Почему в поездах стоят такие странные чайники

|
FavoriteLoading В закладки
Почему в поездах стоят такие странные чайники

Вот мы живем в 21 веке: полёты на Марс и Луну уже не вызывают ажиотажа, у нас в карманах гаджеты, вычислительной мощи которых могут позавидовать настольные ПК, а на АлиЭкспрессе запросто продают чипы для вживления себе в домашних условиях.

Но тем не менее у нас под боком есть множество удивительных вещей, которые должны были кануть в лету еще лет 10 назад. Только и по сей день эти удивительные осколки прошлого успешно выживают и не собираются уходить в мглу веков.

Подумал об этом, когда судьба занесла меня в купейный вагон поезда дальнего следования. Среди табличек о наличии Wi-Fi и зернового кофе из современной кофемашины я увидел таинственный осколок прошлого.

Дровяной водонагревательный узел. Или по народному – «Титан».

Да-да, эта та штука в начале вагона, рядом с купе проводника

В интернете очень мало информации про этот ключевой элемент любого купейного или плацкартного вагона, поэтому я расспросил про Титан проводника своего вагона, и вот что узнал:

Почему этот водонагревательный аппарат называется «Титан»?

Точно об этом никто не знает, но есть 2 версии. Первая – изначально бак для нагрева воды был изобретён для жителей частного сектора – дачников и сельчан.

Бак вмещал в себя до 150 литров воды, которую можно было очень быстро нагреть благодаря трубе внутри по центру бака: через эту трубу выходил дым от горящих дров, а заодно и раскалённый воздух, который нагревал трубу а та, в свою очередь, грела воду вокруг себя.


Принцип работы классического Титана

Нагретая вода, согласно законам физики, также поднимается в верхнюю часть бака, где попадает в выходное отверстие. За отверстием находится тройник, который распределяет дальнейшее направление воды: для душа или на смеситель.

Сооружение в целом выглядело столь монументально и внушительно, что получило народное прозвище «Титан».

В наши дни в поездах конструкция и принцип работы Титана практически не претерпели изменений с 19 века. Sad, but true.

Вторая версия – дровяные водонагреватели выпускались под маркой «Титан», так что это название впоследствие превратилось из собственного в нарицательное (подобно унитазу, который изначально был продуктом югославской компании Unitaz).

Против этой версии говорит тот факт, что марка «Титан» появилась тогда, когда народ уже называл водонагреватели Титанами. Выбирайте версию, которая вам больше нравится :)

А правда, что эта штука до сих пор топится дровами в поезде?

Правда, только не дровами а специальными прессованными торфяными (угольными) брикетами. В каждом вагоне есть запас таких.

Современные Титаны слегка модифицированы и могут использовать в качестве источника питания электрическую сеть вагона. Но это возможно только тогда, когда поезд едет.


Торфяные брикеты для растопки Титана

Если же впереди долгая остановка, то проводник поддерживает температуру воды в Титане при помощи розжига торфяных брикетов: опытным путём выяснил, что для заваривания чайного пакетика вода в Титане должна быть не ниже 75 градусов, согласно термометру.

Мой случайный проводник источник с уверенностью заявил, что по нормативам он обязан поддерживать температуру воды в Титане на отметке в 100 градусов.

Почему нельзя отказаться от дров/торфа/угля в 21 веке?

Вот вы живёте в Москве, Питере или любом другом большом красивом городе. Летаете на самолётах и знать не знаете, что отечественная сеть железных дорог далеко не вся электрифицирована.

Стоит отъехать чуть дальше той же Тюмени, как электрические столбы пропадают – локомотив движется исключительно силой солярного топлива, а зачастую и на угольной тяге, как в вестернах (не шутка).

Напоминаю, на дворе 2018 год, ага.

Так что в случае чрезвычайной ситуации вроде поломки локомотива или ввиду снежных заносов, когда помощь придётся ждать долго, автономный Титан на дровах или угле в каждом вагоне буквально спасёт жизни.


Топка, куда закладывается торф или уголь. Ниже – лоток для прогоревших отходов

Ведь наличие горячей воды в стоящем посреди какого-нибудь поля вагоне – бесценно.

А ещё Титан подключён к системе отопления вагона, так что ещё и как обогреватель работать может.

А что с гигиеной? Вода фильтруется?

Перед подачей состава на перрон проводнику вменяется в обязанности среди прочих дел вымыть Титан изнутри и продезинфицировать.

Если вода во время поездки будет подозрительной по своим вкусовым качествам – можно пожаловаться начальнику поезда на недобросовестную работу проводника.

Это не зашквар: расстройство желудка – самое страшное, что может случится с путешественником в поезде, особенно если туалеты в вагоне старого образца и периодически запираются проводником на ключ во время остановок в населенных пунктах.

Но случаев отравления водой из Титана практически нет.

Титан – место сосредоточия силы в вагоне. И кипятка для твоего «дошика»

Некоторые люди, далёкие от поездной романтики, опрометчиво величают Титан «самоваром». Посмотрите на них укоризненно и поправьте: самовар – совсем другое устройство, не имеющее с могучим Титаном ничего общего.

Если такое услышит проводник, может даже и обидеться.

Несмотря на доступность авиаперелётов, в путешествии поездом есть свое очарование: чай в подстаканниках, монотонный стук колёс, курица на столике и душевные разговоры с попутчиками.

Путешествуйте поездом, только не забывайте подливать в стакан кипяток.

Спасибо Титану.

Рейтинг поста:

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (5.00 из 5, оценили: 1)
🤓 Хочешь больше? Подпишись на наш Telegram.
... и не забывай читать наш Facebook и Twitter 🍒
FavoriteLoading В закладки
undefined
iPhones.ru
Вы даже не представляете, каким образом в наших поездах греют воду и отапливают вагоны.
Прокомментировать

🙈 Комментарии 52

  1. denoli avatar
    denoli21 июля в 21:06
    14

    Автору нужно такие статьи в википедию выкладывать .. интересно иногда прочитать об таксистах и другой тематики .. но про старые поезда … давайте еще про валенки про баньку писать … как я картошку садил …

    e-ch avatar
    e-ch22 июля в 7:54
    8

    @denoli, да ладно вам, Димексидка хоть интересные штуки пишет, уж точно интереснее подборок тухты с алика и «почему Apple торт/не торт», а за гайд по Стамбулу ему вообще спасибо.

    Suslikov avatar
    Suslikov22 июля в 22:05
    0

    @denoli, нет такого слова “садил”… есть “сажал”

    tov.Polkovnik avatar
    tov.Polkovnik23 июля в 10:51
    0

    @Suslikov, тю… ступай на хуторок, там мужики под ханку быстро уму-разуму научат :)

  2. rukamaster avatar
    rukamaster21 июля в 21:07
    15

    на али заказать можно с кешбеком?

    rukamaster avatar
    rukamaster21 июля в 21:08
    5

    @rukamaster, я захожу про охрененные цать штук на али почитать, сайт-то про это, а в тут статьи какие-то пишете…

  3. Kaji avatar
    Kaji21 июля в 21:24
    4

    Дизельэлектровоз на то и электро. Дизель генерит электричество.
    И далеко от Москвы ехать не надо. В Ивановской области жд неэлектрифицирована от слова вообще.

  4. iWolf avatar
    iWolf21 июля в 21:25
    32

    Несколько фактов от бывшего проводника, если автор не скроет мой коммент, как это обычно бывает:
    Титан не моется проводниками. По ТБ проводнику туда лазить запрещено.
    Фильтр стоит в той небольшой стеклянной чаше, справа от основного бака. Судя по фотографиям, фильтр не чистился пиздец как давно.
    Брикеты везде разные. Я работал от мурманска, питера, мск (разные года), нас комплектовали углём (в зимнее время) и брикетами (в форме больших таблеток, каждая таблетка размером с чокопаенку. Брикетом называют 10 таким чокопаенок, положенных друг на друга) из прессованных опилок.
    Титан может работать и во время остановки (люминесцентное освещение тоже), но ограниченное время, так как у 9 из 10 пасс. вагонов есть акб.
    Настоятельно не рекомендую использовать возгонные розетки в старых поездах, в которых нет биотуалетов (это чтобы проще было различать), так как может спалить любую электронику на раз.

    Понравилась работа проводника или сам проводник – купи у него чайки (чайно продукции) рублей на 300-500.
    Иной раз выставляют план продажи чайки на человека в 20-40р, а если он перевёз за рейс 300 человек, то и по плану нужно сдать (35*300) 10500р.
    Да, от этого может зависеть з/п.

    Если твой проводник молодой студент – спроси его, не отрядное дм он. Если повезёт, то он сможет рассказать многое о своём студенческом отряде. Ну это если будет интересно конечно.

    near avatar
    near22 июля в 9:18
    0

    @iWolf, почему вы «бывший»? Наскучала работа?

    iWolf avatar
    iWolf22 июля в 9:56
    2

    @near, не, я работал в формате студенческих отрядов проводников. Отрядник я. Вырос, нужно дальше двигаться.
    Летний период 2013/14/15 годов и зимние перевозки в 2013-14 и в 14-15.

    e-ch avatar
    e-ch22 июля в 11:02
    1

    @iWolf, чая на 300-500 одному человеку??? Ну если поезд через полстраны идет ещё понятно, а если сутки – это в туалет не настоишься после такого количества чая ведь.

    iWolf avatar
    iWolf22 июля в 11:52
    0

    @e-ch, можно купить сувенирной продукции, шоколадок или ещё чего. Да и я же не заставляю это делать. Если говорить по честности, если у проводника план на человека (допустим) 30р, то купив чай и сахар, вы выполняете его норму на человека. Но если вы прям отблагодарить хотите, но даже короткий рейс не станет проблемой.
    Ну и конечно эти все цифры условны. Главное желание.

    Никита Горяинов avatar
    Никита Горяинов22 июля в 12:10
    1

    Спасибо за комментарий. Может, вам стоит об этом написать полноценную статью?

    tty01 avatar
    tty0122 июля в 12:45
    0

    @iWolf, а проводники до сих пор возят меховые шкурки? В былые времена алкоголем приторговывали неплохо, и зарплата не нужна.

    Alejandro Zimmerman23 июля в 1:54
    0

    @iWolf, супер комментарий, всегда давали на чай проводнику/проводнице прямо на входе, шоб начеку и почутче )) потом едешь как брат родной.

    👌 Лучший комментарий
  5. Scheisse avatar
    Scheisse21 июля в 21:46
    3

    Люблю поезда, в них романтика, Спасибо за статью.

  6. World of Warcraft avatar
    World of Warcraft21 июля в 22:12
    2

    А чем самовар отличается от этого Титана? Мне больше про самовар бы хотелось узнать и чем он популярен в нашей культуре

  7. highness_ru avatar
    highness_ru21 июля в 22:17
    6

    Ух как романтично в поездах ездить! Особенно несколько суток, а если из Москвы во Владивосток поездом – так вообще мечта всей жизни. Я, наверное, победитель, и на моем маршруте решительно не хотят вводить все эти классные штучки, вроде работающего от отправления до прибытия туалета, который не ломается по 20 раз на дню. Кондеры нам зачем, в плюс тридцать можно и окошко открыть, а то, что соседям (а уж если яжмать попалась, так тем более) сверху дует и по факту вы 90% времени едете радостно в духоте – так это ж романтика! Все потные и вонючие уже через сутки, но романтично же! Я уж молчу про то, что соседи тебе обычно попадаются какие-то инопланетные, которые болтают до трёх часов утра, потом таки ложатся спать И ДАВАЙ ХРАПЕТЬ НА ВЕСЬ ВАГОН, а потом в 6 утра как подскочат и давай за жизнь трындеть, ух обожаю поезда.
    Господи, я лучше заплачу в два раза больше, но зато доберусь за два часа, а не за двое суток. Я лучше буду два часа непрерывно слушать вопли детей, которым не нравится, что у них уши закладывает, чем проведу двое суток на ногах из-за восхитительных попутчиков.
    А, и ещё, если вы вдруг случайно испачкаете белье, чай там прольёте, например, проводник от вас до конца путешествия не отстанет и будет стенать, как ему из-за вас штраф впишут.
    Единственная причина, когда следует ехать поездом – когда у вас куча баулов и в самолёт вас с ними не посадят или посадят, но добавят к стоимости билета +40к.

    tty01 avatar
    tty0122 июля в 12:47
    0

    @highness_ru, душевно! ))

    Lefechka avatar
    Lefechka22 июля в 18:18
    0

    @highness_ru, прямо напасть какая-то. Не подскажешь что за маршрут у тебя такой несчастливый.

    highness_ru avatar
    highness_ru22 июля в 18:23
    0

    @Lefechka, Петербург-Уфа :(

    I-van-ich avatar
    I-van-ich23 июля в 11:19
    0

    @highness_ru, это ещё недалеко, всего чуть больше суток ехать.

    highness_ru avatar
    highness_ru23 июля в 16:48
    0

    @I-van-ich, если бы! Двое с небольшим прямой поезд едет

    Alejandro Zimmerman23 июля в 1:58
    0

    @highness_ru, ты неправильно ездишь, надо с товарищами, водярой и пивасом, воблу и раков на полустанках докупать, и тогда всепох, и яжематери первые ломануться из купэ, и соседям не до сна будет от Владимирского Централа. 6 часов бухаешь, 3 спишь в забытьи, трое суток запросто продержисся, если не чудить и без драк.

  8. dsblinov avatar
    dsblinov21 июля в 22:41
    3

    А летящее на улицу дерьмо никого не смущает?!

    ZloySega avatar
    ZloySega21 июля в 22:55
    2

    @dsblinov, органик же

    VsG avatar
    VsG22 июля в 8:01
    0

    @dsblinov, не в купе же летит (это в старых вагонах), есть же биотуалет (в новых вагонах)

    для разных типов вагонов есть 2 варианта ответа)

  9. AlexE avatar
    AlexE21 июля в 22:49
    3

    Последний раз на поезде ездил в питер, когда на сапсан билетов не было. Пришлось ночь ехать. Вспомнилась вся романтика. Мне кажется самый кайф в путешествии в поездах, это когда можно выйти на долгой станции постоять, ноги размять, прогуляться.

    VsG avatar
    VsG22 июля в 8:06
    0

    @AlexE, я как то в Ижевске садясь до Москвы, встретил людей из Владивостока (решили они страну посмотреть), так им бы об этом рассказать! (что ходить можно вообще, выходить на остановках там…), они белые сидели! у меня сложилось ощущение, что они как сели во Вадивостоке так и не вставали больше до Москвы (нуможет до туалета ходили, но только в случае необходимости)

  10. abbr avatar
    abbr21 июля в 23:17
  11. Jojoker avatar
    Jojoker21 июля в 23:32
    3

    Ахаха,
    РЖД
    >мы живем в 21 веке

  12. dmitryermakov avatar
    dmitryermakov21 июля в 23:50
    9

    Это называется не романтика, а монополизм и отсутствие конкуренции.
    Если в гражданской авиации запредельная конкуренция заставляет строить современные аэропорты, закупать современные самолеты и совершенствовать обслуживание, то в железнодорожных перевозках монополизм РЖД губит все живое.

    Just4You avatar
    Just4You22 июля в 9:11
    1

    @dmitryermakov, справедливости ради, новые вагоны закупаются в огромных количествах. Всё обновляется. Это же не укрзализница.

    Alejandro Zimmerman23 июля в 1:48
    0

    @Just4You, укрзализница этот тот еще форд баярд

  13. D@ZENT avatar
    [email protected]21 июля в 23:59
    0

    Что там Титаник . Вот отправления в городах РФ и др странах по времени в Москве вот это вещь …

    Да все в поезде отлично главное без бойцов вс рф и без мамок с детками летом в анапу.

    dmitryermakov avatar
    dmitryermakov22 июля в 0:48
    2

    @[email protected], вещь не то слово. Особенно применительно к пригородным электричкам.
    Забавно смотреть расписание где-нибудь в Каменск-Уральске и прибавлять в уме два часа.

    VsG avatar
    VsG22 июля в 8:11
    0

    @dmitryermakov, из Серова уезжал так как раз, 2 часа на вокзале, романтика, сука)

    Kaji avatar
    Kaji22 июля в 8:18
    0

    @dmitryermakov, пригороды обещали сделать, если не сделали уже, по местному.

    Alejandro Zimmerman23 июля в 1:46
    0

    @[email protected], ага песды от дембелей получить самое то ))

  14. VsG avatar
    VsG22 июля в 7:45
    1

    Нагретая вода, согласно законам физики, также поднимается в верхнюю часть бака, где попадает в выходное отверстие. За отверстием находится тройник, который распределяет дальнейшее направление воды: для душа или на смеситель.

    хорошо. ну а после попадания в выходное отверстие, что в верху, как вода набирается в стакан? как, по законам той же физики, можно наполнить из этого титана стакан, если воды осталось, скажем, чуть меньше половины самого т тана? вода вверх будет идти, или выходное отверстие все таки не вверху находится?)))

    VsG avatar
    VsG22 июля в 7:47
    1

    @VsG,
    А правда, что эта штука до сих пор топится дровами в поезде?
    Правда, только не дровами
    логично

  15. Seva2006 avatar
    Seva200622 июля в 9:59
    0

    а при чем тут РЖД? РЖД занимается только грузовыми перевозками (ооооочень мало) и эксплуатацией и строительством железных дорог. Все что касается перевозки пассажиров это либо ФПК либо другие компании.
    что же до дров и титанов, то в вагонах ресторанах и плиты на угле, когда вы встанете даже не в Сибири, а между Москвой и Питером как было в 2010, вы будете молиться и на титан и на уголь…

    Just4You avatar
    Just4You22 июля в 12:20
    1

    @Seva2006, Это примерно так же глупо как уверять что МТС не занимается продажей телефонов и обслуживанием абонентов, а занимается этим РТК и агенты. :)

  16. Dmitry Pal22 июля в 10:12
    2

    отличная статья ! спасибо !
    гораздо лучше “20 новых хреновин с Али” :)
    время от времени катаюсь в Питер ночными – все так

  17. SirKliv avatar
    SirKliv22 июля в 10:29
    0

    Микк, откуда взялась теория о происхождении слова унитаз? Википедия предлагает нам совершенно другие версии.

  18. tish322 июля в 18:24
    0

    Титан в поезде устроен немного сложнее. Кстати еще в советском общепите использовались кипятильники типа “титан” и уже назывались титанами. Основное отличие титана от скажем, электросамовара, в том, что титан подает на выдачу только кипяченую воду. То есть туда можно налить ведро холодной воды, но из крана разбора будет идти только прокипяченая вода. Если ее пока нет – то не будет идти никакая, несмотря на наличие воды в самом титане.
    Внутри два бака, для сырой и кипяченой воды, и несложная остроумная конструкция, которая позволяет воде, в процессе и за счет кипения переливаться из одного в другой.

  19. cap_ avatar
    cap_22 июля в 21:34
    3

    Видимо скоро я прочитаю статью про то как коров доят в деревне………
    Начинаться эта статья будет преамбулой про то что на дворе 21век, а сиськи надо дергать руками

  20. miller_ avatar
    miller_22 июля в 23:56
    1

    предпочитаю поездку на поезде,чем на авто. таки романтика,ощущения другие,радует

    Alejandro Zimmerman23 июля в 1:44
    0

    @miller_, а если еще и проводница душевная попадется, вся такая в макияже, волосы дубовые от лака, маникюр вырви глаз.

  21. id46208250323 июля в 8:27
    0

    то дровяной,то торфяной,то угольный. Определись же наконец.

  22. Ilya Aganichev25 июля в 18:41
    1

    Ну что вот тыкать – 21 век, 21 век …
    А какие будут предложения по нагреву воды на неэлектрофицированной ж/д? Помнится, в розетки вагона нельзя включать ничего мощнее электробритвы. Электричество берется от генератора связанного с колесом вагона клиновыми ремнями. Есть аккумулятор, что бы на стоянке был свет. Кроме того, зимой нужно отапливать вагон. Где тепло брать? Реактор атомный ставить? Вот и топят угольком или брикетами…

  23. Михаил Иванов avatar
    Михаил Иванов30 июля в 9:50
    0

    Помню в детстве ехал куда-то с мамкой на поезде, сутки в Титане не было воды, т. к. поезд плёлся медленно, опаздывал, везде пропускал остальные составы, и в итоге мощности генерируемого электричества для кипячения не хватало. И я такой ходил по всему вагону, собирал с пассажиров макулатуру — и ею в конце концов смог растопить самовар и получить долгожданный кипяток для чая и Дошика всему вагону. Чувствовал себя Данко )))

Вы должны авторизоваться или зарегистрироваться для комментирования.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Как установить аватар в комментариях?

Ответ вот здесь