Войти

Или войди с помощью

Это самый огромный самосвал в мире! Как собирают БелАЗ, который ещё называют Королём карьеров

Дмитрий Борисов avatar |
Это самый огромный самосвал в мире! Как собирают БелАЗ, который ещё называют Королём карьеров

История БелАЗа началась в 1948 году в городе Жодино (Беларусь), когда на базе ремонтных мастерских был основан завод для производства сельскохозяйственной техники.

Однако уже в 1950-х годах предприятие переориентировалось на создание карьерных самосвалов. Первая модель БелАЗ-525, грузоподъёмностью 25 тонн, выпущенная в 1958 году, стала символом индустриальной мощи СССР.

Сегодня эти огромные карьерные самосвалы трудятся в самых разных областях России, до сих пор поражая своими размерами. Как создаются такие монстры из мира автомобилей, сколько стоит такой самосвал и зачем вообще он нужен?

Сейчас про всё расскажу подробно. Обещаю, будет интересно.

КРАТКО

  • Как появился БелАЗ
    Откуда прозвище «Король карьеров»
    Как создают детали для БелАЗа
    Как собирают огромную машину
    Сколько стоит БелАЗ
    Для чего нужен такой большой самосвал
    Какие есть аналоги
    Заключение
  • От послевоенных тракторов до мировых рекордов БелАЗа

    Первая модель — БелАЗ-525 — была выпущена в 1958 году и имела грузоподъёмность 25 тонн. Она стала символом индустриальной мощи СССР.

    История завода БелАЗ началась в 1948 году в городе Жодино. Тогда на базе ремонтных мастерских было создано предприятие, которое изначально занималось производством сельскохозяйственной техники. Однако уже в 1950-х годах завод переориентировался на создание карьерных самосвалов.

    Тогда же, в 1958 году, Жодинский завод торфяного машиностроения «Торфмаш» был переименован в Белорусский автомобильный завод (БелАЗ).

    БелАЗ-540 — это тяжёлый карьерный самосвал, выпускавшийся заводом в городе Жодино с 1965 до 1975 года.

    За свою историю завод выпустил более 130 тысяч единиц тяжёлой техники, которая эксплуатируется по всему миру.

    В 2013 году произошёл настоящий прорыв в мире тяжёлой техники. На свет появился БелАЗ-75710 — самосвал, который не только установил новый рекорд по грузоподъёмности, но и задал новые стандарты в отрасли.

    В 2014 году этот гигант попал в Книгу рекордов Гиннесса, во время испытаний он перевёз груз весом 503,5 тонны.

    Белорусский самосвал-гигант преодолел испытательный полигон, перевезя груз весом 503,5 тонны. Этот рекорд на постсоветском пространстве был официально зафиксирован представителем книги рекордов Гиннесса Алексеем Свистуновым.

    Сегодня БелАЗ контролирует около 30% мирового рынка карьерной техники.

    Его машины работают в России, Казахстане, Китае, Индии и даже в Африке.

    ◦ Назад к содержанию ◬

    Почему БелАЗ-75710 называют «королём карьеров»

    БелАЗ-75710 — это нечто большее, чем просто грузовик. Это настоящий гигант, созданный для работы в самых суровых условиях, где обычная техника не справляется. Вот его основные характеристики:

    ✔ Грузоподъёмность: 450 тонн (это как три синих кита или 300 легковых автомобилей).
    ✔ Собственный вес: 360 тонн.
    ✔ Высота: 8,16 метра (примерно как трёхэтажный дом).
    ✔ Двигатель: два мощных дизельных агрегата MTU Detroit Diesel 16V4000, развивающие общую силу в 4600 лошадиных сил.
    ✔ Колёса: 8 шин Michelin диаметром 4 метра и весом 5,5 тонн каждая.
    ✔ Максимальная скорость: 64 км/ч (при полной загрузке снижается до 40 км/ч).

    Эти параметры позволяют БелАЗу перевозить до 450 тонн породы за один рейс, экономя время, ресурсы и топливо. В угольном разрезе один такой самосвал заменяет десяток машин меньшей грузоподъёмности.

    ◦ Назад к содержанию ◬

    Как производят современный БелАЗ. Поэтапно

    Проектирование выглядит примерно таким образом.

    Каждая модель БелАЗа начинается с компьютерного моделирования. Инженеры используют CAD-системы (Computer-Aided Design), чтобы создать 3D-модель, которая тестируется на виртуальных полигонах.

    Большая часть деталей для БелАЗ-75710 изготавливается непосредственно на заводе в Жодино. Процесс организован по принципу кораблестроения: сначала создается каркас, на который затем монтируются остальные элементы.

    Машины собирают на конвейере длиной около 500 метров.

    🖥️ Для этого используются современные пятикоординатные станки с числовым программным управлением (ЧПУ), обеспечивающие высочайшую точность.

    Например, VMB 55: вертикально-фрезерный обрабатывающий центр с пятью одновременно управляемыми осями координат.

    Конструкция включает три части: основную раму (1) и две поворотные рамы (2, 3), соединенные с ней через трехрядные роликовые подшипники.

    🔩 Каркас (или же рама, кому как удобнее) БелАЗа — его «позвоночник» — изготавливается из высокопрочной легированной стали с добавлением хрома и никеля марки Weldox 800. Такая сталь выдерживает нагрузки до 600 мегапаскалей или же МПа (для сравнения: сталь в обычном автомобиле — 200–300 МПа). Общая масса рамы составляет около 36 тонн.

    Важный нюанс: сварку рамы для карьерного самосвала БелАЗ-75710 производят не в Жодино, а в Минске, на станкостроительном заводе имени Октябрьской революции.

    👨‍🏭 Процесс сварки рамы длится несколько недель. Сварку выполняют как вручную, так и с помощью роботизированных комплексов (РТК). Швы проверяются ультразвуком и рентгеном, так как даже микротрещина может привести к катастрофе под нагрузкой.

    Кабина в процессе сборки.

    🚚 Параллельно с изготовлением каркаса собирается кузов самосвала. Тут всё просто: сборка производится из стальных листов толщиной до 26 мм.

    В процессе используется автоматическая сварка с применением роботизированного сварочного комплекса и антикоррозийная обработка.

    wp-image-1318018wp-image-1318019wp-image-1318020

    🛠️ После этого на раму последовательно монтируются: силовые установки (как уже писал выше, система дизель-электрическая. Она включает два дизельных двигателя, электрогенераторы и мотор-колёса), трансмиссия (тяговая установка которой разработана компанией Siemens), гидросистема и тормоза.

    Монтаж силовых установок производится с помощью кранов, ведь двигатели весят более 7 тонн каждый. «Питается» этот монстр от огромной топливной системы объемом почти 5 тысяч литров.

    Разработчики создали роботизированный карьерный самосвал, способный перевозить до 136 тонн груза. Он двигается по заранее установленному маршруту без участия человека. Самоходное движение к месту погрузки или разгрузки обеспечивает высокоточная система спутниковой навигации GPS/Глонасс.

    🏁 Завершающий этап монтажа включает в себя обязательный первичный запуск двигателей и проверку работы всех систем в статическом режиме. В совокупности готовый БелАЗ проходит испытания, которые длятся не менее 200 часов.

    И только после этого готовый самосвал готовят к отправке заказчику. В разобранном виде.

    ◦ Назад к содержанию ◬

    Транспортировка и сборка готового самосвала

    Иногда самосвал везут в практически собранном виде. Выглядит устрашающе.

    БелАЗ-75710 — это гигантская машина, и из-за своих габаритов и веса её транспортировка требует специальных средств. Для этого используют грузовики с низкой платформой или железнодорожный транспорт. Обычно машину перевозят в частично разобранном виде.

    Если для транспортировки выбирают грузовики, то берут мощные машины с низкой платформой, предназначенные для габаритных грузов. Основные части БелАЗ-75710, такие как кабина и кузов, демонтируют и закрепляют на трале с помощью цепей или ремней. Это предотвращает их смещение во время движения.

    Для дальних перевозок используют железнодорожный транспорт. Для транспортировки компонентов БелАЗ-75710 требуется около 25 железнодорожных вагонов.

    Сборка на конечной точке доставки.

    В обоих случаях перевозка БелАЗ-75710 требует специальных разрешений, так как габариты машины превышают стандартные нормы.

    Сборка карьерного самосвала БелАЗ-75710 после транспортировки осуществляется на месте эксплуатации с помощью непосредственно специалистов завода. Самый сложный этап – повторный монтаж кузова, который предварительно распиливают на три части.

    При помощи двух 80-тонных кранов поднимают и прикрепляют срединную часть, затем поднимают оставшиеся две части и приваривают к основной.

    ◦ Назад к содержанию ◬

    Сколько стоит БелАЗ-75710 и что влияет на цену

    Страница заказа самосвала на официальном сайте.

    Я думаю, очевидно, что вот просто так взять и купить новенький самосвал на условном «Авто.ру» не получится, хотя можно найти предложения о продаже такого самосвала с пробегом по цене от 18 млн рублей. Но если нужен абсолютно новый, то заказ на такой БелАЗ 75710 может сделать только предприятие, в частном порядке оформить покупку не получится.

    Окончательная цена агрегата будет напрямую зависеть от конфигурации (например, наличие/отсутствие усиленной системы охлаждения двигателей для работы в регионах с высокой температурой) и сложности доставки до места эксплуатации.

    По информации на 2024–2025 годы, стоимость самосвала БелАЗ-75710 в рублях может превысить 1 млрд.

    ◦ Назад к содержанию ◬

    В каких условиях ему приходится работать

    БелАЗ-75710 активно используется в различных отраслях, связанных со строительством и добычей. Вот несколько примеров:

    ✔Добыча угля в Кузбассе. Здесь самосвалы работают в условиях резких перепадов температур: от –50°C зимой до +40°C летом.

    ✔В Якутии, на алмазных месторождениях компании «АЛРОСА», БелАЗ-75710 транспортирует кимберлитовую породу. Температура зимой здесь опускается до –60°C, но система предпускового подогрева двигателя и морозоустойчивые материалы обеспечивают бесперебойную работу.

    ◦ Назад к содержанию ◬

    Существуют ли аналоги БелАЗ-75710

    Caterpillar CAT 797F. По данным на 2023 год, стоимость составляла примерно 5 000 000 долларов США

    Если кратко — прямых аналогов, которые обладают точно такими же характеристиками, нет. Обосновано это тем, что производство требует колоссальных инвестиций как в саму разработку, так не в последнюю очередь транспортировку до объекта. Однако попытки конкуренции все же присутствуют.

    Американская компания Caterpillar выпускает модель 797F, способную перевозить 363 тонны груза. Этот самосвал оснащен мощным двигателем Cat C175-20 и пользуется большой популярностью на карьерах по всему миру благодаря своей надежности.

    На апрель 2025 года стоимость Komatsu 960E-1 составляет до 4 700 000 рублей.

    Японская компания Komatsu также предлагает свою версию гиганта — модель 960E-1. Она может перевозить до 327 тонн. Гибридная модификация 960E-1K дополнительно оснащена системой рекуперации энергии, что позволяет снизить расход топлива и выбросы. Это особенно важно в условиях строгих экологических норм.

    Грузоподъемность ниже, зато экологично.

    Кстати об экологии. В 2022 году представлен опытный образец БелАЗ-7531E грузоподъёмностью 120 тонн, который работает на аккумуляторных батареях. Машина оснащена системой рекуперации энергии, которая позволяет пополнять запас энергии при торможении на спусках. У самосвала нулевой уровень выбросов отработавших газов в атмосферу.

    ◦ Назад к содержанию ◬

    БелАЗ-75710 — это больше чем машина

    БелАЗ — символ инженерной мысли, преодолевающей границы возможного. Его создание требует не только высоких технологий, но и человеческого упорства.

    Главный конструктор завода, Павел Маринин, говорит что когда они проектируют новый самосвал, то вся команда думает не о тоннах стали, а о том, как облегчить труд людей в карьерах. Это главная миссия.

    Эта статья — лишь краткий экскурс в мир индустриальных гигантов. БелАЗ продолжает удивлять: в планах завода — создание полностью беспилотных самосвалов, управляемых искусственным интеллектом. И кто знает, возможно, через десятилетие эти монстры автопрома будут колесить по карьерам Марса.

    С этой мыслью вас и оставляю. Хорошего дня!

    ◦ Назад к содержанию ◬

    1
    1
    Что-то пошло не так
    20
    undefined
    iPhones.ru
    История БелАЗа началась в 1948 году в городе Жодино (Беларусь), когда на базе ремонтных мастерских был основан завод для производства сельскохозяйственной техники. Однако уже в 1950-х годах предприятие переориентировалось на создание карьерных самосвалов. Первая модель БелАЗ-525, грузоподъёмностью 25 тонн, выпущенная в 1958 году, стала символом индустриальной мощи СССР. Сегодня эти огромные карьерные самосвалы трудятся в...

    Войди и оставь комментарий

    Или войди с помощью

    <- Назад Забыли пароль? Войти
    Котик
    Котик
    Котик
    Котик
    Котик
    Котик
    Котик
    Котик
    Котик
    Котик
    Котик
    Котик
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер
    Мем стикер

    Какие правила в комментариях
    1. Йода avatar
      Йода 1 июня в 10:43
      8

      С ценами полная неразбериха. Белаз – ярд, Кат – 400 млн, Коматсу – 4,7 млн рублей.

      9h5p9ctk7c avatar
      9h5p9ctk7c1 июня в 11:50
      5

      что тут не понятного, как и все отечественное стоит конских денег, поэтому почти нигде кроме россии не испльзуется.

      Moran avatar
      Moran1 июня в 13:24
      5

      Потому что цена неверная. Автор ее с потолка взял. Но ты уже излился на все отечественное. Молодец))

      9h5p9ctk7c avatar
      9h5p9ctk7c1 июня в 20:18
      7

      а что тут изливать, если из 100 отечественных товаров 98 говно за оверпрайс. или пыль патриотизма глаза застила?

      Moran avatar
      Moran1 июня в 13:27
      3

      Потому что за белаз указали топ цену за топ модель, с дальней транспортировкой и сборкой у заказчика. А все остальные – нет.
      А с коматсу вообще опечатка или цена из головы. По каталогам за коматсу хотят лям долларов.

      Войди на сайт, чтобы ответить
      Ответить
    2. Vanenz0 avatar
      Vanenz0 1 июня в 11:31
      4

      Проектирование в 3дмаксе АХХАХАХА

      Dozer avatar
      Dozer1 июня в 16:30
      1

      Я тоже посмеялся

      Войди на сайт, чтобы ответить
      Ответить
    3. D
      Daniel Chitroj🏴
      1 июня в 11:42
      5

      Огромный– уже превосходная степень, она не требует местоимений в дополнение. Либо «Самый большой», либо «огромный». Это как написать «более лучше»…

      Войди на сайт, чтобы ответить
      Ответить
    4. ForrestGamp avatar
      ForrestGamp 1 июня в 11:52
      2

      Прочитал “король курьеров”.

      aaga avatar
      aaga1 июня в 23:33
      0

      весь порошок мира может везти. курьеры ныряют в кузов, берут, сколько оплатили. вот и король

      Войди на сайт, чтобы ответить
      Ответить
    5. D
      Dmitrii
      1 июня в 12:23
      0

      Вот такая картинка позволяет оценить размеры по сравнению с камазом)

      Войди на сайт, чтобы ответить
      Ответить
    6. Kislij avatar
      Kislij 1 июня в 12:42
      2

      Молодцы, быть в ТОПе в отрасли – не простой путь

      Войди на сайт, чтобы ответить
      Ответить
    Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

    Нашли орфографическую ошибку в новости?

    Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.