Куда делись российские разработчики. Как мы их потеряли

|
FavoriteLoading В закладки
Куда делись российские разработчики. Как мы их потеряли

Доигрались в отстой на мобилках.

В этом году исполняется десять лет выставке Игромир, которую в 2016 году я бы назвал скорее сателлитом ComicCon Russia. Внимания последнему отдано больше, да и звезды тут куда ярче сияют.

Что касается игр, в Москву приедут лишь несколько разработчиков – это завсегдатаи из CD Projekt с новым проектом Гвинт, Кацухиро Харада – главный серии Tekken, ну и еще по мелочи.

Главное, что в этом году случилось – нет Wargaming с проектами World Of Tanks, World Of Warships и другими, а также Mail.Ru Group с Проектом Армата и другими.

Ну и что тут такого, скажете вы? Просто мы сами виноваты.

img_0937

Ранее с выставки постепенно исчезли Microsoft с приставкой Xbox, Electronic Arts, да и Ubisoft можно с натяжкой называть участником выставки. В прошлом году они присоседились в ресторане неподалеку, в этом на стенде Playstation показывают игру For Honor.

Нельзя не отметить, что при этом появилось большой количество «железячников»: Alienware, Lenovo, Sennheiser, HyperX и многие другие. Даже Adrenaline Rush, ранее не находивший себе места, в этом году разразился киберспортивным турниром по CS: Go с призовым фондом в 50 тысяч долларов.

Но в целом Игромир стал частью ComicCon Russia, а не наоборот. Поэтому в социальных сетях распространяется информация о приезде звезды сериала Castle, Натане Филионе. А его игровые заслуги, вроде роли в культовом «Светлячке» (Firefly) или озвучки нескольких десятков игр, среди которых Destiny, Halo, Saints Row, почему-то уходят в СМИ на второй план.

Накладывает отпечаток и то, что я с 2007 года посещаю Игромир в качестве журналиста. И в 2007, 2008, 2011 годах на выставку приезжали действительно знаковые для индустрии игр люди, ведущие разработчики.

Джейд Рэймонд, подарившая миру Assassin’s Creed; братья Йерли, ответственные за Crysis; создатель Unreal Tournament Майкл Кэппс; вице-президент Blizzard Пол Сэмс; один из основателей CD Projekt Марчин Ивински. И другие.

С тех пор гости становился менее маститые, да и количество стендов постепенно уменьшалось.

Проблема с Игромиром на самом деле охватывает всю игровую индустрию России и, возможно, задаёт тренд, итоги которого мы увидели на сентябрьской презентации Apple.

Nintendo на смартфонах

Mario-Shiggy-iPhone-1

Первым гостем Тима Кука на анонсе iPhone 7 и 7 Plus стал не сотрудник Nike или Фил Шиллер. Первым на сцену вышел Шигеру Миямото – легендарный разработчик, подаривший миру усатого водопроводчика Марио, а затем Луиджи и грибка 1UP. И тут важно понимать, что выход Super Mario Run – это не столько успех Apple, сколько третий и наверное самый твердый шаг Nintendo на новую платформу.

Важно понимать и тот факт, что с 2002 года и до самой смерти в июле 2015 года, президент Nintendo Сатору Ивата принципиально не выпускал свои игры на смартфоны.

Сейчас это звучит смешно, но все эти годы, люди играли в покемонов с помощью стилуса на приставках 3DS, а Super Mario и Линк из Legend Of Zelda побывали наверное во всех возможных играх и перепробовали все жанры.

Но как только Иваты не стало, вышло Nintendo Miitomo, которое стало первым шагом, об игре Pokemon Go, которая к слову так и не вышла в России официально, и говорить не стоит. Теперь анонсирован Mario.

А это значит, в первую очередь то, что самая старая игровая компания обратила внимание на смартфоны. Она поняла, что устройства в вашем кармане не только звонят, но это еще и портативная консоль.

Ко всему прочему отличный бонус – деньги возвращаются быстрее, чем вы можете ожидать. И здесь мы подходим к одному из важнейших тезисов в современном геймдеве.

Российские разработчики ушли в соцсети и смартфоны

x_ef34c5d1

В России не осталось разработчиков игр, в классическом понимании этого слова. Конечно же еще осталась студия Gaijin Entertainment, которая делает игры, в том числе и под игровые консоли, но ситуация не носит массового характера.

Чтобы вы понимали, в Польше ситуация иная, ведь на эту небольшую страну есть несколько студий высокого уровня, таких как CD Projekt и Techland. Также тут есть известный в мире маркетплейс G2A, который в том числе разрабатывает проекты под VR.

В нашей же стране большинство студий либо канули в Лету, либо предпочли поменять вектор и дружно перешли в стан девелоперов игр MMO, «ферм» для социальных сетей или клонов Clash of Clans.

Что стало с уникальными проектами? Инвесторы не хотят вкладывать деньги, ведь разработка приложений iOS занимает много лет. Но сделанный на коленке клон 2048 или викторины может уже в первый месяц окупить всё.

Итог двоякий: с одной стороны мы лишились игровых студий, которые могли бы сделать новую талантливую игру на все платформы. С другой приобретаем разработчика потенциального Cut The Rope. О последнем напомню: ZeptoLab также является российским девелопером.

Что дальше?

Igromir-Tolpa

Уже в прошлом году было понятно, что интерес аудитории и внимание создателей выставки окончательно и бесповоротно повернулось в сторону ComicCon Russia. Там хотя бы фана больше. Интересно, кстати, что на Игромире нет Nintendo, стенд компании находится именно на ComicCon.

Ходят слухи, что в следующем году на Игромире не будет стенда Playstation. А это значит, что из представителей игр остается разве что издатель в лице «1С-Софтклаб». Глобальный вопрос: как к выставке отнесутся новые участники – многочисленные «железячники» и бренды, которые начинают позиционировать себя как геймерские.

А еще будут ли тут представлены игры на смартфонах и планшетах, которые действительно стали основной работой для российских разработчиков?

Одно могу сказать точно. В 2007-2008 годах, а затем в 2011, Игромир был действительно лучшей выставкой Восточной Европы. Очень не хочется, чтобы в следующие несколько лет его история прервалась, потому что мы с вами утонули в однокнопочных аркадах на смартфоне.

Похвали автора0

Поставьте оценку:

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Нет голосов)
Оставайся в теме. Подпишись на наш Telegram 👏
... и не забывай читать наш Facebook и Twitter 🍒
FavoriteLoading В закладки
undefined
iPhones.ru
Доигрались в отстой на мобилках. В этом году исполняется десять лет выставке Игромир, которую в 2016 году я бы назвал скорее сателлитом ComicCon Russia. Внимания последнему отдано больше, да и звезды тут куда ярче сияют. Что касается игр, в Москву приедут лишь несколько разработчиков – это завсегдатаи из CD Projekt с новым проектом Гвинт, Кацухиро...
Прокомментировать

🙈 Комментарии 48

  1. oleum944 avatar
    oleum94429 сентября 2016
    2

    А еще кто то кроме школьников и женщин играет в игры на компах и смартфонах?!
    Ахренеть!

    sergey@vanichkin.ru avatar
    [email protected]29 сентября 2016
    7

    @oleum944, а на чем надо играть?

    oleum944 avatar
    oleum94429 сентября 2016
    0

    @[email protected], А надо играть?

    Arden avatar
    Arden29 сентября 2016
    19

    @oleum944, Мировой рынок игр (приставки, компы, смартфоны) – около 100 млрд долларов выручки в год. Разумеется, это далеко не одни школьники и женщины.

    Не позорьтесь своим субъективным оценочным мнением.

    oleum944 avatar
    oleum94429 сентября 2016
    0

    @Arden, А я высказывал суждение?
    Я задал вопрос.
    Не путайте сущности.

    iWolf avatar
    iWolf29 сентября 2016
    6

    @oleum944, глупый вопрос однако.

    oleum944 avatar
    oleum94429 сентября 2016
    0

    @iWolf, а вот это уже частное оценочное суждение.

    iWolf avatar
    iWolf29 сентября 2016
    4

    @oleum944, хоть оценочное, хоть не оценочное суждение. умнее вопрос от присутствия\отсутствия объективности не становится.

    orgrimmguard29 сентября 2016
    0

    @oleum944, не только вопрос… Ваше суждение было “Ахренеть!”

    oleum944 avatar
    oleum94429 сентября 2016
    0

    @orgrimmguard,
    Это эмоциональное восклицание.

    Smolny avatar
    Smolny29 сентября 2016
    0

    @oleum944, ответ: все, кроме женщин и школьников, играют на ПК/маках и смартфонах.

  2. maxsokolov29 сентября 2016
    1

    Ну что поделать, индустрия меняется. Ничего такого уж плохого в этом нет.

  3. Kolj avatar
    Kolj29 сентября 2016
    4

    Согласен с авторами. Российский играпром упал на дно. Причем давно +) (Если вообще считать были ли от русских действительно хорошие игры).

    oleum944 avatar
    oleum94429 сентября 2016
    1

    @Kolj, Тетрис

    ECTET29 сентября 2016
    1

    @Kolj, были. В основном квесты)

    Max K. avatar
    Max K.29 сентября 2016
    1

    @Kolj, Neverhood, Аллоды, Parkan, Петька и Василий Иваныч, для начала – не в зачет?

    warf avatar
    warf29 сентября 2016
    1

    @Max K., А Неверхуд тут каким образом затесался?=)))

    Kolj avatar
    Kolj29 сентября 2016
    2

    @Max K., я имею ввиду что их по пальцам пересчитать можно (к примеру игры от Nival Interactive)

    Митя Иванов avatar
    Митя Иванов29 сентября 2016
    0

    @Kolj, Аллоды да :) Первые и Вторые. Дальнобойщики обе части, Ил-2, да и вообще авиасимы делали очень хорошие в своё время. Ну и опять же я не учел “провал” Saber Interactive с Halo Online, а ведь очень достойную работу ребята проделали ранее. Ну и всякие братья Пилоты, Петьки и так далее. У нас все же было кое-что… А теперь ничего…

    FiLunder_7 avatar
    FiLunder_729 сентября 2016
    1

    @Kolj, Есть игра от Российских разработчиков которая задала/задаёт (и будет задавать) стандарт в своём жанре. Это Digital Combat Simulator. Лучший (и единственный) серьезный симулятор боевой авиации. Ну и War Thunder очень популярен во всем мире.

    Митя Иванов avatar
    Митя Иванов29 сентября 2016
    0

    @FiLunder_7, ну не очень… Популярен, но бум прошел

    axinfernis avatar
    axinfernis30 сентября 2016
    0

    @Митя Иванов, Бум на все проходит.

    FiLunder_7 avatar
    FiLunder_730 сентября 2016
    0

    @Митя Иванов, Онлайн там по 20 – 50 к ежедневно. Я бы не сказал что бум прошел.

  4. illuminatus avatar
    illuminatus29 сентября 2016
    3

    @Max K., Ну вы вспомнили) А после 1998г что-то назвать можете? О том и речь. Ну а по правде, и те игры, хоть и хорошие, за пределами СНГ никто не видел по сути. Можно ли сравнить со The Witcher, Dying Light, да даже Metro 2033 и Stalker?..

    iWolf avatar
    iWolf29 сентября 2016
    5

    @illuminatus, рейнджеры 2, которые вышли после 98 и выстрелили на весь мир.
    Elemental Games R.I.P
    Katauri Interactive R.I.P

    doctorzol avatar
    doctorzol29 сентября 2016
    1

    @iWolf, согласен, а рейнджеры 2 так вообще входят в то 10 лучших игр всех времен.

    iWolf avatar
    iWolf29 сентября 2016
    1

    @doctorzol, моя любимая игра) собираюсь купить планшет какой нить на ведре и поставить эмулятор, чтобы играть в рейнджеров и хиросов3

    doctorzol avatar
    doctorzol29 сентября 2016
    0

    @iWolf, аналогично про любовь к игре. Играю с удовольствием и в 2016 году. На планшете с виндой играть одно удовольствие. На ведре порт у меня крошится через 10 мин игры, бросил затею и купил серфэйс именно ради игры этой. ПЫ. СЫ ещё герои 5 и дисайплэс 2 установил на планшет.

    iWolf avatar
    iWolf29 сентября 2016
    0

    @doctorzol, тоже подумываю купить серфейс, но стоит он как мак блин. хотя 3й вполне себе доступный.

    Митя Иванов avatar
    Митя Иванов29 сентября 2016
    0

    @iWolf, внимание, сегодня видел Космические Рейнджеры: Наследие на планшетах и смартфонах. Как бы анонсировали на Игромире. Работают те же люди, что и ранее: музыка та же, что и прежде, сценарий писали вроде те же люди, ранее работавшие в Катаури!

    iWolf avatar
    iWolf29 сентября 2016
    0

    @Митя Иванов, вот теперь, лично от вас, жду информации, ибо КР ванлав.
    Но я щас погуглил, нашел лишь то, что “наследие” – это фанатский мод. И скорее всего, 1с просто провернули фишку с “революцией” и опять выехали за счет фанатов. Слава богу, что они собрались (я в это верю) выпустить Кр на хендхелдах. Жду!

    А на каких планшетах\смартфонах вы видели КР-Н?

    Митя Иванов avatar
    Митя Иванов30 сентября 2016
    0

    @iWolf, видел сегодня на iPhone 6, iPad mini, iPad обычный :) не уверен в нумерации, да и не спрашивал. Выглядит неплохо – предложили им варинты по улучшению интерфейса. Остатки команды сидят в 1С (не 1С-Софтклаб, что важно).

    Вот это реальная новость: http://gamer-info.com/news/klassicheskij-kosmicheskie-rejndzhery-na-android-i_15839/

    Видел своими глазами, коллега играл

    Игру обещают выпустить до конца 2016 года :)

  5. CkyBe29 сентября 2016
    0

    Только Okroshka Lab! только хардкор!

  6. iWolf avatar
    iWolf29 сентября 2016
    6

    Нынче отечественный игропром переживает серьезную стагнацию. Это случилось по многим причинам. Раньше игры делались для игрока, а не для бабла. Что это значит? Что игра приносила прибыль, если нравилась фанатам. С некоторыми играми (DA:I тому отличный пример) это происходит до сих пор. Да, в эту причину входит куда больше более мелких, но смысл понятен.
    Возвращаясь к отечественному игропрому, то тут стоит сказать, что у нас не осталось крупных издательств. А те, что есть делят себя на “крупных” (только меркам российского рынка) и нищих издателей. И ни те ни другие не имею желания вкладываться в самобытные идеи, тк они боятся, что игра просто не окупится. Именно поэтому мы увидели КР-К, а не КР3. И КР3 мы не увидим в этом десятилетии (2010-2020) именно по этой причине.
    Жаль, что создатели рейнджеров разбежались, но я надеюсь, что другая, не менее отличная студия Nival возьмется за реанимацию серии. Потенциал у них есть.
    Ах да. Пока пипл хавает низкокачественной говно-контент типа танки онлайн, дотки-лолки и прочих конченный самолетов, российский игропром не поднимется. Ибо зачем мудрить со вселенной, механикой и прочими интересными нюансами в новой игре, когда можно сделать желанные покатушки-пострелушки, в которые будут играть все, начиная от ребенка, которого от сиськи отлучили, и заканчивая мудрым дядькой, который весь такой серьезный и даже свой бизнес иметь может. И не надо тут бла бла, “игры для детей” и прочую лабуду. Игры – это интерактивное искусство. А ваши конченные танки – это кал.

    Smolny avatar
    Smolny29 сентября 2016
    0

    @iWolf, все куда проще. Сингл не нужен. Как только инета в глобальном плане хватило на всех, случилось то, что. И должно было, онлайн всех победил.

    Митя Иванов avatar
    Митя Иванов29 сентября 2016
    0

    @iWolf, еще раз – Космические Рейнджеры есть!

  7. remzone avatar
    remzone29 сентября 2016
    0

    Митя , “хэндхелд” это че за слово такое ?

    iWolf avatar
    iWolf29 сентября 2016
    0

    @remzone, гугли handheld

    remzone avatar
    remzone29 сентября 2016
    0

    @iWolf, спасибо, я владею английским. Вопрос риторический. Обидно когда “журналисты” не умеют писать по русски

    iWolf avatar
    iWolf29 сентября 2016
    0

    @remzone, хендхелд, у нас в рф (ну как минимум в игровых кругах) означает (в контексте предложения) наладонный\корманный\портативный. И написать “хэндхелд” куда проще, чем “портативная консоль”. + хендхелд куда более емкое слово, чем портативная консоль.
    Ваша обида вызвана обычным незнанием жаргона\сленга. Лично я не вижу ничего такого, что журналист (замете без кавычек) использует жаргонное слово из среды, о которой он рассказывает.

    remzone avatar
    remzone29 сентября 2016
    2

    @iWolf, да проехали . Это просто не уважение к читателям и показатель образования…

    iWolf avatar
    iWolf29 сентября 2016
    0

    @remzone, ну, с этим соглашусь. отчасти.

    Митя Иванов avatar
    Митя Иванов29 сентября 2016
    0

    @remzone, прошу прощения, если обидел, впредь постараюсь пояснять терминологию

  8. Alexsey avatar
    Alexsey29 сентября 2016
    3

    Самого главного то не сказали. О смерти Российского игропрома можно судить по одной простой вещи – Конференция Разработчиков Игр (КРИ). В 2014 году ее объединили с игромиром, а с 2015 года она вообще не проводится. Сайт КРИ вообще на КомикКон переадресовывает. Следующий на очереди игромир, имхо.

    Митя Иванов avatar
    Митя Иванов29 сентября 2016
    0

    @Alexsey, все идет к тому. Но будучи сегодня в Бизнес-день есть мысль, что как-то скорее наоборот. Потому что Комик Кон испугал своей беспомощностью и похожестью на рыночную площадь, чем на выставку. Хотя при этом толком купить нечего и выбора нет.

  9. AlexSoCute avatar
    AlexSoCute29 сентября 2016
    1

    Все так сосредоточенны на том чтобы было что-то Российское, забывая о продукте

  10. D13SELBOY avatar
    D13SELBOY29 сентября 2016
    1

    как бы PlayStation пишется, если писать название платформы/бренда, то писать правильно ;)

  11. ironDrew avatar
    ironDrew30 сентября 2016
    0

    читаю и сам, как разработчик, удивляюсь от таких заявлений.

    у нас много хороших инди проектов, а некоторые из них срубили миллионы.

    party hard
    punch club
    final station
    the tribe

    это, то что сразу на ум приходит. а так перечислять можно очень долго. достаточно открыть участников devgamm или посмотреть топовые российские джемы

    другое дело это ААА проекты. да с ними напряг был и есть. но все еще впереди.

Вы должны авторизоваться или зарегистрироваться для комментирования.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Как установить аватар в комментариях?

Ответ вот здесь