Войди и оставь комментарий

Или войди с помощью

Это самый огромный самосвал в мире! Как собирают БелАЗ, который ещё называют Королём карьеров

Дмитрий Борисов avatar | 20
Это самый огромный самосвал в мире! Как собирают БелАЗ, который ещё называют Королём карьеров

История БелАЗа началась в 1948 году в городе Жодино (Беларусь), когда на базе ремонтных мастерских был основан завод для производства сельскохозяйственной техники.

Однако уже в 1950-х годах предприятие переориентировалось на создание карьерных самосвалов. Первая модель БелАЗ-525, грузоподъёмностью 25 тонн, выпущенная в 1958 году, стала символом индустриальной мощи СССР.

Сегодня эти огромные карьерные самосвалы трудятся в самых разных областях России, до сих пор поражая своими размерами. Как создаются такие монстры из мира автомобилей, сколько стоит такой самосвал и зачем вообще он нужен?

Сейчас про всё расскажу подробно. Обещаю, будет интересно.

КРАТКО

  • Как появился БелАЗ
    Откуда прозвище «Король карьеров»
    Как создают детали для БелАЗа
    Как собирают огромную машину
    Сколько стоит БелАЗ
    Для чего нужен такой большой самосвал
    Какие есть аналоги
    Заключение
  • От послевоенных тракторов до мировых рекордов БелАЗа

    Первая модель — БелАЗ-525 — была выпущена в 1958 году и имела грузоподъёмность 25 тонн. Она стала символом индустриальной мощи СССР.

    История завода БелАЗ началась в 1948 году в городе Жодино. Тогда на базе ремонтных мастерских было создано предприятие, которое изначально занималось производством сельскохозяйственной техники. Однако уже в 1950-х годах завод переориентировался на создание карьерных самосвалов.

    Тогда же, в 1958 году, Жодинский завод торфяного машиностроения «Торфмаш» был переименован в Белорусский автомобильный завод (БелАЗ).

    БелАЗ-540 — это тяжёлый карьерный самосвал, выпускавшийся заводом в городе Жодино с 1965 до 1975 года.

    За свою историю завод выпустил более 130 тысяч единиц тяжёлой техники, которая эксплуатируется по всему миру.

    В 2013 году произошёл настоящий прорыв в мире тяжёлой техники. На свет появился БелАЗ-75710 — самосвал, который не только установил новый рекорд по грузоподъёмности, но и задал новые стандарты в отрасли.

    В 2014 году этот гигант попал в Книгу рекордов Гиннесса, во время испытаний он перевёз груз весом 503,5 тонны.

    Белорусский самосвал-гигант преодолел испытательный полигон, перевезя груз весом 503,5 тонны. Этот рекорд на постсоветском пространстве был официально зафиксирован представителем книги рекордов Гиннесса Алексеем Свистуновым.

    Сегодня БелАЗ контролирует около 30% мирового рынка карьерной техники.

    Его машины работают в России, Казахстане, Китае, Индии и даже в Африке.

    ◦ Назад к содержанию ◬

    Почему БелАЗ-75710 называют «королём карьеров»

    БелАЗ-75710 — это нечто большее, чем просто грузовик. Это настоящий гигант, созданный для работы в самых суровых условиях, где обычная техника не справляется. Вот его основные характеристики:

    ✔ Грузоподъёмность: 450 тонн (это как три синих кита или 300 легковых автомобилей).
    ✔ Собственный вес: 360 тонн.
    ✔ Высота: 8,16 метра (примерно как трёхэтажный дом).
    ✔ Двигатель: два мощных дизельных агрегата MTU Detroit Diesel 16V4000, развивающие общую силу в 4600 лошадиных сил.
    ✔ Колёса: 8 шин Michelin диаметром 4 метра и весом 5,5 тонн каждая.
    ✔ Максимальная скорость: 64 км/ч (при полной загрузке снижается до 40 км/ч).

    Эти параметры позволяют БелАЗу перевозить до 450 тонн породы за один рейс, экономя время, ресурсы и топливо. В угольном разрезе один такой самосвал заменяет десяток машин меньшей грузоподъёмности.

    ◦ Назад к содержанию ◬

    Как производят современный БелАЗ. Поэтапно

    Проектирование выглядит примерно таким образом.

    Каждая модель БелАЗа начинается с компьютерного моделирования. Инженеры используют CAD-системы (Computer-Aided Design), чтобы создать 3D-модель, которая тестируется на виртуальных полигонах.

    Большая часть деталей для БелАЗ-75710 изготавливается непосредственно на заводе в Жодино. Процесс организован по принципу кораблестроения: сначала создается каркас, на который затем монтируются остальные элементы.

    Машины собирают на конвейере длиной около 500 метров.

    🖥️ Для этого используются современные пятикоординатные станки с числовым программным управлением (ЧПУ), обеспечивающие высочайшую точность.

    Например, VMB 55: вертикально-фрезерный обрабатывающий центр с пятью одновременно управляемыми осями координат.

    Конструкция включает три части: основную раму (1) и две поворотные рамы (2, 3), соединенные с ней через трехрядные роликовые подшипники.

    🔩 Каркас (или же рама, кому как удобнее) БелАЗа — его «позвоночник» — изготавливается из высокопрочной легированной стали с добавлением хрома и никеля марки Weldox 800. Такая сталь выдерживает нагрузки до 600 мегапаскалей или же МПа (для сравнения: сталь в обычном автомобиле — 200–300 МПа). Общая масса рамы составляет около 36 тонн.

    Важный нюанс: сварку рамы для карьерного самосвала БелАЗ-75710 производят не в Жодино, а в Минске, на станкостроительном заводе имени Октябрьской революции.

    👨‍🏭 Процесс сварки рамы длится несколько недель. Сварку выполняют как вручную, так и с помощью роботизированных комплексов (РТК). Швы проверяются ультразвуком и рентгеном, так как даже микротрещина может привести к катастрофе под нагрузкой.

    Кабина в процессе сборки.

    🚚 Параллельно с изготовлением каркаса собирается кузов самосвала. Тут всё просто: сборка производится из стальных листов толщиной до 26 мм.

    В процессе используется автоматическая сварка с применением роботизированного сварочного комплекса и антикоррозийная обработка.

    wp-image-1318018wp-image-1318019wp-image-1318020

    🛠️ После этого на раму последовательно монтируются: силовые установки (как уже писал выше, система дизель-электрическая. Она включает два дизельных двигателя, электрогенераторы и мотор-колёса), трансмиссия (тяговая установка которой разработана компанией Siemens), гидросистема и тормоза.

    Монтаж силовых установок производится с помощью кранов, ведь двигатели весят более 7 тонн каждый. «Питается» этот монстр от огромной топливной системы объемом почти 5 тысяч литров.

    Разработчики создали роботизированный карьерный самосвал, способный перевозить до 136 тонн груза. Он двигается по заранее установленному маршруту без участия человека. Самоходное движение к месту погрузки или разгрузки обеспечивает высокоточная система спутниковой навигации GPS/Глонасс.

    🏁 Завершающий этап монтажа включает в себя обязательный первичный запуск двигателей и проверку работы всех систем в статическом режиме. В совокупности готовый БелАЗ проходит испытания, которые длятся не менее 200 часов.

    И только после этого готовый самосвал готовят к отправке заказчику. В разобранном виде.

    ◦ Назад к содержанию ◬

    Транспортировка и сборка готового самосвала

    Иногда самосвал везут в практически собранном виде. Выглядит устрашающе.

    БелАЗ-75710 — это гигантская машина, и из-за своих габаритов и веса её транспортировка требует специальных средств. Для этого используют грузовики с низкой платформой или железнодорожный транспорт. Обычно машину перевозят в частично разобранном виде.

    Если для транспортировки выбирают грузовики, то берут мощные машины с низкой платформой, предназначенные для габаритных грузов. Основные части БелАЗ-75710, такие как кабина и кузов, демонтируют и закрепляют на трале с помощью цепей или ремней. Это предотвращает их смещение во время движения.

    Для дальних перевозок используют железнодорожный транспорт. Для транспортировки компонентов БелАЗ-75710 требуется около 25 железнодорожных вагонов.

    Сборка на конечной точке доставки.

    В обоих случаях перевозка БелАЗ-75710 требует специальных разрешений, так как габариты машины превышают стандартные нормы.

    Сборка карьерного самосвала БелАЗ-75710 после транспортировки осуществляется на месте эксплуатации с помощью непосредственно специалистов завода. Самый сложный этап – повторный монтаж кузова, который предварительно распиливают на три части.

    При помощи двух 80-тонных кранов поднимают и прикрепляют срединную часть, затем поднимают оставшиеся две части и приваривают к основной.

    ◦ Назад к содержанию ◬

    Сколько стоит БелАЗ-75710 и что влияет на цену

    Страница заказа самосвала на официальном сайте.

    Я думаю, очевидно, что вот просто так взять и купить новенький самосвал на условном «Авто.ру» не получится, хотя можно найти предложения о продаже такого самосвала с пробегом по цене от 18 млн рублей. Но если нужен абсолютно новый, то заказ на такой БелАЗ 75710 может сделать только предприятие, в частном порядке оформить покупку не получится.

    Окончательная цена агрегата будет напрямую зависеть от конфигурации (например, наличие/отсутствие усиленной системы охлаждения двигателей для работы в регионах с высокой температурой) и сложности доставки до места эксплуатации.

    По информации на 2024–2025 годы, стоимость самосвала БелАЗ-75710 в рублях может превысить 1 млрд.

    ◦ Назад к содержанию ◬

    В каких условиях ему приходится работать

    БелАЗ-75710 активно используется в различных отраслях, связанных со строительством и добычей. Вот несколько примеров:

    ✔Добыча угля в Кузбассе. Здесь самосвалы работают в условиях резких перепадов температур: от –50°C зимой до +40°C летом.

    ✔В Якутии, на алмазных месторождениях компании «АЛРОСА», БелАЗ-75710 транспортирует кимберлитовую породу. Температура зимой здесь опускается до –60°C, но система предпускового подогрева двигателя и морозоустойчивые материалы обеспечивают бесперебойную работу.

    ◦ Назад к содержанию ◬

    Существуют ли аналоги БелАЗ-75710

    Caterpillar CAT 797F. По данным на 2023 год, стоимость составляла примерно 5 000 000 долларов США

    Если кратко — прямых аналогов, которые обладают точно такими же характеристиками, нет. Обосновано это тем, что производство требует колоссальных инвестиций как в саму разработку, так не в последнюю очередь транспортировку до объекта. Однако попытки конкуренции все же присутствуют.

    Американская компания Caterpillar выпускает модель 797F, способную перевозить 363 тонны груза. Этот самосвал оснащен мощным двигателем Cat C175-20 и пользуется большой популярностью на карьерах по всему миру благодаря своей надежности.

    На апрель 2025 года стоимость Komatsu 960E-1 составляет до 4 700 000 рублей.

    Японская компания Komatsu также предлагает свою версию гиганта — модель 960E-1. Она может перевозить до 327 тонн. Гибридная модификация 960E-1K дополнительно оснащена системой рекуперации энергии, что позволяет снизить расход топлива и выбросы. Это особенно важно в условиях строгих экологических норм.

    Грузоподъемность ниже, зато экологично.

    Кстати об экологии. В 2022 году представлен опытный образец БелАЗ-7531E грузоподъёмностью 120 тонн, который работает на аккумуляторных батареях. Машина оснащена системой рекуперации энергии, которая позволяет пополнять запас энергии при торможении на спусках. У самосвала нулевой уровень выбросов отработавших газов в атмосферу.

    ◦ Назад к содержанию ◬

    БелАЗ-75710 — это больше чем машина

    БелАЗ — символ инженерной мысли, преодолевающей границы возможного. Его создание требует не только высоких технологий, но и человеческого упорства.

    Главный конструктор завода, Павел Маринин, говорит что когда они проектируют новый самосвал, то вся команда думает не о тоннах стали, а о том, как облегчить труд людей в карьерах. Это главная миссия.

    Эта статья — лишь краткий экскурс в мир индустриальных гигантов. БелАЗ продолжает удивлять: в планах завода — создание полностью беспилотных самосвалов, управляемых искусственным интеллектом. И кто знает, возможно, через десятилетие эти монстры автопрома будут колесить по карьерам Марса.

    С этой мыслью вас и оставляю. Хорошего дня!

    ◦ Назад к содержанию ◬

    1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (43 голосов, общий рейтинг: 4.77 из 5)
    undefined
    iPhones.ru
    История БелАЗа началась в 1948 году в городе Жодино (Беларусь), когда на базе ремонтных мастерских был основан завод для производства сельскохозяйственной техники. Однако уже в 1950-х годах предприятие переориентировалось на создание карьерных самосвалов. Первая модель БелАЗ-525, грузоподъёмностью 25 тонн, выпущенная в 1958 году, стала символом индустриальной мощи СССР. Сегодня эти огромные карьерные самосвалы трудятся в...

    Войди и оставь комментарий

    Или войди с помощью

    <- Назад Забыли пароль? Войти

    20 комментариев

    Форум →
    1. Йода avatar
      Йода 1 июня в 10:43
      8

      С ценами полная неразбериха. Белаз – ярд, Кат – 400 млн, Коматсу – 4,7 млн рублей.

      9h5p9ctk7c avatar
      9h5p9ctk7c1 июня в 11:50
      5

      что тут не понятного, как и все отечественное стоит конских денег, поэтому почти нигде кроме россии не испльзуется.

      Moran avatar
      Moran1 июня в 13:24
      5

      Потому что цена неверная. Автор ее с потолка взял. Но ты уже излился на все отечественное. Молодец))

      9h5p9ctk7c avatar
      9h5p9ctk7c1 июня в 20:18
      7

      а что тут изливать, если из 100 отечественных товаров 98 говно за оверпрайс. или пыль патриотизма глаза застила?

      Moran avatar
      Moran1 июня в 13:27
      3

      Потому что за белаз указали топ цену за топ модель, с дальней транспортировкой и сборкой у заказчика. А все остальные – нет.
      А с коматсу вообще опечатка или цена из головы. По каталогам за коматсу хотят лям долларов.

      Войди на сайт, чтобы ответить
      Ответить
    2. Vanenz0 avatar
      Vanenz0 1 июня в 11:31
      4

      Проектирование в 3дмаксе АХХАХАХА

      Dozer avatar
      Dozer1 июня в 16:30
      1

      Я тоже посмеялся

      Войди на сайт, чтобы ответить
      Ответить
    3. D
      Daniel Chitroj🏴
      1 июня в 11:42
      5

      Огромный– уже превосходная степень, она не требует местоимений в дополнение. Либо «Самый большой», либо «огромный». Это как написать «более лучше»…

      Войди на сайт, чтобы ответить
      Ответить
    4. ForrestGamp avatar
      ForrestGamp 1 июня в 11:52
      2

      Прочитал “король курьеров”.

      aaga avatar
      aaga1 июня в 23:33
      0

      весь порошок мира может везти. курьеры ныряют в кузов, берут, сколько оплатили. вот и король

      Войди на сайт, чтобы ответить
      Ответить
    5. D
      Dmitrii
      1 июня в 12:23
      0

      Вот такая картинка позволяет оценить размеры по сравнению с камазом)

      Войди на сайт, чтобы ответить
      Ответить
    6. Kislij avatar
      Kislij 1 июня в 12:42
      2

      Молодцы, быть в ТОПе в отрасли – не простой путь

      Войди на сайт, чтобы ответить
      Ответить
    7. MMM8 avatar
      MMM8 1 июня в 17:07
      1

      Нравятся такие статьи! Но могли бы и разъяснить почему такая разница между Белазом и Каматсу в цене

      Войди на сайт, чтобы ответить
      Ответить
    8. R
      Roman B
      1 июня в 17:09
      1

      Это победа

      Войди на сайт, чтобы ответить
      Ответить
    9. А
      Алексей Ганюшкин📱
      1 июня в 19:24
      0

      Да, только собирают в Беларуси. Причем здесь ссср?

      mlserg avatar
      mlserg1 июня в 21:04
      1

      Где ты увидел что написано что до сих пор собирают в СССР?

      Войди на сайт, чтобы ответить
      Ответить
    10. А
      Александр Нарычев
      2 июня в 7:49
      1

      Есть больше самосвалы)

      Войди на сайт, чтобы ответить
      Ответить
    11. id273802862 avatar
      id273802862 2 июня в 11:21
      1

      Автор, комментарии к своей писульке прочтите, что ли. Исправьте цены.

      Войди на сайт, чтобы ответить
      Ответить
    12. kodeks avatar
      kodeks 5 июня в 10:04
      0

      На ВДНХ у павильона Беларусь стоит небольшой БелАЗ, но и он очень впечатляет!

      Войди на сайт, чтобы ответить
      Ответить
    13. R
      Roman
      8 июня в 9:41
      0

      Правила ПДД для водителя белаза. Привыезде на перекрёсток посмотрите сначала налево, потом направо. Если других белазов нет, то спокойно продолжайте движение.

      Войди на сайт, чтобы ответить
      Ответить
    Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

    Нашли орфографическую ошибку в новости?

    Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.