Контровый свет (или контражур), когда солнце или софиты светят прямо в объектив, – одно из самых сложных условий фотосъемки не только для мобильной камеры, но и для профессиональных зеркалок.
Расскажу два секрета работы со снимками при контровой засветке, когда снимаешь на iPhone.
Жестокая реальность света «в лоб»
Хуже контрового света для автоматической камеры смартфона ничего нет. Либо объект получается темным (по умолчанию камера замеряет экспозицию по всему кадру):
Либо задний фон пересвечивается и появляются блики:
Фотографам-любителям следует избегать контражура в любом проявлении. Без дополнительных источников света и отражателей снимок в большинстве случаев будет испорчен.
Как и невинность соблюсти, и капитал приобрести?
Возможно ли сохранить баланс между фоном и объектом? Да, правда, с оглядкой на технику. По телевизору вы не раз видели кадры в контражуре. Например, за окном проглядываются четкие детали ярко освещенной улицы, а лицо героини фильма без характерной темной маски.
Кадр из фильма «Остров проклятых», 2010
В кинематографе контровый свет почитаем из-за возникающего мистического ореола вокруг объекта. Но при этом модель всегда подсвечивается дополнительными источниками, чтобы сохранить фон и лицо перед зрителями.
Увы, смартфон не у дел
Алгоритмы обработки фото iOS справляются с большинством ситуаций, пока не посмотрят солнцу в глаза. Со времен iPhone 5 (2012 год) ничего не изменилось до сих пор, в контражуре результат хуже некуда.
Никто в здравом уме не будет таскать вместе со смартфоном зонты, отражатели, вспышки, потому что съемка на телефоне подразумевает кадр «здесь и сейчас». Если изменить угол съемки, то фотография выходит лучше. Но бывают ситуации, когда кроме света в лоб ничего нет – например, при съемке восходов и закатов.
Или в ущелье, с чем недавно столкнулся. То, что видит глаз, ни одна камера не способна передать. Я это знал, тем не менее нависающие скалы в лучах садящегося солнца заставили достать iPhone из рюкзака. Результат ожидаем… и не передает даже 1% красоты природы. Как у слонихи между ног, скажет романтик.
Что же делать? Предлагаю два «костыля», которые помогут фотографу-любителю доковылять до более-менее сносного результата.
Костыль N1 – съемка в несжатом формате RAW
Николай Грицаенко рекомендует при контровом освещении снимать в RAW через ProCam (379 руб.), а потом «проявлять» снимки в бесплатном Snapseed.
Исходное фото в RAW.
© Greta Tuckute
После «проявления» в фоторедакторе.
Этот способ подойдет всем. Обработка RAW более скоростная и простая, чем второй способ, который требует усидчивости и терпения. Но это вознаграждается лучшим результатом и большей свободой редактирования картинки.
Костыль N2 – накладывание двух кадров
Я не снимаю на айфоне в RAW . Во-первых, не каждый снимок требует ручной доводки, а RAW-файлы весят в несколько раз больше стандартных JPEG и буквально отжирают место в памяти телефона. Во-вторых, RAW автоматически не синхронизируются с библиотекой iCloud и в случае кражи в поездке телефона накрывается отснятый материал.
Мой выбор – наложение кадров.
Задача: сохранить передний и задний план при контровой засветке.
Решение: сделать темный и светлый снимки, а потом склеить их на экране iPhone.
- Первый снимок смотрите выше. Он темный, зато выход из ущелья четко виден.
- Второй снимок я сделал, не меняя положения тела и рук за одним лишь исключением – тапнул по скалам, чтобы айфон пересчитал экспозицию по ближнему плану.
Моим рабочим инструментов для обработки фото является Pixelmator (379 руб.)
С помощью инструмента «Мягкий ластик» я вырезал ущелье из темной фотографии и поместил на то же место в светлом снимке.
Совмещаем ущелья, ведя пальцем по экрану
Так как у нас два независимых слоя, то Pixelmator дает большую свободу творчества, нежели RAW: я могу по-отдельности работать с передним и задним планами.
Я чуть осветлил просвет в скалах, прибавил яркости. Потом размыл ближайшие камни для создания перспективы и поиграл с фильтрами. В итоге, кипрские горы превратились в Гранд Каньон.
Тут главное вовремя остановиться, потому что на костылях можно прошагать мимо больницы – и тогда тебе уже ничто не поможет.
19 комментариев
Форум →А кнопочка HDR это же и есть 2-ой вариант только автоматом.
@butaka, выставьте я полутемной комнате яркость монитора на 50% и сделайте автоматом снимок на айфон с HDR… ну как, видны окружающие монитор детали и контент на мониторе?
HDR работает при достаточном освещении на улице. Но не в контражуре.
@Артур Малосиев, если за монитором темно на столько что на фото даже без светлого монитора не будет видно ничего – останется только задирать исо и выдержку (делая два разных кадра), а на стандартных (по монитору) вы в любом случае крутите только экспозицию.
@Pavel Loskutov, из айфона никогда не получится даже самая дешовая ФФ зеркалка
@somebodythatiusedtoknow, а я и не сравниваю его с зеркалками.
Мы вроде как обсуждали съемку темного на светлом.
И если автоматика или вы изначально выставила исо100, то ничего в темном месте вы не увидите, хоть на смартфоне хоть на зеркалке!!?
Хотя ни что и нигде не мешает настроить экспозицию по темному участку … разница лишь в системе шумоподаления будет.
@Артур Малосиев, Согласен. Сколько не пробовал овладеть HDR на iPhone, всё без толку. На iPhone этот режим почти не работает.
@Ascana, у меня на SE очень даже работает.
По крайней мере замечательно разделяет небо и землю, а так же небольшой контровой свет от лампочек.
Так же позволяет оставить небо синим если смециально в камеру засвечивую угол солнцем.
P.S. Причем делает все на столько качественно, что у меня ручками даже не всегда так удается рав дотянуть!
@butaka, а как тогда рассказать о замечательной программе Pixelmator? )))
Два кадра не обязательно. В Raw достаточный запас динамики, чтобы из него же и сделать слой с брекетингом в требуемую сторону.
При желании, можно еще фрагментарно стеркой поработать.
@samopiska, последнее предложение – покажите плз пример работы редактора на айфоне. Буду благодарен.
не нравится итоговый вариант, как будто у меня мозг подвох где-то видит и несостыковку. для корректного сравнения надо было работать над одним и тем же материалом двумя способами.
А что айфон уже не заменяет профессиональную камеру? ))))
Я например вилку делаю из 3 кадров. А на фото, бленду одевайте.
На кадре с Ди Каприо ему светят в затылок жёстким светом, а спереди держат серебряный отражатель. На софтбокс совсем не похоже.
Оригинальный “тёмный” снимок в скалах не такой уж и ужасный: вполне себе вытягивается с помощью Snapseed. Хотя эта карточка – пример высококонтрастной сцены, по-моему, а не контрового света
Контровый свет на телефоне – это действительно беда, даже raw не спасает (фото с девушкой) на мой вкус
А что мешает использовать вспышку чтобы подсветить тени? Или белый листочек, или любую светлую отражающую поверхность, чтобы подсветить тень? Каньону это, конечно, не поможет. Но все остальные фотографии в этом посте вполне с отражателем или вспышкой делаются.
Фронтальная вспышка телефона делает снимок плоским, как не подсвечивай.
“В итоге, кипрские горы превратились в Гранд Каньон” – нет, не превратились
Итоговая картинка откровенный фотокалаж. Не нравится совсем. Девочка с raw файла смотрится гораздо лучше. Имхо .
Артур, хорошая статья, таких бы побольше на портале :)
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.При запуске iTunes появляется ошибка webkit.dll. Что делать?
Как на Mac включить автозаполнение паролей из связки ключей в стороннем браузере
Как познакомить Siri со своими родственниками
Как отвязать iPhone от iCloud предыдущего владельца?
Как удаленно отключить iPhone от своей записи Apple ID
Где поиск картинок на клавиатуре в iMessage?
Какой iPhone выбрать в качестве LTE-модема
Проблемы с обновлением приложений на Mac