Войти

Или войди с помощью

Почему в России на дорогах образуется колея, а в США нет. Разбираемся, какая технология там и тут

Роман Мирошниченко avatar |
Почему в России на дорогах образуется колея, а в США нет. Разбираемся, какая технология там и тут

Как известно, в России есть две беды: дураки и дороги. Первая беда – вопрос субъективный, глупые люди живут не только в России. Более того, отечественная смекалка – предмет нашей гордости. А вот что с дорогами-то не так? Да, можно кивать на суровый климат, на некие исторические закономерности, однако это не отменяет непреложный факт нашего отставания в этом вопросе.

Плохие дороги – это и замедление скорости передвижения, преждевременный износ автомобиля, есть и влияние на аварийность. Известно, что от 20 до 40% ДТП происходит по вине плохих дорог. Так что их состояние – важная, без преувеличения, государственная задача. Экономика успешной страны подкрепляется качественными дорогами.

Кратко

В какой стране лучшие дороги


Американские хайвеи – кровеносная система страны

Дороги – это не только скоростные магистрали, они соединяют и сельские местности. Но для оценки качества дорожно-транспортной сети обычно берут показатель средней скорости между городами. Все же обычно прямое соответствие качества главных и второстепенных дорог имеется.

На первом месте в этом рейтинге ожидаемо оказались Соединенные Штаты с со средней скоростью движения в 107 км/час. В топ-20 стран можно встретить как успешные Канаду, Францию, Чехию, Германию и Швецию, так и не совсем ожидаемые тут ЮАР, Намибию, Марокко и Иран. Россия в список лидеров не попала.

Как американцы начали строить свои дороги?


Машины появились, а дороги – еще нет!

Давайте развенчаем миф: дороги в Америке назвать идеальными нельзя. Прежде всего потому, что дороги-то бывают разными. Одно дело – знаменитые пересекающие целые штаты трассы interstate, другое дело – сельские и городские дороги. Тем не менее отличительная особенность трасс в Америке – их качество в среднем. Дорожное покрытие более-менее хорошее везде, а не только вокруг крупных городов. И этому есть исторические объяснение.

Когда Генри Форд посадил Америку на колеса, оказалось, что в стране толком нет ни дорог, ни технологии их строительства. Рабочие бросали на как-то подготовленное покрытие щебенку, а потом по ней проходил каток. Автомобилисты даже призвали к вмешательству правительство своей страны!

С 1901 по 1938 годы протяженность дорог выросла с 1200 км до 448 тысяч км! На основе концепции немецких автобанов в 1956 году в США были приняты стандарты автомобильных дорог, действующие и сейчас. Они предусматривают доступность для разных видов транспорта, ширину, число полос и т.д. К 2018 году общая протяженность дорог составила более 7 млн км, при этом почти 78 тысяч км – это автомагистрали высокого качества.

Технология строительства дорог в Америке


Арматура – важная часть бетонной дороги

В Америке требования к строительству дорог с учетом их класса устанавливает Министерство транспорта. При этом стандарты эти обязательны для всех штатов, что и делает качество дорог более-менее одинаковым по всей стране.

А делает дороги столь качественными – бетон. Его использование и является тем самым гарантом качества. У бетона очевидные достоинства: прочность, долговечность, восприимчивость нагрузки. Недостатками можно считать сложность укладки и последующего ремонта. А первые дороги из этого материала появились в стране еще в 1930 году, хотя улицы стали делать бетонными еще раньше.

Самая старая бетонная улица в Америке

Строительство дороги начинается с выкапывания ямы метровой глубины, причем порода используется в дальнейшем для насыпей. Затем на дно укладывается подушка из гравия, песка и глины. Каждый слой поливается известковым раствором и перепахивается. Так удается удержать внутри воду, она остается в подушке и не дает ей со временем проседать. Сверху кладут 5-7-сантиметровый слой асфальта. Он обеспечивает ровную поверхность и гидроизоляцию.

Следующий шаг – монтаж арматуры. На нее заливают бетон, который еще и трамбуют, выгоняя из него воздух. Учитывается и температура воздуха – в жарких штатах бетон кладут по ночам, чтобы смесь теряла меньше влаги. Также ее могут поливать или даже укутывать пленкой.

Строительство бетонной дороги в Америке – рутина

Особое внимание уделяется качеству материалов и работ. Мало того, что еще в 60-е годы американцы описали свойства разных щебней, так и при заливке каждого участка формируются бетонные цилиндры. Их затем разбивают, проверяя соответствия качества материала строительным нормам.

Застывает бетон через 28 дней. Зато служить такая дорога может до 25 лет без проведения капитального ремонта. Но после износа бетона его могут покрыть сверху асфальтом – так можно на время продлить жизнь дороги и оттянуть дорогостоящие ремонтные работы. Технология недешевая, но зато дальнейшая эксплуатация относительно недорогая.

Бетонные дороги в России

В России бетонные дороги тоже есть, но их всего не более 3%, тогда как в Америке ⅔. Наши варианты – это или некие смелые эксперименты, или же попросту переделанные взлетно-посадочные полосы. Такая ситуация объяснима несколькими факторами.

Сама по себе бетонная дорога будет явно дороже, чем обычная асфальтовая, чуть ли не в 4 раза, пусть и окупаемость быстрее. А обслуживание – это другая история, которая “кормит” слишком уж много заинтересованных сторон. Дорога, которую не надо ремонтировать 20 лет? Звучит заманчиво для автомобилистов, но для кого-то это шок!

Также стоит учитывать, что строительство бетонной дороги требует специального цемента. Его у нас производят не настолько много, чтобы использовать в этой сфере. Да и строительная техника специальная требуется для укладки бетона, в это тоже кому-то придется вложиться.

Бетоноукладчик выглядит солидно

Но есть и другая, пожалуй самая важная, причина. Преимущество бетона в его невосприимчивость к жаре. Это актуально для юга США, Китая. А вот у нас реалии другие, мы чаще сталкиваемся с резкими перепадами температуры. И вот в таких условиях бетон как раз может пойти трещинами. Асфальт тоже не всегда выдерживает такие перепады, но его хотя бы проще ремонтировать.

Эксплуатация бетонной дороги – особая история. Здесь ямочным ремонтом не обойтись. Меняется целый кусок дороги, чтобы проблема не разрасталась. Мало того, что это очень дорого, так еще и придется дождаться высыхания бетона, а это несколько дней. Зимой нужны специальные реагенты, да и как бетон перенесет длительное воздействие шипов – загадка.

Как строят дороги в России?


Вариант дорожного “пирога”

Отечественные дороги – это тоже слоистый пирог, чья толщина и состав зависят от назначения транспортного объекта. Сам процесс строительства регулируется Градостроительным кодексом, несколькими ГОСТами и СНиПами.

Между первыми слоями из естественного грунта, песка и щебня кладут геотекстиль. Подложка не дает смешиваться слоям и выводит излишки влаги. Щебеночное основание повышает устойчивость дороги. Этот слой пропитывают битумом для повышения плотности и вязкости, а также для лучшего скрепления со слоем асфальтобетона.

На дорогах лучшей, первой категории, в основании кладется бетон толщиной 20-35 см, а сверху уже слои асфальта: от крупнозернистого к мелкозернистому. Положенный прямо на щебень асфальт – технология еще времен Советского Союза, сейчас она используется для дорог низших категорий.

Конечно, формирование такого “пирога” – целая наука. Теплофизическая несовместимость материалов может привести к появлению трещин в самом цементобетоне и выше. А дешевая щебенка может неравномерно усаживаться под воздействием нагрузки транспорта, что и приведет к появлению ям и колеи.

Строительство дороги может стать масштабным проектом

Горячий асфальт можно укладывать только в теплую сухую погоду при температуре от 5 градусов. Важную роль на последнем этапе играет асфальтоукладчик. Утрамбовкой поверхности занимается каток, именно он делает дорого такой ровной. Техника постоянно совершенствуется, появились уже и виброкатки, которые обеспечивают дополнительное воздействие на асфальт, делая его еще плотнее и прочнее.

Почему образуется колея?

Ямы – не единственная беда наших дорог. Даже при видимом сохранении целостности асфальтированного полотна возможна такая его деформация, как колейность. Так называется заметное изменение поперечного профиля дороги, которое образуется в тех полосах, где чаще всего и ездят автомобили. Колея может стать настолько очевидной, что это сильно мешает движению машин, особенно, с низким клиренсом. А изменения могут затрагивать не только верхнее покрытие, но и внутренние слои.

Колея явно мешает движению

Основные причины появления колеи на дороге известны:

📍 Некачественный асфальт. Поверхность дороги под воздействием Солнца размягчается, а потом ее просто проминают колеса тяжелых автомобилей.

📍 Тонкий слой асфальта и дорожной подушки. Допущенные в проектировании или при укладке ошибки ускоряют появление проблем.

📍 Повышенная транспортная нагрузка. Даже на качественно построенной дороге может появиться колея, если нагрузка намного превышает изначально рассчитанную.


На такую нагрузку дорога точно была рассчитана?

📍 Шипованная резина. В наших условиях такая резина может стоять на автомобилях большую часть года, негативно воздействуя на асфальт.

📍 Плохой контроль за состоянием дороги. Даже проведенные, но не вовремя, ремонтные работы, могут не остановить появление колеи. В результате придется менять вообще все слои дорожного полотна.

Но есть и другие, уже не столь очевидные причины: усталостные напряжения в слоях дороги, химические воздействия, просадки грунта, расширение грунтовых вод и т.д.

Почему наши дороги хуже скандинавских?

Проблемы с российскими дорогами во-многом объяснимы климатом. Но почему же тогда в странах Скандинавии с не менее суровыми условиями дороги в целом лучше? И тут не стоит все валить на коррупцию или использование дешевых технологий. Эти факторы тоже присутствуют, но они далеко не главные.


Выглядит футуристично, но пустынно, да и всего две полосы

Дороги в Северной Европе не так нагружены, как наши, следовательно, изначально служат дольше. Также там куда больше платных участков, что позволяет собирать дополнительные средства на обслуживание и ремонт. Да и сами по себе дороги куда скромнее: в той же Норвегии они в основном двухполосные, хотя мосты и тоннели – отдельная история. Отметим и меньшую протяженность дорог в Скандинавии.

В чем проблема российских дорог?


Даже в провинции есть нормальные дороги – не все так плохо!

Кажется, о состоянии российских дорог, причинах этого явления и вариантах решения проблемы можно без труда написать целую научно-исследовательскую работу. Говорить можно о целом ряде причин. География делает наши дороги очень длинными, климат не позволяет активно использовать бетонное покрытие, а состояние бюджета вынуждает экономить на технологиях и последующем ремонте, что только усугубляет проблему.

В России тоже есть классные дороги, которые и построены были с соблюдением всех необходимых технологий, и контроль за их состоянием ведется. Сколько это стоило – уже другой вопрос. Так что специалисты, материалы и технологии имеются. Проблема дорог у нас, кажется, быстро не решится, но необходимые для этого действия секретом в общем-то не являются.

88
undefined
iPhones.ru
Как известно, в России есть две беды: дураки и дороги. Первая беда – вопрос субъективный, глупые люди живут не только в России. Более того, отечественная смекалка – предмет нашей гордости. А вот что с дорогами-то не так? Да, можно кивать на суровый климат, на некие исторические закономерности, однако это не отменяет непреложный факт нашего отставания...

Войди и оставь комментарий

Или войди с помощью

<- Назад Забыли пароль? Войти
  1. samiydobri avatar
    samiydobri 8 июля 2024
    11

    Разговаривал как-то с «дорожником», так он говорит виноваты фуры перегруженные. Но вот вопрос почему в Китае или Европе эти же фуры едут к нам и дороги не разбивают, ответа не получил 😅 явно не соблюдение стандартов и отсутствие контроля после ремонтных работ ✌🏼

    kolkov_av avatar
    kolkov_av9 июля 2024
    0

    @samiydobri, это бред. Нет, основная причина выеденной в асфальте колеи, а не подавленной, это шипы и неуёмное использование реагентов.

    Эдуард Е.Г avatar
    Эдуард Е.Г10 июля 2024
    0

    @samiydobri, в Китае и в Европе, там на счёт перегруза все серьёзна. Это раз, во вторых в Китае климат мягкий, как и в США, и дороге делают основном из бетона. Это два. Есть куча видосиков, как блогеры въезжают в Нью-Йорк, и там дорога не чем не лучше чем в российской “деревне”. Да и в самой Канаде есть просто одна огромная яма и калия . Этого добра в Ютубе хватает. Просто автор обычный пропагандист и манипуляршик. В России например на юге есть дороги не ремонтируют уже 20лет и они в хорошем состоянии. Потомучто там климат мягче, но не намного мягче чем в Китае и США. .

    Эдуард Е.Г avatar
    Эдуард Е.Г10 июля 2024
    0

    Автор ты просто манипулируешь и заводить людей в заблуждение. Во первых не везде в США хорошие дороги, во вторых на качество дорог скорости не влияют. Если уж ты назвал США лучшими дорогами, так вот по 10бальной системе лучшее дороги в Японии . Если та основном горы то скорость в оприори будет меньше, да и в Германии будут лучше дороги чем в США. Дальше, посмотри на въезд крупных городов США, дороги не чем не лучше чем в России. Там ладка на лавке. И ещё у нас на юге дороги есть без ремонта 20 лет, и они даже лучше чем въезд Нью Йорк в США. Так что хорошо людям лапшу вешать. Да и климат об многим говорит. Кстате в Германии каждый год дорогу ремонтируют, по этому она хорошая, а не потому что она качественная.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  2. ryazanec avatar
    ryazanec 8 июля 2024
    30

    Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют (С) Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

    Введите пароль еще раз avatar
    9

    @ryazanec, к слову, пить стали намного меньше. По крайней мере, напиваться в хламину меньше стали.

    Tilk avatar
    Tilk8 июля 2024
    7

    @Введите пароль еще раз, Россия никогда не была в лидирующих позициях среди других стран, а сейчас так и вовсе

    tamtam avatar
    tamtam9 июля 2024
    2

    @Tilk, вы про выпивать или про напиваться. Выпивать можно бокал каждый день и суммарно будет больше чем бутылка за раз, но раз в неделю.

    Tilk avatar
    Tilk9 июля 2024
    3

    @tamtam, выпивать каждый день – это алкоголизм, он очень быстро переходит в напиваться. Не нужно говорить про сферического коня в вакууме. Где регулярное употребление в любой дозе – там и алкоголизм. В России он безусловно есть, но повторюсь, по объему выпитого на человека Россия никогда не была в лидерах.

    Evgeny Nef avatar
    Evgeny Nef10 июля 2024
    1

    @Tilk, Россия не в лидерах, тк не учитывается количество выпитого боярышника, технического спирта, одеколона шипр и прочего самогона. В других странах это не считается алкоголем.
    А дороги в штатах достаточно средние по качеству, Европа значительно лучше. Другое дело, что такой разветвленности автодорог и уровня организации движения нет нигде в мире (одно правило поворота направо на красный чего стоит).

    id296002733 avatar
    id29600273311 июля 2024
    0

    @Tilk, так Россия не имеет возможности как США печатать зелёные бумажки не подкреплённые золотом и жить на них препиваючи, в том числе и тратя на дорожную отрасль.

    Андрей avatar
    Андрей10 июля 2024
    2

    @Введите пароль еще раз, В каждом многоквартирном доме, за последние пару лет, открыли минимум по два алкогольных магазина и по разливайке. Это все для кого, если “пить стали намного меньше”?

    Эдуард Е.Г avatar
    Эдуард Е.Г10 июля 2024
    2

    @ryazanec, ты хоть сам в это веришь. Это чмо по жизни сам такой, и по себе судит. В России как в любой другой стране воруют не больше, а пьют даже в 29 не входят, самые поющие это англичане, и французы. Так что эта тварь просто на другие страны не видел.

    Firsak avatar
    Firsak11 июля 2024
    2

    @Эдуард Е.Г,
    Ты сам и есть самое настоящее охранительское чмо.
    В США дороги не такие хорошие на въезде в город, ага.
    Чё, сравним по гугл-картам и просмотрам улиц дороги и развязки в типичном американском полумиллионнике и российском полумиллионнике? Где больше развязок будет? Где доступ к магистралям есть, а где всего две несчастные полосы?
    Ты мне будешь на голубом глазу втирать, что в РФ не такие уж плохие дороги, тварь ты охранительская, когда я всё Поволжье объездил вдоль и поперек. На въезде в Нижний Новгород, по трассе М7 километровые пробки. Уже Кстово на горизонте – и нет и намека на нормальную 4-х полосную дорогу. И это город миллионник и регион-донор! Чувашия вся в ямах, если ехать не по М7. Трассы все ничтожные двухполосные с редкими 4-х полосными вкраплениями. Дороги запружены фурами и, вследствие постоянных обгонов – стресс и усталость. И это только одно направление.

    Aleksei avatar
    Aleksei8 августа 2024
    0

    @Firsak, не, ну про регион донор вы загнули конечно. Всем известно, что регион донор это Москва. Вся Россия из нее соки тянет на свои хотелки.

    Firsak avatar
    Firsak11 июля 2024
    2

    @Эдуард Е.Г,
    Магистралей в РФ практически нет. Убогая М4, М11 и М12, суммарно 2500 км, и те платные (в Польше с 38 миллионным населения магистралей в 2 с слишним раза больше!). У нас нельзя просто сесть за руль и спокойно поехать из одного крупного города в другой. Это дикий позор для такой огромной страны. И позор тебе, вонючему охранителю, который в том числе виновен в промывании мозгов наивному населению, которое не знает как оно устроено в развитых странах и думает, что у нас всё хорошо.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  3. CrueHead avatar
    CrueHead 8 июля 2024
    8

    Я много где был, и как по мне, самые лучшие дороги в Голландии. Справедливости ради, с дорогами у нас становится лучше, а федеральные трассы так вообще почти топ! :)

    metalmessiy avatar
    metalmessiy8 июля 2024
    1

    @CrueHead, особенно Лена – вообще топ, топней некуда

    soa79 avatar
    soa798 июля 2024
    0

    @CrueHead, Зато в Голландии ни как не могут построить стадионы, потому что постоянно скуривают всю траву и снюхивают все белые дорожки )))

    kolkov_av avatar
    kolkov_av9 июля 2024
    1

    @CrueHead, у нас с дорогами становится лучше, а в Европе хуже… Парадокс.

    Эдуард Е.Г avatar
    Эдуард Е.Г10 июля 2024
    1

    @kolkov_av, потому что, они стали жить по средствам , а не по обворовываниям других стран .

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  4. twisterz avatar
    twisterz 8 июля 2024
    5

    Как-то не по теме…

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  5. Basic avatar
    Basic 8 июля 2024
    12

    В штатах далеко не везде нормальные дороги. Попробуйте углубиться от богатой Калифорнии восточнее – в сторону Йеллоустоуна. Айдахо, Вайоминг сильно контрастируют в этом плане. Да, эти штаты далеко не самые богатые, но что тогда с дорогами в Нью-Йорке? Это просто ужас. Дары на дыре ((((

    Vanenz0 avatar
    Vanenz08 июля 2024
    7

    @Basic, да в самой Калифорнии дороги местами очень не очень, переезжаешь в Неваду и пребываешь в шоке, насколько тише и ровнее

    kolkov_av avatar
    kolkov_av9 июля 2024
    1

    @Vanenz0, Невада это же пустыня… Машин мало, осадков и перехода через 0 нет.

    nnm1 avatar
    nnm18 июля 2024
    7

    @Basic, даже в ГТА 4 в Нью Йорке ямы были )

    Maksim Chapurin avatar
    Maksim Chapurin8 июля 2024
    10

    @Basic, вот сразу видно сказочник, в калифорнии одни из самых удроченных дорог, спасибо демократам, а как раз вайоминг и айдахо нормальные дороги, индиана тоже дно колеса того гляди отваляться особенно по i-70. Дороги были когда то отличные, но все приходит в негодность много бетонок надо переделывать.

    Basic avatar
    Basic8 июля 2024
    0

    @Maksim Chapurin, Видимо, мы с Вами по разным трассам колесили.

    Den.R avatar
    Den.R8 июля 2024
    0

    @Maksim Chapurin, гений, не путай штат Калифорнию с городом ЛА, где дороги достаточно удроченные, хотя при этом ты точно никогда не пизданешь машину в случайную яму как в Мексике или в России, например.

    Эдуард Е.Г avatar
    Эдуард Е.Г10 июля 2024
    0

    @Den.R, у нас в России дороги в городе и федеральные трассы , основном не плохие. Есть конечно ямы но это не центральные дороги. И ещё, в Канаде есть видео, где дорога сплошная яма, такого я даже в России не видел. И это не маленький город, где редко машины ездят и маленькое населения. . Так что дороги есть везде как хорошие так и плохие. Я даже удивился, когда один блогер показывал дома Японии, где сдают, притом что не в дешёвом месте, и я обратил на дороги, и они были просто жесть. Так что предвзятость это такое дело.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  6. KaerLaeda avatar
    KaerLaeda 8 июля 2024
    4

    “Даже в провинции есть нормальные дороги – не все так плохо!”

    Обычно это федеральные трассы, которые не зависят от бюджета “провинции”.
    Остальные же дороги мало где хороши, мне кажется.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  7. Astravod avatar
    Astravod 8 июля 2024
    11

    Главная технология в России – класть асфальт в минусовые температуры и в дождь, якобы так покрытие становится намного прочнее :)

    scream13 avatar
    scream138 июля 2024
    6

    @Astravod, иногда прямо на снег кладут.

    odyvan avatar
    odyvan8 июля 2024
    0

    @scream13, вы из Сочи чтоли? иногда лол

    kolkov_av avatar
    kolkov_av9 июля 2024
    0

    @Astravod, справедливости ради колейность не от этого получается. Тут целиком асфальт сходит.

    Эдуард Е.Г avatar
    Эдуард Е.Г10 июля 2024
    0

    @Astravod, я вас уверяю, что в Европе и США тоже самое делают, если уже асфальтобетон готов, то пофиг на это , что и куда льется. А зимой например у нас на юге дороги не разу не видел чтоб дожили. Так что может и есть единичные случай, так не надо это на всю страну наговаривать

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  8. hexis75 avatar
    hexis75 8 июля 2024
    4

    Вопрос в использовании модифицированного битума. В России доля потребления модифицированного битума в дорожном строительстве едва дотягивала до 5% по состоянию на 18 год, сегодня почти 14%. Для сравнения, в Европе этот показатель равен 20%, в США — 15% (в штате Аляска — 50%). В среднем он на 20-50% дороже обычного битума.

    Полимеры и другие добавки в модифицированом битуме помогают предотвратить образование колей и улучшить устойчивость покрытия к усталостному разрушению. Благодаря добавкам, модифицированный битум также способен выдерживать более широкий диапазон температур, что снижает вероятность появления трещин при низких температурах и деформаций при высоких. В основном его используют в регионах где летом экстремальный нагрев, а зимой очень низкая температура. В регионах с умеренным климатом его редко применяют даже в Европе.

    kolkov_av avatar
    kolkov_av9 июля 2024
    0

    @hexis75, от шипов никакой битум не спасет, вон новая М4 платка под Москвой, так в бетоном покрытии уже колея, в левом, где машины носятся, самая сильная.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.