Описываем сложное простыми словами.
Несколько лет назад виртуальная реальность у большинства из нас ассоциировалась с научной фантастикой из далекого будущего. Удивительно, насколько быстро все поменялось.
Виртуальная реальность набрала обороты, и мир радостно её принимает. Уже к концу этого года практически все ключевые игроки IT-рынка выпустят VR-шлемы. Все они концептуально разные, но конечная цель одна — создать эффект реального присутствия в игре, на пляже, в аудитории университета или в тележке на американских горках.
Как ни странно, почти все мы оказались не готовы к столь активному развитию виртуальной реальности и ее появлению в наших жизнях. Некоторые нюансы технологии просто непонятны, а другие откровенно пугают.
1. Что такое виртуальная реальность?
Как бы странно это не звучало, само понятие виртуальной реальность ничем отличается от его фактического значения. Все даже еще проще — это созданный с помощью компьютерных технологий мир, в который можно попасть с помощью одного из специальных шлемов.
Надеваем на голову то самое устройство входа в виртуальную реальность и оказываемся в трехмерном мире, который можно рассмотреть со всех сторон. В зависимости от программного обеспечения, иногда в нем реализовано перемещение в пространстве и взаимодействие с объектами, а чаще — просто наблюдение за происходящим.
Более подробно основы виртуальной реальности изложены в этом видео:
Виртуальную реальность очень часто путают с дополненной реальностью. Но во втором случае пользователь не становится частью трехмерное созданного с нуля мира — он видит новые нефизические объекты или какую-то информацию о действительно существующих в реальности.
2. Какие термины нужно знать?
На страницах интернета, на экране телевизора и так далее каждого из нас обычно встречают различные сокращения, технический слэнг и аббревиатуры — данный случай не исключение.
Виртуальную реальность обычно сокращают до VR от английского virtual reality.
А дополненную реальность зачастую определяют как AG от augmented reality.
Вспомогательные обозначения, среди которых айтрекинг, моушнтрекинг и другие, рассмотрим уже при более тесном знакомстве с отдельными нюансами технологий виртуальной и дополненной реальностей.
3. Как работают шлемы виртуальной реальности?
Все VR-шлемы работают по одному и тому же принципу. В каждый из них встроено по пару стереоскопических экранов или их эмуляторов для визуального ряда. Устройство рендерит сразу две картинки отдельно для каждого из глаз, а разница между ними и создает эффект присутствия.
Зачастую вместе со шлемом виртуальной реальности используются наушники, которые передают звуки окружающей пользователя трехмерной среды. В идеале оба устройства вывода должны одновременно реагировать на поворот головы пользователя для более глубокого погружения.
Кстати, вот тут подробно рассказывают о присутствующих сегодня на рынке VR-шлемах и самом простом способе собрать собственный из картона:
Если мы говорим об интерактивном VR, в данном случае нужны различные контроллеры и другие инструменты ввода. Их разнообразие отложим для отдельного тематического материала.
4. Смогу ли я обойтись без шлема VR?
Для входа в виртуальную реальность нужно две разные картинки, каждая из которых будет доступна только одному глазу — иначе мозг не обмануть. Поэтому даже значительное сокращение большого расстояния до монитора не позволит достигнуть необходимого эффекта.
Плюс устройство должно реагировать на повороты головы пользователя, которые контролируются акселерометром и гироскопом. И для получения положительного результата монитор в теории пришлось бы как-то надеть на голову — фантастика.
Многие путают трехмерное изображение на экране телевизора и виртуальную реальность. Если не вникать в нюансы, в данном случае используются абсолютно непохожие технологии, которые предполагают разную степень погружения. В последнем случае мозг фактически перестает различать действительность и искусственно созданный мир.
5. Почему после VR подташнивает и кружится голова?
Для комфортного использования всех нужд виртуальной реальности передаваемая мозгу картинка должна быть максимально качественной со стабильной частотой обновления и минимальной задержкой при повороте головы или других действиях — это нужно учитывать при разработке контента.
Во время использования виртуальной реальности сознательная часть мозга понимает неправдивость всего, что ему показывают, но бессознательная целиком и полностью принимает на веру все происходящее. Когда какие-то элементы в изображении сильно смущают мозг, срабатывают защитные реакции организма, которые вызывают тошноту или головокружение.
Например, если картинка постоянно дергается или шатается, а вестибулярный аппарат сообщает, что тело находится в состоянии покоя, возникает диссонанс. Мозг думает, что в организм попало опасное вещество, которое срочно нужно из него извлечь — вот и эффект.
Максимальный реализм в условиях ограниченной производительности ложится на плечи разработчиков, которые еще до конца не научились работать в таких условиях.
Кстати, здесь хорошо описаны основные принципы создания контента для VR:
А вот тут основные проблемы, с которыми сталкиваются разработчики:
6. Как создать что-то в виртуальной реальности?
Дополнительные нюансы по поводу работы с виртуальной реальностью, чтобы не превращать один текст в безразмерный архив информации, мы оставили для отдельных материалов. Например, все то же разнообразие контроллеров для управления происходящим в VR-мире и многое другое в ближайшее время обязательно появится на страницах нашего сайта.
Современная виртуальная реальность сегодня находится только на старте развития, поэтому со сложностями сталкиваются как пользователи, так и разработчики. После углубленного изучения VR-нюансов у меня лично проснулось огромное желание переметнуться из числа первых в сумбурные ряды вторых — есть перспектива, и это очевидно.
Шататься по бесформенным форумам в поиске необходимой информации бессмысленно, поэтому нашел достойный бесплатный курс обучения от Microsoft. Некоторые предлагаемые им видео-уроки использовал для подтверждения написанного выше. С его помощью обещают научить самостоятельно создавать виртуальную реальность на Unity и DirectX/C++. Может, скоро перенесу весь iPhones.ru в VR. Хотели бы увидеть что-то подобное?
12 комментариев
Форум →Николай, спасибо! Отличная статья!
Жаль про разновидности очков не рассказали.
Сони делает свои, Эпл вроде делает свои и тд.
@Telman, это огромная отдельная тема) постараемся придумать что-то по этому поводу, у меня в голове крутится давно это =)
6 писателей – клонов, у которых проблемы с фантазией для заголовка. Откуда вы берете таких только… 6 причин почему я куплю… 7 причин почему это круто… 14 советов… 5 доказательств что это… возьмите меня писать тоже —-> google.com —–> “почему iPhone это круто” —–> About 396,000 results ====== 396,000 причин почему iPhone это круто – статья готова :)
@Eugene Galochkin, так получилось =)
@Eugene Galochkin, Это общеизвестный факт, что число в заголовке повышает CTR. Так что здесь нет ничего удивительного. Сделано умышленно, хоть Николай это и отрицает.
@BIGBROO, да я как бы и не против, просто БЕСИТ :) совсем немного :)
Моушнтрекинг)) Без английского тяжко такое воспринимать.
@zenzer, расскажем и об этом =)
Статья толковая, но способ подачи, язык – форменный трындец.
@wmaybach, чего? старался без слэнга максимально простым языком “для чайников” =)
если iphones перенесут в VR, то представляю как будет выглядеть срач в коментах…
@joker2k2, это будет отдельная небольшая комната-кладовка с сотней человек внутри, каждый из которых будет кричать что-то свое?))
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Будет ли работать LTE в iPhone 8 из США
Как временно отключать прием звонков с iPhone на Mac
Не работают работать звонки и сообщения на Mac после покупки нового айфона. Не работает связка Continuity
Почему некоторые приложения на iPhone постоянно требуют обновления
Почему на iPhone постоянно сбрасывается телефонный вызов
Почему на iPhone не получается поделиться папкой из iCloud с другими пользователями
Что случится с подпиской iCloud при переходе на Apple One
Как на iPhone поделиться купленными приложениями с членами семьи