Откуда советские люди узнавали об информационных технологиях?
Сегодня не проблема найти полезный текст на русском языке о том, как провернуть то или иное действие с телефоном или компьютером. Но как обстояли дела 30 лет назад, когда не было русскоязычного интернета и СМИ были в руках государства?
В середине 80-ых были вложены огромные средства и приложены колоссальные усилия, чтобы как можно больше советских людей узнали об информационных технологиях и об их применении в повседневной жизни. В этой статье мы вспомним с чего начиналась отечественная IT-журналистика, заодно осветив некоторые интересные моменты истории СССР.
Начало новой эпохи
На картинке изображен разворот журнала Byte за ноябрь 1984 год, в котором была опубликована статья о том, что в СССР был разработан и запущен в серийное производство первый персональный компьютер «Агат» на основе Apple II. После этого события в нашей стране и началась эпоха статей/телепередач о необходимости внедрения ПЭВМ во все сферы жизни.
Ранее, в 1981 году в СССР был разработан прототип персонального компьютера «Электроника НЦ-8010», с оригинальной архитектурой и отечественными микросхемами:
До 1984 года были и другие проекты отечественных персональных компьютеров, но в массовое производство решили запустить модифицированную копию американской техники, по соображениям экономии. «Агат» стал одним из трех рекомендованных компьютеров для применения в учебных заведениях наряду с «Корветом» (оригинальной разработкой СССР) и «Ямахой КУВТ» (копией японского ПК линейки MSX производства компании Yamaha), когда с сентября 1985 года в советских школах ввели уроки информатики.
С 1984 года и до распада СССР в стране было разработано более полусотни различных моделей персональных компьютеров, многие из которых были клонами техники Spectrum и Apple. За семь лет было произведено более миллиона отечественных ПК. Плюс к этому в самом конце 80-ых в страну стали активно завозить технику из-за границы.
По рассказам знакомых, которые жили в то время (1985-1991) можно судить, что в среде московских инженеров и ученых компьютеры не являлись чем-то сверхъестественным. Да, они были далеко не у каждого и стоили довольно приличных денег (от 500 до нескольких тысяч рублей). Но если человек реально хотел и интересовался, то он вполне мог купить себе ПЭВМ или детали для его сборки (от 150-200 рублей).
А к первой половине 90-ых персональные компьютеры стали довольно обыденной вещью (но все еще вызывающей дикий восторг у гостей). К примеру, один мой бывший коллега в 1989 году, в возрасте 6 лет уже пытался разрабатывать игры на компьютере «Микроша», который был предоставлен ему для экспериментов.
О советских персональных компьютерах написано очень много. Поэтому закроем тему и остановимся на том, что они имели место быть и довольно быстро распространялись среди населения. И была необходимость в том, чтобы граждане имели общее представление о новом виде технике и стремились учиться с ним работать. И работники СМИ начали активную деятельность по просвещению населения.
«Игры с компьютером в СССР»
В 1986 году, вскоре после введения уроков информатики в школах, на телевидении был показан фильм «Игры с компьютером в СССР». В начале диктор торжественно заявляет «Мы стоим на пороге новой эры! Эры компьютерной грамотности!». А после кратко и по делу разные мудрые и удивительно дальновидные люди объясняют, что это значит для народа.
Заместитель министра просвещения отзывается о компьютеризации школы «Мы готовим нового рабочего, способного освоить информационную технологию» и обещает оснастить компьютерами большую часть школ к конце двенадцатой пятилетки (к 1990 году).
Ученый на семинаре высказывается о текущей ситуации: «Мы взялись за своего рода эксперимент над собой и своими детьми, но отступать нам нельзя», сравнивая текущее время с 1941-ом годом.
Учительница информатики рассказывает, как они водят десятиклассников в дисплейный класс, чтобы они делали там практические задания. Остальные ученики пока осваивают новые технологии с помощью тетрадки и доски.
В фильме показан один из первых отечественных гаджетоманов. Композитор Андрей Родионов признается, смущенно опустив глаза: «Люблю эту, свою железку…».
На 16:18 слово берет мудрая пожилая женщина, которая как в воду глядела: «Мой внук теперь будет все время с машиной сидеть? … Он будет нажимать на кнопки, задавать вопросы, значит где-то уже не будет общаться со мной? А как же его старший брат, с которым он делился своими мыслями? Как же теперь будет?». А ведь не о каких хикикомори тогда еще слышно не было, а она уже все понимала.
Газеты
В том же фильме переодически мелькают заголовки статей, посвященных внедрению компьютеров в жизнь советского человека:
- «Возьмем на льдину ЭВМ»;
- «Зачем компьютер ферме»;
- «Заказ принимает ЭВМ»;
- «Партнер зодчего — компьютер»;
- «Нужен врачу компьютер»;
- «Жду встречи с компьютером»;
- «На «ты» с ЭВМ»;
- «Робот нужен и училищу»;
- «Музыка электронного века»;
- «ЭВМ приходит в класс».
Подобные заметки регулярно публиковались в главных изданиях с многомиллионными тиражами. Их содержание не представляет особого интереса, так как их основной целью было просто рассказать людям о том, что существуют компьютеры и как это замечательно. Для примера приведем очерк из «Учительской газеты»:
А эта небольшая заметка 1987 года в газете «Труд» о том, как начальник АСУ цементного завода в Приморском вынес деталей с завода для сборки компьютеров на 6 тысяч рублей (стоимость небольшой квартиры), а ему дали за это всего два года исправительных работ:
Предполагаю, что многие предприимчивые работники советских заводов, прочитав эту заметку, подумали: «Епт! Че мы то сидим???» и число подпольных сборщиков компьютеров резко возросло по всей стране. Кстати, в этом же году газета «Труд» вошла в книгу рекордов Гиннеса, так как на тот момент имела самый большой в мире тираж среди ежедневных газет — 15,4 миллиона экземпляров.
Сразу возникает вопрос: откуда инженеры тех времен узнавали о том, как собирать компьютеры из деталей, купленных в магазине/заимствованных на работе?
«Радио»
В крупном советском техническом журнале, который издавался тиражом 1 миллион 200 тысяч экземпляров и доставлялся по подписке в библиотеку каждого вуза/ПТУ/школы/завода, публиковались описания схем для самостоятельного сбора персональных компьютеров из подручных инструментов. Выше приведен фрагмент одной такой статьи, опубликованной в июне 1986 года.
Но чтобы человек взялся за сборку компьютера по схеме из журнала (а это довольно долгий и трудоемкий процесс), его надо убедить в том, что ПЭВМ ему реально нужен, чем занимались другие издания.
«Техника Молодежи»
В июле 1986 года в этом журнале была опубликована статья «Эти профессиональные персональные компьютеры», в которой подробно разъяснялось как устроены современные компьютеры и для чего они могут пригодиться читателю в будущем: чтобы изучать английский язык, играть в нарды, создавать вязальные схемы и работать с документами.
После этой статьи в журнале стали регулярно появляться материалы о разных аспектах вхождения компьютера в жизнь человека. Вот, к примеру, размышления о возможности создания искусственного интеллекта, опубликованные в октябре того же года:
«Наука и жизнь»
Это культовое для технической интеллигенции издание с трех миллионным тиражом тоже не обошло стороной новый вид техники. В нем был целый раздел, посвященный IT-тематике — «Человек и компьютер», в котором публиковались разъяснения новых терминов, обзоры новых устройств (к примеру аппаратов Xerox), советы по борьбе с вирусами («полное перемагничивание дискет») и т.п.
В 1985-ом году в журнале был опубликован цикл из семи статей «Школа начинающего программиста», в котором читателя обучали основам создания программ для микрокалькуляторов. Обратите внимание на то, что автор называет программирование искусством. Книга Кнута, первый том который был издан в 1968 году, уже тогда была известна по всему миру.
После этого цикла тема любительского домашнего программирования многократно поднималась на страницах журнала. А для профессионалов (которые на тот момент преимущественно были учеными) с 1975 года Академия Наук издавала журнал «Программирование».
«Работница»
Если в Cosmopolitan 2000-ых публиковались статьи о том, как ненавязчиво уговорить парня прийти в гости и отформатировать жесткий диск, то журнал «Работница» призывал женщин осваивать компьютер наравне с мужчинами и не бояться обучать этой науке своих дочерей. В сентябре 1986 года на обложке издания, которое издавалось тиражом более полутора десятков миллионов экземпляров, появилась маленькая девочка (скорее всего первоклассница), уверенно смотрящая в монитор и начали регулярно выходить статьи для расширения IT-кругозора гражданочек.
«Мурзилка»
Уже в ноябре того же 1986 года тема компьютеров была поднята и в крупнейшем журнале СССР для детей от 6 до 12 лет. На картинке иллюстрация к вымышленному рассказу о том, как группа школьников в таежном поселке под руководством молодой учительницы знакомится с вычислительной техникой. Естественно, эта была далеко не последняя статья по этой теме в детской прессе.
«Юный техник»
А вот иллюстрация к статье «Компьютерная оптика», опубликованная в журнале «Юный техник» в январе 1986 года. И снова девушка, сидящая за персональным компьютером советского производства. Это издание уже предназначалось для ребят, выросших из «Мурзилки» и рассказывало о довольно сложных технических аспектах информационных технологий.
Как видите, в советских изданиях для самых разных категорий граждан были статьи о компьютерах. Хотя бы один из этих журналов регулярно выписывался/покупался почти в каждой семьей и общие знания об информационных технологиях быстро распространилось среди населения. Возьмите наугад любой номер вышеперечисленных журналов, изданный в 1985-1990 и в нем обязательно найдется хотя бы пару слов о компьютерах.
Что дальше?
Помню как году в 2005-м попутчица из автобуса чуть за 40 пыталась продать мне компьютер, рекламируя его словами: «у него много операций» (а это был системный блок на базе Pentium II).
Иногда, когда общаешься с людьми старше 45 (прежде всего это касается женщин), то возникает четкое ощущение, что их представление об IT-технологиях осталось на уровне 80-х годов и говоря о компьютерах они употребляют слова, как будто из советских журналов. Они пользуются новыми смартфонами, свежими версиями Windows и MS Office, но основная база знаний не обновлялась у них уже лет 25. Безусловно, есть много сведующих в этой теме людей в годах, но такая тенденция заметна.
Но откуда им знать насколько с тех времен изменился мир, если им уже негде об этом прочитать? Журналы, упомянутые в статье в 90-ые закрылись и сократили тиражи. «Технику молодежи» и «Науку и жизнь» перестали выписывать в каждом доме. Новые узкоспециализированные IT-журналы и сайты, появившиеся в 90-ые и 2000-ые имеют очень маленькую аудиторию. А популярные газеты, такие как «Комсомольская правда» и «Аргументы и Факты» забыли о своей миссии просвещать население.
51 комментариев
Форум →У меня даже где-то лежит компьютер “Эльбрус” (модель не помню) 91-года выпуска, типа “Микроши” :)
@betal, а он еще включается? Что Вы на нем делали в то время?
@Ирина Чернова, Так-то он включается, но для полноценной работы требуется старый телевизор с разъемом, похожим на s-video, но вроде немного большего размера. Так же требуется старый кассетный магнитофон с таким же разъемом. Этого зверя купили дедушка с бабушкой мне на вырост:) А подарили, когда мне было уже 15 лет, в 2002 году. Понятное дело, что он к тому моменту был уже не особо актуален. Поэтому так и лежит где-то в коробочке:)
@betal, скоро у вас будет возможность положить рядом современный “Эльбрус”. :)
@peper-, Спасибо, не надо ;)
Иногда, когда общаешься с людьми старше 40 (прежде всего это касается женщин), то возникает четкое ощущение, что их представление о программировании осталось на уровне 80-ых годов (с)
Я например, тоже вообще ничего не понимаю в программировании … Оно мне нужно? Это какая то жизненная необходимость? Чушь какая то.
@Nikki Sixx, я имела ввиду глобальные знания об устройстве мира: как приложения попадают в сторы, что веб-разработчики не пользуются Фортраном, какие бывают операционные системы, что такое среды разработки и т.п. Я считаю что такие вещи полезно знать, также как не историку полезно знать когда отменили крепостное право и когда ввели зарплату в колхозах)
Но естественно, это абсолютно не жизненно необходимо:-)
@Ирина Чернова, Я тоже не пользуюсь Фортраном => я не веб разработчик (True).
@Ирина Чернова, У вас очень ограниченный круг общения, наверное. И все эти “знания” никак не связаны с тем, что люди использовали в 80-х годах.
@Nikki Sixx, вполне может быть, что познания и навыки автора статьи в биологии, изобразительном искусстве или вокале тоже застряли на уровне школы. но об этом никто не сокрушается.
@nebulus, Вот вы привели три сферы в пример. Чтобы представлять себе уровень их современного развития нужно иметь также минимальные актуальные сведения о развитии IT. Вокруг информационных технологий сейчас крутится мир. И иметь общее представление о них чуть важнее, чем об искусстве и вокале) Но не важнее естественных наук.
@Ирина Чернова, мда… а я вот считаю, что мир крутится вокруг химии. и очень переживаю, что каждый день моя посуду, миллиарды людей не удосуживаются получить общие представления о реакциях пав, лежащих в основе всех моющих средств. эти же люди, пользуясь мобильниками, не знают базовых принципов распространения радиоволн, они же, втыкая по вечерам свои телефоны в розетки, совершенно не знают основ электротехники и не понимают законов ома. они невежды?
@nebulus, определенно! Вы сами привели мысль к этому!)))
@nebulus, да, они невежды. Не знать это – деградация. Это школьная программа.
Я в 88-м году в институте на микроше рисовал круг, тока он почему-то получался в виде квадрата с закруглёнными углами.
@e-vred, :-D
Ирин, спасибо за статью, очень удивлен, что Вы храните столько подшивок тематических газет советских времен. Очень ностальгируете по тем временам?)
@dennis1, шутите?
Аяяй, какой ностальгический удар… Помню всё это! Неужели я тут единственный динозавр, кто писал игры для Микроши на ассемблере, системный софт под CP/M и разрабатывал спектрумосовместимые компьютеры?
Удивительно, как растёт потребление ресурсов. Помню, мои ассемблерные софты для Микроши были в разы производительнее аналогов на XT и занимали лишь килобайты памяти, а псевдографические UI имели мгновенную реакцию, работая на хилом процессоре с частотой 1 мегагерц!
А миниатюризация? Спектрум “Москва” строился на 40 примитивных микросхемах, а сложнодобываемые платы были с ошибками и залипонами. Приходилось поработать ножиком и напаять бороду из проводов, чтобы это чудо заработало. Зато какая радость! И беготня по друзьям и знакомым с кассетами, чтобы обменяться играми… Теперь SoC размером с ноготь в 100500 раз мощнее, легко тянет громоздкую OS, коммуницирует по воздуху и встраивается в любой бытовой предмет. Разве не чудо?
Не так давно решил вернуться к истокам на новом уровне… 8 процессорных ядер, сверхкомпактный код, девайс помещается в ладонь. Да, это всего лишь лампа. :)
@Ohm, Не единственный динозавр ;) Начинал с программирования на Б3-34 в школьные годы, это определило выбор профессии. Работал сисадмином на СМ ЭВМ с ОСРВ и настольных ДВК-шках. Дома паял Спектрумы. А потом к нам в институт пригнали кучу PC-шек с цветными мониторами :)
@Vildar, У нас СМ-4 в школе стояла. А к ней был подключён целый дисплейный класс. Помню, одна из моих первых программ запрашивалв персональные данные пользователя и вставляла их в стишок-дразнилку. Как-то раз эту программку запустила учительница информатики, ввела инфо о себе… и обиделась, как маленькая. :)
@Ohm, я думаю, что вы действительно динозавр. Потому что CP/M на Микроше поднимали считанное кол-во людей в мире. Я единственную Микрошу с дисководов видел в ОКБ ЛЭМЗ’а. Или вы писали это под RAM Disk и коцанную CP/M от НИИВК?
Вы думаете сейчас уровень грамотности населения выше чем тогда? Умение пользоваться смартфоном – это все, на что способны многие… это как обезьяне дать молоток. Что она им сделает?
Помню, как нам в школе преподавали информатику. Это жесть была мы наверное месяц учились переводить десятичные цифры в двоечную и шестнадцатеричную систему исчисления. Кроме того нам преподавала учительница труда которая в этой теме была не в зуб ногой. В то время я уже умел писать на бейсике.
И хотя был полный класс букашек так до окончания школы мы до него не дошли )))
эээх… а ведь я еще в школе играл на агатах )
помню, очередь на дежурство в классе была расписана на месяц вперед, и никто никогда не отказывался ) даже наоборот, “больные” и прогулявшие уроки, подтягивались к вечеру “мыть пол в классе” ) хахахааа
также были ямахи, потом пошли уже ibm ps2
А я помню этот “Агат” или что-то подобное. И тоже к простому телевизору ещё даже черно-белому подключали. Отец откуда-то принёс. Как раз я ещё очень мелкая была и это конец 80-х был.
какой-то ЗВЕРИНЫЙ эджизм и сексизм :-(((
Автор. похоже, женщин в районе 40 видела только на картинке
Ужас просто.
@igrushkin, очень много общалась с женщинами-коллегами 1970-1980 в 2009-2015 годах. Они были умны в жизненных делах, разбирались в основной специальности. Но многие из них не понимали простых вещей из IT-сферы и это снижало их производительность труда.
@Ирина Чернова, Вам, судя по всему, лет 25? в таком возрасте женщины 40+ кажутся глубокими старухами.
По сути вопроса, все женщины, независимо от возраста, в среднем плохо разбираются в IT, и это нормально.
@igrushkin, половина мужчин, независимо от возраста, плохо разбирается в компьютерах, финансовых вопросах и математике, а также пишут с ошибками и большим количеством восклицательных знаков.
@walkman00, и…? продолжайте свою мысль
Я родился в 1983 году, но помню Микрошу, Синклер, ZX-Spectrum! Причём если Микроша была купленной, то Синклер и ZX-Spectrum отец сам собирал! Многие помнят звук модема, подключающегося к интернету, но для меня эти звуки так и остались звуками загрузки программ с кассет на том самом Синклере!
Помню на ZX-Spectrum была игрушка текстовая – президент называлась. Написана она была на бэйсике. Смысл – управлять государством. Но меня жутко не устраивало начальное количество денег, так что я открыл код и нашёл нужные определения переменных, подправил – и, о чудо, сразу перестал проигрывать. Правда интерес к игре после этого сразу потерял. Читер, блин!
Зато потом начал интересоваться программированием, в школе информатика пошла (ездили в УПК (Учебно Производственный Комбинат) на БКшках что-то клепали), а дома то уже PC стоял. Дальше IT специальность в институте, ну и понеслась… Сейчас вот программистом тружусь, и стал я им не без участия тех самых Микроши, Синклера и ZX-Spectrum. Ностальгия!
У нас был компьютерный клуб, где на Агатах и Микрошах можно было поиграть и еще взять в прокат домой на пару дней. Я брал Микрошу и пару кассет :)
А потом был ZX Spectrum, ДВК-2 и т.д. ;)
@rsergio, а в каком городе/районе это было и в каком году?
@Ирина Чернова, в Москве был такой клуб при Лианозовском заводе, где, собственно, и делали Микрошу. Дмитровское шоссе, д. 115. Я там тоже Микрошу в прокат брал.
@yurym, ездил туда часто
Тоже посещал этот клуб и брал на прокат “Микрошу”, не впечатлило.
Особенно “дребезг” “Агатовской” родной клавиатуры.
В 1986-м заимел собственный Sinclair ZX Spectrum Plus, потом Commodore C64, Амига 600, 1200, CD32. Перешёл на PC ноутбук уже в 2000-м.
Amiga 600 и CD32 до сих пор работают. “Десктопный ящик” с тех пор не признаю. :)
В первой половине 80-х мы в школе проходили практику в институте на СМ и ЕС (если я не ошибаюсь); работали на фортране, данные загружались с мониторов и перфокарт. В школе же в середине 80-х стояли персональные компьютеры ДВК (отечественный продукт, аналог PDP-11); на тех работали на Бейсике и на машинных кодах.
А как же профессор Фортран и его энциклопедия?
@BIG BROTHER, это уже чуть попозже было, да и не может статья все явления охватить)
Вообще-то хикикомори (Hikikomori) правильно, а не хиккимори.
…
“а ему дали за это всего два года исправительных работ:”
А ничего, что с конфискацией имущества?
@I-van-ich, спасибо поправила)
Да, я считаю, что по сравнению с зоной конфискация имущества не проблема, если быть к ней готовым)
@Ирина Чернова, 2 года исправительных работ это не зона что-ли?
@Alex318i, нет) у меня был один знакомый с таким приговором суда, так он просто дворы подметал)
@Ирина Чернова, да, интересно. И такое ведь было. :)
За вынос с завода деталей на 6000 рублей – два года с конфискацией. Для нынешних управленцов страшный сон.
Эх, эпоха! Учился на hand-made “Радио РК-86” на базе Intel8008, потом была Искра (8086) и уже позже ПК “Поиск” (Intel8088).
Ассемблер, DEBUG, магнитофонные кассеты… Только хардкор!
Я бы назвал это время “Аналоговая цифра” :)
Чувак, не путай. Семейство “Микроша”, “Радио-86РК” были исполнены на I8080.
У нас в школе до выпускного 90 года компьютеров не было. Хотя школа была английская и аж на Невском проспекте.
Зато в школьные годы был доступ к тем самым Ямахам во дворце пионеров и, изредка, в педагогическом институте.
Ну и потом в ФинЭке на кафедре был целый класс IBM PC 286 – хоть каждый день занимайся.
Но в итоге не программистом, ни админом я не стал. :)
PS В начале 90х бестселлером была книжка Фигурнова IBM PC для пользователя. Уйма народу освоили компы по этой книге.
РАДИО 86РК. 28 мелкосхем. 16кб ОЗУ. 2 кб ПЗУ. А сколько было радости когда оно заработало?
ПЗУ прошивал самодельным программатором на ТУМБЛЕРАХ!
Ностальгия)))
Агат не был копией в том смысле, что схемотехнически он никак не повторял Apple II. Это была своя собственная машина с процессором 6502 (который изначально еще и эмулировался на отечественной 588) с проблемами с совместимостью из-за другого видеоконтроллера. Но его умышленно сделали СОВМЕСТИМЫМ с Apple II, а не копией, что две большие разницы.
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как очистить оперативную память iPhone перед запуском требовательных программ
Как удаленно отключить iPhone, iPad или Mac от своего Apple ID
Как отключить проверку возраста при просмотре видео на YouTube
Какой iMac можно использовать в качестве внешнего монитора?
В App Store сняли больше денег, чем стоит приложение. Что делать?
Как передать контакт с Android на iPhone. Без приложений, почты и мессенджеров
Шпионское приложение, которое снимет на фото всех, кто захочет зайти в ваш iPhone или iPad без разрешения
Как посмотреть EXIF метаданные фотографии на iPhone