Последние годы выход каждой новой модели iPhone неизбежно сопровождается бурей негодования: мол, нового слишком мало, а прорывного так вообще нет и смысла обновляться никакого.
Вы вряд ли найдете хоть один обзор, который посоветует вам менять 15 на 16. Или 14 на 15, а годом ранее 13 на 14 – вы поняли логику. И как маркетолог со стажем, и как простой пользователь, я это недовольство разделяю лишь отчасти.
Дело в том, что со своими традиционными моделями (айфон, айпад, мак) Apple давно подстроилась, а отчасти сама и спровоцировала 3-летний цикл обновления девайсов. И правильно сделала, на мой взгляд.
Все дело в массовом потребителе
Результаты большинства исследований потребительского поведения за последние лет 5 единогласны: скорость обновления смартфонов неуклонно снижается. Данные онлайн-панели американского аналитического агентства Consumer Intelligence Research Partners (CIRP) за 2024 год гласят, что 44% респондентов будут готовы сменить айфон на новый лишь в случае значительного устаревания своей текущей модели: замедление, сильный износ аккумулятора, прекращение поддержки.
Еще 29% заявили о том, что купят новый телефон исключительно в случае физического повреждения старого. Цифры серьезные, согласитесь. Данные опроса площадки SellCell 2022 года подтверждают результаты CIRP: 40,4% пользователей меняют свой смартфон раз в два или три года – к этому времени как раз стареет батарейка. Портал приводит и график обновления смартфонов по годам:
Как видим, максимальный интерес пришелся на 2011-2016 годы. В начале 2010-х произошел настоящий смартфонный бум. Выход шедеврального iPhone 4, а также первого iPad на фоне появления огромного предложения доступных и уже вполне жизнеспособных телефонов и планшетов на базе Android катапультировали массовый рынок «айфоноподобных» устройств. Не говоря о самом айфоне! В те годы негодования было куда меньше, а вот amazing, очередей и кредитов на телефон – куда больше.
Последняя модель iPhone однозначно считалась (даже сейчас немного считается) символом статуса, ничуть не меньшим, чем хорошие часы, престижная машина или брендовые шмотки. В лакомый премиум-сегмент пытались подтянуться и Android-based бренды, но практически все тщетно. Кто-нибудь теперь помнит HTC? А ведь интересные были телефоны.
Революций больше не будет?
Ажиотаж утих к середине прошлого десятилетия. Смартфоны в современном их понимании перестали быть новинкой, функционал таких устройств стабилизировался, по-настоящему прорывных технологий стало значительно меньше, многим игрокам пришлось и вовсе покинуть рынок – индустрия умных телефонов стала массовой и именно ее размер привел к замедлению темпов развития. Массовому потребителю не нужны инновации каждый год. Apple этот тренд тонко почувствовала и начиная с седьмого поколения своих смартфонов перешла на эволюционный путь развития.
Судите сами: iPhone 4 отличался от iPhone 3Gs фундаментально и это была революция, «пятерка» с четвертым айфоном разнилась меньше, но все же это был совсем другой телефон, iPhone 6 – принципиально новая модель, но дальше все – эволюция. Даже физические размеры устройств с тех пор драматически не менялись. И согласитесь, выход iPhone X сложно назвать событием, сопоставимым с презентацией iPhone 4. Face ID являлось серьезным новшеством, но на революцию все-таки не тянуло. Не стоит удивляться и отказу от приставки S: все эти 11, 12, 13, 14, 15, 16 теперь действительно новые айфоны в понимании Apple. Циферка меняется не потому, что это какой-то революционный продукт, а просто номерной. Очередной. Ежегодный.
И это абсолютно нормально с точки зрения маркетинга. Компания просто следует за рыночным трендом. Если смотреть на линейку iPhone сквозь призму 3-4 летнего цикла обновления, то все встает на свои места. Представьте себе сценарий: человек купил себе в 2020 году актуальный тогда 11 Pro и ходил с ним вплоть до 2024 года – в случае покупки 16 Pro он получит принципиально новый смартфон! Автор этих строк уже почти три года ходит с обычной «тринашкой» и подумывает о замене на новый Prо. Так для меня там тоже будет очень много инноваций. Впрочем, если бы в обычном 16 был такой же экран, как в старшей модели – я бы взял просто iPhone. Того факта, что Apple иногда откровенно жадничает, я ни в коем случае не оспариваю.
Более того, есть твердое ощущение, что Apple не только не борется с растягивающимся циклом обновления устройств, но и во многом его поддерживает. «Не можешь победить – возглавь!»
Эволюционной стратегия такого законодателя как Apple неизбежно перевела на этот же путь и весь рынок. Ближайшие конкуренты в виде Samsung и Google Pixel слепо последовали примеру Айфона. В эшелоне пониже еще можно встретить эксперименты, но, чтобы пробиться наверх нужно удивлять. Apple же подстроилась под новый сценарий потребительского поведения в виде появления линеек Plus/Pro – весьма логичный шаг в попытке поднять среднюю маржинальность по линейке. Обновляешься реже – плати больше. Да и психологически потратить $1200 долларов раз в три-четыре года проще, чем 500$ ежегодно. К стоимости редких и крупных покупок люди относятся не так критично. Уверен, что со временем мы получим еще более дорогой Айфон.
Продуктовая стратегия Apple
Эмоцию Apple теперь продает в других сегментах и немного по-другому: Apple Watch Ultra, Vision Pro, в какой-то степени линейка iPad Pro. Стагнация на основных рынках приводит Apple как к разработке новых товарных категорий, так иногда и к удачному взгляду на воронки продаж и сегментацию. С Vision Pro все понятно – новый продукт в линейке Apple, а вот с «носибельной» электроникой и планшетами интереснее.
Лично я в свое время купил ультра-часы лишь потому, что они самые-самые из всех Apple Watch, а не за конкретный функционал и уж точно не из-за потребности в них. Все-таки часы, пусть даже умные, это не только гаджет, но еще и аксессуар. И тут Apple великолепно использовала силу своего бренда, ведь дорогие смарт-часы конкурируют в том числе и с именами с рынка классических часов. Лезть на территорию Rolex или Hublot никто не собирается, но на фоне базовых моделей Tag Heuer или, скажем, Rado, Apple Watch Ultra выглядят как привлекательная и бюджетная(!) альтернатива. Планшеты iPad Pro зачастую покупают, на мой взгляд, просто из-за дизайна.
Макбук удобнее практически во всем, но тончайшей 13-дюймовой страницей экрана попросту хочется пользоваться. И если бюджет позволяет, то почему нет? Сценариев использования для айпада придумать можно множество, просто необходимости в нем нет никакой. В этом и есть современный гений Apple, это и объединяет Apple Watch Ultra и iPad Pro – нам продают некую идею самооправдания зачем нам нужны эти устройства, а в реальности люди покупают классную вещь просто потому, что она очень классная и они могут.
Apple – торт. И тот ещё фрукт
В качестве заключения хочется еще раз улыбнуться комментариям о том, что Apple сдулась и «не торт». Забавно слышать такое про компанию с капитализацией под 3 триллиона.
Поверьте, они прекрасно знают, что они делают или не делают – все шаги Apple абсолютно осознанные. Они могут быть потенциально ошибочными, но уж точно не случайными. Стоит принять то, что смартфоны давно сформировались как класс по образу и подобию еще первого iPhone и никаких революций уже не будет до выхода следующего, принципиально нового вида устройств. Может походить со своим 13 еще год?
-
Этот пост написан читателем в разделе Тусовка, где каждый может разместить статью. Начните по этой ссылке. Лучшие посты появятся на iPhones.ru.
P.S. Обязательно прочитайте инструкцию, она поможет.
🙈 Все комментарии
Форум →Огромная паства, вот почему.
Желаем аппл всего плохого. И некого и нечего тут оправдывать
Определись, нЕкого или нИкого?
Некого. Вы не русский?
Ага, про нокию тоже так говорили и где она теперь.
Закат близок.
Я никогда не был в Европе/Америке/Китае, и мне искренне интересно являются ли там продукты Apple объектом столь пристального внимания?Почему-то есть ощущение (ничем не подтвержденное), что это какой-то наш локальный прикол, и этот прикол максимально странный.
Это не локальный прикол. В США у подростков есть дискриминация по цвету бабллов в сообщениях: если у тебя зеленый цвет, значит у тебя не айфон и фу таким быть. Идиотов хватает везде. Просто у нас идиоты еще и бедные, поэтому чувствуется острее.
Ну, в Китае придурок даже почку продал ради айфона с айпадом.А так-почти везде айфон это недешевая вещь для понтов среди нищебродов, и просто удобная вещь среди не-нищебродов.
Благодарю за классную аналитическую статью.
Почему в телеге не все статьи с сайта появляются?
Купи себе электрический Ларгус, чтобы не скучать
Ответил на заголовок, не читая, по тексту норм статья :)
«Почему мы кушаем, хотя делали это десятки тысяч раз». Потому что это потребность, Карл, потребность!
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как установить аватар в комментариях?
Ответ вот здесьПочему не работает режим Картинка в картинке для YouTube на iPhone
При запуске iTunes появляется ошибка webkit.dll. Что делать?
Как настроить смещение времени на Apple Watch
Как выбрать загрузочный диск Mac без стандартной клавиатуры Apple
Появилось пятно на всех фотографиях в iPhone, почему?
Как получить новое приложение Дневник на iPhone
Как отключить предпросмотр вкладок в Safari на Mac
Как перенести фото с одного iPhone на другой