Войти

Или войди с помощью

Держат в воздухе 50 тонн металла! Как работают авиадвигатели у пассажирского самолета, что там внутри

Дмитрий Борисов avatar |
/

Полёт на самолёте для многих выглядит скучной тратой времени. Сидишь себе в кресле, ешь, читаешь или спишь, потом выходишь за тысячи километров в какой-нибудь другой стране.

Мы не задумываемся о том, как именно самолёт переносит нас из одной точки в другую, и очень даже зря. Потому что устройство двигателей, монотонный гул которых слышен весь полёт, достойно отдельного рассказа.

Начиная с того, что эти двигатели изобрели в нашей стране, заканчивая принципом их работы по пунктам – читайте ниже. Будете знать сами и сможете детям рассказать при случае.

Кратко

Кто придумал двигатель для пассажирского самолёта

Архип Михайлович Люлька — выдающийся советский учёный и конструктор, специалист в области авиационных двигателей.

Вся современная авиация строится на работе ТРД – Турбореактивный двигатель. Но чтобы в дальнейшем не перегружать вас терминологией, я буду называть его либо Авиационный Двигатель, либо АД.

Знаете ли вы, что первый прототип авиационного двигателя для пассажирских самолётов был создан советским инженером?

Турбореактивный двигатель АЛ-7Ф. Сердце советской авиации.

Архип Люлька, выдающийся советский конструктор, по праву считается «отцом» современных двигателей для транспортных и пассажирских самолётов. В 1941 году он получил патент на изобретение уникального турбореактивного двухконтурного двигателя.

Однако, из-за начавшейся Великой Отечественной войны, он не смог воплотить свою идею в жизнь и построить прототип установки.

Ил-62 — это первый советский дальнемагистральный пассажирский самолёт первого класса, предназначенный для полётов на межконтинентальные расстояния. Он был разработан под руководством Сергея Владимировича Ильюшина и оснащён авиационным двигателем, созданным по патенту Архипа Люльки.

К проекту вернулись только в 1947 году. Под руководством Архипа Михайловича в феврале того же года был создан первый советский авиационный двигатель (АД) для пассажирской и грузовой авиации.

Это устройство успешно прошло государственные испытания и было запущено в производство.

◦ Назад к содержанию ◬

Самые популярные самолеты современности

Итак, мы узнали, кто стоял у истоков создания современных авиационных двигателей. Сейчас давайте рассмотрим наиболее известные виды современных двигателей на примере самых знаменитых самолётов мира.

Boeing 737 MAX — это самолёт, который может перевозить до 186 пассажиров на расстояние до 6500 километров.

📍 Boeing 737 MAX — один из самых массовых самолётов в истории авиации, наравне с авиалайнерами Airbus. Он был выпущен в 2010 году и оснащён двумя двигателями CFM International LEAP-1B. Эти двигатели обеспечивают самолёту высокую экономичность и надёжность.

За счет использования двигателей CFM International LEAP-1B максимальная скорость самолета составляет 910 км/ч, а крейсерская скорость — 835 км/ч.

📍 Ту-204/214 — это среднемагистральный, узкофюзеляжный пассажирский самолёт, разработанный в конце 80-х — начале 90-х годов в конструкторском бюро Туполева.


В отличие от своего предшественника, Ту-214 обладает повышенной экономичностью, комфортом и высоким уровнем безопасности.

Он был создан для замены Ту-154 на авиалиниях и может перевозить до 210 пассажиров на расстояние до 4500 километров. Самолёты этой модели оснащаются современными двигателями ПС-90А.

ПС-90А обладает высокой степенью сжатия, что позволяет ему эффективно работать на больших высотах и скоростях. Этот двигатель является самым надёжным и популярным в России.

На данный момент существует 12 модификаций и вариантов компоновки этого самолёта.

Среди них есть Ту-204-300 «Салон» — модификация, разработанная для Министерства внутренних дел Российской Федерации.

◦ Назад к содержанию ◬

Как работает авиационный двигатель


Авиационный двигатель на самолете Boeing 777-300.

Кстати, фраза «пламенный мотор» в «Марше авиаторов» — это не просто красивая метафора. Внутри авиационного двигателя действительно бушует пламя и царят огромные температуры. То, что вы видите под крылом самолёта, — это не турбина, а именно авиационный двигатель. А турбина — это одна из его составляющих.

Авиационный двигатель – это агрегат силовой установки летательного аппарата, который служит для создания потенциальной энергии и трансформации её в кинетическую энергию движения летательного аппарата (самолёт, вертолёт, крылатая ракета, дирижабль и т. п.).

На самом деле, всё гораздо проще, чем кажется. Работа авиационного двигателя (далее АД) состоит из нескольких этапов, и для начала взгляните на рисунок ниже.


Так выглядит АД современных пассажирских самолетов «в разрезе».

Теперь, зная как он выглядит, посмотрим на основные этапы работы АД от старта до взлета:

✔️ Воздух поступает в двигатель через воздухозаборник. Затем он проходит через компрессор, где его давление и плотность увеличиваются благодаря специальным лопаткам.

✔️ Сжатый воздух направляется в камеру сгорания, где смешивается с топливом и воспламеняется. В результате образуется высокотемпературный газ под высоким давлением.

✔️ Горячие газы из камеры сгорания проходят через турбину, где их энергия передаётся лопастям, заставляя их вращаться.


Запуск двигателя самолёта может занимать от 30 до 120 секунд.

✔️ После этого газы, которые уже потеряли часть своей энергии, проходят через сопло. Сопло имеет форму, которая позволяет газам ускоряться, создавая реактивную тягу.

✔️ Согласно третьему закону Ньютона, выталкивание газовой струи назад создаёт такую же по величине, но противоположно направленную тягу, которая двигает самолёт вперёд.

◦ Назад к содержанию ◬

Сколько топлива потребляет современный авиадвигатель

Авиационный бензин марки Avgas-100LL представляет собой этилированное топливо, специально разработанное для использования в авиационных двигателях.

При обсуждении принципов работы авиационных двигателей нельзя не упомянуть вопрос о топливе. Гражданские самолёты используют специальное авиационное топливо.

Расход топлива является одной из важнейших технических характеристик летательного аппарата: чем меньше расход, тем ниже финансовые затраты и эффективнее эксплуатация.

«Лайнер мечты» Boeing 787-10 Dreamliner расходует 5700 килограммов топлива за час полёта.

В последние десятилетия современные гражданские самолёты используют авиационный бензин. Расход топлива зависит от множества факторов: от веса самолёта без груза до условий полёта и погоды.

Единицей расчета принято считать килограмм топлива на час полета.

Например, самолет Ил-96-400М в среднем расходует 7977 килограмм топлива на час полета.

Заправка самолёта обычно происходит в аэропорту сразу после посадки. Есть и другой, менее распространённый способ — дозаправка в воздухе.

Этот метод используют, когда нужно срочно пополнить запасы топлива, но нет возможности посадить самолёт.

Пример заправки в воздухе.

Заправка самолёта во время полёта — это сложная процедура, которая требует от пилотов большого мастерства и опыта.

Для заправки оба летательных аппарата сближаются на расстояние до 20 метров друг от друга и соединяются специальными шлангами. Максимальное время такой стыковки составляет 45 минут

◦ Назад к содержанию ◬

Как тестируют двигатели пассажирских самолетов

Нетривиальный процесс проверки двигателя на прочность.

Безопасность полётов, особенно в сложных погодных условиях, напрямую зависит от надёжности работы авиационных двигателей. Перед тем как установить двигатель на самолёт, его подвергают тщательным испытаниям на прочность.

Одной из проблем, которые могут привести к авариям, является обледенение элементов двигателя во время полёта. Это происходит, когда самолёт поднимается на высоту до 5000 метров и попадает в холодное облако с высокой влажностью. Поэтому очень важно знать, что двигатель выдержит обледенение.

Испытания на обледенение двигателя проводятся в специальной установке, которая оборудована морозильной камерой и системой для подмешивания водяного аэрозоля в воздушный поток, поступающий к двигателю.

Самолёт обрабатывают с помощью ледяного дождя, затем резко увеличивают обороты двигателя и проводят проверку на наличие повреждений.

Помимо «испытаний льдом», существует также тест на устойчивость двигателя к столкновению с птицей. Птица может попасть в двигатель самолёта и вывести его из строя. Однако для современных самолётов это не является критичной проблемой, так как они могут продолжать полёт, совершать посадку и даже взлёт с одним двигателем.

Тем не менее, птицы часто летают стаями, и в таком случае могут пострадать сразу все двигатели. Именно поэтому двигатель нужно протестировать на устойчивость перед столкновением с птицами.

Испытания проводятся на специальном стенде с использованием пушки. Процесс не из приятных: по двигателю производится выстрел птицей. Важно отметить, что птица должна быть живой ещё за полчаса до начала испытаний.

И напоследок — интересный факт. Вы знали, что самый большой и мощный авиационный двигатель в мире был разработан компанией, которая производит премиальные автомобили? Речь идёт о Rolls-Royce UltraFan.

wp-image-1269588wp-image-1269589

Этот двигатель обладает мощностью в 85 800 лошадиных сил и способен создавать тягу до 50 тонн. Ему не страшны попадания птиц и экстремальные погодные условия.

Устанавливать такие двигатели на самолёты Rolls-Royce планирует уже в ближайшие годы.

Заключение

Цель этой статьи — простым языком объяснить, как работает авиационный двигатель, и ответить на вопрос: «Что нужно для того, чтобы самолёт взлетел?» Я надеюсь, мне это удалось.

Часто ли вы летаете на самолётах? Расскажите в комментариях. Желаю вам отличного дня!

15
undefined
iPhones.ru
Полёт на самолёте для многих выглядит скучной тратой времени. Сидишь себе в кресле, ешь, читаешь или спишь, потом выходишь за тысячи километров в какой-нибудь другой стране. Мы не задумываемся о том, как именно самолёт переносит нас из одной точки в другую, и очень даже зря. Потому что устройство двигателей, монотонный гул которых слышен весь полёт,...

Войди и оставь комментарий

Или войди с помощью

<- Назад Забыли пароль? Войти
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Котик
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер
Мем стикер

Какие правила в комментариях
  1. flint avatar
    flint 27 июля 2024
    15

    Двигатели не держат в воздухе) двигатели толкают вперед) держат крылья 🤪

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  2. mlserg avatar
    mlserg 27 июля 2024
    10

    Внутри евреи

    Ilja Grübel avatar
    Ilja Grübel27 июля 2024
    3

    @mlserg, так не нашли вроде?

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  3. witaliii avatar
    witaliii 27 июля 2024
    7

    Какой бензин??????????? Это один из результатов ЕГ. Керосин (!) самый обычный керосин. Его температура горения настолько высока, что прогорает любой метал в камере сгорания. И чтобы этого не происходило между факелом горящего керосина и стенками камеры создаётся воздушный зазор.

    veb74 avatar
    veb741 августа 2024
    0

    @witaliii, не обращайте внимания. Он на ютубе учится.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  4. plodozhor avatar
    plodozhor 27 июля 2024
    2

    Что внутри турбовентиляторного двигателя – пытались найти ответ дагестанские любознательные студенты, но так ничего и не нашли

    (:

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  5. Toprider avatar
    Toprider 27 июля 2024
    4

    Ну конечно же, всё впервые всегда изобретали в совке, но как всегда с патентом не складывалось. ((( Автор википедию открой про изобретателей ТРД :)

    Йода avatar
    Йода27 июля 2024
    3

    @Toprider, Ради интереса открыл Вики. Там написано: “В 1909 году русский изобретатель Н. В. Герасимов запатентовал схему газотурбинного двигателя для создания реактивной тяги (турбореактивного двигателя)”.
    Я никогда не беру за основу Вики, поскольку сам писал статьи туда (да, я редактор Вики, но давно этого не делал) и знаю, что написать можно что-угодно и кому угодно. И факты оттуда брать стану в последнюю очередь.
    Просто потому что у нее нет автора и за фейки никто не отвечает.
    Так что, обратитесь к какому-нибудь более авторитетному источнику, а лучше к нескольким, которые подтверждают информацию друг друга.
    А то, даже авторство “Периодической системы химических элементов” в иностранных источниках не указывается, а про самого Дмитрия Ивановича многие вовсе не знают :)

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  6. iRomaroma avatar
    iRomaroma 27 июля 2024
    8

    Двигатели не держат самолет в воздухе, они создают тягу, которая влияет на аэродинамическое качество и, соответственно, подъемную силу. Самолет с двигателями но без крыльев летать может только сверху вниз.
    Да, и компания Роллс-Ройс, производящая авиадвигатели уже больше 53 лет не имеет никакого отношения к компании Роллс-Ройс, производящую автомобили.

    mixei4 avatar
    mixei429 июля 2024
    0

    @iRomaroma, Да, но ракета с двигателями и без крыльев вполне может лететь вверх и в сторону..

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  7. _OSha_ avatar
    _OSha_ 27 июля 2024
    5

    Реферат школьника или убогий ИИ, а не статья (как впрочем и про банкоматы).
    Куча фактических ошибок.

    id774684891 avatar
    id77468489128 июля 2024
    0

    @_OSha_, напиши свою ))

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.