Войти

Или войди с помощью

Истинная стоимость free-to-play игр

Роман Юрьев avatar |
Истинная стоимость free-to-play игр

Сегодня App Store просто заполонен играми формата free-to-play (F2P) или фримиум. То есть, вроде бы они бесплатны, но по факту без значительных вливаний средств ты не поиграешь или же удовольствия от процесса не получишь. «Ну и ладно, кто поумнее, то не будет вестись на “бесплатный сыр” и заплатит денег за нормальную игру», — подумает читатель. Вот только проблема в том, что сейчас таких «нормальных игр» днем с огнем не сыщешь. Их появляется все меньше и одна из последних на моей памяти — Monument Valley. Особо жестокий удар был, когда Plants vs. Zombies 2 превратилась во фримиум-проект. Скачал, установил, но ни я, ни жена, прошедшая первую часть вдоль и поперек со всеми дополнительными заданиями, так в нее и не стали играть. Давно мечтал о релизе Dungeon Keeper на iOS, но фримиум просто убил шикарную идею и игру. Похоже, что текущее игровое направление в развитии iOS необходимо менять. В то время как некоторые F2P-игры действительно сбалансированы и качественно сделаны, вызывая интерес у игроков и обеспечивая разработчиков неплохим доходом, большинство проектов являются свирепым шлаком. И во многом мы сами виноваты в таком положении вещей.

Более того, на Apple тоже лежит ответственность за активно распространяющуюся в игровом секторе iOS гниль, по-другому большинство F2P или фримиум-игр и не назовешь. А с чего все началось? Позвольте напомнить.

Когда в 2008 году оказался запущен Apple App Store, в нем не было демонстрационных или испытательных версий игр, и не существовало простого механизма возврата средств. Зато предлагались приложения вроде Super Monkey Ball по цене в $10. Какое-то время такая цена сохранялась на многие игры и программы, но коллективное потребительское сознание заявило, что не хочет столько платить за мобильный софт. К слову, даже $10 на то время была весьма привлекательная цена в сравнении со стоимостью приложений на других мобильных платформах со средним ценником в $25–30. С другой стороны, там и выбора-то особо не было, а на iOS мы получили изобилие. Естественно, в таком случае хочется всего и побольше, да только бюджет ведь не резиновый.

Разработчики отреагировали на желание клиента снижением цен, скидками на праздники или по поводу запуска приложения в App Store и другими подобными акциями. Мы, потребители, возрадовались, а заодно начали практиковать покупку приложений только тогда, когда на них предоставлялась скидка. Благо, инструментов для отслеживания выгодных предложений достаточно, начиная с классического App Shopper, продолжая AppZapp и заканчивая Appsfire.

Спустя некоторое время Apple вместо демо-версий или возможности быстро вернуть деньги за покупку предложила механизм In-App Purchase (IAP), причем изначально бесплатные приложения так и оставались бесплатными, а если встраивались внутренние покупки, то минимум $1 разработчик должен был брать с потребителя. Со временем это ограничение было снято и появились полностью бесплатные программы со встроенными покупками. Вначале это были безобидные предложения, вроде «убрать рекламу, заплатив $1» или же «докупить новых уровней». Ответил ли потребитель на это дело рублем? Нет, не ответил. Народ не напрягала реклама, да и хватало предложенных бесплатно уровней.

Но ведь независимым разработчикам нужно зарабатывать деньги, чтобы кормить свои семьи, а крупным издательствам без финансовых вливаний потребителей не за что будет создавать большие и привлекательные игры с крупными бюджетами. Таким образом, введенные Apple правила App Store и кристально ясный посыл потребителей о нежелании платить подтолкнули разработчиков к модели монетизации free-to-play.

Давайте не будем обманывать себя — большинство из нас не заплатит и доллара за классную игрушку, зато с радостью выбросит $100 за модные шмотки для своего персонажа или же чтобы его виртуальная лачуга или ферма выглядела круче, чем у соседа. Большинство из нас зажмет бакс за гениальную инди-разработку, но с легкостью потратит сотню долларов за возможность мгновенно вернуться в гонку или же к крушению черепов зловонных мозгоедов и других игроков.

Эго и нетерпение — вот что чаще всего монетизирует игры в App Store, а не реклама или новые уровни.

Разработчики тоже не ангелы. Да, некоторые из них проделывают огромную работу, чтобы и денежку заработать, и порадовать игрока, дать ему возможность насладиться процессом без особых затрат. Но большинство стараются по полной программе использовать человеческие инстинкты и желания, манипулируя потребителем даже ожесточенней, чем самые ядреные казино. Они используют поведенческий анализ и психологические трюки, пытаясь выдавливать из игрока каждую возможную копейку, причем максимально длительное время. А что мы? А мы вознаграждаем разработчиков шикарными рейтингами, продвигаем их в Top Grossing и в итоге каждую неделю получаем еще пяток таких «доилок».

Они создают и полируют игры таким образом, чтобы те нас затягивали как наркотик и вытравливали из кошельков деньги. Чем-то это напоминает старые добрые аркадные автоматы. Все, кто играл на таких, помнят, насколько затягивающими могут быть там игры, как ты, не думая, забрасываешь в автомат одну монету за другой, лишь бы продолжить крушить врагов и радовать следящий за процессом народ.

Единственная разница в том, что ты не мог впечатлить заглядывающих через твое плечо болельщиков больше, забрасывая монеты в игровой автомат быстрее. А на iOS таких ограничений нет. Особо могучие проекты, не поперхнувшись, сожрут и $100, и $1000 и $10000. Ты мог бы на эти деньги устроить своей семье шикарный отдых на райских островах, купить огромный телевизор и новую игровую консоль, пойти тренироваться в хороший зал с опытным тренером и значительно улучшить свой внешний вид, а вместо этого пытаешься удивить и что-то доказать совершенно тебе незнакомым людям.

И вот из-за того, что фримиум привлекает народ и позволяет зарабатывать на порядки больше, чем традиционная система одноразового платежа за готовый продукт, даже крупные и опытные студии переходят на такой механизм, причем зачастую на не самые лучшие его варианты. А что делать, если другими способами заработать уже не получается?

Все эти факторы не в лучшем свете выставляют App Store и не лучшим образом сказываются на ценности платформы. Причем в данном случае речь не о финансовой привлекательности iOS, ведь Apple продолжает зарабатывать на ней огромные деньги. Я говорю о ценности платформы для опытных и неординарных разработчиков и потребителей. Как бы не произошел очередной виток истории и не повторилась история Atari.


В начале 80-х эта платформа занимала 80% игрового рынка, а в 1982 скоропостижно скончалась, причем по легенде вместе с ее кончиной компании пришлось сжечь в пустыне 10 млн непроданных картриджей.

Кто не в курсе, кратко напомню: в 1980 году Atari владела 80% рынка видеоигр и обеспечивала материнской компании Warner (купившей ту в 1976 году) 70% дохода. А 7 декабря 1982 года раздутый мыльный пузырь лопнул — вместо увеличения прибыли на 50%, о которой орали все аналитики, компания объявила утром о 10–15% максимум. К вечеру ее акции рухнули на 56%, и вместо прибыли в 1983 году пришлось объявлять об убытках в $536 млн, что на то время было просто чудовищными деньгами в игровой области. В 1984 году Warner избавилась от «сдувшегося» актива.

Самое интересное, что во всех проблемах виновата сама Atari и материнская компания. На волне успеха шлепался всякий игровой ширпотреб, деньги вкладывались в однообразные игрушки, программисты не поощрялись должным образом и соответственно работали. Наиболее талантливые люди просто уволились, причем в течение года Atari фактически растеряла свой основной интеллектуальный ресурс. Часть ушедших специалистов сформировала конкурирующие компании Imagic и Activision, выпускавшие более интересные и качественные игры для консоли Atari, чем ее создатель. Приставка несколько лет не обновлялась, потому что в разработку вкладывалось слишком мало средств, а предложенная общественности новинка Atari 5200 оказалась просто шлаком на фоне конкурентов Mattel Intellivision и Coleco ColecoVision (особенно, когда для этих систем появились адаптеры, позволявшие запускать картриджи от Atari). Особенно жестоко компания ударила по своей репутации, выпустив для консоли просто позорную адаптацию аркадной версии Pacman, причем проблема была не в аппаратных возможностях приставки, а в криворукости оставшихся в Atari программистов.

В итоге компания отвернула от себя и разработчиков, и потребителей. Сейчас ситуация с засильем халтурных F2P-игр в App Store в определенной степени повторяет историю с Atari.

А ведь многого не надо. Apple достаточно предоставить нормальный и поддерживаемый механизм для демо- и триальных версий игр, для платных обновлений, реализовать простой метод возврата средств, если игра не понравилась — то, что изначально есть в Android (в течение 15 минут от покупки можно отказаться). Еще неплохо бы вышвырнуть из магазина приложений «игры-доилки», в которых нереально выиграть, и они просто тянут деньги из игроков как казино, не предоставляя ничего взамен. Надо бы отправить на свалку истории и приложения с бесполезными покупками, а также прочий цифровой мусор, явно сделанный на коленке только ради одной цели — вытащить как можно больше денег из кошельков потребителей.

Но самое главное заключается в том, что нам самим надо прекратить поддерживать эту бесстыжую IAP-машину и кормить своими деньгами такую бизнес-модель. Необходимо вкладывать деньги в действительно качественные и достойные игры и тогда их станет больше.

Прекратите ныть, мол, «33 рубля — это слишком дорого». Друзья, зачем разводить этот цирк и заявлять своими действиями, что предлагающая несколько часов реального удовольствия игра стоит дешевле, чем поход в кино или чашка кофе с пироженкой? Нужно поддерживать самых лучших и выдающихся разработчиков реальными деньгами, чтобы они продолжали делать игры, которые мы захотим купить.

Но надо быть реалистом, и я понимаю — все это лишь мечты. Apple создала систему, разработчики научились ей манипулировать, а мы сказали, что «Окей, мы готовы выбрасывать тысячи рублей за всякий шлак, лишь бы потешить свое эго». Мы сами выбрали такой путь.

Поэтому портативные игровые консоли в ближайшие годы точно не вымрут, потому что реальный игровой кайф в дороге можно получить лишь с их помощью.

Статья написана по материалам работы Рене Ритчи «The true cost of free-to-play games», которая пересекается с моими собственными мыслями о текущей игровой ситуации в App Store. [iMore]

68
undefined
iPhones.ru
Сегодня App Store просто заполонен играми формата free-to-play (F2P) или фримиум. То есть, вроде бы они бесплатны, но по факту без значительных вливаний средств ты не поиграешь или же удовольствия от процесса не получишь. «Ну и ладно, кто поумнее, то не будет вестись на “бесплатный сыр” и заплатит денег за нормальную игру», — подумает читатель....

Войди и оставь комментарий

Или войди с помощью

<- Назад Забыли пароль? Войти
  1. Architec avatar
    Architec 8 апреля 2014
    0

    “Давайте не будем обманывать себя — большинство из нас не заплатит и доллара за классную игрушку, зато с радостью выбросит $100 за модные шмотки для своего персонажа или же чтобы его виртуальная лачуга или ферма выглядела круче, чем у соседа. Большинство из нас зажмет бакс за гениальную инди-разработку, но с легкостью потратит сотню долларов за возможность мгновенно вернуться в гонку или же к крушению черепов зловонных мозгоедов и других игроков.”

    Либо я как-то не так живу, либо вокруг меня нет вообще таких людей. Какая к черту разница как выглядит пиксельный человек в игре? Есть на нем шляпа каких-нибудь мастеров палладиов 80 уровня или не.

    Роман Юрьев avatar
    Роман Юрьев8 апреля 2014
    0

    @Architec, Вы не тусуетесь в обществе таких маньяков. Я, в принципе, тоже, но примеры все-таки видел. Естественно, написано немного утрировано, но люди действительно тратят кучу денег на всякий виртуальный хлам, да и я тратил во время тестирования тех или иных игрушек и могу прекрасно понять народ. К тому же, подумайте еще и о моложежи, особенно лет эдак до 15-ти. Я наблюдаю за своим сыном, за его друзьями, знаю реальные примеры приличных растрат, а также помню просьбу малого подарить ему на ДР крутой премиум-танк в World of Tanks.

    look1d avatar
    look1d8 апреля 2014
    0

    @Роман Юрьев, Очень верные мысли. И, что более страшно, компьютерные игрушки на этой же модели могут вытянуть из человека тоже немалые деньги. Ваш пример тому подтверждение и я тоже знаю такие ситуации.
    Спасибо за статью, было интересно почитать. Некоторые вещи, которые не смог сформулировать себе сам, нашел в ваших словах.

    BeHuK avatar
    BeHuK8 апреля 2014
    0

    @Роман Юрьев,
    Неудачный пример, в World of tanks одна из самых мягких систем монетизации. Потратить большое количество денег там просто некуда, если не заниматься ерундой и переводить опыт и не покупать серебро (все это можно и так заработать в игре) за реальные деньги. Единственную реальную пользу приносит подписка, но и она нужна только при игре на высоких уровнях. Те же премиумные танки чаще всего хуже линейных и используются для более комфортной игры.
    Зато в аппсторе многие f2p игры в принципе непроходимы без вливания денег в никуда. Пробовал, к примеру, PvP2 и Джаггернаут месть соверинга – дойдя до определенного момента утыкаешься в стену.

    Роман Юрьев avatar
    Роман Юрьев8 апреля 2014
    0

    @BeHuK, по поводу WoT полностью с вами согласен. Я привел его в пример не как доилку денег, в этом плане там все продумано и, как вы написали, мягко. Я привел его в пример, что ребенок вместо реальной вещи на ДР попросил себе виртуальный танк. От меня он его не получил, я жестко обозначил свою позицию, что мы деньги на виртуальные пиксели тратить не будем. Но у крестного он все-таки выклянчил. А потом поделился аккаунтом со своим товарищем и тот успешно этот танк сплавил за виртуальные деньги :)).

    optemus avatar
    optemus8 апреля 2014
    0

    @Роман Юрьев, угу +1 к вам.
    и за норм игры по 33р плачу. больше это должен быть крутой проект. spiral, defenders, avplayer, GOF 2 + доп компании. колин макрей. это то что сейчас стоит все куплено и довольна как тот бурундук.

    фримиум тоже есть пара. свомпи например. оно на любителя но 33р за пачку уровней не жалко.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  2. DejaVu avatar
    DejaVu 8 апреля 2014
    0

    Вполне себе играю в Real Racing 3 и даже не думаю вливать в неё хотя бы копейку.

    На мой взгляд всё зависит от конкретного человека, есть разум — одумается.

    Pavloniss avatar
    Pavloniss8 апреля 2014
    0

    @DejaVu, +1 далеко там прошел и ничего не покупал. Так же и с CSR Racing.

    dimixx avatar
    dimixx8 апреля 2014
    0

    @DejaVu, С удовольствием играл в Real Racing 1 и 2, заплатив 10$, и за 3и

    dimixx avatar
    dimixx8 апреля 2014
    0

    @dimixx, бы с удовольствием заплатил, а они погнались за этой схемой! Ну, погнались и погнались! В итоге ломанул их на золотые монетки, чтобы не ждать ремонтов и апгрейдов, ну, а на тачки честноком зарабатываю!)

    DejaVu avatar
    DejaVu8 апреля 2014
    0

    @dimixx, у этих монеток тоже есть плюс — не мало хардкора в игру привносят. Потому что их постоянно не хватает. А мобильным играм этого недостаёт.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  3. Joe Statler avatar
    Joe Statler 8 апреля 2014
    0

    Не соглашусь на счёт Plants vs. Zombies 2. С удовольствием прошёл без затрат, а недавно обновился и потихоньку прохожу новый уровень. К тому же принципиально не беру доп.фичи, в связи с чем скопилась долбаная куча монет. Так что, сэкономил 2 бакса и насладился игрой. Нормально отношусь к фримиуму, лишь бы реклама не лезла…

    BeHuK avatar
    BeHuK8 апреля 2014
    0

    @Joe Statler, Я уж и не знаю как там можно пройти без денег, застрял на каком то уровне. Денег на доп. фичи уже нет. Первую часть излазил вдоль и поперек, т.е. представление что и как нужно делать есть. Копить по 50 монет проходя предыдущие уровни, желания нет.

    tarmellito avatar
    tarmellito10 апреля 2014
    0

    @BeHuK, тоже не соглашусь на счет Plants vs Zombies 2. Да, она стала значительно сложнее по сравнению с первой частью. Но я изначально дал себе установку не использовать доп. фичи и проходить самостоятельно. Как результат, скопилось около 55000 монеток, некоторые уровни проходились с 10-го раза, но игру удалось пройти и получить массу удовольствия. Нужно только найти верную тактическую комбинацию.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  4. ChinChilla avatar
    ChinChilla 8 апреля 2014
    0

    Подпишусь Под Каждым Словом

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  5. Cegou6 avatar
    Cegou6 8 апреля 2014
    0

    Тут пожалуй даже не в экономике дело, а в психологии – психологии игроков.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  6. Aqrimuss avatar
    Aqrimuss 8 апреля 2014
    0

    1) Качаем из эпп стора бесплатную 2048
    2) PROFIT! Вы не можете от нее оторваться!

    Splash.Dmg avatar
    Splash.Dmg8 апреля 2014
    0

    @Aqrimuss, и не говорите, такого наркотика я давно не пробовал))) правда когда все-таки набираешь эти заветные 2048, уже не так тянет)

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  7. FKname avatar
    FKname 8 апреля 2014
    0

    Истинных задротов из 90х не останавливают эти фримиумы :) Как набивали себе 80ый левел, так и будем набивать.

    vlad2 avatar
    vlad28 апреля 2014
    0

    @FKname, хахах)),+1

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  8. iDaMax avatar
    iDaMax 8 апреля 2014
    0

    Люди просто не готовы платить за неизвестный продукт, и даже если он качественный, не факт что он понравится, а тут дается возможность начать играть бесплатно, и пока это прибыльно это будут делать

    mikko avatar
    mikko8 апреля 2014
    0

    @iDaMax, лол, а ты когда-нибудь покупал левые диски на Юноне/Горбушке (их аналоге)? Смотришь на обложку, описание, платишь свой полтинник и идешь домой. А там уже разбираешься, говно или нет. А ещё можно почитать обзорчики (а сейчас в аппсторе и отзывы). Думаю, что потратить даже 10 баксов – не такая уж и проблема (всего-то 350 рублей).

    FKname avatar
    FKname8 апреля 2014
    0

    @mikko, И еще не факт, что этот диск за 50 будет работать нормально :)) Перевод будет адекватный и кряк не сдохнет быстро. Были времена…

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.