачастую эти отличия появляются не по желанию Apple.

Практика показывает, что даже такую крупную компанию как Apple можно обязать изменить правила работы. И нет никаких сомнений, что законодатели в других странах, особенно в тех, где Apple работает давно и имеет успешные позиции, будут влиять на работу App Store.

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (20 голосов, общий рейтинг: 4.75 из 5)
undefined
iPhones.ru
С момента запуска App Store в 2008 году он работал практически одинаково в 175 странах. Компания называет результат экономическим чудом. Продажи в App Store превысили $1 трлн, популярность приложений помогла создать более семи миллионов рабочих мест и принесла Apple миллиарды долларов чистой прибыли. Но спустя почти 16 лет после запуска магазина Apple постепенно теряет власть...
Прокомментировать

🙈 Комментарии 46

  1. monktsp avatar
    monktsp10 марта в 18:28
    10

    Ничего не поменялось.
    Все та же модерация сторонних приложений за Apple.
    Плата за установку бесплатных приложений из сторонних сторов. И ещё больше ограничений. В текущем виде мы видим, что магазинов сторонних нет и вряд ли появятся учитывая эти ограничения. Когда сделают установку сторов как на андроиде – тогда и поговорим, что что-то меняется

    iggikkk avatar
    iggikkk10 марта в 21:29
    13

    @monktsp, да к чему эти полумеры? Надо уже наконец принять закон, по которому на всех смартфонах должен быть только андроид, а то что это такое – кто-то позволяет себе создать свой смартфон, свою ос для него и свой магазин приложений? Нее, к черту конкуренцию и свободу выбора – везде должен быть андроид и сторонние сторы (которые, кстати, на самом андроиде вообще мало кому нужны, больше 90% всех загрузок идет через гугл плей)

    olbilyk avatar
    olbilyk10 марта в 22:52
    5

    @iggikkk, да всем на$рать на ваше мнение, а вот Еврокомиссия гнет свою линию и нагибает корпорации.

    keks123 avatar
    keks12311 марта в 6:38
    2

    @olbilyk, эппл они как то странно “нагнули”. Сторонние магазины вроде и разрешили, но с таким количеством ограничений, что разрабам проще их не делать, а оставаться в аппсторе.

    olbilyk avatar
    olbilyk11 марта в 12:52
    0

    @keks123, этого не отнять, но еще 5 лет назад и этого не было. я воспринимаю это как первую версию. Допилят и дожмут

    Alex6600 avatar
    Alex660011 марта в 9:33
    1

    @iggikkk, А что Apple кто-то заставляет торговать в Европе? Если действительно считают, что новые требования угрожают безопасности пользователей, то просто бы отказались их выполнять и ушли с европейского рынка. Или всё дело не в безопасности а в деньгах?

    timmmy avatar
    timmmy10 марта в 21:48
    0

    @monktsp, нет там модерации, нотаризация есть и для приложений на маке

    monktsp avatar
    monktsp11 марта в 0:02
    5

    @timmmy, с маком сравнивать не надо, на мак можно поставить приложение в 2 клика из любого источника, как стора, так и просто скачанное с интернета. На айфоне только из своего стора

    keks123 avatar
    keks12311 марта в 6:45
    0

    @timmmy, и модерация есть, и ограничение на количество бесплатных установок есть, и ограничения по геолокации есть…

  2. doit avatar
    doit10 марта в 18:31
    1

    Все правильно, халява когда-нибудь обязательно заканчивается. Хотя по эпп стору вопрос еще не разрешен окончательно, сопротивление идет полным ходом.

    keks123 avatar
    keks12311 марта в 6:38
    1

    @doit, для кого халява?

  3. redupcoming avatar
    redupcoming10 марта в 20:14
    7

    Монополию на установку приложений только из appstore нужно полностью прибить.

    Carter_Mayers avatar
    Carter_Mayers10 марта в 21:05
    2

    @redupcoming, iOS это тебе не Android и Apple не Google, да и те же Гугл уже признали, что скоро начнут гайки закручивать. Те же Сони в своих ТВ сделали проверку приложений на подлинность, так что всякие взломанные хрен установишь. Постепенно даже ваш любимый Андроид станет более закрытым. Многие легальные разрабы и компании, пресекают работу своих приложений на взломанных смартфонах с Android. А учить юзеров Apple не надо, у нас своя песочница а у вас своя. Пиратство если что, запрещено во всех развитых странах мира, за всё надо платить, либо пользоваться бесплатными приложениями и мириться с ограниченным функционалом. Поэтому халявщикам надо больше возможности установки именно модифицированых APK а не сторонние магазины в целом. Понятия не имею, что можно качать из того же, помойного RuStore и NashStore, кроме банковских приложений. Ни один нормальный разраб, туда не пойдёт. Когда все сервисы без проблем можно оплатить через любой сайт поставщика контента. Будь то музыка, либо онлайн-кинотеатры, либо что-то ещё.

    Ёжик avatar
    Ёжик10 марта в 21:20
    4

    @redupcoming, почему? Что не устраивает?

    White Pear avatar
    White Pear10 марта в 22:33
    10

    @Ёжик, Таких обычно не устраивает то что они не могут установить приложения санкционных банков с легкостью. Только это не Apple а правительство США поставновило, ну а уж причину этого я думаю вообще не надо озвучивать, причина в кремле.

    slipa avatar
    slipa11 марта в 1:33
    7

    @White Pear, а ты не думай лучше, а то бред получается

    Alex6600 avatar
    Alex660011 марта в 7:12
    3

    @White Pear, Конечно в в Кремле, а конкретно в том что он посмел, что-то делать без позволения США. Китай вот ещё какой-то неправильный.

    MrSqR avatar
    MrSqR11 марта в 8:16
    1

    @Alex6600, «что-то делать»… это называется «что-то делать». И речь не про разработку техники или авто

    Alex6600 avatar
    Alex660011 марта в 11:41
    0

    @MrSqR, Ну конечно. ледоколы, атомные станции, сельхозтехника, своя платежная система, своя навигационная система – это конечно фигня всё.

    MrSqR avatar
    MrSqR11 марта в 15:32
    0

    @Alex6600, и за что из этого прилетели санкции, болезный?

    Alex6600 avatar
    Alex660011 марта в 19:16
    0

    @MrSqR, Конечно же, за отсутствие свободы и демократии. Или может ещё скажете за вторжение на Украину? Неужели вы верите, что на западе есть кому-то из политиков дело до того, что там происходит? И наша атомная энергетика у них действительно, как кость в горле.

    Taka Goto avatar
    Taka Goto11 марта в 20:13
    0

    @Alex6600, зачем ты отвечаешь этому оленю..

  4. Концентратор avatar
    Концентратор10 марта в 20:36
    1

    Apple конечно лукавит. Если бы не толпа разработчиков, ее бы iOS не взлетела как операционная системы, поэтому предоставление SDK и прочих инструментов для разработчиков это была их прямая обязанность, чтобы поднять популярность iOS. Со временем условия комиссии и прочего нужно пересматривать, это факт. Apple по максимуму выжимает всё для прибыли – идти далеко не надо, достаточно взглянуть на ухищрения в MacBook в аппаратной части, касаемо чипов SSD.

    Концентратор avatar
    Концентратор10 марта в 20:36
    1

    @Концентратор, Более того, касаемо безопасности – все мы помним, как презентовали песочницу, благодаря которой каждое приложение работает в выделенном диапазоне памяти и не имеет доступ ни к памяти с другим приложением, ни к его данным. Исходя из данной логики, по сути можно запускать что угодно (я не говорю про jailbreak) и не опасаться по сути ни ща что. А тут, когда страны стали говорить об альтернативном магазине приложений – сразу какие-то истории пошли про безопасность и модерацию. По факту на моменте загрузки разработчиком своего приложения, автоматизированная система просит множество объяснений и утверждения параметров используемых в приложении.

    kulachok5 avatar
    kulachok515 марта в 8:48
    0

    @Концентратор, Расскажи это потом бабушкам которые поставят «альтернативные» банковские приложения и сольют через них все свои пароли и привязки к реальным банковским приложениям. И на кого они потом будут выть? Правильно на Эппле.

  5. n547 avatar
    n54710 марта в 20:39
    0

    Я думаю беда здесь в другом, запад теряет контроль над своим ноухау. Китайцы и Индусы минимальными ценами и отсутствием контроля кроме своего внутри национального будут развиваться быстрее, чем западные компании, которые принудят распылять свой бизнес на каждую законадательную систему, в то время как условным китайцам/индусам – по барабану на западные страны, у них хватает своего рынка и дохода от своего рынка на развитее своего бизнеса.

    Carter_Mayers avatar
    Carter_Mayers11 марта в 14:13
    1

    @n547, китайцы это тупо страна-конвейер и любители всё копировать и в некоторых случаях просто бессовестно. Индусы могут хорошими лекарствами похвастаться и в целом в некоторых других областях. Но опять же, же лицензий и западных технологий на производство чего-либо, всё это пустой звук (IT и технологический сектор) известно кому принадлежат. Договаривайся, плати отчисления и проблем у тебя не будет, работай сколько влезет. Но если попытаешься нарушить патенты и делать всё на коленке, жди последствий. Так и работает бизнес в развитых странах, оно и правильно, цивилизованность это называется. Кто-то тратил бабки огромные, силы и время вкладывал, а тут пришёл дядюшка Ляо и Иннокентий и просто начал в обход делать что вздумается. Так это не работает и работать не должно, правильно что наказывают за это. Не хочешь делиться и делать всё, как делает большинство, жди последствий.
    P.S. Ага, китайцам так пофиг, что они аж зад свой разрывают, чтобы попасть на все рынки мировые)))))))))) Увы, уровнем и качеством не вышли, не корейцы и не японцы они с европейцами

    n547 avatar
    n54711 марта в 16:12
    0

    @Carter_Mayers,не могли бы вы уточнить, откуда у вас информация про китайские задницы?

    Carter_Mayers avatar
    Carter_Mayers11 марта в 22:18
    0

    @n547, всё логично, достаточно посмотреть хотя бы кто и на чём ездит. В том же Гонконге дофигища зарубежки а любимые электромобили Тесла. В Китае в целом и японцев и корейцев дофига а кто побогаче, те предпочитают элитные авто и спорткары известно от каких производителей. В Европе спроса бешеного тоже нет на их тазики, хотя присутствовать очень хотят и даже в некоторых странах присутствуют. В РФ нифига толком, кроме их смартфонов и ТВ ничего другого не берут. Да и то, только те, кому или пофиг на бренд или просто с финансами туго. Так что вся эта «самодостаточность» погрязшая в санкциях, очередной миф и просто личная их статистика. Всем ведь прекрасно известно, что статистике от властей, не важно какой страны, верить нельзя. Манипулируют цифрами в нужную им сторону, доказывая собственное превосходство, которого нет

    n547 avatar
    n54712 марта в 1:24
    0

    @Carter_Mayers, так от вас ничего, кроме риторики и личной точки зрения тоже нет. Манипуляция.
    Да и ресь не о теслах и китайских электромобилях (коих якобы больше выпускают), а про софт для смарттфона. Уж для софта то точно, у китайцев для их китайцев точно нет конкуренции, будет интересно услышать возражения по этому поводу

  6. New Man avatar
    New Man10 марта в 21:13
    9

    Дай палец и руку откусят — это спотифай говнюки. Не нравится комиссия Apple — создавай свой магазин и устройства — создавайте сами условия. Зажрались твари

  7. appdb_official avatar
    appdb_official10 марта в 22:31
    0

    Мы делаем действительно альтернативный магазин приложений, без использования технологий Apple

    FoxSoft_v2 avatar
    FoxSoft_v211 марта в 10:56
    0

    @appdb_official, чиво-чиво? Без эппловского SDK?

    appdb_official avatar
    appdb_official11 марта в 13:48
    0

    @FoxSoft_v2, да

    FoxSoft_v2 avatar
    FoxSoft_v211 марта в 20:27
    0

    @appdb_official, и вы, конечно, же ни копейки не возьмёте с размещающих у вас программы! Похвально!

    appdb_official avatar
    appdb_official11 марта в 21:12
    0

    @FoxSoft_v2, если бесплатно – то не возьмём

    kulachok5 avatar
    kulachok515 марта в 8:54
    0

    @appdb_official, Дак и Эппле не берет если бесплатно.

    notolduser avatar
    notolduser11 марта в 11:33
    0

    @appdb_official, такое возможно только на андроиде😄

    appdb_official avatar
    appdb_official11 марта в 13:49
    0

    @notolduser, нет, это уже возможно на iOS

  8. RAPid_Kids avatar
    RAPid_Kids11 марта в 7:43
    3

    Столько рассказов про безопасность и контроль…
    А стоит открыть АппСтор и видишь стопку мусора,
    что в топах, что в поиске.
    Наверное со времен айфона 5S больше ничего нового не искал в сторе…

  9. bj_tracer avatar
    bj_tracer11 марта в 8:31
    1

    вопрос упущенной выгоды конечно спорный – как часто старые пользователи в принципе покупают новое по в аппсторе? как часто эти же пользователи оформляют новые подписки?
    в большинстве случаев свежие деньги идут исключительно от новых пользователей. старые уже составили себе карту по и живут с ней просто обновляя железо. так же у них как правило уже оформлены каки-то подписки еще по старым схемам и что-то менять вряд ли кто-то будет.

    с подписками в первую очередь встает вопрос удобства их отслеживания – когда они все собраны в одном месте, то и смотреть что там уже не нужно проще. а когда каждый встраивает свой инструмент – ну это ппц как не удобно.

  10. deadman avatar
    deadman11 марта в 9:29
    4

    В чем суть то ).. есть андройд и 4пда для тех кто хочет ставить все с сайта.
    А лоббировать интересы каких то компаний вообще протекционизм.
    Вот то что этот магазин используется как орудие давления на какие то страны путем удаления всего подряд, а альтернатив нет, вот это да косяк, который надо искоренять, больше особо претензий к эпл нет )… их магазин, они его доят, хочешь на готовое прийти и продавать свое, плати комиссию..
    Это как прийти на раскрученное место, поставить палатку и продавать, будто тебя не прийдут отыметь за аренду или еще что..

    kulachok5 avatar
    kulachok515 марта в 8:56
    0

    @deadman, Вот согласен, гнуть Эппле надо не за то что они комиссию берут а за то что приложухи удаляют. И только.

  11. Gesha avatar
    Gesha11 марта в 10:36
    2

    “В App Store есть комиссия 30%, которую ненавидят все разработчики”
    А сколько устраивает разработчиков – 1%, 5%, 10%… сколько? Наверное даром. Что-то не нравиться – меняй. Платформу, магазин… Не меняешь – не ной. Для разработчиков создали возможность для распространения своего творчества и его монетизации. Они же почему-то решили что они тут главные, а Apple – благотворительная организация.

  12. fedorez avatar
    fedorez11 марта в 10:40
    0

    ну а на что они в итоге рассчитывали-то? что страны смирятся с тем, что у них на территории действует коммерческий актор, которые оперирует не по законодательству данной территории, а по законам США? времена Юнайтед Фрут Компани и Вест-Индийской Банды как бы давно миновали, хочешь работать в стране – изволь соблюдать её законы.
    Да, в цифровые времена это сложнее, но как раз сейчас и идет вырабатывание законов, норм, правил – пираты силиконовой долины постарели и стали уважаемыми эсквайрами, вольницу и беспредел потихоньку выгоняют в даркнет

  13. FoxSoft_v2 avatar
    FoxSoft_v211 марта в 11:01
    1

    В целом, дробление сторов уже привело к достаточно неприятным последствиям. Пример: есть такой сериал – “Пуаро Агаты Кристи”. Который с Дэвидом Суше. Раньше он был в AppleStore. А теперь – нету. И купить недостающие сезоны я, например, не могу. Только поставив дополнительное приложение и купив в нем. Удобство? Да прямо зашибись какое. А потом права на фильм перейдут к другому и опаньки, ставь ещё одно приложение и покупай заново.

Вы должны авторизоваться или зарегистрироваться для комментирования.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Как установить аватар в комментариях?

Ответ вот здесь