Войти

Или войди с помощью

Почему в поездах стоят такие странные чайники

Микк Сид avatar |
Почему в поездах стоят такие странные чайники

Вот мы живем в 21 веке: полёты на Марс и Луну уже не вызывают ажиотажа, у нас в карманах гаджеты, вычислительной мощи которых могут позавидовать настольные ПК, а на АлиЭкспрессе запросто продают чипы для вживления себе в домашних условиях.

Но тем не менее у нас под боком есть множество удивительных вещей, которые должны были кануть в лету еще лет 10 назад. Только и по сей день эти удивительные осколки прошлого успешно выживают и не собираются уходить в мглу веков.

Подумал об этом, когда судьба занесла меня в купейный вагон поезда дальнего следования. Среди табличек о наличии Wi-Fi и зернового кофе из современной кофемашины я увидел таинственный осколок прошлого.

Дровяной водонагревательный узел. Или по народному – «Титан».

Да-да, эта та штука в начале вагона, рядом с купе проводника

В интернете очень мало информации про этот ключевой элемент любого купейного или плацкартного вагона, поэтому я расспросил про Титан проводника своего вагона, и вот что узнал:

Почему этот водонагревательный аппарат называется «Титан»?

Точно об этом никто не знает, но есть 2 версии. Первая – изначально бак для нагрева воды был изобретён для жителей частного сектора – дачников и сельчан.

Бак вмещал в себя до 150 литров воды, которую можно было очень быстро нагреть благодаря трубе внутри по центру бака: через эту трубу выходил дым от горящих дров, а заодно и раскалённый воздух, который нагревал трубу а та, в свою очередь, грела воду вокруг себя.


Принцип работы классического Титана

Нагретая вода, согласно законам физики, также поднимается в верхнюю часть бака, где попадает в выходное отверстие. За отверстием находится тройник, который распределяет дальнейшее направление воды: для душа или на смеситель.

Сооружение в целом выглядело столь монументально и внушительно, что получило народное прозвище «Титан».

В наши дни в поездах конструкция и принцип работы Титана практически не претерпели изменений с 19 века. Sad, but true.

Вторая версия – дровяные водонагреватели выпускались под маркой «Титан», так что это название впоследствие превратилось из собственного в нарицательное (подобно унитазу, который изначально был продуктом югославской компании Unitaz).

Против этой версии говорит тот факт, что марка «Титан» появилась тогда, когда народ уже называл водонагреватели Титанами. Выбирайте версию, которая вам больше нравится :)

А правда, что эта штука до сих пор топится дровами в поезде?

Правда, только не дровами а специальными прессованными торфяными (угольными) брикетами. В каждом вагоне есть запас таких.

Современные Титаны слегка модифицированы и могут использовать в качестве источника питания электрическую сеть вагона. Но это возможно только тогда, когда поезд едет.


Торфяные брикеты для растопки Титана

Если же впереди долгая остановка, то проводник поддерживает температуру воды в Титане при помощи розжига торфяных брикетов: опытным путём выяснил, что для заваривания чайного пакетика вода в Титане должна быть не ниже 75 градусов, согласно термометру.

Мой случайный проводник источник с уверенностью заявил, что по нормативам он обязан поддерживать температуру воды в Титане на отметке в 100 градусов.

Почему нельзя отказаться от дров/торфа/угля в 21 веке?

Вот вы живёте в Москве, Питере или любом другом большом красивом городе. Летаете на самолётах и знать не знаете, что отечественная сеть железных дорог далеко не вся электрифицирована.

Стоит отъехать чуть дальше той же Тюмени, как электрические столбы пропадают – локомотив движется исключительно силой солярного топлива, а зачастую и на угольной тяге, как в вестернах (не шутка).

Напоминаю, на дворе 2018 год, ага.

Так что в случае чрезвычайной ситуации вроде поломки локомотива или ввиду снежных заносов, когда помощь придётся ждать долго, автономный Титан на дровах или угле в каждом вагоне буквально спасёт жизни.


Топка, куда закладывается торф или уголь. Ниже – лоток для прогоревших отходов

Ведь наличие горячей воды в стоящем посреди какого-нибудь поля вагоне – бесценно.

А ещё Титан подключён к системе отопления вагона, так что ещё и как обогреватель работать может.

А что с гигиеной? Вода фильтруется?

Перед подачей состава на перрон проводнику вменяется в обязанности среди прочих дел вымыть Титан изнутри и продезинфицировать.

Если вода во время поездки будет подозрительной по своим вкусовым качествам – можно пожаловаться начальнику поезда на недобросовестную работу проводника.

Это не зашквар: расстройство желудка – самое страшное, что может случится с путешественником в поезде, особенно если туалеты в вагоне старого образца и периодически запираются проводником на ключ во время остановок в населенных пунктах.

Но случаев отравления водой из Титана практически нет.

Титан – место сосредоточия силы в вагоне. И кипятка для твоего «дошика»

Некоторые люди, далёкие от поездной романтики, опрометчиво величают Титан «самоваром». Посмотрите на них укоризненно и поправьте: самовар – совсем другое устройство, не имеющее с могучим Титаном ничего общего.

Если такое услышит проводник, может даже и обидеться.

Несмотря на доступность авиаперелётов, в путешествии поездом есть свое очарование: чай в подстаканниках, монотонный стук колёс, курица на столике и душевные разговоры с попутчиками.

Путешествуйте поездом, только не забывайте подливать в стакан кипяток.

Спасибо Титану.

51
undefined
iPhones.ru
Вы даже не представляете, каким образом в наших поездах греют воду и отапливают вагоны.

Войди и оставь комментарий

Или войди с помощью

<- Назад Забыли пароль? Войти
  1. denoli avatar
    denoli 21 июля 2018
    14

    Автору нужно такие статьи в википедию выкладывать .. интересно иногда прочитать об таксистах и другой тематики .. но про старые поезда … давайте еще про валенки про баньку писать … как я картошку садил …

    e-ch avatar
    e-ch22 июля 2018
    8

    @denoli, да ладно вам, Димексидка хоть интересные штуки пишет, уж точно интереснее подборок тухты с алика и «почему Apple торт/не торт», а за гайд по Стамбулу ему вообще спасибо.

    Suslikov avatar
    Suslikov22 июля 2018
    0

    @denoli, нет такого слова “садил”… есть “сажал”

    tov.Polkovnik avatar
    tov.Polkovnik23 июля 2018
    0

    @Suslikov, тю… ступай на хуторок, там мужики под ханку быстро уму-разуму научат :)

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  2. rukamaster avatar
    rukamaster 21 июля 2018
    15

    на али заказать можно с кешбеком?

    rukamaster avatar
    rukamaster21 июля 2018
    5

    @rukamaster, я захожу про охрененные цать штук на али почитать, сайт-то про это, а в тут статьи какие-то пишете…

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  3. Kaji avatar
    Kaji 21 июля 2018
    4

    Дизельэлектровоз на то и электро. Дизель генерит электричество.
    И далеко от Москвы ехать не надо. В Ивановской области жд неэлектрифицирована от слова вообще.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  4. Scheisse avatar
    Scheisse 21 июля 2018
    3

    Люблю поезда, в них романтика, Спасибо за статью.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  5. World of Warcraft avatar
    World of Warcraft 21 июля 2018
    2

    А чем самовар отличается от этого Титана? Мне больше про самовар бы хотелось узнать и чем он популярен в нашей культуре

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  6. highness_ru avatar
    highness_ru 21 июля 2018
    6

    Ух как романтично в поездах ездить! Особенно несколько суток, а если из Москвы во Владивосток поездом – так вообще мечта всей жизни. Я, наверное, победитель, и на моем маршруте решительно не хотят вводить все эти классные штучки, вроде работающего от отправления до прибытия туалета, который не ломается по 20 раз на дню. Кондеры нам зачем, в плюс тридцать можно и окошко открыть, а то, что соседям (а уж если яжмать попалась, так тем более) сверху дует и по факту вы 90% времени едете радостно в духоте – так это ж романтика! Все потные и вонючие уже через сутки, но романтично же! Я уж молчу про то, что соседи тебе обычно попадаются какие-то инопланетные, которые болтают до трёх часов утра, потом таки ложатся спать И ДАВАЙ ХРАПЕТЬ НА ВЕСЬ ВАГОН, а потом в 6 утра как подскочат и давай за жизнь трындеть, ух обожаю поезда.
    Господи, я лучше заплачу в два раза больше, но зато доберусь за два часа, а не за двое суток. Я лучше буду два часа непрерывно слушать вопли детей, которым не нравится, что у них уши закладывает, чем проведу двое суток на ногах из-за восхитительных попутчиков.
    А, и ещё, если вы вдруг случайно испачкаете белье, чай там прольёте, например, проводник от вас до конца путешествия не отстанет и будет стенать, как ему из-за вас штраф впишут.
    Единственная причина, когда следует ехать поездом – когда у вас куча баулов и в самолёт вас с ними не посадят или посадят, но добавят к стоимости билета +40к.

    tty01 avatar
    tty0122 июля 2018
    0

    @highness_ru, душевно! ))

    Lefechka avatar
    Lefechka22 июля 2018
    0

    @highness_ru, прямо напасть какая-то. Не подскажешь что за маршрут у тебя такой несчастливый.

    highness_ru avatar
    highness_ru22 июля 2018
    0

    @Lefechka, Петербург-Уфа :(

    I-van-ich avatar
    I-van-ich23 июля 2018
    0

    @highness_ru, это ещё недалеко, всего чуть больше суток ехать.

    highness_ru avatar
    highness_ru23 июля 2018
    0

    @I-van-ich, если бы! Двое с небольшим прямой поезд едет

    Alejandro Zimmerman avatar
    Alejandro Zimmerman23 июля 2018
    0

    @highness_ru, ты неправильно ездишь, надо с товарищами, водярой и пивасом, воблу и раков на полустанках докупать, и тогда всепох, и яжематери первые ломануться из купэ, и соседям не до сна будет от Владимирского Централа. 6 часов бухаешь, 3 спишь в забытьи, трое суток запросто продержисся, если не чудить и без драк.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  7. dsblinov avatar
    dsblinov 21 июля 2018
    3

    А летящее на улицу дерьмо никого не смущает?!

    ZloySega avatar
    ZloySega21 июля 2018
    2

    @dsblinov, органик же

    VsG avatar
    VsG22 июля 2018
    0

    @dsblinov, не в купе же летит (это в старых вагонах), есть же биотуалет (в новых вагонах)

    для разных типов вагонов есть 2 варианта ответа)

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  8. AlexE avatar
    AlexE 21 июля 2018
    3

    Последний раз на поезде ездил в питер, когда на сапсан билетов не было. Пришлось ночь ехать. Вспомнилась вся романтика. Мне кажется самый кайф в путешествии в поездах, это когда можно выйти на долгой станции постоять, ноги размять, прогуляться.

    VsG avatar
    VsG22 июля 2018
    0

    @AlexE, я как то в Ижевске садясь до Москвы, встретил людей из Владивостока (решили они страну посмотреть), так им бы об этом рассказать! (что ходить можно вообще, выходить на остановках там…), они белые сидели! у меня сложилось ощущение, что они как сели во Вадивостоке так и не вставали больше до Москвы (нуможет до туалета ходили, но только в случае необходимости)

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.