KION снова сделал сериал не про загробный мир, а про человеческий.
В новом проекте «Бар Один звонок» нет громких спецэффектов, бесконечных флешбеков и финала, где кто-то «уходит в свет». Только бар, старый телефон и люди, которые не успели договорить.
Идея простая: что, если бы мы могли поговорить с мертвыми? Родными, близкими, товарищами. С кем угодно. Идея банальна и стара как мир, но в новинке решает именно подача этой информации.
После многолетних споров про уровень мастерства Данилы Козловского надежд на сериал было не так и много.
Мы уже посмотрели новинку и спешим поделиться впечатлениями. Спойлер: результат сильно удивил.
Грустные истории, которые не давят на жалость

Главное, что отличает «Бар» от большинства отечественных драм — он не давит на эмоции, не пытается вывести зрителя на тяжелые чувства
О чем сериал: следователь Андрей Морозов занимается поисками пропавшего сына своей жены, которая лежит в коме. Все улики ведут к таинственному бару «Один звонок», который то исчезает, то появляется в разных местах, оставляя за собой тела убитых.
Заведением управляет бармен, не просто миксующий коктейли и отпускающий циничные реплики, но и помогающий посетителям позвонить умершим. В заведение заходят разные люди со своими проблемами: красотка Жанна, которая хочет избавиться от состоятельного мужа; юрист Макс, который с возрастом так и не сумел сепарироваться от матери; блогер, которому еще предстоит понять, какие у него дела с потусторонним миром.
Да, здесь демонстрируют истории про смерть и вину, но рассказывают их тихо, без «драмы ради драмы». В диалогах нет театральных пауз и надрывов. Вместо этого простые, честные фразы. Иногда вообще молчание или внезапный смех. А то и неуместные и даже чернющие шутки.
Это работает сильнее, чем любая сцена с криками и разбитыми кружками. Ты сидишь и смотришь, как люди говорят то, что мы обычно оставляем «на потом».
И вдруг ловишь себя на мысли, что этот бар не про потустороннее — он про нас, про живых. Здесь перемешали множество историй и «штатный» ситуаций. Кто-то вовремя не выслушал друга, кто-то поругался с матерью, кто-то просто лживый и подлый и хочет получить PIN-код от банковской карты.
Всё это обыденное. Такие истории окружают нас постоянно, и именно этим они и цепляют.
Данила Козловский больше не шепчет, а берет харизмой

Козловский здесь впервые за долгое время играет не героя или псевдоспасителя, а наблюдателя
Бармен, у которого, кажется, за спиной сотни таких разговоров. Усталый, но внимательный.
Он не судит, не вмешивается, не даёт советов — просто слушает. И делает всё для того, чтобы звонок состоялся.
Этим, как ни странно, он делает больше, чем любой супергеройский «спасатель».
В его взглядах — усталость и теплая ирония, которые перемешиваются с бесконечным черным юмором. Иногда кажется, что он тоже кого-то ждёт. А может и нет. И просто хочется выбраться из этого бара, ведь он с ним тесно связан.
И как же сильно он меняется в глазах, когда ты понимаешь, что на самом деле движет жутким барменом.
Визуальный уют и звук, который хочется запомнить

«Бар Один звонок» — один из тех сериалов, где картинка звучит
Приглушённый свет, пар от одиноких бокалов. Всё как будто специально снято для того, чтобы ты тоже захотел туда попасть. Даже зная, каким может быть итог посещения этого заведения.
Это не дешёвый «инста-уют», а продуманный визуальный язык. Даже звук старого телефона в редких его проявлениях здесь играет как музыкальная тема. Только в таких случаях ты больше напрягаешься.
Что особенно порадовало, так это то, что авторы не пытаются растянуть сериал на что-то бесконечное. Серии короткие (всего пол полчаса, а то и меньше) и не растянуты лишними сценами. В них заложены конкретные истории и разговоры.
Есть еще и параллельная линия с полицейским Андреем Морозовым в исполнении Лобанова Александра Ильина.
Она рассказывает уже его версию истории с точки зрения отца, который «лишился» своего ребенка. И она не менее интересная и показывает мир, который живет отдельно от бара.
Повествование идет настолько ловко, что ты даже не замечаешь, как посмотрел уже четвертую серию подряд.
Где теряется магия

Но да ладно. Не всё идеально в этом сериале. Несколько серий явно слабее остальных — видно, что авторам не всегда хватало глубины или времени дожать идею.
Например, история про погибшего товарища выглядит сухо, словно из другой вселенной. Мистика там есть, но жизни — меньше.
Таких моментов немного, но они мешают сериалу держать ровный эмоциональный ритм. Дичайшего дисбаланса не происходит, но просто такое есть.

Иногда создаётся ощущение, что авторы боятся шагнуть дальше и показать не только боль, но и безумие, растерянность и реальную злость.
Пока сериал слишком вежлив. Он мягко ведёт к катарсису, но не рискует заставить зрителя по-настоящему развалиться внутри.
Почему этот сериал всё равно стоит смотреть
Потому что он редкий.
Редкий по настроению, по интонации, по человечности. В нём нет морали и морализаторства. Здесь есть просто возможность посмотреть на себя со стороны.

Если отбросить мелкие огрехи, «Бар Один звонок» — это сериал о разговорах, которых мы не успели совершить. Не о мёртвых, а о живых, которые до сих пор не могут «набрать номер».
Он заставляет вспомнить, кому бы ты позвонил, если бы мог. И страшно не от того, что где-то там мёртвые.
Страшно от того, что, может быть, уже поздно.


Достойный актёр. Скоро будет у нас в Штатах давать спектакль. Обязательно схожу.