Почему у стриминговых сервисов большие проблемы с классической музыкой

|
FavoriteLoading В закладки
Почему у стриминговых сервисов большие проблемы с классической музыкой

Почему стриминговые сервисы не подходят для классической музыки? Вся проблема в метаданных.

Потоковые сервисы позволяют слушать музыку любых стилей, эпох и направлений практически с любого устройства. Уверенный сигнал 3G-интернета и миллионы композиций у вас в кармане.

Метаданные – это небольшой фрагмент текста, который сопутствует любому цифровому музыкальному файлу. Именно метаданные являются источником полезной информации для слушателя и позволяют отличать композиции друг от друга без необходимости прослушивания. В классической музыке именно эти несколько байт текста хранят в себе столь важные данные, как акт, часть или действие, к которому принадлежит фрагмент композиции, имя композитора, исполнитель, дирижер оркестра, музыкальный лейбл, производивший запись, и год записи.

Если метаданные внесены неверно или, что зачастую наблюдается в популярных потоковых сервисах, неполны, заблудиться в трех соснах – это все, что остается любителю классики. И если вы не можете найти интересующее вас исполнение – это не значит, что его не существует в природе. Просто кто-то неверно прописал метаданные.

Metadata1

Почему с классической музыкой все так сложно? Дело в том, что мы говорим о жанре, который охватывает сотни лет. За это время были написаны сотни тысяч композиций, относящихся к различным эпохам. Прибавим к этому огромному творческому наследию сотни исполнений оркестрами и труппами. Финальной точкой в путанице станет похожее название произведений: Йозеф Гайдн – Симфония №103 или как ее принято называть «Симфония с тремоло литавр» и еще одно произведение гениального австрийца – Симфония №104. Разница в музыке и музыкальном материале колоссальная. Разница в названии – всего одна цифра.

Все потоковые сервисы предлагают организованный поиск по миллионам записей, при этом учтены всего три основных критерия отбора: имя композиции, альбом и автор. На довольно простом примере попробуем убедиться, что стриминг для почитателя классики – косточка в горле.

Итак, предположим мы хотим послушать знаменитую Симфонию №9 Людвига Бетховена в исполнении американского композитора, пианиста и дирижера Леонарда Бернстайна. За свою пятидесятилетнюю карьеру дирижера, Бернстайн записал «Хоральную симфонию» ровно три раза: с Нью-Йоркским и Венским Филармоническими оркестрами и историческое исполнение в Берлине спустя несколько недель после падения Берлинской стены в 1989 году. При записи Симфонии №9 в Берлине принимали участие музыканты сразу из четырех филармонических оркестров: Лондона, Нью-Йорка, Ленинграда и Парижа.

Допустим, что нас интересует запись с Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Помимо, собственно, композитора, дирижера и оркестра, в записи Симфонии №9 фигурируют еще четыре солиста и хор. На интересующей нас записи Марина Арройо исполняла партию сопрано, Регина Сарфати – меццо-спорано, партию тенора – Никола ди Вирджиллио, баса – Норман Скотт. Без Джульярдского хора и главного хормейстера Абрахама Каплана запись также вряд ли бы состоялась. А теперь внимание, вопрос: чья фамилия будет значиться в графе «автор/исполнитель» при поиске на стриминговом сервисе? Бернстайна? Бетховена? Регины Сарфати или Марины Арройо? Или может быть сотни оркестрантов и хористов во главе с Абрахамом Капланом?

Потеря хотя бы одной фамилии в этой цепочке может вывести вас на совершенно другое исполнение. Но чаще – хуже. В метаданных помимо композитора и произведения найти что-либо еще невозможно. Или найти то, что для человека, который только знакомится с классикой, станет очередным подтверждением того, что стриминг и классика – вещи несовместимые.

Откроем Spotify и в строку поиска вместо оригинального итальянского названия оперы Моцарта «Le Nozze di Figaro» («Свадьба Фигаро»), на английском вобьем «Mozart» и «Figaro». Перед нами откроется внушительный список композиций. Прислушаемся к рекомендациям сервиса. Автор – «Donato Di Stefano», знаменитый оперный бас-буффо. Продолжительность композиции – 4 минуты, 17 секунд. К слову, вся опера длится около 3,5 часов. Что именно предложил Spotify? Ах, да – увертюру. Информацию об этом вы можете узнать внимательно всмотревшись в экран. В левой части экрана есть и список исполнителей-солистов, дирижера и оркестра. В тоже поле «автор/исполнитель» внесены и сам господин Моцарт и имя либретиста Лоренца да Понте. Если бы я впервые обратил внимание на эту запись, а классика для меня была бы «новым жанром», я бы подумал, что вместе с басом Донато ди Стефано оперу исполняет и певец Лоренца да Понте (видимо, также итальянец по происхождению). Увы, либретист умер еще в 1838 году и участвовать в записи никак не мог.

Metadata2

Продолжая эксперимент со «Свадьбой Фигаро», обращаем внимание на следующую композицию в списке предложенных сервисом Spotify – увертюра в исполнении Wiener Philharmoniker. Венский филармонический оркестр написан на немецком, что несколько непродуманно для американского сервиса. Дирижер – Эрик Клайбер, а композиция включена в альбом Mozart Hits. Мне нравится это исполнение: хороший темп, чистое блестящее звучание. Но как мне найти целую оперу в исполнении Клайбера? Вбиваем «Figaro» и «Kleiber», и среди ряда записей, входящих в состав уже знакомого нам альбома «Mozart Hits», находим запись целой оперы. Но их здесь две и с разными обложками. Это одно и тоже исполнение или… Полагаю, что речь идет о записи 1955 года с легендарным басом Чезаром Сьепи в роли Фигаро. Но информативность со стороны Spotify, увы, нулевая.

Поиск музыки в таком ключе – с одной стороны, весьма специфический и интересует исключительно почитателей классической музыки. С другой, для новичка в мире «оркестра и оперы» потоковый сервис может стать горе-учителем. Ситуация с радио не лучше.

Пару щелчков мышью и в фоне играет подборка классической музыки. Бетховен – Соната №23, знаменитая «Аппассионата». Неискушенный слушатель узнает ее по центральной части. Но ведь сонатная форма состоит из трех (реже четырех) частей… Узнать что-либо об исполнителе также оказалось непростой задачей. В метаданных ничего не было прописано, а на скудно оцифрованной обложке мне с трудом удалось разглядеть фамилию Павла Щербакова. Именно эта запись оказалась первой в списке прослушивания, но ведь помимо выпускника Ленинградской консерватории есть более 100 исполнений легендарных пианистов. Видимо, Spotify думает иначе.

Сервис Pandora также не отличается особой внимательностью к метаданным. Слушая записи пианиста Ланг Ланга и Мюррея Перайя о дирижерах оркестра оставалось лишь догадываться. Никакой информации на самом сервисе найти не удалось. У вас остается всего два варианта – либо очень хорошо знать классическую музыку и, вооружившись поисковиком, постоянно изучать каждую запись и исполнение, либо жить в неведении.

Ситуация повторяется и на сервисе iTunes Radio, который нередко допускает в списке воспроизводимых «классических композиций» экспериментальные произведения современников. Я не имею ничего против новой музыки, но относить такие «шедевры» к классике, как минимум, рано.

Metadata3

Отходя от темы потоковых сервисов можно убедиться, что с метаданным все плохо и в случае попытки приобрести цифровой альбом на Amazon или iTunes. Так, в тренде первого сервиса значатся популярные композиции немецких классиков в весьма адаптированном для современного слушателя виде: «Лучший альбом классической музыки для релаксации», «Классическое фортепиано для релаксации» или «Бах перед сном». Найти какую-либо информацию об исполнителе или оркестре (не говоря уже об имени дирижера) практически невозможно. Еще одна проблема – специфика построения классических произведений.

Так, фортепианный концерт традиционно состоит из трех частей. Концерт – один, части – три. Но платить придется за каждую часть отдельно, либо приобретать альбом полностью. Другая сторона медали – воспроизведение крупных форм на потоковых сервисах. Найти «любимую часть Andante» в композиции, длительность которой составляет около 30 минут – непростая задача. И опять же, быть уверенным в том, что вы слушаете запись в исполнении оркестра и дирижера, которые указаны в метаданных, нельзя. Потоковые сервисы пестрят информационными ошибками.

Возникает соответствующий вопрос: а заинтересованы ли сами потоковые сервисы в том, чтобы наводить порядок в мире классической музыки, радуя поклонников этого жанра? Похоже, не очень. Прибыль, которую приносит классика как жанр музыки в цифровом мире, составляет всего три процента. Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) подчеркнула, что самым важным «игроком на рынке классической музыки» остается Германия. На долю классики в Германии приходится от 6 до 8% всего рынка музыки. При этом 70% покупок приходится именно на покупку дисков и виниловых пластиков. В США 46% также предпочитают покупать «физические носители» с классической музыкой, а другие 46% – за загрузку цифровых копий произведений любимых композиторов.

Сегодня существует всего несколько интернет-магазинов, специализирующихся на продаже классической музыки. Вице-президент компании Naxos, занимающейся продажей классики и параллельно предоставляющей потоковый сервис, Син Хики объяснил в чем причина сложности поиска нужных произведений на стриминговых сервисах:


    За основу поиска на таких сервисах как Spotify, Pandora и прочих берется не релевантность результатов, а вывод композиций, отличающихся высоким уровнем популярности. Все они (сервисы) уже на протяжении нескольких лет обещают почитателю классической музыки «кардинальное улучшение» ситуации. Но воз и ныне там. Процент слушателей сторонников классики мизерно мал и эта аудитория мало привлекательна для подобных сервисов с экономической точки зрения. Понимая это, сервисы просто никуда не торопятся.

    В их распоряжении нет и необходимой базы метаданных. Особняком стоит, разве что, iTunes. Более того, в штате компании имеется и несколько музыковедов. Но имея неплохую базу-данных компания просто не торопится «сделать мир лучше»


Metadata5

В связи со сложившейся ситуацией на рынке стали появляться потоковые сервисы и онлайн-магазины, специализирующиеся исключительно на трансляции классической музыки: Arkiv Music, Naxos Music Library и Classic Online HD LL. Стоимость подписки колеблется от 350 до 1000 рублей за месяц использования, но эта плата не только за качество воспроизведения и широкую базу классической музыки на любой вкус, сколько за правильное информирование. Вы всегда сможете знать кто исполняет конкретное произведение, когда была сделана запись и значительно расширить горизонт своих знаний. [NPR]

Тем не менее, если классическая музыка вам нравится, мы подготовили для вас подборку из нескольких сборников.

Поставьте оценку:

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Нет голосов)
Оставайся в теме. Подпишись на наш Telegram 👏
... и не забывай читать наш Facebook и Twitter 🍒
FavoriteLoading В закладки
undefined
iPhones.ru
Почему стриминговые сервисы не подходят для классической музыки? Вся проблема в метаданных. Потоковые сервисы позволяют слушать музыку любых стилей, эпох и направлений практически с любого устройства. Уверенный сигнал 3G-интернета и миллионы композиций у вас в кармане. Метаданные – это небольшой фрагмент текста, который сопутствует любому цифровому музыкальному файлу. Именно метаданные являются источником полезной информации для...
Прокомментировать

🙈 Комментарии 17

  1. totten avatar
    totten23 июня 2015
    3

    Интересная инфа. Спасибо

  2. serfree avatar
    serfree23 июня 2015
    2

    Спасибо за интересную информацию! Хотя я в Deezer не наблюдаю проблем с классикой…

  3. Smolny avatar
    Smolny23 июня 2015
    2

    “Итак, предположим мы хотим послушать знаменитую Симфонию №9 Людвига Бетховена”

    Согласен, ультранасилие должно сопровождаться соответствующей музыкой!

  4. perets13 avatar
    perets1323 июня 2015
    1

    Великолепный,и доходчивый обзор,спасибо!!!

  5. Tiwar avatar
    Tiwar23 июня 2015
    2

    На скриншоте не iTunes Radio, а обычные интернет-радиостанции в iTunes.

  6. room_43 avatar
    room_4323 июня 2015
    1

    Когда не мог найти несколько композиций, думал, что у меня просто руки не из того места растут – ан нет)) Спасибо за обзор!

  7. Architec avatar
    Architec23 июня 2015
    0

    “Венский филармонический оркестр написан на немецком, что несколько непродуманно для американского сервиса” Spotify никак не является американским серивсом. Про него можно сказать – международный. А так он был создан в Швеции.

  8. andr1o avatar
    andr1o23 июня 2015
    1

    Дмитрий, браво! я потрясен глубиной изучения темы :) :) :) крайне интересно было читать :) благодарю за культурный шок :) :)

  9. A1eksey avatar
    A1eksey23 июня 2015
    0

    От себя могу порекомендовать ежегодный новогодний концерт Венского филармонического оркестра. Он великолепен как в ТВ-трансляции, так и в записи.
    2015 год: https://itunes.apple.com/ru/album/neujahrskonzert-new-years/id943949102
    2014 год: https://itunes.apple.com/ru/album/new-years-concert-2014-neujahrskonzert/id765930595
    Сборник: https://itunes.apple.com/ru/album/legendary-moments-new-years/id482945366

    При прослушивании в приведенном порядке в сборнике вы будете уже узнавать дирижеров по почерку. Это особое удовольствие для неискушенного слушателя, пытающегося приобщиться к классической музыке.

  10. Andrei Fomin23 июня 2015
    2

    Любители классической музыки оказывается самые несчастные люди на свете с кучей надуманных проблем) У стриминговых сервисов нет никаких проблем с классической музыкой, скорее это проблема её сумасшедших фанатов

  11. Jaster avatar
    Jaster23 июня 2015
    0

    Все гораздо проще.. до классической музыки надо дорасти.

    зы. И слушать ее на айфоне с битрейтом 128 кбит не интересно.

    Nemorino avatar
    Nemorino23 июня 2015
    0

    @Jaster, золотой фонд записей классической музыки едва ли не наполовину состоит из фонограмм первой половины прошлого века и редких концертных записей. Технический уровень этих записей зачастую таков, что 128 кб для них просто избыточны.

    Jaster avatar
    Jaster24 июня 2015
    0

    @Nemorino, что за золотой фонд? Не знаю такого.. у меня в коллекции есть записи такие (30-40-х годов), но их немного и после ремастеринга, да на хорошей аппаратуре, они неплохо звучат. В отличии от айфона )

    Nemorino avatar
    Nemorino24 июня 2015
    0

    @Jaster, я не нахожу причин, чтобы запись “телефонного” качества, а это любая фонограмма первой половины прошлого века, звучала на айфоне хуже, чем на “хорошей аппаратуре”. Но переубеждать в том никого не стану.

    gimlis avatar
    gimlis27 июня 2015
    0

    @Jaster, а хорошая аппаратура включает в себя провода из бескилородной меди?

  12. Lord Wind avatar
    Lord Wind3 июля 2015
    0

    В коем то веке на айфонсе адекватная и полезная статья. Утащил в мемориз, спасибо.

  13. Антон Пушкарев27 декабря 2017
    0

    Если разбираться, то такой же бардак сейчас наблюдается и в джазе: там ведь тоже надо указывать и исполнителя и год записи и кто играл/пел и кто сводил записи.
    А по сути, для человека, который только знакомится с классикой, абсолютно пофигу, какой именно пианист исполняет Лунную Сонату Бетховена или какой именно оркестр играет балет Щелкунчик.
    В классике главное не исполнитель, а композитор и сама музыка. На то она и Классика. Потому что музыканты оркестра не имеют права вносить отсебятину в исполнение классического произведения, а у дирижёра вообще только две функции:
    1) держать темп (потому что музыкантов-интерпретаторов темпа много в оркестре, а дирижёр один) и
    2) управлять динамикой звучания (опять же потому что с места дирижёра лучше слышно, кому надо играть тише, а кому погромче).
    И если это реально шедевр, то он будет шедевром в любом исполнении.
    А придираться к «почерку дирижёра» – совсем болезнь, называемая аудиофильством…

Вы должны авторизоваться или зарегистрироваться для комментирования.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Как установить аватар в комментариях?

Ответ вот здесь