Который день народ удивляется своему рейтингу в Яндекс.Такси.
Он рассчитывается по средней оценке за 40 последних поездок. Для многих результаты оказались неприятным сюрпризом.
Почти сразу рейтинг обнажил глубокие проблемы сервиса. Мне захотелось покопаться в этом: почему пользователи недовольны, и почему водители рады.
Ну и подвести черту: рейтинг в таком виде не нужен.
Многие этого не замечали, но рейтингу пассажиров уже два года
Яндекс ввёл рейтинги пассажиров больше года назад. Водители могли оценить поездку примерно так же, как это делали пользователи Такси.
Но если рейтинг водителей был видимым пользователю сразу после назначения машины, то рейтинг пассажира был скрыт для всех, кроме самого Яндекса.
Рейтинг пассажира незаметно влиял на некоторые факторы при оформлении заказа. Например, на частоту назначения хорошего автомобиля, а также на вероятность решения проблем службой поддержки в пользу пользователя.
Инструмент казался странным, ведь пассажир ничего о нём не знал. Водителям он погоды не делал и работал просто как «пылесос» для негатива. Предполагаю, что эти данные были нужны Яндексу не для решения конфликтов, а для инструментов скоринга в массиве «биг даты», на которой сегодня стоят все сервисы компании.
Отобразив эти данные каждому пользователю, Яндекс получил хорошую волну хайпа, но вместе с ней продемонстрировал проблемы Такси, уходящие куда глубже, чем просто взаимоотношения водителя и пассажира.
Рейтинг пассажира – это правильно, пока им не злоупотребляют водители

Водителям нужно иметь способ наказания пассажиров. Это факт. Потому что ситуации бывают разные, а возможности неравны. Как сильно не хотелось бы многим свалить вину на «бомбилу», многие из нас, протирателей кресел такси – совсем не подарок.
В идеальном мире рейтинг позволяет как водителю, так и сервису вести контроль за поведением пассажиров и мотивировать тех вести себя лучше. И не вызывать такси с ожиданием 20 минут под камеру запрета остановки со штрафом от 3 тыс. рублей.
Не важно, что пассажир платит деньги за поездку. Это не даёт ему права нарушать базовые правила поведения. Таксист ему не раб, он довозит из точки А в точку Б. За всё остальное спрос имеется, только если машину заказываешь по тарифу формата Бизнес и выше.
Водители фиче в целом рады. Это возможность донести до пассажира, что он неправ, не начиная конфликт в салоне и рискуя получить «ответочку» в виде блокировки в сервисе без суда и следствия. Рейтинг позволяет хоть немного, но оставить след в жизни после закрытия двери. Мелкая пакость, иногда заслуженная.
Но некоторые пошли дальше и увидели в рейтинге возможность насолить именно Яндексу.
Борьба водителей и Яндекса злая, долгая и очень мутная, не буду глубоко сейчас в неё нырять. Коротко о претензиях таксистов:
Всё это бросает тень другого смысла на рейтинг пассажиров. Если верить телеграм-каналам (в целом плохая идея, но всё же) таксистов, некоторые водители начали специально снижать оценки пассажирам только за то, что у них есть Яндекс.Плюс.
То есть водители так мстят пассажирам, если стоимость поездки не устраивает. Или просто за сам факт наличия подписки.
При этом подходе рейтинг становится инструментом вялотекущих разборок между таксистами и Яндексом, а пассажир – пассивной разменной монетой.
Мы, пассажиры, не устанавливаем цену поездки, не виноваты в 10-процентной скидке от Яндекс.Плюса, не понижаем и не задираем цену в зависимости от загруженности машин в районе. У нас есть только кнопки Заказать да Поставить рейтинг.
Есть что-то лиричное в этой ситуации, ведь обычно водитель ровно так же беспомощен перед непонятными для него недовольствами пассажира. Рейтинг его падает, но за что? Сиди и обтекай теперь.
Чего в этой ситуации точно нет – хорошего. Если рейтинг оставлять в текущем виде и ничего не менять, недовольные водители будут использовать его негативном формате, постепенно ухудшив отношение нормальных пассажиров к любым таксистам в целом.
Чаевые точно начнут оставлять реже. Негатив рождает негатив.
Пассажиры завалили негативом отзывы к приложению Яндекс.Такси

Это ещё умеренно негативные отзывы, есть и намного хуже.
Заходим в App Store на страницу Я.Такси, открываем отзывы и раздел Самые недавние.
Там мат, ненависть и прочий трэш, связанный с отображением рейтинга пассажира. Есть более-менее адекватные точки зрения, но в основном всё печально.
Типичное мнение большинства: таксист – раб, а я – молодец. Раб заработал денег, поэтому должен страдать.
Средняя цена поездки в регионах составляет полторы сотни рублей, а иногда и меньше. Большинство водителей реально сводят концы с концами, это факт. Но почему-то по мнению типичного пассажира, виноват во всём этом как раз водитель.
Позитива никакого. Польза тоже непонятна. Поэтому в текущем виде у рейтинга только одна дорога –
Рейтинг надо убирать, пока Яндекс не решит проблемы внутри

Если бы 85% водителей были довольными и сытыми, а пассажиры ровно настолько воспитанными и адекватными, то рейтинг бы работал как следует. А так он не решает никаких задач, кроме дальнейшей эскалации.
Спустя несколько лет разборок между водителями, сервисами такси и пассажиров, нужны не рейтинги и прочие «фишечки», а глобальные решения: изменение тарифов, условий работы таксистов.
Если бы это было так просто! Но увы. Иначе бы уже всё сделали.
Вместо вывода – короткая история. Вчера в Москве поехал домой на Яндекс.Такси, Комфорт+. Сажусь в машину, чувствую напряг водителя по непонятной причине. Доехали спокойно и молча, без проблем.
Сегодня с утра проверяю рейтинг, а он упал с 4.90 до 4.72. Водитель поставил мне 1 звезду.
Почему? Потому что у меня Яндекс.Плюс? Поездка стоила дешевле, чем он ожидал? Дверью никто не хлопал, в салон животных не сажал, не курил, всё было прилично, образцово-показательно.
Вот и угадывай теперь. Или просто игнорируй весь рейтинг целиком, пусть водители дальше дуются непонятно на что. Тоже вариант. Глядишь, через пару месяцев отключат его за отсутствие смысла.
И ничего ни у водителей, ни у пассажиров не изменится в лучшую сторону.
Войди и оставь комментарий
Или войди с помощью
У меня пятерка ?
@fimoz, потому что вообще не пользуешься Яндекс-такси :-)
@Mavpa, ну раза три-четыре в месяц..
@fimoz, я, в среднем, раз в день. Но было пару дней назад 4,94, а через две поездки 4,76. Один раз дали комфорт+, проехали хорошо. Пятерки поставил, но на чай не залил.
Мне как бы пофиг, но не совсем понятно что это дает.
@fimoz, у меня тоже. ?
Тупое такси, редко когда изначально указанная стоимость в приложении, соответствует финальной. Дэбильная “поддержка” — бот с одним и тем же ответом, мол условия поездки поменялись.
@Pakistan, согласен. Был вопиющий случай, когда вызвал комфорт за 300 рублей, приехала Ешка, по факту списали 900 рублей.
Поддержка 3-4 раза повторила про “динамический тариф”.
Или же таксист в комфорт+ не знает город и делает крюк. За 10-минутную поездку списывают 500 рублей. На вопросы о том, что этот путь выбрал водитель – отказ.
Рейтинг у меня 5.0 если что, плюс куплен)
@Cyborg, да, про водителей, которые якобы объезжают пробки меняя маршрут, а на финише +150-300₽ к чеку. (рейтинг 5)
@Pakistan, цена фиксированная, какие крюки??
@World of Warcraft, вероятно обычные крюки. Уточни у Cyborg. Но и я думал, что фиксированная. Поддержка теперь говорит, что цена меняется, ввиду того, что чудом, без моего согласия, на усмотрение водителя меняется маршрут.
@Cyborg,
Поэтому не надо привязывать карту к поездке. Иначе – ты сел в такси, ты от него зависишь. Деньги списываются неконтролируемо, апеллировать не к кому.
@ssrg, ,буду благодарен за инструкцию по тому как избавиться от подобной зависимости.
@ssrg, тогда у водил другой ответ «сдачи нет»
@Pakistan, ни разу такого не было за тысячи поездок.
@Like2MoveIt, у тебя вечно всё через жопу, то путен молодец, то тысячи поездок и ни разу.
@Pakistan, ну у меня тоже такого не было. Вы по какому тарифу едите?
@tamtam, ем я по тарифу “БЖУ(белки, жиры, углеводы) – Оптимальный” для тяжёлоатлетов.
А такси вызываю “Комфорт”.
@Pakistan, )) странно, идём мотивировали. Может ожидание было?
@tamtam, Да в том и дело, что всё как обычно, но вот уже пятая поездка и после выхода из такси приходит чек, где стоимость гораздо выше предварительно указанной в приложении. Пишу каждый раз в поддержку и один и тот же ответ. А там ещё есть опция оценить поддержку и пожаловаться на то, что ответ шаблонный или как-то так. Это я тоже делаю — оцениваю и жалуюсь на поддержку. (регион СКФО).
@Pakistan, В Москве у меня за все время существования “фиксированной цены” ни разу не менялся тариф. Хотя езжу довольно часто.
У тебя так бомбануло из-за 0.18?
Ну, ежели мой рейтинг как покупателя снижается, то я при снижении своего же рейтинга пойду в другое такси.
Если мне здесь не рады – зачем я понесу вам свои денежки?
@DadaSasa, понесёшь, так как у них парк все больше, а время для клиента-самый ценный ресурс.
@Ярослав, В Москве Гет или Убер, приезжают с такой же скоростью.
@FiLunder_7, Убер, увы, это Яндекс. Сити как альтернатива ещё.
После этого рейтинга, мне не охота пользоваться Яндекс такси.
@iZenRed, не пользуй, ходи пешком. Яндексу все равно. Вы какие-то странные. Что водители, что пассажиры. Яндекс предоставляет услуги. Его обязанность – заработать больше денег и все. (Всякие рейтинги в народе, заработанные отношением – сводятся к заработку денег СЕБЕ). Не нравятся условия? Уходи! Если условия не понравятся 90% пользователей такси и они уйдут, яндекс нажнет беспокоиться за свои деньги и менять условия. Но а пока, все хавают, зачем ему лишать себя прибыли?
Также и водители обвиняющие яндекс. Да не таксуй ты ради бога, кто ж тебя заставляет. Только вот дело в том, что ты ничего больше не умеешь, а вместо того, чтобы учиться, ты ачивку зарабатывал “купить машину”. Молодец, заработал. Таксуй. Яндексу все равно. Яндекс изменит условия, когда баланс нарушится в худшую для него сторону. Не для вас. А пока вы соглашаетесь на его условия, он и не будет их менять.
@gravitiq, есть альтернатива и это хорошо
@walkman00, а как же поплакать, как же постонать, жизнь то тяжёлая, все вокруг виноваты да и работать надо, а так неохота. Всё правильно не нравятся условия ищи другую работу, не нравится яндекс езжай на другом такси.
Это что нужно делать, чтоб получить низкий рейтинг? Подозреваю, что низкорейтинговые относятся к водителям, как к обслуге. У меня рейтинг 4,99.
@Alexey Krapukhin, а это не обслуга?!
@Alexey Krapukhin, А теперь у всех рейтинг поедет вниз после того как он стал виден. Теперь все кто на чай не оставил, кто картой расплатился, у кого “плюс” кто попросил музыку выключить – все по своей одной звезде получат. Раньше водителю пофиг было, а теперь подносрать друг-другу – самое то.
Какая боль, какая боль, у меня рейтинг 5.0 :)
Водителям всегда пятерки ставлю и тыкаю в несколько иконок сервиса, типа вежливо, чисто и т.п.
Но это в Беларуси.
Согласен, фича ненужная пассажиру, ну зато таксисты оторвутся:)
З.Ы. Кстати говоря не для протокола, гипотеза насчёт скоринга абсолютно верная. Так что чем больше обиженки за рулём будут ставить “неинформативных” минусов в карму, тем меньше будет доверия конкретно к вам.
@Илон Маск, не факт. Допустим я поставил водителю пятерки, а он мне двойку. Вопрос становится спорный. Так как в идеальной ситуации оценки должны совпадать. Тут если yandex все верно настроит, то это будет вполне себе способ определять странных водителей.
@tamtam, +, да и постоянные единички ВСЕМ можно игнорировать. Или ТОЛЬКО яндекс плюсу единички – слишком выделяющийся фактор. Можно какой-нибудь коэффициент влияния для водителя ввести, чтобы его оценки меньше учитывались, или вообще не учитывались.
@tamtam, я имел ввиду, что если “обиженка” ставит постоянно всем одну звезду, то рейтинг в системе у него понижается и его оценки имеют меньший вес.
@Илон Маск, тогда мы думаем с Вами одинаково ))
Кто делит клиентов на нормальных и мудаков, тот остаётся без клиентов.
Рекомендуем
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.