В России создается много стартапов, но далеко не все из них успешны на мировом рынке.
Buddy.ai — это как раз то самое исключение из правил. Этот сервис для изучения английского языка, созданный двумя друзьями из Красноярска, сейчас является лидером в своей нише, а недавно он привлёк $11 млн.
Разбираемся, что такого уникального в Buddy.ai и почему в него вкладываются инвесторы.
Кратко:
Кто создал компанию

Дмитрий Плотников
Buddy.ai была основана в 2017 году Иваном Крюковым и Дмитрием Плотниковым. Оба выросли в Красноярске и познакомились там же во времена учебы в Сибирском федеральном университете.
Первый совместный бизнес друзья запустили в 2007 году. Это был сайт «Чокаво» с афишей локальных мероприятий и продажей билетов. Он показывал небольшую прибыль и быстро закрылся.
Впоследствии они вместе работали в компании Cubic AI, которая разрабатывала умные колонки. В 2016 году Cubic AI была продана Яндексу, и на основе её разработок была создана Яндекс Станция.

Иван Крюков
Крюков и Плотников ушли из Cubic AI после продажи Яндексу и решили основать собственную компанию Buddy.ai. Изначально Buddy.ai задумывалась, как голосовой помощник для детей, который мог бы управлять экранным временем ребенка и рекомендовать контент. Компания вела переговоры об интеграции Buddy.ai в устройства Samsung, но до полноценного сотрудничества дело так и не дошло.
Тогда Buddy.ai переориентировалась на обучение детей английскому языку. Крюков переехал в США в 2014 году во времена работы в Cubic AI. К моменту запуска Buddy.ai его дочь пошла в детский сад, но долго не могла освоить английский язык. Аналогичная проблема была и у детей Плотникова. Собственно, так и появилась идея создать приложение для обучения детей английскому языку.
Как работает Buddy.ai
Buddy.ai не заменяет классических репетиторов, а помогает выучить слова и улучшить произношение. Приложение показывает различные картинки, а ребенок голосом должен назвать, что на них изображено.
В приложении есть виртуальный аватар Buddy, который меняется по мере улучшения прогресса в изучении английского. Кроме того, он может сам разговаривать и визуально реагировать на ответы ребенка.

Процент ошибок модели распознавания речи Buddy.ai (BSR) в сравнении с топовыми аналогами
На фоне аналогичных приложений Buddy.ai имеет три ключевых отличия:
▶︎ Собственную систему распознавания детской речи. По словам Крюкова, она работает лучше, чем у Apple и Google. А ещё она обучается на разных детских акцентах
▶︎ Приложение полностью соответствует Правилам защиты конфиденциальности детей в интернете (COPPA). Это необходимо для обучения системы распознавание речи на детских данных
▶︎ Управление аватаром Buddy осуществляется автоматически на основе контекста разговора, что повышает его гибкость в обучении
В приложении сейчас можно изучать только английский язык, но его потенциал на этом не ограничивается.
Как устроена работа в Buddy.ai
С самого основания стартап работал на два офиса: в Москве и Калифорнии. Это было связано с тем, что Плотников жил в России, а Крюков в США.
После февраля 2022 года московский офис пришлось закрыть, а все разработчики вместе с Плотниковым переехали в Черногорию, где работают до сих пор.
Команда Buddy.ai состоит примерно из 20 человек. В 2020 году Buddy.ai фактически поглотила аналогичную компанию Edwin, которую создал бывший глава сервиса изучения иностранных языков LinguaLeo Дмитрий Ставиский.
Сколько зарабатывает Buddy.ai

Основатели изначально разрабатывали приложение с подпиской. Для бесплатного ознакомления доступна небольшая часть контента, а для дальнейшего обучения необходимо оформить подписку. В российском App Store следующие цены:
▶︎ Неделя: 899 рублей
▶︎ Месяц: 999-1190 рублей
▶︎ Полгода: 2890 рублей
▶︎ Год: 5590 рублей
В конце 2022 года около 15% новых пользователей оплачивали подписку более года.
По итогам 2023 года Buddy.ai скачали более 22 млн раз по всему миру, а в 2024 году количество загрузок превысило отметку в 50 млн. Выручка стартапа, по собственным данным, растет на 93% год к году. Сервисом пользуется более 20 млн детей в год. Примерно половина проживает в странах Латинской Америки.
Компания ещё не вышла на окупаемость. Почти вся выручка уходит на зарплаты и развитие сервиса, в том числе и на разработку новых функций.

Интересно, что несмотря на российские корни, доля русских пользователей не превышает 10%. До февраля 2022 года половину выручки стартапу обеспечивали пользователи из России и Украины. Но после того, как Apple и Google запретили банковские платежи, пришлось быстро искать новый источник дохода.
Компания вышла на другие рынки, и очень успешным оказался рынок Латинской Америки. Buddy.ai используют даже в некоторых бразильских школах. Что касается русскоговорящих пользователей, то сейчас это в основном эмигранты и их дети.
За несколько лет Buddy.ai регулярно привлекала средства от инвесторов. На старте в компанию вложил $100 тыс. Константин Сенченко, красноярский бизнесмен и политик, который был одним из первых инвесторов Cubic AI.
В ноябре 2024 года Buddy.ai привлекла $11 млн от BITKRAFT Ventures, One Way Ventures, J Ventures и Point72 Ventures, а также других компаний. Сумма оценки не раскрывается.
По словам Крюкова, компания провела переговоры со 186 инвесторами, чтобы закрыть этот раунд.
Планы на будущее
Buddy.ai плотно закрепилась в своей нише и планирует дальше развиваться в ней. Одним из новых направлений является выход на азиатские рынки.
Также компания хочет развивать игровое подразделение, чтобы сделать приложение таким же увлекательным, как топовые игры.

Да. Мне кажется не только круче Apple и Google, но и еще и Амазон, Микрософт, Тесла и Мета (будь она неладна)