
ZX-Spectrum — это целая эпоха, это щемящее чувство ностальгии в сердце людей, родившихся в СССР и интересующихся компьютерными технологиями. Мне посчастливилось прикоснуться к этой эпохе немножко раньше большинства сверстников благодаря увлечению отца, спаявшего такой ПК еще в конце 80-х. Как сейчас помню — это был один из самых продвинутых на то время в СССР аналогов оригинальной модели от Sinclair Research Ltd, так называемая Львовская модель. А еще существовала Ленинградская, но у нее хуже совместимость. Если честно, то Львовский ZX-Spectrum 48K был моим вторым ПК, первым же считаю Радио 86РК, но с изобретением Sinclair Research Ltd на базе микропроцессора Zilog Z80 (помню даже такие аматорские подробности как чипы Z80 от Goldstar и Thompson, причем первые считались качественнее) времени проведено оказалось намного больше, и воспоминания такой компьютер вызывает более яркие. С особой силой они вернулись после запуска эмулятора на базе JavaScript, iSpeccy, который, помимо всего прочего, еще и адаптирован под iOS.

Итак, какие же воспоминания нахлынули? В первую очередь это звук загрузки игр и приложений с кассетного магнитофона. Чем-то он отдаленно напоминает звук соединения аналогового модема по телефонной линии. Игры грузились минут по пять, и в ходе процесса на экране постепенно появлялась цветная картинка-заставка, плюс еще во время этого процесса возникала рамка с бегающими цветными линиями. Ух, как жалко было, если кассета зажевывалась или местами размагничивалась, и игра не читалась. А как эти кассеты переписывались — часами! В те времена особенно ценились двухкассетные магнитофоны для такого рода занятий. А вспомните замену считывающей головки, которая на раз-два стиралась советскими кассетами с металлическим корпусом и хромдиоксидным рабочим слоем на пленке. Особым шиком считались кассеты фирмы BASF (по крайней мере, в моем городе).

Фирменный Sinclair ZX-Spectrum 48K

Более продвинутая фирменная модель Sinclair ZX-Spectrum 128K со встроенным магнитофоном
А игры, игры-то какие были: Kokotoni Wilf, Bruce Lee, Renegade (которая на Spectrum 48K зависала после потери первой жизни, приходилось грузить снова), Nebulus, Impact, Flying Shark, Elite в конце концов! Последняя игра вообще уникальна — самый настоящий космический симулятор с большой галактикой, торговлей, апгрейдом корабля, пиратами и своими секретами (все искали огромную космическую станцию-завод). В нем даже были сейвы, который также записывались на кассету и загружались с нее.

Советский клон Sinclair ZX-Spectrum 48K, Львовская модель. По сути, это и есть весь компьютер, который радиолюбители паяли самостоятельно
Помню появление ZX-Spectrum 128K (отец придумал, как переделать Львовскую модель с помощью карты расширения его собственной разработки — получился самый совместимый с оригиналом вариант) с его шикарными на то время музыкальными возможностями. До сих пор вспоминаю игру Astro Marine Corps и ее бесподобную музыку (сегодня все это может показаться слишком просто и смешно, но и время-то другое):
Был и переход на использование 5,25-дюймового дисковода вместо громоздких кассет. Почти мгновенная скорость загрузки, пара десятков игр на дискете, быстрое их копирование — сказка!
Все эти воспоминания мигом пронеслись в моей голове после запуска iSpeccy через мобильный Safari и нажатия на кнопочку «Стоп», в данном случае это перезагрузка. Может быть, ветераны вспомнят, что как такового выхода из игр в ZX-Spectrum не было, только сброс, в ходе которого экран окрашивался в черное, и появлялось несколько рядов красных полосок. Вот именно такой эффект и в iSpeccy.

Что касается собственно эмулятора, то, в принципе, он работает, хотя эмуляции звука нет. Очень приятное и позитивное отличие iSpeccy от коммерческого аналога в App Store — это наличие огромной библиотеки игр. Его бесплатность тоже стоит учитывать. К сожалению, эмуляция не идеальная, запускаются далеко не все игры из существующих 6000 или около того. Пару сотен отлично работающих приложений автор эмулятора, Алексей Мартынов, подобрал самостоятельно — они находятся в разделе «Best games (tested)». Но ничто не мешает испытать другие игры — выбираем букву алфавита, а затем игру, название которой на нее начинается.



Что сказать о работе эмулятора в целом? Основная проблема — это настроить управление или разобраться в нем. Некоторым играм нужно его назначить самостоятельно. Плюс не совсем понятно, какой из вариантов ввода эмулируется джойстиком, хотя его тоже можно настроить, по идее. Один раз подобрать схему и придерживаться ее.

Стоит отметить, что эмулятор работает как на iPhone 4, так и на iPad, но наиболее юзабелен он именно на планшете. По словам автора, iSpeccy даже вполне прилично на 3GS фурычит, при условии использования iOS 5, в ней Safari стал пошустрее.
В итоге хочется выразить благодарность автору этого творения, все-таки он создал приложение на JavaScript безвозмездно и предлагает его для использования всем желающим. Вполне возможно, что со временем соберется список хорошо работающих игр, схемы управления и т. д. У проекта есть будущее и своя ниша. Также хочу лично поблагодарить, Алексея за его труд, который всколыхнул несколько струн в душе и позволил на некоторое время переместиться в счастливое детство, когда небо было голубее, трава зеленее, а на мир я смотрел с широко открытыми глазами.
Для запуска эмулятора достаточно перейти на страничку iSpeccy в мобильном Safari (в компьютерных браузерах работает тоже).

Эхх… У меня был старенький магнитофон, и когда загружались игры, все домашние ходили на цыпочках и старались разговаривать шепотом. :)))
@lewys,
Аналогично было, когла перезаписывал игры с кассету на кассету, еще и свет с бытовыми приборами запрещал включать/выключь :).
@Роман Юрьев, Но потом был апгрейд, не помню модель, но она была в виде “взрослой” компьютерной клавиатуры, с монитором Электроника 16 цветов! И 40 полоснмй дисководом :@ на котором не читалась добрая половина дискет, т.к. они были 80ти полосными :D Не уверен в правильности терминологии, но тогда это так называли.
@lewys,
Наверное, дискеты на 360 и 720 КБ :).
@Роман Юрьев, хотел бы сделать пару поправок к статье.
Эмулятор написан не на Java, а на Javascript (это не одно и тоже).
А второе – джойстик по умолчанию настроен на управление INTERFACE 2 / SINCLAIR JOYSTICK – это самый хороший вариант, т.к. присутствует практически в каждой игре.
@Алексей Мартынов, спасибо, поправил.
@Роман Юрьев, переписывать игры на двухкассетнике – зло! была специальная программка для копирования, она качественнее записывала и не нужен был двухкассетник.
а еще помню приходилось головку подкручивать “на слух”, чтоб лучше грузились игры.
@MAXiDROME, да копировать тупо перезаписью не всегда работало (читать: никогда) и была программа для копирования.
@MAXiDROME, точно, была такая. Копировала по одной игре – загружала ее в память, а потом сливала на кассету.
@MAXiDROME, хотя такая программа и была, ею не все игры можно было переписать. Она занимала в памяти какое-то место, и те игры, которые занимали все 48 килобайт, не помещались,
Мама дорогая, 48К на целую игру!!! Сейчас фотография, сделанная обычной мыльницей, в тысячу раз больше места занимает.
@wildguess, за 2 раза все окпировалось – игры ведь загружались в несколько приемов, вот эти кусочки и нужно по очереди копировать.
@wildguess, на моем спектруме 64к было – сейчас даже 4-х ядерный i7 дакого удовольствия не доставит :)
@MAXiDROME, я использовал TF COPY, на двухкассетнике sony ни разу переписать с кассеты на кассету не получилось.
@lewys, Был еще компьютер УРАЛ в железном корпусе.