BlaBlaCar для водителя. Стоит ли возить попутчиков

Виктор Колышев avatar | 25
FavoriteLoading В закладки
BlaBlaCar для водителя. Стоит ли возить попутчиков

Поделюсь с читателями, что такое «райдшаринг» в России. Ситуацию рассмотрим с точки зрения владельца автомобиля. Поговорим о том, чего не хватает и на что рассчитывать в будущем.

О том, каково быть пассажиром, прекрасно рассказал Никита в статье: О «попутчиках» в России. Стоит ли рисковать.

Путешествуя на пассажирском сиденье, вы соглашаетесь с множеством рисков, но ответственность водителя еще выше, а угроз больше.

Я принимаю на борт абсолютно не знакомых людей, со своим характером и несу ответственность за их жизнь как моральную, так и административную и даже уголовную по статье 264 УК РФ, в случае совсем уж фатальных стечений обстоятельств.

Помните, взяв пассажира, вы не только получаете хорошую компанию и компенсацию топлива, но и серьезную ответственность.

Мой опыт поездок в России

В мае этого года в выдаче Яндекс-расписаний появились предложения от BlaBlaCar. Это резко повысило информированность населения о том, что такое райдшаринг и привлекло новых пользователей. Именно в этот момент я решился попробовать подвезти первых пассажиров.

bbc_yandex

Основной мотив райдшаринга – развлечь себя в дороге. Возмещение стоимости топлива – исключительно приятный бонус, не более. Сначала даже пытался выставить нулевую стоимость, но сервис не дает этого сделать, самостоятельно назначая нижнюю планку. Ладно, пусть будет так, идём в бой.

Маршрут: Москва — Смоленск, заполнил анкету, разместил собственное фото, карточку авто и стал ждать. Звонки посыпались буквально за два дня до поездки. Уже после двух разговоров, автомобиль был заполнен и дальше всем пришлось отказывать. Появилось понимание, что есть выбор, и не обязательно соглашаться на первого встречного.

В первой поездке был парень, назовем его Олег, а также женщина с ребенком пубертатного возраста. Семья отправилась на задний ряд, где спокойно просидела всю дорогу. А вот Олег оказался отличным собеседником, ни на минуту не давая повиснуть неловкой паузе.

bbc_iosapp

Быстро выяснилось, что он такой же техноманьяк, как и я. Это вылилось в нешуточную дискуссию о китайских смартфонах Xiaomi и One Plus One. Обсудили варианты кастомных прошивок, а также то, нужен ли на андроиде root. Пробежались по Apple с её юзабилити-промахами в интерфейсе. И о том, как они усугубились с переходом на большую диагональ. Помечтали о том, каким будет следующий продукт после Apple Watch – и тут пришло время первой остановки.

Незаметно преодолели 200 километров, а я впервые не считал километровые столбы.

Первый опыт оказался отличным. Но говорят, новичкам везет.

Вторая и третья поездки. Сюрпризы

На вторую поездку доступным оказалось лишь одно место, из-за необходимости везти крупный груз в багажнике. Пассажиром был мужчина, старше меня почти на 10 лет. Что не предвещало оживленной беседы. Но ожидания не оправдались.

Опять попадается отличный собеседник. Поговорили о классической литературе, обсудили проблемы отцов и детей, немного поругали власть в итоге сошлись на том, что начать нужно с себя. Поделились мыслями о возможном бизнесе в глубинке, вспомнили, чем занимались на студенческой скамье.

А вот третья поездка преподнесла сюрприз. Пассажиры «рыбы», за всю дорогу не проронили ни слова, на все попытки вовлечь их в беседу, давали односложные ответы, а через полчасика и вовсе задремали.

В целом есть интересные люди, можно много нового узнать за одну поездку. Кто чем живет, какие настроения у людей. Это важно, проживая в Москве, начинаешь забывать, насколько мы оторваны от другой части России.

Риски для водителя. В чём опасность

А вот это серьезный камень преткновения. BlaBlaCar не гарантирует ничего, ни безопасности, ни достоверности. Как написал в комментариях к прошлому материалу, один из наших пользователей:

Товарищи, мы сводим водителей и пассажиров. Всё. Наша ответственность заканчивается в тот момент, как только вы лично принимаете решение сесть к неизвестному человеку или посадить неизвестных к себе в машину. Никто ничего дальше гарантировать не будет. Keep your eyes an ears open, It’s wild world, baby.
— Ulysses Simpson Grant

Это долго останавливало меня от совместных поездок. Но монотонность – страшная вещь, а самое главное опасная. Когда ты на протяжении четырех часов наблюдаешь извивающуюся змейку разметки и пробегающие вдоль обочины деревья с редкими вкраплениями деревень, начинаешь засыпать, как от прочтения длинного предложения :) Мозг отключается из-за однообразия пейзажа, и ничто не спасает, кроме остановки на обочине и короткого сна.

Другая группа рисков, — юридическая. Формально вы оказываете услуги, которые требуют получения лицензии. Плюс извлекаете прибыль. Как это вывести из серой зоны и легализовать в действующем правовом поле, неясно. И BlaBlaCar об этой стороне медали ничего не говорит. Может, стоит у Яндекса поинтересоваться, как так получилось, что они еще и в своих расписаниях рекламируют сервис с неясным юридическим статусом?

Отношение BlaBlaCar к ситуации становится понятным после прочтения пункта Доверие и Безопасность в FAQ на сайте.

bbc_insure

Можно незначительно минимизировать риск, требуя обязательного запроса на поездку через приложения BlaBlaCar и устраивая мини-собеседование по телефону. Но панацеи нет.

Техническая сторона

BlaBlaCar существует более 10 лет, а до сих пор имеет какое-то невнятное мобильное приложение и ужасный по юзабилити сайт. Мои рекомендации…

  1. Раскрытие номера телефона водителя происходит сразу. Система сама не хочет, чтобы её использовали по назначению. Ведь намного проще позвонить по телефону, договориться и прийти к месту встречи, не оставив никаких документальных свидетельств этого контакта.
    Решение: дать инициатору поездки инструменты показа номера телефона. Состоялся контакт, нажал кнопку, раскрыть номер.
  2. Отсутствует интерфейс бронирования и резервирования. Если я с кем-то договорился, то мне приходится редактировать поездку, уменьшая количество мест.
    Решение: почему не сделать кнопку, добавить в поездку текущего собеседника, с автоматическим уменьшением количества мест.
  3. При наборе пассажиров, было бы удобно иметь групповой чат, в котором можно сразу донести необходимую информацию для всех попутчиков и ознакомить их с правилами поездки.
    Решение: организовать чат комнаты, в которые люди будут добавляться автоматически, если вы подтверждаете их на поездку.
  4. Система отзывов не имеет ориентиров кроме оценки. Но как я могу поставить плохую оценку человеку, который просто молчал всю дорогу. Да, он меня не развлекал, но и не обязан был. Поэтому систему оценок требуется приводить к категорийной, когда за каждый пункт ставится отдельный балл.
    Решение: ввести систему баллов для разных показателей активности, например, соблюдение ПДД, разговорчивость, опрятность и так далее, в дополнение к существующему полю с комментариями.
  5. Отзывы, то на чем строится все доверие. Но при этом BlaBlaCar никак не стимулирует их оставлять. Меня любой интернет-магазин пытается уговорить оставить отзыв, и на телефон денег обещают, и скидку, и бесплатную доставку. А тут тишина. Состоялась поездка и ладно.
    Решение: просить пользователя оставить отзыв после поездки, присылать уведомление на почту, SMS, push на устройство.
  6. Отсутствует единая база автомобилей, что приводит к абсолютно разным оценкам уровня комфорта владельцами. Кому-то кажется, что Ford Focus достоин трех звезд по уровню комфорта, а кто-то BWM 3-й серии ставит 2 звезды. Каждый владелец субъективен в оценках своего железного коня.
    Решение: создать собственный каталог, фиксировать класс автомобилей, средний расход и стоимость обслуживания и исходя из этого, выставлять минимальную стоимость поездки и уровень комфорта.

Вот эта недоделанность и непродуманность вводит в заблуждение. Нам говорят о том, какой же BlaBlaCar успешный, как много у них пользователей, что в штате более 150 человек, а базовые вещи не могут решить. Может быть, кто-то из крупных игроков заинтересуется этой темой и сделает что-то более адекватное с большими гарантиями безопасности.

Заключение

Когда я только начинал пользоваться сервисом, относился к нему с большой долей недоверия. Но первый же звонок был как ушат холодной воды. Нет, он не повысил уровень доверия, только хуже сделал. Звонок был от молодой особы, в возрасте 22 лет, которая готова была ехать в Смоленск со мной, 30-летним мужиком. Одна. Либо новостной фон в стране сделал из меня параноика, либо у некоторых людей не все ладно с инстинктом самосохранения.

Друзья посмеиваются и говорят, что все дело в машине, вот если указать какой-нибудь Renault Logan или представителя Волжского автозавода, тогда ситуация была бы иной. Но это совсем не вносит ясности. Неужели человек на более престижном автомобиле априори более порядочный? Мне кажется логики и последовательности мышления тут нет.

Общее впечатление такое: сервис интересен за счет своей концепции. При выходе в правовое поле, решении вопросов со статусом водителей, появлении страхования пассажиров можно будет говорить о появлении нового игрока на рынке. Сейчас же это авантюра, которую невозможно рекомендовать всем. Скажу больше: я не готов ехать пассажиром с посторонним человеком, так как банально не уверен в его водительских навыках и адекватности.

С вводом монетизации и взиманием аванса сервис станет более здоровым. Но как оказывать услуги перевозки с текущей нормативной базой – вопрос…

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (13 голосов, общий рейтинг: 4.08 из 5)
undefined
iPhones.ru
Поделюсь с читателями, что такое «райдшаринг» в России. Ситуацию рассмотрим с точки зрения владельца автомобиля. Поговорим о том, чего не хватает и на что рассчитывать в будущем. О том, каково быть пассажиром, прекрасно рассказал Никита в статье: О «попутчиках» в России. Стоит ли рисковать. Путешествуя на пассажирском сиденье, вы соглашаетесь с множеством рисков, но ответственность...
Прокомментировать

🙈 Комментарии 25

  1. tebenk0ff avatar
    tebenk0ff4 августа 2015
    0

    В этом сервисе есть большой плюс – поиск попутчиков, что бы дорога была не так уныла. Я живу в Сибири, часто езжу между городами на 500+ км. Если бы не этот сервис, то было бы печально.
    НО. Всегда есть НО. многие не доверяют, тут рулетка. Со своей стороны стараюсь быть максимально общительным, но бывает что пассажир просто не хочет общаться, а воспринимает тебя как назойливого таксиста.
    В ВК есть специальные группы, по регионам и областям, где можно найти попутчика. В общем тот же принцип, только тут ты сразу можешь посмотреть профиль попутчика, возможно найти общих друзей и у них спросить про этого человека.

  2. Koshta avatar
    Koshta4 августа 2015
    0

    Пробовал, возил полную машину попутчиков из Москвы в Питер и обратно. Один из четверых поставил 4,5 из пяти баллов. Это оставило очень тяжелый след на моем самолюбии.

  3. BorMor avatar
    BorMor4 августа 2015
    6

    Я дикий социопат, не понимаю как можно везти незнакомых людей, да еще и несколько часов.

    andr1o avatar
    andr1o4 августа 2015
    1

    @BorMor, как – за деньги

    artemacis avatar
    artemacis4 августа 2015
    0

    @BorMor, я тоже, но стоимость бензина в Европе заставила пересмотреть свой взгляд на это.

  4. V83 avatar
    V834 августа 2015
    0

    Порой думаешь куда и как тебя везет такси.. а тут целое приключение на ж..

  5. star_iK avatar
    star_iK4 августа 2015
    3

    ха! да я пассажирам-рыбам высший балл ставлю. они же меня от дороги не отвлекают! в отличии от болтливых пассажиров. А те мало того, что трещат без остановки, так еще и требуют моего участия в разговоре. а то, что я сосредоточен на дороге и это ради их же безпопасности – им пофиг

    к сожалению, у нас водителя БлаБлаКара пассажиры воспринимают не как попутчика, а как таксиста. мол, я обязан им, они же платят деньги…

    AntonB avatar
    AntonB4 августа 2015
    1

    @star_iK, если вас отвлекают пассажиры разговорами от дороги, то чего ради вы пользуетесь подобным сервисом?

    mokrinsky avatar
    mokrinsky4 августа 2015
    0

    @AntonB, Ради манибэка, очевидно. Не знаком с реалиями сервиса в России, но по отзывам европейцев-водителей по минимальной цене и полной машине они зачастую окупают бензин, а если чутка задрать – иногда и в плюс для себя уходят. Обладатели минивэнов так вообще счастливы – пять человек стабильно приносят прибыль.

    Да и потом, в сервисе у каждого участника есть иконка, которой человек может сам охарактеризовать свою любовь поболтать. Конечно, не панацея, поскольку самомнение иногда расходится с правдой, но общую концепцию человека понять можно. Я, например, никогда не звоню водителям, которые отметили себя как необщительные.

    iVenom_1993 avatar
    iVenom_19934 августа 2015
    0

    @AntonB, экономия на бензине?

    Виктор Колышев avatar
    Виктор Колышев4 августа 2015
    2

    @star_iK, отвлекать можно по разному, когда активно маневрируешь при выезде из Москвы, предпочту тишину, а вот когда выбрался на трассу, тут без беседы становится сложнее. И либо ты будешь собственные мысли гонять, либо общаться с пассажиром. Я выбираю второе.

    iVenom_1993 avatar
    iVenom_19934 августа 2015
    0

    @Виктор Колышев, признавайтесь, смолянин?

    Виктор Колышев avatar
    Виктор Колышев5 августа 2015
    0

    @iVenom_1993, нет, но жил там когда-то и жена оттуда. Сам из Читы.

    iVenom_1993 avatar
    iVenom_19935 августа 2015
    0

    @Виктор Колышев, жене привет от земляка:)

  6. pavelvo avatar
    pavelvo4 августа 2015
    0

    1 й абзац заключения – тонкая реклама сервиса?))))

  7. dimavesna avatar
    dimavesna5 августа 2015
    0

    Возил несколько раз пассажиров, когда рыбы, когда болтуны. Вожу только из-за возврата денег на бензин. А вот по поводу того, что приложение и сайт дико не доработаны – автор статьи абсолютно прав. Самое неудобное, что тебе звонит какой-то вася, профиль которого ты даже не можешь найти в приложении. и редактирование количества мест происходит тоже чертовски неудобно.

  8. rdc avatar
    rdc5 августа 2015
    1

    для того, чтобы не влететь с контрольной закупкой, есть простой способ – нал в руки не брать, заехать на заправку и отправить пассажира на кассу.

    yellowknife avatar
    yellowknife5 августа 2015
    0

    @rdc, вы о чем?

    rdc avatar
    rdc5 августа 2015
    1

    @yellowknife, берёшь попутчиков, они платят мечеными купюрами, далее очевидно

  9. Александр Макеев avatar
    Александр Макеев5 августа 2015
    0

    >Основной мотив райдшаринга – развлечь себя в дороге.

    А я вот себя в дороге развлекаю прослушиванием аудиокниг! Под них можно и по трассе и по пробкам без проблем ездить. Главное, чтобы книжка была интересная! Получается гораздо лучше развлечь себя, чем сомнительные попутчики.

    А вообще Европа сейчас на эти сервисы ополчилась и пытается с ними бороться, так как они отнимают прибыль у легальных перевозчиков, платящих налоги. Думаю, что и у нас в стране через несколько лет начнут порядок в этой области наводить. В общем туманное будущее у райдшаринга… Видимо по этой причине они и не торопятся сервис свой развивать.

    Виктор Колышев avatar
    Виктор Колышев5 августа 2015
    0

    @Александр Макеев, к сожалению аудиокниги не воспринимаю совсем. Несколько раз пытался, теряю нить повествования :(

  10. Catinboots avatar
    Catinboots5 августа 2015
    1

    Тоже недавно стал пользоваться сервисом.
    Небольшая компенсация + общение.
    Стараюсь выбирать пассажиров, если есть выбор, с подтвержденным аккаунтом в фб ( указывается количество друзей ).
    Рыб много . Много аудиофилов- наушники одели и привет.
    Звонят друзьям \родственникам ,через каждые 30 км.
    “-Да все порядке, еще живы , нет не расчленили.. Еще..”
    Откровенно благодарят, по высадке, иногда сверху оставляют, часто за доплату по городу высадки просят довезти куда-то ( это дешевле ,чем такси вызывать).
    Как-то так.
    (rav4)

  11. Артем Паньков avatar
    Артем Паньков6 августа 2015
    1

    Гыгы.
    Автор испугался 20летней девушки, которая была готова ехать с ним по мирной м1 до Смоленска.
    Со мной в глушь в деревню под Орлом ехала девушка одна, а там людей и машин на десятки километров вокруг нет)
    А еще я возил двух девочек – 13 и 14 лет из Крыма с ночевкой одних) И уж это могло быть к примеру некислой подставой

    Вопрос доверия.

    Alex318i avatar
    Alex318i13 августа 2015
    1

    @Артем Паньков, может девушка была страшная. :)

  12. Macbookru  avatar
    Macbookru 14 ноября 2015
    0

    Рисковые вы все. Те копейки которые вам платят пассажиры за поездку не стоят своей безопасности, и той ответственности за этих пассажиров. Ну каждый выбирает сам что ему делать.

Вы должны авторизоваться или зарегистрироваться для комментирования.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Как установить аватар в комментариях?

Ответ вот здесь