Рынок видеоигр за последние 10 лет сильно изменился за счет выхода из тени локальной популярности одного интересного явления — бесплатные игры с гача-системой. Игры из Китая, Кореи и Японии настолько органично встроились в, так сказать, «общий» пул видеоигр, что казалось бы, они там были всегда, и какой-нибудь крупный анонс очередной бесплатной игры, которая выглядит как дорогая ААА, уже не вызывает удивления.
Только вот почему-то это далеко не всех устраивает, и у гача-игр, да и современного несетевого F2P в целом, очень много противников.
В этой статье я расскажу, почему все они неправы, и за что стоит как минимум уважать разработчиков Genshin Impact.
Они стараются дать опыт больших и дорогих ААА игр за бесплатно
Я уже не раз говорил, но то, что делают сейчас китайцы, это какая-то черная магия. Каждый их бесплатный проект изначально для смартфонов оказывается большой игрой консольного уровня с соответствующим подходом ко всему.
Современные гача-игры не стесняются давать гигантские проработанные открытые миры, постоянно радовать контентом в сторонних эвент-активностях, а местные сюжеты превращать в хорошее такое аниме на несколько сезонов с зачастую разной по нарративу подачей, сеттингом и поднимаемыми темами, даже с налетом драмы.
И нет, сюжеты у них сейчас — это не визуальные новеллы с графикой на полтора спрайта. Те же создатели «Геншина» для своих актуальных игр уже в открытую нанимают японские аниме-студии для создания короткометражек, музыкантов со всего мира для музыкальных клипов и саундтрека, а в самом геймплее показывать сцены, которые хочется смотреть исключительно на большом экране, и да, многие (например, концовка первого сезона Zenless Zone Zero) доводят до мурашек на уровне лучших представителей так называемого «премиального» гейминга.

При этом сейчас индустрия азиатского F2P старается закрыть все базовые потребности геймера: нужны большие РПГ в открытом мире? Есть. Хочется глубоких JRPG? Найдется. Шутеры с необычными механиками? Ну ок, вот пожалуйста, на Overwatch правда похоже, но ничего, привыкнете. Слешеры? И это тоже есть.
Другими словами, рынок предлагает разнообразие и даже не всегда с так ненавистной игрокам гача-системой, что важно.
Зачастую это классный и бесшовный геймплей, вы никогда не расстаетесь с любимой вселенной
Кстати об этом, да. Игровой процесс в этом сегменте индустрии тоже ушел далеко вперед, причем настолько, что этим играм уже сильно тесно в рамках мобильных устройств. Поэтому тренд последних лет пяти — перенос, а зачастую и одновременный релиз с ПК и PS5. Забавно, что почти всегда Xbox и Switch оказываются в пролете.
Отсюда же и развитие гибридного геймдизайна в этих проектах. Практически каждую игру можно подстроить под ваш график жизни. Вот, например, «Геншин» — его можно включить игру на 5–7 минут в дороге, пройти один этаж в Бездне или потрогать контент в очередном временном эвенте, а вечер посвятить прохождению сюжета или глубокому изучению Тейвата.

Или вот еще пример — гораздо более компактная, но требовательная к навыку Zenless Zone Zero. Местная боевая система не так уж хорошо ложится на сенсорное управление, но при этом перед сном на телефоне вам никто не мешает посмотреть короткий сюжетный отрывок в режиме, который напоминает свидания из серии Persona, а на большой платформе уже заучивать ротации, тайминги парирования и прочие штуки из местного геймплея.
Таким образом получается что на всех платформах этим играм есть что вам предложить и вы буквально никогда не расстаетесь с любимой вселенной, которая вообще то очень часто обновляется новым контентом.
Гача-система это не казино, не слушайте хейтеров
И тут мы переходим к главному аргументу хейтеров, мол эти ваши китайские гачи это вообще то казино для детей! И мне есть что сказать по этому поводу:
✔Во-первых, в настоящем казино нет системы гарантированного выигрыша. В том же «Геншине» вы мало того что постоянно что-то вытаскиваете из баннера (предметы и персонажи редкостью пониже), так к тому же существует система «гаранта» — то есть за определенное количество круток вам так или иначе ВЫПАДЕТ самый редкий персонаж.
✔Во-вторых, несмотря на рассказы про тысячи долларов, для КОМФОРТНОЙ игры вам не нужно ничего покупать, в отличие от настоящего казино, где без реальных денег делать нечего. Просто играя и закрывая контент в этих играх, вам будет хватать «круток» до гаранта. Да, существует система для больших фанатов, что с каждым повторным выпадением персонаж становится кратно сильнее, но ни в одной игре это не меняет кардинально ничего и нужно лишь для хардкорных фанатов конкретного персонажа.


При этом каждый хейтер как будто забывает, что в индустрии есть настоящий аналог казино с похожими правилами и платным входом. Первый раз слышите? Так зайдите в Steam и скачайте главные игры разработчика Valve — DOTA 2, CS 2 и Team Fortress 2. Вы ведь в курсе, что там есть буквально казино механики?
Нет? Так вот, включаем CS2, играем некоторое время, и о чудо! Нам дали кейс! Круто! Ведь внутри может быть вполне себе редкий нож или что-то другое, что мы продадим на торговой площадке за большие деньги, если… заплатим деньги за открытие этого кейса. То есть буквально да: занеси денег за шанс (очень низкий и без какой-либо гарантии) получить редкий и очень дорогой предмет, с которого можно выручить вполне себе реальные деньги.
Ругать современные гача-игры, называя их казино для детей, но игнорировать вот подобное настоящее казино — это лицемерие чистой воды, если честно.
Так во что играть то? Ну например в хайповую Where Winds Meet

Не хотелось бы мне в этом тексте скатываться в полемику, поэтому вот давайте поговорим предметно. Сейчас в Стиме да и в игровом сообществе очень хайпит некая Where Winds Meet, которая некоторое время назад была эксклюзивом китайского региона и только сейчас получила глобальный релиз.
И вот ее хвалят, кажется, вообще все — и игроки, и критики.
Название игры очень поэтично переводится как «Там, где встречаются ветра», но я не раз видел, как проект шутливо называют «Там, где встречаются тренды из всех игр сразу». Все потому, что это огромная по масштабам MMORPG, в которой разработчики из Everstone Studio и NetEase Games воплотили лучшие идеи из, кажется, всех своих любимых игр.



Тут и жесткая привязка к фольклору и нарративу из Black Myth: Wukong и серии Dynasty Warriors. И визуальная эстетика с уровнем проработки мелких деталей из Ghost of Tsushima и Sekiro: Shadows Die Twice. А еще непременно есть хвосты геймплейной свободы из последней дилогии The Legend of Zelda и Red Dead Redemption 2.
А самое интересное, несмотря на жанр, Where Winds Meet максимально хорошо работает как сюжетная одиночная игра (вы можете полностью отрезать себя от других игроков и не видеть их в мире) с большой эпической историей, кучей сайдквестов, активностей и довольно хардкорной боевой системой, которая, если честно, мало подходит для мобильных телефонов.
Единственный минус сейчас — отсутствие русского языка, но, зная, как Китай любит наш регион, уверен, в будущем перевод обязательно появится.
Или в стильную Zenless Zone Zero

Zenless Zone Zero среди любителей гача-игр считается самой камерной и уютной игрой в жанре. Это действительно по масштабу не самая большая игра, но она берет другим — атмосферой и стилем.
А еще ее как будто специально сделали для фанатов таких серий, как Persona и Devil May Cry.



Нарративно и визуально Zenless Zone Zero — это история в сеттинге городского фентези с примесью внезапно постапокалипсиса. Мы берем на себя роль на первый взгляд обычного парня (или девушки, в самом начале нам дадут выбор, за кого играть), которые занимаются вполне честным бизнесом — держат видеопрокат с кассетами (за чтением описания которых можно провести полчаса минимум, кстати), но на самом деле это ширма для их настоящей работы — брат и сестра являются «прокси». Это проводники по местным зонам отчуждения, что образовались в результате катастрофы.
Zenless Zone Zero не обладает открытым миром, но способна подарить сотни часов за счет круто поставленного сюжета (некоторые сцены под вполне классический металкор пробивают до мурашек), нескольких режимов, в которых требуется постоянно совершенствовать свой же навык в боевой системе, и за счет большого количества небольших историй местных персонажей из разных франкций.
Игру вполне можно считать легкой точкой входа в индустрию гача-игр, так как она не сильно перегружает контентом в начале и не требует сотни часов для того, чтобы не пропустить ничего важного.
А еще есть эпичная Honkai: Star Rail на сотни часов сюжета

А вот как раз таки Honkai: Star Rail от тех же разработчиков можно считать антиподом камерной и небольшой «Зетке», потому что вместо драйвового слешера тут глубокая и требующая понимания JRPG, вместо истории одного города — космическая опера с соответствующим масштабом событий.
На данный момент «Хонкай» готов предложить более двух сотен часов как основного, так и стороннего контента, и речь сейчас даже не про временные эвенты.



По сюжету Honkai: Star Rail мы берем на себя роль Первопроходца — героя с загадочным прошлым, что присоединяется к экипажу космического поезда «Звездный Экспресс». Первое, чем может похвастаться игра, — глубочайше проработанный лор и вселенная.
За чтением местного фольклора можно провести часы, и иногда это нужно, чтобы понимать, о чем говорят персонажи. И не в последнюю очередь тут цепляет сам сюжет — каждая планета в игре это своя история в разных жанрах и сеттингах, от референса на царскую Россию до вайбов Древней Греции (ими пропитан весь лор и местная философия, справедливости ради), да и степень драматизма происходящего всегда разная.
Про геймплей и говорить не приходится — это практически эталонная японская РПГ с пошаговой боевой системой и зрелищными битвами. Причем, если много времени именно на сражения тратить не хочется, можно включить автобой и проходить в комфортном темпе.
Массовый хейт в интернете чаще всего натянутый
Справедливости ради, этим играм есть что предъявить и даже по делу. Например, чем дальше проект от релиза, тем сложнее бывает (на первый взгляд) новичку в нее влиться, ведь эти игры просто заваливают баннерами, уведомлениями и активностями, разобраться в которых по первой бывает очень трудно.
Но… Ругают их зачастую за абсолютно другое. Главная претензия удостоилась отдельного заголовка в статье — многие люди вполне серьезно говорят, что это казино для детей. Есть те, кто ругает за якобы упрощенный и примитивный геймплей, и, несомненно, есть хейтеры у сюжета и визуальной составляющей. Объединяет все эти претензии один факт — те, кто их озвучивает, транслируют чужое мнение из популистических роликов на YouTube, а не личное мнение.
А иногда стоит просто оторваться от ругани вещей без контекста, перестать впитывать чужое мнение ради хайпа… И тогда многие вещи раскроются с другой стороны. И касается это не только игр, а в общем.
С этой мыслью вас и оставляю. Хорошего дня!

🍓