В России готовятся ввести новый утилизационный сбор на автомобили с конца 2025 года. Этот обязательный платеж напрямую повлияет на стоимость транспорта и на то, какими машинами в итоге начнут пользоваться россияне.
Рассказываем, с какой целью власти решили изменить утильсбор, почему сроки его запуска сдвинули и как эти изменения отразятся на автопроизводителях, дилерах и покупателях.
Что такое утилизационный сбор и зачем он нужен

Утильсбор — это разовый платеж, который взимается с каждого выпущенного или ввезенного в РФ автомобиля, чтобы покрыть расходы на его переработку после окончания срока службы и снизить вред экологии.
Утильсбор действует в России с 2012 года. Его платят:
▶︎ производитель — для автомобилей, выпущенных в России;
▶︎ импортер — за ввозимые машины, сбор платится при растаможке;
▶︎ покупатель или владелец — если утильсбор не уплачивался ранее (например, при покупке подержанного автомобиля, на который сбор не был включен);
▶︎ лица, которые покупают машину не для личного использования — они платят коммерческий утильсбор в полном объеме.
Таким образом, утилизационный сбор платят при ввозе машины из-за рубежа или при ее производстве на территории РФ, и обычно его включают в конечную цену автомобиля, особенно при покупке нового через дилеров.
Повышение ставок утильсбора обычно приводит к росту цен на новые транспортные средства, поэтому любые изменения платежа сразу отражаются на рынке.
Утильсбор к тому же обязателен к оплате. Его начисляют на легковушки, грузовики, автобусы, спецтехнику, прицепы и прочие транспортные средства.
Полный список техники есть в двух перечнях: самоходных машин и колесных ТС.
Есть категории, с которых утильсбор не взимается — это, например, ретроавтомобили, машины диппредставительств и временно ввозимый транспорт.
Как платят утильсбор сейчас и что планируют изменить

По состоянию на октябрь 2025 года утильсбор в России оплачивается по методике, в которой учитывается возраст автомобиля и объем двигателя.
До вступления в силу предстоящих нововведений физлица при ввозе одного автомобиля для личного пользования и без перепродажи в течение года сохраняют льготу:
▶︎ 3,4 тысячи рублей — за новый автомобиль (до трех лет);
▶︎ 5,2 тысячи рублей — за подержанную машину старше трех лет.
Однако ранее Минпромторг предложил пересмотреть способ исчисления утильсбора и ввести прогрессивную шкалу, привязанную к типу и мощности двигателя.
Так, базовый тариф сохранится для автомобилей мощностью до 160 л. с., но для более мощных машин ставки вырастут многократно, достигая миллионов рублей для топовых моделей. В Минпромторге при этом утверждают, что массовый сегмент останется «в стороне», так как свыше 80% из 45 млн легковых машин в России имеют более скромные двигатели.
Нововведения направлены на борьбу с «серым» импортом, поддержку российских автопроизводителей и снижение доли мощных иномарок на рынке. Кроме того, в министерстве отмечали рост спроса на мощные машины с малым объемом двигателя, а потому сбор только по объему теряет смысл.
Как будут платить утильсбор после повышения

Минпромторг предложил сохранять льготный утильсбор для физлиц, только если мощность автомобиля составляет до 160 л.с. Если мощность выше, физлица будут платить коммерческие ставки по прогрессивной шкале. А это уже сотни тысяч и миллионы рублей. Для гибридов и электромобилей берут суммарную мощность силовой установки.
Как пишет Auto.ru со ссылкой на данные Минпромторга, авто до 160 л.с. составляют примерно 88% парка первичных регистраций за последние 5 лет, то есть большинство покупателей льготу сохранят. Уже оплаченный утильсбор пересчитывать не будут.
Вот как считается сумма утильсбора: нужно базовую ставку умножить на коэффициент.
Для легковушек базовая ставка будет равна 20 000 рублей. Изменится и набор коэффициентов: добавляется зависимость от мощности, а не только от объема двигателя и возраста авто.
Сейчас утильсбор для примеров машин далее выйдет в 3400 рублей, если авто новое и для личного пользования. Но по новым правилам станет так:
- Toyota RAV4, 205 л.с. → ≈ 1 970 000 руб.
- BMW X5, 352 л.с. → ≈ 2 360 000 руб.
- Geely Monjaro, 238 л.с. → ≈ 842 000 руб.
- Hyundai Palisade, 281 л.с. → ≈ 2 180 000 руб.
- Volkswagen Tiguan, 220 л.с. → ≈ 794 000 руб.
- Skoda Kodiaq, 190 л.с. → ≈ 750 000 руб.
- Li Auto L7 (гибрид), 449 л.с. → ≈ 3 040 000 руб.
А вот кто почти не почувствует изменений, так это покупатели любых моделей до 160 л.с. Например, Toyota Corolla Hybrid, Lada Vesta и тому подобные.
💰 Власти планировали провести индексацию сбора и ввести новые правила расчета с учетом мощности двигателя и введением прогрессивной шкалы с 1 ноября 2025 года. Но в итоге введение меры отложили минимум на месяц — до 1 декабря.
Зачем понадобилась отсрочка

Причиной стал ажиотажный спрос на иномарки, поскольку до вступления в силу новых правил россияне заключили множество сделок, чтобы оформить автомобили по старым, более выгодным условиям. Это привело к многодневным очередям на погранпунктах.
Как итог — многие покупатели рисковали не уложиться в сроки из-за задержек.
Первый вице-премьер Денис Мантуров после обращения по этому поводу активистов из «Деловой России» поручил перенести сроки повышения утильсбора. Политик обосновал необходимость ввести переходный период для завершения действующих заказов, а при необходимости и продлить его.
🚙 Важно отметить: сам механизм утильсбора не пересматривается — речь идет именно о переносе сроков повышения ставок.
Что это значит для рынка

Отсрочка выгодна прежде всего покупателям: она позволяет приобрести автомобиль по старым и более выгодным условиям. Пересчет утильсбора с 1 декабря в первую очередь приведет к росту цен на машины мощнее 160 л.с. Однако опрошенные «РГ» эксперты считают, что в конечном итоге подорожают вообще все автомобили, включая российские. Ведь утильсбор взимается не только с импортных, но и с отечественных машин.
Руководитель агрегатора Avtosliv Рустам Габбасов в разговоре с журналом «За рулем» также выразил мнение, что новый утильсбор затронет всех автовладельцев. По его мнению, такие массовые кроссоверы, как Toyota RAV4, Hyundai Tucson или Kia Sorento с моторами от 180-200 л.с. могут подорожать «на сотни тысяч рублей».
В итоге сокращение ввоза автомобилей мощнее 160 л.с. через параллельный импорт приведет к ускоренному старению всего автопарка и ударит по бизнесу, занятому ввозом и обслуживанием таких авто, что может привести к росту цен на запчасти и услуги для всех. В то же время прямой угрозы для цен на новые Logan и Vesta сейчас нет, считает эксперт.
Можно написать просто – пиплам запрещают мощные машины.