Любому хочется знать будущее на пять лет вперёд. Увы, многое не предсказать.
Хотя в одной вещи я уверен.
Вывозя последние вещи из квартиры, внезапно понял, что забыл её. К концу переезда дни смешались в одну бесцветную полосу, но то мгновение остановилось и запомнилось.
Летом 2013 года я включил AirPort Express в розетку у входа и больше никогда не вынимал. Квартиру залило, соседи этажом ниже горели, мы стали более лучше одеваться, Apple выпустила восемь новых айфонов, сын появился на свет.
Эти без малого пять лет AirPort работал без остановки, перезагрузок и сбоев. Его остановил я сам, вынув из розетки. Забавное, грустное мгновение.
В нашей жизни за год меняется многое, но роутер AirPort остаётся. Неудивительно, что на следующий день он занял похожее место в другом городе и будет сидеть там, пока не перееду снова. Он так хорош, что ничего другого не хочется.
Именно поэтому Apple решила его убить.
Говорят, что AirPort просто устарел. Это половина правды

Если вы пропустили: Apple прекращает производство AirPort, снимает его с полок и позже уберёт из официального онлайн-магазина.
Общепринятая причина, подтверждённая представителями Apple, звучит примерно так: роутеры Wi-Fi теперь есть у всех, развивать нечего, поэтому наша работа завершена.
Звучит правдоподобно, согласитесь. Ведь последний AirPort отлично делает своё дело. Нравится почти каждому владельцу. Кто хотел, те за столько лет уже купили AirPort, теперь сидят довольные.
Раз добавлять в него нечего, то зачем продолжать его делать? Заводы работают, линии не должны простаивать, китайцы-сборщики требуют зарплаты. Лучше закрыть производство, раз некуда развивать это направление в ближайшие несколько лет.
Но это полуправда, и за доказательством не нужно тянуться. Ведь у Apple есть iPad.

Задумайтесь. Тогда его производство тоже можно отменить. Вспомните модель 2013 года, iPad Air. Он отлично делает своё дело. Нравится почти каждому владельцу, желающие уже давно купили, бла-бла-бла.
Причины отказа от AirPort можно переклеить на категорию планшетов в целом – и вообще забить на неё, как сделали почти все конкуренты на рынке.
Странно, но Apple не останавливает производство iPad. Совсем наоборот, тратит космические деньги на разработку, маркетинг. Внедряет сумасшедшие инновации вперёд рынка. Выпускает новые модели каждый год. Это работает.
Под давлением рекламы и стремления к новому мы потихоньку покупаем новые iPad, хотя сам рынок в полной ж-пе. Значит, дело не только в этом.
Главная и интересная половина правды зарыта в сам фундамент стратегии Apple.
Почему Apple на самом деле убила AirPort

Вы не покупаете AirPort каждый год или два. Единожды потратив на него деньги, вы закрываете эту категорию потребностей на столько лет, сколько не прослужит самый новый айфон. Теперь в разрезе рынка роутеров вы больше не клиент Apple, с вас не получить ни копейки.
Так вот, моё мнение звучит так. Истинная причина смерти AirPort в привычном нам виде – нулевые перспективы его монетизации.
Экономическая стратегия Apple очевидна с давних времён: притянуть, а затем держать клиента как можно ближе к своей экосистеме, внутри которой компания будет извлекать доход от его действий по поддержанию и расширению возможностей этой самой экосистемы.

В этой стратегии iPhone, iPad или Mac являются точками входа в экосистему Apple.
Покупая их, вы ныряете в центр и становитесь платящим клиентом. Тут и Apple Music, и iTunes, и iCloud, и iMessage, и App Store. Почти за всё это надо платить либо ежемесячно, либо периодически. Про аксессуары вообще отдельная история, многие из них сертифицированы по программе MFi, то есть Apple зарабатывает напрямую с производителей.
Если так, то Apple TV, Apple Watch или HomePod служат инструментами удержания.
Покупая их, вы расширяете свои возможности внутри экосистемы Apple, одновременно окапываясь в ней ещё глубже. Неслучайно вы не можете транслировать на Apple TV видео с Android-смартфона, подключать к нему Apple Watch или использовать HomePod с любыми внешними устройствами, кроме Apple.

Какое место в экосистеме Apple занимает AirPort? Практически никакого. Купив его, вы можете никогда не иметь ни одного девайса Apple, но по-прежнему пользоваться всеми возможностями роутера. Для юзера это круто. Для бизнеса в целом это неправильный прецедент.
Реальность проста. AirPort не вписывается в экономическую стратегию Apple.
Он не предлагает ничего, что мотивировало бы пользователя тратить больше денег в их экосистеме. Настраивать его можно даже через Windows, ребята из Купертино (наверное, сто раз пожалели) сделали для этого удобную программу.
Максимум, что может сделать их роутер – убедить юзера в качестве продукции компании. Но эта задача неактуальна уже давно. Экосистема выстроена, её аккуратно и воспитанно доят, и AirPort в этом никак не помогает.
Вот почему Apple убирает его с производства, а затем и с полок магазинов.
Что делать дальше?
Не расстраиваться.
Даже после остановки продаж AirPort вы сможете купить модель Express за 3-4 тыс. рублей на онлайн-барахолках. Apple действительно наклепала столько роутеров, сколько народу не нужно. Удивлюсь, если они реально исчезнут со всех полок к январю 2019 года.
Ну а рынок движется дальше, к новым трендам. Apple неинтересно просто так прокачивать свои роутеры, но это не означает, что сами роутеры остановились в развитии.

В США второй год подряд переживают бум роутеры на основе ячеистой топологии (mesh networking). Грубо говоря, это когда вы покупаете набор роутеров от одной компании, каждый из которых продолжает и усиливает сигнал Wi-Fi.
В этом мало нового, даже AirPort сносно умеет так делать. Но изначально заточенные под это девайсы проще и удобнее в настройке. В США, стране одноэтажной застройки, эта фишка очень кстати. Да и в многоквартирном доме пригодится.
Рынок mesh-роутеров сейчас активно осваивается TP-Link, Google, Linksys и Netgear. Все они до умиления похожи на AirPort дизайном и философией: очень просто настроить, работать должно само собой. Лучшие результаты среди них показывают одноимённые девайсы стартапа eero: они надежнее, эффективнее и на слуху хипстерско-гаджетовской тусовки.
В России их нет, из США не рекомендую заказывать из-за проблем с ФСБ.
Популярность mesh-роутеров выгодна, ведь их реализуют сразу наборами: лидирующие компании предлагают варианты от 290 до 400 долларов за 2-3 роутера разом. Так и профит легче спрятать. Многие заокеанские владельцы AirPort уже перешли на такие системы.

Что до одиночных роутеров, философия AirPort оставила свой след и здесь. Если вы готовы потратить 5-10 тыс. рублей, вы сможете найти стабильный, качественный девайс с простой настройкой и неубиваемым, мощным железом, не падающим от нагрузок на канал. А китайцы, включая Xiaomi, готовы предложить варианты дешевле 2-3 тыс. рублей с кучей наворотов, если вы готовы к перспективе внезапного сильного геморроя.
Думаю, мы ещё вернёмся к выбору хорошего роутера на замену AirPort. Но лично я не вижу причины так поступать. Пока он не сломался, зачем искать другой? Судя по всему, мой сын в школу пойдёт, а AirPort 2012 года всё ещё будет раздавать интернет у меня дома.

Всё-таки Apple сделала классную вещь. Но время классных вещей подошло к концу.
Чтобы оставаться на плаву и не получать по шапке от Эльдара Муртазина, купертиновцам надо зарабатывать больше каждый год. В этом ей помогают не только новые девайсы и их реклама, но и экосистема и её сервисы, профит от которых растёт ежеквартально, много лет подряд.
В этой экономической модели нет официального места для старого и просто эффективного роутера, который отлично делает то, что должен. И не больше.
Так что если через три-пять лет AirPort возродится в виде убер-девайса с беспроводными зарядками, кэшированием Apple Music и прочими эксклюзивными для экосистемы Apple фишками, не удивляйтесь. Просто вспомните эту статью.
Войди и оставь комментарий
Или войди с помощью
Хороший роутер и ничего более. Хотя теория, описанная автором, может иметь место
Про ФСБ и роутеры можно подробнее?
@Boris Lazarev, таможня просто не пропустит, если найдёт. Устройства не сертифицированы
@Alexander Kharitonov, так с первого января текущего года нотификацию больше не требуют, разве нет? И роутеры тоже попали в список товаров, которые можно спокойно теперь ввозить
@Alexey Rynov, где почитать ?
@Boris Lazarev, а google уже никак?
docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01415562/clcd_15122017_172
@Boris Lazarev, если при заказе товара увидишь в отслеживании “задержано таможней”, что в данном случае почти наверняка и будет, то надо будет идти на таможню ее получать и распаковывать в присутствии таможенника. Далее, тебе ее не отдадут. Ее отправят на экспертизу и там подтвердят запрет на ввоз, а на тебя будут клеить уголовное дело.
Единственный выход – когда видишь надпись “задержано таможней” или любую другую подозрительную операцию с таможней – не идти за посылкой. До момента получения посылка является собственностью отправителя.
Конкретно фсб такой товар могут назвать чем угодно, хоть шифровальным устройством. И тебе кранты.
@Илья Березовский, ух как страшно. А если я привезу сам в сумке, то где будет надпись “задержано таможней” ?
@Boris Lazarev, в аэропорту
@mlserg, никогда не видел и не слышал, что бы таможня в аэропорту проверяла покупки на предмет сертификации. Не сгущайте, и так тошно.
@Boris Lazarev, то есть можно все шпионские гаджеты (по версии нашей власти) из Китая в сумке в аэропорту провезти и за это даже уголовку не пришьют?
@mlserg, а почему нет? Никогда не видел, чтобы прибывший багаж в Москву просвечивали (ручную кладь по крайней мере).
@ysach, хз насчет Москвы, но в Хабаровске просвечивали
купил давно эирпорт экстрим. И дико облажался.
Во-первых, это нихрена не роутер, а лишь точка доступа, в ней нет модема. То есть, в нее нельзя воткнуть провод из подъезда, инета не будет.
Нужно ее соединять через другой роутер, у которого есть внутри модем (любой китайский роутер за 2к руб, лол).
Далее. Оказалось, что в РСТ версии (какие у нас и продают) отсутствует главная фишка этих точек доступа – направленный 5Ггц сигнал, который дает стабильный вай-фай через препятствия. Сам 5Ггц сигнал есть, но эта технология отключена и программно не включается.
Так я купил кусок ховна за 8к руб по тем временам.
@Илья Березовский, это как раз роутер. Нету у него только L2tp или чего тотв этом роде.
Но вы можете позвонить в Билайн (или другому дибильному провайдеру) и вам сменят способ авторизации, ну или вы смените провайдера.
@Илья Березовский, Это не совсем так.
В качестве домашнего роутера AirPort лучше всего подходит для провайдеров, поддерживающих протокол PPPoE (Акадо, On-Lime, NetByNet и др.), для остальных провайдеров работает в качестве точки доступа WiFi.
@ONYX, ещё лучше для IPOE или dhcp
@Илья Березовский, а что в вашем понимании «нет модема»? Вам диалап нужен в роутере? PPPoE там есть. Многие провайдеры сейчас вообще по динамике работают с фиксацией МАК-адреса. С 2009 года сменил 5 провайдеров и ни с одним проблем не было.
@jBo, почитал комменты, решил пошаманить еще раз (спустя 4 года), выставил в настройках станции “статическое соединение” и инет заработал напрямую в эирпорте! Спасибо, что натолкнули на мысль. Может, провайдер что-то поменял за это время у себя, потому что помню, что все перепробовал, ни в какую инет не появлялся.
@Илья Березовский, вы не разобрались и у вас, судя по всему, Билайн. Я в аналогичной ситуации просто сменил провайдера.
@Илья Березовский, попробуйте сменит ьстрану на Финляндию, например. Иногда получается.
За употребление фразы «стали более лучше одеваться» отправил бы в бан, если на этом сайте была бы такая функция….
@sbarro, это мем вообще-то от Светы из Иваново…
@sbarro, не сечешь фишку, так не позорься
@Vanenzo Sh, в данном случае позор тем кто ее сечет ))
@sbarro, позорище вам, не знать великих цитат из интернета.
@PavelDemyanov, по-моему, позорище такое знать
@sbarro, мем же.
Был у меня ЭирПорт Экстрим. Купил 2009 году, в 2018 он откинулся. Почти 10 лен бесперебойной работы в режиме нон-стоп. Лучшего качества не видел до селе.
Сейчас сижу на Xiaomi Router 3 Pro. Тоже весьма достойный девайс. Без лишнего гемора. И дизайн приятный.
Рекомендуем
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.