Ежедневно стриминговые сервисы вроде Apple Music, Spotify, Deezer и Google Music пополняются все новыми и новыми треками. И наверняка, если у вас есть музыкальный слух и чувство ритма, вы не раз задавали себе вопрос — а могу ли я попасть в такие сервисы?
Ответ утвердительный — можете. Но для этого вам понадобиться написать пару-тройку собственных композиций, а в идеале — альбом.
Почасовая аренда студий звукозаписи — недешевое удовольствие. К тому же, у начинающего музыканта уходит намного больше времени во время сочинительства песни. То аккорд переписать решил, то гитарный рифф не устраивает.
Взвесив все «за» и «против», задумываешься о построении собственной звукозаписывающей студии у себя дома. С минимальным набором начинающего звукрежа мы и ознакомим вас в данном материале.
Примечание: Материал ориентирован на новичков и пользователей, которые делают первые шаги в звукозаписи. Профессиональное оборудование – вопрос не одной тысячи долларов, а нас интересует вариант «дешево и сердито».
Итак, что нужно для домашней студии звукозаписи.
Начните с компьютера или ноутбука
Время аналоговой записи — это, скорее, эксклюзивная прихоть распиаренных коллективов. Для них подготовлен винил, ансамблевая запись, и стоит это все очень дорого. Традиционным же рынком, рассчитанным на рядового потребителя, сейчас заправляет цифра, поэтому без ноутбука или компьютера в звукозаписи никак.
Выбирая десктопник, вы можете получить потенциально бОльшую производительность всей системы. Недостаток же персонального компьютера — необходимость дополнительной звукоизоляции, поскольку кулер от блока питания, видеокарты и процессора создают дополнительный фоновый шум, крайне нежелательный при звукозаписи.
Усилитель нужен не только в студии звукозаписи. Прокачать топовые наушники поможет FiiO E10K. В этой модели портативного усилителя инженеры сделали все возможное, чтобы звучание стало максимально естественным: оптимизровали фильтр низких частот, переработали схему усиления баса, снизили уровень искажений и шума.
Вместо Wolfson WM8740 производитель установил более лояльный к задержкам ЦАП PCM5102 от Texas Instruments, а «сердцем» усилителя стал чип LMH6643, пришедший на смену AD8397
К тому же, подключение периферийного оборудования на macOS намного легче такого в среде Windows.
Нужна звуковая карта
Теоретически многие начинающие диджеи свои первые треки создавали исключительно с помощью ноутбука, не используя дополнительного оборудования.
Но если вы планируете записывать гитары, вокал, партии клавишных и ударных, без звуковой карты не обойтись.
Выбрать можно недорогой вариант звуковой USB-карты. Обращайте внимание на:
- наличие портов MIDI In (для подключения клавиатуры);
- количество портов типа «джек» (на первое время достаточно двух);
- количество портов типа XLR для подключения микрофона. В компактных звуковых картах этот порт, как правило, спарен с «джеком». На первое время будет достаточно хотя бы одного такого порта.
Встроенный ламповый каскад предусилителя, фантомное питание — все это будет позже. Не спешите тратить деньги.
Ищем MIDI-клавиатуру
Домашняя студия, само собой, подразумевает экономию пространства. Вряд ли вы будете морально готовы раскошелиться на полноценную ударную установку. Да и для записи партии ударных нужно, как минимум, освоить простейшие ритмические рисунки и научиться «стучать».
Именно поэтому ударные может заменить MIDI-клавиатура. Вообще она может заменить практически любой акустический инструмент – количество и качество плагинов сегодня попросту поражает воображение.
Выбирая клавиатуру, ориентируйтесь на собственный бюджет и габариты рабочего места. На рынке представлены как полноценные 88-клавишные варианты, так и более компактные на 25, 32 или 49 клавиш.
Желательно наличие слайдера (качельки, позволяющей транспонировать ноту во время записи) для возможности записи более «живых» партий. Если вы не профессиональный пианист, на первое время вполне можно отказаться от молоточковой механики.
Какой взять монитор и наушники
Все, что вы запишете, нужно на чем-то слушать. Для домашней студии придется раскошелится на два источника звука:
- звуковые мониторы – по сути, колонки, которые воспроизводят музыку без характерных для потребительской акустики «украшательств», т.е. в первозданном виде.
- наушники закрытого типа – для более тонкого сведения композиций и работы в ночное время суток.
Оценивать собственные треки нужно в самых разных типах наушников. В трехдрайверных гибридах FiiO F9 вы сможете легко расслышать все недочеты сведения трека, а широкий диапазон воспроизводимых частот подскажет, как сделать композицию еще интереснее.
FiiO F9 отличаются от конкурентов богатой комплектацией: несколько пар амбушюров, компактный кейс и все необходимые кабели, включая балансный с 2,5-миллиметровым штекером.
Первое время, вместо мониторов, можно ограничиться и недорогими колонками «из Ашана», но учтите, что качество микширования ваших композиций в таком случае будет уверенно стремится к посредственному.
Куда без микрофона?
А лучше сразу два: динамический и конденсаторный. В конце концов, петь то вы собираетесь?
- Конденсаторный микрофон – используется для записи вокала и акустических инструментов. От динамического отличается более широким охватом частотного спектра.
- Динамический микрофон – идеально подойдет для громкого драйвового вокала, источников звука с повышенной амплитудой.
Говоря простым языком, конденсаторный микрофон намного чувствительнее динамического. Например, он способен улавливать работу стиральной машинки в соседней комнате, чего не умеет динамический.
Но из-за чрезмерной чувствительности и хрупкости конденсаторный микрофон не всегда актуален при записи гроул-вокала или ударной установки.
В любом случае, в арсенале домашней студии лучше иметь сразу оба типа микрофонов.
Обязательна звукоизоляция
Да, вы не ослышались. У всех, окружающих вас предметов, есть свой звук. И у вашей комнаты тоже. Для того, чтобы гул и эхо от комнаты не влияли на качество звука, используются звукоизоляционные панели.
Через несколько лет вы, наверняка, примете решение о необходимости апгрейда аппаратной части вашей студии. А теперь представьте, что прокачать можно даже портативный аудиоплеер. Конструкция аудиофильского плеера FiiO X7 II предусматривает самостоятельную замену усилителя.
Взяв свежие микросхемы OPA1622 от Texas Instruments и пересмотрев балансную схему подключения, у FiiO получился отличный апгрейд-сет в виде усилителя AM3 . Для тех, кому не терпится познакомиться с балансным подключением, это одно из лучших вложений.
В идеале, чем больше таких панелей, тем лучше. Оклейте ими помещение на уровне стойки конденсаторного микрофона и напротив рабочего места, где установлены мониторы.
Со звукоизоляционными панелями качество записи и сведения дорожек значительно возрастет. К тому же, вы будете тратить значительно меньше времени на обработку звука и удаление нежелательных шумов.
И гитары тоже нужны
Покупка гитар (да, их нужно несколько) зависит от уровня вашего знакомства с этим инструментом. Если вы планируете серьезно заниматься звукозаписью, научиться играть на шестиструнке и басе — ваша прямая обязанность.
Для домашней студии необходимо иметь в арсенале три гитары:
- акустическая;
- электро ритм-гитара (ее же можно использовать и в качестве соло);
- электро бас-гитара.
Да, партию гитар можно прописать и с помощью MIDI-клавиатуры, но иногда намного проще это сделать с помощью «аналогового» инструмента.
Есть еще мелочи
Студия звукозаписи — вещь очень разноплановая. У каждого звукорежиссера свой «джентельменский набор» инструментов, аппаратуры и всевозможных примочек.
Как для начинающего режиссера, помимо вышеназванных пунктов подумайте о приобретении:
- Набора XLR и «джек» кабелей различной длины. Иметь в арсенале хотя бы парочку дополнительных шнурков уж точно не помешает.
- Комбо-усилителя для записи акустических инструментов.
- Пары микрофонных стоек.
- Подножки для гитариста.
- Стоек для гитар.
- Микшера для подключения большого количества инструментов.
- Внешнего жесткого диска для хранения исходников проектов.
- Второй (третий) монитор.
Продолжать список можно бесконечно долго, ведь в студию звукозаписи можно вкладывать и вкладывать. Вопрос лишь в том, какого уровня хотите добиться вы. Да и не стоит забывать, что качество музыки зависит не от аппаратуры, а от таланта исполнителя.
18 комментариев
Форум →В общей сложности, чтобы сделать что-то приличное дома, мне потребовалось 16 лет и около трех сотен тысяч долларов. Но после этого я все равно, переехал в съемное помещение, т.к. с такими низкими потолками ничего действительно серьезного записывать нельзя.
@fimoz, 16 лет, это конечно твое личное дело, но 300к долларов для домашней студии это конечно лютый пиз.ёж) Я бы прошел мимо, если бы не “что-то приличное”. Это особенно смешит.
@Frespot, не понятно что смешного в отметке 300000$. Вы думаете это нереально? Или люди, которые серьёзно занимаются звуком не могут заходить на iphones.ru? Ваш комментарий куда смешнее.
@ibananov2013, 300к зелени не большие деньги в мире продакшена. Вот если бы ты разбирался в ценах студийного оборудования, то не писал бы свой абсолютно не уместный комментарий. Домашняя студия не подразумевает коммерческий подход к делу, соответственно о промышленных масштабах речи и быть не может. А записывать звук, обрабатывать его разными железяками, сводить, мастерить, выводить и т.д много денег не нужно. Я не сторонник софтверных решений, но сейчас все нужды, а тем более “домашних студий” решаются программным путем, и если в тебе есть талант звукорежиссера, то разница между А и Б стирается бескомпромиссно. Конечно, можно всадить и лям в любое дело, но это уже безрассудство, и к реальности оно мало имеет отношение. Музыка и видеосъемка – мое хобби. Имею домашнюю студию звукозаписи и парк оборудования для видеосъемки. Кстати, видео намного затратней чем аудио, и даже если в нём, купить все для проф съемки, денег столько не потратить. Все разговоры, конечно же, в ключе “домашнем”. Я в жизни вообще смешной, можешь смеяться ты и всем кому смешно, но я пишу, то что знаю, а когда не знаю не пишу.
@Frespot, извините, что вклиниваюсь, но продакшен бывает далеко не только уровня именитых звёзд, но и птиц поменьше. Я знаю пару домашних студий, которые пишут и мастерят для большого количества представителей российской эстрады, в частности хип-хоп культуры, причём довольно известных. Правда, эти студии строятся не в квартире, а в загородном доме по понятным соображениям.
@tov.Polkovnik, так темболее, у тебя есть возможность узнать сколько в них засажено денег. Будешь удивлен, что это не такая большая сумма как кажется. Для хип-хопа вообще все дорогие железяки для статуса, не более. Знаю ребят, которые выжимают максимум из очень маленького бюджета, а звучат ну очень достойно. Конечно, аналоговые штуки + дорогостоящие гаджеты, шкафы с протулсами и т.д это круто и никто не спорит, что от них толку нет. В руках хороших звукарей и исполнителей – это качественный продукт. Но это не домашняя студия. А то что кто-то сделал студию в загородном доме, это не делает ее профессиональной. Это домашняя студия для своих. А это пару микрофонов, пару звуковых трактов, пару компрессоров/лимитеров/преампов/, мониторов(звуковых) и комп = пусть 30к$.
@Frespot, она уже давно не домашняя.
@fimoz, но тогда это уже и совсем другой разговор. Думаю вы согласитесь, что 300к для достойной студии, это более чем хороший бюджет, а для домашней крайне перебор?
@Frespot, я же говорю, это когда-то было домашней. Сейчас мы записываем в том числе большие академические составы. Студия 900 кубов, 24 микрфонных страйпа высшей пробы, SSL4000 (старенький, но очень в хорошем состоянии). Месяц назад начали потихоньку мастерить почти полностью на новейшем тракте Crane.
Зачем писать о том, в чем вы не разираетесь?
И самое главное. Внутренний блок кондиционера нужно размещать так, чтобы дул прямо в ипло, а то перегреется.
«наушники закрытого типа – для более тонкого сведения композиций» не смешите мои уши…
Какое отношение имеют приведенные на снимке поролоновые панели Маппизил к звукоизоляции? Вы понимаете, чем отличается звукоизоляция от звукопоглощения?
@zolotov, да нифига они не понимают, для них все термины, начинающиеся со «звуко-» являются одинаковыми )))))
Важнее всей аппаратуры люди, которые занимаются продакшном, их знания, опыт, вкус, уши и т.д. Поэтому начинать построение домашней студии и создание новых треков надо с образования или с самообразования, благо, что материалов теперь в сети много.
p.s. И уж совсем не имеют отношения к созданию музыки разрекламированные здесь бирюльки от компании Fiio.
Госпади! Какая бездарная статья! Люди, если вы новичок и собираетесь открыть домашнюю студию категорически!!! не пользуйтесь советами из этой статьи.
А аудиокарте самое главное наличие фантомного питания! Это очень важно! Без него не будет работать конденстаторный микрофон. Иначе придется покупать дополнительный блок с фантомным питанием. Наличие миди порта абсолютно необязательно. Современные дешевые миди клавиатуры все подключаются в юсб.
Микрофон, для домашней студии нужно брать только конденсаторный! Для 99% записей этого будет достаточно. Динамический микрофон можно взять потом только в случае полного понимания того, что вы конкретно хотите им записать(например малый барабан).
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как сохранять «живые» фото для отправки на другие устройства?
Почему iPhone не предлагает поделиться паролем от Wi-Fi
Как не палиться, когда читаешь сообщения в мессенджерах
Почему iPhone стал сильно греться
Как отслеживать качество сна на Apple Watch
Почему на Mac постоянно появляется папка Перемещённые объекты
Включаем рукописный ввод в браузере на iPhone
Как узнать, использует ли жена ваш iPhone во время вашего отсутствия