Немного потраченного времени для достижения отменного звучания.
Прежде чем приступать к прослушиванию виниловых пластинок и в полной мере окунуться в мир аналогового звука, необходимо произвести настройку проигрывателя. Помните, что проигрыватель виниловых пластинок, несмотря на кажущуюся технологическую простоту, на самом деле очень чувствительное устройство. Для получения оптимального звука и безотказной работы проигрывателя ему требуется постоянное и стационарное место в вашей квартире или доме. Винил не любит транспортировки.
Этап 1. Выставляем уровень проигрывателя
После установки винилового проигрывателя необходимо выставить оптимальный уровень устройства. Планшайба (диск на который кладутся пластинки) должна располагаться строго горизонтально. Главным помощником в этом станет строительный уровень типа «крестовина», либо iPhone с запущенным приложением Компас, открытым на вкладке Уровень. В качестве дополнительного аксессуара можно найти и специализированный пузырьковый уровень от таких производителей как AudioTechnica, Clearaudio, Ortofon.
Регулировку можно произвести с помощью ножек проигрывателя, подкручивая их по высоте. Обратите внимание, что замерять уровень отклонения от «идеального горизонта» следует не только на планшайбе, но и в нескольких точках самой деки проигрывателя:
Как только уровень покажет строго горизонтальное положение, переходим к следующему этапу.
Этап 2. Настройка картриджа
Каждая головка звукоснимателя, непосредственно перед эксплуатацией должна пройти процедуру предварительной настройки. От того как будет расположена звукоизвлекающая игла зависит площадь и угол ее соприкосновения с дорожками пластинка, а, соответственно, и глубина, насыщенность и частотные характеристики снимаемого звука.
Несмотря на то, что выставление иглы можно выполнить с помощью обычной линейки, для правильной настройки картриджа существует профессиональный транспортир. Оптимальное расстояние от иглы до ножки звукоснимателя составляет 50 мм.
Для регулировки уровня вылета иглы на головке звукоснимателя предусмотрены два крепежных винта (зависит от конкретной модели). Немного послабив их, вы сможете переместить каретку. Установив иглу на уровне 50 мм, зафиксируйте прижимные винты.
Следующий немаловажный момент заключается в правильном выставлении азимута головки звукоснимателя. Для этой процедуры нам понадобится зеркало.
- Положите зеркало на планшайбу.
- Подведите тонарм и опустите головку звукоснимателя на зеркало.
- Обратите внимание на то, чтобы головка лежала строго перпендикулярно.
Для регулировки азимута обратите внимание на тонарм. У основания головки звукоснимателя на ножке тонарма (в нижней ее части) есть крепежные винты. Послабив их, поверните патрон таким образом, чтобы угол между иглой звукоснимателя и планшайбой (зеркалом) составлял 90 градусов.
Настройка азимута предусмотрена и в некоторых моделях звукоснимающих головок. В таком случае, регулировать азимут с помощью тонарма нет необходимости.
Этап 3. Настройка тонарма
Одним из главнейших элементов любого проигрывателя виниловых дисков является тонарм. Его задача заключается в удержании звукоснимателя над виниловым диском и плавном перемещении головки во время воспроизведения. От правильности настройки тонарма зависит конечное звучание, ведь именно тонарм передает сигнал от звукоснимателя к фонокорректору.
Для регулировки угла бокового слежения тонарма потребуется распечатать бумажный шаблон, загрузить который вы можете здесь. При распечатке будьте внимательны: проверочная линия должна составлять ровно 180 мм. Значения 60,325 и 117,42 – это фактически необходимое расстояние в миллиметрах от центра шпинделя до ближней и дальней точек установки иглы (крестовина на сетке). По этим значения проводите сверку при распечатке.
Область черной точки предназначается для установки шаблона на шпиндель проигрывателя. Надев шаблон на шпиндель, приступаем к настройке.
-
1. Установите иглу на строго центральную точку пересечения линий сперва на дальней области решетки (та, что ближе к краю пластинки).
2. Обратите внимание на положение головки относительно сетки. Головка должна стоять строго параллельно.
3. Переместите головку звукоснимателя на ближнюю область решетки (та, что ближе к центру пластинки).
4. Убедитесь, что головка также параллельна линиям шаблона.
В случае, если головка не параллельна линиям разметки шаблона, послабте фиксирующие головку два винта (расположены на картридже) и установите их под правильным углом.
При выставлении тонарма еще одной задачей является определение оптимального уровня его давления (прижимной силы тонарма) на поверхность пластинки. Допустимый диапазон веса всегда указывается либо в инструкции проигрывателя, либо отдельно в паспортных характеристиках головки звукоснимателя. Величина измерения – граммы, которая обычно варьируется в пределах от 1-2,5 грамма. Для установки прижимной силы тонарма необходимо:
- Установите антискейт на отметки 0 (поворотное горизонтальное колесо с делениями у основания тонарма).
- Опустите тонарм и с помощью грузиков отрегулируйте его в положение «свободного полета». Головка звукоснимателя при это должна быть параллельна деке проигрывателя, не поднимаясь вверх и не опускаясь вниз.
- На регулирующем кольце у основания грузиков (вертикальное кольцо) установите значение 0.
- Поставьте тонарм на держатель.
- На регулирующем кольце, поворачивая его по часовой стрелке, установите значение, соответствующее паспортным характеристикам звукоснимателя.
Для контроля прижимной силы можно воспользоваться и специальными весами, обеспечивающими точность показаний до сотой доли грамма.
В соответствии с установленной прижимной силой необходимо установить и величину антискейтинга. Антийскейтинг – это специальная система противовеса, которая позволяет предупредить произвольное перемещение звукоснимателя под действием центробежной силы.
По умолчанию величина антискетинга равна величине силы прижимной силы. Для более тонкой настройки желательно воспользоваться специальным лазер-диском.
Установив лазер-диск, запустите проигрыватель и опустите тонарм со звуковой головкой на поверхность диска. Смещение головки корректируется с помощью поворота ручки антискейтинга. Добейтесь такого уровня антискейтинга, при котором во время вращения диска головка звукоснимателя не будет уходить в сторону.
Этап 4. Установка угла отслеживания иглы
Запись всех виниловых пластинок производится строго под определенным углом. Угол резания традиционно составляет 20 градусов (старые пластинки имеют угол в 15 градусов). Для воспроизведения звука с минимальными искажениями необходимо правильно выставить картридж звукоснимателя. Он должен располагаться строго параллельно пластинке.
Для настройки потребуется специальный пузырьковый уровень, которым мы пользовались при выравнивании проигрывателя, но значительно меньшего размера.
1. Установите пластинку и подведите тонарм.
2. Опустите головку звукооснимателя на пластинку.
3. На головку звукоснимателя положите пузырьковый уровень.
4. С помощью регулировочных винтов опоры тонарма скорректируйте его высоту до «идеальной параллельности» головки.
Некоторые модели проигрывателей виниловых пластинок не предусматривают настройку высоты тонарма. Вместо этого производитель указывает оптимальные картриджи, которые соответствуют параллельной установке тонарма.
На этом настройку винилового проигрывателя можно считать оконченной.
P.S. Если после покупки винилового проигрывателя вы не можете понять за что же, собственно, так хвалят винил, займитесь тонкой настройкой проигрывателя. Потраченное время с лихвой компенсируется отменным качеством звучания.
Удачной настройки и приятного вам прослушивания!
Подготовлено при поддержке Audio Technica.
39 комментариев
Форум →Давно пора его выбросить
@toivan, с чего это? Я его только 3 месяца как купил и активно использую
@Nikola Nidvora, я все тоже хочу Dendy купить, никак руки не доходят
Отличная стать, наконец все по делу, а не реклама. Только вот проигрыватель не тот для настройки.
@axinfernis, на примере реги от трёшки и выше было бы поинтереснее :)
@supchik, Согласен
@axinfernis, почему не тот? Судя по обзорам на этом ресурсе и по наушникам M50x, в которых я сейчас сижу, японцы из Audio-Technica знают толк в звуке.
@Vitaliy Melenikov, Хороший звук у Японцев Pioneer, Denon но не Audio-Tehnica
Зачем?
@anfedoro, чтобы звук был красивым. За тем, зачем люди на концерты ходят или домашние аудио-системы покупают =)
Я, как человек в своё время пользовавшийся довольно много винилом и потративший немало денег как на диски, так и на аппаратуру, их воспроизводившую (чего только голова хорошая стоила…), могу предложить очень простую инструкцию настройки. Достаточно большой коробки (чтоб проигрыватель вместился) и немного скотча (липкого, не жидкого)). Догадываетесь, что нужно делать? Я абсолютно поддерживаю Пола Макартни, который был в дичайшем восторге, когда услышал первый CD. В прошлом остались шумы, трески, помехи от приводного двигателя, от проезжающих трамваев, от ног проходящих рядом с проигрывателем и т.д. и т.п. Ну НЕТУ НИКАКИХ преимуществ у механического воспроизводителя перед цифровым, НИ-КА-КИХ!. Зато недостатков – миллион. Хочется “совсем живого” звука – купите патефон, там вообще всё “натуральное”, никаких “транзисторных” искажений! И лампу керосиновую рядом поставьте для пущей гармонии. Правда, если вы пользуетесь кабелями за 800 долларов со стрелочкой, указывающей направление движения электронов, или слышите, как изменились “верха” после замены оптического кабеля на коаксиальный,этот совет не для вас))
@N3310, я тоже было за цифрой побежал и с пеной у рта орал, что нет разницы через что передавать единички и нули, но с годами понял, что был не прав. и вы вероятно поймёте. готов провести слепой тест на хорошей аппаратуре и вы CD отличите от винила не только по щелчкам.
Все проходившие этот тест потом очень серьёзно думают как им слушать музыку дальше, потому что расслышать это уже невозможно.
@supchik, …а развидеть – так вообще невозможно…
Ох уже эти странные люди, которые слушают не музыку, а приборы..
@supchik, вы написали ровно то, что я хотел сказать. Разве что с одной ремаркой: у всех слух разный, не все могут услышать разницу физически (хотя таких очень мало – большой возраст, шумная работа,скажем, на заводе и т.д.).
Да тут уж многое зависит от цифры (Astell-Kern-овский плеер + Westone W60 выдают шикарный звук, который может дать фору многим вертушкам). Но в целом вы правы: если сравнивать обычный винил тысяч за 15-20 с обычным плеером с MP3 или даже Flac-ом то да, разница будет огромной и 95% людей её услышат.
@Vitaliy Melenikov, вы описали прямо мой случай :) только у меня АК100 с Westone UM30 (что попроще чем ваш пример) , но зато вертушка rega rp3 с Elys2, что поприличнее :) слушаю и то и другое т.к. с собой стол не унесёшь, да и на всех исполнителей сразу денег на пласты не хватит. Но главный момент в том, что одно дополняет другое, а не ставится во главу угла
@N3310, “преимуществ у механического воспроизводителя перед цифровым” – одной этой фразы достаточно, чтобы понять что в звуке вы вообще ничего не понимаете. Как впрочем и в механике. ))
все отлично и по делу. Как раз сижу занимаюсь настройкой :))) один вопрос – где бы только купить лазердиск…
Много узнал из статьи , но я пока не из тех людей кто слушает винил.
В детстве смешно было , когда были кассетные магнитофоны и плееры, а потом и вовсе CD плееры появились, я думал винил это старый век и звук там ниразу не лучше чем на CD Audio , но вот сейчас я хочу послушать винил.
@SoulAssassinS, как я писал выше, расслышать это уже не получится. так что оцените для начала финансовые возможности (стол от 65+ тыр, пластинки от 1,5+ тыр)
@supchik, да ладно, можно и вертушку вроде Audio-Technica AT-LP60, о которой вроде тут в обзоре писали пару недель назад. Стоит удовольствие 13 тысяч. Для начала и знакомства с винилом супер-пупер дорогие установки всё равно не нужны.
@Vitaliy Melenikov, я просто только два месяца назад выбрался из “этой ямы”. С нынешним курсом всё серьёзно осложнилось. Давайте скажем так начинать имеет смысл от 700$ – 1000$. Но это будет аппарат на котором можно просидеть очень долго не гоняясь больше не за чем, а уж если не пошло, то продать его будет достаточно просто. Купив дешевле и сам будешь терзаться хотением большего и других будешь уговаривать купить его у тебя. Удобно, что в виниле есть “золотой” базовый уровень. Это как Gibson les Paul standard в гитарах ;)
Спасибо за статью.
Когда настраивал (год назад) не нашел сразу в одном месте всю эту информацию.
Практически всё это написано в инструкциях к проигрывателям и иглам.
Ребята, винил – это магия, обряд, мода, ритуал и интересное времяпровождение. Чего стоит только процедура вытаскивания диска из конверта – к диску при этом, в отличие от того, как это происходит в старых фильмах, прикасаться не принято – только ладонями к торцам. Но! К по-настоящему качественному прослушиванию музыки данное действо не имеет никакого отношения – в крайнем случае, можете попытаться послушать 24 битные записи (не оцифровки с винила, а оцифровки с мастер-ленты, ну, или записанные так в оригинале; DDD – так они обычно обозначаются). Частота дискретизации значения при этом практически не имеет – 44.1 от 192 вы не отличите, увы. На своей аппаратуре, очень сильно и специально прислушиваясь, я, ВРОДЕ БЫ, разницу между 16/44.1 и 24 битами чую… Хотя, предполагаю, это скорее самовнушение))
@N3310, DDD это как раз не оцифровка ленты, а изначально цифровое диджитал-диджитал-диджитал
@nickgreenman,”ну, или записанные так в оригинале; DDD – так они обычно обозначаются” – я же об этом и писал, вообще-то))
@N3310, штоа? 16/44 от 24/96 и выше можно отличить не только в хорошем плеере, но даже с помощью Audirvana Plus и хороших наушников на iMac или MacBook Pro.
@supchik, да “то”. Представь себе ситуацию, когда сидит 4 музыканта, 1 звукорежисёр, и, так, не торопясь, берётся оригинал 24/192, десеплируется в 16/44.1 (на простом Adobe Audition) и делается неспешный, под хороший коньячок, слепой тест на протяжении 4-5 часов, с толком, с чувством, с расстановкой. Стоимость аппаратуры прим. 40000 нерублей (это было не у меня дома – у меня в 2.5 раза поскромнее примерно). Попадание – примерно 50 процентов (что и требовалось доказать). Музыканты с опытом 15-20 лет, режиссёр из немецкой студии, где мы материал разный и писали. Уши у всех очень даже “правильные”. Такова реальность, а не маркетинговые приколы))
@N3310, проводил аналогичный эксперимент, но в наушниках. правда, к моему минусу, не десемплировал исходник а сравнивал CD (16/44) и HD (24/96+) на примере одного и того же альбома (например БГ Соль). угадывали в 85%
@supchik, Вот то-то и оно-то – вы же сравнивали материал, записанный кем-то однозначно ПО-РАЗНОМУ)
@N3310, от слуха зависит. Проводите тест по материалам вроде test.tidalhifi.com Сразу станет понятно, нужен ли вам хороший звук, иди достаточно Mp3 с наушниками за 300 рублей.
Я отгадал 5 из 5 на звуковой карте старого ноутбука и Marshall Mode.
хорошая статья, спасибо.
ps пишущим, что HD записи лучше или просто сравнивающим винил с керосиновой лампой – ну это чуть тоньше и просто очень толсто.
аппарат, “выдающий” из hd файлов что-то стоящее и сравнимое с винилом стоит в 3 раза дороже, чем вертушка начального уровня, которая используется как пример в этой статье.
Кстати – важный момент.
Плеер боится вибрации.
На днях слышал про деятеля, установившего его на сабвуфер…
@rdc, видос есть? А то моя фантазия уже нарисовала Walker Audio Proscenium Black Diamond V стоящий на сабе :)
Помню как силу прижима настраивал обычными чашечными весами с грузиками.. )
Главное не забыть купить самые дорогие межблочные кабеля с правильно уложенными ионами серебра, разъемами с позолотой 999 пробы и обязательно прогретые, иначе воздух будет сухой, сцена узковата, песок в высоких, вот это все. Да и не забудьте теплый ламповый провод питания, пофиг что включается в обычную розетку стоящую в доме со времен Брежнева.
если не трудно,
наваяйте, пожалуйста, статью со ссылками на экспертные сайты, как собирать оптимальные сетапы для прослушивания винила, с набором рекомендаций как выбирать и проверять б/у компоненты, буду премного благодарен! например, за 100к, 150, 200, 300. особо интересны ламповые усилители – полно б/у, полно самоделок и новых китайских (Music Angel, например) за вполне приемлемую цену. а в кабелях вообще чёрт ногу сломит.
слушать хочется музыку 80х 90х 2000х – new age, ambient, dark ambient, idm.
Добрый день, “Для регулировки угла бокового слежения тонарма потребуется распечатать бумажный шаблон, загрузить который вы можете здесь” – самого файл нет, можно его по новой залить.
5-й пункт: “…..поворачивая его по часовой стрелке…”. Вообще-то надо поворачивать против часовой стрелки (по крайней мере у проигрывателей Audio Technica). Вращение по часовой стрелке дает обратный эффект – тонарм поднимается до небес.
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как замедлить таймлапс-видео на iPhone
Как использовать iMac в режиме внешнего дисплея
Как управлять компьютером Mac с дивана
Что делать, если греется динамик на iPhone?
Что делать, если камера iPhone запускается медленно
Пропала защита паролем в Google Drive. Что делать
Как увеличить масштаб экрана на Apple Watch
Забыл контрольные вопросы Apple ID. Как их поменять?