Самую необычную и передовую технику почти всегда сначала делают для военных целей. Например, в конце 1950-х годов руководство СССР решило разработать вертолёт с самой большой в мире грузоподъёмностью.
Через 10 лет сложных поисков и компромиссов начались испытания, за пределы которых опыты не продвинулись.
Зачем нужен был такой вертолёт? Причём тут разведчики США? Почему он так сильно похож на самолёт и как получилось, что потенциальную гордость советских инженеров никто не хотел повторять?
Ниже узнаете историю вертолёта В-12 (неофициально Ми-12), неудача которого показала, что иногда рекорды бывают лишними.
Из-за огромной территории вертолёты были незаменимы
За всю историю Советский Союз был самым большим цельным государством, по которому можно было перебраться без пересечения чужих границ.
Однако эта территория иногда непроходимая, а прокладывать туда широкие трассы и, тем более, железные дороги было сложной задачей.
В таких ситуациях вертолёты становятся идеальным решением, потому что им не нужны посадочные полосы, а только чистые ровные поляны.
Частично именно поэтому лучшие представители этих летающих средств выходили из-под рук советских инженеров.
В 1960-х годах производство вертолётов расцветало, а военные потребности становились всё жестче. Тогда инженеры создали первую ракету, способную долететь до другого континента. И её нужно было как-то незаметно перевозить.
Американский разведчик выследил базы СССР по железным дорогам
Так транспортировали огромные баллистические ракеты
Межконтинентальные ракеты первых поколений были слишком тяжелыми, чтобы перевозить их на чём либо кроме поездов. Например, доставить боеголовку с корпусом Р-7 могли только самолётом или поездом из-за веса без топлива 26 тонн.
Рельсы формировали отчётливый след, который можно было легко распознать и потому увидеть, откуда и куда везут снаряды. В СССР это выяснили из-за истории с американским разведчиком.
Развдечик Lockheed U-2, который позже в СССР даже пытались скопировать
После атаки японцев на Пёрл-Харбор во времена Второй Мировой войны в США больше не хотели, чтобы их застали врасплох неожиданно мощным вооружением с неба.
Так в 1955 году появился Lockheed U-2, на борту которого были разные модули, в том числе использующие трассировку лучей, которая только сейчас пришла в игровые консоли, и сверхточные линзы.
Комплект датчиков, которые могли установить на Lockheed U-2 для разных целей
Камера американского разведчика была настолько мощной, что на фотографии поля, снятого с высоты 18 км, можно было посчитать коров.
Разведчик втихую летал над СССР больше 5 лет, пока в 1960 году один такой не сбили, а пилота не взяли в заложники. Однако 24 предыдущих рейса помогли американцам узнать положение военных объектов, в том числе ракетных полигонов.
И именно из-за отчётливых путей на земле их было особенно легко найти с неба. Понимая эту закономерность, в Союзе нашли самое серьезное доказательство того, что ракеты пора доставлять по воздуху.
Просто увеличить обычный вертолёт не смогли
Слева в углу можно увидеть миниатюрный Ми-2, многоцелевой популярный вертолёт в СССР
Слева Ми-6, который хотели взять за основу новой гигантской машины. Справа В-12, который в итоге получился
К 1963 году самый крупный вертолёт Ми-6 поднимал 12 тонн, но до необходимых 26 тонн ему было далеко. Так началось проектирование В-12, который должен поднимать как минимум в два раза больше.
Сначала машину просто хотели масштабировать, но тогда стало ясно, что один огромный винт будет невозможно адаптировать под законы физики.
Создатель В-12 и главный конструктор вертолётного бюро СССР Михаил Леонтьевич Миль
Установить два винта один за другим по продольной схеме как у американцев не получилось. Советские конструкторы решили, что стабилизация этой технологии займёт слишком много времени.
Так появился третий вариант, когда винты диаметром 35 метров и общей мощностью 26 000 лошадиных сил взяли с Ми-6 и разнесли по бокам корпуса.
Они двигались в противоположном направлении, чтобы балансировать друг друга, а заднее крыло стабизировало раскачивание.
Сейчас мы видим это решение в дронах, но раньше серийных образцов с таким типом винтов не было. Потому для гладкого полёта понадобилось много испытаний.
Вертолёт получился гигантским
В-12 с размахом «крыльев» 37 метров
Boeing 737 с размахом крыльев 28,35 метра
По размерам корпуса он был больше Boeing 737, который вмещает до 189 человек.
В фюзеляже В-12 можно было перевозить рекордные 192 пассажира. А в случае транспортировки техники туда на самом деле смогли уместить ядерную межконтинентальную реакету.
Первый тест сломал В-12, но надежду не теряли
Первое испытание вертолёта
В апреле 1965 года приняли постановление о том, чтобы построить первый опытный вертолёт. Через два года он был готов и через 5 лет после старта разработки В-12 прошёл первое испытание.
Оно оказалось неудачным, потому что произошёл резонанс между актоколебанием и движением лопастей. Проще говоря, ручки управления начали свободно двигаться, и пилот не справился с управлением.
Вертолёт раскачало сразу на взлёте, после чего он с высоты в 10 метров начал биться об землю. Это испортило шасси, и доработка заняла ещё год.
Миль с конструкторами показывают чертежи военной публике
За один переброс можно было доставить больше солдат, чем на самолётах
На втором испытании в 1969 году он поднял 31 тонну. А ещё через год В-12 смог удерживать рекордные 44 тонны на высоте 2,2 км, что доказало его эффективность в задаче перевозить ракеты весом 25 тонн.
Опыты были настолько успешными, что в 1971 году вертолёт доставили на международную аэрокосмическую выставку в Париже Ле-Бурже.
Полёт В-12 на авиавыствке в Париже
При своих длине в 37 метров и 69,1 тоннах веса В-12 был в два раза больше и в четыре раза тяжелее самых крупных американских экспонатов, и этот рекорд не побили до сих пор.
При этих характеристиках он разгонялся до 260 км/ч и поднимался на высоту до 3,5 км.
Чтобы управлять В-12, нужно было шесть человек: пилот, второй пилот и бортинженер сидели в кабине на первом уровне, а штурман, радист и инженер-электрик помогали им на втором.
Советский план самолёта
Такие возможности и требования не только впечатляли, но и выдавали военную суть вертолёта. Посетители авиасалона гадали, для чего он был нужен. Учитывая годы холодной войны и ёмкость корпуса, о ядерных боеголовках было легко догадаться.
Однако при всех успехах вертолёту была нужна серьезная доработка. Посадку и взлёт всё ещё сложно было контролировать, а стабильность в воздухе была непостоянной настолько, что в кабине на момент испытаний трясло как на родео.
Поэтому выставка в Париже была главным, самым ярким и последним триумфом огромного В-12.
Вертолёт оказался не нужен, когда придумали новые ракеты
Из первого образца сделали памятник у бывшего вертолётного завода, где его разработали. Справа вертолёт Ми-1
Спустя больше 15 лет с момента первой идеи разработку вертолёта остановили по двум причинам.
В 1972 году СССР и США подписали первый договор об ограничении вооружения. Из-за развитого шпионажа через спутники прятать ракеты стало сложнее, поэтому потребности в них стали ниже.
А к 1974 году проект мегавертолёта окончательно зарубили, потому что у боеголовок появились твердотопливные баки. Они оказались намного легче первых вариантов. За счёт этого теперь их можно было прятать в вагон, тем самым маскируя под пассажирские ветки или помещать на вездеходные автомобили.
Второй прототип стоит в Музее Военно-воздушных сил РФ
Военное применение для В-12 было единственным рабочим. Например, перевозить за один раз нефтяные грузы или другие товары того же размера могли 3 вертолёта поменьше.
Так что необходимость в вертолёте с грузоподъёмностью 44 тонны уже не было. Как и смысла в том, чтобы заканчивать разработки по нему.
В итоге от истории проектирования длиной в 10 лет осталось только два прототипа. Первый остался в Музее Военно-воздушных сил РФ под Москвой, а второй хранится в Томилино как часть НЦВ Миль и Камов.
Оба вертолёта постепенно становятся призраками легендарных советских амбиций, которые теперь напоминают о том, что идеальное – враг хорошего.
38 комментариев
Форум →Родила тебя мамка, но все зря
Спасибо. Статья понравилась.
Для совкодрочеров.
А ты на что дрочишь?
Родной, в школу не забудь, тебе пора уже. Когда был союз, твои Папа и мама ещё в сад ходили. Эксперт начинающий) если чуть побольше мозгов было, ты бы открыл бы карту страны, а лучше экономическую карту и посмотрел бы путь от аграрной модели к промышленной и посмотрел бы за сколько это было сделано тогда. Ржать и изголяться могут только неучи – советская модель не была жизнеспособной, но она дала важную инфраструктурную основу экономики. На Китай посмотри – вторая экономика в мире. Там тоже был социализм. Поэтому доедай свой йогурт и сменку не забудь.
А вам сколько лет?
@tros200, Китай все же вышел вперед из-за дешевой рабочей силы и 1.5 млрд. населения и существования капиталистических рынков, которые хотят получать все самое лучше за самую низкую цену
@Dobriy, Рогозин перелогинься под своим именем..
Достойная статья
Было да сплыло , все просрали ))
видел его в Монино живьем…
просто охренительная машина!
Мастодонт🤔
Мы коллективное фото всем 1-ым классом делали возле него в 1986 году. Родное Монино.
Давно ли военнопленных стали заложниками называть?
Согласен, прям резануло. Автор пишет про СССР как про империю зла.
А что? Разве не так? Империя зла,за которую ни один из жителей не выступил
Пауэрс не был военнопленным.Как и Абель на которого его обменяли
А кем он был? Не заложником же.
С точки зрения УК РСФСР – просто преступником.
Как и Абель ч точки зрения американского закона.
Говорят, что до священников и шаманов на Руси была цивилизация где люди летали в космос.
Но я гоню эту ересь из головы.
“Говорят, что до священников и шаманов на Руси была цивилизация где люди летали в космос.”
Кстати в той цивилизации даже банальный торговый дефицит не смогли побороть,люди стояли в очередях за всякой ерундой
Теоретик? Интересно просто.
Практик. За банальной сметаной нужно было к открытию магазина в 7 утра идти и стоять час в очереди. Продавали по 0.5 литра на человека. Жидкая как молоко.
Вот в этом весь совок.
Хахахаха) важно сказать, что многие технологические решения, которые применялись в этой машине, потом кстати легли в основу уже современных машин Камова – у них соосное расположение винтов, которые балансируют машину по принципу, что в этой разработке. Но современное поколение ржёт над тем, что у нас нет айфонов марки электроника, при этом забывая, выходя из туалета, кто провёл централизованную канализацию. И на злобу дня – советская медицина строилась по принципу стационарного лечения с самым большим количеством коек на душу населения. Мотивация простая – война будет, или эпидемия – стены нужны. Сторонники прекрасной России будущего видимо не знали, что происходило в Италии в начале эпидемии – людей класть не куда. Я к чему – несмотря на то, что количество коек сократилось вдвое, у нас оно до сих пор одно из самых больших в мире, поэтому тому что мы относительно (условно конечно) спокойно переживаем ковид надо сказать спасибо ненавистной советской модели медицины. Вакцину кстати делал институт Гамалеи, рассвет компетенций которого пришёл на период СССР
@tros200, да, возможно так и есть. Только людям был нужен максимальный уровень жизни, к примеру – качественные автомобили, хотя бы близкие к немецким, уровень сервиса и услуг, и я думаю что большинству пофиг что у всех все было. Все что было, не обеспечивала высокий уровень жизни в сравнении с американцами
СССР был потрясающей страной – где еще можно так заморочить голову идеологией, чтобы люди стоявшие в очередях за курицей или парой сапог, строили подобную технику. Каждый из них в нормальном мире стал бы миллионером, как по бонусам так и по акциям предприятий.
Да, было всякое. Но зато общая идеология объединяла и воодушевляла почти весь народ. Люди верили в свою Родину и свой народ и готовы были на подвиги и самопожертвование. А сейчас что, деньги, свобода (читай «вседозволенность»), красивые вещички? А случись какая беда большинство попрячутся в норы и будут оттуда плакаться в Интернете.
Не было никогда ни Родины ни народа.Это все выдумка правительства чтобы ты отдал жизнь(единственное что у тебя есть) за то чтобы вожди пили и ели
У тебя не было. У многих Родина была.
А сейчас без какой-либо общей идеологии лучше стало? Идеологию заменили деньги, вокруг хамство, тупость, аморальность.
А властьимущие и/или богачи всё жируют, но уже в открытую, ничего не боясь, откровенно плюя на народ.
Я не за и не против СССР, я, как обычно, за разумный взгляд на всё, в СССР были не только недостатки, но и достоинства, причём весьма существенные.
Везде + Вам.
вот придет спаситель устроит переворот прогонит всех демонов а потом на этой вундервафле улетит в закат
красив своей нескладностью
невероятно ! у вас завелся нормальный писатель текстов !
У сожалению нет.
Хорошо, что такую страну просрали.
Разведчик втихую летал над СССР больше 5 лет,
дальше лучше промолчать…
Не втихую. Его видели, но достать не могли.
Как смогли – достали, полеты прекратились.
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как включить звуковой сигнал при включении и отключении iPhone
Куда надежнее отдать на ремонт iPhone и Mac?
Почему пропадают сохранения в играх после авторизации через Apple ID
Как перезагрузить Apple TV любого поколения
Как оставить Меню Бар в полноэкранном режиме?
Почему кабель заряжает iPhone, но не передает данные
Как изменить номер телефона в WhatsApp и Telegram, чтобы не потерять доступ к учетке
Почему не работает режим модема на iPhone