Если ты увлекаешься музыкой или просто любишь слушать треки в смартфоне, будет нелишним узнать о происхождении музыкальных терминов, нот, октав и всего прочего.
Кто придумал ноты
В XI веке в Италии жил монах по имени Гвидо Аретинский. Он занимался с хором мальчиков и учил их церковному пению.
Для помощи своим ученикам Гвидо решил записать высоту звуков на бумаге, дав каждому звуку название, чтобы их можно было читать с листа. Монаха принято считать первым, кто начал использовать современные ноты.
Откуда взялись названия нот
Существующая система наименований появилась благодаря гимну святому Иоанну «Ut queant laxis», который Гвидо использовал для распевки на музыкальных занятиях. Каждая следующая строчка этого произведения начиналась на ступеньку выше.
Первые шесть нот позже были названы как первые слоги каждой строки гимна, седьмую по аналогии добавили позже из следующей строки того же гимна.
Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve polluti
Labii reatum
Sancte Ioannes
Первый неудобный слог Ut в XVII веке заменили на более мелодичное ДО. Есть мнение, что название ноты произошло от латинского Dominus, что значит – Господь.
Почему всего 7 нот
Изначально количество нот соответствовало количеству строк в гимне. Позже заметили, что между некоторыми нотами можно разместить промежуточные. Сложившуюся систему менять не стали, лишь ввели диезы-бемоли.
Так поучилось 12 нот, которые позволяют воспроизвести каждую мелодию в любой тональности.
Почему в нотном стане 5 линеек
Нотным станом называются пять линеек, на которых располагаются ноты. Иногда используют добавочные линейки для отображения нот выше или ниже используемого стана.
Отцом существующей системы записи нот считается все того же монах Гвидо Аретинский, который придумал запись нот в три линейки нотного стана. Четвертая линейка добавлялась при необходимости то сверху, то снизу.
Позже решили использовать все пять основных линеек, а дополнительные рисовать только при необходимости. Как показала практика, именно пять линеек позволяют комфортно читать записанные ноты и читать их. Меньшее число линеек требует постоянное добавление дополнительных, а большее – делает нотный стан слишком сложным для восприятия.
На чем же лучше слушать музыку? Конечно, на специализированных устройствах, способных раскачать любые наушники. Например, на одном из лучших плееров на рынке – FiiO X5 III.
Судите сами: двойной ЦАП AK4490EN, по одному чипу на канал, поддержка PCM и DSD, частота дискретизации до 768 кГц. Есть все необходимое от Wi-Fi до батареи на 3400 мАч. А еще плеер можно подключать к компьютеру в качестве USB-ЦАП!
Почему ноты так обозначаются
Изначально для записи музыкальных произведений использовались невмы (с латинского – кивок головой). Этими знаками фиксировали лишь направление движения мелодии, а для более точного понимания сверху добавляли высоту и длительность. По невмам исполнить музыкальное произведение мог лишь знакомый с ним человек.
Все тот же монах Гвидо Аретинский начал использовать подобное современному обозначение нот. Изначально он придумал способ записи невмов на нотном стане, а позже в самих невмах пропала необходимость, ведь вся нужная информация отображалась на нанесенных линейках.
Так для записи нот сначала начали использовать заштрихованные квадраты, а позже для удобства и быстроты перешли на овалы и круги.
Почему Италия законодатель всех музыкальных терминов
При объяснении происхождения большинства терминов мы упоминали итальянского монаха Гвидо Аретинский. Именно он ввел в использование большинство терминов, которые применяются в музыке по сегодняшний день.
Неудивительно, что именно Италия признана родиной музыкальных терминов.
Что такое скрипичный ключ
Ключ – это символ, который ставится на определенной линии нотного стана. Центральный элемент ключа указывает расположение на нотном стане высоты ноты.
С зарождением инструментальной музыки в Европе скрипичным ключом обозначали ноты для скрипки (отсюда и название). Сам ключ – символическое изображение скрипки.
Откуда появились символы других ключей
В современной классической пятилинейной нотации используют такие типы ключей: ключ «соль», ключ «фа» и ключ «до». Обозначающие их символы произошли от латинских букв, которыми записывали соответствующей ноты.
Ключ «соль» происходит от латинской буквы G, ключ «фа» произошел от упрощенного обозначения латинской F, а ключ «до» – от латинской C, обозначающей ноту «до».
Настоящее произведение искусства в мире аудиоплееров – FiiO X7 II
За вывод звука отвечает восьмиканальный ЦАП с компенсацией гармонических искажений. Бескомпромиссное звучание обеспечивают три отдельных кристаллических генератора частот. На выходе установлен абсолютно новый усилитель с обычным и балансным выходами.
Сколько всего октав в музыке
Весь диапазон применимых в музыке звуков разбит на 9 октав. Каждая из них имеет свое название. Есть несколько способов отображения принадлежности звуков той или иной октаве. Самые распространенные – нотация Гельмгольца и научная нотация.
Сколько всего тональностей
В музыке принято учитывать 24 тональности. 11 и которых диезные, 11 – бемольные и 2 используют без знаков.
Когда появились первые профессиональные музыканты
Термин «музыка» зародился еще в древней Греции и походил от слова муза. Тогда же и появились первые представители данной профессии, которые зарабатывали на жизнь пением или игрой на музыкальных инструментах.
Вот так, теперь можете удивлять друзей интересными фактами и историями во время совместного прослушивания музыки.
43 комментариев
Форум →Маркировка ЦАПа и численные характеристики не имеют прямой связи с качеством звучания. Тот же ЦАП AK4490EN хороший, но это просто микросхема, себестоимость которой копейки. Этот ЦАП может стоять в звуковухе за 5000₽,а может стоять в стационарном Hi-Fi ЦАПе за 2000$ для домашней стереосистемы. И наивно думать, что качество выдаваемого звучания у них будет сопоставимое. «Обвязка» играет огромную роль. Выбирайте ушами, а не по «разгону до ста».
@shpuntov, верно все!
Интересно: про историю нот не знал.
Только, кажись, с тональностями чот напутали.
@iWanderer, угу, тональности спутали с ладАми.
@iWanderer, да всё правильно с тональностями.
@ShamanskyRobert, спорить с Вами не буду: по клавишам на фортепьяно – да; в википедии – 30 тональностей указано. Погуглите сами: с ссылками банят, не проходят сообщения. Если интересно, я сейчас за этим сообщением отдельно ссылку отправлю; здесь в ленте не появится, но в моей истории комментариев сможете её увидеть.
Объясняю.
Видите белые клавиши фортепиано? У них есть названия – До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Видите чёрные клавиши? У них нет своего такого же отдельного названия. Поэтому называются они в зависимости от того, между какими белыми клавишами находятся.
Первая чёрная клавиша находится между До и Ре. Если До повысить на полтона – получится До Диез, вот эта вот чёрная клавиша. Если Ре понизить на полтона – получится Ре Бемоль, эта же самая чёрная клавиша. То есть До Диез и Ре бемоль – это одна и та же нота, вот эта вот чёрная клавиша между ними.
Теперь смотрим в “тридцать тональностей”:
Есть До Диез и Ре Бемоль – это одна и та же нота.
Есть Ми Бемоль, но нет Ре Диеза. Как так, почему?
Есть До Бемоль. Зачем? Если До понизить на полтона – получим Си. Си и До Бемоль – это одна и та же нота.
Между Си и До, и между Ми и Фа нет чёрных клавиш. Поэтому Ми Диез – это Фа. Фа Бемоль – это Ми. Си Диез – это До. До Бемоль – это Си.
Так сколько тональностей – 24 или 30?
Если же следовать этим тридцати тональностям – нужно добавить Ре Диез (раз уж есть До Диез), Ми Диез, Фа Бемоль, Соль Диез и Си Диез. Так что или 24 тональности, или 40, если уж извращаться с До Бемолем и прочим.
Не верите мне – сядьте перед фортепиано, или откройте картинку, и посчитайте всё сами.
Вообще, судя по отличиям мажора и минора в этих “тридцати тональностях”, такая котовасия существует например для удобства нотного письма, или типа того. Например – там есть Ре Бемоль Мажор, но нет Ре Бемоль Минор. Как и наоборот – есть Ре Диез Минор, но нет Ре Диез Мажор. И так далее.
Читатели с музыкальным образованием поправят.
@ShamanskyRobert, Нет, не правильно. Всего 30 тональностей
@iWanderer, действительно напутали, написали количество тональностей только для мажорного и минорного ладов. А ладов существует гораздо больше.
«Ключ указывает, что нота на этой линии отвечает за звук, название которого и носит ключ.» Что это за бред сумасшедшего? Вы сами понимаете, что здесь написано?
@Дима НеБилан, добавлю:
Как показала практика, именно пять линеек позволяют комфортно читать записанные ноты и читать их.
@VsG, а какая, простите, связь? Вы-то всё правильно пишете комментатору Диме, а вот Дима, извините – болван. Во-первых, человек абсолютный, по всей видимости, дилетант в музыке, во-вторых – ещё и хамло. “Бред сумасшедшего”, “сами понимаете, что здесь написано”… Херассе слова выучил! Он бы, для начала, если б был нормальным, думающим и порядочным человеком, воздержался б от оскорблений – один и самый главный момент в любом случае; второй – залез бы в википедию хотя бы – увидел бы, что Автор АБСОЛЮТНО прав. Например, нота СОЛЬ может писаться на разных линейках нотного стана (впрочем, как нота ФА и нота ДО) – в зависимости от того, для чего или кому данная партитура предназначена. От этого – и название КЛЮЧ: УКАЗАНИЕ, КАК ЧИТАТЬ.
@iWanderer, “Например, нота СОЛЬ может писаться на разных линейках нотного стана (впрочем, как нота ФА и нота ДО) – в зависимости от того, для чего или кому данная партитура предназначена.”
Чего ?
Вообще-то это называется октавой, а не для кого предназначена нота. Соль первой октавы может быть только на второй линейке и не где больше так и с остальными нотами.
@axinfernis, НЕТ, НЕ ВЕРНО. Зайдите в мои комментарии – там ответ Диме Небилану, в конце – ссылка на википедию. Будете удивлены, но нота соль, равно как и фа, и до (и, как следствие, остальные) могут менять свои места на нотном стане. Видимо, эти правила выходят из рамок программы муз/школы.
Спорить с Вами не собираюсь; ссылаюсь на википедию. Если Вам самому интересно разобраться в этом вопросе – прочитайте статью и попросите профессионалов (как минимум – выпускников консерватории) Вам объяснить. Я – не специалист, но то, что там написано – абсолютно ясно и не вызывает разночтений и сомнений.
@axinfernis, нота соль пишется на второй линейке при скрипичном ключе. В басовом – между 4 и 5. И т.д. в зависимости от ключей … альтового и т.д.
Высшее муз.образование
@Дима НеБилан, вот интересно: один дилетант пишет (это я про Вас) всякую чушь, другие – лайкают. Если Вы несогласны, Вы б хоть в википедию заглянули – тогда увидели б, что Автор правильно написал. В зависимости от того, для чего используется конкретно взятая партия, что нота соль, что фа или до могут быть на разных линейках нотного стана – на их расположение указывает именно нотный ключ.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ключ_(музыка) если уж совсем всё трудно.
@iWanderer, То, что скрипичный ключ мы начинаем рисовать со второй линейки нотного стана, потому что нота “соль” первой октавы пишется именно на ней, знают все музыканты и те, кто имеет музыкальное образование. Точно также и то, что басовый ключ мы начинаем рисовать с четвертой линейки, потому что нота “фа” малой октавы находится на ней.
@axinfernis, НЕТ, НЕ ВЕРНО. Зайдите в мои комментарии – там ответ Диме Небилану, в конце – ссылка на википедию. Будете удивлены, но нота соль, равно как и фа, и до (и, как следствие, остальные) могут менять свои места на нотном стане. Видимо, эти правила выходят из рамок программы муз/школы.
Спорить с Вами не собираюсь; ссылаюсь на википедию. Интересно разобраться в этом вопросе – прочитайте статью и попросите профессионалов (как минимум – выпускников консерватории) Вам объяснить. Я – не специалист, но то, что там написано – понял.
@Дима НеБилан, все верно там написано.
@Дима НеБилан, а что тут непонятного? Ключ соль (скрипичный) рисуют от ноты соль первой октавы. Ключ фа — от фа малой. Мог октавы спутать, но вряд ли. Таким образом, если вы знаете название ключа, вы можете понять название любой ноты на данном нотном стане. Сам нотный стан без ключа не имеет смысла.
Эта статья не оправдывает ваши посты с сомнительными музыкальными подборками )
Про историю создание нот и нотного стана очень интересно.
Спасибо забпознавательную статью! ??
Отличный познавательный материал и четко отделенная лаконичная реклама. Лайк.
Спасибо, вспомнил детство (играл “Лунную сонату” наизусть в 3 классе). :)
P.S. Fiio F7 II имею – рекомендую меломанам :)
@HauB, спасибо за рекомендацию, только меломан и аудиофил — разные немного понятия.
Хорошая статья, но всё равно остаются спорные моменты. Почему между Ми-Фа и Си-До отсутствуют полу-тона?
@Killer, потому что между ними и так пол-тона.
@shpuntov, спасибо Кэп. Тогда почему между остальными — тон?
@Killer, “Изначально количество нот соответствовало количеству строк в гимне. Позже заметили, что между некоторыми нотами можно разместить промежуточные. Сложившуюся систему менять не стали, лишь ввели диезы-бемоли.”
@Killer, между остальными тон, потому что так устроен мажорный лад: тоника, вторая ступень через тон, третья ещё через тон, субдоминанта через полтона, доминанта через тон, и т. д. Хочешь получать нормальные ответы, учись задавать нормальные вопросы.
“Изначально количество нот соответствовало количеству строк в гимне”…
“Первые шесть нот позже были названы как первые слоги каждой строки гимна, седьмую по аналогии добавили позже из следующей строки того же гимна.”
Так ПОЧЕМУ всего 7 нот-то? Название абзаца есть, а тема не раскрыта.:)
Но вообще за публикацию спасибо — интересно!
@Distress, Изначально количество нот соответствовало количеству строк в гимне. Позже заметили, что между некоторыми нотами можно разместить промежуточные. Сложившуюся систему менять не стали, лишь ввели диезы-бемоли.
@Distress, этот вопрос уходит далеко в древность. Вряд ли тут кто-то сможет дать правильный ответ. На этот вопрос есть лишь куча догадок и предположений.
7 нот потому что 7 ступеней в диатоническом звукоряде. Это звукоряд состоящий из тонов и полутонов с численным преобладанием тонов. В европейской музыке такие звукоряды прижились скорее всего из-за созвучности с натуральным звукорядом, звуки которого духовые инструменты типа альпийского рожка только и могли воспроизводить.
@natsuki, диатонический звукоряд созвучен натуральному звукоряду? Что-то я вас не понимаю. Кстати, сомневаюсь, что рожки могли только определенные звуки воспроизводить: их скорее изготавливали такими, какие нужны. Не представляю себе физического ограничения, благодаря которому можно воспроизвести до, ре, но нельзя до диез.
@shpuntov, погуглите пожалуйста хотя бы перед тем как что-то писать. Изначально духовые инструменты могли извлекать только определенные звуки
PS Диатонический звукоряд – звукоряд, образованный из простых ступеней — до, ре, ми, фа, соль, ля, си (без знаков альтерации).
Натуральный звукоряд(который могли извлекать эти инструменты) немного похож на эту последовательность
@Yura Tokarev, «Изначально духовые инструменты могли извлекать только определенные звуки» — что же такого произошло, что потом они стали извлекать и остальные звуки?
@shpuntov, “Предками современных медных духовых инструментов были охотничьи рога, военные сигнальные трубы, почтовые рожки и древнегреческие фанфары (также можно упомянуть пионерский горн). Эти инструменты, не имевшие вентильный механизм, издавали несколько звуков натурального звукоряда, извлекаемых только с помощью губ исполнителя. Отсюда появились военные и охотничьи фанфары и сигналы, основанные на звуках натурального звукоряда, прочно вошедшие в музыкальную практику.
При повышении техники обработки металлов и производства металлических изделий стало возможным изготовлять трубки для духовых инструментов определённых габаритов и нужной степени отделки. По мере совершенствования медных духовых труб и развития искусства извлекать на них значительное количество звуков натурального звукоряда, появилось понятие натуральных инструментов, то есть инструментов без механизма, способных давать только натуральный звукоряд.
В начале XIX века был изобретён вентильный механизм, резко изменивший технику исполнения и увеличивший возможности медных духовых инструментов.”
Технический прогресс – вот, что произошло.
@Yura Tokarev, спасибо
Исправьте ошибки: «Бетховен точно зНал, как звучат ноты, и в своем воображении…» С запятыми проблемы…
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Почему старый iPhone начинает плохо работать
Как покупать приложения на iPhone без банковской карты
Почему на iPhone не получается передать сохраненный пароль по AirDrop
Как изменить скорость видео на iPhone
Как закрыть доступ к Apple Music для сторонних приложений
Как сбросить роутер Time Capsule, если он работает некорректно
Что делать, если один наушник AirPods часто отключается
Как на iPhone восстановить удаленные СМС или сообщения iMessage