iPhones.ru

Из чего состоит любая музыка? Пора разобраться

Артём Суровцев avatar | 43
FavoriteLoading В закладки
Из чего состоит любая музыка? Пора разобраться

Если ты увлекаешься музыкой или просто любишь слушать треки в смартфоне, будет нелишним узнать о происхождении музыкальных терминов, нот, октав и всего прочего.

Кто придумал ноты

В XI веке в Италии жил монах по имени Гвидо Аретинский. Он занимался с хором мальчиков и учил их церковному пению.

Для помощи своим ученикам Гвидо решил записать высоту звуков на бумаге, дав каждому звуку название, чтобы их можно было читать с листа. Монаха принято считать первым, кто начал использовать современные ноты.

Откуда взялись названия нот

Существующая система наименований появилась благодаря гимну святому Иоанну «Ut queant laxis», который Гвидо использовал для распевки на музыкальных занятиях. Каждая следующая строчка этого произведения начиналась на ступеньку выше.

Первые шесть нот позже были названы как первые слоги каждой строки гимна, седьмую по аналогии добавили позже из следующей строки того же гимна.

Ut queant laxis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve polluti
Labii reatum
Sancte Ioannes

Первый неудобный слог Ut в XVII веке заменили на более мелодичное ДО. Есть мнение, что название ноты произошло от латинского Dominus, что значит – Господь.

Почему всего 7 нот

Изначально количество нот соответствовало количеству строк в гимне. Позже заметили, что между некоторыми нотами можно разместить промежуточные. Сложившуюся систему менять не стали, лишь ввели диезы-бемоли.

Так поучилось 12 нот, которые позволяют воспроизвести каждую мелодию в любой тональности.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Моцарт начал обучаться музыке в 3 года. Он присутствовал на уроках старшей сестры и пытался самостоятельно подбирать звуки на музыкальных инструментах. В 4 года отец начал разучивать с ним небольшие пьесы на клавесине, а уже в 5 лет Вольфганг сам начал сочинять музыкальные произведения.

Почему в нотном стане 5 линеек

Нотным станом называются пять линеек, на которых располагаются ноты. Иногда используют добавочные линейки для отображения нот выше или ниже используемого стана.

Отцом существующей системы записи нот считается все того же монах Гвидо Аретинский, который придумал запись нот в три линейки нотного стана. Четвертая линейка добавлялась при необходимости то сверху, то снизу.

Позже решили использовать все пять основных линеек, а дополнительные рисовать только при необходимости. Как показала практика, именно пять линеек позволяют комфортно читать записанные ноты и читать их. Меньшее число линеек требует постоянное добавление дополнительных, а большее – делает нотный стан слишком сложным для восприятия.

На чем же лучше слушать музыку? Конечно, на специализированных устройствах, способных раскачать любые наушники. Например, на одном из лучших плееров на рынке – FiiO X5 III.

Судите сами: двойной ЦАП AK4490EN, по одному чипу на канал, поддержка PCM и DSD, частота дискретизации до 768 кГц. Есть все необходимое от Wi-Fi до батареи на 3400 мАч. А еще плеер можно подключать к компьютеру в качестве USB-ЦАП!

Почему ноты так обозначаются

Изначально для записи музыкальных произведений использовались невмы (с латинского – кивок головой). Этими знаками фиксировали лишь направление движения мелодии, а для более точного понимания сверху добавляли высоту и длительность. По невмам исполнить музыкальное произведение мог лишь знакомый с ним человек.

Все тот же монах Гвидо Аретинский начал использовать подобное современному обозначение нот. Изначально он придумал способ записи невмов на нотном стане, а позже в самих невмах пропала необходимость, ведь вся нужная информация отображалась на нанесенных линейках.

Так для записи нот сначала начали использовать заштрихованные квадраты, а позже для удобства и быстроты перешли на овалы и круги.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: один из величайших композиторов Людвиг ван Бетховен с юного возраста страдал глухотой. Когда слух пропал вовсе, он не перестал писать музыку. Бетховен точно зал как звучат ноты и в своем воображении представлял их сочетание, так и рождались его легендарные произведения.

Почему Италия законодатель всех музыкальных терминов

При объяснении происхождения большинства терминов мы упоминали итальянского монаха Гвидо Аретинский. Именно он ввел в использование большинство терминов, которые применяются в музыке по сегодняшний день.

Неудивительно, что именно Италия признана родиной музыкальных терминов.

Что такое скрипичный ключ

Ключ – это символ, который ставится на определенной линии нотного стана. Центральный элемент ключа указывает расположение на нотном стане высоты ноты.

С зарождением инструментальной музыки в Европе скрипичным ключом обозначали ноты для скрипки (отсюда и название). Сам ключ – символическое изображение скрипки.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: скрипач Никколо Паганини очень виртуозно владел музыкальным инструментом. Казалось, что его исполнение выходит за пределы человеческих возможностей, отчего пошли слухи, что Паганини заключил договор с дьяволом.

Откуда появились символы других ключей

В современной классической пятилинейной нотации используют такие типы ключей: ключ «соль», ключ «фа» и ключ «до». Обозначающие их символы произошли от латинских букв, которыми записывали соответствующей ноты.

Ключ «соль» происходит от латинской буквы G, ключ «фа» произошел от упрощенного обозначения латинской F, а ключ «до» – от латинской C, обозначающей ноту «до».

Настоящее произведение искусства в мире аудиоплееров – FiiO X7 II

За вывод звука отвечает восьмиканальный ЦАП с компенсацией гармонических искажений. Бескомпромиссное звучание обеспечивают три отдельных кристаллических генератора частот. На выходе установлен абсолютно новый усилитель с обычным и балансным выходами.

Сколько всего октав в музыке

Весь диапазон применимых в музыке звуков разбит на 9 октав. Каждая из них имеет свое название. Есть несколько способов отображения принадлежности звуков той или иной октаве. Самые распространенные – нотация Гельмгольца и научная нотация.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Иоганн Себастьян Бах любил посещать церковь под видом бедного учителя. Он начинал искусно играть на церковном органе, после чего посетители церкви в испуге убегали, считая, что так прекрасно может играть лишь дьявол.

Сколько всего тональностей

В музыке принято учитывать 24 тональности. 11 и которых диезные, 11 – бемольные и 2 используют без знаков.

Когда появились первые профессиональные музыканты

Термин «музыка» зародился еще в древней Греции и походил от слова муза. Тогда же и появились первые представители данной профессии, которые зарабатывали на жизнь пением или игрой на музыкальных инструментах.

Вот так, теперь можете удивлять друзей интересными фактами и историями во время совместного прослушивания музыки.

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 голосов, общий рейтинг: 4.75 из 5)
undefined
iPhones.ru
Далеко не все музыканты знают это.
Здесь можно оставить комментарий! Для этого авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на iPhones.ru.

43 комментариев

Форум →
  1. shpuntov avatar
    shpuntov 16 ноября 2017
    0

    Маркировка ЦАПа и численные характеристики не имеют прямой связи с качеством звучания. Тот же ЦАП AK4490EN хороший, но это просто микросхема, себестоимость которой копейки. Этот ЦАП может стоять в звуковухе за 5000₽,а может стоять в стационарном Hi-Fi ЦАПе за 2000$ для домашней стереосистемы. И наивно думать, что качество выдаваемого звучания у них будет сопоставимое. «Обвязка» играет огромную роль. Выбирайте ушами, а не по «разгону до ста».

    fimoz avatar
    fimoz16 ноября 2017
    0

    @shpuntov, верно все!

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  2. iWanderer avatar
    iWanderer 16 ноября 2017
    2

    Интересно: про историю нот не знал.
    Только, кажись, с тональностями чот напутали.

    fimoz avatar
    fimoz16 ноября 2017
    2

    @iWanderer, угу, тональности спутали с ладАми.

    ShamanskyRobert avatar
    ShamanskyRobert16 ноября 2017
    0

    @iWanderer, да всё правильно с тональностями.

    iWanderer avatar
    iWanderer16 ноября 2017
    0

    @ShamanskyRobert, спорить с Вами не буду: по клавишам на фортепьяно – да; в википедии – 30 тональностей указано. Погуглите сами: с ссылками банят, не проходят сообщения. Если интересно, я сейчас за этим сообщением отдельно ссылку отправлю; здесь в ленте не появится, но в моей истории комментариев сможете её увидеть.

    artemyevpavel avatar
    artemyevpavel17 ноября 2017
    1

    Объясняю.

    Видите белые клавиши фортепиано? У них есть названия – До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Видите чёрные клавиши? У них нет своего такого же отдельного названия. Поэтому называются они в зависимости от того, между какими белыми клавишами находятся.

    Первая чёрная клавиша находится между До и Ре. Если До повысить на полтона – получится До Диез, вот эта вот чёрная клавиша. Если Ре понизить на полтона – получится Ре Бемоль, эта же самая чёрная клавиша. То есть До Диез и Ре бемоль – это одна и та же нота, вот эта вот чёрная клавиша между ними.

    Теперь смотрим в “тридцать тональностей”:

    Есть До Диез и Ре Бемоль – это одна и та же нота.

    Есть Ми Бемоль, но нет Ре Диеза. Как так, почему?

    Есть До Бемоль. Зачем? Если До понизить на полтона – получим Си. Си и До Бемоль – это одна и та же нота.

    Между Си и До, и между Ми и Фа нет чёрных клавиш. Поэтому Ми Диез – это Фа. Фа Бемоль – это Ми. Си Диез – это До. До Бемоль – это Си.

    Так сколько тональностей – 24 или 30?

    Если же следовать этим тридцати тональностям – нужно добавить Ре Диез (раз уж есть До Диез), Ми Диез, Фа Бемоль, Соль Диез и Си Диез. Так что или 24 тональности, или 40, если уж извращаться с До Бемолем и прочим.

    Не верите мне – сядьте перед фортепиано, или откройте картинку, и посчитайте всё сами.

    artemyevpavel avatar
    artemyevpavel17 ноября 2017
    0

    Вообще, судя по отличиям мажора и минора в этих “тридцати тональностях”, такая котовасия существует например для удобства нотного письма, или типа того. Например – там есть Ре Бемоль Мажор, но нет Ре Бемоль Минор. Как и наоборот – есть Ре Диез Минор, но нет Ре Диез Мажор. И так далее.

    Читатели с музыкальным образованием поправят.

    sertru avatar
    sertru16 ноября 2017
    0

    @ShamanskyRobert, Нет, не правильно. Всего 30 тональностей

    shpuntov avatar
    shpuntov16 ноября 2017
    0

    @iWanderer, действительно напутали, написали количество тональностей только для мажорного и минорного ладов. А ладов существует гораздо больше.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  3. Дима НеБилан avatar
    Дима НеБилан 16 ноября 2017
    4

    «Ключ указывает, что нота на этой линии отвечает за звук, название которого и носит ключ.» Что это за бред сумасшедшего? Вы сами понимаете, что здесь написано?

    VsG avatar
    VsG16 ноября 2017
    0

    @Дима НеБилан, добавлю:
    Как показала практика, именно пять линеек позволяют комфортно читать записанные ноты и читать их.

    iWanderer avatar
    iWanderer16 ноября 2017
    1

    @VsG, а какая, простите, связь? Вы-то всё правильно пишете комментатору Диме, а вот Дима, извините – болван. Во-первых, человек абсолютный, по всей видимости, дилетант в музыке, во-вторых – ещё и хамло. “Бред сумасшедшего”, “сами понимаете, что здесь написано”… Херассе слова выучил! Он бы, для начала, если б был нормальным, думающим и порядочным человеком, воздержался б от оскорблений – один и самый главный момент в любом случае; второй – залез бы в википедию хотя бы – увидел бы, что Автор АБСОЛЮТНО прав. Например, нота СОЛЬ может писаться на разных линейках нотного стана (впрочем, как нота ФА и нота ДО) – в зависимости от того, для чего или кому данная партитура предназначена. От этого – и название КЛЮЧ: УКАЗАНИЕ, КАК ЧИТАТЬ.

    axinfernis avatar
    axinfernis16 ноября 2017
    0

    @iWanderer, “Например, нота СОЛЬ может писаться на разных линейках нотного стана (впрочем, как нота ФА и нота ДО) – в зависимости от того, для чего или кому данная партитура предназначена.”
    Чего ?
    Вообще-то это называется октавой, а не для кого предназначена нота. Соль первой октавы может быть только на второй линейке и не где больше так и с остальными нотами.

    iWanderer avatar
    iWanderer16 ноября 2017
    0

    @axinfernis, НЕТ, НЕ ВЕРНО. Зайдите в мои комментарии – там ответ Диме Небилану, в конце – ссылка на википедию. Будете удивлены, но нота соль, равно как и фа, и до (и, как следствие, остальные) могут менять свои места на нотном стане. Видимо, эти правила выходят из рамок программы муз/школы.
    Спорить с Вами не собираюсь; ссылаюсь на википедию. Если Вам самому интересно разобраться в этом вопросе – прочитайте статью и попросите профессионалов (как минимум – выпускников консерватории) Вам объяснить. Я – не специалист, но то, что там написано – абсолютно ясно и не вызывает разночтений и сомнений.

    Dmitry Drom avatar
    Dmitry Drom17 ноября 2017
    0

    @axinfernis, нота соль пишется на второй линейке при скрипичном ключе. В басовом – между 4 и 5. И т.д. в зависимости от ключей … альтового и т.д.

    Dmitry Drom avatar
    Dmitry Drom17 ноября 2017
    0

    Высшее муз.образование

    iWanderer avatar
    iWanderer16 ноября 2017
    0

    @Дима НеБилан, вот интересно: один дилетант пишет (это я про Вас) всякую чушь, другие – лайкают. Если Вы несогласны, Вы б хоть в википедию заглянули – тогда увидели б, что Автор правильно написал. В зависимости от того, для чего используется конкретно взятая партия, что нота соль, что фа или до могут быть на разных линейках нотного стана – на их расположение указывает именно нотный ключ.

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Ключ_(музыка) если уж совсем всё трудно.

    axinfernis avatar
    axinfernis16 ноября 2017
    0

    @iWanderer, То, что скрипичный ключ мы начинаем рисовать со второй линейки нотного стана, потому что нота “соль” первой октавы пишется именно на ней, знают все музыканты и те, кто имеет музыкальное образование. Точно также и то, что басовый ключ мы начинаем рисовать с четвертой линейки, потому что нота “фа” малой октавы находится на ней.

    iWanderer avatar
    iWanderer16 ноября 2017
    0

    @axinfernis, НЕТ, НЕ ВЕРНО. Зайдите в мои комментарии – там ответ Диме Небилану, в конце – ссылка на википедию. Будете удивлены, но нота соль, равно как и фа, и до (и, как следствие, остальные) могут менять свои места на нотном стане. Видимо, эти правила выходят из рамок программы муз/школы.
    Спорить с Вами не собираюсь; ссылаюсь на википедию. Интересно разобраться в этом вопросе – прочитайте статью и попросите профессионалов (как минимум – выпускников консерватории) Вам объяснить. Я – не специалист, но то, что там написано – понял.

    ShamanskyRobert avatar
    ShamanskyRobert16 ноября 2017
    0

    @Дима НеБилан, все верно там написано.

    shpuntov avatar
    shpuntov16 ноября 2017
    1

    @Дима НеБилан, а что тут непонятного? Ключ соль (скрипичный) рисуют от ноты соль первой октавы. Ключ фа — от фа малой. Мог октавы спутать, но вряд ли. Таким образом, если вы знаете название ключа, вы можете понять название любой ноты на данном нотном стане. Сам нотный стан без ключа не имеет смысла.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  4. Pavel Volobuev avatar
    Pavel Volobuev 16 ноября 2017
    1

    Эта статья не оправдывает ваши посты с сомнительными музыкальными подборками )

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  5. DarkGothicLady avatar
    DarkGothicLady 16 ноября 2017
    0

    Про историю создание нот и нотного стана очень интересно.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  6. near avatar
    near 16 ноября 2017
    0

    Спасибо забпознавательную статью! ??

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  7. yJIeTHblu avatar
    yJIeTHblu 16 ноября 2017
    0

    Отличный познавательный материал и четко отделенная лаконичная реклама. Лайк.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  8. HauB avatar
    HauB 16 ноября 2017
    0

    Спасибо, вспомнил детство (играл “Лунную сонату” наизусть в 3 классе). :)

    P.S. Fiio F7 II имею – рекомендую меломанам :)

    shpuntov avatar
    shpuntov16 ноября 2017
    0

    @HauB, спасибо за рекомендацию, только меломан и аудиофил — разные немного понятия.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  9. Killer avatar
    Killer 16 ноября 2017
    0

    Хорошая статья, но всё равно остаются спорные моменты. Почему между Ми-Фа и Си-До отсутствуют полу-тона?

    shpuntov avatar
    shpuntov16 ноября 2017
    0

    @Killer, потому что между ними и так пол-тона.

    Killer avatar
    Killer16 ноября 2017
    0

    @shpuntov, спасибо Кэп. Тогда почему между остальными — тон?

    yinyangsoul avatar
    yinyangsoul16 ноября 2017
    0

    @Killer, “Изначально количество нот соответствовало количеству строк в гимне. Позже заметили, что между некоторыми нотами можно разместить промежуточные. Сложившуюся систему менять не стали, лишь ввели диезы-бемоли.”

    shpuntov avatar
    shpuntov17 ноября 2017
    0

    @Killer, между остальными тон, потому что так устроен мажорный лад: тоника, вторая ступень через тон, третья ещё через тон, субдоминанта через полтона, доминанта через тон, и т. д. Хочешь получать нормальные ответы, учись задавать нормальные вопросы.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  10. Distress avatar
    Distress 16 ноября 2017
    0

    “Изначально количество нот соответствовало количеству строк в гимне”…
    “Первые шесть нот позже были названы как первые слоги каждой строки гимна, седьмую по аналогии добавили позже из следующей строки того же гимна.”
    Так ПОЧЕМУ всего 7 нот-то? Название абзаца есть, а тема не раскрыта.:)
    Но вообще за публикацию спасибо — интересно!

    yinyangsoul avatar
    yinyangsoul16 ноября 2017
    0

    @Distress, Изначально количество нот соответствовало количеству строк в гимне. Позже заметили, что между некоторыми нотами можно разместить промежуточные. Сложившуюся систему менять не стали, лишь ввели диезы-бемоли.

    Yura Tokarev avatar
    Yura Tokarev17 ноября 2017
    0

    @Distress, этот вопрос уходит далеко в древность. Вряд ли тут кто-то сможет дать правильный ответ. На этот вопрос есть лишь куча догадок и предположений.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  11. natsuki avatar
    natsuki 16 ноября 2017
    2

    7 нот потому что 7 ступеней в диатоническом звукоряде. Это звукоряд состоящий из тонов и полутонов с численным преобладанием тонов. В европейской музыке такие звукоряды прижились скорее всего из-за созвучности с натуральным звукорядом, звуки которого духовые инструменты типа альпийского рожка только и могли воспроизводить.

    shpuntov avatar
    shpuntov17 ноября 2017
    0

    @natsuki, диатонический звукоряд созвучен натуральному звукоряду? Что-то я вас не понимаю. Кстати, сомневаюсь, что рожки могли только определенные звуки воспроизводить: их скорее изготавливали такими, какие нужны. Не представляю себе физического ограничения, благодаря которому можно воспроизвести до, ре, но нельзя до диез.

    Yura Tokarev avatar
    Yura Tokarev18 ноября 2017
    0

    @shpuntov, погуглите пожалуйста хотя бы перед тем как что-то писать. Изначально духовые инструменты могли извлекать только определенные звуки

    PS Диатонический звукоряд – звукоряд, образованный из простых ступеней — до, ре, ми, фа, соль, ля, си (без знаков альтерации).
    Натуральный звукоряд(который могли извлекать эти инструменты) немного похож на эту последовательность

    shpuntov avatar
    shpuntov29 ноября 2017
    0

    @Yura Tokarev, «Изначально духовые инструменты могли извлекать только определенные звуки» — что же такого произошло, что потом они стали извлекать и остальные звуки?

    Yura Tokarev avatar
    Yura Tokarev30 ноября 2017
    0

    @shpuntov, “Предками современных медных духовых инструментов были охотничьи рога, военные сигнальные трубы, почтовые рожки и древнегреческие фанфары (также можно упомянуть пионерский горн). Эти инструменты, не имевшие вентильный механизм, издавали несколько звуков натурального звукоряда, извлекаемых только с помощью губ исполнителя. Отсюда появились военные и охотничьи фанфары и сигналы, основанные на звуках натурального звукоряда, прочно вошедшие в музыкальную практику.

    При повышении техники обработки металлов и производства металлических изделий стало возможным изготовлять трубки для духовых инструментов определённых габаритов и нужной степени отделки. По мере совершенствования медных духовых труб и развития искусства извлекать на них значительное количество звуков натурального звукоряда, появилось понятие натуральных инструментов, то есть инструментов без механизма, способных давать только натуральный звукоряд.

    В начале XIX века был изобретён вентильный механизм, резко изменивший технику исполнения и увеличивший возможности медных духовых инструментов.”

    Технический прогресс – вот, что произошло.

    shpuntov avatar
    shpuntov1 декабря 2017
    0

    @Yura Tokarev, спасибо

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  12. Dmitry Drom avatar
    Dmitry Drom 17 ноября 2017
    0

    Исправьте ошибки: «Бетховен точно зНал, как звучат ноты, и в своем воображении…» С запятыми проблемы…

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.