Войти

Или войди с помощью

Канадец 17 лет снимал странные остановки автобусов и метро в СССР. Потом ему объяснили

Павел avatar |
Канадец 17 лет снимал странные остановки автобусов и метро в СССР. Потом ему объяснили

Из-за того, что в Советском союзе было мало личных автомобилей, государство уделяло большое внимание общественному транспорту.

Тогда в крупных городах строили помпезные станции метро, а в регионах скульпторам поручали проектировать самобытные автобусные остановки.

Фотограф из Канады Кристофер Хервиг (Christopher Herwig) этого не знал, ведь на Западе транспортные системы выглядят гораздо проще.

Разница в архитектуре так сильно его впечатлила, что следующие 17 лет он провёл в постсоветских странах и в итоге собрал материала на 3 книги.

Ниже расскажу, как именно у Хервига появилось такое увлечение, что говорили архитекторы о строительной политике того времени и почему в стране брутализма появилась огромная цепь красочных платформ.

Осторожно: очень много фото.

Метро снято на Sony α7 III за 150 000 рублей.

Охота началась с поездки в Россию 18 лет назад

Кристофер Хервиг

Кристофер Хервиг всегда интересовался культурой местных жителей разных регионов. Он снимал по всему миру: от горных цепей Таджикистана до тропических лесов Либерии. А сейчас освещает Сирийский Кризис в Иордании.

Однако его самым громким достижением стали фотографии удивительных автобусных остановок и станций метро, которые он тщательно искал по всему бывшему СССР.

wp-image-1001582wp-image-1001583wp-image-1001584wp-image-1001581

Идея снимать станции общественного транспорта пришла Хервигу в 2002 году во время велосипедного тура от Лондона до Санкт-Петербурга. На одном из отрезков фотографу стали попадаться необычные сооружения.

Я придумал себе игру, в которой должен был каждый час делать фотографию чего‑нибудь интересного. И когда добрался до Литвы, мне начали попадаться эти странные остановки. С тех пор чем дольше я путешествовал, тем чаще их замечал.

– Кристофер Хервиг

Коотси, Эстония

Эчмиадзин, Армения

Фалешты, Молдавия

Большинство вещей всегда создаётся на массовом производстве, и перед этим не может устоять, ни капитализм, ни социализм.

Увидеть настолько странные сооружения было чем-то новым в странах с панельными домами и коллективистской идеологией в прошлом.

Потому редкие, исключительные конструкции тогда показались Кристоферу важными памятниками.

Советские архитекторы объяснили фотографу, откуда пошло разнообразие

wp-image-1001651wp-image-1001621

Ивенец, Белоруссия

Белорусский архитектор Армен Сардаров получил 6 медалей за работу по обустройству трасс.

Он рассказывает, что целью развития дорог ставили не только прокладку маршрута из точки А в точку Б. Важно было пробудить ощущение путешествия, чтобы пассажиры во время поездки получали удовольствие.

В социалистическом мире индивидуальный транспорт не поощрялся. […] Вся система строилась на автобусных маршрутах. Именно они соединили страну.

– Армен Сардаров

Шклов, Белоруссия. «Тоталитаризм это плохо. Но [в нём] всходили ростки настоящей культуры, а сейчас это всё уничтожается массовой культурой» – Армен Сардаров

Слободка, Белоруссия. «В мои годы поп-музыкой были Beetles и Rolling Stones. А сейчас популярная музыка повторяет идеи 60-х и 70-х годов. С архитектурой то же самое» – Армен Садаров

Скульптор Зураб Церетели рассказал, что он одним из первых предложил сделать точки ожидания «художественными».

Благодаря таким красочным решениям люди получали удовольствие, а не просто сидели в будке из стекла и перекрытий.

– Зураб Церетели

Пицунда

«Искусство должно быть на первом плане всегда», – Зураб Церетели

Пицунда. «Мне не говорили «нет». Только аплодировали и награждали», – Зураб Церетели

Кристофер считает, что его проект открывает другой взгляд на историю.

Ведь все привыкли думать о советском союзе как «о едином голосе, о коллективной сущности». А на самом деле всё было не совсем так.

Вот они – самые удивительные остановки

Ростовановское, село в Ставропольском крае, Россия

Старый Оскол, Россия

Гудаута

Ереван, Армения

Пицунда

Турсунзаде, Таджикистан

Каракол, Киргизия

Чарын, Казахстан

Шымкент, Казахстан

Село Новая Любомирка. Ровненской область, Украина

Хервиг часто замечал, как люди считали Россию и Москву единственным, что осталось от сверхдержавы. А ведь через автобусные будки местные художники раскрывали родную культуру, и фотограф решил отразить эти частицы истории.

Каждая остановка для меня индивидуальна. Благодаря ним видно, что в СССР были разные люди с разными идеями.

– Кристофер Хервиг

На автобусных маршрутах фотограф не остановился, и после решил взяться за подземные.

В общей сложности Хервиг наездил 250 часов по 13 системам метрополитена стран бывшего СССР, и собрал о них крупную коллекцию снимков.

Такого метро в царском стиле больше нет нигде

Станция «Комсомольская». Москва, Россия

Станция Улдуз, БакуСтанция «Улдуз». Баку, Азербайджан

Электрозаводская, МоскваСтанция «Электрозаводская». Москва, Россия
Наверняка те, кто привыкли ездить туда-обратно в подземках постсоветских стран, уже не обращают внимания на их оформление.

А вот туристам со всего мира кажутся невероятными высокие колонны и арки, огромные люстры, расписанные потолки и выложенные мозаикой стены в таком неподходящем месте.

Потому что в остальном мире метро почти везде выполняет исключительно практичную задачу – перевозить людей.

Станция «Площадь Победы». Минск, Беларусь

Станция «Площадь Независимости» в Ташкенте, Узбекистан

Станция «Советская». Самара, Россия

Абстрактная каменая кладка на станции «Машиностроителей» в Екатеринбурге

Если посмотреть на подземные станции Северной Америки, то найти красивые будет сложнее. Там пассажиры обычно видят только стальные балки, белую мозаику или голый бетон.

Например, вот так выглядит типичное метро Северной Америки:

Бруклин, Нью-Йорк. Автор: Clay LeConey

Метро Монреаля, Канада. Автор: Manny Fortin

В странах бывшего СССР тоже есть маленькие остановки американского формата. Но крупных, высоких и наполненных деталями куда больше.

Даже в относительно небольших городах постсоветского пространства архитекторы возводили небосводы под землёй, чего нельзя сказать о западных миллионниках.

Как станции стали частью социалистической повестки

Фреска в честь рабочих на станции «Электрозаводская» в Москве

Первое метро в мире было запущено Лондоном в 1863 году. В СССР его открыли в Москве в 1935 году.

Опоздание на 70 лет сверхдержаве пришлось компенсировать именно уровнем отделки.

В СССР глобальные проекты делали с размахом. Если брались за зону отдыха, то строили целый город из санаториев.

В тему: Фотограф показал разруху роскошных купален из СССР. Сейчас в них живут беженцы

Если проводили метро позже всех, то проектировали его сквозь Красную площадь.

Акварель по проекту инженеров Е.К.Кнорре и П.И.Балинского. Репродукция рисунка Н.Н.Каразина

По крайней мере, так планировали сделать, но, к счастью, первые линии заложили под землёй.

А богатство в стиле и огромное внимание к деталям утопили достижения любых стран-конкурентов.

В оформлении чувствовались причудливость, индивидуальность и креативность, которые выходили за пределы многих других художественных решений. Потому что те обычно беззастенчиво пытаются привлечь к себе внимание, и всё.

– Кристофер Хервиг

Любому посетителю дворцовая отделка вестибюлей казалось невероятным в стране, где были конвейеры для пятилеток и планы по однотипному производству.

Станция «Шулявская». Киев, Украина. Станции поразили фотографа разнообразием декора

Станция «Динамо». Екатеринбург, Россия. Иногда стиль напоминал Древнюю Грецию или Египет

Станция «Машиностроителей». Екатеринбург, Россия. А где-то пассажиров вдохновляли футуристическими мечтами о развитии техники и покорении космоса

Другой задачей было желание поддерживать дух граждан. Потому что разнообразная и яркая остановка положительно влияет на моральное состояние человека.

В СССР окружать себя красотой и роскошью не поощрялось. Поэтому мрамором, золотом и бронзой, скульптурами и витражами искрились общественные места. Закономерно и парадоксально в то же время.

Станция «Автово». Санкт-Петербург, Россия

Станция «Ленинская». Нижний Новгород, Россия

Станция «Киевская». Харьков, Украина

Скульптурная группа «Белорусские партизаны» в переходе между радиальной и кольцевой станциями «Белорусская». Москва, Россия

Хервингу около 30 раз запрещали снимать метро.

Даже несмотря на то, что он оставлял дома штатив, который мгновенно вызывает подозрение у бывших жителей тоталитарного режима и лишает фотографа любого шанса отснять наследие Союза.

«Разумеется, привычка контролировать информацию в этих странах осталась», – говорит он.

Первый том с фото собрал 3 миллиона рублей на Кикстартере

Аральск, Казахстан

После долгого путешествия Хервиг пришла идея сделать сборник фотографий самых экзотических остановок. Учитывая тематику книги, она должна была быть качественной.

Печать яркими чернилами на плотной бумаге и в крепком переплёте стоит больших денег, которых у автора не было.

Поэтому в 2014 году для первой части Хервиг организовал кампанию на Kiсkstarter.

Книгу поддержало больше 1 000 человек, которые в общей сложности вложили 51 000 канадских долларов или 3,2 млн рублей 2020 года с учётом инфляции и курса.

Тараз, Казахстан. Обложка первого тома

Но материала у фотографа было больше, чем мог охватить один альбом. После громкого успеха первой части для второй нашёлся издатель FUEL.

Компания специализируется на теме СССР, и на её полке актуальных книг есть сборники других памятников архитектуры и скульптуры.

В общей сложности благодаря сбору средств и поддержки в СМИ в 2015 и 2017 годах вышло два сборника об остановках (1, 2). А в 2019 появилась книга с самыми поразительными вестибюлями подземок.

Фотограф обязан вернуться. Потому что так выглядят новые станции

Станция «ЦСКА», открытая в 2018 году. Проходную зону украшают пятиметровые постаменты с бронзовыми скульптурами спортсменов ЦСКА. Источник: mos.ru

Станция «Шелепиха», открытая в 2018 году. Москва, Россия. Источник: mos.ru

wp-image-1001765wp-image-1001766

Метро того времени было красивым, но не пользовалось популярностью. В 1940-м году в Москве 78% людей пользовались автобусами, трамваями и ушедшими на этой неделе на покой троллейбусами.

С 1978 года ситуация начала меняться, когда московский метрополитен перевёз рекордные в мире 6 млн человек. Спустя 40 лет построили в 4 раза больше станций, и потому поток невероятно расширился.

Сейчас распределение пассажиров изменилось. За 2017 год наземный транспорт в Москве перевёз 1,5 млрд человек, когда у метро цифра выросла до внушительных 2,4 млрд.

И это при том, что теперь у многих есть личный автомобиль.

Как увеличилась подземная сеть Москвы за 42 года. Данные mos.ru

Эстетика больше не служит пропаганде и не пытается компенсировать бедность граждан, потому архитектурный стиль становится проще.

Однако дань традициям остаётся. Во многих странах бывшего СССР новые линии метро оформлены под стать своим старшим примерам.

Поэтому пока есть надежда на то, что внешний вид общественных точек не станет похожим на утилитарные подземки других мегаполисов.

Анапа, Краснодарский край, Россия

В конце концов, ни в одном крае мира больше нет такого богатого архитектурного наследия в области транспорта, которое досталось нам от Советского союза.

И, быть может, через 40 лет уже кто-то другой снимет современные станции и покажет, какими великолепными они были в 2020 году.

? Не все фото уместились в статью, поэтому смотрите больше в нашем Instagram.
Мы публикуем там и другие интересные истории, а иногда рассказываем о наших будущих статьях.

38
undefined
iPhones.ru
А книга с ними собрала 3 миллиона на Кикстартере.

Войди и оставь комментарий

Или войди с помощью

<- Назад Забыли пароль? Войти
  1. Dobriy avatar
    Dobriy 31 августа 2020
    3

    Спасибо, интересно. Но вот грёбаный убогий совок это конечно…

    Alex318i avatar
    Alex318i1 сентября 2020
    7

    @Dobriy, пострадали от СССР? Сейчас то реабилитированы?

    I-van-ich avatar
    I-van-ich1 сентября 2020
    4

    @Alex318i, похоже он головой пострадал, реабилитация невозможна.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  2. Maximvs_Storm avatar
    Maximvs_Storm 31 августа 2020
    6

    Реально очаровывает.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  3. Tilk avatar
    Tilk 31 августа 2020
    5

    Даааа, очень круто! Все хорошо с креативом :)

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  4. Андрей avatar
    Андрей 31 августа 2020
    2

    Какой позор. Видел живьем остановки в Абхазии. В реале они даже страшнее, чем на фото.

    svitanak avatar
    svitanak31 августа 2020
    4

    @Андрей, в чем позор, остановки отличные, а вот хоббиты так себе, довели их до состояния овна.

    Андрей avatar
    Андрей31 августа 2020
    5

    @svitanak, в каком конкретно месте отличные? Безвкусица эталонная просто.

    id449014991 avatar
    id4490149917 апреля в 10:22
    0

    Ошибка в том, что вы на свой вкус пытаетесь оценить элемент грузинской культуры.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  5. Nanopod avatar
    Nanopod 31 августа 2020
    4

    Очень красиво, жать что многое запустили….

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  6. Cocka avatar
    Cocka 31 августа 2020
    6

    “Пицунда, Абхазия”…

    “Пицунда, Грузия”

    Power & Control avatar
    Power & Control1 сентября 2020
    1

    @Cocka, Абхазия. Абхазия отделилась от Грузии. Хорошо это или плохо, но факт есть факт ??‍♂️ Россия признала ее независимость, сайт российский. Думаю, корректно все было.

    id449014991 avatar
    id4490149917 апреля в 10:24
    0

    В Грузии Бичвинта, а это Пицунда.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  7. HUIBAM avatar
    HUIBAM 31 августа 2020
    0

    Во вот это очень интересно Паша.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  8. triller avatar
    triller 31 августа 2020
    5

    статья интересная, вот еще бы поменьше слова тоталитаризм через абзац и субъективных оценок о якобы всеобщей бедности населения СССР

    DRGN avatar
    DRGN31 августа 2020
    8

    @triller, но обратите внимание на то, что не смотря на эхо Холодной войны, тоталитаризм оказался источником ростков настоящей культуры, которые умерли при «свободе и демократии».
    Ну, ничего. Пройдёт ещё пара десятилетий, глядишь и тоталитаризм покажется не таким тоталитарным, а «свобода и демократия» — не такой уж свободной и демократичной.
    И для новых ростков подлинной культуры потребуется что-то иное, основанное на совсем иных принципах и отношениях, а не на обществе потребления и культурном доминировании пацанов в трусах поверх колготок.

    Андрей avatar
    Андрей31 августа 2020
    3

    @triller, но ведь реально жили, как нищие. Ни видаков, ни теликов нормальных. Машину (хреновую и ломучую, ибо других нет) не купить, очередь. Бананы только по талонам на свадьбу.

    triller avatar
    triller31 августа 2020
    11

    @Андрей, нищета это безработица, голод, не того не другого в СССР не было, разве только в самом начале или в войну. Что касаемо видаков и телеков, не было их не потому что купить не могли, а потому что их в продаже не было, а только по разнарядке или у спекулянтов, тоже касается машин, которые кстати до сих пор ездят, это про ломучесть)
    Как говорить что срана нищая, если в ней никто не голодает, в ней куча предложений о работе, даже больше чем спроса

    Андрей avatar
    Андрей31 августа 2020
    0

    @triller, Чо ты мне рассказываешь, я тогда жил. Говорю, как есть.

    Calamity Jane avatar
    Calamity Jane31 августа 2020
    5

    @Андрей, что ты мне рассказываешь? Я тогда жил. А нищета на моей памяти наступила в девяностых. До того я никогда не видел нищих, бездомных и попрошаек в своем городе. Да и сам город был тогда городом, а не селом как сейчас. С руинами распиленных заводов.

    Alex318i avatar
    Alex318i1 сентября 2020
    2

    @Андрей, вот прям реально на свадьбах бананы ели? Это где и в каком году?

    steam avatar
    steam1 сентября 2020
    3

    @triller, такое чувство, что человек очень молодой и подцепил это слово в российских газетах или у одной радиостанции. можно было бы ему посоветовать перестать слушать всякую фигню и хотя бы расспросить родителей. в общем он явно не понимает, что за страна была и что значит это слово. а картинки хорошие, за них спасибо.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  9. DRGN avatar
    DRGN 31 августа 2020
    1

    >>> Метро того времени было красивым, но не пользовалось популярностью. В 1940-м году в Москве 78% людей пользовались автобусами, трамваями

    Наверное потому, что станций метро было мало?
    Зато в 1941 году метро пользовалось очень большой популярностью в качестве укрытия населения от бомбардировок.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  10. Tomasz avatar
    Tomasz 31 августа 2020
    3

    Только не ‘абхазия’, а Грузия.

    Power & Control avatar
    Power & Control1 сентября 2020
    6

    @Tomasz, Абхазия же.

    steam avatar
    steam1 сентября 2020
    0

    @Power & Control, Абхазия, Абхазия. Остановки до сих пор стоят и выглядят чем-то инопланетным. А вот в грузии таких не припомню, грустно с этим в грузии.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.