Доигрались в отстой на мобилках.
В этом году исполняется десять лет выставке Игромир, которую в 2016 году я бы назвал скорее сателлитом ComicCon Russia. Внимания последнему отдано больше, да и звезды тут куда ярче сияют.
Что касается игр, в Москву приедут лишь несколько разработчиков – это завсегдатаи из CD Projekt с новым проектом Гвинт, Кацухиро Харада – главный серии Tekken, ну и еще по мелочи.
Главное, что в этом году случилось – нет Wargaming с проектами World Of Tanks, World Of Warships и другими, а также Mail.Ru Group с Проектом Армата и другими.
Ну и что тут такого, скажете вы? Просто мы сами виноваты.
Ранее с выставки постепенно исчезли Microsoft с приставкой Xbox, Electronic Arts, да и Ubisoft можно с натяжкой называть участником выставки. В прошлом году они присоседились в ресторане неподалеку, в этом на стенде Playstation показывают игру For Honor.
Нельзя не отметить, что при этом появилось большой количество «железячников»: Alienware, Lenovo, Sennheiser, HyperX и многие другие. Даже Adrenaline Rush, ранее не находивший себе места, в этом году разразился киберспортивным турниром по CS: Go с призовым фондом в 50 тысяч долларов.
Но в целом Игромир стал частью ComicCon Russia, а не наоборот. Поэтому в социальных сетях распространяется информация о приезде звезды сериала Castle, Натане Филионе. А его игровые заслуги, вроде роли в культовом «Светлячке» (Firefly) или озвучки нескольких десятков игр, среди которых Destiny, Halo, Saints Row, почему-то уходят в СМИ на второй план.
Накладывает отпечаток и то, что я с 2007 года посещаю Игромир в качестве журналиста. И в 2007, 2008, 2011 годах на выставку приезжали действительно знаковые для индустрии игр люди, ведущие разработчики.
Джейд Рэймонд, подарившая миру Assassin’s Creed; братья Йерли, ответственные за Crysis; создатель Unreal Tournament Майкл Кэппс; вице-президент Blizzard Пол Сэмс; один из основателей CD Projekt Марчин Ивински. И другие.
С тех пор гости становился менее маститые, да и количество стендов постепенно уменьшалось.
Проблема с Игромиром на самом деле охватывает всю игровую индустрию России и, возможно, задаёт тренд, итоги которого мы увидели на сентябрьской презентации Apple.
Nintendo на смартфонах
Первым гостем Тима Кука на анонсе iPhone 7 и 7 Plus стал не сотрудник Nike или Фил Шиллер. Первым на сцену вышел Шигеру Миямото – легендарный разработчик, подаривший миру усатого водопроводчика Марио, а затем Луиджи и грибка 1UP. И тут важно понимать, что выход Super Mario Run – это не столько успех Apple, сколько третий и наверное самый твердый шаг Nintendo на новую платформу.
Важно понимать и тот факт, что с 2002 года и до самой смерти в июле 2015 года, президент Nintendo Сатору Ивата принципиально не выпускал свои игры на смартфоны.
Сейчас это звучит смешно, но все эти годы, люди играли в покемонов с помощью стилуса на приставках 3DS, а Super Mario и Линк из Legend Of Zelda побывали наверное во всех возможных играх и перепробовали все жанры.
Но как только Иваты не стало, вышло Nintendo Miitomo, которое стало первым шагом, об игре Pokemon Go, которая к слову так и не вышла в России официально, и говорить не стоит. Теперь анонсирован Mario.
А это значит, в первую очередь то, что самая старая игровая компания обратила внимание на смартфоны. Она поняла, что устройства в вашем кармане не только звонят, но это еще и портативная консоль.
Ко всему прочему отличный бонус – деньги возвращаются быстрее, чем вы можете ожидать. И здесь мы подходим к одному из важнейших тезисов в современном геймдеве.
Российские разработчики ушли в соцсети и смартфоны
В России не осталось разработчиков игр, в классическом понимании этого слова. Конечно же еще осталась студия Gaijin Entertainment, которая делает игры, в том числе и под игровые консоли, но ситуация не носит массового характера.
Чтобы вы понимали, в Польше ситуация иная, ведь на эту небольшую страну есть несколько студий высокого уровня, таких как CD Projekt и Techland. Также тут есть известный в мире маркетплейс G2A, который в том числе разрабатывает проекты под VR.
В нашей же стране большинство студий либо канули в Лету, либо предпочли поменять вектор и дружно перешли в стан девелоперов игр MMO, «ферм» для социальных сетей или клонов Clash of Clans.
Что стало с уникальными проектами? Инвесторы не хотят вкладывать деньги, ведь разработка приложений iOS занимает много лет. Но сделанный на коленке клон 2048 или викторины может уже в первый месяц окупить всё.
Итог двоякий: с одной стороны мы лишились игровых студий, которые могли бы сделать новую талантливую игру на все платформы. С другой приобретаем разработчика потенциального Cut The Rope. О последнем напомню: ZeptoLab также является российским девелопером.
Что дальше?
Уже в прошлом году было понятно, что интерес аудитории и внимание создателей выставки окончательно и бесповоротно повернулось в сторону ComicCon Russia. Там хотя бы фана больше. Интересно, кстати, что на Игромире нет Nintendo, стенд компании находится именно на ComicCon.
Ходят слухи, что в следующем году на Игромире не будет стенда Playstation. А это значит, что из представителей игр остается разве что издатель в лице «1С-Софтклаб». Глобальный вопрос: как к выставке отнесутся новые участники – многочисленные «железячники» и бренды, которые начинают позиционировать себя как геймерские.
А еще будут ли тут представлены игры на смартфонах и планшетах, которые действительно стали основной работой для российских разработчиков?
Одно могу сказать точно. В 2007-2008 годах, а затем в 2011, Игромир был действительно лучшей выставкой Восточной Европы. Очень не хочется, чтобы в следующие несколько лет его история прервалась, потому что мы с вами утонули в однокнопочных аркадах на смартфоне.
48 комментариев
Форум →А еще кто то кроме школьников и женщин играет в игры на компах и смартфонах?!
Ахренеть!
@oleum944, а на чем надо играть?
@[email protected], А надо играть?
@oleum944, Мировой рынок игр (приставки, компы, смартфоны) – около 100 млрд долларов выручки в год. Разумеется, это далеко не одни школьники и женщины.
Не позорьтесь своим субъективным оценочным мнением.
@Arden, А я высказывал суждение?
Я задал вопрос.
Не путайте сущности.
@oleum944, глупый вопрос однако.
@iWolf, а вот это уже частное оценочное суждение.
@oleum944, хоть оценочное, хоть не оценочное суждение. умнее вопрос от присутствия\отсутствия объективности не становится.
@oleum944, не только вопрос… Ваше суждение было “Ахренеть!”
@orgrimmguard,
Это эмоциональное восклицание.
@oleum944, ответ: все, кроме женщин и школьников, играют на ПК/маках и смартфонах.
Ну что поделать, индустрия меняется. Ничего такого уж плохого в этом нет.
Согласен с авторами. Российский играпром упал на дно. Причем давно +) (Если вообще считать были ли от русских действительно хорошие игры).
@Kolj, Тетрис
@Kolj, были. В основном квесты)
@Kolj, Neverhood, Аллоды, Parkan, Петька и Василий Иваныч, для начала – не в зачет?
@Max K., А Неверхуд тут каким образом затесался?=)))
@Max K., я имею ввиду что их по пальцам пересчитать можно (к примеру игры от Nival Interactive)
@Kolj, Аллоды да :) Первые и Вторые. Дальнобойщики обе части, Ил-2, да и вообще авиасимы делали очень хорошие в своё время. Ну и опять же я не учел “провал” Saber Interactive с Halo Online, а ведь очень достойную работу ребята проделали ранее. Ну и всякие братья Пилоты, Петьки и так далее. У нас все же было кое-что… А теперь ничего…
@Kolj, Есть игра от Российских разработчиков которая задала/задаёт (и будет задавать) стандарт в своём жанре. Это Digital Combat Simulator. Лучший (и единственный) серьезный симулятор боевой авиации. Ну и War Thunder очень популярен во всем мире.
@FiLunder_7, ну не очень… Популярен, но бум прошел
@Митя Иванов, Бум на все проходит.
@Митя Иванов, Онлайн там по 20 – 50 к ежедневно. Я бы не сказал что бум прошел.
@Max K., Ну вы вспомнили) А после 1998г что-то назвать можете? О том и речь. Ну а по правде, и те игры, хоть и хорошие, за пределами СНГ никто не видел по сути. Можно ли сравнить со The Witcher, Dying Light, да даже Metro 2033 и Stalker?..
@illuminatus, рейнджеры 2, которые вышли после 98 и выстрелили на весь мир.
Elemental Games R.I.P
Katauri Interactive R.I.P
@iWolf, согласен, а рейнджеры 2 так вообще входят в то 10 лучших игр всех времен.
@doctorzol, моя любимая игра) собираюсь купить планшет какой нить на ведре и поставить эмулятор, чтобы играть в рейнджеров и хиросов3
@iWolf, аналогично про любовь к игре. Играю с удовольствием и в 2016 году. На планшете с виндой играть одно удовольствие. На ведре порт у меня крошится через 10 мин игры, бросил затею и купил серфэйс именно ради игры этой. ПЫ. СЫ ещё герои 5 и дисайплэс 2 установил на планшет.
@doctorzol, тоже подумываю купить серфейс, но стоит он как мак блин. хотя 3й вполне себе доступный.
@iWolf, внимание, сегодня видел Космические Рейнджеры: Наследие на планшетах и смартфонах. Как бы анонсировали на Игромире. Работают те же люди, что и ранее: музыка та же, что и прежде, сценарий писали вроде те же люди, ранее работавшие в Катаури!
@Митя Иванов, вот теперь, лично от вас, жду информации, ибо КР ванлав.
Но я щас погуглил, нашел лишь то, что “наследие” – это фанатский мод. И скорее всего, 1с просто провернули фишку с “революцией” и опять выехали за счет фанатов. Слава богу, что они собрались (я в это верю) выпустить Кр на хендхелдах. Жду!
А на каких планшетах\смартфонах вы видели КР-Н?
@iWolf, видел сегодня на iPhone 6, iPad mini, iPad обычный :) не уверен в нумерации, да и не спрашивал. Выглядит неплохо – предложили им варинты по улучшению интерфейса. Остатки команды сидят в 1С (не 1С-Софтклаб, что важно).
Вот это реальная новость: http://gamer-info.com/news/klassicheskij-kosmicheskie-rejndzhery-na-android-i_15839/
Видел своими глазами, коллега играл
Игру обещают выпустить до конца 2016 года :)
Только Okroshka Lab! только хардкор!
Нынче отечественный игропром переживает серьезную стагнацию. Это случилось по многим причинам. Раньше игры делались для игрока, а не для бабла. Что это значит? Что игра приносила прибыль, если нравилась фанатам. С некоторыми играми (DA:I тому отличный пример) это происходит до сих пор. Да, в эту причину входит куда больше более мелких, но смысл понятен.
Возвращаясь к отечественному игропрому, то тут стоит сказать, что у нас не осталось крупных издательств. А те, что есть делят себя на “крупных” (только меркам российского рынка) и нищих издателей. И ни те ни другие не имею желания вкладываться в самобытные идеи, тк они боятся, что игра просто не окупится. Именно поэтому мы увидели КР-К, а не КР3. И КР3 мы не увидим в этом десятилетии (2010-2020) именно по этой причине.
Жаль, что создатели рейнджеров разбежались, но я надеюсь, что другая, не менее отличная студия Nival возьмется за реанимацию серии. Потенциал у них есть.
Ах да. Пока пипл хавает низкокачественной говно-контент типа танки онлайн, дотки-лолки и прочих конченный самолетов, российский игропром не поднимется. Ибо зачем мудрить со вселенной, механикой и прочими интересными нюансами в новой игре, когда можно сделать желанные покатушки-пострелушки, в которые будут играть все, начиная от ребенка, которого от сиськи отлучили, и заканчивая мудрым дядькой, который весь такой серьезный и даже свой бизнес иметь может. И не надо тут бла бла, “игры для детей” и прочую лабуду. Игры – это интерактивное искусство. А ваши конченные танки – это кал.
@iWolf, все куда проще. Сингл не нужен. Как только инета в глобальном плане хватило на всех, случилось то, что. И должно было, онлайн всех победил.
@iWolf, еще раз – Космические Рейнджеры есть!
Митя , “хэндхелд” это че за слово такое ?
@remzone, гугли handheld
@iWolf, спасибо, я владею английским. Вопрос риторический. Обидно когда “журналисты” не умеют писать по русски
@remzone, хендхелд, у нас в рф (ну как минимум в игровых кругах) означает (в контексте предложения) наладонный\корманный\портативный. И написать “хэндхелд” куда проще, чем “портативная консоль”. + хендхелд куда более емкое слово, чем портативная консоль.
Ваша обида вызвана обычным незнанием жаргона\сленга. Лично я не вижу ничего такого, что журналист (замете без кавычек) использует жаргонное слово из среды, о которой он рассказывает.
@iWolf, да проехали . Это просто не уважение к читателям и показатель образования…
@remzone, ну, с этим соглашусь. отчасти.
@remzone, прошу прощения, если обидел, впредь постараюсь пояснять терминологию
Самого главного то не сказали. О смерти Российского игропрома можно судить по одной простой вещи – Конференция Разработчиков Игр (КРИ). В 2014 году ее объединили с игромиром, а с 2015 года она вообще не проводится. Сайт КРИ вообще на КомикКон переадресовывает. Следующий на очереди игромир, имхо.
@Alexsey, все идет к тому. Но будучи сегодня в Бизнес-день есть мысль, что как-то скорее наоборот. Потому что Комик Кон испугал своей беспомощностью и похожестью на рыночную площадь, чем на выставку. Хотя при этом толком купить нечего и выбора нет.
Все так сосредоточенны на том чтобы было что-то Российское, забывая о продукте
как бы PlayStation пишется, если писать название платформы/бренда, то писать правильно ;)
читаю и сам, как разработчик, удивляюсь от таких заявлений.
у нас много хороших инди проектов, а некоторые из них срубили миллионы.
party hard
punch club
final station
the tribe
это, то что сразу на ум приходит. а так перечислять можно очень долго. достаточно открыть участников devgamm или посмотреть топовые российские джемы
другое дело это ААА проекты. да с ними напряг был и есть. но все еще впереди.
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Почему хрипит динамик во время воспроизведения музыки на iPhone
Когда Apple выпустит публичную бета-версию iOS 18?
Как включить отзеркаливание фото при съемке фронтальной камерой iPhone на iOS 14
Как подключить OneDrive в качестве сетевого диска на Mac?
Где хранятся резервные копии iTunes на Windows? Как удалить и переместить их?
Как на iPhone добавить иконки в статус-бар
Забыл контрольные вопросы Apple ID. Как их поменять?
Как после обновления iTunes загружать книги и рингтоны на iPhone