Войти

Или войди с помощью

Самые безумные и провальные игровые консоли прошлого. Среди них даже есть устройство от Apple

Дмитрий Борисов avatar |
/

Уже в который раз я начинаю свой рассказ с одного неутешительного вывода: сейчас мы находимся в очень стабильном и скучном периоде развития технологий.

Особенно это касается игровых консолей. Никто сейчас даже не пытается экспериментировать и рисковать так, как это делали 30 лет назад. В этом материале окунемся в прошлое и посмотрим на самые безумные, странные и попросту неудачные игровые консоли, которыми пытались наполнить рынок техники в 90-х.

Кратко:

1. Casio Loopy, которая на самом деле принтер

В России компания Casio, в первую очередь, известна как производитель наручных часов. В то время как в 1995 году в нашей стране была на пике популярности игровая приставка Денди, в Японии компания Casio выпустила свою первую и последнюю консоль — Casio Loopy. Это была первая в мире игровая консоль, рекламная кампания которой была ориентирована исключительно на женскую аудиторию младшего школьного возраста.

По уровню графики и исполнению игр эта консоль скорее напоминала запоздалых конкурентов SNES и Sega Mega Drive, чем устройство, которое собиралось делить рынок с первой PlayStation. В чём же тогда заключался план Casio?

wp-image-1263409wp-image-1263408wp-image-1263410

Созданная приставка оказалась необычной: большую часть её корпуса занимал принтер для наклеек, а доступных игр было всего 10. Хотя эти проекты сложно назвать играми в полном смысле слова.

Игры на этой приставке в основном были лишь поводом для создания наклеек на различные темы. Например, в игре Wan Wan Aijo Monogatari нужно было заботиться о щенке, а в награду получать наклейки, которые можно было сразу же распечатать на встроенном принтере и наклеить в альбом. В Японии 90-х такие альбомы были очень популярны.

Однако ни относительно низкая цена по сравнению с конкурентами, ни интересная идея не спасли Casio Loopy от провала. Производство было прекращено всего через три года после выпуска, а тираж составил всего 200 тысяч консолей. Возможно, если бы компания продвигала Loopy не как игровую приставку для девочек, а как интерактивный принтер, всё могло бы сложиться иначе.

◦ Назад к содержанию ◬

2. Apple Bandai Pippin. Попытка Apple ворваться на рынок

Консоль получила название в честь сорта яблок «Пепин» и считается одним из самых неудачных устройств в истории Apple.

Многие связывают её разработку с увольнением Стива Джобса и последующим превращением Apple в крупного производителя компьютеров. Основная идея заключалась в создании недорогого компьютера для воспроизведения мультимедиа с компакт-дисков, серфинга в интернете и конечно игр.

wp-image-1263412wp-image-1263414wp-image-1263415

Apple Pippin работал на урезанной версии Mac OS. Для 1995 года возможности Pippin были действительно прогрессивными. Консоль имела встроенный модем для выхода в интернет и поддерживала запуск не только игр, но и различных программ, созданных для Mac OS. Более того, планировалась линейка крупнобюджетных блокбастеров.

Однако с производством консоли был нюанс. Изначально Apple собиралась продавать лицензию на производство сторонним компаниям, чтобы не занимать свои производственные мощности. Единственной компанией, которая приобрела лицензию, была японская Bandai.

К сожалению, ожидаемого успеха не произошло. Пользоваться интернетом было крайне неудобно: модем даже для 1995 года был медленным, а программное обеспечение не могло корректно отображать веб-страницы на экранах телевизоров.

С играми тоже были проблемы: на выбор предлагалось всего 25 проектов среднего качества, а сама консоль стоила 600 долларов — вдвое дороже, чем PS1 и Nintendo 64.

В 1997 году производство было прекращено по личному распоряжению Стива Джобса, который к тому времени вернулся в компанию. Всего было продано всего 42 тысячи экземпляров в Америке и Японии.

◦ Назад к содержанию ◬

3. WonderSwan и WonderSwan Color от отца портативного рынка

Провал Apple Pippin не остановил Bandai от попыток выйти на рынок игровых консолей. Компания предприняла вторую попытку, которая осуществлялась параллельно с производством консоли Apple. Однако на этот раз цель была иной — Bandai стремилась конкурировать с Nintendo в сегменте портативных игровых устройств. В частности, компания хотела создать своего конкурента Game Boy.

Для разработки этого устройства был привлечён Гумпэй Ёкои — человек, который создал самые успешные продукты Nintendo. Он практически изобрёл портативный гейминг в том виде, в каком мы его знаем сейчас.

Точно неизвестно, когда именно Гумпэй Ёкои начал работать над проектом Wonderswan. Некоторые источники утверждают, что он приступил к работе сразу после ухода из Nintendo и основания своей собственной компании, а другие говорят, что это произошло ещё во времена, когда он работал над своим провальным проектом Virtual Boy.

wp-image-1263419wp-image-1263420wp-image-1263421

К сожалению Гумпэй не успел завершить работу над проектом. В 1997 году он трагически погиб в автомобильной аварии.

Wonderswan был портативной игровой приставкой, которая по своим возможностям и характеристикам значительно превосходила Game Boy. Особенно это касалось автономности. Если бы Wonderswan вышел в 1996 году, он мог бы стать настоящим хитом. Однако его релиз состоялся только в 1999 году, когда уже существовал более продвинутый Game Boy Color и улучшенный Game Boy Light.

Несмотря на это, благодаря мощной рекламной кампании и сотрудничеству с создателями игры Final Fantasy, Bandai удалось достичь локального успеха в Японии с помощью Wonderswan. Однако следующая версия приставки, Color, не смогла повторить успех.

Причин этому было две: японцы не смогли выйти на американский рынок, а также был выпущен Game Boy Advance, который превосходил Wonderswan по всем параметрам и был более привлекательным для разработчиков.

Несмотря на неудачи, Wonderswan запомнится как последнее творение Гумпэя Ёкои, которое заставило Nintendo поволноваться.

◦ Назад к содержанию ◬

4. Очень странная Nuon DVD

Номинально, речь здесь пойдет не о конкретной консоли, а, скорее, о технологии, которая позволяла превратить DVD-плеер в игровую консоль. За разработку технологии отвечала компания VM Labs, а реализацию взяли на себя Samsung и Toshiba.

Скорее всего, производители надеялись, что DVD-плееры с этой технологией смогут успешно конкурировать с новым поколением консолей. Но помешал ряд очевидных факторов.

wp-image-1263427wp-image-1263428wp-image-1263429

Первый и самый важный фактор — отсутствие единого стандарта разработки и управления. Поскольку VM Labs не занимались разработкой геймпадов, этим приходилось заниматься тем смельчакам, которые решались создавать игры для Nuon. Совместимость между играми была крайне низкой, а сами геймпады отличались количеством кнопок и органов управления (например, на некоторых не было стиков).

Второй фактор, который бросается в глаза, — это то, что с новой и странной на первый взгляд технологией почти никто не захотел связываться. Для Nuon было выпущено всего восемь простых и неинтересных игр. И только четыре фильма поддерживали управление с помощью геймпадов Nuon. Конечно, в них не было никакой интерактивности, просто более плавная перемотка и масштабирование изображения.

Зачем нужны были дорогие DVD-плееры с Nuon, не поняли почти все, особенно когда на рынке появилась PlayStation 2. К 2003 году все производители отказались от внедрения Nuon в свои продукты, а сама компания VM Labs вскоре закрылась.

◦ Назад к содержанию ◬

5. Прорывная FM Towns Marty

Эту игровую приставку можно было назвать настоящим прорывом своего времени. Она была первой 32-разрядной игровой системой, оснащённой приводом CD-ROM и встроенным дисководом для дискет. Её разработкой занималась японская компания Fujitsu.

wp-image-1263432wp-image-1263433wp-image-1263434

Для своего времени, 1993 года, консоль была очень мощной. В ней использовался полноценный 32-битный процессор, что позволяло запускать игры, разработанные для ПК FM Towns. Эти игры составляли большую часть библиотеки консоли. Они были красивыми и продвинутыми, но с одним существенным недостатком: из-за небольшой разницы в архитектуре они запускались с ошибками и часто требовали нажатия кнопок, которых не было на геймпаде FM Towns Marty.

Для FM Towns Marty было создано очень мало эксклюзивных проектов. Разработчики предпочитали работать с более популярными на тот момент консолями Sega и Nintendo.

Пользователи не хотели рисковать, покупая Marty, так как никто не знал, насколько хорошо игра будет работать на этой консоли. К тому же, по сравнению с конкурентами, цена на Marty была очень высокой.

Из-за этих факторов консоль не получила широкого распространения, и это привело к закрытию компьютерного подразделения Fujitsu в 1995 году..

◦ Назад к содержанию ◬

6. Грустная история Amiga CD32

У Америки была своя прорывная 32х битная приставка. И тоже от производителей компьютерного железа. Компания Commodore даже преследовала ту же цель что и Японская Fujitsu – выпустить железо от ПК в более компактном формате игровой консоли. И с полной поддержкой библиотеки компьютеров Commodore.

wp-image-1263439wp-image-1263440wp-image-1263441

Всё складывалось замечательно. На рынок поступило недорогое, но мощное устройство, которое позволяло с комфортом играть в популярные игры для ПК 80-х и начала 90-х. При желании сама Amiga CD32 могла стать для вас полноценным ПК, ведь её железо было аналогичным.

Однако успех консоли оказался для неё роковым. Дело в том, что Commodore не успевала производить устройства и отвечать на высокий спрос в Европе. На других рынках Amiga CD32 так и не появилась, а её создатели закрылись в 1994 году из-за банкротства. Длительные судебные разбирательства по поводу авторских прав и запрет на продажу устройств на родном рынке в США привели к краху компании, которая в 1980-х занимала лидирующие позиции на рынке ПК.

◦ Назад к содержанию ◬

7. Безумная афера Gizmondo

Давайте закончим наш рассказ на позитивной ноте и расскажем об одной очень забавной истории. Речь пойдёт о компании Gizmodo и её самой провальной консоли в мире.

Идеологом этой неудачной идеи стал Стефан Эрриксон, сотрудник автосервиса родом из Швеции. С 1981 по 2003 год он несколько раз оказывался в тюрьме за различные преступления, включая ограбления, торговлю людьми и мошенничество. После своего последнего освобождения он переехал в США, где начал зарабатывать большие деньги на продаже запрещённых веществ и угоне элитных авто, имел связи с Сальвадорской мафией.

Все свои доходы он вкладывал в различные бизнесы и стартапы, одним из которых стала портативная консоль Gizmodo.

wp-image-1263445wp-image-1263446wp-image-1263447

Идея портативной игровой консоли заключалась в том, чтобы создать устройство, которое бы объединило в себе функции телефона, КПК и игровой приставки. Gizmodo была основана на мобильной версии Windows CE и имела довольно мощное железо от компаний Nvidia и Samsung.

Одной из главных особенностей этой консоли должен был стать собственный онлайн-магазин игр. И всё это в 2004 году!

На старте продаж планировалось представить 30 различных игр, от Worms World Party до Carmageddon. Однако при покупке консоли можно было поиграть только в одну, а из всех 30 разрабатываемых проектов до релиза дошли только 14.

Зато запуск продаж предвещала самая масштабная вечеринка в истории игровой индустрии с бюджетом больше трёх миллионов фунтов. Акционерам пришлось врать, что это было «стратегическое мероприятие». И на продвижение консоли выделили много денег, правда, как выяснится позже, большая часть бюджета была нагло разворована.

Стефан Эрриксон собственной персоной.

Да и все амбиции производителей разбились о релиз Nintendo DS, которая хоть и не была продвинутым коммуникатором, но по качеству игр превосходила Gizmondo.

А окончательно добили проект журналисты, которые обнародовали все пикантные подробности жизни Стефана Эрриксона, главного инвестора Gizmondo. Он, кстати, на свободе не задержался и в 2007-м снова сел в тюрьму.

◦ Назад к содержанию ◬

Амбиции иногда все портят

И на этом на сегодня всё. Я постарался собрать примеры самых безумных консолей за последние 40 лет. Некоторые удивляют своей идеей, некоторые — историей создания, а за провал некоторых откровенно обидно.

Главное, уверен, это было интересно. Каждый, кто дочитал до конца, дайте знать о себе в комментариях и активно дополняйте мой рассказ фактами, которые я мог упустить. Хорошего дня!

◦ Назад к содержанию ◬

8
undefined
iPhones.ru
Уже в который раз я начинаю свой рассказ с одного неутешительного вывода: сейчас мы находимся в очень стабильном и скучном периоде развития технологий. Особенно это касается игровых консолей. Никто сейчас даже не пытается экспериментировать и рисковать так, как это делали 30 лет назад. В этом материале окунемся в прошлое и посмотрим на самые безумные, странные...

Войди и оставь комментарий

Или войди с помощью

<- Назад Забыли пароль? Войти
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер

Какие правила в комментариях
  1. dimaps avatar
    dimaps 22 июня 2024
    4

    Интересно, спасибо! 👍🏻

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  2. scream13 avatar
    scream13 22 июня 2024
    1

    Кроме Bandai, Pippin выпускала под своей маркой Норвежская Katz Media. А производством кроме Bandai занималась Mitsubishi Electric и Alps Electric.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  3. scream13 avatar
    scream13 22 июня 2024
    0

    “Bandai предприняла вторую попытку” (про WonderSwan). Если считать Playdia, то это была уже третья попытка.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  4. Vasya pupkin avatar
    Vasya pupkin 22 июня 2024
    8

    Молодец, Дмитрий. Хоть в игры давно не играю, но ваши статьи читать интересно.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  5. n547 avatar
    n547 22 июня 2024
    2

    К этому списку добавил бы PSVita. Это была бы удачная портативная консоль, но ей не повезло, время изменилось, производители игр в то время почему то решили, что будущее за смартфонами в этом сегменте.

    Дмитрий Борисов avatar
    0

    @n547, не все производители, а конкретно Sony, о PSV я писал большую статью на сайте где упоминал этот момент.

    А так, ничего не изменилось — Nintendo как были королями портатива так и остаются

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  6. punisher.apk avatar
    punisher.apk 22 июня 2024
    2

    @Agito_Akira

    GizmoNdo

    Поправьте, пожалуйста, везде gizmodo написано

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  7. scream13 avatar
    scream13 8 февраля в 12:27
    0

    Дмитрий не упомянул годну из главных особенностей WonderSwan – две крестовины (D-pad). Это было сделано для: универсальности для левшей и правшей, а также для того чтобы, в зависимости от игры, держать устройство вертикально или горизонтально и соответственно использовать ту крестовину, которая удобна.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.