Авиация – перспективное направление развития военной техники. Многие страны имеют на вооружении истребители и многоцелевые военные самолеты. Специалисты разделяют эту технику на поколения и оценивают военный потенциал ВВС, исходя из количества и класса имеющихся самолетов.
Сейчас разберемся в поколениях военных истребителей и посмотрим, кто лидирует по производству такого вооружения, а кто может вступить в гонку в ближайшее время.
Кратко
Что означают поколения истребителей
Боевые самолеты разных производителей, которые схожи по многим характеристикам, принято объединять в группы или поколения. Никакой официальной градации не существует и каждый производитель может по-своему разделять эти модели.
Для удобства аналитики делят реактивные истребители на такие поколения:

✈️ Первое поколение. Самолеты конца 1940-х – начала 1950-х годов выпуска. Первые модели на реактивной тяге, отличаются стреловидной формой крыла и дозвуковой скоростью. Основное вооружение – авиационные пушки, пулеметы и неуправляемые ракеты.
Советские представители этого поколения: МиГ-15, МиГ-17 и Як-25. В США это F-3 Demon, F-84F Thunderstreak и F-86 Sabre.

✈️ Второе поколение. Самолеты 1950-60-х годов выпуска. Модели оснащались турбореактивными двигателями и развивали сверхзвуковую скорость в режиме форсажа непродолжительное время. Вооружение, управляемые или самонаводящиеся ракеты.
Советские представители этого поколения: МиГ-19, Су-7, Су-9, Су-15. В США: F-100 Super Sabre, F-101 Voodoo, F-104 Starfighter, F-106 Delta Dart.

✈️ Третье поколение. Модели, выпускавшиеся с 1960-х по 1980-е годы. Скорость достигает 2 Маха (примерно в 2 раза больше скорости звука) благодаря турбореактивным двигателям нового поколения. Вооружение – ракеты средней и большой дальности.
Советские представители этого поколения: МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, Су-17. У США: F-4 Phantom II, Northrop F-5.

✈️ Четвертое поколение. Модели военных самолетов, которые создавались с 1980-х по 2010-е годы. Они отличались улучшенной маневренностью, интегральной аэродинамической схемой крыла, двухконтурными турбореактивными двигателями. Скорость составляет 2 Маха и выше.
Советские и российские представители: Су-27, МиГ-29, Су-30, Су-33. В США: F-14 Tomcat, F-15 Eagle, F-16 Fighting Falcon, F/A-18 Hornet.

✈️ Пятое поколение. Истребители, которые разрабатывают и выпускают с конца XX-века и до текущего времени. В них применяют технологии уменьшения заметности и более современную авионику. Большая часть полета может происходить на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа.
Российские представители: Су-57, Су-75. У США: F-22 Raptor и F-35 Lightning II.

✈️ Шестое поколение. Это грядущее поколение истребителей, которые могут появиться на вооружении в ближайшее десятилетие. Разработки таких моделей ведут некоторые страны, но о серийном производстве говорить пока рано.
Скорее всего, модели 6-го поколения будут летать на гиперзвуковых скоростях (в несколько раз превосходить скорость звука), получать более современные системы навигации и вооружение.
В России разрабатывается модель МиГ-41, которая на данный момент находится на стадии опытно-конструкторских работ. Истребитель может открыть 6-е поколение.
Страны с большим военным бюджетом содержат на вооружении в основном истребители 4-го поколения и постепенно перевооружаются на 5-е поколение военных самолетов. О нем и поговорим ниже.
Какие требования к истребителям 5-го поколения

Чтобы военный самолет считался истребителем 5-го поколения, он должен удовлетворять большинству требований:
▶ Способность вести обстрел на сверхзвуковой скорости.
▶ Возможность вести обстрел нескольких целей одновременно.
▶ Сильное уменьшение заметности самолета в инфракрасном и радиолокационном диапазонах.

▶ Полет на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа.
▶ Высокая маневренность на больших скоростях.
▶ Большая максимальная высота полета.
▶ Наличие активных систем защиты от ракет.
▶ Высокий уровень автоматизации систем.
Набор требований формальный, никто четко не выдвигает его к самолетам и не проверяет наличие всех пунктов. Скорее наоборот, когда сформировалась группа самолетов со схожими параметрами, их выделили, как отличительные черты моделей 5-го поколения.
Какие истребители 5-го поколения существуют
Указанным выше требованиям на данный момент соответствуют всего 4 модели истребителей.



Многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57. Источник
✈️ Су-57 (Россия). Многоцелевой истребитель, который совершил первый полет в 2010 году.


Многофункциональный истребитель пятого поколения F-22 Raptor
✈️ F-22 Raptor (США). Малозаметный многоцелевой истребитель, который стоит на вооружении с конца 1990-х годов.


Многофункциональный истребитель пятого поколения F-35 Lightning II
✈️ F-35 Lightning II (США). Многофункциональный истребитель, который выпускается в трех модификациях и летает с 2006 года.


Многофункциональный истребитель пятого поколения Chengdu J-20
✈️ Chengdu J-20 (Китай). Тяжелый или многофункциональный истребитель, который используется с 2017 года.
Кроме этого существуют: Су-75 (Россия), J-31 (Китай), X-2 Shinshin (Япония), TF-X KAAN (Турция). Это разработки, которые находятся на разных стадиях готовности, но еще не приняты на вооружение.
Кроме этого известно, что истребители 5-го поколения разрабатывают в Индии (HAL AMCA), Южной Корее (KAI KF-X), Иране (IAIO Qaher-313) и Швеции (Flygsystem 2020).
Сколько истребителей 5-го поколения есть у разных стран

Многие характеристики военной техники и ее количество засекречены. Некоторые аналитики собирают информацию из разных источников и делают предположение о вооружении разных стран. Портал MilitaryWatchMagazine собрал данные и выдвинул свое предположение.
▸ F-22 Raptor (США) начали активно производить с 2005 года. С того времени было поставлено на вооружение почти 200 подобных истребителей.
▸ F-35 Lightning II (США). Если сравнивать модель с другими истребителями, заметно что она уступает в максимальной скорости, предельной высоте полета и снаряженной массе. Сам самолет немного компактнее одноклассников и дешевле в производстве. Он подходит для большинства задач ВВС США и его активно ставят на вооружение. По разным оценкам, американцы выпустили около 1000 таких истребителей.
▸ Су-57 (Россия) разрабатывался позднее американских аналогов. Первый испытательный полет состоялся в 2010 году, это на 13 лет позднее, чем начал летать F-22. На вооружении ВКС России истребитель 5-го поколения Су-57 состоит лишь 2 года. За это время произведено 22 серийных модели и еще около 10 самолетов имеют статус испытательных.
▸ Chengdu J-20 (Китай) начали испытывать в 2011 году, а на вооружение взяли в 2017 году. С того времени воздушные силы Китая получили около 250 моделей.
Из истребителей 5-го поколения только F-35 экспортируется в другие страны. Разные модификации этого самолета поставляются в Великобританию, Австралию, Канаду, Германию, Норвегию, и некоторые другие страны. Израиль уже подписал договор о покупке 25 истребителей F35, но поставки самолетов начнутся лишь в 2028 году.
◦ Назад к содержанию ◬

“ Истребители 5-го поколения пока не экспортирует в другие страны ни один производитель.”
Это не так. По официальным данным в ВВС Израиля есть уже 39 самолетов F35i (Adir) и было объявлено, что подписанны договора о закупке дополнительных самолетов.
@iPhoneIL, этот сошел с дистанции из-за дороговизны. Их и для США произведено около пары сотен всего. Сколько весит самолет — столько «тонн золота он стоит». Потому из двух выбрали не его на вооружение принять
@obozrevatel,
Каким образом он сошел с дистанции? F-35i это F-35A с уникальными израильскими модификациями.
Кроме Израиля (F-35I), F35 на вооружении Австралии, Италии (F-35Aи F-35В), Японии (F-35A и F-35В), Норвегии (F-35A) и Голландии (F-35A )
@kostik, если я дал своему псу поиграться с тапком, то мой тапок не становится его.
@airserg, Что у вас в башке? Норвегия или Голландия это псы США? Что вы курите, только честно?
@MagicApple, Все кому США продает оружие – союзники США, ака его псы. Что не так?
@MagicApple, ухты…а что, есть еще люди кто в этом сомневаются? Естественно, это образное сравнение. Но по факту, что им США по ключевым вопросам разрешает делать, то они и делают. Безусловно, они не указывают им все, но по самым важным вопросам, которые влияют на жизнь самой страны в долгую – это исключительно воля США. Да, мне кажется, с этим то и спорить никто не будет.
@kostik, Истребители F-35 в разных модификациях в настоящее время находятся на вооружении 10 стран и налетали уже более 889000 часов. В общей сложности 19 стран заказали себе самолеты данного типа, в том числе Финляндия, Польша, Германия.
Россия и Китай не производят истребители пятого поколения.
@isnvfx, Что значит не производят? Су-57 в серии.
@FiLunder_7, Су-57 это не истребитель 5-го поколения. Это поколение 4+.
В «серии» штучного производства ))
@isnvfx, Су-57 удовлетворяет всем требованиям 5-ого поколения, и даже чуть превосходят. Можно сказать это 5+. А 4++ Это Су-35С
@isnvfx, хм, с чего вы взяли, что Россия и Китай не производят самолеты 5ого поколения? Даже представить не могу ваш ответ. Потому что Пентагон не дал своего разрешения? :))
@Tilk, Потому что у России и Китая нет технологии что бы создать истребитель 5-го поколения.
@isnvfx, В вашем волшебном мире – возможно. В реальности могут и создают. В критериях 5-ого поколения нет чего-то особо сверхъестественного. Если уж на то пошло то это как раз Ф-35 не соответствует критерию сверхманевренности на малых скоростях.
@Tilk, патамуша на древних радарах светятся как новогодние ёлки, эпр в десятки раз больше чем у ф22 и ещё больше чем у ф35, патамуша нет систем поддержки принятия решений, патамуша даже сетецентричности нету, которая у загнивающего запада с 80-х, дальше продолжать?
@Vanenz0, Су-57 не светится. У него ЭПР хоть и больше чем у Американских, но все еще достаточно низкая для 5-ого поколения. А вот у Ф-35 нет управляемого вектора тяги, что является так же критерием 5-ого поколения. Точнее вектор тяги у него отклоняется но только для вертикального взлета/посадки а не для повышения маневренности.
Извиняюсь, не радаром а ракетой комплекса. Радаром только пэтриоты сбивают кинжалы.
А сербы долгое время шутливо извинялись – «Мы не знали, что он был невидимый».
@obozrevatel, Каким образом он сошел с дистанции? F-35i это F-35A с уникальными израильскими модификациями.