Среди наших читателей наверняка есть абитуриенты, студенты или их родители. Вам нужно знать — теперь ВУЗы различаются не только уровнем преподавания. Но и шансом получить в них ту или иную ступень образования — а может быть, и вовсе, закончить образование.
Что такое опорный ВУЗ
В 2016 году по приказу Министерства образования и науки РФ в регионах появились «опорные университеты». Новый виток реформы призван выделить «особые вузы» и улучшить уровень образования за пределами Москвы.
Для получения статуса ВУЗам потребовалось представить программу развития на конкурс и соответствовать следующим условиям:
- бюджет — не менее 2 млрд рублей в год,
- количество студентов очного отделения — не менее 10 тысяч человек,
- определенная стратегия развития,
- повышенные требования к научной деятельности,
- содействие “социально-экономическому развитию субъекта федерации”
- объединение под одной вывеской двух и более университетов.
Всего поступило 80 заявок, из которых одобрена только 31. Полный список опорных высших учебных заведений можно найти здесь. Все они уже сейчас работают над новой программой для подготовки кадров для развития собственного региона.
Какие еще есть ВУЗы
Создание опорных ВУЗов стало второй ступенью выделения ключевых учебных заведений высшей ступени. В середине двухтысячных в России появились федеральные университеты.
Такой ВУЗ должен был получаться из объединения всех существующих в городе: огромный кластер, обеспечивающий развитие региона. Такие учебные заведения полностью существуют за счет федерального бюджета.
Следующая ступень — национальные исследовательские университеты, в число которых входили МГУ и СпбГУ. Сейчас последние получили отдельное от всей системы образования финансирование.
Федеральные ВУЗы и национальные университеты не смогли получить необходимый результат: повысить престиж российского образования, его качество, улучшить положение российской науки.
Поэтому появились университеты с федеральным финансированием для попадания в топ-100 ведущих мировых рейтингов (так называемая «Программа 5–100») к 2020 году. Те самые опорные ВУЗы.
Федеральный, опорный, или?
Статус опорного вуза подразумевает содействие “социально-экономическому развитию субъекта федерации”, то есть подготовку кадров для региональных предприятий, чтобы талантливые абитуриенты не уезжали в Москву и Санкт-Петербург,
Однако, все не так хорошо. Существующие 29 федеральных ВУЗов получат миллиардное финансирование. Опорным достанется значительно меньше — на все программы они получат около 100–150 миллионов рублей. Это плохо? Это лучше, чем ничего — ровно столько получат остальные.
Скромного финансирования опорных ВУЗов хватило для создания 40 базовых кафедр, и трудоустройста по специальности 2,5 тысяч студентов. Смешные цифры. Несмотря на это, планируется, что к 2022 году в вузах — участниках проекта будут обучаться 25% студентов и 40% магистрантов из соответствующих регионов.
Конечно, никто не будет отказывать оставшимся государственным ВУЗам в финансировании. Но из муниципального бюджета.
“Есть небогатые регионы, где поддержка со стороны властей оказывается скорее моральной, и вузы ропщут, что статус им присвоили, значит, нужно будет добиваться определенных задач и показателей, а будут ли на это деньги у региона, еще неизвестно”, — замминистра образования и науки Людмила Огородова
Зачем это на самом деле?
Получается довольно интересная ситуация. Часть вузов получила финансирование и статус федерального университета. Часть — только одобрение на существование в составе объединения нескольких вузов под одной вывеской опорного.
При этом, не очень понятна роль опорного — на них возлагаются те же цели, что и на федеральные вузы. Если в городе существует оба типа учебных заведений, придется устраивать гонки и делить ниши развития. Кто победит — понятно уже сейчас.
Для опорных вузов уже сейчас ставятся невыполнимые задачи: научно-исследовательская работа на каждого сотрудника должна улучшиться вдвое. Число публикаций в достойных журналах — и вовсе, втрое. Без увеличения бюджета, без финансирования. Не справился — потерял статус.
Я думаю, не стоит напоминать о позорных зарплатах преподавателей, их мизерном количестве и бесполезной системе грантов. Объединение вузов не улучшит ситуацию. В случае схожих специальностей в объединяемых — даже ухудшит, за счет сокращения числа учащихся (которые и приносят основной доход).
«Надо определиться. Или мы идем на это (объединение университетов), или тихо и гордо умираем. Не надо выходить на мороз и назло всем отмораживать уши. Мы рискуем положить на бок всю систему образования», — губернатор Омской области Виктор Назаров.
Куда поступать, чтобы не оказаться в закрытом вузе?
Таким образом, уже сейчас можно говорить о грядущей смерти большинства государственных вузов. На плаву останутся только федеральные. Опорные какое-то время будут барахтаться — и, возможно, какие-то из них смогут выжить.
Опорных университетов в России по оценкам Минобрнауки должно быть около 100–120 штук. Прочие вузы должны превратиться в хорошие колледжи с уровнем подготовки, как правило, не выше бакалавра.
А как еще: на прочие финансирования будет явно недостаточно, а цифры говорят основная научная работа будет проводиться в учебных заведениях с федеральным финансированием.
Читатели могут аппелировать существованием коммерческих учебных заведений. Однако, среди них не так много достойных. И, вспоминая истории с недавними закрытиями вузов и проблемами пилотов, получивших удостоверения в частных школах — стоит задуматься.
Для жителей столицы стоит поторопиться — через несколько лет там будут почти все абитуриенты. А значит, даже платные места высшей школы в магистратуре или аспирантуре станут малодоступны.
35 комментариев
Форум →Чё за картинки про клозет?
@tty01, в результате многие вузы закроются.) возможно,неожиданно
Я правильно понимаю, автор осуждает создание подобных ВУЗов?
Т.е. лучше что бы ничего не делалось вовсе?
@Xf06V6J6ZcmE2pK, текущая система не заработает. Завышенные требования, ничем не оправданные. Особенно смешно звучат требования о увеличении научной нагрузки. Это просто невозможно.
Поскольку по факту содержание вузов будет сокращено – их число значительно сократится, стоимость обучения вырастет. Фактически, в каждом регионе останется 1-2 вуза. Поскольку среднее у нас окончательно похерили – все будет нехорошо
Просто берете и поступаете в нормальный вуз, который на слуху и с историей (МГУ, МГИМО, МГТУ, Конса, и т.д. в зависимости от нужной специальности), тогда все нормально будет
@onsterflik, а лучше – учитесь за границей или онлайн.
@Arden, онлайн представлено ограниченное число специальностей.
Возможность поступить за границей есть не у всех, кроме того, во многие технические вузы российским абитуриентам путь заказан
@Николай Маслов,
>> во многие технические вузы российским абитуриентам путь заказа
Это в какие, интересно? )
@onsterflik, угу. Только вот у нас единственный на область технический ВУЗ объединили с непонятным гуманитарным, который почему-то оказался опорным. Почему – понятно, губернаторша постаралась, хотя говорить о какой-то научной деятельности даже сейчас в том ВУЗе смешно. Наличие в нем специальностей типа “дизайнер-преподаватель русского языка” наверное говорит об актуальности такой профессии. А вот инженер-автоматчик или программист – это фигня, такие специалисты не нужны, поэтому технический ВУЗ сократим и объеденим с непонятной гуманитарной шляпой. Злости не хватает. Развалить тот ВУЗ, выпускники которого гарантированно работают по полученной специальности – вот политика чинуш ради личной выгоды.
И да, будет открыт еще один ВУЗ, несмотря на фактическое закрытие единственного технического университета. Разумеется, этот ВУЗ будет готовить военных. По всей стране физкультура и гармошка.
Займитесь самообразованием лучше (если речь не о точных науках ?).. в ВУЗах все оч неактуально …
@vetok, в ВУЗах неактуально, но вы не можете заниматься многими вещами без соответствующих корочек. О врачах с самообразованием и физиках-ядерщиках я тоже не слышал.
@Николай Маслов, ну есть исключения… но например из вами перечисленного врачи самая безсмысленная профессия… если надо корочка то да
А если нужна финансовая независимость, то вами перечисленные профессии как я выше сказал безполезны
@vetok, свежая мысль, когда заболеете на ходите к представителям бессмысленной профессии лучшее к бабаньке. А корочки нужны почти для любого серьезного дела.
@Deldraug, благодарю
У меня опыт в этом хороший
До 40 болел сильно и много
И какое совпадение, в тот день когда мне надоели медики с их лекарствами и лечениями, я болеть перестал))
На сегодняшний 3 года как я не хожу в аптеку даже за зеленкой :)
Это же и детей касается… уже 3 года младшей никаких врачей и лекарств… старший тем более)
И вам желаю здоровья )
А про медицину я вам могу намного больше рассказать чем вам кажется))
Но вы не захотите слушать, вы не первый)
@vetok, а если необходимо срочное оперативное вмешательство? Череп коллеге вы сами залатаете? Или сердце умеете запускать спустя 5 минут после остановки? Хм, а может быть вы превосходный хирург-онколог, радиолог и можете вылечить человека с лучевой болезнью?
Если вы не болеете – это исключение из правил.
Инженером нельзя стать без обучения в специальном учебном заведении и получения соответствующей корочки нигде в мире. Даже в Нигерии, не говоря о Европе. Исключение из правил – Великобритания, но там очень строгий набор.
В США нельзя быть рабочим без соответствующих корочек. Ну, по-крайней мере в сфере строительства и промышленности.
@Николай Маслов, у меня нет коллег которым надо череп оперировать
Хотя травматологи и нейрохирурги это исключение… но все ими быть не могут :)
А онкология это отдельная тема… онкологов всех стоило бы к стеночке… да нельзя…
Ну да бог им судья…
А корочка инженера у меня есть! Только вот за 20 лет она мне ни разу не понадобилась… лежит у родителей где-то… собсно для них и получил её) им так спокойнее))
ну нынешняя система высшего образования является постсоветским артефактом и никуда не годится. как минимум выхлоп от неё неубедительный.
люди тусуются четыре-пять лет за государственый счёт и на шее родителей чтобы потом повесить диплом на стенку и идти работать не по специальности. ну и нахер такие педагоги, которые идут работать в пятёрочку, или технологи, которые сразу в салон сотовой связи?
судя по воплям юношей на тему “нафиг нам эта вышка, этот матан, эта философия, преподы динозавры и лохи, учите нас программировать на фреймворке ХХХ” нужна нормальная система ПТУ и техникумов, которая б выпускала нормальных людей с профессией. чтобы такой перегрузки университетов никчёмным балластом не было
@fedorez, про постсоветский артефакт улыбнуло:)
Перед тем как в следующий раз писать, подумайте головой:)
@fedorez, А чем существующая система техникумов не устраивает, рабочих разных специальностей она вполне в состоянии подготовить, а вот станут они высоклассными специалистами в этой области зависит от них самих. А то что они не особо желают идти работать по специальности, так это уже не система образования виновата. А скорее отсутствие мотивации и недостаток работы с молодежью со стороны потенциальных работодателей.
@fedorez, не слишком ли долго для советского артефакта? Еще в начале 2000-х учителя писали о целенаправленном развале системы образования. Вот результат.
Вполне себе логичные реформы.
Только укрупнение ВУЗов даст возможности для улучшения качества образования.
Сейчас их слишком много. Надо объединяться.
Совершенно непонятно на что жалуется автор.
@WannaBeYou, у нас сокращают технический ВУЗ не потому, что он плохо обучает или убыточный. Нет. Просто потому, что губернаторша – протеже другого ВУЗа. Вот он как раз и убыточный, и выпускники там дай бог чтобы 10% работали по специальности (учителя). А инженеры, программисты, навигаторы, рулевые, электрики, судомеханики, автоматчики – это все лажа по сравнению с дизайнерами-литераторами и экономистами.
Вопрос: какое качество образования будет теперь в регионе, если опорный ВУЗ выпускает дизайнеров?
“Зачем вам автомобиль, если дорог нет?” (с)
Можно вас попросить перестать писать чушь о предмете в котором вы совершенно не разбираетесь, провоцируя людей?
Вам что то мешало сходить на 5top100.ru и понять что это НЕ опорные вузы а вузы с иным статусом? Что то мешало сходить на минобрнауки.рф и посмотреть о распределении средств? Про понять требования к ведущим, опорным я даже не говорю. Смешать все в кучу, написать про миллиардное финансирование, упомянуть про объединения и выдать продукт даже не уровня лайф…
Пишите про эппл и собирайте деньги с разработчиков, пытающихся прорекламировать через вас свои приложения. Джинсу не забывайте. У вас это лучше получается.
@YTest, с каким “другим” статусом? Официально статусов только 3.
На бумаге у минобра всегда красиво. Впрочем, по реальной бухгалтерии крупным региональным вузам приходится проводить сокращения
@Николай Маслов, еще раз. Вузы проекта 5-100 и опорные вузы это РАЗНЫЕ вузы, а не то что вы пишете. Откройте сайт.
Чего невозможного в том, чтобы начать заниматься наукой настоящей и публиковаться в реферируемых международных изданиях а не в РИНЦ? Посмотрите на динамику роста Скопусе публикаций у вузов 5-100.
Какие сокращения? Те, кто привык читать лекции по бейсику 20 лет уходят сами. В другие вузы. Те кто привык только ныть и не написать ни одной статьи, которая бы прошла сито международных референтов не смогут быть конкурентоспособными. Да и студентам такие не нужны. Посмотрите какими шагами идут в рейтингах вузы 5-100.
И начните учить матчасть
@YTest, много в скопусе российских статей по фундаментальной науке, например? База отсутствует, вузы не в состоянии ее приобретать и даже спонсировать.
Сокращения. Ок. На моей кафедре с неплохой научной школой от 10 ставок осталось 3.
Напомню,что ставка сейчас – 600 часов, то есть приблизительно по 6-7 часов ежедневно 5 дней в неделю в течение года. По факту,из-за сокращения финансирования и повышения требований, на 3 ставках объединяются существующие 10, и объем работы делится на 5. Правда зарплата от этого не растет,а время для научной работы не появляется. Лишние ушли на улицу.
И да – вуз опорный.
@Николай Маслов, слушайте, ну остановитесь уже в своей непрофессиональной чуши. В скопусе НЕЛЬЗЯ выделить “фундаментальную” науку. Я примерно догадываюсь о чем ваш звон, отвечая на него, говорю, что это тысячи статей. У МГУ более трети “фундаментальные” в вашем понимании.
Чем неплоха ваша научная школа остается только догадываться, если вы ищете в скопусе “фундаментальные науки”. Сокращение ставок – это опять таки звон из другой области, никак не связанной с тем, что науку и образование наконец-то делают конкурентоспособной на мировом рынке, а не на уровне села Кукуево или курилки столичного вуза.
Как вы хитро делите 600, на секундочку академических, о чем вы опять умалчиваете, часов, на 5 дней в неделю и получаете 6-7 академических часов В ДЕНЬ, вопрос опять таки к вашей научной школе.
С вашим вузом.
Вашему знанию матчасти
И неумению признавать свои ошибки, но желанию графоманствовать.
@YTest, знающие матчасть интересуются новостными ресурсами “с мира по нитке…”, “и я вдруг понял…”?
@GPSvvv, знающие матчасть сидят на этом ресурсе с тех пор, когда он был про айфоны. И, да, ГПСвв забыли спросить куда им ходить
@YTest, знающие и не знающие (писатели и их комментаторы в том числе) идут разными дорогами, параллельными, но в одном направлении, дискутируя для соблюдения дистанции и “желания графоманствовать”.
По теме: Корень образования – знания преподавателя. Плод знания – радость. Вот и задумайтесь, как сделать, чтобы корень был не гнилой, не слабый, о почве подумайте, о климате, тогда и о “дереве” станет возможным начать рассуждать
@GPSvvv, хорошо, что получается буковки сложить рядом, да? Не буду мешать графоманскому счастью
Мдя грустно все это. И куда приведёт не ясно, к полному отупению населения.
@DarkGothicLady,
Ещё один нытик совершенно не понимающий ситуации.
Вы случаем с автором этой статьи не знакомы?
@Xf06V6J6ZcmE2pK, я вижу регулярные попытки развалить систему образования путем внедерния тех методов обучения и контроля, от которых Европа отказалась. Опыт у нее побольше, но ведь нам надо самим нос разбить. Да и политики тут у нас ратуют работают на себя лично, а не на государство, потому что мыслят текущим днем, а не стратегически. Ну помрет завтра Путин и что, Россия умрет? Как жила, так и будет жить, никуда не развалится, поэтому не надо истерик “кто, если не он”. Так и с образованием: гнать с госслужбы любого, кто уличен в личном обогащении за счет служебного положения. 17 лет назад еще доклады были на конференции учителей о планируемых изменениях, которые неизбежно приведут к ухудшению качества образования.
Это объединение нужно делать хотя бы там, где больше двух одинаковых по профилю ВУЗов, а не там, где гуманитарный и технический ВУЗы принудительно объединяют в один, потому что пилить бюджет так удобнее. И никто из этих чинуш про качество образования и не думает.
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Что делать, если iPhone «застрял» в режиме наушников
Как исправить ошибку при обновлении iPhone?
Почему на iPhone и Mac перестала работать почта Mail.ru
Как работает диктовка в iOS 16. Включаем автоматический ввод и пунктуацию
Почему в App Store на iPhone отображаются не все покупки приложений и внутриигрового контента
Как раздать интернет с iPhone на Mac по кабелю
Как отключить светлую тему macOS Mojave для некоторых приложений
Не удаляются приложения на iOS, что делать?