Что такое метавселенная. Объясняю, почему это плохо и совсем не нужно вам

Никита Горяинов avatar | 29
FavoriteLoading В закладки
Что такое метавселенная. Объясняю, почему это плохо и совсем не нужно вам

Главное слово конца 2021 года и, похоже, 2022-го – «метавселенная». Гигантские компании, от социальных сетей до крупнейших игровых издателей, целиком меняют стратегии развития, переименовывают важнейшие продукты и себя самих, чтобы влезть в первые вагоны тренда.

Facebook превратился в Meta, а их VR-шлем Oculus Quest – в Meta Quest. Игровые издатели Ubisoft и Square Enix ставят в цели 2022 года создание своей метавселенной и вступают в конфликты с несогласными. Даже Microsoft в пресс-релизе самой крупной сделки последних лет, покупке Activision, упоминает метавселенные.

Что вообще такое «метавселенная»? Почему все яростно бросились её продвигать, и есть ли у этого тайная причина?

Главное – что метавселенная может дать массовым потребителям контента, то есть нам с вами? На эти вопросы попробую ответить в этой статье-ликбезе.

Что такое метавселенная?


Скриншот из Horizon Worlds, первого приложения метавселенной Meta (бывший Facebook)

Если очень коротко и максимально понятно, то метавселенная – это платформа. Парк развлечений Disney можно назвать метавселенной, как и федеральную сеть гипермаркетов, продающих только товары своего производства на собственной земле, в собственной недвижимости.

В 2021 и 2022 годах компании перепрыгивают через друг друга, демонстрируя свои собственные видения метавселенных. Они часто отличаются и не всегда законченны как цельный и понятный продукт. Но их суть и цель можно понять уже сейчас. Этим я и предлагаю заняться.

Метавселенные часто путают с «кроссоверами» и «мультивселенными». На самом всё это – её составные части. Предлагаю вам разобраться в этой цепочке и отличиях одного от другого. Это очень поможет вам чётко определить в голове, что представляет из себя метавселенная.

1. Интеллектуальная собственность или продукт


Мультсериал Симпсоны (естественно!)

Чтобы упросить понимание, в качестве первого «уровня» представьте себе огород с забором. К такому определению ещё несколько раз вернёмся.

Такой огород – интеллектуальная собственность, цельная, единичная, самодостаточная. Продукты (продаваемый контент), которые взращиваются здесь, существуют отдельно от конкурентов и других огородов. А проблемы, удачи и неудачи её владельцев никак не влияют на «соседей».

Большая часть развлекательного контента навечно остаётся на этом первом уровне, и так было почти всегда: кто-то проваливается, кто-то успешен, а универсального рецепта не существует. Но капиталистический рынок за последние 60 лет нашёл эффективный выход.

2. Кроссовер


Эпизод мультсериала Симпсоны Симпсорама, кроссовер между Симпсонами и Футурамой, 2014 год

Кроссоверы (crossover) – это взаимодействие двух интеллектуальных собственностей, в которых переплетаются элементы из обеих. Примеров кроссоверов сотни, многим из них десятки лет. Например, в мультфильмах: эпизод Футурамы вместе с Симпсонами (2014 год), или же Джетсонов с Флинстоунами (1987 год). Даже сверхпопулярная игра Fortnite по сей день остаётся каталогом кроссоверов, а не мультивселенной, как её многие ошибочно называют.

Кроссоверы отличаются в том числе тем, что интеллектуальные собственности могут не являться собственностью одного владельца. Это плод предварительных договорённостей, в которых так или иначе выигрывают обе стороны. Кроссовер выгоден для обеих компаний, потому что расширяет аудиторию того или иного продукта за счёт другого, и наоборот.

Но кроссоверы – это чаще единичная история, заключенная в рамках одного конкретного медиума потребления продукта: фильм, книга, игра и так далее. Грубо говоря, это два огорода с высоким забором, между которыми владельцы пробили дыру и протоптали там узкую дорожку, чтобы изредка (или единожды) помогать друг другу и снижать риски.

3. Мультивселенная

Мультивселенные (multiverse), в свою очередь, представляют из себя переплетение многочисленных интеллектуальных собственностей в различных контентных медиумах. Лучшим примером подобного являются фильмы Marvel.

Мультивселенная содержит в себе элементы разных интеллектуальных собственностей, чьи пересечения являются частью стратегии продвижения. Скажем, персонажи, миры, термины и события одного фильма или игры регулярно оказывают влияние на другие игры, фильмы, книги и так далее.

Представьте «Мстителей», но только с двумя героями Marvel вместо десятка. Это невозможно, потому что мультивселенная по определению требует больше двух пересечений между собственностями.


Поверхностная карта одних только космических взаимосвязей во вселенной Marvel от Wired

Потребителю, который интересуется определённой мультивселенной, необходимо намного больше вовлечённости, чем в случае с отдельно взятыми «огородами». Ему приходится следить за релизом множества самых разных продуктов, чтобы оставаться «в теме». Намеренно усложняемая, расширяющаяся паутина подобного контента захватывает аудиторию, вызывая рост желания инвестировать деньги при запуске новых продуктов.

Если повторить мою прошлую упрощённую аналогию, мультивселенная – это как множество разных огородов за одним огромным забором, которые соединены и дорогами, и одной системой орошения. Причём дойти из одного огорода в другой невозможно, не посмотрев ещё на несколько других. Да и выходить отсюда не очень хочется, не зря же вы разбирались, как тут всё устроено.

Продукты с этого многообразия огородов, впрочем, реализуются по-прежнему на сторонних рынках, часто по чужим правилам. И поэтому была придумана…

4. Метавселенная


Рекламный промо-ролик метавселенной от Meta (ранее – Facebook)

Метавселенная (metaverse) – это закрытая платформа для потребления всего многообразия мультивселенных, кроссоверов и отдельно взятых интеллектуальных собственностей. То есть это виртуальный мега-рынок, который заполняет себя сам с собственных же «огородов». Он огорожен забором с приветливым входом и сотнями способов ограничения выхода потребителя.

Владелец метавселенной является, грубо говоря, богом (и создателем) во всех возможных смыслах. Он устанавливает все правила до единого. Ему подконтрольны не только цены и 100% оборота рынка, но даже сами медиумы потребления и методы доступа к ним. Он одновременно производитель, поставщик, продавец, власть.

Потребитель, попавший в метавселенную, становится максимально контролируемым, и любое его действие и решение, за исключением ухода из метавселенной навсегда, приносит выгоду владельцу. Ещё в метавселенной можно неограниченно собирать данные, устанавливать монополии, запрещать любую конкуренцию.

Метавселенная – это финал долгой игры корпораций в унификацию, объединение рынков сбыта контента. Впустив потребителя, метавселенная за счёт десятков отдельных интеллектуальных собственностей, кроссоверов и мультивселенных из самых разных областей, способна выжать максимальный доход.

А сам потребитель в метавселенной становится частью цельной аудитории, то есть единичным товаром. Ведь вместо привычных разрозненных групп с разными интересами, владелец «меты» получает фактически одну огромную и цельную аудиторию, взаимосвязанную внутри.

Почему компании спешат создавать метавселенные?

Запуск новых продуктов неразрывно сопряжён с риском их провала. От него не застрахован никто. Ежегодно, так или иначе крупная франшиза или продукт с десятками и сотнями миллионов долларов инвестиций попадают в заголовки новостей как убыточные, провалившиеся и так далее.

Риск потери денег уже привёл индустрию развлечений к пролиферации бесконечных сиквелов, коллабораций и рывку к созданию мультивселенных. Увидев сокрушительный успех Marvel, Disney и Epic Games, рынок естественным образом стремится это повторить и углубить.

Метавселенная видится компаниям как следующий этап – метод снижения риска при запуске новых продуктов и монетизации существующих. Риск обратно пропорционален контролю, а метавселенная по определению даёт почти тотальный контроль.


Источник изображения: Financial Times

Метавселенная, будучи закрытой платформой под управлением одной компании, также позволяет создать монополию буквально из воздуха. Ведь она связывает интеллектуальные собственности и продукты на единой, собственной платформе, неподконтрольной кому-либо. Больше не надо договариваться с другими, включая Apple и её App Store, Microsoft и её Windows или Xbox, Google и так далее.

А ещё за счёт отсутствия внятных законов, регулирующих функционирование подобных систем до мельчайших деталей, владельцам первых популярных метавселенных будет дозволено практически всё. Тот, кто раньше остальных создаст и привлечёт максимум потребителей, гарантирует максимальный успех.

Метавселенная не обязательно должна быть именно 3D-пространством, с аватарами для каждого потребителя. Это видение Meta, бывшего Facebook, но оно не единственное.

Главное, что метавселенная – это виртуальное пространство, в котором компания собирает всех потребителей из самых разных аудиторий и последовательно продаёт им свой контент, коллаборации, мультивселенные и товары, а также собирает и углубляет данные для повышения эффективности продаж и улучшения удержания участников.

А что даст метавселенная потребителю, то есть нам?


VR Chat, приложение для общения и игр виртуальных аватаров с поддержкой VR-шлемов.

Удивительно, что при всех обещаниях компаний, инвестирующих в метавселенные, ни одна до сих пор не показала нам ничего действительно удивительного, нового, невероятного или хотя бы реально полезного.

Так что на самом деле метавселенная даст нам, простым «юзерам» и потребителям контента?

Ответ – в принципе, ничего.

Нет, серьёзно. Ничего!

Абсолютно ничего, что обещает нам любая реализация метавселенной, про которые сейчас говорят крупнейшие корпорации, не несёт никаких уникальных, ранее невиданных плюсов для нас с вами. Мы всё это видели, пробовали и пользуемся уже сейчас.

3D-пространства с аватарами и взаимодействием с окружением существуют больше 20 лет. Почти любая онлайн-игра, не говоря уже о специализированных социальных проектах, вроде старейшего Second Life или VR Chat, уже давно предлагают то же самое, если не больше.

Удобные «маркетплейсы» для покупки и потребления продуктов – это и есть обычные экосистемы и онлайн-магазины. Когда вы входите в магазин на своём Xbox, то вы так или иначе потребляете контент экосистем. Apple вообще на этом живёт больше 20 лет.

VR-магазины и виртуальный шоппинг в целом не требуют метавселенных. Вялый концепт, который показал Walmart и назвал это метавселенной, мы видели сотни раз за последние 10 лет, и ничего не мешало ни раньше, ни сегодня его реализовать в реальности.

Что ещё? Объединения различных продуктов, коллаборации и мультивселенные никогда не становились хуже от отсутствия единого, закрытого и монопольного маркетплейса. Более того, самобытность отдельно взятой интеллектуальной собственности быстро размывается, когда её насильно и регулярно начинают интегрировать с другими, что ведёт к её угасанию. Достаточно посмотреть, что случилось с Fortnite: Save the World или карточной игрой Magic The Gathering в последние два года.

Метавселенные нужны не нам, а корпорациям. Это лёгкий способ создать цифровую монополию со своими правилами в ещё не занятой нише, пока туда не пришли законодатели и конкуренты.

«Мета» позволит соединить всех нас, с разными интересами и предпочтениями, в одну кучу, на которую удобно выливать новые продукты и не бояться, что они провалятся, или что придёт очередное государство или платформа и ограничит правилами и законами.

Так что не удивляйтесь, что за словами про светлое будущее метавселенных вы не можете разглядеть хоть что-нибудь полезное для конкретно вас. Потому что полезного там нет. Поэтому загонять в метавселенные будут нас насильно, оперируя всеми возможными способами, от пряника до кнута.

К слову, в таких монополиях-метавселенных очень к месту пришлись бы NFT. Но это уже совсем другая тема для разговора…

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (88 голосов, общий рейтинг: 4.77 из 5)
undefined
iPhones.ru
Главное слово конца 2021 года и, похоже, 2022-го – «метавселенная». Гигантские компании, от социальных сетей до крупнейших игровых издателей, целиком меняют стратегии развития, переименовывают важнейшие продукты и себя самих, чтобы влезть в первые вагоны тренда. Facebook превратился в Meta, а их VR-шлем Oculus Quest – в Meta Quest. Игровые издатели Ubisoft и Square Enix ставят...
Прокомментировать

🙈 Комментарии 29

  1. triller avatar
    triller7 февраля 2022
    0

    глобализация идет и никуда от нее не деться, мы уже давно живем в метавселенных в реальном мире, да и виртуальном тоже. Сейчас просто идет более цивилизованное объединение, чтобы цензуру и контроль объединить с удобствами для потребителя

    Smolny avatar
    Smolny7 февраля 2022
    2

    @triller, >никуда от нее не деться
    the crack of doom is coming soon!

    sissa avatar
    sissa8 февраля 2022
    0

    @triller, мы не в метовселенной живём, а просто возвращаемся к неандертальцам!

    triller avatar
    triller8 февраля 2022
    2

    @sissa, а в чем это заключается можешь объяснит и желательно своими словами?)

  2. Dustman avatar
    Dustman7 февраля 2022
    24

    Ничего не понял, но очень интересно!

  3. mantija avatar
    mantija7 февраля 2022
    17

    Хорошая статья. Прямо не ожидал от местных авторов такого. Никита, молодец.

  4. Smath avatar
    Smath7 февраля 2022
    2

    А мне понравилось, недавно взял Окулус, у нас пока фэйсбучная мета не работает, но перспектива очевидна. Пока персонажи мультяшные, но это легко исправляется. Как потребителю – я бы хотел пройти по магазину, собрать заказ в корзину и получить его через пол часа. Посмотреть отель в который планируешь ехать. Обсудить тот же план мест посещения и ресторанов с местными жителями заранее, про игры, настольный теннис и Pavlov VR прям зашли. Для бизнеса – офисы, переговоры, все что угодно.
    В общем наблюдаю сейчас с любопытством.

    bono.denis avatar
    bono.denis8 февраля 2022
    6

    @Smath, Что из этого нереально сделать уже сейчас? Без метавселенной?

    Smath avatar
    Smath8 февраля 2022
    0

    @bono.denis, пока ничего) мета для глобальности. Идеал уж кричать на фэйсбук – вотсап все равно топовый инструмент и для работы и для общения, безальтернативный для меня на сегодня. Есть несколько исполнителей на аутсорсе и с ними группы в телеге, это боль.
    В vr я могу из дома пройтись по офису и посмотреть кто чем занят. Кто при деле кто нет. В общем без походов по этажам , производственным площадкам и тд. Очень много времени тратится на дорогу.
    Из страшного, это вполне пр вести может к матрице, и снова по кругу, кто знает, может и мы в матрице прошлого сезона))

  5. Никита Горяинов avatar
    Никита Горяинов7 февраля 2022
    18

    Проблема мета в примере с госуслугами в том, что она ничего не улучшает, ничего не упрощает и даже усложняет, добавляя три дополнительных слоя сложных технологий: ваше оборудование, сервер поддержки метавселенной и оборудование сотрудника госуслуг.

    Вместо того, чтобы надевать шлем или включать компьютер, подсоединяться к человеку на той стороне, пользоваться 3D-симуляциями для решения задачи и так далее, вы могли бы просто позвонить по видеозвонку. Или даже обычному звонку. Подтвердив личность биометрией через уже существующие системы. Эффективность и скорость будет выше, дополнительных устройств, технологий и серверов — меньше. Мета даст вам только уникальную возможность подержать виртуальную ручку в руках и криво написать что-то на виртуальном бланке. Что вряд ли в ближайшие 10 лет будет считаться юридически весомым документом.

    Посмотреть комнату можно без платформы-меты. В мете всё равно не будет правды, разве что красивая 3D-модель, необязательно отражающая реальность. Но можно сделать видеозвонок или попросить записать видео… и пожалуйста, смотрите на здоровье и принимайте решение.

    Ну нет пока ситуаций, которые делают мета-платформу необходимой пользователю. Это интересно только собирателям данных и продажникам в целом. А для юзера, кроме кратковременного «вау», сто лет доступного в VR Chat без всяких мета, эффективности и пользы никакой.

    Smath avatar
    Smath7 февраля 2022
    0

    @Никита Горяинов, это взгляд на сегодня и бух фантазии, с довольно скептическим отношением к скорости прогресса. За 10 лет столько поменяется, что ойойой.
    Ну и по ресурсам и серверам – вы считаете, что условный сотрудник Сбербанка в светлом офисе за своим компом с вэбкамерой, галстучном который нужно утюжить каждый день, серверами в каждом о делении наверняка и тд, требует меньше ресурсов?

    Никита Горяинов avatar
    Никита Горяинов7 февраля 2022
    7

    Я буду надеяться, что позитивные прогнозы сбудутся, а моя прагматичная позиция — нет. Но пока нет показаний к первому, поэтому стараюсь хотя бы реалистично оценивать перспективы.

    tamtam avatar
    tamtam8 февраля 2022
    0

    @Никита Горяинов, видеозвонок может же быть входом в метавселенную, да не такой красивый, но зато хоть сейчас реализуемый. Как говорят умные люди, будущее проступает пятнами. Так что то что на картинке и реальность могут отличаться в исполнении, но идея останется той же.

    amstel8 avatar
    amstel88 февраля 2022
    0

    @Никита Горяинов, не нужен никакой сотрудник сбербанка со своим оборудованием. Будет виртуальный аналог чат-бота, который ответи на все вопросы.

    Y.Badiner avatar
    Y.Badiner8 февраля 2022
    1

    @amstel8, чем виртуальный аналог чат-бота лучше обычного чат-бота? Почему ради этого пользователь должен покупать железо?

  6. MSK 313 avatar
    MSK 3137 февраля 2022
    3

    Человеческий фактор обязательно всё разрушит . И никакой колонизации не будет. Мир устал от цифровой индустрии, да и ничего нового не могут предложить .

  7. Vadim Vasiliev avatar
    Vadim Vasiliev7 февраля 2022
    7

    Цифровое гетто, короче.

  8. dok_h avatar
    dok_h7 февраля 2022
    2

    Интересно, как скоро можно будет “купить воспоминания”?))

  9. mahony_ avatar
    mahony_7 февраля 2022
    2

    Последнему игроку приготовиться – вот ваше очевидное будущее в мета

  10. Malex avatar
    Malex7 февраля 2022
    3

    Гребаные тиктокеры

  11. voice avatar
    voice7 февраля 2022
    2

    Не знаю как на счет метавселенной. Меня на окулусе очень интересует именно работа. Погружение в рабочее пространство. Огромные виртуальные мониторы. С работой из дома помогает полное погружение, минус как я понял это сложности с клавиатурой. Еще потеет лицо в любом случае. И громоздко конечно.
    Из побочного/отдыха лично для меня.
    Кино как в кинотеатре и игры, но я не фанат игр , но новый опыт интересен.
    Куда я там буду ходить в метавселенной если я все время занят решительно непонятно. Все же дополнительная реальность является более интересным вариантом, чем погружение в этот симс 3.

  12. max_glushenko avatar
    max_glushenko8 февраля 2022
    4

    когда давненько выстрелившая корпорация потихоньку загибается, начинают менять логотипы, названия, всякий маркетологический буллшит генерить для акционеров…счас на хайпе Маск, время ФБ ушло))

    прокрастинировать отлично можно и в 2Д, зачем мне еще шлем на голову надевать? тем более ФБ и так тормозной и проблемы с перегрузкой интерфейса, там теперь все эти пердюльки будут в 3Д?

  13. Aleks Streltsov avatar
    Aleks Streltsov8 февраля 2022
    1

    Мнение специалиста: для колонизации Метавселенной и для управления антропоморфным роботом-аватаром нужна технология, описание которой есть на сайте: „Подводный антропоморфный робот-аватар, или зачем подводному роботу ноги“ А всякие Меты отдыхают

  14. lau avatar
    lau8 февраля 2022
    2

    Господи, и как мы раньше жили без этого 😱

  15. Snow fire avatar
    Snow fire8 февраля 2022
    1

    Первому игроку приготовиться…

  16. harry33 avatar
    harry338 февраля 2022
    0

    @skosovsky, Очень интересная ветка обсуждения получилась! Никите, спасибо за статью! В контексте примера со сбером и госуслугами пример не очень правильный. Он движет в область карго-культа. Госуслуги должны стремиться к полной незаметности! Т.е. у гос-ва есть вся информация о вас и вы автоматически получаете ВСЕ, что вам положено: льготы, компенсации, налоговые вычеты, актуальные данные по всем данным о вас БЕЗ всяких обращений. И В эту сторону сейчас двигаются и госорганы и банки и прочие игроки.
    Мета здесь не помощник. Но Никита одновременно прав и неправ. Неправ вот в чем. Наше и более старшее поколение радикально недооценивают ценность цифры для современной молодежи. Цифровой контент для них имеет такой же вес как для нас физический. В конце статьи была речь об NFT.

  17. Mad Donut avatar
    Mad Donut8 февраля 2022
    2

    Гугл и Яндекс уже давным давно вполне успешно строят свои метавселенные. Цукерберг лишь дал этому имя и присвоил его себе.

  18. Lioric avatar
    Lioric10 февраля 2022
    1

    NFT – не совсем ничего. Кто-то там и землей торгует…

  19. Konstantin Anisko avatar
    Konstantin Anisko17 февраля 2022
    0

    Во-первых, это неверно, что “метавселенная” ничего нам не дает. Дает, и очень ценное – возможность жить без необходимости делать выбор. Я вот недавно в больницу попал, знаете как удобно? Офигенно – воткнули капельницу в вену и можно не беспокоиться о жажде, пить не хочется и идти за водой не надо. Между ног лежит утка – и ссать можно прямо под себя. ТАк и тут – не придется задумываться над выбором, бери что дают и все.

    Ну и во вторых, мне лично это нафиг не нужно. И меня там не будет. И среди моих знакомых 80% таких – вообще я заметил, чем успешнее человек (чем больше получает) тем меньше его присутствие во всяких соцсетях. Самый богатый мой приятель (ну, не олигарх – но евровый миллионер) он вообще смартфоном почти не пользуется.

    И последнее – учите своих детей жизни, а не затыкайте смартфонами, и тогда эти однодневки-цукерберги останутся с носом.

Вы должны авторизоваться или зарегистрироваться для комментирования.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Как установить аватар в комментариях?

Ответ вот здесь