Разработчик/Издатель: Nikita Galayko
Версия: 1.0
iPhone + iPad: 3290 руб. [iTunes link]
Кажется, что воздушное пространство принадлежит большим пассажирским аэробусам и военной технике, а маленькие юркие самолетики, бодро бороздящие небо с одним пилотом на борту можно увидеть разве что в кино. Но на самом деле любой желающий может стать пилотом и владельцем такого вот самолетика или вертолета. Было бы желание, средства и свободное время. Более того, в России так называемая малая авиация весьма активно развивается стараниями сообщества АОН (Авиация Общего Назначения) и появилось даже специальное приложение для iOS — AeroTab EFB. В теории, с помощью этого инструмента можно спланировать свой полет и следить за ним в процессе. На практике все намного сложнее, что я и намерен обсудить в данной статье.
Мне бы в небо
Можно купить эксклюзивный автомобиль, способный развивать скорость до 300 км/ч, обладающий шикарным кузовом, чудовищным мотором и сумасшедшей стоимостью, и затем кататься на нем по местным трассам с отметкой на спидометре не более 150 км/ч. На большее не стоит рассчитывать, если нет желания потерять колеса, а то и разнести болид в хлам. И что делать с остальной мощью, зачем она? Для треков разве что.
А можно обзавестись самолетом, вложить средства и время в обучение, напрячь тельце и мозг, после чего вам откроется небо. Хотя, в Российских реалиях «откроется» — это, наверное, слишком громко сказано. За рубежом малая авиация развита намного лучше и возможностей больше. Тем не менее, научиться пилотировать самолет и летать можно и в наших реалиях.
Уверен, многие читатели частенько летали в жаркие страны и не только на пассажирских самолетах. Например, у меня каждый раз возникает чувство восторга когда воздушное судно выходит на взлетную полосу, пилот врубает форсаж, чувствуешь, как мощно вдавливает в кресло, а машина из стали мягко отрывается от земли и легко взлетает. Я всегда стараюсь сесть у иллюминатора, чтобы насладиться моментом. А теперь представьте себе, что вы сами за штурвалом и смотрите не в маленькое круглое окошко, а перед вами 180-градусный обзор и мощная машина чутко реагирует на ваши собственные действия. Полет, настоящий полет, почти как во сне — невероятно! Вот это и есть малая авиация.
Владеть самолетом, это почти то же самое, что и владеть иномаркой среднего уровня. Расходы примерно сопоставимы, но вы не ограничены разбитыми дорогами, только соответствующими аэродромами, которых в России не наберется и 1000, в то время как, например, в США — около 13000. Но это частности, главное, что летать можно.
Хотя, на самом деле не все так легко. Нельзя просто так взять и полететь куда глаза летят. Есть определенные правила полета, контроль, требуется составить полетный план и утвердить его, чтобы получить поддержку диспетчера. Раньше все это делалось по бумажным картам и справочникам, но теперь другие времена и другие возможности. Есть Интернет, компьютеры и электронные базы данных. Более того, стали появляться удобные инструменты для портативных устройств, в частности, для iPad.
Один из отличных примеров — сервис Fpln.ru, который без проблем функционирует в мобильной версии Safari. Проблема лишь в том, что для работы с ним требуется постоянное интернет-соединение, а в условиях полета обеспечить такое зачастую проблематично. То есть, сайт можно использовать для создания полетного плана, но далеко не всегда он способен помочь в воздухе. Альтернативой оказалось приложение для iOS — AeroTab EFB, которое способно работать в оффлайновом режиме, да и в принципе заменить fpln.ru и ворох бумажных карт.
Видеообзор
Электронный планшет пилота малой авиации
Фактически AeroTab EFB является первым и единственным приложением для малой авиации с российской базой данных. Я не пилот, но все-таки объем данных хотя бы визуально оценить могу и их в приложении масса, причем не только для России, но и для Украины тоже:
Судя по отзывам участников сообщества АОН, база вполне рабочая, хотя важно еще и своевременное ее обновление. Проект молодой, но активно развивающийся и в текущий момент в стадии завершения подписание договора с официальным российским поставщиком баз данных Аэронавигационной информации (АНИ) ФГУП «ЦАИ ГА» и с РАОПА. То есть, теоретически, необходимая информационная поддержка у AeroTab EFB будет. Более того, архитектура программного комплекса позволяет добавлять и новых поставщиков информации.
Но пока это все теория, а что же мы имеем на практике? Приложение встречает картой с массой специализированной информации, необходимой пилоту:
В качестве подложки используются карты Google, и есть возможность помимо стандартного режима отображения выбрать «спутниковый» или «гибридный»:
Гибридный режим отображения, когда карта накладывается на снимки со спутника
Кроме того, по клику на иконку в левом верхнем углу выводится меню настройки вида карты, а именно, накладываемых информационных слоев:
Присутствует и возможность вывода детальной информации о высоте полета, для чего достаточно кликнуть по соответствующей иконке в левом нижнем углу:
Рядышком находится иконка для перехода в обширное меню поиска, предоставляющего несколько вариантов сортировки найденных данных. Прямо из него можно добавить определенный пункт к маршруту.
Собственно, составление маршрута является в данном случае несложной задачей. По крайней мере, именно такое впечатление у меня сложилось в ходе работы с приложением, хотя на 100% ничего утверждать не могу, так как сам пилотом не являюсь.
Итак, добавляем нужные точки к маршруту, они и формируют полетный план, вызов которого осуществляется по клику на соответствующей кнопке в левом верхнем углу. Там же задаются сопутствующие данные, вроде высоты полета, скорости и расхода топлива в час.
При необходимости в маршрут очень легко внести изменения, достаточно кликнуть на кнопку «Edit» и банально перетащить точки следования в нужной последовательности. Изменения будут применены и сразу показаны на карте, правда, процесс новой прокладки маршрута неспешен (несколько секунд на iPad mini).
По окончанию можно будет отправить легитимную заявку на сайт ОрВД, но это дело ближайшего будущего. Автору еще необходимо подписать соответствующие договоры. Тем не менее, стандартная форма отправки уже есть:
Стоит также отметить, что в оффлайновом режиме работы доступны картография, навигационные растровые карты, векторная база спецнагрузки воздушного пространства, аэродромные сборники АНИ (Аэронавигационная информация) и документы.
Кстати, о документах, вернее о соответствующей вкладке. Ее функциональность в будущем явно будет расти, в текущий же момент там появляются записанные треки в формате CSV. Для старта записи трека достаточно кликнуть на кнопку с камерой на нижнем тулбаре. Кроме того туда можно загружать документы через iTunes File Sharing либо с помощью функции iOS «Открыть с помощью…». Поддерживаются файлы формата DOC, RTF, XLS, PDF, TXT/CSV, PPT, JPG, PNG, BMP и ряд других.
Раздел аэронавигационных сборников пока пуст. Со временем они будут предлагаться в качестве дополнительных материалов (и вполне вероятно, что за деньги, хотя, зависит от поставщика):
Тем не менее, протестировать этот раздел я смог, и он действительно работает так, как обещал разработчик. В частности, при входе в свою учетную запись будут проверяться обновления и при наличии таковых их можно загрузить на планшет. В данном случае это сборник АИП ч.3 (ЦАИ ГА):
После загрузки он появляется в разделе «Аэронавигационные сборники»:
Естественно, все эти данные становятся доступны при просмотре информации об объекте прямо на карте, например — взглянем на информацию по аэродрому UUEE – Шереметьево:
Раздел заметок представляет собой своего рода виртуальную доску с маркером — можно быстро написать пальцем что-то сиюминутно важное:
Обнаружил небольшую недоработку — выбор цвета маркера доступен только в портретной ориентации:
Меню настроек весьма аскетично, но все необходимые опции присутствуют:
Из интересных особенностей выделю ночной режим интерфейса (активируется в «Настройках») — будет полезен при полетах в соответствующее время суток:
О развитии и больших планах на будущее
Программа выглядит просто и ей явно есть куда развиваться и на кого равняться. Существуют мощные зарубежные аналоги, лучшим среди которых считается SkyDemon, но российских баз данных в нем нет, и скорее всего не будет.
Зато есть AeroTab EFB и это приложение поддержали участники АОН, что дорогого стоит. Оно находится в стадии активного тестирования, а реальные пилоты присылают много конструктивных отзывов, благодаря которым создается продукт, так необходимый российской авиации. Автор полон энтузиазма и у AeroTab EFB вполне есть шанс стать российским аналогом SkyDemon.
Добавлю, что приложение создается в сотрудничестве с ФГУП «ГосНИИ АС» и будет представлено на международном Авиасалоне МАКС–2013 в составе перспективной кабины гражданского самолета типа МС–21, связанный с бортом по шине ARINC–429. Проводятся лётные исследования на ЛЛ Су–30 и Ми–8.
Также ведется активная работа по интеграции с внешними GPS- и AHRS-устройствами (например, Levil AHRS-G, ЗАО НИТА АЗН-В и другими), плюс планируется заказ экспертной оценки «ФГУП ГосНИИ Аэронавигации» на предмет возможности летной сертификации. При разработке приложения максимально старались учесть международные стандарты, включая ICAO, ARINC.
Программа уже функциональна, она работает, позволяет составлять план полёта, обладает достаточно обширной базой данных, но пока это лишь фундамент. Заметьте — мощный и очень важный для отечественной малой авиации фундамент. Наличие простого и удобного инструмента для организации частных полетов значительно облегчит жизнь как существующим пилотам, так и привлечет новых людей в эту область. И чем больше энтузиастов в ней появится, тем более открытым станет отечественное небо для частных полетов. Мы серьезно отстаем от зарубежных коллег в этом плане, но и не сидим на месте. Люди работают, договариваются с госструктурами, принимаются важные законы, вкладываются время, деньги и интеллектуальные ресурсы в развитие этой области. Работа кипит и появление AeroTab EFB является отличным доказательством тому.
Я не буду традиционно оценивать программу, так как, во-первых, не являюсь специалистом в области, во-вторых, как и упоминал выше, пока это лишь фундамент, причем очень и очень мощный фундамент, на потенциальные возможности которого можно взглянуть на официальном сайте. Превратится ли он в нечто большее — во многом зависит от самих пользователей и их поддержки. Энтузиазм есть, возможности для развития — тоже.
Появление AeroTab EFB — это важный шаг в развитии отечественной малой авиации и, надеюсь, таких шагов будет много. Человек всегда стремился в небо и достиг своей цели. Осталось сделать полет чуть более доступным.
38 комментариев
Форум →вот это новости) пойду заведу самолет свой, слетаю куда нибудь)
Стоит сотню баксов лишь за эксклюзивность)
@nightcoder, Не только. Работы было проделано много, а еще больше предстоит сделать. Тут дело не только в приложении, в этой сфере всё намного глубже.
Работа думаю проделана серьезная, сбор данных, разработка оболочки и тд.., но брать 3 штуки за то, что не гарантировано будет обновляться, не многовато?
@mess10, если у вас есть лям баксов на вертолет, то такая мечлочь точно найдется
@dddsssd, Очень хороший вертолет для малой авицации стоит около $250К. Варианты попроще — от $80К. Самолеты предлагаются по цене иномарки среднего класса.
@Роман Юрьев, за миллионов 20 рублей можно сильно б/у вертолет купить у нас
@Роман Юрьев,
Да уж… Если бы вертолеты столько стоили, на них уже давно бы пол-страны летало…
Вот вам для справки:
EC 145, Eurocopter
Налёт часов: 20 TSN
Год выпуска: 2008
Состояние: ресурсный
Цена: ~11 400 000 $
Новый:
R44, Raven II, Robinson – ~732 000 $
Так что “очень хороший вертолет” не может стоить $250K…
@MerZ@vcheG, Это крупные специализированнык машины, а не вертолеты малой авиации.
@Роман Юрьев,
R44 не может быть крупной специализированной машиной, т.к. он расчитан всего на 4-х человек, как и остальные вертолеты такого класса тоже, т.к. они не предназначены для дальних перевозок и т.п., макс. расстояние для их полетов не превышает 700 км – соответственно относятся к классу малой авиации.
Или что тогда по-вашему вертолеты малой авиации?
@MerZ@vcheG, я читал о маленьких машинах на двух человек с дальностью полета до 300 км. Модели не помню, к сожалению
@mess10, покупая “самолётик” за миллионов 10-15 тебе уже насрать на пару тысяч деревянных :)
@andr1o, в том то и дело друзья, покупая вертолетик хотелось бы еще летать и строить маршруты по актуализированным данным.
А вообще идея стоящая! :)
Я сам не связан с малой авицией, но знаю про проблемы, с которыми она сталкивается в России. Поэтому считаю это приложение очень крутым и полезным. Свого потребителя точно найдет.
А что, на этом сайте есть много пользователей у кого есть самолет или вертолет? Для кого обзор то?!
@KostyaGrek, для тех, для кого авиация – хобби.
@KostyaGrek, к малой авиации относятся все СЛА (летательные аппараты до 500 кг макс. взлетной массы): дельталеты (мотодельтапланы), совсем маленькие самолеты, мотопарапланы, автожиры и т.д.
совсем не роскошь. Один тип у себя на даче сделал взлетную полосу и ангар построил для своего дельталёта.
это вовсе не роскошь – цены на дельталеты, к примеру, сопостовимы с новой ладой придурой… Хондалет (мотодельтаплан с автомобильным движком от хонды) правда несколько дороже, но в лям можно уложиться. беда только с регистрацией воздушного судна и с получением летного удостоверения с книжкой.
прога выглядит многообещающе. посмотрим на развитие. цена? вы бы видели цены на специализированную авионику…
Офигеть! Мечтал!
Улетное приложение
Раздел “заметки” – это copy-paste из примера от Apple (о том, как рисовать в OpenGL).
@Разработчик, Это самая неважная функция приложения – просто добавил чтобы было. А пример понравился, вот и добавил)
Роман, как всегда – отличный обзор. Я, на самом деле, приятелям человекам пяти ссылку на статью отправил – и уже положительные отзывы в ответ пришли… Сам, правда, пока не собрался с духом себе купить, но уверяю тебя – здесь, кроме злобных оборванцев, есть нормальные люди, летающие и на частных самолётах, и уж, тем более, на 44-х робинсонах – они ваще оч популярны стали сейчас, у меня несколько знакомых купило. Да и стоит он, реально, дешевле моей машины точно – ещё и на корыто мечты многих горе-комментаторов хватит! РЕСПЕКТ!
@iWanderer, не сочти за доколупку, я машинолюб, потому и любопытствую, это что за автомашина такая дороже 750 килобаксов?
@MikeSh, R44 новый от 500 кб стоит. Это очень дорого??? Немец, Мерс, AMG, инд.заказ. Свой псп и ПТС а/м не буду высылать, ладно?
@iWanderer, 500кб только броня B6))
@iWanderer, все оценили уровень вашего пафоса, может быть вы дотрагивались или даже водили автомобиль который дороже 500 кб. Но если вы его владелец, что вы делайте на этом сайте в комментах, и откуда так мало достоинства что бы называть других людей горе-комментаторами ) ? Допускаю даже что вы были на аэродроме и летали на малых самолетах ))) И даже знакомы с их владельцами )
@iWanderer, недостаточно тонко
@Smolny, я тонко не умею. Я всегда с плеча и от души. Да так толсто, что обычно рвётся.
@iWanderer, спасибо :). Рад, что обзор понравился. Для меня это новая область и предварительно пришлось вложить немало сил в изучение темы. Вижу, что не зря.
@iWanderer, Спасибо за поддержку!
А обзор действительно получился достаточно качественным, тем более с учётом того, что автор обзора не связан с авиацией.
@galayko, я – связан напрямую. Но сам не пилотяга, хотя друзья вертак подбивают прикупить. Но на уровне сведущего дилетанта кое-что понимаю. Обзор хороший однозначно.
О ценах на транспортные средства мало авиации:
Цена Dynali H2S (двухместный вертолет) от 137.900 € (6.1 млн. руб) за стандартный готовый к полету вертолет (аналоговые приборы, стандартная белая расцветка фюзеляжа);
Стоимость Skyleader 500 (двухместный самолет) – от 6 млн. руб (базовая комплектация);
Б/У (600 часов) DIAMOND Aircraft (AUSTRIA) DA 40 TDI, 4 места, стоит 200 тыс. €.
Простые примеры, которые легко найти в интернете.
О программе можно похвалить разработчиков за проделанный труд, за эксклюзив, и сказать огромное спасибо за вклад в развитие малой авиации в стране. Надеюсь в ближайшем будущем пилотов станет намного больше, и небо станет немного ближе к людям=)
@Андрей, ЯК 52 с налетом 2500 часов стоит в районе 70 k$
вот 4еловек Молодец!не стоит на одном месте!
Хорошее приложение. Пригодится начинающим пилотам.
Я вот тоже давно мечтаю пройти курсы, но стоят они для меня дико дорого, но не на самолётах (они мне малоинтересны), а на вертолётах (вот это уже солидный транспорт) и на автожирах.
Хорошее приложение. Одно из немногих, скажем так маст хэвов для пилота. Да чего уж там, скоро вон вертак купят пилотяги.
Прочел отзывы…. Да, “спецов” тут полно, какие на Чернигов от привода к приводу летают… Это круто даже для малой авиации, хотя ниже нижнего эшелона наверное прокатит. Как пилот могу порекомендовать разработчику:1.Сделать для программы пробный период – дней 10 даже, а то платить за кота в мешке как-то не хочется, поверьте мне, если программа функциональна – деньги от военных пилотов и штурманов вы соберете неплохие. 2. Встроенные покупки – указывайте сразу за что придется платить в дальнейшем и сколько. 3. Наймите в команду консультанта из ГВФ/ВВС. А пока ваша программа кроме языка – почти клон iNavigator за 500 рублей (в полетах использую именно её), разница только в меню на русском языке, и FPLN она не подает в РЦ, хотя это не самая нужная функция.. Задумка хорошая, сделайте пробный период и народ к вам потянется.
Не прошло и 4-х месяцев, как данный проект сдулся, а точнее загнулся…. Автор не поделил авторство или бабки с АвиаКомИнфо.. В нашей стране никогда не будет нормальной малой авиации, пока коррупционные ослы сидят во власти и за каждое благое начинание собирают мзду. Слов нет
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как исправить ошибку «Требуется подтверждение оплаты» при загрузке приложений из App Store
Почему экран iPhone не блокируется во время звонков
Почему на iPhone пропал FaceTime
Как вручную сгружать неиспользуемые приложения на iPhone
Куда пропал раздел с обновлением приложений в iOS 13
Что делать, если завис виджет приложения Музыка
Как на iPhone создать опрос в групповом чате iMessage
Как отвязать банковскую карту от Apple ID