В конце апреля компания Tesla представила аккумуляторы для дома. Что это: очередная революция от американской корпорации или логичное звено на пути к построению умного и независимого дома? Давайте разберемся вместе.
Илона Маска по-праву можно назвать революционером в мире технологий. Еще 10 лет назад мало кто верил в то, что электромобили попадут на массовый рынок, а уже сегодня Tesla Model S – седан, которым не прочь был бы завладеть каждый автолюбитель. Альтернатива бензиновому двигателю была найдена давно, но вот «ломать целую индустрию» долго никто не решался.
Вопрос добычи и потребления электроэнергии в XXI веке стоит особо остро. Сегодня от нее в буквальном смысле зависит существование человечества. Традиционная классификация добычи энергии имеет два глобальных ответвления:
- добыча с использованием коммерческих источников: уголь, горючие сланцы, нефть, газ (по сути, именно они и являются основой современной энергетики, покрывая 90% суммарных запросов со стороны предприятий и населения), ядерные, гидро, геотермальные, солнечные, волновые и приливные станции.
- добыча с использование некоммерческих источников: сельскохозяйственные и промышленные отходы, мускульная сила, дрова.
Несмотря на кризис топливных ресурсов, которым пестрили заголовки газет в начале 70-х годов, спустя почти 50 лет в принципах добычи электроэнергии мало что изменилось. Растет население, растет потенциальная необходимость в электроэнергии, а как следствие – все больше и больше загрязняется планета. И можно спорить о том, что наступит раньше – энергетический кризис или экологическая катастрофа, но лучшим выходом из данной ситуации является кардинальный пересмотр всей энергодобывающей отрасли и принципов обеспечения населения электроэнергией.
Энергия и инфраструктура Tesla
30 апреля Илон Маск презентует решение, которое должно благоприятно отразиться не только на окружающей среде, но и на кошельках потребителей. Tesla Powerwall заботится об окружающей среде, кардинально снижая выбросы углекислого газа и позволяет забыть о внушительных счетах за электроэнергию. С последним пунктом мы разберемся немного позже, а пока посмотрим на мир, который нам предлагает Tesla.
Идея накопления электроэнергии и автономное обеспечение домов – не новинка. Немало владельцев загородных коттеджей покрыли крыши своего жилья солнечными панелями, обеспечив питание с помощью свинцово-кислотных аккумуляторов. И вот первое преимущество Tesla Powerwall.
Аккумулятор. Источником питания детища Tesla служит литий-ионный аккумулятор, по своим характеристикам значительно превосходящий архаичный свинцово-кислотный, разработанный еще в 1859 году (подробную информацию вы можете узнать в статье «Эволюция аккумуляторов»).
Количество рабочих циклов заряда-разряда у свинцово-кислотного аккумулятора едва достигает 800, в то время как литий-ионный может похвастать 1000-1200 циклами. По соотношению «вес-емкость» литий-ионный аккумулятор почти в 5 раз превосходит свинцово-кислотный. Именно это и позволило компании Tesla создать броский дизайн своей новой линейки продукции.
Дизайн и формфактор. Да, мнение о любом продукте у человека складывается от его внешнего вида. Скругленные края, минимальная толщина (по меркам конкурирующих продуктов) корпуса, наличие ассортимента цветовых решений. Даже не вникая в принципы работы Tesla Powerwall, начинаешь думать о том, как бы она дополнила ваш гараж. Tesla Powerwall крепится на стену и занимает минимум пространства.
Целостная экосистема. Представленные аккумуляторы Tesla Powerwall поставляются в двух модификациях емкостью 7 и 10 кВт*ч по цене в $3000 и $3500 соответственно. В случае, если потребитель ощущает явный недостаток емкости, он всегда может дополнить арсенал батарей покупкой еще одной, тем самым наращивая суммарную емкость вплоть до 90 кВт*ч (допускается подключение до 9 батарей). Подключение не требует досконального изучения принципов построения электросетей: один кабель решает все проблемы.
Решение для предприятий и бизнеса. Вместе с Powerwall был представлен и продукт, способный решить проблему обеспечения фабрик, заводов и целой промышленности – аккумуляторы Tesla Powerpack. Их особенность – способность бесконечного наращивания потенциальной емкости вплоть до нескольких Гигаватт*ч.
Планы по полной альтернативной электрификации. Илон Маск – человек, который привык мыслить глобально. Именно поэтому презентация аккумуляторов Tesla не преследует единственную цель по реализации продукта ограниченному кругу заинтересовавшихся пользователей. Речь идет о масштабной и тотальной электрификации всей планеты Земля с помощью аккумуляторов. Для обеспечения всей планеты энергией Tesla достаточной 900 миллионов батарей Powerpack.
Забота об экологии, полный отказ от производства электроэнергии, источником которой будут служить исчерпаемые природные ресурсы приводящие к выбросу вредных веществ в атмосферу и полная автономность любого, даже самого отдаленного уголка планеты – все это реалии уже сегодняшнего дня. Но до того момента, пока наступит (если наступит вообще) глобальный переход на электроэнергию, черпаемую от солнца, ветра, приливов и накапливаемую в аккумуляторы, потенциального покупателя интересует вопрос: выгодно ли приобретение Tesla Powerwall сегодня?
Сухие цифры
Итак, давайте посчитаем экономическую целесообразность приобретения инновационного продукта от Tesla. Стоит ли «овчинка выделки» и как поведет себя окупаемость в условиях России и США.
Условия рассчетов:
- примем ежесуточное потребление электроэнергии владельцем Tesla Powerwall равным 10 кВт, т.е. полной емкости батареи хватает на сутки потребления;
- стоимость Tesla Powerwall – $3 500, что по курсу, актуальному на момент публикации данных расчетов составляет 175 000 рублей (с учетом округления и по курсу 50,01 руб за $1);
- к стоимости Tesla Powerwall прибавим необходимость покупки инвертора, стоимость которого составляет около $1500 – 75 000 руб;
- учтем потери при подключении Tesla Powerwall в цепочке аккумулятор – преобразователь тока – инвертор. Общий КПД системы составит 87%. Т.е. изначально потребителю доступны не 10 кВт*ч, а лишь 8,7.
- при двухзонной тарификации (тарифы «день/ночь») примем дневное потребление энергии на уровне 5 кВт*ч (57,5% от максимального ресурса Tesla Powerwall), а вечернее – на уровне 3,7 кВт*ч (42,5%).
Ситуация в США:
На территории США действует двухзонный тариф по оплате электроэнергии:
-
С 14:00 до 19:00 стоимость 1 кВт*ч электроэнергии составляет $0,2032 (10,16 руб).
C 19:00 до 14:00 стоимость резко падает до $0,0463 (2,31 руб) за 1 кВт*ч.
При потреблении 5 кВт*ч в дневное и 3,7 кВт*ч в «ночное» время ежесуточные расходы при использовании стандартной электросети составят:
5кВт*ч * 10,16 руб + 3,7кВт*ч * 2,31 руб = 50,82 руб + 8,54 руб = 59,36 руб/сутки.
59,34 руб * 365 дней = 21 659 руб в год.
Стандартная литий-ионная батарея теряет около 6% (0,6 кВт) своей первоначальной емкости (т.е. 10 кВт) в год. С каждым годом ее емкость будет сокращаться и уже спустя 3-4 года лишь одной Tesla Powerwall будет недостаточно. Вот примерные расчеты того, как поведет себя батарея с течением времени.
Годы эксплуатации: максимальный срок службы батареи составляет 15 лет.
Максимальная емкость: уменьшается на 6% (0,6 кВт) от первоначальной емкости каждый год.
Стоимость электроэнергии: рассчитана из соотношения дневных/ночных тарифов по указанным выше ценах.
Экономия: какую сумму позволяет сэкономить Tesla Powerwall в год.
Растраты на доп. энергию: мы условились, что ежесуточно потребляем 8,7 кВт. Недостающую электроэнергию (вызванную деградацией аккумулятора) компенсируем электросетью общего пользования.
За 15 лет использования, даже без учета растрат на дополнительную энергию, Tesla Powerwall не окупается. Если учесть, что стоимость кВт*часа электроэнергии на территории России ниже примерно на 60%, говорить о целесообразности такого приобретения вряд ли стоит. Напомню, что покупка комплекта Tesla Powerwall обошлась в 250 000 руб и это без учета солнечных панелей.
Размышления
Предложенное компанией Tesla энергонезависимое решение – это правильный взгляд в будущее без выбросов и беспощадного использования природных ресурсов. Увы, для конечного потребителя заявленная на Tesla Powerwall стоимость не станет экономически выгодным приобретением. К покупке аккумулятора потребуется прибавить «цену ладана и свечей» в виде солнечных панелей, преобразователя и инвертора, а деградация литий-ионных аккумуляторов попросту не позволит покрыть изначальные расходы. Но если вы готовы инвестировать в будущее, готовы сделать шаг навстречу «зеленой планете» и цена вопроса не является определяющей – время Tesla Powerwall для вас уже настало.
И не забываем, что утилизация любого аккумулятора тоже стоит денег. Порой немалых.
41 комментариев
Форум →может я что-то не понимаю, но. Разве для зарядки аккумулятора не нужна электроенергия? О каком будущем без использования ресурсов мы говорим, когда их все равно над заряжать?
А по расчету то же самое. Мы потребляем электроэнергию из сети, заряжая аккумулятор, тратя на это деньги, плюс потом еще, когда он разряжается, мы начинаем тратить электроэнергию из сети, все равно тратя деньги. Или там имеется в виду, что он подключен, допустим, к солнечным панелям или ветрякам?
@Architec, заряжать солнечными панелями
@Architec, если бы Вы читали статью то то поняли бы, что там расчет на то что заряжаешь батарею по ночному тарифу, а пользуешься днем когда самый дорогой тариф.
@Architec, а тут понимать ничего не надо, называется инновации по американски)) Хотя у нас был подобный, как Маск – имя ему Полонский)).. И был еще при царе горохе, Маниловым величали, прообраз Маска))) Один сплошной маркетинг и ноль инноваций. Приятель купил теслу, так как сто лет назад мфти закончил и тяга к всему инновационному. Остался в разочаровании и ощущения что его надули
@Mr. Neverpoint, ….тем временем, сша не могут обойтись без российских двигателей до 2020 года по заявлениям самих же сша. Маск, ау, где обещанные полеты на марс?))) гы
Имеется в виду, что подключение к солнечной батареи или ветряку. В России с этим вообще сложно. Но даже если на крыше загородного дома стоит солнечная панель, то аккумулятор все равно не окупается.
Пожалуйста, исправьте. А то не сразу понятно, о чём идёт речь.
Ёмкость измеряется не в килловаттах, а в киловатт-часах.
В киловаттах измеряется мощность, а не ёмкость.
Пишется не кВт/ч, а кВт*ч.
Спасибо.
@Ohm, спасибо вам, поправили.
Пары расчете экономии за 15 лет необходимо учитывать увеличение тарифов ЭЭ.
На Украине, например, за пять лет было подорожание примерно на 400%, и это еще не предел!
К тому же, тут не учтен принцип использования связки возобновляемой энергии и аккумуляторов.
Пока на улице солнце/ветер, то дом питается энергией от панелей/ветряка, и при этом еще и заряжает аккумулятор. Когда наступает ночь, то потребление энергии начинается с батарей.
Ну и на последок, Тесла забирает обратно отработанные аккумуляторы и дает в замен новые, т.е. в этом случае не стоит говорить ни о утилизации: ни о покупке нового в полную стоимость. Своеобразный trade-in.
Для южных стран на подобии Италии, Испании, Турции и др. гда эллектричество дорогое и многие давно уже сидят на солнечных панелях эта тема будет в самый раз
это выгодно при действительно автономном использовании. К примеру в районах куда подвести электроэнергию будет стоит совсем безумных денег.
Да, и еще.
Есть еще такое понятие как “Зеленый тариф”, это когда ЭЭ которую вырабатывает потребитель оказывается у него в избытке, и он ее продает государству. Тут тоже может быть существенная экономия.
@direktor, Если существует зеленый тариф с возможностью продать избыток в сеть, то Powerwall в принципе не нужен. Используешь что тебе надо, а избыток сразу сливаешь в сеть. Вот вам и батарейка на стороне сетей. Либо вообще ставите отдельный счетчик на отдачу и продаете сразу все, при этом берете от сетей по стандартному тарифу. Во многих странах именно так и делают. Устанавливаете панели на крышу, в качестве компенсации государство обязуется у вас покупать вашу энергию по увеличенному тарифу в течении скажем 15 лет. И вы просто все что производите продаете. А покупаете по стандартным тарифам. Имхо, батарейка нужна только в случае offgrid, когда у вас нет электричества, либо его слишком дорого подводить. Ну или часто бывают отключения, то в качестве резерва ее использовать.
@igariokas, батарейка нужна для поддержания штанов ночью либо в пасмурный день. Днем работают панели, от них питаются потребители в доме + заряжаются батарейки. Ночью батарейки питают дом.
В Калифорнии это будет работать уже с нынешними ценами на панели/батарейки, потому что там очень много постоянного солнца и такие системы окупаются быстрее, чем на севере Европы.
@direktor, для этого нужно сначала вложиться в панели/ветряк аккумулятор и преобразователи всякие… в Европе эта практика актуальна они в будущее вкладывают, чтобы дети потом экономили)))
А с чего Вы взяли, что для работы с устройством еще нужен “инвертор”? Вся необходимая электроника уже внутри, пользователю ничего докупать не нужно.
@v777, тоже удивился насчет инвертера. Там все в одной коробке, вкл и забыл
@v777, Упс! Приношу извинения автору, проверил на сайте Тесла – DC-AC inverter not included!! То есть инвертор нужно покупать отдельно.
6% в год потери емкости, это всегда при расчете от текущей емкости а не от максимальной. Всю таблицу и весь расчет можно выкинуть на помойку.
В околоэкваториальных широтах аккумулятор будет питать дом только в ночное время (но ночью большинство людей спит, так что всего лишь несколько часов вечером и ранним утром). Днём электроэнергия поступает прямым потоком от солнечных батарей + ветряка. Следовательно срок службы увеличивается в два или даже три раза, а это между прочим уже 30 и 45 лет, что весьма внушительно.
Для России, Северной Европы и Канады это всё неактуально.
@Denis Yuskevich, почему неактуально? Просто срок окупаемости системы будет больше. Если на солнечных югах уже через полтора-два года можно выйти в плюс, то на северах может понадобиться лет пять-шесть.
Но это ж только самое начало технологии. Со временем и панели, и батарейки будут только дешеветь за счет масштабов производства. Соответственно, и окупаться такие системы будут быстрее.
не стоит забывать о разнице ночного и дневного тарифа в США
как пишет автор, На территории США действует двухзонный тариф по оплате электроэнергии:
С 14:00 до 19:00 стоимость 1 кВт*ч электроэнергии составляет $0,2032 (10,16 руб).
C 19:00 до 14:00 стоимость резко падает до $0,0463 (2,31 руб) за 1 кВт*ч
смысл Powerwall еще и в том, чтобы днем (когда тариф 0,20$) использовать запасенную в них энергию, а заряжать их ночью когда тариф в 5 раз ниже (0,04$) таким образом круглосуточно пользуясь низким тарифом. Еще один факт, не всегда в США (да и в России) дают на дом ту мощность которая нужна, а с помощью powerwall можно восполнить недостаток днем, подзаряжая аккумы ночью.
Ну и использовать аккумулятор в котором осталось 10% от изначальной емкости – это извращение…
@Че Бояра, про 10% не извращение, когда по соседству со старым уже работает новый, а старый доживает свои дни.
@enso, “по соседству” – это параллельное или последовательное подключение старого и нового?
@enso, можно узнать, какая оценка была по физике в школе?)))
Спасибо за отличную аналитическую статью!
Не был рассмотрен дом, где-нибудь на горе/холме/отшибе на берегу моря/океана, с изумительной природой и удалённостью от цивилизации. Или кому-то не хочется видить провода, подходящие к дому, которые подвести тоже стоит денег. В сухом остатке имеем автономную систему эоектроснабжения за адекватные деньги. Кстати для Южной части России, если всю крышу собственного дома (дом, площадью 100м2) сделать из солнечных батарей, то электричества хватит и на день и на ночь.
На хабре в комментариях читал расчет.
Условно говоря, купив теслу – тратишь $3500 за аккум весом 100кг
Из обычных герметичных аккумуляторов, подобный объем можно построить за $2500 и весом 400кг
В аккумуляторах минус – вес, внешний вид и срок службы около 3-4 лет
К плюсам можно отнести заменяемость отдельных аккумуляторов и есть фирмы, которые делают их восстановление.
Идея интересная, у меня под Питером дом, облепил 12 квадратов крыши панелями + 2 квадрата на стенке, 18 аккумуляторов герметичных. Пороговое значение на тюнере 20% и включается подкачка с электросети. Январь и начало февраля, зарядка аккумуляторов 2-3 раза в день включается от сети.
Тюнер у меня поганый, хочу купить дороже, чтоб только ночью помогал аккумуляторам. И облепить еще остатки пустого места панелями.
На этом всем держится 3 сервака сименс, наружное видеонаблюдение, свет во всем доме диодный, телевизор и пару розеток, где телефоны заряжают и буки всякие работают.
! притом при ремонте диодный лампочки покупались 12В и с общим блоком. Димирование нужно было и чтоб лампочки действительно жили больше. Горят ведь не диоды, а блоки питания встроенные. Хочу сказать, что нет конвертации и потерь с аккумуляторов 12 > 220 > 12. 12В идет напрямую с аккумуляторов )
Теперь мой личный вывод, касательно экономии. Если мы говорим о том, что вы покупаете готовый дом и хотите переделать с ремонтом – игра не стоит свеч. Если вы строите или покупаете без ремонта и на это есть деньги – игра стоит свеч.
Тюнер мой стоил порядка $3500, сейчас с текущими знаниями купил бы минимум дороже и функциональнее, который ставится как электрораспределитель. Наверное, в 10ку влетит подобное устройство.
Желательно еще вбить деньги в ветряк. Зимой, у меня это работает, мягко говоря, на пределе возможностей. Света совсем нет, солнца тем более. Я не считал, сколько все это потребляет и сколько сэкономил. надо ставить счетчик перед тюнеров, но тюнер показывает статистику за год – 18% подкачка из электросети. Те 2 месяца жестких.
Дополнительно, о чем все забывают. Это лупить деньги на конвертер 12/24 в 220. Чтоб все-все-все работало, а в особенности всякие миксеры, холодильники и прочее дерьмо с моторами – нужна правильная синусоида. На большую мощность и надежный, хотя бы по мощности 2 * электрочайника – разоритесь. Все таки это дом, там где живут. Барахло за 1000уе тут вообще не подойдет, оно загорится.
Например, у меня есть розетка которая запитана от аккумуляторов с конвертером. Мак-мини не работает и не включается, а аэропорт экстрим включается. У меня обычный конвертер без правильной синусойды.
думаю электромобиль от Теслы сейчас реальнее, чем такие батарейки дома.
В расчетах не учтен рост тарифов на электроэнергию. Через 10 лет цены могут быть раза в 3-5 выше текущих.
@Леша, полагаю, что стоимость аккумулятора также повысится.
@AlexanderZubkov, И?
“Предложенное компанией Tesla энергонезависимое решение – это правильный взгляд в будущее без выбросов и беспощадного использования природных ресурсов.”
Э-э-э, позвольте спросить, а производство панелей и аккумуляторов разве не требует огромного количества электроэнергии и разве при их производстве нет вредных выбросов? И разве стоимость этого производства не закладывается в стоимость панелей и аккумуляторов?
———————
“Увы, для конечного потребителя заявленная на Tesla Powerwall стоимость не станет экономически выгодным приобретением.”
А для того, кто знает элементарные законы физики и термодинамики, ничего нового здесь нет. Ни один аккумулятор и (или) ни одна солнечная батарея в совокупности не будет выгоднее, чем простое производство электричества на станциях, ибо вечный двигатель НЕВОЗМОЖЕН (опять таки элементарные законы физики). И вспомните ещё про КПД, а чем больше ступеней производства, тем ниже КПД в итоге.
———————
Статья бессмысленна априори.
@I-van-ich, маркетинг превыше всего…
@I-van-ich, современные солнечные панели энергетически окупаются в Калифорнии за год-полтора, в менее солнечных регионах до трех лет. А служат при этом 25 лет.
Поэтому связки аккумуляторов и солнечных батарей в конечном итоге станут выгоднее производства электричества, например, из угля или газа — потому что солнце бесплатное.
Борьба за эклогию это, конечно, хорошо. Но куда утилизировать потом эти необходимые 900 млн. для всеобщей радости аккумуляторов?
@San, в повторную переработку разумеется. Тесла меняет старые аккумуляторы и отлично их утилизирует, до 70% материалов извлекаются и снова идут в дело.
А еще все забывают, что литий довольно редкий элемент). Хотя бы поэтому у таких вещей нет будущего.
Статья некомпетентна, и что бы не вводить людей в заблуждение, ее лучше было бы снять с ленты совсем. Выводы автора основаны на ошибочных данных и предположениях.
1. Основная идея Powerwall в том, что бы заряжаться ночью, а расходовать энергию в часы пиковых тарифов.
2. Эффективность на проход через инвертер заявлен 92%, а не 87
3. Средняя стоимость kWt в западном побережье штатов $0.16 ночь и 0.24 день и 0.34 вечер. Это совсем другие цифры и в штатах экономия совсем другая. Ну допустим мы будем считать по Российским ценам для трех-тарифного счетчика (Москва 2015 год): 1,26р (ночь) 4,08 (день) и 4,92 (вечер). Заряжаем ночью, а тратим вечером. Экономия 3.66р на квт
4. Ежегодно цены на электроэнергию индексируются на 6-15% а на 2016 год запланировано 19% повышение. В США стоимость электроэнергии выросла на 42% за последние 10 лет. В расчетах будем использовать 8% индексацию ежегодно.
5. 10квт батарея предназначена только лишь для backup, то есть использовать ее можно только в случае аварийного отсутствия питания в сети, она не предназначена для ежедневного использования. Поэтому в расчетах должна быть использована батарея 7квт, именно она предназначена для ежедневного использования.
6. Инвертер – спорный элемент. В строящемся доме можно спроектировать всю систему освещения на LED, системы автоматизации и контроля 12-24V DC и спокойно обойтись без инвертера. В случае с backup инвертер необходим, но на то будут свои экономические причины, конкурирующие с другими подобными backup системами. Поэтому инвертер в расчетах использовать не нужно.
7. Деградация батареи совсем не 6% в год. 10 летняя гарантия полностью покрывает падение мощности более чем на 20% от заявленной. Это значит, что в течении 10 лет деградация не предусмотрена более чем на 20%. Это кстати подтверждено использованием батарей на автомобилях Tesla: http://my.teslamotors.com/fr_CA/forum/forums/battery-degradation-finally-some-data
А вообще 7квт станция расчитана на 5000 полных циклов. Это полных 13 лет ежедневного использования.
Быстрая экономика с индексацией цен:
1 год – 7 квт/день* 3.66р – 9351р/год
2 год – 6.86 квт/день* 3.95р – 9897р/год
3 год – 6.73 квт/день* 4.26р – 10471р/год
xxx
xxx
xxx
12 год – 5.46 квт/день* 8.53р – 17007р/год
13 год – 5.32 квт/день* 9.21р – 17896р/год
Всего станция без инвертера, с индексацией цен 8% в год, экономия составит 172 627 рубля. С инвертером 158 817р
что превысит стоимость покупки $3000 (150000р) на сегодняшний день.
В долгосрочной перспективе с учетом изменений курсов валют, индексации цен и инфляции экономия может составить более чем 2 раза от стоимости станции.
Для примера, если мы посчитаем 13 лет использования в США по ценам 2015 года с индексацией 4% ежегодно, то экономия составит $6645 за весь период, с инвертером $6113
Удваивая- утраивая объем станций позволяет экономить соответственно для домов и зданий которые используют больше энергии.
В сочетании с солнечными батареями, в регионах с большим количеством солнечных дней в году – позволяет стать полностью энерго- независимым (off the grid).
Так что экономически Tesla Powerwall полностью себя оправдывает. В этом году я установлю несколько станций в домах которые мы строим. Время покажет оправдаются ли расчеты.
Еще про “зеленость” не понравилось. А затраты на производство и выбрасываемые при этом вещества? Или от производства аккумуляторов только вода выделяется :-))
Вот посмотрел я тут комментарии прочитал статью и резко попал в мир в котором развитие остановилось в детском саду. Какие двигатели отправляемые до 2020 года в США? Какие литий-ионные батареи, которые окупаются через 50 лет? Какой Марс? Все понятно и так нас всех зомбируют. А “зомбификация” заключается в том что никто не знает правду и каждый со своей колокольни поливает друг друга, мягко говоря, дерьмом. Правда в том что статья заказана не очень разбирающимся в технологиях человеком. Уверен он даже не знает физику начальных классов, зато он очень хорошо умеет писать и оформлять всякую “тупоумную бредятину”. Как раз рассчитанную на такую же аудиторию. Жаль очень жаль что у нас к сожалению мало осталось настоящих самостоятельно мыслящих людей, их единицы.
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Почему появляется спам в приложении Календарь на iPhone
Как перематывать видео в TikTok
Удаляем своё местоположение в любой фотографии на Mac
Как отслеживать местоположение ребёнка с iPhone
Как выбрать загрузочный диск Mac без стандартной клавиатуры Apple
Почему после обновления до iOS 10.3.2 зависает iPhone
Настраиваем автозамену текста в определенном приложении на iPhone или iPad
Проблемы с обновлением приложений на Mac