Что ваш провайдер интернета знает про вас

Ксения Шестакова avatar | 24
FavoriteLoading В закладки
Что ваш провайдер интернета знает про вас

Легенды о сотрудниках компаний-провайдеров, которые от скуки или выгоды ради мониторят трафик клиентов, несложно найти в интернете. Но так ли это?

Разбираемся, что действительно знает о вас провайдер.

Как большой брат следит за тобой

Провайдеры в РФ обязаны анализировать трафик пользователей на соответствие нормам российского законодательства. В частности, п. 1.1 Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О связи» гласит:

Операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.

Сам трафик провайдер, естественно, не хранит. Однако он выполняет его обработку и классификацию. Результаты записываются в лог-файлы.

Анализ основной информации ведётся в автоматическом режиме. Обычно трафик выбранного пользователя зеркалируется на СОРМ-сервера (средства оперативно-розыскных мероприятий), которые контролируют МВД, ФСБ и др., и анализ проводится уже там.

Составной частью современных систем СОРМ-2 является циклический буфер хранения данных. В нём должен храниться проходящий через провайдера трафик за последние 12 часов. С 2014 года внедряется СОРМ-3. Её главное отличие – дополнительное хранилище, в которое должен складываться трехлетний архив всего биллинга и всех логов соединений.

Как читают трафик с помощью DPI

Пример схемы от VAS Expert

В составе СОРМ либо отдельно могут использоваться DPI (Deep Packet Inspection). Это системы (обычно программно-аппаратные комплексы – железо со специальным ПО), которые работают на всех, кроме первого (физического, битового), уровнях сетевой модели OSI.

В простейшем случае провайдеры используют DPI для контроля доступа к ресурсам (в частности, к страницам сайтов из «черного» списка Роскомнадзора по ФЗ № 139 о внесении изменений в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» или торрентам). Но, вообще говоря, решение могут применить и для чтения вашего трафика.

Противники DPI заявляют, что право на неприкосновенность переписки закреплено в конституции, к тому же технология нарушает сетевой нейтралитет. Но это не мешает задействовать технологию на практике.

DPI без проблем разбирает содержимое, которое передаётся по незашифрованным протоколам HTTP, FTP.

Некоторые системы также используют эвристику – косвенные признаки, которые помогают опознать сервис. Это, к примеру, временные и численные характеристики трафика, а также особые последовательности байт.

С HTTPS сложнее. Однако в уровне TLS, начиная с версии 1.1, который сегодня нередко используется для шифрования в HTTPS, доменное имя сайта передаётся в открытом виде. Таким образом, провайдер сможет узнать, на какой домен вы заходили. Но что там делали, он без закрытого ключа не узнает.

В любом случае провайдеры не проверяют всех подряд

Это слишком затратно. А вот мониторить чей-то трафик по запросу теоретически могут.

То, что отметила система (или товарищ майор), обычно исследуется вручную. Но чаще всего никакого СОРМ у провайдера (особенно если это мелкий провайдер) нет. Всё ищется и находится рядовыми сотрудниками в базе данных с логами.

Как отслеживают торренты

Торрент-клиент и трекер, как правило, обмениваются данными по протоколу HTTP. Это открытый протокол, а значит, смотрите выше: просмотр трафика пользователя с помощью атаки MITM, анализ, расшифровка, блокировка с помощью DPI. Провайдер может исследовать очень много данных: когда стартовало или завершилось скачивание, когда стартовала раздача, какое количество трафика было роздано.

Сидеров найти труднее. Чаще всего в таких случаях специалисты сами становятся пирами. Зная IP-адрес сидера, пир может направить провайдеру уведомление с именем раздачи, её адресом, временем начала раздачи, собственно, IP-адресом сидера и т.д.

В России пока что это безопасно – все законы ограничивают возможности администрации трекеров и других распространителей пиратского контента, но не рядовых пользователей. Однако в некоторых европейских странах пользование торрентами чревато большими штрафами. Так что если едете за границу, не попадайтесь.

Что происходит, когда вы заходите на сайт

Провайдер видит URL, который вы открыли, если анализирует содержимое пакетов, которые вам приходят. Сделать это можно, к примеру, с помощью MITM-атаки (атака “man-in-the-middle”, человек посередине).

Из содержимого пакетов можно получить историю поиска, проанализировать историю запросов, даже прочитать переписку и логины с паролями. Если, конечно, сайт использует для авторизации нешифрованное HTTP-соединение. К счастью, такое встречается всё реже.

Если сайт работает с HTTPS, тогда провайдер видит только IP-адрес сервера и имя домена, а также время подключения к нему и объём трафика. Остальные данные проходят в зашифрованном виде, и без приватного ключа расшифровать их невозможно.

Что насчёт MAC-адреса

Ваш MAC-адрес провайдер видит в любом случае. Точнее, MAC-адрес устройства, которое подключается к его сети (а это может быть не компьютер, а роутер, например). Дело в том, что авторизация у многих провайдерах выполняется по логину, паролю и MAC-адресу.

Но MAC-адреса на многих роутерах можно подменять вручную. Да и на компьютерах MAC-адрес сетевого адаптера устанавливается вручную. Так что если сделать это до первой авторизации (или поменять позднее и попросить перепривязать аккаунт к новому MAC-адресу), истинный MAC-адрес провайдер видеть не будет.

А как насчёт режима «инкогнито»

Этот режим не поможет скрыть ваш трафик от провайдера. Он нужен, чтобы сделать вид, что вы не пользовались браузером.

В режиме «инкогнито» не сохраняются файлы cookie, данные сайтов и история просмотров. Однако ваши действия видят провайдер, системный администратор и веб-сайты, на которые вы заходите.

Но есть и хорошая новость

Провайдер знает о вас многое, если не всё. Однако бюджет мелких компаний не позволяет купить оборудование DPI, установить СОРМ или настроить эффективную систему мониторинга.

Если совершать легальные действия в интернете открыто, а для действий, предполагающих конфиденциальность, вероятность «попасть на карандаш» к провайдеру и спецслужбам минимальна. Но 100% гарантию дают только 100% легальные действия.

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (25 голосов, общий рейтинг: 4.92 из 5)
undefined
iPhones.ru
Все тайное станет явным.
Прокомментировать

🙈 Комментарии 24

  1. Owlish avatar
    Owlish6 февраля 2018
    9

    @Ксения, спасибо – кратко, чётко, без лишнего Бла-Бла-Бла, по делу…

  2. sergxmr avatar
    sergxmr6 февраля 2018
    0

    Самый дешевый DPI сейчас стоит 140000₽, его все могут себе позволить

    tov.Polkovnik avatar
    tov.Polkovnik6 февраля 2018
    0

    @sergxmr, возможно, только на что он будет способен и через сколько он умрет?)

    sergxmr avatar
    sergxmr6 февраля 2018
    0

    @tov.Polkovnik, 106000₽ даже на сегодня, это я про Cisco sce2020, может все что и старшие, но только 4гигабита в секунду (грубо говоря 2 вход/2 выход) если надо 10г порты, то это уже sce8000, а это уже 719000₽. Все равно терпимо даже для мелкого оператора

    Menzoberonzan avatar
    Menzoberonzan6 февраля 2018
    0

    @sergxmr, вы только забыли добавить в стоимость сервера под агрегаторы и коллекторы, дисковые массивы под хранение данных, сеть для транспорта с отдельным VRF’ом, стойко-место и электричество я даже не считаю.

    sergxmr avatar
    sergxmr6 февраля 2018
    0

    @Menzoberonzan, да я ни чего не забыл, я темой владею. DPI это не дорого на данный момент (вот годе в 2009 было больно, когда DPI стоил 3 мульта о дороговизне серверов как то не думали)
    P/S/ электричество обязательно

    Menzoberonzan avatar
    Menzoberonzan6 февраля 2018
    0

    @sergxmr, ну приведите пример спецификации на закрытие потребностей оператора милда, а то чё-то ваши кОллеги, владеющие темой так хорошо ей владеют, что ухитряются семь нулей в ценник пихать.

    P.S. Понравитесь может у вас купим.

    Menzoberonzan avatar
    Menzoberonzan6 февраля 2018
    0

    @sergxmr, + к написанному.
    Просто всё дело в том, что одной железки для оператора – мало, нужно минимум две, плюс набивка, плюс гарантия и поддержка и сумма увеличивается в три раза. Дальше больше, потому что сейчас идёт централизация операторов все покупают всех и даже если вас эти 4 Гб/с удовлетворят на пару микрорайонов, то вам или придётся ставить их везде или как-то агрегировать, или же придётся делать на стыке агрегация – ядро, а там уже совершенно другой поток данных и той же 2020 там не факт что хватит, даже наверняка не хватит, а значит другие железки за другие деньги. Ну и да, дисковое пространство я не просто так упомянул, для хранения нужны СХД сервера – коллекторы, а их во-первых где угодно не поставишь, во-вторых это тоже деньги.

    sergxmr avatar
    sergxmr6 февраля 2018
    0

    @Menzoberonzan, в общем можно написать еще много емких комментов, но реалии от этого не поменяются, DPI в наше время абсолютно доступная вещь для любого оператора. Вы описываете целые бизнес планы, зачем? Чем беднее оператор, тем меньше у него трафика, значит ему хватит 2020 и одного сервака для CM и более того, для управления трафиком (нарезать скорости подписчикам, подрезать URL из реестра, подрезать торренты и т.д.) сервер CM вообще не требуется, а требуется небольшой сервак для скриптов (ДНС и Биллинг даже у мелкого оператора есть).

    Menzoberonzan avatar
    Menzoberonzan7 февраля 2018
    0

    @sergxmr, вот именно, реалии не поменяются, поэтому операторы связи как испытывали трудности с внедрением DPI, так продолжают их испытывать. А емкие коментарии показывают владение вопросом, потому что недостаточно просто сказать оно вот так, неплохо было бы привести веские доводы и доказательства, например спецификацию на оборудование, хоть было бы что пообсуждать:)
    Кстати, я вот сейчас посмотрел прайсы от Дисти, я не знаю где вы такие цены, я про 100к, берёте, я хз, может это нулёвый 2020 с одним БП и без набивки, и в таком случае её просто ставить нельзя, особенно “в разрез”.
    Ну а насчёт – сервер коллектора не нужен, но это очень ржачно, потому что это звучит так как будто вы вообще не представляете себе как работает DPI и для чего нужен Коллектор, подсказка – пакет Яровой, ага.
    Отройте документацию у Циски их навалом и посмотрите, подумайте почему одной железки недостаточно и что произойдёт если она откажет.

    Что касается операторов, то сейчас мелких скупают крупные (минимум региональные) совсем мелких не осталось почти что и внедрять DPI это совсем недёшево, правда и билинг и трафик шейпинг/рейт лимит тут совсем не в кассу и про скрипты я хз зачем вспомнили.

    sergxmr avatar
    sergxmr7 февраля 2018
    0

    @Menzoberonzan, я сдаюсь, вы правы по всем статьям

    Menzoberonzan avatar
    Menzoberonzan6 февраля 2018
    0

    @sergxmr, что за продукт?

  3. wrongguy avatar
    wrongguy6 февраля 2018
    1

    это же сколько из логов порнухи и отборного вконтактика приходится анализировать майорам – их страховка покрывает виагру??? =)

  4. tov.Polkovnik avatar
    tov.Polkovnik6 февраля 2018
    5

    Какую интересную и сложную (не слишком ли сложную для себя?) тему вы затронули :)
    СОРМ в разрезе контроля трафика – это не средства, а системы. Они подключаются к сети провайдера и самостоятельно анализируют трафик без дальнейшего участия собственно провайдера, потому как последнему не требуется знать, что анализируют, как анализируют, в отношении кого анализируют и т.д.
    Первый уровень модели OSI – физический, действительно, но не очень понятно, почему вы называете его “битовым”. Он описывает способы передачи (сигналы, модуляцию, синхронизацию и пр.) бита, а не сам бит. Отсюда и понятно, почему СОРМ не работает на первом уровне – ловить там нечего). DPI совершенно не нужен для выполнения требований законодательства. Самый простейший способ – блокировка доступа на весь ресурс сразу.
    Как я уже сказал, провайдер мониторить чей-то трафик не может по закону. Этим занимаются службы через управляемые ими железки СОРМ (-2,-3), которые подключены к сети оператора. Никакими рядовыми сотрудниками ни в каких БД логов ничего руками не ищется. Во-первых, это бред, во-вторых, исполнение требования СОРМ обязательно для всех операторов связи, обладающих соответствующими лицензиями. Органы подключаются даже к БД операторов с данными клиентов, хотя чаще всего запрашивают информацию по ним отдельно: персональные данные, контакты, биллинговую информацию, информацию о соединениях (смс-ки, звонки и пр.).
    MITM-атака не имеет ничего общего с DPI, который может использоваться оператором, разве что и там, и там между оператором и клиентом есть АПК для разбора трафика, но атакой это не является.

    Статья ничего, неграмотным в вопросе людям зайдет, но попытка простого описания и поверхностное знание вопроса приводят к ошибкам и серьезным неточностям :)

    Menzoberonzan avatar
    Menzoberonzan6 февраля 2018
    0

    @tov.Polkovnik,
    “Первый уровень модели OSI – физический, действительно, но не очень понятно, почему вы называете его “битовым”. ”
    Возможно потому что на этом уровне осуществляется передача битового потока, типа как raw bits, ммм?

    “Как я уже сказал, провайдер мониторить чей-то трафик не может по закону. Этим занимаются службы через управляемые ими железки СОРМ (-2,-3), которые подключены к сети оператора. Никакими рядовыми сотрудниками ни в каких БД логов ничего руками не ищется.”

    Я вот прямо сейчас могу сделать выгрузку DNS-кеша и посмотреть кто куда ходил и это самый примитивный вариант, другой вопрос, что мне это нахрен не нужно.

    tov.Polkovnik avatar
    tov.Polkovnik6 февраля 2018
    0

    @Menzoberonzan, делайте выгрузку, но это даст вам разве что знание, какой ресурс кто-то (что-то?) посещал. А так вы сами сказали, что это вам на хрен не нужно :) Как и органам, потому что они делают это сами и в автоматическом режиме – мол, зачем хороших работников отвлекать?)
    “Возможно потому что на этом уровне осуществляется передача битового потока, типа как raw bits, ммм?” – в целом согласен, но для меня дело в том, что хоть там и передаются биты как единица информации, вы не знаете, в каком случае передается 0, а в каком – 1, т.е. разобрать этот поток, вклинившись в него, вы вряд ли сможете, в отличие уже от L2/L3. А если это вдруг окажется E1, то вы вообще удивитесь выдаче :D Но это риторика)

    Menzoberonzan avatar
    Menzoberonzan6 февраля 2018
    0

    @tov.Polkovnik, органы это органы, им не только надо дамп снять, но и в суде если что доказывать, задачи разные.
    Оператору достаточно уметь зарезать или ограничить доступ куда-либо, поэтому аппаратные DPI они больше для нужд самих провайдеров.

    “в целом согласен, но для меня дело в том, что хоть там и передаются биты как единица информации, вы не знаете, в каком случае передается 0, а в каком – 1, т.е. разобрать этот поток, вклинившись в него, вы вряд ли сможете, в отличие уже от L2/L3.” А почему собственно нет? Есть даже термин такой – “сесть на кабель”, если заворачивать поток через своё устройство или зеркалить поток, то потребуется обычный приёмник/передачик, аналогичные тем, что используются в той же медиа среде, декодирование будет осуществлено точно так же как это делают оригинальные приёмник/передатчик. ERSPAN, например, использует L3, при этом никаких проблем у устройства его реализующего с L1 не возникает.

  5. tuzmaster avatar
    tuzmaster6 февраля 2018
    0

    А что на счет IPv6?

  6. ya ne robot avatar
    ya ne robot6 февраля 2018
    1

    Бредятина, слышали звон, да не знаете где он!
    Расскажите лучше, зачем вы обманываете посетителей iphones.ru, скрывая посты?

    picatchy avatar
    picatchy6 февраля 2018
    1

    @ya ne robot, пиши меньше оскорблений и бреда в комментариях и не будут твои посты скрывать.

    ya ne robot avatar
    ya ne robot6 февраля 2018
    1

    @picatchy, кроме твоего пьяного бреда, другого здесь нет.

    Alex318i avatar
    Alex318i7 февраля 2018
    0

    @ya ne robot, постмодерация

  7. fimoz avatar
    fimoz6 февраля 2018
    0

    лет через 6-8 самой популярной сетью в этойсране будет retroshare

    вспомните этот пост :)

  8. Menzoberonzan avatar
    Menzoberonzan6 февраля 2018
    0

    Хорошо написано, DPI конечно не на бордерах подключаются и с торентами не только DPI бороться можно, но в общем и целом задача донести до широких масс, что такое DPI выполнена на отлично.

Вы должны авторизоваться или зарегистрироваться для комментирования.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Как установить аватар в комментариях?

Ответ вот здесь